Шишкин Иван Иванович (реализм)
Шишкин Иван Иванович — основоположник русского эпического пейзажа, дающего широкое, обобщенное представление о величавой и вольной русской природе.
В картинах Шишкина подкупает строгая прравдивость изображения, спокойная широта и величавость образов, их естественная, ненавязчивая простота.
Поэзия шишкинских пейзажей схожа с плавной мелодией народной песни, с течением широкой, полноводной реки.
Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста. С юности им владела страсть к живописи, и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния.
Все свои художественные помыслы он направлял на изображение природы, для этого он постоянно ездил в парк Сокольники на этюды, штудировал натуру. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:» … просто поле, лес, реку, — и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
» В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.
На протяжении всего периода своего творчества художник следовал одному своему правилу, и не изменял ему всю жизнь: «Одно только подражание природе может удовлетворить ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры…Природу должно искать во всей ее простоте…»
Таким образом, он всю жизнь следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его, не навязывать свое индивидуальное восприятие.
Творчество Шишкина можно назвать счастливым, он никогда не знал мучительных сомнений и противоречий. Вся его творческая жизнь была посвящена совершенствованию того метода, которому он следовал в своей живописи.
Картины природы у Шишкина были настолько правдивы и точны, что его часто называли «фотографом русской природы», — одни с восторгом, другие, новаторы, с легким презрением, но на самом деле до сих пор они вызывают у зрителей волнение, восхищение. Никто не проходит мимо его полотен равнодушным.
Туман в лесу (1872)
Дождь в дубовом лесу (1891)
Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Природа насыщена сырым воздухом. Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Но облачное небо уже начинает светлеть. Пронизывая сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, с неба льется серебристый свет, он отражается серо-стальными бликами на мокрых листьях, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают пепельный оттенок. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени.
Дубы. Вечер (1887)
Художник прекрасно уловил в этюде солнечное освещение, просветы яркого синего неба в контрасте с зеленью дубовой кроны, прозрачные и трепетные тени на стволах старых дубов.
Лесные дали (1884)
Перед нами широкая панорама, захватывающая ширь пространства, поблескивающая вдали гладь воды, протянувшиеся на многие километры глухие прикамские леса. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.
По мере удаления в глубь изображения, изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми, и в конце цонцов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Небо в картине бледно-голубое, прзрачное, легкое, с еле заметными облачками, светлеющее к горизонту и чуть тронутое золотистым налетом. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
На переднем плане на светлом фоне неба четко рисуется силуэт тонкой, слегка наклонившейся, полузасохшей сосны, одиноко высящейся на склоне холма. Она как бы приближает пейзаж к зрителю, делает его более предметным, конкретным.
На севере диком…(1890)
Картина написана по мотивам одноименного стихотворения М.Ю Лермонтова.
В картине звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, снега и льда, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бескончную даль, покрытую снегами. Кажется, в этом царстве холода нет ничего живого, все вокруг замерло.
оцепенело. Но на самом краю скалы, отчаянно зацепившись за жизнь, гордо стоит одинокая сосна. Тяжелые хлопья сверкающего снега сковали ее ветви, тянут вниз, к земле. Но сосна с достоинством несет свое одиночество, власть лютого холода неспособна сломить ее.
О чем она думает, мечтает, стоя на самом краешке скалы? Возможно, о ком-то, кто далеко отсюда тоже стойко и гордо несет свое одиночество, невзирая на оковы, препятствующие их встрече?
Картина наполнена тишиной и безмолвием, ощущается холод, разлитый в природе. В отличие от других пейзажей, этот скорее лирический, полный тонкого душевного чувства.
- На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход,
- Одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет.
- Полдень В окрестностях Москвы (1889)
Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами.
Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста.
Последние перламутово-серебристые облака убегают к горизонту, уступая место полуденному солнцу.
- Особенно ценно то, что художник сумел проникновенно предать обновленную после дождя природу, дыхание освеженной земли и травы, трепет бегущих облаков.
- Жизненная правдивость и поэтическая одухотворенность делают картину «Полдень» произведением большой художественной ценности.
- Рожь (1878)
В этом полотне больше, чем в какой-либо другой картине Шишкина , обнаружилась народность его восприятия природы. В нем художник создал образ большой эпической силы и подлинно монументального звучания.
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Набегающие порывы ветра волнами колышут рожь — от этого еще острее ощущение, какая она высокая, тучная и густая.
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов, и они тотчас скрывают ее. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи.
Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.
Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая легкой пылью дорога, с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки.
Картина «Рожь» — это обобщенный образ родины. В ней победно звучит торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли. Огромная вера в мощь и богатство природы, которым она вознаграждает труд человека, — вот основная мысль, которая руководила художником при создании этого произведения.
Корабельная роща (1872)
Картина написана в год смерти художника, он как бы вновь воскресил близкие его сердцу мотивы, связанные с лесом, с соснами. Пейзаж был экспонирован на 26-й Передвижной выставке и встретила теплый прием у прогрессивной общественности.
Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах, состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей.
Лиризм вечернего освещения сочетается в картине с эпическим характерам соснового леса-великана. Громадные, в несколько обхватов стволы деревьев, их спокойный ритм придают всему полотну особую монументальность.
«Корабельная роща» — лебединая песня художника. В ней он воспел родину с ее могучими стройными лесами, прозрачными водами, смолистым воздухом, голубым небом, с ласковым солнцем. В ней он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.
Сосновый бор (1872)
Это излюбленная тема Шишкина — тема вековых хвойных лесов, лесной глухомани, природы величавой и торжественной в своем невозмутивом покое. Художнику хорошо удалось передать характер соснового бора, величаво-спокойного, объятого тишиной.
Солнце мягко освещает пригорок у ручья, верхушки вековых деревьев, оставляя погруженной в тень лесную глушь. Выхватывая из лесного сумрака стволы отдельных сосен, золотистый свет солнца выявляет их стройность и высоту, широкий размах их ветвей.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны.
Нотки тонкого народного юмора внося потешные фигуры мишек, заглядевшихся на дупло с дикими пчелами. Пейзаж светел, чист, безмятежно радостен по настроению.
Среди долины ровныя (1883)
В полотне изображен равнинный пейзаж средней полосы России, спокойную красоту которого венчает могучий дуб. Бескрайны просторы долины. Вдали чуть поблескивает лента реки, еле видна белая церковка, а дальше к горизонту все потонуло в туманной синеве. Нет границ этой величавой долины.
Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. По обочинам ее цветы — сверкают на солнце ромашки, цветет неприхотливый боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек. Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной.
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Приближается страшная гроза. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.
Утро в сосновом лесу (1889)
Это одна из наиболее известных картин, которую мы знаем с детства. Художник чудесно передал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в низины, в лесную глушь. На поваленных стволах деревьев резвятся медвежата. Их нарисовал по просьбе Шишкина художник Савицкий.
Эта картина не считается очень удачной среди других пейзажей Шишкина благодаря излишней красивости, отклонению от жизненной правды, что непривычно для произведений художника. И тем не менее, она привлекает, повышает настроение праздничностью красок, необычностью сюжета.
Зима (1890)
Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.
Справа темнеет непроходимая чаща леса. Все вокруг погружено в зимний сон. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали.
Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.
Богатая палитра оттенков белого, коричневого и золотистого передает состояние зимней природы, ее красоту. Здесь показан собирательный образ зимнего леса. Картина полна эпического звучания.
Чародейкою Зимою околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован…сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован легкой цепью пуховой…
- (Ф. Тютчев)
- Сныть-трава
Источник: http://cvetamira.ru/shishkin-ivan-ivanovich-1832-1898
Сочинение по картине Шишкина Лесные дали краткое описание
Таких мест на нашей планете немало. Однако автор работы сумел привлечь внимание зрителя на диком природном уголке, сконцентрировав внимание на тех деталях, которые человек часто упускает из виду, находясь рядом с ними.
Время суток, которое художник изобразил на картине, не может оставаться не узнанным. Зрителю представлено раннее утро, которое постепенно сменяет ночную пору. Вокруг все проснулось, однако не приобрело пока еще ярких оттенков, так как небесное светило не торопится показаться из поднебесья.
Передний план – это неровная лужайка, уходящая плавно вниз. Шишкин занял удобную позицию для обзора панораму. Это возвышенность, с которой открывается неповторимый пейзаж родного края, открывая перед нами бескрайние лесные просторы. Под ногами стелется невысокая, светло-зеленая трава.
В некоторых местах она слегка пожелтела, что подсказывает присутствие частой жары. Возможно поэтому нет ярких цветов, лишь мелкие еле заметные будто разбросанные по поляне светлые цветки. На глаза попадаются глыбы серых камней, кустики разных размеров. К центру картины они плавно переходят в небольшие деревья, далее – в высокие.
Справа изображено одиноко стоящее дерево, ствол которого почти голый. На его верхушке автор нарисовал лишь несколько веток с редкой хвоей.
Все остальное пространство занимает густой лесной массив из хвойных и лиственных деревьев, которые волнами распространяются на огромные расстояния. Лес кажется непроходимым, представляя дикий природный уголок.
Вдали деревья совершенно неразличимы, так как смешаны в единую зеленую массу. Необыкновенную таинственность картине придает туманная дымка, застилающая почти все пространство.
Она постепенно рассеивается, провожая утро.
Среди этого утреннего тумана виднеется вода. Это лесное озеро будто излучает волшебный свет. Так прекрасно смотрится издали его водная поверхность. На горизонте видимость слишком плохая. Полоса леса и небес будто сливаются в одно целое, уступая место друг другу.
Вся верхняя часть картины представляет небо светло-серого оттенка с белыми пушистыми облаками, будто выстроенными в ряд. Одинокая неизвестная птица гордо рассекает воздух мощными крыльями.
Атмосфера, представленная И. И. Шишкиным на картине «Лесные дали», привлекает внимание пробуждением природы после долгой ночи, вызывая в душе зарождение энергии, радости. У зрителя возникает ощущение свежести, будто наяву вдыхаешь воздух, наполненный кислородом.
Любование картиной заставляет отдохнуть мысленно и физически, создают атмосферу спокойствия, восхищения, удовлетворяя и цветовой гаммой, и любимыми образами представителями растительного мира родной природы.
Все, что представлено вниманию, вызывает чувство гордости за то, что мы живем среди таких необыкновенных объектов, имеем возможность соприкасаться с элементами родных просторов, получить удовольствие и душевное равновесие.
Чувствуется, что в душе художника живет окружающему миру, сострадание и отсутствует равнодушие.
Шишкин — Лесные дали
Сейчас читают:
- Сочинение на тему Весенний дождь 3, 4, 5 класс
Весна – это чудесный, благодатный период пробуждения природы. Это время, когда тает последний снег, теплые солнечные лучи прогревают замерзшую землю, на деревьях прорастают молодые зеленые листочки, - Сочинение по картине Тропинина «Кружевница» 4 класс
Одной из самых известных работ А. В. Тропинина является картина «Кружевница». В своей картине А. В. Тропинин изобразил обычную девушку, которая занимается вышивкой. Мы видим, как на секунду она оторвала взгляд от своей работы. - Сочинение Осень мое любимое время года 4 класс
Каждое время года постоянно сменяется другим. Осень, зима, весна и лето. Четыре соперницы, абсолютно непохожие и вечно соревнующиеся за право продлиться как можно дольше. И любой живущий на земле выбирает - Тема любви в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение
Одной из центральных тем произведения является любовь. Читателю представлено несколько любовных треугольников. Первая история любви рассказана читателям в главе «Бэла». - Сочинение Сила характера 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
У каждого из нас свой, индивидуальный, характер. Характер – это такая черта человека, которая может передаваться по наследству. Но. Характер способен меняться на протяжении всей жизни. И если о характере еще что-то можно сказать, - Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцева 8 класс
Майя Кузьминична Копытцева – популярная художница 20 века. Она пейзажист, живописец, портретист и также писала натюрморты. Майя Кузьминична очень любила природу, и она смогла в своих картинах передать зрителям всю реалистичность и великолепие
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/lesnye-dali-kratkoe-opisanie
Сочинение по картине Шишкина «Лесные дали» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
Детские и юношеские годы Аркадия Александровича Рылова прошли на севере, в Вятке.
Он искренне любил свою родину, поэтому частенько на его полотнах были изображены пейзажи родных мест, о которых он никогда не забывал.
Картина Рылова «В голубом просторе», написанная в 1918 году, тоже открывает перед нами бескрайние просторы севера, где вот-вот растают все снега и куда снова нагрянет весна с ее теплом и солнечным светом.
На картине зрители видят бескрайние море и небо, которые сливаются на горизонте воедино, создавая ощущение бесконечности времени и пространства.
Подробнее…
Сочинение по картине Юона «Купола и ласточки»
Художник Юон изобразил на своем полотне «Купола и ласточки» какой-то провинциальный городок. Он ничем особенным не отличается от других подобных городов.
В нем есть церковь, купола которой и изображены на картине. Они освещены солнечным светом, а золотые кресты выделяются на фоне голубого неба. В высоком небе кружатся ласточки, они радуются солнцу и теплу.
Небольшие облака разбавляют синеву неба.
Город весь в зелени, значит, наступило лето. Пышные кроны деревьев бросают тени на дома. Вдалеке виднеются небольшие дома жителей города. Если приглядеться, то среди домов и зелени можно увидеть дым, который оставляет за собой проезжающий поезд.
Подробнее…
Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин»
Труднее всего Сурикова далась его последняя работа — «Степан Разина». Разин — вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединявший многочисленный отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.
Интересно, что в самом первом эскизе «Степана Разина» Суриков думал изобразить атамана и его возлюбленную — персидскую княжну, показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ничтожным перед историческим делом, которому служил Разин, ради которого шла за ним его ватага.
Подробнее…
Сочинение по картине Венецианова «Вот-те и батькин обед»
Выдающийся русский живописец Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. О жизни художника мало сведений. Он стал заниматься живописью уже во взрослом возрасте. Сам он писал о себе: «Я не воспитанник Академии, не готовил себя быть художником и стал им, любя художество».
На самом деле все картины Венецианова великолепны. Он создал множество произведений на тему крестьянской жизни. В 1820 году художник покинул Москву, стал жить в небольшом имении Сафонково в Тверской губернии. Здесь он написал много удивительных картин.
Подробнее…
Сочинение по картине Серова «Портрет Драгомировой»
Среди портретов, написанных в конце 1880-х годов, портрет Софьи Драгомировой — своеобразное свидетельство роста серовской славы. C Софьей Драгомировой Серов познакомился в мастерской Репина. Софья Михайловна Драгомирова (в замужестве Лукомская) писала И. Грабарю.
«Помню, что, приехав однажды в октябре 1889г. на сеанс к Репину. я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет.
Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге.
Подробнее…
Сочинение по картине Перова “Портрет Достоевского”
Когда смотришь на портреты, выполненные Перовым, можно намного лучше узнаешь тех, кто на них изображен. Вот и образ великого драматурга Достоевского, загадочная история которого явствует из его произведений, становится более понятным и открытым для его почитателей. А весь секрет заключается в том, что Перов не ищет только портретной схожести.
Для него важно изобразить точно психологический образ, внутренний мир его персонажа, явствующий из выражения глаз, мимики, привычной позы, в которой герой чувствует себя расслабленно и уютно, и даже из одежды, что характеризует каждого героя, перенеся смотрящего на портрет в ту эпоху, когда он был сделан.
Подробнее…
Сочинение по картине Айвазовского “Обоз чумаков”
В творчестве И. К. Айвазовского очень много произведений на разные темы. Больше всего меня поразили картины с изображением природы Украины. Особенно мне понравилось произведение “Обоз чумаков”, которое Айвазовский написал в 1862 году.
На полотне изображены степи, бескрайние поля и дорога, которая ведет за горизонт. Большие телеги, с сеном, изображенные на картине напомнили мне о приближающемся лете. Сразу захотелось почувствовать запах свежего сена, окунуться в деревенскую атмосферу.
Подробнее…
Источник: https://express5top.ru/index.php/sochineniya-po-kartinam/13908-sochinenie-po-kartine-shishkina-lesnye-dali.html
Материал на тему
БЕСЕДА по ИСКУССТВУ. 4.
ТЕМА: И.И. Шишкин «Лесные дали» (1884).
Перед нами широко раскинулись нескончаемые дремучие леса северного края нашей необъятной Родины. Далеко, далеко вокруг, насколько хватает глаз, тянутся они по пологим холмам.
Хвойные леса у нас на севере занимают огромные пространства, в десятки и сотни километров. В родном для художника Вятском крае (родился Шишкин в городе Елабуге, на реке Каме) леса занимают более половины территории.
- Художник как бы приглашает зрителя посмотреть с вершины холма на всё это лесное богатство, на расстилающуюся внизу панораму дикого края.
- Высокий небосвод и низкий далёкий горизонт создают ощущение огромного, необъятного пространства, и у зрителя возникает гордая мысль – как велики и необозримы просторы нашей Родины.
- На переднем плане выжженная солнцем, побуревшая поляна плавными мягкими линиями спускается вниз к лесу, чтобы затем снова взобраться на холм, а дальше её сменяет лес, густой, пушистой шапкой покрывающий далёкие холмы.
Надвигаясь справа, слева, сзади, холмы постепенно снижаются, образуя в центре глубокую впадину, в которой расположилось лесное озеро. Оно как бы раздвинуло гущу леса и задорно поблёскивает на солнце, оживляя пейзаж. А дальше, за озером, лес опять сомкнулся и тянется до самого горизонта.
Картина оптимистична. В ней сочетается живое восприятие художником величия лесных просторов и красоты родного края с мастерским художественным исполнением.
Глубина пространства передана световоздушной средой и мягкими тонами зелени, окутанной дымкой утреннего тумана. На переднем плане лес начинается группой тёмно-зелёных молодых сосен.
Мы хорошо различаем их стволы и ветви, но чем дальше, тем менее отчётливы изображения деревьев, тем воздушнее тона. Краски менее интенсивные, контуры сглаживаются.
На дальних планах, у горизонта, отдельных деревьев не видно, лес превратился в сплошной синеватый массив.
Колорит картины богат и очень сложен. Умелое сочетание различных оттенков зелёного цвета и сильно рассеянный свет помогают художнику создать ощущение пространства на многие километры в глубину.
Сначала цвет из зелёного становится лиловым, потом синеватым. Чёткость и рельефность объёмов постепенно сглаживаются.
Тёплые, с еле заметным лиловатым оттенком тона неба дополняют ощущение пространства, дали.
Название «Небесные дали» удачно определяет содержание картины. Она уводит зрителя в глубокие лесные просторы. Невольно любуешься ими и весомо ощущаешь спокойствие, силу, богатство и красоту русской природы. Оптимистическое восприятие художником природы передаётся зрителю, вызывает у него прилив энергии и бодрости, наполняет гордостью за нашу великую Родину.
- Цель беседы по картине:
- Создать у учащихся впечатление богатства и красоты русской природы; вызвать чувство любви к родному краю, любви к Родине и гордости за неё.
- Примерная беседа по картине:
- Учитель:
Посмотрите, ребята, на картину. Перед нами поляна с одинокой сосенкой справа и лес, который тянется далеко, далеко, до самого горизонта. Куда ни посмотришь, всюду лес, только в центре картины поблёскивает на солнце вода. Что там такое?
- Учащиеся:
- Там лесное озеро.
- Учитель:
- Почему же мы видим озеро так далеко, за верхушками деревьев, и видим также, что лес тянется далеко вокруг?
- Учащиеся:
- Мы как будто стоим на горе и смотрим вдаль, а озеро находится внизу, под горой, и лес тоже.
- Учитель:
- А если бы мы стояли не на горе, а внизу, на какой – нибудь поляне в лесу, видно было бы нам озеро?
- Учащиеся:
- Нет, деревья закрывали бы от нас озеро.
- Учитель:
Вспомните, что мы видели на экскурсии. Каким нам казался окружающий пейзаж внизу, и что мы увидели, когда взошли на гору?
Ребята, эту картину художник назвал «Лесные дали». Что он хотел показать?
- Учащиеся:
- Он, наверно, хотел показать, как много леса в нашей стране.
- Учитель:
- Как же он это показал?
- Учащиеся:
- Художник рисовал лес с горы, ему было видно далеко вокруг, и он показал, что лес тянется далеко, далеко.
- Учитель:
Правильно. Наша Родина богата лесами. Они тянутся на многие километры. Особенно много лесов на севере, на Урале и в Сибири. Лес – наше богатство, его надо беречь и охранять.
Художник в своей картине хотел показать, как богата лесами наша страна, как широко они раскинулись вокруг. Поэтому он и выбрал такую точку зрения, при которой можно было увидеть очень далеко. Показано огромное пространство. За передней группой деревьев открывается вид на холмы, сплошь покрытые лесом, они тянутся вдаль до самого горизонта.
Художник выбрал такое время года, когда лес бывает особенно пышным, густым, зелёным. Какое это время года? (лето). По каким ещё признакам можно узнать, что на картине лето?
Учащиеся:
На переднем плане изображена поляна, трава на ней пожелтела и побурела. Солнце выжгло траву.
Учитель:
Правильно. И небо высокое, светлое, как будто тоже выжженное зноем. Дали окутались сизой дымкой, так часто бывает в жаркий, солнечный летний день.
А какой лес изображён на картине? Каких деревьев тут больше всего?
Учащиеся:
Больше всего здесь сосен. Значит, это сосновый лес.
Учитель:
Давайте посмотрим внимательно, как художник написал лес, какими красками. Сравните деревья на переднем плане и вдали. Чем они отличаются?
Учащиеся:
На переднем плане мы хорошо видим деревья, стволы и ветки. Хвоя на них яркая, тёмно – зелёная. А чем дальше, тем труднее различить отдельные деревья, вдалеке они совсем превратились в одно пятно. И цвет их меняется, они становятся светлее и голубее.
Учитель:
Вдали лес виднеется чуть заметным синеватым пятном, окутанным лёгкой дымкой. Благодаря такому изображению леса художнику и удалось передать в картине большое пространство, даль, потому что вдали предметы всегда кажутся маленькими и не такими чёткими, как вблизи. Слой воздуха как бы закрывает их от нас лёгкой, матовой, полупрозрачной пеленой.
Эту картину написал художник Иван Иванович Шишкин. Вспомните, ребята, вы уже слышали имя этого художника. Какие его картины вы знаете?
- Учащиеся: Художник Шишкин написал картину «Рожь», её мы рассматривали ранее.
- Учитель:
- Иван Иванович Шишкин написал много картин о русском лесе.
Город Елабуга, в котором родился и жил художник, был окружён дремучими лесами. Целыми днями бродил он по лесу с этюдником, изучал и рисовал природу. Особенно Шишкин любил сосны. Они нарисованы в разных видах на многих его картинах «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» и другие.
На всех его картинах широкая, просторная и богатая русская природа.
Русские люди очень любят и ценят картины Шишкина.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/09/25/beseda-po-iskusstvu-na-temu-i-i-shishkin-lesnye-dali
Решу огэ
Задание 2 № 182
Перескажите прочитанный Вами текст об Иване Ивановиче Шишкине, включив в пересказ слова историка искусств В. В. Ста́сова:
«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский лес… Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».
Подумайте, где лучше использовать слова В. В. Стасова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Иван Иванович Шишкин — художник, воспевший красоту русского леса. Современники называли его «царём леса». Вот несколько названий картин: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Корабельная роща». Художник изучал природу, подолгу работал прямо в лесу.
Именно поэтому на полотнах точно отражены все детали: особенности листвы, ветвей, стволов, корней разных пород деревьев, показаны неровности почвы, поросшие лесными травами, сухие листья, хворост, валежник. Любовно выписан каждый стебелёк и листочек. Картины художника наполнены глубоким чувством — любовью к родной земле.
Они помогают зрителям ощутить подлинную красоту неброской русой природы.
Ивана Шишкина называют художником полудня: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет, отсутствуют тени. Пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями.
Самая знаменитая картина «Утро в сосновом лесу» принадлежит не только перу Шишкина. Он нарисовал лес, а его друг художник Константин Сави́цкий оживил лесной пейзаж изображением семейства медведей. Когда картину решил купить коллекционер Третьяко́в, он потребовал, чтобы подпись второго автора с картины убрали.
Художник оставил богатое творческое наследие. Самая большая коллекция его картин, экспони́рующаяся в Третьяковской галерее, насчитывает более 80 работ.
1
Задание 1 № 181
Выразительно прочитайте вслух текст об известном российском художнике Ива́не Ива́новиче Ши́шкине (1832–1898).
Пояснение.
Выразительное чтение должно правильно передавать содержание читаемого текста. Попробуйте сразу выделить микротемы текста — это поможет Вам и при выполнении задания №2.
- Во время чтения обращайте внимание на знаки препинания, которые помогут Вам правильно передать интонации: выделять вопросы и побуждения.
- Следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно.
- Не забывайте о логическом ударении, которое приходится на слово или слова, несущие главную смысловую нагрузку.
Обращайте внимание на темп чтения. Он должен соответствовать ком-муникативной задаче, т.е. передавать замысел автора.
Старайтесь передать эмоциональную окрашенность текста, используя для этих целей соответствующую интонацию, громкость голоса.
Отведите на подготовку к этому заданию 1,5-2 минуты и не более 3-х минут на выразительное чтение текста.
ПояснениеСпрятать пояснение · · Пояснение.
При пересказе текста старайтесь передать все его микротемы. Как правило, микротема текста выделяется в отдельный абзац. Передавайте содержание точно и ёмко, не добавляя лишнего, но и не пропуская ни одной мик-ротемы.
Правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений.
При подготовке к пересказу особое внимание обратите не имеющиеся в тексте имена собственные: географические названия, фамилии, имена, отчества и т.д. Их искажение будет являться фактической ошибкой.
Прочтите высказывание, вникните в его смысл, продумайте, в какую часть пересказа его включить уместнее всего. Высказывания могут содер-жать вывод по проблеме текста — тогда его уместнее употребить в конце пересказа. Высказывание может носить характер тезиса — тогда уместно употребить его в начале текста.
Отведите на подготовку к этому заданию не более 1 минуты и не более 3-х минут на пересказ текста.
Источник: https://ruso-oge.sdamgia.ru/problem?id=182