» Нужно уметь находить радость во всем: в небе, в деревьях, в цветах. Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть». «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.
Матисс Анри Эмиль Бенуа (1869-1954) – французский живописец, скульптор, декоратор, рисовальщик, один из лидеров фовизма.
Родился Матисс в маленьком городке Като на севере Франции и вплоть до восемнадцати лет не покидал провинции. Его мать проявляла некоторые художественные склонности, раскрашивая на досуге тарелки.
Отец же был торговцем зерном, прочил сыну карьеру юриста и не очень-то был доволен, когда тот решил стать художником. Как и многие другие отцы впоследствии знаменитых художников, он долгое время сомневался в призвании сына.
В отцовском доме будущему художнику трудно было пристраститься к искусству.
Живописью он заинтересовался случайно уже двадцати лет, когда, выздоравливая после болезни, начал срисовывать картинки из попавшего к нему в руки альбома.
Вскоре влечение к искусству захватило его полностью.
Вынужденный заниматься изучением права, молодой Матисс пытался сначала в соседнем городке Сен-Кантен, а затем в Париже соединить с этими занятиями посещение художественной школы.
Обучался живописи у салонного художника А.В.Буро, работал в школе изящных искусств в мастерской Г.Моро. Моро восхищался своим учеником, особенно, его, поражало умение Матисса соединять цвета в своих работах. Чувство цвета у него было развито на интуитивном уровне, он мастерски сочетал основные цвета и их оттенки.
Матисс изучал творчество великих мастеров живописи, писал копии произведений Гойи, Шардена, Коро и других признанных мэтров. Особенное влияние на его творчество оказали работы импрессионистов и постимпрессионистов – Мане, Писсаро, Ренуара и Сезана.
В 1902 -1904 гг. манера письма и стиль художника сильно меняются. Колорит стал более насыщенным и светлым. Он мечтает создать свое направление в искусстве, поэтому много экспериментирует в поисках своего колористического решения. Использует различные манеры письма. Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма.
«Вид Коллиура»(1906).
Но в отличие от других мастеров, работающих в этой манере, он клал на полотно неровные мазки, создающие ощущение наслаждения жизнью. Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму.
Итогом поисков стало то, что он создал новый плоскостно-декоративный стиль. Основы этого стиля таковы: использование контурных линий, некоторая нежность цветовой гаммы, насыщенные яркие тона для передачи эмоций.
Танец.1909г( Первая версия).Музей современного искусства, Нью-Йорк
Танец 1910г Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Музыка.1910.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сам Матисс не упоминал о какой-либо трактовке «Музыки». Существует лишь предположение о том, что изображённые в правой части холста три подогнувших колени фигуры могут олицетворять нотные знаки, а скрипач символизирует скрипичный ключ. Другие искусствоведы полагают, что пунцовый, зелёный и синий оттенки композиции соответственно символизируют три стихии — огонь, землю и воздух
Московский коллекционер Сергей Щукин посетил парижскую мастерскую художника в 1906 году и заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке.
Два полотна из этой серии — «Танец» и «Музыка» — находится сейчас в Эрмитаже, панно «Купание, или Медитация» — так и осталось незаконченным, сохранились лишь наброски художника.
Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с этим Щукин отказался от них, но уже вскоре, по прибытии в Москву, изменил своё решение.
В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости.
Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться»
Мастерская художника.1911г.
Стиль виден в произведениях Матисса «Танец»(1910), «Музыка»(1910), «Мастерская художника»(1911). К 1915 г. Матисс уже сложился как художник фовист.
Госпожа Матисс в красном платье в полоску.
Мадам Матисс.зелёная полоса.
Первая мировая война сказалась негативно на его настроении, что нашло отражение в его творчестве. В своих работах этого периода он использует темную гамму цветов, геометрические формы, пытаясь вылить свою депрессию.
Очертания Нотр-Дам ночью.
Балконная дверь в Коллуоре.
С окончанием войны изменился и его эмоциональный настрой. От его полотен начинает веять радостью и эмоциональной приподнятостью, они стали ярче и светлее по колориту.
По свидетельству современников, Матисс в жизни был человеком мягким, деликатным, отзывчивым, открытым, чутким и очень благожелательным. Но когда дело касалось искусства, тогда он проявлял редкую твердость характера.
Он свято верил, что призвание художника — воплощать в искусстве правду, которая ему открылась.
Однако на протяжении своей жизни он постоянно сталкивался с зависимостью искусства от художественного рынка, от маршанов, от капризов моды.
Широкое признание избавляло его от нужды.
Но ему всегда было невыносимо, когда являлись покупатели и необходимо было вступать с ними в коммерческие сделки, а самое главное — расставаться со своими работами, которые самому художнику были нужны для того, чтобы, отталкиваясь от них, двигаться вперед.
Среди многих меценатов, с которыми приходилось иметь дело Матиссу, он, пожалуй, больше других ценил С. И. Щукина. Его подкупал проницательный ум русского собирателя, его тонкий вкус, и он вспоминал о нем с большой теплотой.
В начале 20-х гг. в творчестве Матисса наступает восточный период. Он создает ряд произведений с изображением восточных танцовщиц на фоне ярких ковров.
Декоративная фигура на фоне орнамента.1925.
Одалиски.1928.
Голубая обнажённая.1907.
- Сидящая обнажённая.
- Красная комната 1912г.
В 30-х гг. в работах мастера всё большее место начинает занимать графика. Некоторые предметы изображаются одним мазком, скользящей линией, намеком, это делает его работы ещё более легкими и воздушными («Розовая обнаженная» 1935 г.). В 1940 г. Матисс пишет натюрморты с букетами цветов, фруктами, с видом на сад из распахнутого окна .
- .
- Интерьер в красном цветена синем столе.
- Одалиска в красных шароварах.
Анри Матисс разработал свой собственный стиль в искусстве, который отличался лаконичностью и гибкостью линий, сочетание ярких контрастов и ровного колорита больших масс, что делало его полотна чувственными и выразительными. В поисках естественной гармонии художник пришел к своеобразному виденью окружающей действительности и выразил это в живописи.
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ.
Автопортрет
Итальянка
Женщина в шляпе
Красные рыбки
Окно
Читающая.
Площадь в Сен-Тропе
- Поднятое колено
- Портрет Делекторской
Портрет жены художника
Радость жизни
- Разговор.
- Семейный портрет
Матисс писал:»Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола…
Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив».
Ярко-красные фигуры, кружащиеся в безумном хороводе, не только привели в восторг заказчика, но и принесли заслуженную славу создателю картины
Два полотна из этой серии — «Танец» и «Музыка» — находится сейчас в Эрмитаже, панно «Купание, или Медитация» — так и осталось незаконченным, сохранились лишь наброски художника.Перед отправкой полотна в Россию оно было выставлено в Осеннем салоне 1911 г. и вызвало скандал.
Уголок мастерской
В 30–40 годы происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам. Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно «Танец», 1932). Он переносит в монументальную живопись приемы графики.
Это позволяет усилить впечатление движения.
Он порывает с налетом светскости, изнеженности, создавая монументальные полотна: «Розовая обнаженная женщина», «Сон», «Натюрморт с раковиной» (1940)Натюрморт с устрицами» – одно из самых совершенных его созданий
- Розовая обнажённая женщина.
- Сон.
- Натюрморт с раковиной.
- Натюрморт с устрицами.
Многие картины Матисса выглядят так, будто это плоды счастливого и беспечного вдохновения. Между тем большинство их возникло в результата строго размеренного упорного труда, сосредоточенного внимания, напряжения физических и моральных сил. Самозабвение художника в часы работы доходило до настоящего экстаза.
Перед мольбертом он в состоянии был забыть обо всем на свете. Ничто не могло заставить его отвлечься от занимавшей его задачи. Так продолжалось из года в год, в течение десятилетий, пока не подкралась старость и с ней болезни.
Одна из картин Матисса — «Les coucous, tapis bleu et rose» — в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 год
Урок музыки
Морской пейзаж.1905г.
Сидящая женщина.1903г.
Обеденный стол 1898г.
Последние пятнадцать лет жизни Матисса, после тяжелой операции, ему приходилось особенно трудно. Прикованный к постели, не в состоянии работать так напряженно, как привык всю жизнь, он все же продолжал творить.
Художник благодарил судьбу за то, что она продлила его жизнь „сверх срока“, и как ребенок радовался самым скромным радостям бытия. Множество фотографий сохранило потомству облик великого мастера в глубокой старости.
- Мы видим его под развесистыми пальмами Лазурного берега, видим, как он любовно разглядывает сорванные листья и цветы, восхищаясь неповторимой красотой каждого из них, как он ласково гладит котенка, как любуется экзотическим оперением птиц в вольере, как берет в руки одного из хохлатых голубей, подаренных им Пикассо, когда тот создавал своего прославленного „Голубя мира“
Он прилагал все силы к тому, чтобы своим искусством избавить людей от „треволнений и беспокойств”, открыть их взору „красоту мира и радости творчества”. Мужественно преодолевая в себе самом душевные тревоги, защищая красоту, правду и гармонию в те годы, когда они из искусства готовы были исчезнуть, Матисс напоминал людям о том, ради чего нужно бороться, ради чего стоит жить.
Источники.
http://smallbay.ru/matisse.html
http://gallerix.ru/storeroom/1258822127/
http://anrimatiss.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%81,_%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/1811940
Великий Матисс!
veneyaТворчество великого французского художника Анри Матисса
впечатляет тонким знанием цвета, нюансов перехода полутонов, работой с формой, композицией и неоднозначными решениями, навеянные порывом ветра, цветением трав, интерьером комнаты или прелестным женским телом, везде он находил вдохновение. Например, картина «Голубая обнаженная» (1907) почти силуэтная, просто и без лишних деталей, только сущность женского тела без прикрас и преувеличения.
Родился Матисс в провинции на севере Франции, но мечтая карьере художника, он переезжает в Париж, Центр всех искусств. Однако поначалу Анри рисует картины в темной палитре, опираясь на уже сложившийся опыт европейского искусства, пребывая в поиске своей палитры и своего собственного стиля.
«Натюрморт» 1890
«Читающая женщина» 1894
Или в стиле импрессионизма…
«Обеденный стол» 1897
пуантилизма
«Роскошь, покой и наслаждение» 1904 Центр Жоржа Помпиду, Париж
Интересно, что понимание цвета и света он нашел только на юге Франции. Стимулом послужили яркие краски солнечного курорта, когда его собственные чувства больше не могли молчать и изливались на полотна интенсивным звучанием в контрасте дополнительных цветов.
«Открытое окно», 1905
Он наконец-то нашел себя в новом направлении — фовизме, провозглашающий яркость цветов и упрощение форм, что до него еще никто не делал. Стоит хотя бы взглянуть на портрет его жены Амели, которая вдохновила его на буйство красок и цветосочетаний.
«Женщина в шляпе» (Портрет жены), 1904
Матиссу удавалось гармонично выражать эмоциональное ощущение действительности.
«Счастье существования (Радость жизни)», 1905-06 гг. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Стиль отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, четко его ритмизирующих, строго продуманные.
Лаконизм художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
«Гармония в красных тонах» 1908. Эрмитаж
Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве, которые выполнены в трех основных цветах, выписав в цвете код танца и музыки: Танец (1910), навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
- Музыка (1910), поющие и играющие на различных инструментах
и «Купание» (Медитация), осталось лишь в эскизах. В этих картинах господствуют яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизируют природные стихии — воздух, огонь и землю.
После посещения Санкт-Петербурга он сказал: «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию.
Я жду многое от русского искусства, потому что чувствую в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ ещё молод. Он не успел ещё растратить жара своей души».
В современном мире его яркие сочетания цветов, его контрастность форм и фактуры вдохновляют многих художников, а также используется в рекламе (напр., логотипы, эмблемы), особенно в текстиле, и т.д.
-
«Фигура на фоне орнамента» 1925-26.
Центр Помпиду, Париж
- «Мавританская комната» 1923
- «Одалиска в красных шароварах» 1917
- «Мавританская женщина с поднятыми руками» 1923
В известном произведении «Пианино» Матисс выразил свое отношение к войне через серый, меланхоличный оттенок и искривленные геометрические формы. Если приглядеться, то в углу можно заметить куклу, возможно, она как олицетворение жертв войны, несчастных солдат и мирных жителей, которые полегли на полях сражений.
- Интересно, что Матисс создал порядка девяноста работ своей музы, любовницы, ассистентки Лидии Делекторской, которая прожила с ним 22 года до его смерти.
- «Одалиска с магнолией» 1924
- Жан Огюст Доминик Энгр «Большая одалиска», 1814. Лувр, Париж
- «Лежащая обнажённая», Амедео Модильяни, 1917
- Например, посмотрим на картину Матисса «Дверь»
- Вдохновленный полотном Матисса «Красная мастерская» (1911),
- «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947)
- «Египетский занавес» (1948)
Матисс несомненно вдохновился известной картиной Жана Энгра «Большая одалиска», где Энгр идеализировал некоторые черты своей модели, чтобы достичь идеальности и, в тоже время, подчеркнуть выразительность формы.Высоко его ценивший Амадео Модильяни тоже черпал в творчестве Энгра вдохновение, нарисовав «Лежащая обнажённая».Кроме того, представитель абстрактного экспрессионизма Марк Ротко, также был под впечатлением от Матисса и многие произведения были созданы под его непосредственным влиянием.В тему его излюбленному сюжету «Открытое окно», как например, здесь Ротко рисует свою интерпретацию этой студии.В конце 40- гг. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными. Он очень любил путешествовать, наслаждаясь традициями и обычаями других стран, их архитектурой, людьми и экзотической природой, особенно ему полюбилась Ницца, со своими яркими красками и расслабляющей атмосферой юга, где он и прожил последние годы жизни вместе с Лидией. Несомненно, сыграло свою роль и его путешествие в Марокко, отложив отпечаток появлением ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастировали друг с другом. Также он восхищался небоскребами Нью-Йорка. Но именно Францией Матисс обязан созданием, облачённых в экзотические наряды, женщин на декоративном фоне. Художник дружил с Пабло Пикассо, с которым у него было несколько совместных выставок, он даже создал несколько композицией в духе кубизма.Даже прикованный из-за болезни к постели, он продолжал работать, разработав технику составления изображения из обрезков бумаги, которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета.
Матисс: «В настоящее время я обратился к более матовым и доступным материалам, что заставляет меня искать новые средства выражения. Вырезки из бумаги позволяют мне рисовать цветом. Для меня речь идет об упрощении.
Вместо того, чтобы рисовать контур и заполнять его краской — причем одно изменяет другое, — я рисую прямо в цвете, который тем более рассчитан, что его не приходится перемещать.
Это упрощение гарантирует точность соединения обоих процессов, образующих теперь единое целое. Это не начало, а завершение».
Его самое известное произведение в этой технике «Икар», как одна из иллюстраций для книги «Джаз».
- «Икар», 1947
Другие иллюстрации не менее интересны в своей ритмичной простоте и выразительности.
Матисс: «Иногда возникали трудности: линии, объемы, цвета… а когда я их объединял, все рушилось, поскольку одно разрушало другое. Приходилось начинать снова, искать музыку и танец, находить равновесие и избегать условностей.
Новый взлет, новые попытки, открытия… Недостаточно разместить цвета один рядом с другим, как бы красивы они ни были: нужно еще, чтобы эти цвета взаимодействовали друг с другом. В противном случае это какофония…»
- Матисс: «Врезаться прямо в цвет — это напоминает мне работу скульптора, высекающего прямо из камня».
- Теперь подобное изображение можно увидеть в ее современной интерпретации, например у Apple
- Или в олимпийских играх
- А также в одежде
- По мотивам Матисса Дик Брун, нидерландский художник и иллюстратор, создает известный персонаж Миффи.
- Одно из последних произведений Матисса огромных размеров коллаж «Улитка» (1953).
Превозмогая боль он творил, чтобы успеть…
Матисс: «Уверенность линии идет от глубокой убежденности художника. Вырезка, которую Вы видите вон там высоко на стене, похожая на акант и волюту, — это стилизованная улитка. Сперва я рисовал улитку с натуры, держа ее между двумя пальцами, рисовал и опять перерисовывал. Я осознал ее разворачивание и создал в своем уме уже очищенный знак раковины. Потом я взял ножницы.
Надо было установить отношение между наблюденным предметом и его наблюдателем. Я поместил эту улитку в большую композицию сада. Но тогда нарушилось общее музыкальное движение, и я изъял улитку. Я отложил ее в сторону в ожидании подходящего случая.
Повторяю еще раз, что надо быть искренним и что произведение искусства существует по-настоящему только тогда, когда оно наполнено эмоциями и выполнено со всей искренностью, а не по условленной программе. Так, мы можем, не смущаясь, смотреть на произведения языческих художников, предшествовавших христианским примитивам.
Но когда мы находимся перед некоторыми произведениями Ренессанса, в которых материалы роскошны, богаты, вызывающи, тогда мы смущены, видя, что христианские чувства переданы с такой пышностью и изощренностью. Да, я говорю это искренне — эти картины сделаны для богатых. Художник опускается до уровня своего мецената.
В языческом искусстве художник — человек из плоти и крови, естественный и честный с самим собой, его чувство искренне. Никакой двойственности нет. А в двойственности искусства Ренессанса слишком часто видно желание художника угодить меценату».
В творчестве английского модельера Пола Смита можно найти параллели с «Улиткой»: в одежде, аксессуарах, принтах всевозможных расцветок, дизайне духов, машин. Посмотрим?!
- или реклама аромата Opium с обнаженной моделью Софи Даль от Ив-Сен Лоран в духе «Одалиски» Матисса.
- Ив-Сен Лоран создавал коллекции по мотивам художника.
- Его последним вдохновением стала работа в часовне Розер или Капелла Чёток, часовня Матисса, была построена в 1949-1951 годы.
- Матисс: «Я долгое время наслаждался светом солнца и только потом сделал попытку выразить себя через свет духа».
Источник: https://veneya.livejournal.com/22482.html
Анри Матисс: жизнь и творчество художника, известные картины с названиями :
Творчество Анри Матисса (1869–1954) сыграло ключевую роль в формировании фовизма, нового направления искусства, где не объем и очертания, а яркий интенсивный цвет с локальными оттенками занял главенствующую роль. Матисс — изобретатель современного художественного метода, определенного стандарта, ставшего главным приемом изобразительного искусства XX столетия.
Рассказать кратко о слишком насыщенной и богатой творческой жизни Матисса практически невозможно. Потому в статье, главным образом, будут рассмотрены периоды становления художника и выработки его особого стиля. Также речь пойдет о самом значимом отрезке творческого пути, когда были созданы лучшие его произведения. Будут продемонстрированы фото Анри Матисса и его знаменитые картины.
Юность
Анри родился в Пикардии, северной области Франции, в семье преуспевающих торговцев-лавочников. Предполагалось, что он, как старший сын, унаследует дело своего отца.
Однако, окончив пятилетний курс средней школы и лицей, юноша в 1887 году отправился в Париж, чтобы поступить в Школу юридических наук.
Через год обучения, получив право работать в области юриспруденции, 18-летний Матисс вернулся в Пикардию, где в Сен-Кантене устроился клерком у местного присяжного.
К рисованию он приобщился совершенно неожиданным образом. В 19 лет Анри перенес операцию по удалению аппендикса. Чтобы молодой человек не скучал в период двухмесячного выздоровления, мать, подрабатывающая росписью по фарфору, принесла ему в больницу бумагу и карандаши для рисования.
Матисс копировал открыточные изображения и настолько увлекся этим занятием, что решил тщательнее изучить художественное мастерство. Не оставляя юридической деятельности, он поступил в школу, где преподавали рисунок для текстильных чертежников. С 1891 года модой человек окончательно оставил юриспруденцию и уехал в Париж учиться живописи.
Так начался долгий и яркий путь художника Анри Матисса.
Годы учебы
В Париже Анри становится студентом Академии Жюлиана. Учреждение давало хорошую подготовку для конкурсных испытаний парижской Школы изящных искусств, самого авторитетного во Франции художественного учебного заведения, куда Матисс поступил только в 1895 году.
Там он был принят в мастерскую художника-символиста Гюстава Моро. На курсе известного профессора и преподавателя вместе с Анри Матиссом учились Жорж Руо, Альбер Марке, Шарль Камуан, Анри Эвенепул и Анри Манген.
Эта группа однокурсников станет основоположниками новаторских изобразительных приемов и прогрессивного направления живописи.
В высшей школе изящных искусств, цитадели французского классицизма, образование Матисса основывалось на традициях академического рисунка и живописи, что включало копирование лучших музейных произведений. Начинающий художник провел много часов, воспроизводя шедевры Лувра, особенно старых голландских и французских мастеров.
Произведения Матисса 1890–1902 годов, натюрморты и пара первых пейзажей, созданы в духе реализма и написаны в темной, приглушенной гамме. На выставке Салона 1896 года из пяти картин Анри Матисса два его полотна, включая «Читающую женщину» 1894 года, приобрело государство для Шато Рамбуйе, летней резиденции французского президента.
Знакомство с теорией цвета
В 1896 году Матисс провел лето в Бретани, на острове Бель-Иль, где познакомился с австралийским художником-импрессионистом Джоном П. Расселом, жившим на острове с семьей в своей усадьбе. Рассел, которому на тот момент исполнилось 43 года, был талантливым и уже состоявшимся художником.
Он дружил с Огюстом Роденом, нередко работал вместе с Клодом Моне, около десятка лет был близко знаком с Винсентом Ван Гогом и хорошо знал его творчество. Рассел собирал работы Эмиля Бернара, ван Гога и некоторых других современных мастеров, с произведениями которых познакомил Матисса, и открыл ему теорию цвета, разработанную импрессионистами.
То лето было переломным моментов для творчества Анри Матисса. Цвет стал главным фактором его произведений, вечным источником вдохновения и поисков.
Период импрессионизма
Матисс пробовал работать в технике импрессионизма с 1895 года, пытаясь посредством цвета вылепить форму, пространство и объем. Но выйти за рамки зеленовато-коричневой, серо-голубой гаммы и перейти к чистым ярким цветам ему не удавалось. Начиная с лета 1896 года, в его произведениях постепенно появляются светлые и яркие тона, ощутимым становится воздушное пространство.
Живопись Матисса 1896–1899 годов наполнена светом, прозрачной и легкой атмосферой, его творения жизнерадостные, выразительные, живые. Это многочисленные натюрморты, интерьерные сцены, ландшафты Корсики с ее оливковыми рощами, пейзажи Бретани и острова Бель-Иль, куда художник возвращался в 1897 году.
Неоимпрессионизм
С 1899 года можно заметить, как Матисс значительно упрощает форму изображения, обозначая ее сильными широкими мазками или контрастными контурами, все чаще используя локальные, лишенные оттеночных вариаций цвета.
Это особенно заметно в пейзажах «Аркуэль», «Нотр Дам», «Мост Сен-Мишель» и серии автопортретов 1900 года, натюрмортах.
С 1903 года в произведениях Анри Матисса появляется много изображений обнаженных и ярко костюмированных моделей, которых Анри предпочитает изображать в полный рост, но пробует себя также и в портретном жанре.
Летом 1904 года для работы в естественных условиях Анри уехал в Сен-Тропе вместе с Полем Синьяком, который с 1889 года работал точечными мазками в технике пуантилизма (дивизионизма). Отказ от смешения красок на палитре, когда визуальный эффект объема и тонального перехода достигался только путем нанесения основных цветов мелкими раздельными мазками, вдохновил Матисса.
Он пробует себя в подобной технике и в 1904–1905 годах создает ряд работ, среди которых лучшей считается «Роскошь, покой и наслаждение».
Его живопись этого периода яркая, но разбавленные белилами цвета менее интенсивные и создают ощущение прозрачности. Увлеченность Анри пуантилизмом совершенно проходит через пару лет, он находит свой собственный стиль, которому следует до конца жизни.
Однако в период 1897–1905 годов художник создал свои самые яркие, колоритные и жизнерадостные произведения.
Фовизм
К 1905 году Матисс еще более существенно упрощает форму, и его главным выразительным средством изображения становится цвет. Художник во многих работах отказывается от свето-теневой градации. С 1906 года в его сюжетах появляется много портретов. Анри Матисс часто рисует свою супругу Амели Парейр и внебрачную дочь Маргариту, живущую в его семье.
1905 год стал поворотным в творчестве живописца. Лето он проводил в небольшой деревушке Кольюре на средиземноморском побережье вместе с художниками Морисом Вламинком и Андре Дереном.
Товарищи выработали новый стиль, который уже отчетливо просматривался в последних работах Матисса: плоские формы с резкими, порой контрастно очерченными контурами, интенсивные чистые цвета, лишенные тональной и часто свето-теневой последовательности.
Вокруг Матисса, Дерена и Вламинка сформировалась небольшая группа художников-единомышленников.
Так образовалось движение, получившее название «фовизм», произошедшее от французского слова fauve, то есть «дикий». Этот термин навсегда закрепился за стилем из-за одной из критических рецензий после первой выставки фовистов, состоявшейся на Осеннем салоне 1905 года.
Экспозиция произвела скандальный фурор, общественность находилась в замешательстве, а критика негодовала. Однако «Женщину в зеленой шляпе», одну из двух, выставленных Матиссом картин, приобрел Лео Стайн, американский коллекционер.
Анри получил за работу 500 франков, крупную сумму по тем временам, что вместе со скандальным успехом выставки сделало его популярным.
На следующей экспозиции фовистов произведение «Радость жизни» Анри Матисса вызвала крайне раздраженную реакцию не только в кругах рецензентов, но и пост-импрессионистов. Однако Стайн также купил эту работу, ставшую знаковой среди произведений фовистского этапа творчества Матисса.
С 1907 года группа единомышленников-фовистов распалась, актуальность движения продержалась еще не более трех лет. Но это не повлияло на совершенствование техники Матисса, и он неизменно продолжал следовать выработанному им стилю.
Пикассо в жизни Матисса
Примерно в апреле 1906 года встретились эти два в будущем очень знаменитых живописца и стали пожизненными друзьями, а также соперниками.
Матисс и Пикассо были завсегдатаями салона Гертруды Стайн и регулярно участвовали в собраниях, которые проводились в субботние вечера по адресу: rue de Fleurus, 27.
Пабло Пикассо, будучи на 11 лет младше Матисса, в тот период приступил к своим экспериментам деформации и деструкции формы. До этого он пробовал интерпретировать цвет, однако далеко не так смело, как Матисс.
Их творчество часто сравнивают искусствоведы, считается, что одно из главных различий между работами художников заключается не только в том, что один по-новаторски интерпретировал цвет, а другой — форму.
Матисс рисовал с натуры, в то время как Пикассо был более склонен работать исходя из своего воображения.
Наиболее характерными темами изображений обоих мастеров были женщины и натюрморты, но Матисс предпочитал размещать натуру в полностью обставленных или декорированных интерьерах, изображениям которых на полотнах уделял большое внимание.
С 1907 года позы и фигуры обнаженных моделей в картинах Анри Матисса нередко напоминают образы «Авиньонских девиц» — первой картины Пабло Пикассо, созданной в стиле кубизма. Также считается, что кубизм отразился в 1912 году на композициях нескольких произведений Матисса. В свою очередь, влияние Андре заметно в скульптуре Пикассо, его изображении женской обнаженной натуры 1930-х годов.
1906–1917
Многие из лучших работ Матисса были созданы в течение десятилетия после 1906 года, когда он разработал своеобразный строгий стиль, подчеркивающий плоские формы и декоративный узор. В этот период художник много путешествует, что отражается в его произведениях. В 1906 году он отправился в Алжир изучать африканское искусство, воплотившее лучшие образцы примитивизма.
После осмотра большой мюнхенской выставки 1910 года на тему исламских искусств Матисс бросился в Испанию и два месяца там изучал мавританское творчество.
Он дважды в течение 1912–1913 годов побывал в Марокко и провел там семь месяцев, результатом которых стали многочисленные рисунки и около 24 картин.
Занимаясь живописью в Танжере, художник внес несколько изменений в свой стиль, в том числе относительно применения черного цвета. Его восточные мотивы были частыми темами также и для более поздних картин, например, целой серии одалисок.
С 1906 по 1911 год художник создает свои выдающиеся полотна: «Голубая обнаженная», «Красный Тюрбан», «Предметы роскоши II», «Музыка», первый вариант «Танца» и второй, написанный по заказу русского коллекционера Сергея Щукина.
«Красные рыбки» Анри Матисса, как и «Танец II», признаны мировыми шедеврами. После 1910 года во многих произведениях художника цветовая гамма тяготеет к зеленому, синему, серо-голубому и фиолетовому тону.
Композиции становятся строже, а линии четкие, почти как в рисунке, что заметно в таких знаменитых картинах 1910–1917 годов, как «Натюрморт с геранью», «Разговор», «Окно в Танжере», «Зора на террасе», «Сидящий Рифайн», «Портрет жены художника».
Последующие годы
В 1917 году Матисс перебрался в пригород Ниццы на Французской Ривьере и стал работать в более расслабленный манере, а стиль его полотен в 1920-х годах получил признание в качестве традиционной французской живописи.
В 1930-х годах он принял более смелое упрощение формы, чем прежде.
После 1941 года, когда художнику в результате сложной операции было тяжело работать у мольберта, он создал потрясающе яркую серию произведений в технике бумажного коллажа.
Анри Матисс прожил 84 года и скончался в 1954 году.
За долгий и насыщенный период своей творческой деятельности он создавал скульптуры, витражи, эскизы для труппы «Русского балета» Сергея Дягилева, работал над книжными иллюстрациями, художественным оформлением интерьеров и даже монастырской капеллы. Но самое огромное достояние Матисса, как основополагающей фигуры современного искусства, — это его выразительный язык цвета и рисунка, отображенный во множестве работ.
Источник: https://www.syl.ru/article/423574/anri-matiss-jizn-i-tvorchestvo-hudojnika-izvestnyie-kartinyi-s-nazvaniyami
История одного шедевра: «Танец» Матисса
Анри Матисс очень любил танцы, очень. Но был художником. Такая незадача. Хорошо, что подвернулся заказ на тематическую серию от еще одного любителя танцев и музыки — коллекционера Сергея Щукина.
Вот тут-то и разгулялся художник. Когда Щукин увидел свой заказ, он крайне обрадовался, но поначалу забирать отказался. Что произошло и как сложилась судьба «Танца» Матисса, рассказывает Снежана Петрова.
«Танец», Анри Матисс (1910)
Сюжет
На фоне синего неба пять женщин, взявшись за руки, танцуют на холме. Вот и весь сюжет. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс — Матисс старается зафиксировать мгновение.
Не совсем пропорциональные тела, не прорисованные лица, развевающиеся волосы.
Если вы посмотрите на живых женщин в хороводе, они будут выглядеть примерно так же: смазанные образы, перемешанные детали, экстаз, страсть.
«Танец» Матисса — воплощение ритма и экспрессии XX века
Красный становится символом внутреннего жара. Через его сочетание с синим и зеленым художник объединил человека, небо и землю. И хоровод в данном контексте — это воплощение ритма и экспрессии XX века.
Контекст
Был прекрасный парижский день, Матисс работал в мастерской и никого не ждал. Внезапно к нему пришел его старый знакомый Сергей Щукин, страстно любящий искусство и не жалеющий средств на пополнение коллекции.
На дворе стоял 1908 год, и русский богач еще не ощутил всех прелестей политических изменений на родине. Поэтому довольно решительно заказал у Матисса несколько панно для оформления своего московского особняка.
В Париже Матисса называли «диким»
Щукину хотелось нечто аллегорическое на тему музыки и танца. Что не могло не обрадовать Матисса, которому эти темы были чрезвычайно по сердцу. «Я очень люблю танец. Удивительная вещь — танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем», — признавался мастер.
Портрет Сергея Щукина кисти Кристиана Крона
Надо сказать, что идея витала в мастерской Матисса уже несколько лет: года за два до заказа Щукина он написал картину «Счастье существования (Радость жизни)», на которой люди хороводят, а затем изготовил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив.
«Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола… Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив», — рассказывал Матисс.
На полотне чувствуется влияние и Кранаха с его «Золотым веком», и греческой вазовой живописи, и русских сезонов Сергея Дягилева.
По замыслу художника, человеку, входящему в дом с улицы, нужно сообщить чувство облегчения, поэтому для первого этажа был выбран сюжет с танцем, а для второго — с музыкой.
Считается, что планировалось создать третьей полотно — «Купание» (или «Медитация»), Но то ли дом Щукина был маловат — всего два этажа, — то ли после разгоревшегося скандала заказчик решил притормозить художника.
В итоге третье панно так и осталось в набросках.
«Музыка», Анри Матисс (1910)
Перед отправкой в Россию картины выставили на Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале. Что тут началось! Используя только три цвета и простые линии, Матисс сумел довести зрителей до белого каления. Мало того, что не потрудился прорисовать людей прилично, так еще и не прикрыл ничем причинные места.
Все знали, кто платит за картину и в чьем доме она будет висеть. Щукина называли сумасшедшим, спонсором декадентов и собирателем хлама. Тут наш заказчик, надо признаться, струхнул… и отказался принимать работу.
Милый Анри, прости-прощай.
Вероятно, все же танец полонил душу Щукина, потому что через несколько дней после отказа он отправил Матиссу телеграмму, в которой брал свою слова назад и просил все же отправить панно в Москву.
«Я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться», — писал меценат художнику. Но гениталии все же попросил закрыть как-нибудь изящно.
Наступил 1917 год. Таким людям, как Щукин, в новой России не было места. Ему повезло — успел уехать. Правда, за спасение жизни пришлось расплатиться своей коллекцией. Все, что было нажито непосильным трудом, большевики конфисковали — полотна французских мастеров конца XIX — начала XX века впоследствии поделили между собой Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина.
Судьба художника
«Он упростит живопись». Так о будущем новаторе говорил его наставник Густав Моро. И действительно, почерк Матисса несложно узнать: упрощение фигур до схематизации, яркие краски широкими мазками, нивелирование светотеней. Все то, над чем кропотливо работали предшественники, Матисс отверг и начал с нуля.
Матисс — автор техники декупажа
Даже для своего времени — рубеж веков, когда художники экспериментировали, кто во что горазд, — Матисс был, как гром среди ясного неба. Все это буйство красок, вызывающий примитивизм, экспрессия — за них художника окрестили «диким».
Собственно, такую характеристику получил не только он, но и все участники того самого салона, где были представлены «Танец» и «Музыка».
Острый на язык французский критик Луи Восель определил их как «fauve», что с французского и есть «дикий», а стиль получил название «фовизм».
Анри Матисс за работой
Впрочем, несмотря на шок публики, Матисс стал легендой и признанным мастером еще при жизни. Его любили, ценили, хорошо оплачивали и лишний раз умоляли взять заказик.
Кстати, на картинах 1910 года тема танца не была закрыта. Через 20 лет она вновь прозвучала в творчестве художника. На этот раз американский коллекционер Альберт Барнс заказал декоративное полотно, которое следовало разместить в арочных сводах над окнами. Специально для этого случая Матисс придумал технику декупажа: картина собиралась из отдельных фрагментов, раскрашенных заранее.
Источник: https://diletant.media/articles/29296589/
Сочинение по картине Радость жизни — Анри Матисс
Картина «Радость жизни» находится в частной коллекции Барнса, правилами которой запрещалось воспроизведение в цвете вплоть до 1992 года. Теперь, когда этот запрет снят, картина как бы открывается заново и подвергает проверке зрительскую реакцию.
Например, современный критик Питер Кэмпбелл признается: «Глядя на эту картину, трудно не прийти в смятение, не разделить чувства тех, кто видел ее во время первой публичной демонстрации».
Что же произошло тогда? Биограф Матисса, Спелинг приводит слова посетительницы выставки Джанет Фланнер: «Парижане, еще помнящие, что тогда творилось, могут вам рассказать, как, едва войдя в салон, они слышали какие-то восклицания и, направляясь к источнику шума, оказывались в толпе, которая, глумливо гогоча, шушукаясь, хихикая, топталась возле вдохновенного образа радости, созданного художником»…
Группы бледных обнаженных фигур — розовые, лиловые, желтая, две голубые — разбрелись по лесной поляне. Почти всем этим фигурам приданы классические позы, которые могут напомнить — и не без оснований — живопись Тициана или Энгра. Мы видим двух пастухов, играющих на свирелях, и в отдалении — хоровод танцоров. Общий фон сцены желтый, трава кое-где лиловая, кое-где зеленая.
Фигуры выделяются на ярком фоне — две женщины в центре полотна окружены чем-то вроде ореола, оранжевого внизу и зеленого вверху. Деревья — оранжевые, зеленые, розовые, желтые — несколько похожи на те, что можно видеть на таитянских пейзажах Гогена… Это первая картина, где Матисс от начала до конца следует собственным законам.
Он начинает последовательно внедрять свои «кричащие» цвета, «неправильный рисунок».
Матисс называл эту картину «моя Аркадия» и признавался, что хотел «заменить вибрато более чуткой, более непосредственной гармонией, которая была бы достаточно простой и искренней, чтобы обеспечить спокойную поверхность». И ему это удалось: неспроста исследователи называют «Радость жизни» «прорывом в царство роскоши, покоя и наслаждения».
(1
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/matiss-anri/radost-zhizni-anri-matiss/
Скрытые смыслы в живописи: личная драма анри матисса
Мужчина и женщина смотрят друг на друга. Он стоит, засунув руки в карманы полосатой пижамы, она сидит в кресле, высоко подняв подбородок. Что происходит между этим мужчиной и этой женщиной? И кто они друг другу?
Давайте разбираться:)
Анри Матисс «Разговор». 1908-1912 гг. Государственный Эрмитаж. Из открытых интернет-источников
Эта картина написана Анри Матиссом — одним из известнейших художников начала ХХ века, работавшим в жанре фовизма. Фовисты любили яркие, кричащие цвета, более интенсивные, чем реальность, и иллюзию плоскости, хотя, как и все художники-авангардисты, прекрасно умели создавать реалистические произведения.
Картина «Разговор» — не исключение, здесь торжество нескольких ярких красок и плоскостная композиция даже за окном.
Фрагмент картины Анри Матисса «Разговор»
Пижама мужчины в стиле начала ХХ столетия, когда полоска вообще была в моде, как в женской, так и в мужской одежде, но её смысл на картине не только в том, чтобы подчеркнуть время, в которое разговор происходит, но и в том, чтобы дать понять зрителю, что двое людей перед ним — не чужие, они близки, ведь даже в наше время не слишком прилично встречать гостей или беседовать с людьми не из ближнего круга в пижаме, а для начала ХХ века это вообще немыслимо!
Моды начала ХХ века. Издано в Чикаго. С сайта http://pinterest.com
Женщины той эпохи всё ещё нередко выходят на улицу в сопровождении гувернантки, матери или супруга, чтобы не скомпроментировать себя (сегодня это слово звучит немного архаично, не правда ли), да и мужчины тщательно следят за своим внешним видом.
Мужчины во фраках по моде начала ХХ века. С сайта http://okostume.ru
Так что сам факт того, что пижама, по сути, нижнее бельё появляется на картине, свидетельствует о том, что мир меняется, и то, что раньше было недопустимым и табуированным, выходит на свет, в нашем случае — на холст.
Женское платье в полоску. 1870-е гг. Из собрания МВЦ «Музей Моды». С сайта http://moda.catalog.mos.ru/entity/OBJECT/1541?index=7&paginator=entity-set&entityType=EXHIBITION&entityId=3534544&attribute=objects
Женщина на картине, кстати, тоже не особенно одета. Хотя и кажется, что на ней платье, но это домашнее платье-халат, скорее всего, бархатное и с отделкой шалевого воротника другим цветом — по моде рубежа XIX-XX веков. Цвета халата очень актуальные для той эпохи — чёрный и тёмно-зелёный.
Фрагмент картины «Разговор» Анри Матисса
В пользу версии про халат и домашние «разборки» — распущенные волосы женщины, также совершенно недопустимые для приличной дамы начала прошлого столетия вне дома (принимать близких гостей на поздние завтраки в халатах допускалось, но волосы обязаны были быть собраны или по-крайней мере уложены).
Дамское платье-халат из полосатой тафты. 1870-1880 гг. Собрание МВЦ «Музей Моды». С сайта http://moda.catalog.mos.ru/entity/OBJECT/114?index=8&paginator=entity-set&entityType=EXHIBITION&entityId=3534544&attribute=objects
Напряжённость фигур мужчины и женщины, их противопоставленность друг другу и название картины «Разговор» помогают понять, что перед нами — семейная пара, которая выясняет отношения.
И пара эта — сам художник Анри Матисс и его супруга Амели Парейр, которая долго оставалась главной музой мастера, пока в их паре не появилась третья лишняя — Лидия Дилекторская, правда гораздо позже описываемых на картине событий, в 1930-е.
Анри Матисс и Амели Парейр. Фото с сайта http://h-matisse.ru
Глядя на портреты четы Матисс, сомнений в том, кто изображён на картине «Разговор», не остаётся, но самые интересные тайны и символы мы находим за окном, где левая сторона условно отображает мужскую — с достаточно характерными и «видимыми» знаками (обратите внимание как интересно фрагмент лужайки с красными пятнами «прилеплен» к дереву), а правая — женскую. При достаточной доле «включённой» фантазии, вы и сами увидите, что за окном происходит подготовка к некоему физиологическому процессу, вполне естественному для семейной пары.
Фрагмент картины «Разговор» Анри Матисса
Так что в комнате мы видим осознанное противоборство характеров, интеллектов и сил, а в окне — природную, физиологическую суть взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Неслучайно и красные «огоньки» существуют лишь за окном — они намекают на страсть и эмоциональность ситуации, которая скрыта за нормами приличия первого плана картины, но явно ощущается при первом взгляде на произведение Матисса.
Зигмунд Фрейд. Фото из открытых интернет-источников
В первой половине ХХ века вопросы сексуальности и взаимоотношений полов стали активно подниматься, во многом, благодаря исследованиям отца психоанализа Зигмунда Фрейда, благодаря которому изменилась не только психиатрия и появился психоанализ, но и искусство получило новый чувственный импульс, широко представленный у многих западных художников, в том числе, и у Матисса.
Анри Матисс «Радость жизни». 1905-1906 гг. Из открытых интернет-источников
Вот такой у нас получился разговор о «Разговоре». Если вам было интересно и хочется ещё, подписывайтесь на мой канал МОДА+ИСКУССТВО и ждите новых статей: чем больше дочитываний, тем чаще выходят новые статьи.
Ваш семиотик моды и искусства,
Полина УХАНОВА
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b7fbdab1599c700aa961de6/5e206746b477bf00adcdeaa3
Описание картины Радость жизни – Анри Матисс
Картина “Радость жизни” находится в частной коллекции Барнса, правилами которой запрещалось воспроизведение в цвете вплоть до 1992 года. Теперь, когда этот запрет снят, картина как бы открывается заново и подвергает проверке зрительскую реакцию.
Например, современный критик Питер Кэмпбелл признается: “Глядя на эту картину, трудно не прийти в смятение, не разделить чувства тех, кто видел ее во время первой публичной демонстрации”.
Что же произошло тогда? Биограф Матисса, Спелинг приводит слова посетительницы выставки Джанет Фланнер: “Парижане, еще помнящие, что тогда творилось, могут вам рассказать, как, едва войдя в салон, они слышали какие-то восклицания и, направляясь к источнику шума, оказывались в толпе, которая, глумливо гогоча, шушукаясь, хихикая, топталась возле вдохновенного образа радости, созданного художником”…
Группы бледных обнаженных фигур – розовые, лиловые, желтая, две голубые – разбрелись по лесной поляне. Почти всем этим фигурам приданы классические позы, которые могут напомнить – и не без оснований – живопись Тициана или Энгра. Мы видим двух пастухов, играющих на свирелях, и в отдалении – хоровод танцоров. Общий фон сцены желтый, трава кое-где лиловая, кое-где зеленая.
Фигуры выделяются на ярком фоне – две женщины в центре полотна окружены чем-то вроде ореола, оранжевого внизу и зеленого вверху. Деревья – оранжевые, зеленые, розовые, желтые – несколько похожи на те, что можно видеть на таитянских пейзажах Гогена… Это первая картина, где Матисс от начала до конца следует собственным законам.
Он начинает последовательно внедрять свои “кричащие” цвета, “неправильный рисунок”.
Матисс называл эту картину “моя Аркадия” и признавался, что хотел “заменить вибрато более чуткой, более непосредственной гармонией, которая была бы достаточно простой и искренней, чтобы обеспечить спокойную поверхность”. И ему это удалось: неспроста исследователи называют “Радость жизни” “прорывом в царство роскоши, покоя и наслаждения”.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://art.goldsoch.info/radost-zhizni-anri-matiss/