Брейгель «притча о слепых» описание картины, анализ, сочинение

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 22.02.2019 17:20 Просмотров: 354

Брейгель

Главным в творчестве Питера Брейгеля (Старшего) является размышление о человеческих пороках, бренности, глупости или приземлённости человеческой жизни.

Пи́тер Бре́йгель (Старший) (около 1525-1569) – нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен. Его творчество относят к Северному Возрождению (этапы развития Возрождения в Италии и в странах Западной Европы не совпадают).

Питер Брейгель не писал заказных портретов, но люди постоянно присутствуют на многих его картинах, причём чаще всего это жители деревни. Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего.

Только в конце его творчества стали появляться картины, в которых основное внимание приковано к личностям людей. Но и в них на первом плане – философское осмысление жизни, а также сатира на человеческие слабости. Брейгель был родоначальником демократического направления в нидерландском искусстве XVI в.

, в своих картинах он раскрывает заключенные в народе жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие, но не обходит вниманием и общие для всего человечества пороки.

Многие картины Брейгеля являются иносказательными. Его часто называют «мудрецом» в живописи.

Иносказательности требовало время, в которое жил художник – тогда испанский герцог Альба пришёл на нидерландскую землю, чтобы уничтожить еретиков (не католиков) в Нидерландах.

В течение своего присутствия на чужой земле он приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев, насадил террор. Последние годы жизни художника как раз прошли в это время. 

П. Брейгель (Старший) «Избиение младенцев» (1565)

Брейгель

П. Брейгель  (Старший) «Избиение младенцев» (1565). Масло, 109,2 x 158,1 см. Художественно-исторический музей (Вена)В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации. И они не случайны.

В Евангелии от Матфея говорится о том, что Ирод Великий, незаконно занимая иудейский престол, ужасался одной только мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол.

А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню. Деревню оцепили, спастись негде. На картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней.Имея евангельскую основу, картина всё-таки о современной Брейгелю жизни, о конкретных обстоятельствах и людях.

Народ изображён беззащитной и безликой массой, которая не способна оказать сопротивление чужеземным солдатам.

Ещё одна философская картина-ассоциация – «Притча о слепых».

П. Брейгель (Старший) «Притча о слепых» (1568)

Брейгель

П. Брейгель (Старший) «Притча о слепых» (1568). Холст, темпера, 86х154 см. Музей Каподимонте (Неаполь)Сюжет картины основан на библейской притче: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Притча, конечно, говорит о духовной слепоте.

Художник же изобразил слепоту физическую: шесть слепых идут, держась друг за друга. Плотина, по которой они движутся, спускается вниз и делает крутой поворот. Поводырь не видит этого, оступается и падает в воду, за ним следующий. Третий ещё не упал, но участь его уже предрешена.

А три остальных пока не догадываются о произошедшем и продолжают двигаться…Тема потрясающая по своему трагизму. Посмотрите, как безмятежна природа на картине художника, и на фоне этой безмятежности происходит катастрофа, для гибнущих людей это именно так.

Законы природы непреложны и существуют сами по себе, а люди, со своими законами – сами по себе.

В принципе, Брейгель показывает всего один эпизод, повседневный и обычный в масштабах человечества: ну, несчастный случай, мало ли людей гибнет трагическим образом (а в наше время особенно!). Разве кто-то обратит на это внимание? Если только кто-то из родственников вздохнёт с сожалением.

А возможно, и этого не будет. Событие совершенно не историческое. Но художник вкладывает в него философский смысл: никто не избежит судьбы слепых, потому что мы всегда надеемся, что ведём мы, а на самом деле ведут нас, и порой мы даже не знаем, кто именно нас ведёт и куда.

Может быть, мы в шаге от пропасти?

П. Брейгель (Старший) «Падение Икара» (1558)

Брейгель

П. Брейгель (Старший) «Падение Икара» (1558). Холст, масло, 73,5х112 см. Королевский музей изящных искусств (Брюссель)Эта картина Брейгеля – самая известная, но загадочная. Впрочем, как и почти все остальные картины этого автора. Каждый может растолковывать смысл в силу своих художественных пристрастий или в силу своей фантазии.

Что изображено на картине? Обычная бытовая сцена: мирный пахарь занимается своим делом; у рыбака, видимо, начала клевать рыба, и этот момент для него очень важен; пастух и его стадо. И снова, как и на других картинах этого художника, потрясающая природа… Да, вот пастух заинтересованно смотрит в небо.

Что он там увидел? Но в названии полотна присутствует слово «Икар». Где же он? Его трудно заметить сразу, надо вглядеться в картину – и вот торчащие из воды ноги… Это Икар. Художник изобразил его не в торжествующий момент полёта, а в унизительной позе, что как-то и не к лицу герою… Впрочем, и лица его не видно.

А пастух, возможно, смотрит на улетающего Дедала…

Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Но почему у Брейгеля Икар изображён совсем не в романтическом ореоле, а неудачником, потерпевшим полное поражение? Об этом можно только догадываться. Возможно, художник показывает логический конец гордыни – непослушание отцу, полёт к самому солнцу…

А может быть, наоборот, изображает героическую личность глазами обывателей, для которых важнее всего их сегодняшнее благополучие. Противопоставляются возвышенное и обыденное. Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. Никому дела нет до смельчака, дерзнувшего взлететь к самому солнцу, каждый занят только своей насущной проблемой.

Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. Но ничего не меняется.

П. Брейгель (Старший) «Сорока на виселице» (1568)

Брейгель

П. Брейгель (Старший) «Сорока на виселице» (1568). Картинная галерея, Городское собрание (Дармштадт)Это последняя картина художника. В ней образ виселицы ассоциируется с испанским правлением, а сорока – со сплетниками. Именно на доносах и слухах держался террор Альбы.

Но в то же время народ удивительно беспечен и безразличен: под самой виселицей устроил пляску, как будто виселица может быть для человека обычным объектом его бытия. Пейзаж картины великолепен, романтичная дымка покрывает окрестности, дворцы…

А человек копошится в своём узком мирке и не понимает смысла жизни. «Жизнь, зачем ты мне дана»?

Судьба и время, грандиозность мироздания и место человека в нём – вот вопросы, которые задаёт нам своим творчеством Питер Брейгель Старший. Нидерландское искусство в его лице получило мощную основу, дав старт искусству Голландии и Фландрии в XVII в., хотя сам художник соединил в своём творчестве традиции И. Босха и Л. Лейденского.

Брейгель

Автопортрет Питера Брейгеля (Старшего) (1565)У Брейгеля было два сына, и оба они стали художниками. Один известен как Питер Брейгель Младший (прозвище Адский), другой, Ян Брейгель, имел прозвище Бархатный. Они были талантливыми художниками. Но подняться до вершин отцовского творчества не смогли.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/953-piter-brejgel-starshij-filosofskoe-osmyslenie-zhizni-v-kartinakh-khudozhnika

Притча о слепых. Точный диагноз Питера Брейгеля Старшего

Французский доктор Антуан Торрильон свидетельствует: «У одного… роговица затянута белой плёнкой, что могло явиться следствием лейкомы; у другого, задравшего голову к небу, – явные признаки атрофии глазного яблока, что происходит, когда при запущенной глаукоме повреждается глазной нерв».  

Брейгель для человека, далекого от искусства, один-единственный: тот, что жил в Нидерландах накануне первой в Европе буржуазной революции, который «Охотники на снегу», мастер пейзажа и жанровых сцен.

Но человеку, часто бывающему в музеях, в этих «брейгелях» запутаться легко: это была целая художественная династия, поэтому искусствоведы, помимо определений «старший» и «младший», оперируют звучными прозвищами.

Например, двух братьев, Питера и Яна, называли «Адским» и «Бархатным», а их отец, тот самый Питер Брейгель, который нас интересует, был «Мужицким». Он одним из первых обратился к народной теме и раскрыл ее наиболее ярко для своего времени.

Наблюдая происходящее словно с высоты птичьего полета и деля композицию на отдельные эпизоды, он показывал безумие мира, его броуновское движение.

Одной из самых странных его работ, созданных с использованием этого приема, является полотно «Нидерландские пословицы». Около ста сцен лихо высмеивают лицемерие, жадность, тщеславие и прочие пороки.

Иногда миниатюры сложно расшифровать, так как некоторые сценки многозначны, а какие-то выражения просто исчезли из языка. Но большинство пословиц, конечно, используется до сих пор.

Эта картина сравнительно небольшая, 117х164 см, но ее внимательное изучение может занять много времени, что напоминает современные книги-«гляделки», «виммельбухи», которые очень нравятся детям.

Брейгель

Ниделандские пословицы. Питер Брейгель Старший

Есть на полотне и совсем маленькие фигурки, как, например, троица с длинными палками, бредущая берегом моря на заднем плане. Пословица, давшая жизнь этой сценке, взята из Евангелия от Матфея (15.12-14).

Говоря о фарисеях, которые считали, что человек бессилен перед лицом рока, Иисус Христос сказал: «…всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Эту притчу часто включали в собрания назидательных историй, столь популярных в эпоху Брейгеля, и рожденная ею пословица обличала глупость и незнание, приводящие к плачевным результатам.

Видимо, в связи с популярностью и узнаваемостью сюжета, поскольку и глупость человеческая неискоренима, и слепые и калеки часто просили милостыню по деревням, спустя 9 лет на ту же тему было создано полноценное полотно, ставшее одним из самых известных и значительных высказываний Брейгеля, — «Притча о слепых» (или «Слепые»). К сожалению, работа сохранилась не лучшим образом, но существует ряд более поздних копий, позволяющих рассуждать о первоначальном замысле художника.

Читайте также:  Ван дейк антонис "отдых на пути в египет" описание картины, анализ, сочинение

На картине мы видим шесть слепых, которые, опираясь на посохи и держась друг за друга, гуськом спускаются вниз.

Они движутся слева направо, по нисходящей, и это направление движения становится важным ключом к пониманию замысла художника (особенно если учесть, что на заднем плане по центру располагается церковь, устремленная в небо и противопоставленная слепцам).

Первый из слепых оступился и упал в воду: изображенный в нелепой позе он выглядит довольно беспомощно. Второй слепой, запнувшись, летит вниз следом за ним, увлекая за собой третьего, который уже наклонен вперед, и хотя все остальные, идущие за поводырем, пока не подозревают о случившемся, они также обречены.

Брейгель

Притча о слепых. Питер Брейгель Старший

Люди на заднем плане (их хорошо видно на находящейся в Лувре копии, созданной сыном художника, Питером Брейгелем Младшим, хотя известный искусствовед Макс Дворжак отмечает: «…нигде не видно ни одного человека, — только корова спокойно пасется на берегу пруда, в который падают слепые») равнодушны к происходящему, и это выводит идею слепоты на качественно иной уровень. Действительно, с помощью «низкого» бытового жанра Брейгель умел затрагивать важные нравственные вопросы, показывая трагическое противостояние человека и мира, что так чуждо было жизнелюбивому итальянскому Возрождению. Жестокое отношение к слепым в Нидерландах в то время можно легко охарактеризовать существовавшей потехой, когда слепым выдавали крепкие палки, с помощью которых они должны были до смерти забить поросенка.  Часто они ошибались, осыпая ударами своих товарищей по несчастью, что вызывало у публики гомерический хохот.

Драматическая выразительность подчеркивается достоверностью деталей: например, игрой на лютне (ее нес упавший поводырь) попрошайки зарабатывали себе на жизнь. Но и сами изображении слепых реалистичны: в искусствоведческих исследованиях приводятся слова экспертов-офтальмологов.

Например, французский доктор Антуан Торрильон свидетельствует: «У одного… роговица затянута белой плёнкой, что могло явиться следствием лейкомы; у другого, задравшего голову к небу, – явные признаки атрофии глазного яблока, что происходит, когда при запущенной глаукоме повреждается глазной нерв».

Далее он очень ехидно рассказывает, как воспринимали ухудшение зрения нидерландские медики в 16 веке: считалось, что человек начинал хуже видеть из-за «ядовитых паров, подымавшихся из желудка больного и оседавших в мозгу», поэтому рекомендовалось, «освежив дыхание гвоздикой или сладким укропом, подуть в глаз страждущему». А вот слепец, «смотрящий» на зрителя, скорее всего, когда-то был зряч, потеряв зрение в потасовке или в качестве наказания за проступок (так, за воровство могли не только отрубить кисть руки, но и выколоть глаза). Как бы то ни было, запечатленное на картине падение представляет собой не только пример глупости, но и общую слепоту мира.

Брейгель

Притча о слепых. Копия. Питер Брейгель Младший

Эту зловещую атмосферу подчеркивает пейзаж, наполненный мрачными символами.

К примеру, водяной ирис, расположенный над головами первых двух слепцов, — олицетворяет чистоту и недостижимую добродетель, болиголов в центре композиции является символом бренности бытия, но особенно выразителен левый нижний угол с ярким пятном обрыва и сухим кустарником.

Интересно, что на упомянутой уже копии этот участок оживлен листьями папоротника и цветущей ежевикой, как будто копиист пытается снизить градус зловещего и фатального.

Но это не должно обмануть зрителя: вырастающая на заднем плане церковь придает картине религиозно-морализаторское значение, а Христос в разговоре с учениками предрекает гибель тем, кто следует ошибочным путем. Неудивительно, что в литературе можно встретить сравнение этой работы с пляской смерти, макабром, — пожалуй, самым страшным образом, показывающим бренность и хрупкость человеческой жизни. 

Источник: https://ihospital.ru/ru/media/pritcha_o_slepyh_tochnyj_diagnoz_pitera_brejgelja_starshego/104/

«Притча о слепых» Брейгеля-старшего: история создания картины

Брейгель

Фото:
Дилетант

Известные религиозные сюжеты, вплетенные в прозаическую канву, приобретают новые смыслы, которые не теряют актуальности от века к веку.

Сюжет

Шесть слепых цепочкой движутся по наклонной. Поводырь оступился, и вслед за ним летит в яму еще один слепой. Остальных ждет то же, если они не «прозреют».

Сюжет основан на библейской притче (Матф. 15:14): «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Брейгель, использовав первоисточник, постарался воплотить идею о «слепом» обществе, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.

На контрасте показана природа. Ее идиллический вид словно бы подсказывает героям выход из тупика. Однако они слепы и им предстоит пережить падение.

Брейгель

Контекст

Картина относится к позднему периоду творчества Брейгеля, когда художник погружался в пессимистические раздумья о человеческой природе.

В целом же, стиль Брейгеля — это умение собрать мозаику из описания нравов, фиксации происходящего и морали.

Пороки — скупость, эгоизм, чревоугодие, прелюбодеяние — воплощаются в образах живых людей, их поступках. При этом грешники, как правило, не выделены либо обозначены слегка в общей массе персонажей.

Художник не морализирует, а предлагает зрителю самому подумать и принять решение, что есть грех и как его избежать.

Вдохновение художник черпал в фольклоре и религиозных сюжетах — на его полотнах народные образы соединены с христианской догмой. Таким образом Брейгель показывал единство человека и природы. Героем его картин была не отдельная личность, а коллектив.

Брейгель не писал заказных портретов и обнаженных фигур. Нагими у него могли быть только демоны. Люди же закутаны настолько, что подчас не различить их фигур.

Судьба художника

Почти не сохранилось сведений о Питере Брейгеле-старшем. Он не писал статей и трактатов, не оставил ни переписки, ни мемуаров, ни портретов жены, детей и друзей. Исследователям известно только 3 документа, относящихся непосредственно к Брейгелю: справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г.).

Известно также, что начинал он как график в Антверпене. На его творчество повлияли итальянские мастера, работы которых он увидел во время путешествия на Апеннинский полуостров.

Большая часть его картин посвящена жизни крестьян. Причем последние показаны не тупыми обжорами и пьяницами, а обычными людьми, которым свойственны разные чувства, в том числе и благородные порывы. Для публики того времени, привыкшей, что крестьяне были героями сатирических стихотворений, рассказов и масленичных пьес, было непонятно, как можно относиться к картинам Брейгеля серьезно.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора и в цветах крови.

Читать ещё •••

Видео дня. Корабль-призрак засекли у берегов Ирландии

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38912870-pritcha-o-slepyh-breygelya-starshego-istoriya-sozdaniya-kartiny/

Притча о слепых

Искусство Нидерландов 16-го века Картина «Притча о слепых». Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых».

В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме.

Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших художников-мудрецов в искусстве Северного Ренессанса.

«Притча о слепых» – картина, имеющая другие названия – «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего». Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12–19).

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками.

Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Лица наискось пересекающих полотно нищих-слепцов нечеловечески уродливы и при этом реальны.

Взгляд зрителя, словно обгоняя их, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательное изменение – от тупости и животной плотоядности через алчность, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и отвратительному духовному уродству обезображенных лиц.

И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер.

Брейгель

По существу, Брейгель берет реальный факт. Но художник доводит его до такой образной концентрации, что тот, обретая всеобщность, возрастает до трагедии невиданной силы. Только один, падающий слепец обращает к нам лицо – оскал рта и злобный взгляд пустых влажных глазниц.

Этот взгляд завершает путь слепцов– жизненный путь людей. Но тем более чист – безлюден и чист – пейзаж, перед которым спотыкается один слепец и которого уже не заслоняет другой. Деревенская церковь, пологие холмы, нежная зелень деревьев у Брейгеля полны тишины и свежести.

Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Мир спокоен и вечен. Человечна природа, а не люди. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества.

И хотя он старается придать своей картине строй ясный и холодный, ее цвет – стальной, но с нежным сиреневым дрожащим отливом– выдает ее трагическую и напряженную безысходность.

В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Христос сказал, имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Эта притча о человеческой глупости неоднократно встречается в писаниях гуманистов, и мы знаем по меньшей мере еще об одном более раннем обращении к этому сюжету, но трагическая глубина и убедительность образа, созданного Брейгелем, придает этой теме особую силу воздействия. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других.

Картина Брейгеля является вечным предостережением людям, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель.

Брейгель

Возможно, Брейгель находил в библейском содержании притчи также нечто созвучное своему времени. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства… хуления».

Читайте также:  Нестеров "на руси. душа народа" описание картины, анализ, сочинение

Вероятно, Брейгель соотносил этот сюжет картины с теми спорами, которые кипели тогда вокруг деталей религиозного обряда.

После картины «Притча о слепых» Брейгель исполнил только одну картину – «Сороку на виселице» (1568; Дармштадт, Музей), где сплелись и последние разочарования художника, и стремление возвратиться к былой гармонии, и сознание невозможности такого возвращения.

Источник: http://smallbay.ru/article/bruegel5.html

"Притча о слепых" — диагноз Брейгеля духовному состоянию общества

Брейгель

Фото: ru.wikipedia.org

Многие, хотя бы краем уха, слышали, что был такой голландский художник Брейгель. Но на самом деле была целая художественная династия. Её основателя Питера Брейгеля именуют Мужицким, а продолжателей — его детей — Питера и Яна — называют Адским и Бархатным.

Отец одним из первых в мире обратился к народной теме и раскрыл ее наиболее ярко. Наблюдая происходящее будто с высоты птичьего полета и разделяя композицию на отдельные эпизоды, он показал безумие мира. Его полотна напоминают прямо-таки броуновское движение.

В числе самых странных работ, созданных с использованием такого приема, является картина «Нидерландские пословицы». На ней — почти 100 сцен, лихо высмеивающих лицемерие, жадность, тщеславие и многие другие пороки.

Всё полотно довольно небольшое — всего 117х164 сантиметров, но чтобы рассмотреть всё понадобится много времени. Тем более, что там ещё есть и броские подписи. Это напоминает современные книги-гляделки, комиксы и виммельбухи, которые очень нравятся не только детям.

Порой миниатюры сложно расшифровать, некоторые сценки многозначны, какие-то выражения просто исчезли из языка… Хотя несомненно, что его современникам всё там было предельно ясно и, говоря нынешним языком, по приколу.

Большинство же составляющих понятно и нам сейчас. Эти пословицы используются до сих пор почти по всему миру. Ведь пороки, увы, остаются и даже часто усиливаются…

Есть на полотне совсем маленькие фигурки, например, трое людей с длинными палками, бредущих у берега моря на заднем плане. Пословица, изображенная на этой сценке, взята из Евангелия от Матфея.

Фарисеи считали, что человек бессилен перед лицом рока. Иисус Христос сказал про них: «…всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их, они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Известную притчу часто включали в различные собрания назидательных историй, популярных в ту эпоху. Произошедшая он неё пословица обличала глупость и незнание, которые приводят к плачевным результатам.

  • К сожалению, глупость человеческая неискоренима и вечна, а слепые и калеки тогда постоянно ходили по дорогам, просили милостыню по всем городам, деревням и прочим весям.
  • В связи с популярностью и узнаваемостью сюжета через девять лет Питер Брейгель Старший создал на ту же тему было полноценное полотно, ставшее, пожалуй, самым наиболее известным и значительным его творений — «Притча о слепых» или просто — «Слепые».
  • К сожалению, оригинал дошел до нас далеко не лучшем виде, но зато существует сразу несколько более поздних копий, позволяющих понять первоначальный замысел художника.

На картине — шесть слепых, опираясь на посохи и держась друг за друга, гуськом спускаются вниз. Движутся они слева направо по нисходящей. Именно это направление движения становится важным ключом к пониманию смысла.

Обращает на себя внимание также находящаяся по центру невдалеке устремленная в небо церковь. Она противопоставляется слепцам. «Притча о слепых» — диагноз Брейгеля Старшего духовному состоянию общества.

Первый из слепых оступился и уже упал в воду — в нелепой позе он выглядит совершенно беспомощно. Второй, запнувшись, тоже летит вниз следом за ним, увлекая за собой третьего, который все больше наклоняется вперед.

Все остальные, идущие цепочкой за поводырем, пока даже совершенно ничего не подозревают о случившемся, но они уже также неизбежно обречены. Это — просто дело нескольких секунд… В данном случае.

При следовании же за уже давно павшими духовными слепцами, душевное падение последователей может растянуться на годы и даже на всю жизнь, но оно также неизбежно.

Жестокое отношение к слепым в Нидерландах в то время характеризуется потехой, когда слепым выдавали крепкие палки, с помощью которых они должны были до смерти забить поросенка. Часто они ошибались, осыпая ударами друг друга, что вызывало у публики неимоверное веселье.

Драматизм подчеркивается достоверностью деталей: игрой на лютне, которую нес упавший поводырь, они зарабатывали себе на жизнь. Изображения слепых также очень реалистичны. Об этом свидетельствуют авторитетные офтальмологи.

Например, французский доктор Антуан Торрильон пишет: «У одного… роговица затянута белой плёнкой, что могло явиться следствием лейкомы; у другого, задравшего голову к небу, — явные признаки атрофии глазного яблока, что происходит, когда при запущенной глаукоме повреждается глазной нерв».

Он ехидно рассказывает, как воспринимали ухудшение зрения нидерландские медики XVI века: считалось, что человек хуже видел из-за «ядовитых паров, подымавшихся из желудка и оседавших в мозгу», поэтому надо было, «освежив дыхание гвоздикой или сладким укропом, подуть в глаз страждущему…»

Человек, невидящие глаза которого обращены на зрителя, скорее всего, ранее был зряч, но потом потерял зрение в драке или был наказан за преступление (за воровство могли отрубить кисть руки и/ или выколоть глаза).

В целом же, запечатленное на картине растянутое падение слепых, представляет собой не только наглядный пример глупости, но и общую душевно-духовную слепоту мира. Эту работу сравнивают с пляской смерти. Ведь на полотне — бренность и хрупкость человеческой жизни.

Источник: https://www.glavtema.ru/articles/2018-02-13/1229/

Сочинение по картине Притча о слепых — Питер Брейгель

Брейгель

Сюжет картины «Притча о слепых» или «Слепые» связан с евангельской притчей о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью. «Может ли слепой водить слепого?», говорится в Евангелии от Матфея. «Оставьте их! Они слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму». Несколько веков эта притча служила назидательным примерном неразумного поведения людей, находящихся под властью духовного ослепления.

Христианские мотивы у Брейгеля причудливо переплетаются с реалистической символикой. Шестеро несчастных бредут по неровной, словно вздыбившейся земле, держать друг за друга, но вот происходит беда — слепой поводырь не смог нащупать своим посохом того места, где кончается пригорок. Вместе со своим скарбом он падает в реку и тянет за собой идущих сзади.

Брейгель-старший последовательно, как при замедленной съемке, изобразил все фазы падения, которое по цепочке передается от первого слепца к тем, кто идет следом и неминуемо окажется в реке.

Любопытно, что художник показал различные болезни слепоты с такой точностью, что современные окулисты смогли поставить диагнозы персонажам картины. Так, третий слепец страдает от лейкомы роговицы, а у второго выбиты глаза.

Брейгель использовал необычную технику живописи под названием «квацо», вероятно он заимствовал ее у своей тещи — художницы-миниатюристки Макин Верхольц. Сильное разбавление темпера при нанесении на холст имитирует дорогие изображения на коврах.

Безжалостное любопытство художника к уродливым искалеченным людям было в духе того времени.

Уродство считалось комичным и неизменно смешило публику. У самого живописца нет ни капли жалости к своим персонажам. Через физическое уродство Брейгель передает духовную слепоту людей-марионеток, который движутся на встречу неведомой, но неизбежной и страшной гибели.

Питеру Брейгелю и его современникам досталась нелегкая судьба. Религиозная нетерпимость, виселицы и костры инквизиции были обычным явлением. В 1567 году, за год до написания картины «Притча о слепых», испанские завоеватели установили в Нидерландах жесточайший террор.

Было казнено более 8 тысяч человек. Но в ответ на героическое сопротивление народа высшее общество, подобно незрячему поводырю, предпочло примкнуть к завоевателям. Некоторые исследователи предполагают, что именно разочарование в жизни и в людях подвигло Питера на создание картины «Слепые».

Уродство и злоба персонажей соседствуют с величественной красотой природы. Художник изобразил тихий и безлюдный пейзаж. холмистая равнина, островерхие деревенские домики и маленький уютный храм. Эта небольшая сельская церквушка и поныне стоит в окрестностях Брюсселя.

Спокойствие и свежесть Брейгелевского пейзажа говорят о вечности мира. Прекрасно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться всем шестерым. На фоне тихой красоты мира фигуры слепцов кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Показывая контраст между безмятежным пейзажем и уродством глупых озлобленных людей, художник видит духовную красоту лишь в природе. Мотив евангельской притчи о слепых Питер уже использовал в композиции своей картины «Фламандские пословицы» с философской аннотацией.

Во время общественных потрясений, царивших в Нидерландах в 16 веке, полотна моралиста Питера Брейгеля имели не меньший вес, чем гуманистические литературные произведения.

Великий художник положил начало технике пейзажа, которая используется и в наши дни, а его картина «Притча о слепых», написанная за год до смерти, предостерегает человечества от вступления на ложный путь — дорогу во мраке духовных сомнений.

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/brejgel-piter/pritcha-o-slepyx-piter-brejgel/

Описание и смысл картины Брейгеля «Притча о слепых»

Брейгель Слепые (Притча о слепых, Слепой ведет незрячего) – одна из последних и самых знаковых работ художника Питера Брейгеля. Он создал ее в 1568 году, а спустя год умер в возрасте 44 лет. Притча о слепых Питера Брейгеля – произведение с глубокой аллегорией и смыслом, который кроется в каждой детали.

Описание картины

Полотно изображает любимую местность художника – окрестности Брабанта в южной части Нидерландов. Погода слегка пасмурная, но солнце поднимается над домами, освещая их крыши и шпиль возвышающейся рядом церкви.

Некоторые искусствоведы определяет ее как церковь святой Анны в бельгийском городе Дильбек, но точно идентифицировать место невозможно.

Окружающий пейзаж исполнен умиротворения и спокойствия, что создает намеренный контраст с процессией людей, идущих по дороге, и тем, что происходит с ними.

Процессия слепых

На картине, которую написал Питер Брейгель, слепые с посохами идут вереницей, и каждый держится за плечо того, кто находится впереди. Они выглядят жалкими и уродливыми, а лица написаны с медицинской точностью и беспощадностью – по ним можно определить причины, которые лишили несчастных зрения.

Читайте также:  Блейк "великий архитектор" описание картины, анализ, сочинение

С помощью врачей исследователи определили, что третий мужчина слева поражен бельмом, его сосед имеет полную (скорее всего, врожденную слепоту), а у того, который уже пошатнулся, но пока не упал, глаза выбиты или вырезаны.

Слепцы не видят окружающий мир и не нужны никому, а единственная опора каждого незрячего – такой же несчастный и обездоленный.

Падение в пропасть

Люди пересекают косогор сверху вниз, но их путешествие прерывается досадным происшествием – тот, кто вел остальных, оступился и вместе с посохом упал в глубокую яму у пруда.

Мужчина, который следовал за ним, уже потерял равновесие, и становится понятно, что судьба поводыря ожидает всю вереницу – они упадут друг на друга, как костяшки домино.

Третий в ряду пока стоит на ногах, но уже теряет почву, а замыкающие процессию еще не знают о случившемся и спокойно бредут за остальными.

Все это написано с драматической выразительностью, и представлено зрителям как будто в замедленной съемке – движение нарастает постепенно, но хорошо заметна неизбежность происходящего. На лицах слепцов нет страха или других эмоций – возможно, они даже не успели осознать печальную участь, которая ждет их через несколько минут.

Смысл картины

Принято считать, что источником вдохновения для художника послужила притча из Библии, которая гласит «Если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму».

Сюжет картины отсылает зрителя во времена войн между испанцами и нидерландцами. В стране царил голод, террор и разруха, а одной из причин всеобщей ненависти была религия.

Все, кто не был согласен с новым порядком, безжалостно уничтожались, а остальные слепо подчинились воле властей.

Смутные времена

Во времена кровопролитных войн обездоленные, несчастные люди на улицах никого не удивляли и были неотъемлемой частью окружающего пейзажа.

Они брели неизвестно куда, стараясь выжить в жестоком мире, но удавалось это далеко не всем – большинство становились жертвами человеческой жестокости или просто несчастного случая, как это произошло с персонажами картины.

Потрясенный происходящим, исполненный горя и беспокойства за будущее своей страны Питер Брейгель написал Притчу о слепых.

Духовная слепота

Аллегория произведения заключается в том, что слепота, физическая или духовная, в любом случае приведет к гибели, причем это касается не только слепца, но и всех, кто с ним связан. Безжалостная точность, с которой художник изобразил лица слепых, их уродство и беспомощность не случайны.

Они олицетворяют человеческие пороки, которые разъедают душу, ослепляют и лишают способности видеть окружающий мир, что неизменно ведет к катастрофе. Слепцы идут, безгранично доверяя тому, что находится впереди, и еще не знают, что с ним произошла беда, которая через несколько секунд ожидает их.

Власть природы

Еще один смысл, который вкладывают критики и искусствоведы в Притчу о слепых Питера Брейгеля – человеческое бессилие перед судьбой, природой и окружающим миром.

Если бы на пути несчастных не попался крутой косогор, они могли дальше влачить свое жалкое существование, но в их жизнь вмешалось провидение.

Все люди, живущие на Земле, не могут знать о том, что ожидает их завтра или за очередным поворотом, и способны только надеяться на то, что там не окажется обрыв или пропасть.

Неизбежный финал

Исходя из сюжета картины, становится понятно, что всех слепых ждет гибель, но окружающий мир даже не заметит этого.

Природа останется такой же спокойной и умиротворенной, церковь будет стоять на своем месте, и даже люди не будут грустить о гибели слепцов – даже родственники вряд ли будут лить по ним слезы.

Трудно посчитать, сколько подобных эпизодов ежедневно проходит мимо нас, но если задуматься, все они представляют собой неизбежные маленькие трагедии, олицетворяющие власть природы и судьбы над человеческой жизнью.

Сейчас картина выставлена в Галерее Неаполя, и до сих пор вызывает живой интерес у критиков и ценителей искусства.

Источник: https://TopKartin.ru/mirovoe-iskustvo/pritcha-o-slepyh

Орловцев не оставят равнодушными полные тайн и фантазии произведения великих голландцев Средневековья

И пусть вас не смущает, что на выставке вы увидите великолепные… копии самых известных произведений великих голландцев. Сегодня ни в одном музее на территории России нет их оригиналов. Даже в музее родного города Босха — Хертогенбосе — только фотографические репродукции его работ.

— Мы понимаем, что в музее должны выставляться только оригиналы, но в очень редких случаях, в просветительских целях, делаем исключение, — рассказала директор Орловского музея изобразительных искусств — кандидат искусствоведения Светлана Четверикова. — И выставка Босха и Брейгеля — как раз такой случай.

Зритель в полной мере насладится произведениями, выполненными способом жикле: это цифровая художественная репродукция. В отличие от художественных копий, написанных маслом на холсте профессиональными художниками-копиистами, жикле — не имитация, а точное, факсимильное воспроизведение подлинника.

Вплоть до мельчайших повреждений на картине.

Питер Брейгель Старший написал за свою жизнь чуть более сорока картин, Иероним Босх — около двадцати пяти. Все они находятся в разных музеях мира и частных коллекциях. И вот сегодня они в Орле — пусть и в копиях.

На выставке представлены 45 репродукций картин голландских мастеров. Все работы сопровождаются описанием сюжетов на русском и английском языках.

Для семи самых выдающихся произведений подготовлены подробные расшифровки их замысловатых сюжетов.

И это необходимо, потому что и сегодня, спустя более пяти веков, эти потрясающие мастера Северного Возрождения будоражат умы зрителей своим умением проникать в самые глубины человеческой натуры с её страхами, мучениями и надеждами.

Язык их художественных поисков настолько богат, в нём столько необычного, мистического, что без знаний средневековых символов здесь, пожалуй, не обойтись.

Ведь для современников Босха и Брейгеля сочетание вещей и предметов имело вполне конкретное значение: рыба — пост, тюльпан — обман, лягушка — наивность, сова — неверие, закрытая книга — невежество, а свинья у корыта — проституция.

Брейгеля часто называют продолжателем дела Иеронима Босха, но сегодня видно, как они отличаются друг от друга, оказавшись в одном выставочном пространстве. И общее у них — одно: оба были непревзойдёнными мастерами деталей. Оба создали многолюдные полотна, которые можно разглядывать часами.

Но какие же они разные по философии жизни! Босх — средневековый сюрреалист, одержимый муками предстоящего апокалипсиса. Отсюда и его герои — монстры из кошмарных сновидений.

Отсюда и рафинированные, тонкие фигурки на мрачном фоне Средневековья. Совсем другой Брейгель! Его герои — простые люди: горожане, крестьяне, нищие. Фигуры кряжистые, привычные к тяжёлому труду, и румянец на широкоскулых лицах.

Босх — о страхе перед грехопадением, Брейгель — о человеческой глупости и радости, о суете жизни вообще. И не зря современники называли его ещё и Питером Брейгелем Мужицким.

Иероним Босх представлен на выставке своими лучшими работами на библейские темы. Здесь и «Поклонение волхвов», и «Блудный сын», и «Святой Кристофер» — всего девятнадцать работ.

И вас ждёт встреча с двадцатью пятью шедеврами Питера Брейгеля Старшего, среди которых — «Вавилонская башня».

Художник прорабатывает каждую деталь: увеличьте любой участок картины — и перед вами отдельное произведение искусства.

Не оторвать взгляда от магической картины «Охотники на снегу». Незамысловатый сюжет выполнен с таким блеском, в нём столько света, столько настроения! А если вы не будете торопиться, то на заднем плане полотна найдёте сцену пожара и игры в кёрлинг.

Увидите вы и великий шедевр: одну из последних работ Брейгеля «Притча о слепых». Перед нами — шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы-то знаем! Мораль проста. Она встречается ещё в Библии: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Удивительно, как же вечны и современны эти сюжеты. И век нынешний не меньше наполнен фантас­магорией, мистикой и человеческими страстями.

Выставка произведений Босха и Брейгеля будет работать до 22 марта. (6+)

Источник: https://regionorel.ru/novosti/novosti/orlovtsev_ne_ostavyat_ravnodushnymi_polnye_tayn_i_fantazii_proizvedeniya_velikikh_gollandtsev_sredne/

Сочинение: Брейгель Старший «Притча о слепых»

О раннем детстве Питера Брейгеля (Старшего) мало что донеслось до наших современных дней, известно только то, что Питер Брейгель родился приблизительно в 1525-1530 годах в городе Бреда, или же в небольшой деревне, которая находится не далеко от этого города.

Художественные навыки к написанию картин у Питера Брейгеля стали проявляться еще с самого раннего детства. Изначально Питер Брейгель рисовал свои картины в графическом изображение.

Приблизительно в десятилетнем возрасте Брейгель попадает в мастерскую на художественное обучение в Антверпен к Питеру Куку ван Альсту, который работал придворным художником у императора Карла пятого до самых последних дней жизни Кука ван Альста.

После смерти учителя, Питера Брейгеля признают живописцем и принимают в художественную гильдию. Вскоре после этого события, Брейгель поступает на работу в мастерскую к Иерониму Коку, который зарабатывает себе на жизнь, продавая напечатанные гравюры талантливых художников.

Всю свою жизнь Питер Брейгель (Старший) писал свои картины абсолютно на любую тематику, он писал обо всем, что видел в жизни. Но Брейгель крайне не любил писать картины на заказ, такие как человеческие портреты, а так же обнаженные фигуры людей.

  • Одной из выдающихся живописных картин Питера Брейгеля, является знаменитая картина “Притча о слепых”, которая была написана в 1568 году.
  • С самого первого взгляда на эту живописную картину становится понятно, что она написана о людях лишенных зрения, судя по тому, что каждый из шести человек, который изображен на главном плане картины держит в руках длинную трость, которая служит для слепого человека предметом передвижения.
  • Далее становится понятно, что все эти люди являются жителями не большой и бедной деревушки, судя по небольшим деревянным домикам, которые изображены на дальнем плане картины, а так же одежде, которая изображена на слепых людях.

Живописная картина Брейгеля полна ярких красок, при первом взгляде на эту живопись становиться понятно, что именно хотел изобразить на ней знаменитый художник. Покинул свою жизнь талантливый художник Питер Брейгель (Старший) 9 сентября в 1569 году в городе Брюсселе.

(3 votes, average: 2.67

Источник: https://school-essay.ru/brejgel-starshij-pritcha-o-slepyx.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector