Характерно, что художница не писала сцены балетного действа, как иногда Э. Дега или К. А. Сомов, моменты разучивания танца и отдельных па, как Дега, мизансцены с фигурами стоящих или сидящих балерин в пачках, как тот же Дега. Ее картины посвящены жизни примерочных и балетных уборных в относительно спокойные минуты, предшествующие спектаклю, когда актрисы кордебалета одеваются, гримируются, тихо переговариваясь, или повторяют “па”. Редко она изображает группы танцовщиц у кулис, ждущих своей очереди выхода на сцену.
Ее волнует сама атмосфера возникновения праздника, когда уходит будничность, а молоденькие актрисы внутренне и с помощью костюма, грима постепенно преображаются в сценические образы лебедей, снежинок, сильфид… Так появились композиции, посвященные отдельным спектаклям с участием балерин разных возрастных групп: “В балетной уборной ” , “Балетная уборная. Снежинки ” , “Снежинки ” , “В балетной уборной ” , “Балетная уборная ” , “Девочки-сильфиды ” .
Лишь однажды было изображено полупустое пространство гримерной – “В балетной уборной” . В картинах отсутствует завязка; они построены на гармонии цвета и юной пластики балерин.
При близости Дега и Серебряковой, с их влюбленностью в форму, мотив “голубых танцовщиц” дает возможность почувствовать различие двух мастеров.
Французского импрессиониста прежде всего волнует красота форм человеческих тел и их пластическое взаимодействие в танце, а русскую художницу из рода Бенуа – сама насыщенная, суггестивная атмосфера театрального спектакля.
Серебрякова мастерски извлекает все возможности из любимых масляных красок и пастели. Последняя позволяет ей “разыгрывать” тонкие цветовые гармонии, передавать “сгущенный” воздух театра – “Снежинки ” .
В работах маслом она сосредотачивается на пластической красоте совершенных форм юных балерин “).
Как правило, свои зарисовки художница делала в театральных уборных в два дня балетных спектаклей в Академическом театре оперы и балета, а затем в мастерской работала над композициями, часто на себе проверяя позы своих героинь.
(2 votes, average: 4.00
Источник: https://art.goldsoch.info/baletnaya-ubornaya-snezhinki-zinaida-serebryakova/
Зинаида Евгеньевна Серебрякова… «Балетная уборная. Снежинки» … 1923 год, ГРм, СПб. — презентация
1 Зинаида Евгеньевна Серебрякова… «Балетная уборная. Снежинки» … 1923 год, ГРм, СПб
2 Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки» 1923 год, ГРм, СПб Переехав в декабре 1920 года в Петроград, Зинаида Серебрякова получила разрешение бывать в дни спектаклей за кулисами бывшего Мариинского театра. На протяжении трёх лет (с 1922 по 1924) художница создала обширную серию пастелей и картин маслом «из жизни балетной уборной»
3 Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки» 1923 год, ГРм, СПб В чём-то эти работы отчётливо напоминают «танцовщиц» Дега. Но балерины Дега всегда безличны. Они не вступают в контакт со зрителем, художник изображает их в стилистике подглядывания. Совсем иное эмоциональное содержание у картин Серебряковой.
4 Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки» 1923 год, ГРм, СПб Её героини видят художницу, и отчасти, конечно. Позируют для неё. Серебряковские балерины определённым образом реагируют на предполагаемого зрителя. Улыбки, жесты. Кокетство – всё это делает картинам атмосферу молодости и даже какой-то бесшабашности.
5 Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки» 1923 год, ГРм, СПб В балетной уборной Танец снежинок Танец снежинок — одна из прелестнейших частей балета Чайковского «Щелкунчик». Множество танцовщиц, наряженных снежинками, кружатся по сцене, изображая метель.
6 Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки» 1923 год, ГРм, СПб В балетной уборной Героини Героини переднего плана в чём-то напоминают саму Серебрякову. Повадка, улыбка, грациозно изогнутые брови – кажется, будто художница пишет свой собственный «портрет- воспоминание»
7 Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки» 1923 год, ГРм, СПб В балетной уборной АТМОСФЕРА МАСТЕРСКИ РАСПРЕДЕЛЯЯ СВЕТ И ТЕНИ, Серебрякова передаёт не только особое освещение балетной уборной, но, кажется, и саму атмосферу её – сдержанно-суетливую, слегка нервозную.
8 Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки» 1923 год, ГРм, СПб В балетной уборной Поза танцовщицы Как изящна, как «невинно- прельстительна» эта поза танцовщицы. С изгибом её ноги перекликается изгиб стула, а сияющая атласная туфелька контрастирует с его матовой тёмной обивкой!
9 Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки» 1923 год, ГРм, СПб Поза танцовщицы АТМОСФЕРА Героини Танец снежинок
Источник: http://www.myshared.ru/slide/785581/
Третьяковка часть 4. Балетный мир в творчестве Зинаиды Серебряковой
?
Categories: В 1920-х годах Зинаида Серебрякова открывает в своей творческой биографии новую страницу: стремление художницы видеть мир небудничным, очаровательным и изящным находит свое осуществление в теме балета. Поводов для обращения к миру балета было достаточно. Театр в жизни Серебряковой всегда занимал большое место.
В декабре 1920 года после смерти мужа Зинаида Серебрякова переезжает с детьми из Харькова в Петроград и размещается в доме своего деда, архитектора Н.Л. Бенуа, где соседями Серебряковых оказываются икусствовед Сергей Эрнст и художник Дмитрий Бушен, страстные любители и почитатели балета.
Тогда же, в 1921 г., Татьяна (Тата), старшая дочь художницы, поступает в хореографическое училище Петроградского академического театра оперы и балета. Таким образом, театр становится постоянной темой домашних бесед и средоточием семейных интересов. Все члены семьи Серебряковых, Бенуа, а также их друзья посещают блестящие спектакли, которые идут на сцене бывшего Мариинского театра (переименованного в 20-е годы в Государственный академический театр оперы и балета): «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Шопениана». Более того, благодаря Александру Бенуа, который в этот период был сценографом и членом дирекции театра, Серебряковой удается получить разрешение бывать за кулисами и посещать артистические уборные, где она находит вдохновение и моделей для своих работ. «Девочки-сильфиды. Балет “Шопениана”» (1924)Ее увлекает мир театра, его красочность, приподнятость чувств: ведь для нее самой искусство всегда было радостью и праздником. В противовес суровой и мрачной действительности минувших лет, художница раскрывает другую сторону жизни, ее красоту и духовность.«В балетной уборной. Балет “Лебединое озеро”» (1924)
«Вообще эту зиму мы окунулись в балетный мир. Зина рисует три раза в неделю, кто-нибудь из молодых балерин ей позирует…и два раза в неделю Зина ходит с альбомом за кулисы зарисовывать балетные типы» – пишет ее мать, Екатерина Николаевна, сестра Александра Бенуа (из письма Е.Н. Лансере к Н.Е. Лансере, Петроград, 22 января 1922 года).
На протяжении трех лет по воскресеньям и средам в дни балетных спектаклей Серебрякова приходила в уборные, где делала многочисленные наброски одевающихся и гримирующихся танцовщиц перед их выходом на сцену. Она зарисовывала балерин также в антрактах и после спектаклей. Артисты часто бывали у нее дома.
Серебрякова, скромная и деликатная по своей натуре, всегда боялась утомить танцовщиц позированием. Она купила балетный костюм (пачку, корсаж, туфли, трико) и нередко сама стояла в нем перед зеркалом в той или иной позе, необходимой для задуманной композиции.
В результате возникла уникальная серия работ из жизни театра 1920-х годов, состоящая из многочисленных набросков, эскизов, портретов артистов балета.«Балетная уборная» (1922-1924)Следует отметить, что в этот период Серебрякова начала работать в достаточно новой для себя технике пастели. Главной причиной было отсутствие хороших масляных и темперных красок. Портрет Е.Н. Гейденрейх в красном, 1923. Государственный Русский музейОвладев пастелью, она особенно оценила преимущества этой техники: чистоту цвета, легкость тонов, бархатистость фактуры. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много блестящих образцов пастельной живописи в XX веке, как она.В Балетной уборной. «Большие балерины». Балет Ц. Пуни «Дочь фараона»(1922).Посещая театр, Серебрякова имела возможность наблюдать жизнь балетного коллектива «изнутри». Среди работ Серебряковой нет ни одной с изображением самого спектакля. Вовсе не сцена заворожила художницу, а тайный мир кулис: атмосфера грим-уборных, где переодевались танцовщицы, постепенно превращаясь в лебедей, снежинок, сильфид и страстных испанок. Законченным композициям часто предшествовали зарисовки: «Голубые балерины» (1922), «Танцовщица» (1922-1924), «Две танцовщицы» (1922-1924), «Отдыхающая балерина» (1924) и другие. Не всегда можно точно установить для какого законченного произведения они были выполнены, вероятно, некоторые из них имеют самостоятельный характер, но всех их отличает умение быстро уловить движение и пропорции модели.»Балетная уборная. Балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро»(1924) Этюд для одноименной картины. Холст, масло. Государственный Русский музей.Жизнь театральных актрис преподнесена не как набор будничных забот, а как праздник, все их приготовления — как предвкушение чуда. Нет ничего будничного и в самих балеринах: загадочно полуопущенные ресницы, таинственно замершие в полуулыбке губы, стройные тела, пластичные жесты.Каждая фигура ярко освещена, создавая эффектную игру света и тени, а многообразные движения изящных рук и ног танцовщиц наделяют изображения особой музыкальной ритмичностью. Ощущение притягательной праздничности мира театра рождает яркий, построенный на локальных пятнах цвета колорит.
В предыдущих постах — «крестьянский цикл» художницы, портреты детей, автопортреты Серебряковой, а в следующих постах будет фото картин с описанием природы и портретов окружающих её людей.
За приглашение на выставку большое спасибо сообществу moscultura и отдельная благодарность tushinetc за организацию блогерского похода. Выставка продлится до 30 июня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12.
Источник: https://g-rybins.livejournal.com/84812.html
Женские портреты Зинаиды Серебряковой
|
Источник: https://classic-art-ru.livejournal.com/91261.html
Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова
- Автопортрет (1956)
- Сын Женя (1909)
Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.
- Дочка Катя с куклами
- Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.
Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха
Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.
Балетная уборная. Снежинки
В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.
Балерины в уборной
В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.
- Автопортрет (1946)
- В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.
- Портрет Сергея Эрнста
В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.
Портрет композитора Прокофьева
Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.
Портрет сестры (Е. Зеленковой)
В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны — чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.
Портрет дочери Кати
Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе — «Крестьяне», «Спящая крестьянка».
- Портрет А. Черкесовой-Бенуа с сыном
- В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.
- Автопортрет в костюме Пьеро (1911)
В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.
Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии
Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее.
Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже.
Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.
Крымский пейзаж
В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами.
В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.
Париж. Люксембургский сад
Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.
Ментона. Вид с гавани на город
В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.
Марракеш. Стены и башни города
Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.
Женщина в белом головном уборе
В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.
- Марокко. Водонос
- В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.
- Автопортрет (1922)
- В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.
- Девушка из Марракеша
- Марракеш. Задумчивый человек
- Марокканка в розовом платье
- Марокканец в зеленом
- Лежащая марокканка
- Обнажённая натура
- Обнажённая с вишнёвой накидкой
- Лежащая обнажённая
- Купальщица
- Девушка заплетающая косу
- Натюрморт со спаржей и земляникой
- Натюрморт с кувшином
- Окно
- Озеро в Царском селе
- Осенний пейзаж
- Уборка хлеба
- Фруктовый сад в цвету
- Яблоня
- Капуста. Село нескучное
- Зимний пейзаж
- Осенний парк
- Зима в царском селе
- Спящая крестьянка
- Жатва (1910)
- Жатва
- Баня
- Беление холста
- Крестьянка с квасником
- Крестьянка с коромыслом
- Обед
- Кормилица с ребёнком
- Зеленя осенью
За туалетом. Автопортрет 1909 г.
- Автопортрет (1930)
- За завтраком
Источник: https://ehdu.livejournal.com/301188.html
Балетная уборная. Снежинки
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художницы Зинаиды Серебряковой. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Зинаиды Серебряковой на натуральном холсте.
Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году в семье известного скульптора в с.Нескучное. Ее мать в молодости тоже была художником-графиком (она происходила из семьи Бенуа).
Детство и юность Зинаиды провела в Петербурге в доме деда, архитектора Бенуа и в родовом имении Нескучное. Рисовать стала в детстве благодаря своему старшему брату, впоследствии ставшему мастером монументальной живописи и графики, и их дяде, брату матери Александру Бенуа.
После окончания женской гимназии в 1900 году Зина поступила в художественную школу, основанную княгиней Тенишевой.
Первые работы она создает во время поездки в Италию в 1902-1903 годах.
В 1905 году Зинаида влюбляется в своего двоюродного брата Бориса Анатольевича Серебрякова и выходит за него замуж. Родные не одобрили этого брака, и после свадьбы молодые в течение года живут в Париже, где Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер и много пишет с натуры.
По возвращении живут в Нескучном. Зинаиду всегда привлекала работа местных крестьянских девушек в поле, это неоднократно отражалось в ее творчестве.
В 1910 году имя художницы стало широко известно. Своеобразный и неповторимый стиль картин, представленных в экспозициях выставок 1909-1910 годов вызвал у зрителей настоящий восторг.Особенно понравился автопортрет «За туалетом».
Прославили имя Зинаиды Серебряковой и известные картины о крестьянах и прекрасные российские пейзажи, написанные с огромной любовью к Родине. Наиболее значительным произведением считается известная картина «Беление холста» 1916 года, в которой Серебрякова выступает как художник-монументалист.
Во время гражданской войны имение сгорело, в огне погибли все ее работы, от тифа умер муж. На руках Зинаиды остались мать и четверо детей. Не было красок. Картина «Карточный домик» этого периода, где художница изображает своих детей, написана углем и карандашом.
Сначала Художница перебралась в Харьков, устроилась на работу в археологическом музее, но обстоятельства все же вынуждают ее покинуть Россию. Несколько лет Зинаида живет с детьми во Франции.
Возможность вернуться появилась только в 20-х годах. Вернувшись, они поселились в бывшей квартире Бенуа в Петрограде. Увлечение дочери Зинаиды балетом послужило созданию многих картин.
Художница вместе с дочерью посещала Мариинский театр, где постоянно рисовала.
В 1924 году картины Серебряковой экспонировались на большой выставке изобразительного искусства в Америке, имели успех и были проданы. На вырученные деньги она вновь уезжает в Париж для организации выставки там. Но ей это удалось только в 1927 году.
- Москва увидела картины Серебряковой лишь в 1965 году благодаря навещавшим ее в Париже советским художникам Герасимову и Шмаринову, устроившим выставку ее работ.
- В 1966 году состоялась выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.
- Самой Зинаиде Серебряковой вернуться в Россию так и не удалось.
- В 1967 году в Париже Зинаида Серебрякова в возрасте 82 лет скончалась.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям картин Зинаиды Серебряковой не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Источник: https://bigartshop.ru/painters/serebryakova-zinaida/baletnaya-ubornaya-snezhinki