Краткая биография художника Творчество мастера Рекорды, стоимость картин Борисова-Мусатова Экспертиза картин Продажа картин
Виктор Эльпидифорович Мусатов появился на свет в Саратове в 1870 году.
Мальчик унаследовал от отца редкое отчество (происходит от названия военных кораблей), а позже взял двойную фамилию Борисов-Мусатов. Возникла она из-за того, что Виктор обожал своего незаурядного дедушку Бориса и захотел подчеркнуть это в своей фамилии.
Родители Виктора были из числа бывших крепостных.
В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). Автопортрет.
С шестилетнего возраста мальчик настолько увлекся рисованием, что с четырнадцати лет занимался только живописью. Ее азы он постигал у художника В.В. Коновалова и в Саратовском обществе любителей искусства, а также с большим вдохновением изучал картины именитых мастеров, собранных в Саратове. Одной из ранних работ, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее, является картина «Окно».
В 1890-х годах юноша много учился у профессиональных живописцев. Он обучался у Поленова в МУЖВЗ, а также в Академии художеств Санкт-Петербурга (покинул академию по состоянию здоровья) и позже в Париже в частной мастерской «Ателье Кормана» (там же учился Рерих).
Художник активно участвовал в выставках, среди которых были выставки столичного Общества любителей искусств, Московского товарищества художников, общества «Мир искусства». В 1904 году владелец частной берлинской галереи помог Борисову-Мусатову с организацией персональных выставок в Берлине и Гамбурге.
Познакомившись с творчеством мастеров самых разных стилей и направлений, живописец более всего увлекся символизмом и импрессионизмом. Любимой его темой стало изображение барышень в старинных платьях на фоне старых поместий. К числу известных картин относятся, например, такие: «Автопортрет с сестрой», «Призраки», «Весна».
В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г.
У Виктора Эльпидифоровича была довольно трудная жизнь, которая рано оборвалась.
Еще в детстве он получил серьезную травму позвоночника, из-за чего всю жизнь страдал от болей в спине и не в каждом климате мог проживать (по этой причине покинул Академию художеств Санкт-Петербурга).
Перенесенные операции и ухудшение состояния здоровья привели к тому, что в 1905 году, прожив всего 35 лет, художник скончался.
Творчество мастера
Увлекшись импрессионизмом еще в раннем творческом периоде, Борисов-Мусатов продолжал свои поиски, так как в импрессионистском подходе ему не хватало одухотворенности и поэтичности.
Духовную составляющую он нашел в русском символизме, который в те годы охватил не только художников, но философов и писателей. Для кого-то символизм приобрел религиозно-мистический смысл, для кого-то свелся к духовным поискам.
Борисов-Мусатов относился ко второй категории представителей искусства.
В ранних работах художник по большей части работал над пейзажными этюдами, но уже в середине 1890-х годов его все более вдохновляла тема изображения человека на фоне природы. При этом в первых произведениях человек словно бы растворялся на фоне природы, а в более зрелом творчество мастер подчинял пейзаж настроению и переживаниям персонажа.
Создав собственный живописный стиль для пейзажей, который можно охарактеризовать как сочетание импрессионистского пленэризма и декоративизма, художник сумел с его помощью донести до зрителя свою мечту о гармоничном сосуществовании человека и природы.
Декоративизм проявлялся в том, что художник полностью перерабатывал впечатление от увиденного на пленэре в нечто декоративное, что выражало определенную символику духовного мира.
Его картины были столь красивы и мелодичны, так очаровывали зрителя, что их часто называли элегиями.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Водоем». 1902 г.
Основным мотивом художника стали старинные усадьбы и прогуливающиеся возле них девушки. Именно эта тема помогала ему выразить свою мечту о гармоничном мире, наполненном высокой поэзией.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Гобелен». 1901 г.
Физически изображению усадеб из прошлого способствовало посещение ветшающей усадьбы в Зубриловке, а также других имений. Психологически художник снова и снова возвращался к этой теме, пытаясь уйти от хаоса настоящего.
Смена столетий ознаменовалась для него переходом в жестокий железный век с бесконечным стремлением общества к наживе, пошлостью быта, скукой и однообразием.
В этом смысле картины о прекрасных дамах в старинных платьях и интерьерах стали для Борисова-Мусатова возможностью хотя бы мысленно находиться в мире прекрасного.
Одной из первых значительных картин с отголосками чудесного прошлого стала работа «Автопортрет с сестрой». В дальнейшие годы художник часто рисовал свои произведения с сестры или супруги.
Специально для этой картины для сестры сшили старинное платье, что помогло художнику выразить свою ностальгию по ушедшей эпохе.
Характерный для холста голубовато-зеленый фон в дальнейшем стал основным и для других работ.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Автопортрет с сестрой». 1998 г.
Подлинный расцвет живописи Борисова-Мусатова произошел в начале двадцатого века, когда мастер достиг зрелости в работе, окончательно утвердился в живописной манере и выбранной тематике.
Именно в это время он создает такие значительные картины, как «Весна», «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье», «Реквием» и ряд других.
Удивительная легкость мазка в этих и других произведениях во многом объясняется тем, что художник использовал более подходящие для этого пастель, акварель или темперу, нежели масло.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Изумрудное ожерелье». 1903-1904 г.
Рекорды, стоимость картин Борисова-Мусатова
Определим, сколько стоят картины Борисова-Мусатова в настоящее время. Заметим, что на аукционах они появляются весьма редко. Начнем с того, что рассмотрим несколько наиболее крупных уходов, состоявшихся в последние десятилетия.
В ноябре 2014 года на аукционе MacDougall`s появилась работа «Кавказские горы». Она была создана после того, как в 1895 году художник совершил поездку по Кавказу и Крыму. После смерти живописца полотно перешло к его супруге Е.В.
Александровой, затем к художнику Я. Милкину, а позже оказалась в Великобритании в руках частного коллекционера. На торги картина поступила с эстимейтом 50-70 тыс. фунтов стерлингов и была продана в его рамках за 65 тыс. фунтов (102 тыс.
долларов).
В.Э. Борисов-Мусатов. «Кавказские горы». После 1895 г.
В 2004 году была продана картина «Пастухи со стадом ночью». В этой работе стадо еще менее детализировано, чем в картине «Дафнис и Хлоя», так как в обоих случаях животные призваны лишь отразить идею, но не заставить зрителей детально рассматривать их. С молотка работа ушла за 245 тыс. долларов.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Пастухи со стадом ночью». 1895 г.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Дафнис и Хлоя». 1901 г.
Но самая значительная продажа относится к картине «Последний день», которая была предложена покупателям на аукционе Sotheby`s в 2006 году. Эта пастель является одним из лучших образцов наиболее ценного творческого периода художника.
В течение пяти лет до 1903 года Борисов-Мусатов жил в Саратове, где часто находил покой и умиротворение на старинных усадьбах, а в 1904 году создал ряд пастелей с прогуливающимися барышнями, проживая в подмосковной усадьбе Введенское.
В отличие от К. Сомова, который также любил обращаться к теме старины, Борисов-Мусатов не пытался тщательно прописать лица, наряды дам или окружающую их обстановку. Но ему отлично удалось передать настроение дня, то спокойствие и неторопливость, с которыми женщины совершают прогулку.
После создания картину у художника приобрел В.Э. Направник, сын главного дирижера Мариинского театра Э.Ф. Направника. На аукционе ее выставили с эстимейтом 200-300 тыс. фунтов стерлингов, а продали за 702 тыс. фунтов (1,3 млн долларов).
В.Э Борисов-Мусатов. «Последний день». 1903 г.
Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Борисова-Мусатова. Если посмотреть данные аукционных продаж, то можно встретить и небольшие по цене уходы, размером до десяти тысяч долларов. В следующем разделе мы поговорим о том, как определить цену конкретного полотна, как и где продать картину Борисова-Мусатова.
Экспертиза картин Борисова-Мусатова
Перед продажей желательно оценить картину Борисова-Мусатова, чтобы цена не оказалась чрезмерно высокой или низкой. Наилучшим образом с этой задачей справится эксперт, который сможет изучить полотно в лаборатории и провести информационное исследование по своим базам. Для проведения экспертизы картины Борисова-Мусатова рекомендуем обратиться в Центр научной экспертизы им. Бенуа.
Продажа картин Борисова-Мусатова
Выясним также, где и как продать картину Борисова-Мусатова. Это можно сделать на специальных аукционах, с помощью выставок и им подобных мероприятий, а также в специализированных магазинах.
Но мы предлагаем вам более простой способ, при котором картину не нужно заранее никуда вести и где-то хранить.
Если вас устроят наши условия продажи, мы опубликуем материалы о картине на своем сайте антикварной живописи.
Чтобы оценить картину Борисова-Мусатова у нашего партнера или обсудить с нами нюансы продажи, позвоните по телефону: +7 (495) 969-14-05.
Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-v-e-borisova-musatova/
Описание Картины Весна Борисов Мусатов
Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1895), в Императорской Академии художеств (1891-1893), у П. П. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Чистякова, в студии Ф. Кормона (1895-1899) в Париже. До 1903 жил в Саратове, затем в Подольске и Тарусе.
Произведения просто завораживают своей красотой. Когда родился Виктор – счастью не было предела. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок.
Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. Библиотека будет представлена отдельным стендом в виде соты, где каждый сможет познакомиться с историей усадьбы, в которой расположена Библиотека. В 1905 избран членом Салона национального общества изящных искусств в Париже.
Оказал большое влияние на становление символистского направления в русском искусстве, в частности, на художников поколения Голубой розы. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов.
Группа дам на фоне тенистого парка и стены дома, освещенного солнцем, слышатся звуки цитры.
Станюкович скончалась. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Коновалова.
За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Занимался в студии Саратовского общества любителей изящных искусств у В. В. Больная узнавала только В. Э.
Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью).
В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год – картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье». Композитор С. Н.
Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий.
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ. )Художник. Родился в Саратове. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали. Грустная тишина.
В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: «Диккенс» Г. Честертона (1929), «Дневник капитана Скотта» (1934), «История ацтеков» Д. Вайяна (1949. ), «лка в Сокольниках» А. Т.
Ибо лишь соединение безупречного рисунка с абсолютной живописью позволяло воплотить мечты о прекрасном, гармоничном мире будущих произведений.
Весна (картина Борисова-Мусатова)
Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Шевченко (1955) и др.
Борисова-Мусатова провела в Москве. Декоративность композиции и приглушенность колорита придают полотну некоторое сходство с гобеленом. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира.
В творческом наследии Виктора Эпильдифоровича Борисова-Мусатова пейзажей немного. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Сумерки начинают сгущаться.
описание картины Весна, Виктор Борисов Мусатов
Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). После ссылки вернулась в Москву. Мебель, столик, деревянный с позолотой усадебный стул и второй – немецкой работы стул с орнаментом – из Радищевского музея.
Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Болезнь и увечье оказали известное влияние на моральное состояние, на формирование характера мальчика. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение.
Мусатов героически боролся за жизнь больной. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема.
Но ничто не помогало. Член Московского товарищества художников (с 1899), Союза русских художников (с 1904). Автор пейзажей, портретов, сюжетных композиций, эскизов декоративных панно. Возле чайного столика фигура самого художника будто невзначай вписанная в угол полотна и частично срезанная его краем.
описание картины «Весна», Виктор Борисов Мусатов
Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова.
Однако общительности, умения преданно дружить, всегдашней готовности помочь людям, да и попросту постоянно проявлявшейся, несмотря на болезнь, жизнерадостности художник не утратил. У ребенка начал расти горб. А. П.
Боголюбова» совместно c Фондом развития культурных, образовательных и экологических инициатив «Зелёная гвоздика» и интернет-каналом Библио TV при поддержке ГКУК г.
Москвы «Дирекция культурных центров» начинают реализацию проекта «Социальные лифты для молодых писателей: потенциал библиотек, литературных журналов, сетевых коммуникаций». Её изображение мы видим на многих работах мужа. Чувствуется близость Востока, близость пустыни.
К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Она формирует то состояние поэтической грусти, в которое обычно погружены персонажи картин художника и которое является содержанием его мягкого и элегического искусства. и успокаивалась при нем.
Осенью, в октябре, молодой художник умер. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. На переднем плане – куст орешника. Она помогала давать названия картинам.
Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. » 21 августа 1905 года Н. IO. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым.
Художник Борисов-Мусатов: картины и их описание
«Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость.
Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. Это, по его словам, просто красивая эпоха. Грустная тишина. Таков Водоем.
Марианне не было ещё и года, когда папы не стало.
Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Партнёрами проекта являются Русский ПЕН-центр, Союз писателей Москвы, Экологическая палата России и ГБУК г. Москвы «Библиотека-читальня им. Последние годы жизни М. В.
«Весна» – картина Борисова-Мусатова
За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. Призраки полны скорби и печали. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак.
Задумчивая дама с веером в руках – как бы сошедшая с фотографий саратовская натурщица Домбровская. Боголюбова примет участие в крупнейшем событии туристического рынка – выставке Интурмаркет-2017. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира».
Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности.
Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной.
Сюжет очень прост. Летние облака принимают фантастические формы. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж.
Женщины прорисованы не очень четко, размыто, плоско, будто призраки на фоне старой зубриловской усадьбы. Чувствуется аромат сирени.
Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке.
Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями.
Призраки полны скорби и печали. Весенний цветущий сад. По воспоминаниям сестры Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: «Елена Владимировна любила живопись, но рисовала в другом жанре – предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу или где-нибудь у реки иногда писала портреты.
В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. И. С. Тургенева».
Кононова (1952), «Стихотворения» Т. Г.
Борисов-Мусатов: биография и картины художника
Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. В. Э. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение.
Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна.
Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года.
Расположение фигуры намного правее центра картины, тонко переданное ощущение ее движения, которому вторит ритм стволов, ветвей, стеблей, трав, направление складок платья, свисающих концов шали все неуловимо вторит этому движению и делает его необратимым.
Мусатов четко знал то, что хотел сказать. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы. Осенью, в октябре, молодой художник умер.
Проект поддержан Фондом Президентских грантов РФ. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов.
Глубокие синие тона платья сидящей девушки поддержаны более светлым тоном в отражении неба, а белые кружевные накидки – таким же полупрозрачным белым отраженных в воде облаков.
Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода.
Это Автопортрет с сестрой. «Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра).
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Цветы»
Синева небес и зелень деревьев, написанных в импрессионистской манере, чередуются в строго задуманном художником ритме, создавая великолепный безмятежный фон для двух женских фигур.
Пейзаж «Осенняя песнь» является как бы заключительным аккордом этой краткой живописной сюиты. Задумчивый мотив звучит в природе. Их волнует отнюдь не красота, т. е.
Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту.
Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Композиция его чрезвычайно проста. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге.
Он был окружен любовью, заботой и лаской. А. П. Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге.
Произведения просто завораживают своей красотой. В этом художник у смотрел в этом поэтический образ.
Пока не пошел снег. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Сидящая спиной, с портретно переданным профилем – Надежда Юрьевна Станюкович, давний друг семьи Мусатовых. Шедевр написан во времена расцвета творчества художника.
Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо.
Смелое новаторство и экспериментирование в живописном языке, жажда нового в цвете и композиции сочеталась в нем с неприятием даже эстетическим окружающей действительности, вплоть до, казалось, ретроградного взгляда назад. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену.
По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе.
Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. Но роль природы в его произведениях очень велика. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник.
Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание)
Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Даже в Европе таких нет.
Станюкович. Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К.
Сочинение-описание картины Борисова-Мусатова «Гобелен»
Девочку воспитывала мать. Свои лучшие элегические произведения создал в начале 1900-х.
Но судьбой ли, Богом ли, семье будущего художника был послан врач-ортопед, практикующий новые по тем временам методы лечения. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Положение ее стало ухудшаться.
На картине Борисова-Мусатова «Весне» изображены ветви
ГБУК г. Москвы «Библиотека искусств им. Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова примет участие в XII Международной туристической выставке «Интурмаркет» 2017. Ждем вас.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/opisanie-kartiny-vesna-borisov-musatov/
Борисов-Мусатов: биография и картины художника :
Виктор Эльпифидорович Борисов-Мусатов был русским живописцем, акварелистом, а также автором прекрасных фресок конца XIX — начала XX века. У Мусатова был дар без лишней сентиментальности, очень точно и тактично изображать то, что его окружало.
Он не был передвижником, авангардистом, академистом. Этот немного грустный человек ассоциируется с чистотой, красотой и мечтами.
Виктор Борисов – Мусатов не выражал никаких идей, моралей в своих произведениях, он являл красоту людям, не опускаясь до низости и пошлости.
Появление на свет художника
Виктор Борисов-Мусатов родился в городе Саратове, в 1870 году. Его дед был крепостным крестьянином, принадлежавшим помещику Шахматову. После отмены крепостного права, его отец стал камердинером у Шахматовых, ездил с барином по миру, затем – женился, стал бухгалтером на железнодорожной станции.
https://www.youtube.com/watch?v=T_wHw0KoaL0
У родителей художника до его появления уже умерло четверо детей, не прожив и нескольких месяцев. Когда родился Виктор — счастью не было предела. Он был окружен любовью, заботой и лаской. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. У ребенка начал расти горб.
Но судьбой ли, Богом ли, семье будущего художника был послан врач-ортопед, практикующий новые по тем временам методы лечения. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни.
Вмешательство грамотного доктора, безусловно, сыграло большую роль в жизни маленького Вити.
К сожалению, художник Борисов-Мусатов всю свою жизнь страдал от болей в спине, а хроническое воспаление позвоночника оказалось костной формой туберкулеза.
Первые шаги к искусству
Мальчику с самого раннего детства нравилось рисовать, мечтать в одиночестве. Он любил убегать на один пустынный островок посреди Волги. Там он рисовал красками, мечтал, размышлял о жизни. Молодой художник был застенчивым, но очень милым и в то же время излучающим позитивную энергию человеком.
Художественное училище
Виктор учился в Саратовском реальном училище, где преподавал Василий Коновалов. Учитель заметил в молодом человеке талант и научил его всем необходимым азам в живописи.
Затем, в 1870 году, художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), где работал известный художник того времени Поленов, но Виктор не задержался там надолго.
Борисов поступил в Петербургскую Академию художеств, стал брать уроки у Павла Чистякова.
К сожалению, петербургский климат негативно влиял на здоровье юного художника, и ему пришлось вернуться в Москву, снова восстановившись в училище.
Первый успех
Будучи еще учеником, художник нарисовал картину «Майские цветы», которая очень приглянулась княгине Елизавете Федоровне.
Она купила ее за 150 рублей. Это дало возможность юноше побывать за границей, брать уроки живописи у мировых художников.
Результаты поездки в Париж
Вернувшись из путешествия, Виктор чувствовал себя художником, который нашел себя в искусстве. Определился он и с темами своих картин: это были девушки в красивых платьях, старинные здания, мечты о прекрасном.
Когда его спрашивали о том, какая эпоха изображена на его картинах, он говорил: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха». Борисов совершенно не увлекался прошлым.
Описание картин Борисова-Мусатова – это мечты, грезы о Прекрасной Даме, тонкие, изящные символы любви и чистоты.
Поездка в Париж очень сильно повлияла на творчество художника. Он отказался работать маслом, полностью перешел на темперу.
Несбывшиеся мечты
Архитектор Ф. Штефель строил в Кропоткинском переулке особняк для Дерожинской и очень хотел, чтобы роспись на стенах выполнил именно Виктор.
Уже были готовы эскизы «Времен года» (они и сейчас хранятся в Третьяковской галерее), которыми художник планировал расписать стены, но мадам Дерожинская была категорически против услуг Борисова-Мусатова, так и не дав воплотиться в жизнь мечтам художника.
Женские образы произведений
Картины Борисова часто изображают женские образы. Где же он брал натурщиц? Художнику был чужд ветреный образ жизни, девушки легкого поведения его не привлекали. Чаще всего изображал он трех женщин:
- младшую сестру, Лену;
- жену, Елену Александрову-Сковороду, с которой художник познакомился еще в Московском училище;
- жену своего друга, Владимира Станюкевича, Надежду Станюкевич.
Но на картинах можно встретить и первую любовь художника, Анну Воротынскую на полотне «Гобелен», и Ольгу Корнееву, жену его друга Федора Корнеева.
Встретив Елену Александрову еще в училище (она тоже была художницей), Виктор безнадежно влюбился в нее, но в 1895 году, сделав ей предложение, получил отказ.
«Весна»
В период своих душевных переживаний, с 1891 по 1901 годы, Мусатов писал полотно «Весна».
Это произведение является одним из самых узнаваемых в его творчестве. Здесь Борисов создает картину без какого-либо определенного сюжета.
Изображая девушку, повернутую спиной к зрителям, идущую по вишневому саду, любующуюся красотами весенней природы. Произведение несет мечтательное, лирическое настроение, душевную теплоту и покой.
Окружающая героиню природа кажется настолько живой, что глядя на полотно, просто погружаешься в гущу весеннего сада, чувствуешь на себе играющие солнечные лучи.
«Вдвоем»
В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).
Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.
Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина «Водоем». Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем — это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес…
Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.
А в 1904 году родилась дочь – Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.
Последнее лето художника
Несмотря на то что имя художника было известно, он был очень беден. В 1904 году работы молодого российского таланта получили положительные отзывы и признание немецких, французских критиков. Но, к сожалению, на благосостоянии семьи Мусатовых это никак не сказалось. В. А. Серов был очень настойчив и влиятелен, картины не покупались ни коллекционерами, ни Третьяковской галереей.
Постоянные боли в спине, отсутствие необходимых средств к существованию сподвигли художника на последний «подвиг» в его жизни. Он все свои силы вложил в эскизы, по просьбе бывшего преподавателя Поленова. Для их создания, Виктор с женой и дочерью провели целое лето 1905 года на даче Цветаевых, расположенной в Тарусе.
В августе этого же года, художник узнает о смерти жены своего друга, Надежды Станюкевич. Мусатов очень сильно переживал об этом. Под впечатлением всех этих событий молодой талант пишет свое последнее произведение «Реквием».
«Реквием»
На картине изображены женские фигуры, среди которых три раза подряд можно узнать образ Надежды Станюкевич.
Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Женщины прорисованы не очень четко, размыто, плоско, будто призраки на фоне старой зубриловской усадьбы. Призраки полны скорби и печали.
Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир, и обратного хода нет.
«Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Осенью, в октябре, молодой художник умер.
Посмертная выставка художника
После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году. Огромную помощь в этом ей оказали друзья и семья. На этой выставке были приобретены для Третьяковской галереи картины «Призраки», «Тополя и облака. Ветер», «Изумрудное ожерелье».
Также было куплено несколько этюдов из произведения «Реквием». С самой картиной Елена Владимировна не желала расставаться, брала ее везде с собой. Лишь только через несколько лет, боясь испортить произведение, она подарила его Третьяковской галерее.
«Призраки»
Картина «Призраки» является одним из меланхоличных произведений Мусатова.
На фоне Зубриловской усадьбы художник написал размытый образ девушки в белом. Пейзаж также немного размыт. В левой части произведения можно заметить чье-то летящее платье. Кажется, что художник прощался в этой картине с чем-то. Сам Борисов-Мусаев пояснял значение этой картины как окончание жизни дома помещика, говорил, что «все уходит в прошлое», как и удаляющиеся призрачные фигуры…
«Изумрудное ожерелье»
В «Изумрудном ожерелье» Борисов передал женские образы в прекрасных одеяниях, богатых декоративными элементами, на фоне зеленого сада.
Художник сам сравнивал эту картину с языческими понятиями. Женщины здесь подобно цветам, бутоны которых тянутся и раскрываются на солнце. Вдохновила живописца на создание этого произведения сама природа, обилие майских цветов, их пьянящий аромат, чарующий внешний вид.
«Тополя и облака. Ветер»
Произведение «Тополя и облака. Ветер» не столь широко известно общественности. На переднем плане холста можно увидеть фрагменты деревьев с развевающейся на ветру зеленой листвой.
По небу плывут майские облака, кажется, вот-вот полетит тополиный пух… Чувствуется солнечное тепло, которое разливается по всей картине… Эта работа кажется простой и незатейливой, но в ней чувствуется душа художника, стремящаяся к прекрасному, вечному, доброму.
«Осенняя песня»
Третьяковской галереей была приобретена и картина Борисова-Мусатова «Осенняя песня».
На ней в золотых оттенках березовых листьев, сероватых тонах облаков передано освежающее дыхание осени.
Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима… А этот миг так прекрасен! Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас! А возможно, своей картиной «Осенняя песня» Борисов-Мусатов хотел сказать гораздо больше… Возможно, он имел ввиду, что нужно жить здесь и сейчас, не откладывая ничего на потом. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы?! Пока не пошел снег?! Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.
Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Картины же его – это прекрасные, будто из другого мира пейзажи, это романтические девушки, это поэзия, написанная красками. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение.
О нем говорили — «певец уходящих усадеб», живописец «зыбкого мира». Произведения просто завораживают своей красотой. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира.
Картины художника Борисова-Мусатова, к сожалению, были оценены по достоинству только после смерти этого человека.
Источник: https://www.syl.ru/article/385603/borisov-musatov-biografiya-i-kartinyi-hudojnika
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Весна»
Виктор Эпильдифорович Борисов-Мусатов — русский живописец, художник и мастер изображений символики дворянских гнезд. В наследии творца не так уж и много пейзажей, но в его зрелищных произведениях искусства природа отыграет большую роль. Как и великие живописцы XVIII века, художник изображал очень часто парковую и садовую природу, в которой должен был быть человек.
Первым произведением искусства, в котором живописец Борисов-Мусатов синтезировал впечатления от реальности, увидел в конкретном общее, стала «Весна». Она ознаменовала новый период творчества автора, что связан с его наиболее известными работами.
Живописец очень профессионально наносил краску, небольшими мазками, а затем менял их направления. Именно произведение искусства с названием «Весна» дает уникальную возможность зрителю посмотреть смену в творчестве импрессионизму на декоративный стиль.
Фактура прекрасной поверхности, мазок на полотне напоминает импрессионизм, но в целом зрелище, с равновесием и определенностью цвета, хорошей композицией, изысканностью пейзажа говорит о декоративном стиле.
Особенностью полотна считается отсутствие повествовательности полностью. На изображении художник с помощью природы смог передать настроение композиции зрителю. Грустная тишина, только девушка ступает по траве печальная.
Она выглядит очень загадочно, потому что мы не можем увидеть лица её.
В этом уникальном полотне одухотворенность и красота девушки, ковер из травы с прекрасным садовым фоном, а также тепло цветущих и роскошных вишен составляют особенный мир, который для зрителя очень легкий и прекрасный.
Светлые и чистые краски, ритмичность сюжету создает для зрителя очень тихое и необычное настроения, но чувствуется все равно грустная и погруженная мыслями праздничность.
В этой картине пейзаж не только использован, как фон, он есть основным элементом композиции, мечтой творца о красоте жизни.
(6 votes, average: 3,83
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-viktora-borisova-musatova-vesna/
Сочинение-описание по картине Осенняя песня Борисова-Мусатова (4 класс)
В.Э. Борис-Мусатов – уникальный русский художник, который на своих полотнах мастерски изображал окружающую природу. По его работам очень ярко ощущается то, как художник любуется родными пейзажами, он любит их, восхищается ими.
В окружающих пейзажах Борис-Мусатов умело подчеркивает самое необычное и интересное. На картине «Осенняя песня» также изображены родные просторы художника. Смотря на эту картину, любой зритель может прочувствовать теплоту и радость, которые так хотел отобразить художник.
Мастер запечатлел момент осеннего великолепия природы, он хотел, чтобы зритель разделил с ним его радость.
Конечно, многие художники изображали на своих полотнах осеннюю природу. Но картина Бориса-Мусатова отличается особым настроением, здесь не только игра красок, здесь что-то большее. Разглядывая картину художника, будто слышишь красивую замысловатую осеннюю мелодию. Слышится течение реки, шелестение желтеющих листочков.
Художник, чтобы наиболее полно отобразить настроение осени, мастерски использует цветовую палитру. На картине видны множества различных золотых оттенков. Вероятно, на полотне изображена уже глубокая осень. На небе видны облака, а также летящий косяк птиц. Мы не знаем, куда они летят. Может быть на юг. А в дали изображен спокойный, благородный лес, он кажется таким тихим и загадочным.
Мне кажется, что любой зритель, взглянувший на эту картину, сразу ощутит настроение осени.
С одной стороны, природа безумно красива и роскошна в этот период, с другой стороны, ощущается грусть и тоска на сердце.
Думаю, что зритель может услышать спокойную осеннюю песнь о прошедшем тепле, ярком солнце, зелени и о наступающей зиме и холоде. Но песня не грустная, потому что окружающая природа очень красива.
Лично мне картина очень понравилась. Мне хочется пойти любоваться красотами природы, слушать музыку осени, наблюдать за листопадами. Хочется выйти на воздух и поразмышлять о переменчивости природы.
Мне кажется, что в своей картине Борисов-Мусатов запечатлел свои чувства, навеянные осенним пейзажем.
Художник блестяще передал красоту природы в это время года: спокойствие реки, великолепие золотых деревьев.
2 вариант
Каким образом формируется зрительное восприятие? Над этим вопросом задумывались многие люди и, конечно, художники тоже были этим озадачены.
На протяжении длительного времени в изобразительном искусстве основным намерением творцов было приближение картины к реальному миру, то есть практически фотографическая точность.
Со временем изобрели фотографию и этот технологический поворот заставил переосмыслить изобразительное искусство, фотографическая точность больше, по сути, не являлась целью.
Задумываться стали о другом, стали искать корни визуального восприятия.
Во многом именно благодаря этом появился импрессионизм. Живопись, которая старалась передать именно процесс восприятия, которая опиралась на цветовые пятна, лежащие в основе формирования образа.
Картина Осенняя песня Виктора Борисова-Мусатова выполнена именно в духе импрессионистской живописи.
Вся картина состоит из мелких точек и если рассматривать вблизи, то перед нами не более чем набор цветовых пятен, но, если немного отстраниться, то появляется и перспектива и форма и выразительная фактура.
В этом особенность данного жанра, тут художники как бы проникают в процесс зрительного восприятия и указывают людям как именно (конечно, только в некоторых аспектах) оно формируется и из чего состоит.
Рассматривать Осеннюю песню в этом смысле невероятно интересно. Искать, как автор старался воплотить различные элементы пейзажа, как великолепно сочетал контраст водной глади и фактурность поля.
Помимо этого, конечно, следует обратить внимание и на смысловое содержание работы, которое тоже без преувеличения заставляет восхищаться.
Более всего выделяются своеобразные золотые ворота, которые стоят на переднем фоне, пара березок с осенней листвой, в них заключена радость и невероятная мощь осени, они как вспышка догорающей спички, прежде чем она полностью погаснет, они как обещание весны, как песня невыразимой красоты, которая всегда таится в природе. Эти ворота открывают двери в пространство осени, оно немного более мрачное и размеренное, но такова осенняя природа, она – ожидание зимы, раздумья и покой, возвышенное настроение, отрешенность от этого мира, все эти качества передаются художником при помощи ровного слегка мрачного неба, спокойной глади воды, которая заставляет вспомнить и реку времен и реку Стикс, простор освобождает ум зрителя, позволяет раскрыть свое сердце навстречу безграничности этого мира.
`
Популярные сочинения
Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/raznye/osennyaya-pesnya-borisova-musatova