Боровиковский «портрет м.и. лопухиной» описание картины, анализ, сочинение

Искусство и развлечения 19 декабря 2014

Мастер конца восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия Владимир Лукич Боровиковский — это художник, которого обычно причисляют к эпохе сентиментализма. Это было время, когда было модно плакать над стихами, умиляться красивому цветку и пению птиц, любоваться рассветами и закатами.

Боровиковский

Творчество известного художника

Произведения Владимира Лукича достаточно узнаваемы. Его полотна легко отличить от героев чуть более раннего времени. Даже самые парадные, торжественные и блистательные образы смягчены и согреты каким-то тонким внутренним переживанием. Слегка печальны и взволнованны, к чему-то прислушиваются и мечтают.

Боровиковский

Образ русской красавицы

Мария была дочерью отставного генерала графа Толстого и сестрой не менее известного Федора Толстого. Она не была предметом обожания многочисленных поклонников. Ей не успел посвятить стихи Александр Сергеевич Пушкин.

Но эта красавица была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой. Такое же очарование таинственного взора и загадочной улыбки присутствует и в образе этой очаровательной женщины.

Не богиней, но поэтической музой изобразил ее Боровиковский. Портрет Лопухиной передает именно те черты этой российской красавицы, которые так притягивали окружающих ее мужчин. Нежность, чуткость и тонкость образа достаточно умело изображены на известном полотне.

Трагические судьбы русских красавиц

Боровиковский

Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года после венчания умерла от чахотки. Так закончилась непростая и трагическая жизнь, судьба, которую испытала Мария Ивановна Лопухина. Портрет Боровиковского настолько умело и точно передал ее светлый облик, что вызвал живейший отклик в душе и поэзии известного Якова Полонского, посвятившего ей свои строки. «…Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела…».

Самый известный шедевр Владимира Лукича

Боровиковский

Это юная и неповторимо нежная женщина прожила всего двадцать три года. Владимир Лукич Боровиковский портрет Лопухиной писал, когда ей было всего восемнадцать лет. Он, кажется, почти заклинал ее своей трепетной и умелой кистью: останься такой — удивительно нежной, теплой, живой. Не увядай!

Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной. Описание известного полотна

Мария Ивановна изображена в легком и нежном одеянии, которое подчеркивает ее особенную грациозность. Рядом с нежной, чуть склонившейся вниз рукой Лопухиной — склоняющаяся головка пышной розы, и, затаив дыхание, зритель ощущает, что этот цветок скоро начнет ронять лепестки.

Боровиковский

Кем бы ни был человек и как бы просто он ни выглядел, его лик менее прекрасен, чем тот образ, который сохранил портрет Марии Лопухиной. Боровиковский помнил об этом, создавая каждый свой шедевр, и все его полотна хранят частичку его души и тепло его кисти.

Уникальный талант известного художника

Умел Владимир Лукич Боровиковский в своих портретах передать что-то очень личное, трепетное и поэтическое. На момент создания картины, на которой изображена Мария Ивановна, ему было около сорока лет. К тому времени он уже зарекомендовал себя как очень талантливый и популярный художник, написавший даже образы дочерей императора Павла Первого и императрицы Марии Федоровны.

И вот в тысяча семьсот девяносто седьмом году он получает заказ от Лопухина. Портрет Боровиковского должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю нежность и чистоту. Печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/129517/

Боровиковский В. «Портрет М. И. Лопухиной»

Портрет Лопухиной Марии Ивановны

Боровиковский Боровиковский В. «Портрет М. И. Лопухиной»

XVIII век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский. Важную роль в его судьбе сыгpало путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году.

На пути императрицы возводили дворцы и триумфальные ворота. Для одного из таких дворцов, который предназначался для приема Русской государыни, миргородский предводитель дворянства поручил В.Л. Боровиковскому написать несколько аллегорических картин.

Две из них особенно понравились царице На одной была изображена она сама в образе Минервы, окруженной семью древнегреческими мудрецами, которым она объясняет свой наказ, на второй — Петр I, вспахивающий землю, по которой опять же она сеет семена, местами уже приносящие плоды.

Узнав имя художника, императрица предложила ему ехать в Петербург.

В.Л. Боровиковский был трудолюбов до невероятности, писал очень много портретов, и ему было поручено написать портреты всех членов императорской фамилии.

Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В.Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он не получил основательного классического образования.

В портретах В.Л. Боровиковского видны нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной является самым поэтическим и женственным из всех, созданных художником. Одновременно он обнаруживает сложившийся нравственный и эстетический идеал В.Л. Боровиковского

Образ М.И. Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией.

Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы, и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз.

Гармонию эту легко уловить в певучей плавности линий, в продуманности и соподчиненности всех частей портрета.

Лицо М.И. Лопухиной, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодной и неживой схемой.

Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир.

Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и наконец мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство, — все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается создание образа. М.И. Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Обтекающий ее фигуру контур — то теряющийся, то возникающий в виде тонкой, гибкой линии — вызывает в памяти зрителя контуры античных статуй. Ниспадающие, сходящиеся или образующие плавные изломы складки, тончайщие и одухотворенные черты лица — все это составляет уже как бы и не живопись, а музыку.

Краски на грунт В.Л. Боровиковский накладывал хотя и плотным, но тонким и ровным слоем, достигая при этом своеобразной вибрации цвета. При написании этого портрета художник предпочитал холодную гамму — лиловато-желтые и белые, бледно-голубые и желтые, притушенные зеленые и пепельные цвета.

Фигура М.И. Лопухиной окружена воздушной дымкой пейзажа, но она не сливается с ним, а выступает ясным пластическим объемом, ритмически связана с ним: склоненному торсу и положению руки как бы вторят свисающие ветви и стволы деревьев, изображенные на втором плане.

Тонко моделирует формы и неяркий, скользящий свет.

В.Л. Боровиковский и раньше вводил в свои портреты пейзажные фоны. Но именно теперь, разработанные со всей тщательностью, они становятся у художника важным компонентом портретной характеристики, получают настоящий смысл.

Колосья спелой ржи, нежная зелень, васильки — все призвано подчеркнуть не только «простоту» образа, но еще выразить и мечтательное настроение его. (Несмотря на то, что искусствоведы отмечают в этом пейзаже с «сельскими» приметами некоторую условность.

) Долю некоторой искусственности замечают они и в небрежно-задумчивой позе женщины. Но в то время сами герои как бы Демонстрировали свою способность к возвышенным чувствам и сердечным переживаниям, и вслед за ними и художники (в том числе и В.Л.

Боровиковский) должны были изображать эти чувства, которые являлись признаками достойной и добродетельной души. Известно, что М.И. Лопухина никогда не была счастлива; через год, после того как В.Л Боровиковский написал ее портрет, она Умерла.

Но эта женщина таила и несла в себе столько нежности, любви, чистоты поэзии, красоты человеческого чувства, что по| первым впечатлением от увиденного портрета у поэта Я. Полонского сложились проникновенные стихотворные строки:

Портрет Марии Ивановны Лопухиной кисти Боровиковского, одна из моих самых любимых картин, также находится в Третьяковской галерее.

Картину, на которой изображена жена егермейстера С. А. Лопухина, юная графиня Мария Ивановна, в девичестве Толстая, сестра знаменитого авантюриста, Федора Толстого «Американца», часто сравнивают с волнующей и прекрасной «Моной Лизой».

Описывая знаменитое творение Да Винчи, нередко говорят, что Джоконда мистически загадочна, ее улыбка неуловима, а глаза будто живые, и кажется, что девушка смотрит прямо на тебя… Подобные ощущения возникают и тогда, когда смотришь на портрет Лопухиной.

В 1797 году, известный портретист Владимир Лукич Боровиковский, работавший в то время над портретом императорской семьи, получает еще один заказ. Егермейстер при дворе Павла I пожелал запечатлеть свою прекрасную невесту, восемнадцатилетнюю графиню Марию Ивановну.

Боровиковский Боровиковский В. Л.

  • Веселая, легкая юная красавица произвела на сорокалетнего Боровиковского сильное впечатление. Ее природное очарование и непосредственность подвигли художника написать портрет, показывающий глубокие, интимные стороны характера девушки, раскрывающий ее нежную душу…
  • Глядя на эту картину, возникает огромный диапазон противоположных чувств и мыслей, выражение лица графини каждую секунду кажется иным: то девушка смотрит на тебя с высокомерием аристократки, то, практически, по-детски трогательно.
  • Этого эффекта, обнажающего внутренний мир героини, Боровиковский достиг путем использования традиционного приема репрезентативного портрета, когда персонаж изображается в окружении атрибутов и предметов, раскрывающих его образ.

Только ранее подобные портреты были призваны указывать на социальный статус человека, его важность и состоятельность. Боровиковский же поместил прекрасную Марию в чудесный сад, отчасти декоративный и условный, но в котором прослеживаются черты русского пейзажа.

Позади нежной девушки с незамысловатой прической, одетой в светлое, простое платье с лазурным поясом, видны белые стволы русских березок, голубые васильки и колосья ржи. Естественность пейзажа перекликается с простотой образа графини, обозначая гармоничное слияние чистой души девушки с самой природой.

Боровиковский Пейзаж

Линии пейзажа повторяют изгиб хрупкого стана Лопухиной, светлые березы отражаются в ее платье, золотые колосья в украшении на ее руке, васильки перекликаются с нежным поясом на платье, а легкая шаль на ее плечах в точности повторяет цвет бутонов роз, расположенных в правом углу картины  Восхитительные красавицы, которые пристально глядят на нас с полотен великих живописцев, уже навсегда останутся именно такими: молодыми, очаровательными и полными жизненной энергии. Однако истинная судьба прекрасных натурщиц не всегда так завидна, как это может показаться на первый взгляд.

Читайте также:  Кустодиев "вступление" описание картины, анализ, сочинение

В этом очень легко убедиться на примере этого знаменитого портрета .  Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, сразу же после собственной свадьбы (ей было 18 лет) позировала Владимиру Боровиковскому. Портрет был заказан ее супругом.

На момент его написания Мария выглядела просто великолепно. Ее лицо излучало столько очарования, одухотворенности и мечтательности… Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь.

Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ее было всего 23 года. .

После ее смерти портрет стал обрастать мистическими слухами. Настолько реалистично, живо и загадочно умершая смотрела с холста, что люди начали думать, будто ее отец, магистр масонской ложи и известный мистик, Иван Толстой, сумел заманить душу дочери в эту картину.

Говорили, что если молодая девушка взглянет на портрет, то вскоре умрет. Согласно версии светских сплетниц, картина погубила не менее десятка прекрасных дев.

Портрет тем временем хранился в доме племянницы Лопухиной, дочери Федора Толстого, и почитался как семейная реликвия. Именно здесь его в 1880 году впервые увидел Павел Третьяков. Великолепная картина произвела на мецената неизгладимое впечатление, и он сделал все, чтобы выкупить ее для своей галереи.

  1. С тех пор страшные слухи о портрете прекратились. Теперь люди восхищались этим великолепным произведением Боровиковского, наполненного глубиной чувств, жизненной достоверностью и необычайной поэтичностью Боровиковский Портрет Лопухиной
  2. В 1885 году поэт Яков Петрович Полонский написал бессмертные строки об этой прекрасной девушке, которой будут восхищаться еще многие и многие поколения в будущем:
  3. «Она давно прошла, и нет уже тех глаз
  4. И той улыбки нет, что молча выражали
  5. Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
  6. Но красоту её Боровиковский спас.
  7. Так часть души ее от нас не улетела,
  8. И будет этот взгляд и эта прелесть тела
  9. К ней равнодушное потомство привлекать,
  10. Уча его любить, страдать, прощать, молчать.»

Портрет Лопухиной Однажды, почти сто лет назад, поэт Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный Боровиковским. Портрету к тому времени тоже было почти сто лет.

Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он почти ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой.

Поэт думал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…»

И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла — и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас…

Конечно, мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. Ну, а если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве он меньше нравился бы нам или меньше трогал нас? Наверно, нет.

Оттого и будет вечно волновать нас этот портрет, что художник не только похоже изобразил давно забытую Марию Ивановну Лопухину, но создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

СПАСИБО Вам также будет интересно:

  • 33 самые дорогие картины русских художников
  • Художница Мария Зельдис. Светлое, грустное, доброе
  • Гадания в искусстве

Источник: https://obiskusstve.com/383852359953156935/borovikovskij-v-portret-m-i-lopuhinoj/

Школьное сочинение по картине в.л.боровиковского "портрет м.и.лопухиной"

Боровиковский

ВЫ РАБОТАЕТЕ НА САЙТЕ http://www.batraeva.com

Владимир Лукич Боровиковский известен как замечательный художник-портретист. Его отец и дядя были иконописцами, и будущий художник во многом перенял, особенно в годы раннего творчества их манеру письма. Эта особенность видна в его стиле портретиста. Писал он так же и иконы. Религиозной тематике посвящено довольно много работ мастера.

И всё же основное место в его творчестве занимают портреты, многие из которых написаны в духе сентиментализма. Художник старался изобразить человека с его естественными чувствами. Одной из наиболее ярких и выразительных работ автора является портрет М.И.Лопухиной.

Боровиковский изображает свою героиню вдали от света, на фоне паркового пейзажа, что позволяет наилучшим образом передать её чувства и настроения. Задний план окутан лёгкой дымкой и создаёт особую ауру нежности и прозрачности картины. Призрасно-голубая гладь небосвода почти сливается с очертаниями сказочных садов.

Светлые блики вносят ощущения свободы и радости, наполняя картину едва уловимым волшебством. И над всем этим- сочная зелень стройных деревьев. Благодаря этому пейзажу, мы словно погружаемся в романтический мир, искусно созданный художником.

Атмосферу таинственной мечтательности усиливает и нежные пастельные краски, в которых выполнена вся картина, а также лёгкие, плавные линии, которые использовал автор. Та же манера сохранена и в самом портрете, который светится невероятной свежестью и женственностью, неоспоримой элегантностью и красотой.

Прозрачной дымкой струятся локоны женщины, нежными складками ниспадают её лёгкие, полупрозрачные одежды. В задумчивости слегка облокотилась она о край стола, и в этом движении исключительная плавность и мягкость. Её поза передаёт мечтательность, в которую она погружена в этот момент.

Однако наряду с романтическими нотками в образе Лопухиной мы видим яркую индивидуальность, умело переданную автором. Весь её облик говорит о том, что перед нами уверенная в себе, гордая и свободная женщина. Художник передаёт характер Лопухиной, умело используя сочетание света и тени.

Лицо женщины ярко освещено, и от этого становится ещё более ясным и выразительным. Она слегка наклонила голову и опустила глаза. Её грёзы светлы и радостны, на её нежных губах играет нежная улыбка, но её мечты не призрачны: она несомненно видит перед собой цель и уверена в её достижении. Оттого и радуется она своим мыслям.

Мы не можем знать, о чём задумалась эта женщина, но в её облике видна незаурядная личность. Окружённый призрачной таинственной обстановкой, её образ притягивает к себе взгляд, завораживает и восхищает, заставляет испытать чувство, подобные тем, которые испытывает сама героиня. М.И.Лопухина была музой для великого поэта Лермонтова М.Ю. , и именно ей посвятил он многие свои стихотворения.

Боровиковский

Источник: https://batraeva.com/index.php/2013-06-17-11-45-55/28-q-q

Портрет М.И. Лопухиной. Описание картины Боровиковского

Боровиковский

Среди множества картин знаменитой Третьяковской галереи есть одна, вокруг которой до сих пор ходит множество легенд и мистических слухов.
Это картина Боровиковского портрет М.И. Лопухиной. На картине изображен портрет молодой жены гермейстера Лопухина.

Нужно сказать, что по данным историков, личная жизнь этой молодой и красивой девушки сложилась печально.
Она была несчастлива в браке, а спустя 16 лет умерла от чахотки. Но ее красотой вот уже не одно столетие восхищаются сотни и тысячи восторженных глаз.

Есть в ее взгляде, что то, притягивающее и завораживающее одновременно.

Будто молодая Лопухина, играет со своими созерцателями, заставляя их стоять, возле ее портрета долгое время не шелохнувшись.

До того времени как попасть в стены знаменитой Третьяковки портрет Лопухиной находился в доме родственницы Лопахиных губернаторши Перфильевой где его в первые увидел поэт Яков Полонский он был восхищен работой Боровиквского.

Вскоре потрет Лопухиной, предстал на все общее обозрение, что вызвало бурю неподдельных восторгов, как красотой девушки, так и неповторимой работой художника.
Говорили даже, что молодые барышни восхищенные красотой девушки изображенной на портрете за частую падали в обмороки.

После нескольких подобных случаев появилось утверждение, что если молодая не замужняя девушка будет долго рассматривать, потрет Лопухиной, а уж тем более смотреть ей в глаза, то ее ждет не счастливый брак или чего хуже ранняя смерть.

Некоторые искусствоведы смоги увидеть в работе Боровиковского еще один, скрытый мистический символ. Своего рода портал между жизнью и смертью. В первых при более внимательном рассмотрении картины можно заметить, что девушка находится одновременно в двух измерениях.

Рядом с ней столик и ваза с уже увядшем цветком, а позади нее, бескрайнее пшеничное поле и голубое небо.
Но при этом Боровиковскому удалось совместить вроде бы не совместимое. Колоски пшеницы и васильки, изображенные за спиной девушки, тоже несут в себе тайный смысл.

Если обратится к славянским символам, то рожь — это символ жизни и процветания. Василек же символ загробной жизни. Подчеркнем, что пояс, которым подпоясана девушка, имеет тот же васильковый цвет, что и цветы на картине.
Нельзя оставить без внимания и увядшую розу — символ смерти. Таким образом, Лопухина находится как бы между жизнью и смертью.

И так, можно сделать вывод, что портрет Лопухиной является своего рода мистическим произведением искусства. Так как вскоре после его написания девушка заболеет и умрет.

Сейчас это произведение Боровиковского украшает один из залов Третьяковской галереи и быть может, уже несет в себе той мистики, которой оно было окутано сотню лет назад, но сотрудники галереи утверждают, что выражение лица Лопахиной иногда меняется и она по-прежнему, будто общается с лицезревшими на нее девушками.

Если смотреть на картину с профессиональной точки зрения художника, то цвета подобраны очень точно. Особое внимание, в какой технике написано лицо юной барышни. Художник очень удачно подобрал цвета, свежести юности и румяности. В заключении хотелось бы сказать, что картина поражает не только своей уникальной историей, но и своей невероятной красотой.

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/portret-m-i-lopuhinoy-opisanie-kartinyi-borovikovskogo/

Пленительный образ мечтательной женщины. Боровиковский В."Портрет М.И.Лопухиной." | Волшебная сила искусства

Боровиковский

   Одним из лучших портретистов 18 века был В.Л.Боровиковский (1757-1825).Он родился и вырос в Миргороде на Украине.Боровиковский не был профессиональным художником,но его картины понравились империатрице Екатерине Второй во время её путешествия в Крым в 1787 году.Его пригласили в Петербург и он вскоре стал придворным портретистом.

  В портретах Боровиковского видны нежность кисти,тонкий,деликатный рисунок,правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом лице.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной является самым поэтичным и женственным из всех,созданных художником.

  Образ женщины пленяет зрителя нежной меланхоличностью,необыкновенной мягкостью чёрт лица и внутренней гармонией.Эта гармония передана и поворотом головы,и выражением лица.Она подчёркивается и отдельными поэтическими деталями,вроде сорванных и поникших на стебле роз.

  Её лицо наполнено такого несказанного очарования,такой душевной прелести,что рядом с ним другие красавицы покажутся холодными и неживыми.Пленительный образ нежной,мечтательной и меланхоличной женщины передан с большой душевностью и любовью.

Читайте также:  Музыкальное путешествие вокруг света часть вторая

Задумчивый,томный ,грустно- мечтательный взгляд,нежная улыбка,свободная непринуждённость чуть усталой позы,мягкие округлые формы,белое платье,сиреневый шарф,голубой пояс,пепельный цвет волос,зелёный фон листвы и,наконец,мягкая воздушная дымка-всё это и есть живописное выражение образа.

   Лопухина стоит в саду,облокотившись на каменную консоль.Она окружена воздушной дымкой пейзажа.Колосья ржи,нежная зелень,васильки-всё это призвано подчеркнуть не только простоту образа,но ещё выразить мечтательное настроение.

   В утренней свежести кожи,в томности взгляда,в мечтательной улыбке есть подлинная красота,красота душевная,лирическая,присущая русским женщинам.

   Кто же она,Мария Лопухина?Мария выросла в многодетной семье отставного генерала И.А. Толстого.Её выдали замуж за Степана Авраамовича Лопухина-камергера двора.Это он заказал художнику портрет своей жены.Говорят,что брак был бездетным и несчастливым.Через несколько лет после написания портрета,Мария умерла от чахотки,ей было всего 24 года.Поэт Полонский посвятил ей эти строки:

  •    Она давно прошла,и нет уже тех глаз,
  •    И той улыбки нет,что молча выражали.
  •    Страданье-тень любви,и мысли-тень печали,
  •    Но красоту её Боровиковский спас.

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/952967

Сочинение-описание картины Портрет М.И. Лопухиной работы В.Л. Боровиковского

Мария Ивановна была сестрой знаменитого бретёра и великосветского хулигана Федора Толстого «Американца» и женой егермейстера С.А. Лопухина.

Ее отец Иван Толстой был магистром масонской ложи, известным мистиком, и в обществе с удовольствием сплетничали о том, что он извел свою дочь, переселив её душу в портрет магическим способом. А теперь она якобы изводит юных невест, глядя на них со своего знаменитого портрета.

Боровиковский же, обласканный Екатериной II полтавский живописец, способствовал и посредничал в мистическом масонском действе своей кистью…

Боровиковский

Боровиковский, портрет М.И. Лопухиной

А в портрете действительно есть нечто мистическое! Для современников В.Л. Боровиковского оно таилось где-то в глубинах человека, в том, что мы сейчас называем психикой (и думаем, что что-то в ней понимаем).

В те времена стали ценить нечто индивидуальное в человеке, его способность переживать, думать, иметь мнение, иметь опыт страдания и сострадания – стали ценить и одновременно бояться этого. Действительно: психика непредсказуема.

Сумасшедший брат Марии «Американец» вытворял Бог знает что, и откуда у него это бралось? Кто ему нашептывал в ухо? И как он, этот нашептыватель, в то ухо влез?! Иными словами: как получается характер, откуда берется душевная боль? И, если можно так выразиться: чем человек страдает? Что есть Душа и как ее выразить?

Поскольку Душа неуловима и невыразима, то на ее присутствие можно лишь намекнуть, и в портрете Лопухиной таким намеком становится дымка, воздушность, бледность цвета, размытость контуров, легкая перекличка пастельных оттенков… пепел розы. Поникшие розы у локтя Лопухиной – пепельного цвета. Линии пейзажа вторят линиям ее фигуры, ее изящному, непринужденному полунаклону.

Ее полуулыбка невыразимо глубока: ничего не тая, она ничего не открывает. Ее взгляд вопрошает: вы знаете то же, что и я? Тогда мы можем просто помолчать… В парадном портрете – целый роман, бездна переживаний, огромная эпоха чувств и отношений, но все это лишь едва приоткрыто, лишь слегка обозначено, все это растворено в полутенях и лессировках, все это – лишь догадки.

Лишь пепел розы…

(+2 рейтинг картины, 2

Источник: https://1001kartina.su/2012/08/25/portret-m-i-lopuxinoj-raboty-v-l-borovikovskogo/

«Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой». Сочинение по картине В.Л. Боровиковского

Подробности Категория: Сочинения по картинам Опубликовано: 11 сентября 2017

«Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно…»

Н. Заболоцкий

Владимир Лукич Боровиковский — русский художник конца XVIII — начала XIX вв., непревзойдённый мастер портретной живописи. Среди знаменитых полотен встречаются парадные портреты: «Портрет князя А.Б. Куракина, вице-канцлера», «Портрет Павла I в белом далматике», в которых художник обращает внимание на гражданственность, достоинство и благородство изображаемых им людей.

Ещё большей известностью и любовью пользуются его полотна, в которых перед нами предстают женские образы, воплощающие идеалы красоты своей современности: «Портрет Е.А. Нарышкиной», «Портрет М.И. Лопухиной», «Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных». Особенным обаянием, привлекательностью и нравственной чистотой обладает полотно В. Л.

Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой», написанный художником в 1795 году. Героиней этого произведения живописи стала Екатерина Николаевна Арсеньева — фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, старшая дочка участника штурма Измаила генерал-майора Н. Д. Арсеньева.

На портрете перед нами предстаёт молодая кокетливая и обаятельная девушка с мягкими чертами белоснежного лица, которые свойственны русским женщинам. Глядя на картину, понимаешь, что перед нами — жизнерадостная добродушная девушка с весёлым характером. С портрета на нас смотрят озорные, кокетливые глаза. Курносый нос девушки слегка вздёрнут. На щеках лёгкий румянец.

Алые губы задорно и весело улыбаются. Тонкие брови чуть-чуть приподняты. Белоснежный открытый лоб украшают кудри светлых волос, которые живописно спадают и на плечи. На голове молодой фрейлины — небольшая соломенная шляпка, изящной формы, с украшениями из плетения соломы косичкой, букетика колосьев и элегантного банта, виднеющегося сбоку. Фигура Е.Н. Арсеньевой чуть повёрнута.

Это подчёркивается отлетающей назад шалью. Екатерина Николаевна одета в белоснежное платье, сшитое из лёгкой воздушной ткани, украшенное золотистыми лентами и жемчужными бусинками. Платье придаёт образу девушки лёгкость и воздушность. На белоснежных руках Екатерины Николаевны — браслет из трёх рядов жемчуга.

Украшения выполнены Боровиковским свободно, с применением чисто живописных средств. Художник не прибегает к излишней детализации. В другой руке Арсеньева держит жёлто-зелёное яблоко, которое считается символом Афродиты. Левая рука Екатерины Николаевны закрыта шалью изумрудного цвета, которая гармонирует с зеленью листвы, расположенной на заднем плане картины. В. Л.

Боровиковский считал пейзаж очень значимым, поэтому большинство его портретов выполнены на фоне природы. Не стало исключением и данное полотно. Справа от девушки находится светло-коричневый ствол дерева с пушистой зелёной кроной, слева виднеется часть зелёной растительности. Чуть выше за девушкой — серо-голубой небосвод, закрытый облаками и светлеющий где-то вдали. В.Л.

Боровиковский выполнил свою картину «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» в тёплых золотистых, розовых и светло-голубых тонах. Все краски переливаются и искрятся. Весь портрет как бы окутан лёгкой дымкой. При этом создаётся ощущение пространства и воздуха, объёмности изображения.

Художник талантливо уловил настроение своей героини, сумел передать её характер, полноту чувств и эмоций. Образ молодой фрейлины получился очень правдоподобным, полным движения и жизни. «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» В. Л. Боровиковского критики считают одним из самых высокохудожественных его произведений, которое отличается поэтичностью.

Изучая полотно с изображением молодой девушки, мы знакомимся с людьми эпохи конца XVIII — начала XIXвв. Но главное заключается в том, что картина излучает красоту, доброту и жизнерадостность, улучшает настроение. Озорство и неподдельная весёлость, которые чувствуются в характере девушки, заставляют невольно улыбнуться, а искренние чувства находятся вне времени и пространства.

Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/kartina/2398-16.html

Портрет Лопухиной

Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Лопухиной»

Автором картины является великий художник Владимир Лукич Боровиковский. Если судить по его работам, то можно с уверенностью сказать, что он был очень талантлив и трудолюбив.

Абсолютно все линии, штрихи и объемы выглядят законченными и абсолютно натуральными.

Создается такое впечатление, что картина совершенна, ведь в ней нет ни капли чего-то такого, о чем можно было бы сказать, что эта деталь недоделана.

Многие историки и люди, которые посвятили свою жизнь изучению искусства, считают, что именно с этой картины в России стало популярно написание портретов. Ведь ранее девяносто процентов художников являлись пейзажистами, и только пять процентов художников занималось написанием портретов. Ведь, по мнению знатоков, портреты являются самыми сложными и затратными картинами.

К примеру, если нарисовать березу, то никто не будет сравнивать ее с оригиналом, а задача портрета состоит в том, чтобы максимально точно передать черты лица своего заказчика. Иначе работа может не удовлетворить желаний человека, и он просто ее не купит.

Итак, что же мы можем сказать, глядя на эту картину? Первое что бросается в глаза, это таинственный взгляд главной героини. Не зря портрет княгини Лопухиной сравнивают и Джакондой. Что-то есть у них общее во взгляде и позе.

Красивые глаза, смотрящие в бездну, томный взгляд и непринужденная поза.

А если вдуматься, то можно подсчитать, что портрету княгини Лопухиной уже больше ста лет! Время жизни этой девушки уже давно истекло, ее уже нет, а она все так же, как и прежде смотрит на нас своими лучезарными глазами, заглядывая прямо в душу.

Портрет сыскал грандиозную славу, и теперь его знают во всем мире. До сих пор, зайдя в магазин, под новый год или восьмое марта, мы можем увидеть этот замечательный портрет, который напечатан на различной сувенирной продукции. 

В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. В ХІХ в. — об этом портрете ходили нехорошие слухи.

 Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье.

Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье.

Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.

Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи.

Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки: «Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души её от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. »

Читайте также:  Шишкин "дождь в дубовом лесу" описание картины, анализ, сочинение

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Portret_Lopuhinoy/

Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной» сочинение по картине

Боровиковский является выдающимся художником переход­ного времени в России. Особый интерес в это время вызывают у художников характеры людей, которые они воплощают в специ­альном изобразительном жанре портрета.

Художник родился в украинском городе Миргороде. В семнад­цать лет он вступил в Миргородский военный полк. Живописи он учился у своего отца. Семейным делом для Боровиковских было написание икон.

С этого периода в его жизни начинается стрем­ление к возвышенным образам.

Когда он начал работать над пор­третами, все образы, изображенные на них, отличались спокой­ствием и одновременно — эмоциональностью.

В зрелые годы своего творчества Боровиковский получает мно­жество заказов на собственные портреты от светской, придворной среды. К нему обращались с просьбами крупные сановники, вель­можи, а также люди, возведенные милостью императора на высо­кие посты.

Боровиковский пишет портреты почти всей семьи влиятельного «светлейшего князя» В. П. Лопухина. Его старшую дочь А. П. Гага­рину, она пользовалась благосклонностью самого Павла Первого Однако особенно выделяется портрет Марии Ивановны Лопухи­ной, написанный в 1797 году.

Это лучшее и наиболее искреннее создание Боровиковского. Девушка стоит, облокотившись на пе­рила, возможно, где-то в саду, мы видим розы шиповника, будто случайно попавшие в поле зрения художника. Мария смотрит на нас с улыбкой и задумчивостью.

В ее взгляде из-под опущенных век ощущается нежность и печаль.

Портрет чарует нас гармонией линий и форм. Все элементы картины взаимосвязаны. Каждая деталь подчинена одному замыс­лу — оттенить красоту модели. Цветовая гамма, выбранная худож­ником, следующая: розовато-лиловый, бледно-голубой, нежно­зеленый цвета. Это придает картине особенную прелесть.

Важное значение имеют тени и полутени. Самое светлое место на полотне — это лицо девушки. Ее платье, руки, шея своей белиз­ной перекликаются со светлыми тонами неба.

Пушистые волосы и лиловатая шаль сочетаются с приглушенными оттенками зеле­ни, которая обрамляет фигуру девушки. Все вместе — золото во­лос и цвет лица — создают свечение полотна. Это находка Борови­ковского.

Тело человека, как на иконе, излучает свет и истинную красоту.

Обращают на себя внимание выразительность объемов и плас­тика изображенных форм. Точность в передаче индивидуальных черт девушки — все это написано необычайно легко.

Продолгова­тые глаза Марии зеленоватого оттенка, нежные, тонкие черты лица сделали портрет эталоном женщины эпохи романтизма. Борови­ковский отразил на картине не только эстетический, но и обще­ственный идеал женщины.

В образе Лопухиной сочетаются кра­сота и ум, благородство и добродетель. Благодаря глубоким изоб разительным способностям В. Л. Боровиковский является русски; художником мировой величины.

Источник: https://prepodka.net/borovikovskij-portret-m-i-lopuxinoj-sochinenie-po-kartine/

Надежда Диас: Портрет Марии Лопухиной

Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье — тень любви, и мысли — тень печали,Но красоту её Боровиковский спас.Так часть души её от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать»(

Портрет Марии Лопухиной — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_…копия(14.05.2017)) .

  • А Николай Заболоцкий,  любуясь Лопухиной, написал следующее:«Любите живопись, поэты,Лишь ей, единственной , дано,Души изменчивой приметы 
  • Переносить на полотно»
  • (Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

artrg.com/wdr/201601/opisanie-…копия(14.05.2017)).

Современная поэтесса Соловьёва посвятила полотну длинное стихотворение, в котором подметила одну интересную его особенность – голубой наряд Марии как бы перекликается с цветом небес.

Кем она была, эта милая, очаровательная девушка? В какую пору своей жизни была нарисована? «На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого (знаменитого своими дуэлями  — Н.Д.), жена егермейстераС. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина. Скончалась от чахотки» (Портрет Марии Лопухиной — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_…копия(14.05.2017)). 

Всего несколько строчек написаны о ней в Википедии. В то время как она «была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой» (Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания, fb.ru/article/161740/vladimir-…

копия(14.05.2017)). Красавица имела очень несчастную судьбу. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге.

Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года (по другим сведениям  — спустя 5 лет) после свадьбы умерла.

Поговаривали, что девушки, посмотревшие на портрет, умирали. Этому способствовала не только несчастная судьба Лопухиной,  но и то, что отец Марии был известен, как мистик и масон, впрочем,  и сам художник тоже был масоном.

При Советской власти настенные календари с этой работой Боровиковского продавались огромными тиражами. И это полностью доказывает, что картина не была опасной.

Заказ на картину Боровиковский получил от мужа Марии Лопухиной. Его портрет  должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию.

Он смог передать всю её нежность и чистоту, печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии. Как будто о ней сказал художник М.М.Герасимов: «Есть лица, которые можно читать как повести…» (Портрет М.И.

Лопухиной | Русская живопись

artlibrary.ru/picture/2546копия (14.05.2017)).

Рассмотрим особенности живописного полотна Боровиковского.

«Портрет чарует нас гармонией линий и форм. Все элементы картины взаимосвязаны. Каждая деталь подчинена одному замыслу — оттенить красоту модели. Цветовая гамма, выбранная художником, следующая: розовато-лиловый, бледно-голубой, нежно-зеленый цвета. Это придает картине особенную прелесть» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи…

sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)).

«Обращают на себя внимание выразительность объемов и пластика изображенных форм. Точность в передаче индивидуальных черт девушки — все это написано необычайно легко. Продолговатые глаза Марии зеленоватого оттенка, нежные, тонкие черты лица сделали портрет эталоном женщины эпохи сентиментализма (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи…

sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)*).

«Молодая женщина на картине откровенно счастлива – она молода, здорова, любима и любит. Счастье любую женщину делает невероятно красивой. Правильнее было бы сказать – она знает о своей красоте. И эта уверенность — спокойная, сильная и нежная одновременно.

Вот это внутреннее состояние и превращает каждую женщину в красавицу, от которой «взгляд не отвести». Боровиковский уловил это тонкое внутреннее счастливое «я» и смог его показать нам» (ХУДОЖНИК БОРОВИКОВСКИЙ. Биография и картины Владимира Лукича  bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy..

.копия(14.05.2017)).

Я очень ценю, когда на живописном полотне можно увидеть настоящий бархат, настоящий капрон или медную посуду, поэтому один из моих любимых современных художников – это Александр Шилов. На портрете же Лопухиной живописцу также удалось передать фактуру материала. Надо было показать её богатство и знатность. И мы увидели настоящий золотой браслет и волны атласной ткани.

«В. Боровиковский виртуозно владел кистью» (Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

artrg.com/wdr/201601/opisanie-…копия(14.05.2017)).

«Белильными мазочками чеканит бриллиантовые россыпи и жемчуг украшений, легкими ударами пишет мех, протяженными мазками – струящиеся ткани.Когда дело доходит до моделировки лица, Боровиковский

иногда втирает краски в холст пальцем, лепит формы словно скульптор» (Произведения В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. — Ответы Ma…  otvet.mail.ru/question/18859050318.03.16копия(14.05.2017)).

В портрете Марии Ивановны проявилась творческая индивидуальность автора.

Тени и полутени играют здесь важную роль. «Самое светлое место на полотне — это лицо девушки. Ее платье, руки, шея своей белизной перекликаются со светлыми тонами неба.

Пушистые волосы и лиловатая шаль сочетаются с приглушенными оттенками зелени, которая обрамляет фигуру девушки. Все вместе — золото волос и цвет лица — создают свечение полотна. Это находка Боровиковского.

Тело человека, как на иконе, излучает свет и истинную красоту» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи…  sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)).

В Интернете есть презентация, посвящённая картине. И в ней выделяют 5 особенностей этого произведения. Это: музыкальность линий, загадочная полуулыбка героини, свет ниоткуда, дымчатость, скульптурные формы.

  1. Загадочная полуулыбка: «Точную психологическую характеристику состояния героини полотна дать очень трудно, почти невозможно. Всё здесь – «полу», всё здесь – контрасты и противоречия,
  2. незавершённость и многоточие …полуулыбка, полу-задумчивость,
  3. полу-печаль, полу-нежность… И это вполне соответствует стилистике

сентиментализма с его вниманием к тайным «чувствованиям» (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив…  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).

  • Скульптурные формы: «Кисть руки героини полотна напоминает
  • мраморную скульптуру (особенно по контрасту с совершенно «живой»
  • розой, написанной рядом), и это не случайно: в этой работе,
  • несомненно, есть сознательная апелляция к классицизму с его

преклонением перед античными скульптурными формами» (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив…  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).

  1. Дымчатость: «Виртуозная техника Боровиковского проявляется в
  2. удивительном колорите. Он работает разноплановыми мазками
  3. меняющейся величины и применяет лессировку, в результате получая
  4. дымчатый колорит с поразительной грацией цвета – искусствоведы

выяснили, например, что голубой цвет имеет в этой работе семь оттенков»  (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив…  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).

Свет ниоткуда: «Когда глядишь на этот портрет, создаётся ощущение,

Что свет возникает как бы из ничего. На самом деле «из чего»,

конечно. Цветовая гамма полотна – нежна и переливчата. На

обнажённых частях тела краски образуют неровный слой, способный

отражать свет. Вот откуда указанное ощущение льющегося света»

(Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив…  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).

  • Музыкальность линий: «Гармония изображения во многом достигается
  • За счёт продуманной «симфонии» линий, их удвоения и утроения в
  • пространстве картины. Так, например, ствол берёзы зеркально

повторяет чуть наклонённое тело модели, а изогнутая линия левой руки звучит «эхом» ствола и ветвей ближнего «фонового» дерева» (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив…  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).

Как относились современники к данному произведению

Боровиковского? Прежде всего, они замечали несомненное

сходства с прототипом,  кроме этого для них портрет являлся  воплощением идеала женственности. Ведь в нём естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой.

 «Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером.  А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский» (Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла сме..

kulturologia.ru/blogs/220915/26366копия(14.05.2017)).

Я сама, пожалуй, тоже ценю это произведение мастера и за его русскость тоже.

А в целом,  и в ХХ и в ХХI веке мы видим и понимаем, что «Боровиковский отразил на картине не только эстетический, но и общественный идеал женщины.

В образе Лопухиной сочетаются красота и ум, благородство и добродетель. Благодаря глубоким изобразительным способностям В. Л.

Боровиковский является русским художником мировой величины» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи…

sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)).

*- в тексте написано романтизма, но я думаю, что это ошибка.

Источник: http://zavtra.ru/blogs/portret_marii_lopuhinoj

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector