Творчество Василия Кандинского — это точное пошаговое отражение его жизненного пути. Все что чувствовал художник, внутренние переживания, восприятие жизненных реалий отображается в его картинах.
С раннего детства у Кандинского были способности к живописи, однако он становиться юристом и удостаивается звания доцента с правом преподавать. Одно единственное событие переворачивает все его мировоззрение, и он решает стать художником.
Будущий основатель собственного направления в абстракционизме, увидит творение Клода Моне. Он решает творить сам, изначально рисует в стиле импрессионизма. Самые известные картины Кандинского приведены ниже.
10. Габриель Мюнтер за рисованием
«Габриель Мюнтер за рисованием». Постимпрессионистская работа художника посвящена его ученице и возлюбленной. Он нарисовал ее со спины, как она работает (рисует, творит) на фоне осеннего парка. Кандинский за всю свою творческую жизнь написал очень мало портретов, но свою возлюбленною изобразил в нескольких своих известных картинах. Лица Мюнтер не видно, но это не главное, внимание привлекает игра красок и как фигура художница ярко отличается от окружающего фона. Габриель Мюнтер сыграла одну из основных ролей в становлении Кандинского абстракционистом. Даже после расставания с художником из-за начала первой мировой войны она сохранила его работы, оставленные им в Германии в доме Мурнау.
9. Синий всадник
«Синий всадник». Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником. Но некоторые эксперты уже в этих работах видят предпосылки к абстракции, которая станет его стилем намного позже. Нечеткие очертания, вольные мазки передают идею автора, о не важности того, что изображено, главное что чувствует созерцатель картины. Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма. Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком. Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной.
8. Композиция VII
«Композиция VII». Как и более ранние полотна этой логической цепи Композиция VII посвящена теме апокалипсиса. Главной темой картины является – Страшный суд, однако отличает ее от Композиций V и VI обилие светлых красок. Картина отображает не угнетение, страх и ужасы, наоборот, высвобождение души из материального бытия в светлый, лучший мир. Судя по записям, Габриель Мюнтер она написана всего за четыре дня, однако подготовительный процесс, известного на весь мир полотна, занял много месяцев. Было сделано много набросков и точных планов, около 30 эскизов, кроме того множество набросков масло, акварелью, гравюры.
7. Несколько кругов
«Несколько кругов». Создание этого известного полотна приходится на самый плодотворный период в творчестве Кандинского. Это кульминация работ художника с кругами в стиле абстракционизма. В этом же году Кандинский выпускает книгу своих суждений и мыслей об абстракционизме. В книге он рассуждает о музыкальных и эмоциональных эквивалентах красок. Картина написана 1926 году, когда знаменитый «Баухауз» переехал из Веймара в Дессау. До 1933 года пока к власти не пришли нацисты, художник написал более 300 акварелей и 160 картин маслом. Но «Баухауз» закрыли и Кандинский спешно переехал в Париж. Многие работы, написанные в этот период, были уничтожены.
6. Капризный
«Капризный». Детство и юность Кандинского прошли в Одессе, в портовом городе. И во многих работах художника можно проследить морскую тематику. Данная картина явное тому подтверждение. На первый взгляд образы на знаменитой картине вполне понятные. В центре лодка или корабль, можно различить волны, рыб, команду и флаги, однако не стоит забывать, что это абстракционизм. Стоит немного по-другому взглянуть и это уже не морское судно, а космическое и элементы все похожи на космические тела. Для кого-то это похоже на фантастическую рыбу. Эта картина Кандинского считается немного юмористической, шутливой по отношению к остальным работам автора.
5. Композиция VIII
«Композиция VIII». Кандинский был глубоко верующим человеком, и это могло не отобразиться в творчестве художника. Являясь продолжением апокалипсической линии, создание картины пришлось на период, когда рациональное начало, строгость и логика преобладали в работах автора. Именно тогда он пишет свою знаменитую книгу «Точка и линия на плоскости», описывая психологическое значение каждой фигуры на картинах. Автор понимал, что для обывателя будет сложно понять всю глубину мысли, поэтому рекомендовал не заострять внимание на каждой детали. Художник советует попробовать провести через себя эмоции исходящие от картины, прочувствовать музыку в формах и линиях.
4. Двое на лошади
«Двое на лошади». Одна из ранних и известных работ Кандинского, на первый взгляд не имеет ничего общего с его более поздними работами и стилем. Но и здесь можно заметить предпосылки в виде ярких пятен и линий. Не четкое изображение лиц людей намекает, что их эмоции — это не главная идея. От картины веет спокойствием и умиротворенностью. Направление движения указывает, что всадники возвращаются домой, они не управляют конем, он везет их сам. Такие намеки дают широкий простор для философских размышлений. Протекающая рядом река также намекает на бренность жизни.
3. Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами
«Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Знаменитая картина художника является переходным моментом в творчестве Кандинского от хаотичности к строгой геометрии. Некоторым толчком в этом стала выставка его картин в 1912 году, холодно принятая критиками. Однако после выставки имя Кандинского стало известно во всем мире. 1913 году создается «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Художник начинает изучать отзывы зрителей относительно своих картин. Отмечает, какие фигуры и цвета оказывают на них положительные или отрицательные эмоции, какие ассоциации вызывает та или иная картина. Выявляет нюансы, не только радующие глаз, но и затрагивающие струны души.
2. Синее небо
«Синее небо». После вынужденного переезда из Германии в Париж Кандинский снова возвращается к фигурной живописи. Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством. Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию. Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой. Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо. Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами. Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. Каждый зритель увидит то что ближе ему.
1. Вид Мурнау
«Вид Мурнау». Долгое время Кандинский прожил в Мурнау со своей возлюбленной Габриель Мюнтер. Среди работ художника множество известных картин с пейзажами, в которых он изображает свой дом и местную природу. Расположенный у подножья Альп, город и красота вокруг вдохновляли художника. В картинах, созданных в этот период творчества Кандинского, уже прослеживаются отступления от фигурного изображения, игра линий и пятен выходит на первый план. Именно в этом месте художник переосмысливает свое творчество и больше задумывается о беспредметном искусстве. Однажды он видит картину с удивительной игрой красок, но в сумерках не узнает свое картину, стоящую вверх ногами. Он понимает не важно, что изображено на картине, главное какие эмоции оно вызывает у зрителя.
Источник: https://top10a.ru/samye-izvestnye-kartiny-kandinskogo.html
Современное искусство по кусочку. Орфизм/Кандинский/Синий всадник
Опубликовано пользователем сайта
В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца «Непонятное искусство», цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж «Современное искусство в деталях», документальных фильмов BBC, и др.
ОРФИЗМ/КАНДИНСКИЙ/СИНИЙ ВСАДНИК
Примерно, начиная с импрессионистов, художники шли по пути отказа от визуальной схожести в попытке передать момент ( как импрессионисты) или цвет ( фовисты) или формы ( кубисты).
В любом случае, дальнейший исход был понятен — искусство неуклонно двигалось к полной абстракции.
Освобожденные фотографами от необходимости запечатлевать реальный мир, художники оказались с развязанными руками и устремились на поиски своих способов выражения действительности.
Рассекая плоскости, выворачиваю формы наизнанку и забавляясь с контурами, к 1910 году художники приходят к полной абстракции. Одним из первых, кто начал эксперименты в этой области был Франтишек Купка (1871-1957) — чешский художник, участник движения, названного Гийомом Аполлинером орфизмом.
Франтишек Купка, Первый шаг, 1910
Купка может и не задавался целью полную абстракцию. Но у него получилось очень к тому близко. Что это? По сути, не более чем разномастные круги на темном фоне. Но за этим можно увидеть, например, образ взаимосвязи планет в космосе ( так считает тот же Уилл Гомперц).
Робер Делоне, художник — кубист, а позже — основоположник орфизма — продолжил тему круга. Но прежде чем говорить о творчестве Делоне, хочу остановиться на самом термине орфизм.
Франц фон Штук, Орфей, 1891
Изначально, так называлась мистическое учение в Древней Греции еще в 6 веке до н.э. Интересно, что оно одно из первых было монотеистическим и пропагандировало культ Единого Бога.
Основной смысл этого верования в том, что в человеке, по мнению орфистов, изначально заключено божественное начало — душа, которое оказалось в плену тела по причине первородного греха.
И теперь обречено на цепь реинкарнаций до тех пор, пока этот первородный грех не будет искуплен. Путь орфиста — это путь определенного самовоспитания и воздержания, результатом которого и должно стать это очищение.
Задача -победить в себе начала титанические, низменные, а возродить светлые и божественные. Я думаю многим эта концепция покажется смутно знакомой-) Орфей был древним поэтом, который якобы записал священные тексты, содержащие эту информацию, в форме песен.
Знал ли об этом Аполлинер, который окрестил так группу художников, работавших в определенной манере, непонятно. Скорее, он связывал этот термин с именем Орфея — певца, музыканта, а не культового персонажа.
Таким образом, критик отдавал дань ярким произведением Делоне и его жены Сони ( в девичестве Терк — украинка), которые он уподоблял музыке. Термин «орфизм» был введен Аполлинером в 1912 году, в его публичной лекции о современном искусстве.
Однако, это понятие всё же очень расплывчато, так как под него попадают совершенно разные по манере и темпераменту художники.
Например, сам Робер Делоне этот термин не оценил и предпочитал употреблять термин «чистая живопись» или симультанная ( одновременная). Эта живопись не основана ни на каких пространственно-временных конструкциях ( то есть он не думал как разделить предметы на плоскости или добиться близкого к реальности восприятия — не занимался никакими вопросами конструкций). Это прежде всего свет и цвет.
Робер Делоне, Синхронный диск, 1912
Здесь уже нет никаких космических аллюзий. Название картины дает отсылку на работы французского ученого Мишеля Эжена Шевреля — » Закон синхронности контраста цветов». В ней Шеврель исследует как цвета, соседствующие на цветовом круге, влияют друг на друга.
Делоне, согласно законам физики, изложенным в трактате, раскладывает каждый предмет на цветовые пятна. Эти пятна должны вместе создавать гармоничную симфонию цвета. Слово симфония, как нельзя кстати, ведь своей высшей задачей орфизм и ставил уподобление изобразительного искусства музыке.
Поэтому, собственно, Аполлинер и назвал это направление в честь древнегреческого музыканта.
То есть никто и не собирался выдавать цветные круги за шедевр мировой живописи. Скорее, это было переосмысление самого понятия живописи, попытка изображать только цветом безотносительно формы. Ведь музыка без слов — это и есть воплощение абстракции.
Робер Делоне
Соня Делоне
И здесь, конечно, орфисты не были первопроходцами. Еще в 19 веке композитор Рихард Вагнер мечтал о «синтезе искусств» ( Gesamkunstwerk), то есть соединение нескольких видов искусств в единое целое. По его мнению, искусства можно было разделить на 2 группы. В первую входили музыка, поэзия и танец — как то, что создается исключительно творческими усилиями самого человека.
Ко второй, соответственно, относились, живопись, скульптура и архитектура, так как в этом случае индивид преобразовывал нечто уже существующее, придавая ему иной вид.
В органичном взаимодействии этих двух групп Вагнер и видел возможность создания некой идеальной сущности.
Неслучайно, музыка Вагнера стала главным источником вдохновения для художника-любителя Василия Кандинского (1866-1944). Кандинский испытал творческое озарение, когда слушал оперу «Лоэнгрин».
Именно тогда, по его собственным воспоминаниям, перед глазами стали сами всплывать различные образы, линии и пятна.
После этого Кандинский ставит себе целью написать собственную оперу на холсте, используя цвет и формы.
Габриэль Мюнтер, Портрет Василия Кандинского, 1906
Однако, в первую очередь, Василий Кандинский был юристом. И, отчасти, через свою первую профессию он пришел ко второй.
В 1889 году, он был приглашен к участию в императорской экспедиции, цель которой было определить как крестьяне в разных уголках страны относятся к закону ( туманная цель).
Будучи в Вологде, Кандинский зашел в крестьянскую избу, все стены которой покрывали росписи. Это впечатление было настолько сильным, что в тот момент он решил всецело отдаться своему хобби и стать художником.
Но было и еще одно событие, подтолкнувшее Кандинского к окончательному разрыву с юриспруденцией — выставка импрессионистов 1896 года, проходившая в Москве, где он увидел картину Моне «Стог сена».
Клод Моне, Стог сена, 1891 ( Я, честно говоря, не знаю, какую именно из серии картин Моне Стога сена видел Кандинский — пусть будет эта, для общего понимания)
По воспоминаниям художника, картина была настолько расплывчата, близка к беспредметной ( особенно в сравнении с процветавшей тогда реалистической живописью), что без таблички с названием, трудно было догадаться, что там изображено. Именно этим она и поразила Кандинского.
Уже через несколько месяцев он, покинув Россию, поступил на курсы живописи в Мюнхене, а спустя несколько лет стал одним из наиболее значимых художников — авангардистов. У Кандинского была очень развита чуйка, если так можно выразиться, на цвет.
Дело оставалось за техникой рисунка.
Манера письма Кандинского на пути от предмета к абстракции в разные периоды приближалась к разным школам: импрессионизму, экспрессионизму и фовизму.
Очень интересны его опыты с росписью на стекле. Эта техника позволяет художнику увидеть обратную сторону рисунка, соприкосновение краски с поверхностью.
Василий Кандинский, Маленькие радости (картина на стекле), 1910
Однако, он не забыл свою идею об опере на холсте. И это подверждается сокращением количества реалистичных черт от полотна к полотну.
Ведь для того, чтобы действительно почувствовать картину, как считал художник, необходимо максимально дистанцироваться от внешнего, не ища совпадений, сосредотачиваясь лишь на собственных ощущениях.
В серии «Импровизации», Кандинский последовательно разрабатывает эту идею.
- Кандинский, Импровизация 3, 1909
- Кандинский, Импровизация 4 ,1909
- Кандинский, Импровизация 7, 1910
Музыка была для Кандинского путеводной нитью в его поисках. Посетив концерт Арнольда Шенберга, художник, буквально за пару дней, создает произведение «Концерт».
Василий Кандинский, Импрессия III, 1911
Здесь даже вполне угадываются рояль и зрители) Но это, если знать историю ( или второе название). Кроме вдохновения, музыка подарила Кандинскому знакомство с Шенбергом, переросшее в дружбу.
Выяснилось, что идеи художника об искусстве, которое было бы подобно музыке по силе своего воздействия, очень близки и композитору.
Между ними завязывается переписка, в ходе которой, они приходят к выводу: путь к синтезу неизбежно лежит через преодоление любой узнаваемости, а инструментами должны служить цвет и абстрактные формы.
Василий Кандинский, Картина с кругом, 1911
Конечно, основной упор Кандинский делал на цвет. Он считал это основным инструментом воздействия на душу человека. Именно поэтому в названии группы, которую создает Кандинский, присутствует цвет.
Франц Марк, Синяя лошадь I, 1911
«Синий всадник» был основан художником в 1911 году как своеобразный ответ мюнхенским коллегам, усомнившимся в разумности творческих устремлений Кандинского к абстракции.
В группу также входили Робер Делоне, Арнольд Шенберг и немецкие художники Август Маке (1887-1914), Франц Марк (1880-1916), а также русские — Алексей Явленский (1864-1941), Марианна Верёвкина (1860-1938).
И Габриэль Мюнтер (1877-1968) талантливейшая художница, жена Кандинского
- Габриэль Мюнтер, Кандинский и Эрма Босси за столом, 1912
- Август Маке, Святой Георгий, 1912
- Франц Марк, Стога в снегу, 1911
- Алексей Явленский, Садовник, 1912
- Марианна Верёвкина, Красный город, 1909
Синий — цвет духовности, а всадник символизирует смелого и отважного первопроходца. Этакий духовный воин. Возможно, таковыми себя отчасти считали сами участники, предлагая новые способы живописного выражения. Кроме того, Кандинский был символист.
Он любил Блока, Белого, был знаком с работами Ницше и Шопенгауэра. Кандинский видел искусство как путь к божественному, а не просто декорацию. Его работы это не изыскания ученого в области цвета и формы.
Это скорее духовный поиск связи цвета и музыки, музыки и души, цвета и эмоции, души и космоса. Он очень часто упоминает Елену Блаватскую и ее теософские концепции. Кстати, теософия была очень популярна среди художников разных стран.
Примерно, в одно время с Кандинским, к полной абстракции приходит голландец Пит Мондриан, в чьих работах, ни много ни мало, а попытка изобразить устройство Вселенной. Ну, об этом немного позже.
Пит Мондриан, 1914
Переосмысление идей Вагнера и выражение их особенно ярко происходит в седьмой композиции 1913 года. Кстати, благодаря предусмотрительности Габриэль Мюнтер, которая запечатлела процесс работы на фотопленку, есть свидетельства рождения первой абстрактной картины Кандинского. Роды, надо сказать, были стремительными — один из шедевров живописи 20 века был создан за считанные дни.
Василий Кандинский, Композиция VII, 1913
Это полотно не нуждается в расшифровке. Упорное желание увидеть что-то знакомое не увенчается успехом и не даст почувствовать картину. Важно просто рассматривать линии, пятна, зиг-заги.
У них есть определенный ритм, настроение. В какой-то момент, цвет и правда начинает звучать, будь-то режущий слух скрип или приятная мелодия.
В чем-то это, наверное, и есть тот эффект, которого ждал Кандинский.
Еще один участник «Синего всадника»,швейцарец по происхождению — Пауль Клее (1879-1940) — очень долго искал свой стиль. Изначально, он пробовал себя в разных манерах, больше всего склоняясь к графике: рисункам и гравюре.
- Пауль Клее, В коробке, 1908
- Но, то ли причиной стало участие в группе «Синий всадник», то ли его путешествие в Северную Африку, однако, уже с 1914 года, Клее распробовал цвет.
- Пауль Клее, Вид на Хаммамет, 1914
Все-таки тяга к графике заметна в работах художника. Он соединяет разные направления: здесь и кубизм с его изрезанными плоскостями, и сочетания, характерные для орфизма, и насыщенная палитра Кандинского. Но Клее любил линию больше, чем пятно. «Ни дня без линии!» — его девиз.
Пауль Клее, Город церквей, 1918
Часто он начинал вести линию, сам не зная куда она его приведет. Уже в процессе рождался сюжет или образ, который художник затем дополнял цветом.
Итак, каждый из художников дошел до вожделенной беспредметности. Вот она — долгожданная абстракция. Казалось бы, а что должно быть дальше?
P.S. Продолжение следует)
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/135001_sovremennoe-iskusstvo-po-kusochku-orfizm-kandinskiy-siniy-vsadnik
Знаменитые картины Василия Кандинского
Василий Кандинский — русский художник и теоретик искусства, оказавший глубокое влияние на развитие современного изобразительного искусства.
Он был тем, кто освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило способ восприятия живописи.
Работы художника основывались на философских положениях, которые неуклонно прогрессировали в картинные образы.
Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.
Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.
Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.
Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис.
В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника.
Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами.
Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать ее абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» — «Der Blaue Reiter».
Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк.
Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году.
Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства.
Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания.
В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве».
В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать. Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции.
Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз», где подружился с другим творческим авангардистом — Паулем Клее.
Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.
После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни.
Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок.
Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи.
Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.
Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского, как и произведения его современников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана, «дегенеративным искусством», а два года спустя более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине. Тем не менее, убедительная сила культовых художественных работ Василия Кандинского не померкла под историческими тяготами и вышла победителем на сцене истории искусства.
Живопись Василия Кандинского:
1. «Последовательность», 1935 год
Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам.
2. «Синий всадник», 1903 год
Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства — Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.
3. «Пляжные корзины в Голландии», 1904 год
Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.
4. «Осень в Мурнау», 1908 год
Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.
5. «Ахтырка. Красная церковь», 1908 год
Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.
6. «Гора», 1909 год
Практически полностью абстрактный пейзаж с небольшими контурами, предполагающими холм и человеческие фигуры.
7. «Первая абстрактная акварель», 1910 год
Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского.
8. «Импровизация 10», 1910 год
Импровизация в рисунке и цвете даёт подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Ранняя абстракция.
9. «Лирическое», 1911 год
В своей живописи художник часто опирался на музыкальные идеи, поэтому лирический характер его мазков пришёл естественным путем. Это одна из его «художественных поэм».
10. «Композиция IV», 1911 год
Есть история о том, что Кандинский думал, что завершил картину, но как только его помощник случайно повернул её другой стороной, изменилась перспектива и общее впечатление от полотна, что сделало его прекрасным.
11.«Импровизация 26 (Гребля)», 1912 год
Кандинский часто называл свои картины на манер музыкальных произведений — импровизации и композиции.
12. «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год
Типичный пример лирической абстракции с сильным цветовым и эмоциональным содержанием.
13. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913 год
Уже настоящая глубокая абстракция. Таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии.
14. «Композиция VI», 1913 год
После обширной подготовки к написанию этой картины, Кандинский закончил её в течение трех дней, повторяя как мантру для вдохновения немецкое слово «uberflut», что означает наводнение.
15. «Москва», 1916 год
Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.
16. «Синий», 1922 год
Очередное изучение цвета в очень ограниченной геометрической форме.
17. «Черный и фиолетовый», 1923 год
Одна из картин, написанных после возвращения в Германию. Мы видим по-прежнему богатые цвета в композиции, но отчетливо острый геометрический поворот оттесняет лирические мазки.
18. «На белом II», 1923 год
Визуальное представление на двух основных нюансах — черном и белом. Две противоположности создают сильный контраст, сохраняя напряжение в живописи, которая имитирует борьбу между жизнью и смертью.
19. «Желтый, красный, синий», 1925 год
Как следует из названия, это в первую очередь изучение потенциала основных цветов, которые украшают геометрическую композицию.
20. «Композиция X», 1939 год
Эта картина также написана под влиянием музыки. Визуальные элементы пропорциональны музыкальным составляющим идеальной симфонии. Кандинский полагал, что это и есть секрет истинной живописи.
Источник: https://cameralabs.org/5418-znamenitye-kartiny-vasiliya-kandinskogo
Кандинский Василий Васильевич
Художник нового искусства, абстракционист, переживший войны и революции. Большевики называли его живопись «дегенеративной». В труде — «О духовном в искусстве» — Кандинский раскрывает психологическое воздействие чистого цвета на человека, находит связь между живописью и музыкой. Кандинский мастер «композиций», «импровизаций» и «впечатлений».
Обеспеченная, благополучная семья с ранних лет поддерживала стремления Василия Кандинского к искусству. Однако, в будущем он должен был стать юристом. Юноша блестяще окончил Московский Университет, после чего преподавал.
Судьба Василия Кандинского вновь вернула его к искусству, когда в 1895 году состоялась выставка французских импрессионистов. Василий Кандинский был поражен произведением Моне – «Стога». Оставив Университет, он еден в Мюнхен, обучаться живописи. В те времена Мюнхен считался центром европейского искусства, в 1892 году было организовано модернистское объединение художников – Сецессион.
Два года обучался русских художник у югославского живописца Антона Ашбе, всё более увлекаясь творчеством, а не техникой исполнения. Первые импрессионистские работы отличались особой цветовой гаммой, Кандинский придавал большое значение не форме, колориту картины.
Вот и позднее, когда Кандинский брал уроки у знаменитого Франца Фон Штука (художник Сецессиона), ему пришлось оставить свою яркую палитру и писать в чёрно-белой гамме, изучая форму.
Эти требования были установлены учителем, считавшим Кандинского хорошим учеником, но обладавшего не удачной способностью яркого колорита.
Кандинский провёл четыре года в Мюнхене, но не осталось никаких работ того времени. Остаётся загадкой, какова их судьба, были ли они уничтожены художником или утеряны.
Закончив учёбу в возрасте 35 лет, Василий Кандинский создаёт своё движение художников-абстракционистов под названием «Фаланга», что сделало его лидером мюнхенского братства художников.
В 1901 году, в Берлине состоялась первая выставка ассоциации, на которой были представлены работы импрессионистов и откровения немецкого «югендстиля». В это время художник встретил молодую художницу Габриэлу Мюнтер, развёлся с женой.
5 лет он путешествовал с Габриэлой по Европе, занимаясь живописью и участвовал в выставках.
В 1908 году Кандинский с Габриэлой вернулись в Мюнхен, случилось так, что они поселились недалеко от студии художника Пауля Клее. Спустя десять лет они вместе работали в «Баухаузе», став единомышленниками.
Габриэла купила дом, они прожили в нём 6 лет. Дом находился в Марнау, недалеко от подножия Баварских Альп. Этот период стал самым продуктивным в жизни художника.
Художник всё больше переходил от конкретного изображения к абстракции.
В 1911 году, вместе с другом художником Францем Марком, Кандинский организовал группу «Синий всадник». Художники смогли организовать только две выставки.
В 1912 году состоялась первая персональная выставка. Зритель не принял картин Кандинского, что повергло его в глубокое уныние.
Началась Мировая война и Кандинский переехал из Германии в Швейцарию. Здесь он начал работу над книгой «Точка и линия». К ноябрю 1914 года он расстаётся с Габриэлой и едет в Москву, почти два года художник не занимался живописью.
В 1916 году Кандинский познакомился с Ниной Андреевской, дочерью русского генерала, спустя год женится на ней. Получив наследство после смерти отца, художник тут же потерял средства на существование, большевики конфисковали всё имущество. Оказавшись за чертой бедности Кандинский впал в отчаяние.
Энтузиазм жены спас Кандинского. Он приступает к работе в Наркомате просвещения, став руководителем секции кино и театра. Затем был приглашён в Московский университет на должность профессора, организовав в это же время Институт художественной культуры.
Благодаря Кандинскому были открыты около 22 художественных галерей в России. Но, к сожалению, все усилия Кандинского найти себя в своей стране не увенчались успехом, абстракционизм был объявлен «упаднечиским», а Кандинского называли «приспешником буржуазии».
И в 1921 году, получив предложение на место преподавателя в «Баухаузе», в Веймаре, Кандинский покидает страну.
Сложная была судьба «Баухауза». В 1924 году по политическим соображениям школа подверглась нападкам, и её пришлось перевести в Дессау, там она просуществовала до 1932 года. Под давлением местных нацистов школу перевели в Берлин. В апреле 1833 года она окончательно была закрыта. Кандинский с женой покидает Германию из соображений безопасности, они поселяются в пригороде Парижа.
Много критики Василий Кандинский слышал в свой адрес, галереи не брали работ художника. Но, несмотря на всё, художник работал до конца жизни, оставаясь преданным творчеству.
Известные произведения Василия Васильевича Кандинского
Картина «Импровизация 21А» написана русским художником в 1911 году, находится в Государственной галерее Ленбаххауз, в Мюнхене. Картина была написана в период утверждения Кандинского — абстракциониста. По сути это реакция художника на окружающий его мир, основанная на впечатлениях и интуиции.
С первого взгляда, кажется, что картина абсолютно отвлечена от реальных предметов, но если всмотреться, начинают вырисовываться изображения. Например, в центре видна гора. Яркие цветовые пятна очерчиваются чёрным контуром – характерная черта живописи Кандинского во всём последующем творчестве. Ещё одно конкретное изображение – стилизованная фигура человека в неестественном расположении.
Картина «В сером» выполнена в 1919 году, находится в Национальном музее современного искусства, в Центре им. Ж. Помпиду, в Париже. Её можно причислить к картинам «русского периода» (1915-21).
Эта картина ознаменовала завершение периода изучения взаимодействия форм Кандинским. Художник замыслил «композицию», состоящею из изображений – гор, фигур людей, лодок.
По завершению работы картина превратилась в абстракцию с более мягким колоритом по сравнению с предыдущими работами.
В картине строгие геометрические фигуры заменяются биоморфными формами, характерно для живописи художника в парижские годы. Колорит звучит в приглушённых серых, коричневых и голубых тенях. Композиция сменяется хаосом.
Картина «Вибрация» выполнена в 1925 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне. На картине изображены геометрические фигуры, о которых художник пишет в «Точке и линии».
Контакт между острым треугольником и кругом производит не меньшей эффект, чем палец Бога протянутый Адаму на картине Микеланджело.
В. Кандинский
Самый яркий предмет – шахматная доска. Сложная структура достигнута единством формы и цвета. Сама картина выполнена в приглушённых тонах. Напряжение передается путём сопоставления форм и цвета. Доминируют круги, как неисчерпаемые скрытые возможности (Кандинский).
Картина «Вверх» написана в 1929 году, из собрания Пегги Гуггенхейм, в Венеции. В «Баухаузовский» период художник в основном писал картины, состоящие из геометрических фигур.
«Вверх» — это изображение человека, сложившееся из геометрических фигур. Здесь видно влияние живописи Пауля Клее. Прослеживается теория «Точки и линии на плоскости».
Когда Кандинский изображал фон, он стремился вырваться из тесных рамок, в которые сам загнал себя в «Баухаузе». Что удалось ему позднее в Париже.
Шедевр Кандинского В.В. – картина «Деталь для Композиции IV»
Картина исполнена в 1910 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне. Второе название – «Казаки». Сам художник говорил, что сюжет этой картины был взят им из событий революции 1905 года, когда казаки скакали по улицам Москвы.
Перед зрителем два сражающихся казака, под ними – радуга, образующая дорогу, ведущая к дворцу на голубом холме. Справа – ещё трое казаков. У двоих из них пики. Элементы картины трудно распознаваемы, что заставляет зрителя долго пристально смотреть на изображения, постепенно погружаясь в сюжет.
Абстракция предполагает отвлечение от реальных форм и творческое выражение в геометрических элементах.
Источник: https://rus-artist.ru/kandinskij-vv.html
Самые известные картины Кандинского (Большой список картин)
Русский живописец Василий Васильевич Кандинский был одним из основоположников такого направления в искусстве, как абстракционизм. В начале ХХ века в Германии образовалась группа экспрессионистов «Синий всадник», и русский художник принимал в ней активное участие.
Жизнь его была наполнена яркими событиями, он три раза менял гражданство, став сначала германским подданным, а затем гражданином Франции. Но рассмотрим главное наследие великого живописца — самые известные картины Кандинского.
Амазонка, 1917
Одной из самых популярных работ Кандинского является роспись на стекле «Амазонка». Девушку в черном платье на вороном коне с красноватым оттенком художник написал в 1917 году.
Сейчас картина выставлена в Государственном Художественном музее Азербайджана.
Амазонка в горах, 1917
Как полная противоположность, в этот же период творчества написана картина «Амазонка в горах». Но на этом полотне более светлые тона.
Женщина сидит на белом коне в зеленоватом платье. Но вот фон более темный, и не понятно то ли день пасмурный, то ли ночь при лунном свете.
Ахтырка. Красная церковь, 1908
Вся красота чудесного уголка России передана художников в цикле «Усадьба Ахтырка». Полотно «Кранная церковь» была написана в 1908 году, где художник смог передать нотки тоски по любимым местам Родины.
Синий всадник, 1903
Когда эта картина была представлена общественности, в Германии сформировалась влиятельнейшая группа в истории искусства с одноименным названием.
Из расплывчатых очертаний природы, будто неоткуда возникает фигура всадника, убегающего от надвигающейся тени.
Пляжные корзины в Голландии, 1904
Кандинский много путешествовал, после одной из поездок на простом картоне маслом была написана эта картина.
Специалисты отмечают, что в ней чувствуется влияние импрессионизма.
Осень в Мурнау, 1908
Переход от импрессионизма к абстракции отмечен на картине 1908 года «Осень в Мурнау». Естественные природные формы плавно перетекают в геометрические фигуры.
Произведение находится в одной из частных коллекций.
Гора, 1909
В 1909 году Кандинский полностью переходит в направление абстракционизма, что подтверждает написанная им картина «Гора».
На фоне абстрактного пейзажа с горой едва различимы две человеческие фигуры.
Первая абстрактная акварель, 1910
Похоже, что в 1910 году Василий Васильевич полностью утвердился в направлении своего творчества.
Этот исторический, переломный момент в жизни творца выразился в полотне «Первая абстрактная акварель».
Импровизация 10, 1910
Абстрактные образы и цветовая гамма предлагают зрителю самому додумывать смысл. В этой ранней абстракции художник еще ищет свой особый стиль, потому и назвал ее «Импровизация».
Лирическое, 1911
И снова на полотно небрежными мазками ложится музыка. Получилась своеобразная лирическая поэма, которая сейчас находится в экспозиции Роттердамского музея Бойманса — ван Бёнингена.
Импровизация 31 (Морской бой), 1913
Еще одна лирическая импровизация с игрой цвета и абстрактных форм. В круговороте линий и эмоций можно разглядеть синие паруса кораблей.
Картина Кандинского сегодня радует посетителей Национальной художественной галереи США, что находится в Вашингтоне.
Композиция VI, 1913
По сведениям библиографов Кандинского, мастер долго готовился к написанию этого полотна, а потом воплотил все за три дня.
Во время работы Василий повторял только одно слово «наводнение», но произносил его по-немецки «uberflut».
Москва, 1916
Смоленский бульвар
Кандинский больше мыслитель, чем художник. После пребывания в столице России в годы Первой мировой войны, портрет Москвы вот так предстал в воображении живописца.
Красная площадь
В расплывчатых образах четко переданы суматоха и тревожность большого города.
Композиция VII, 1913
Одно из самых известных произведений русского художника было написано в Мюнхене в 1913 году.
Сегодня общепризнанный шедевр изобразительного искусства ХХ века выставлен в экспозиции Третьяковской галереи.
Квадраты с концентрическими кругами, 1913
Это полотно стало зрелой работой в направлении абстракционизма. Видно, что художник, экспериментируя с цветом и формами, нашел свои образы, свои геометрические фигуры, способные передать настроение и эмоции.
Синий круг, 1922
И снова перед нами творческие поиски великого живописца. Импровизация с цветом в очень ограниченном геометрическом пространстве.
Но в итоге поисков в название выходит доминирующий «синий», а абстракция возвышается над другими направлениями.
Черный и фиолетовый, 1923
В 1922 году Кандинский вернулся в Германию. Тревожность и тоска по Родине выплеснулись в картине. Насыщенные цвета придают ей лиричности, но строгие и острые геометрические углы нивелируют лирическое настроение.
На белом II, 1923
Столкновение противоположностей, как цветовых, так и геометрических создают невероятную напряженность, столкновение добра и зла, жизни и смерти.
Желтый, красный, синий, 1925
Эксперименты с цветом всегда присущи творческой натуре художника. Пусть зритель сам выберет свой цвет, определит какой лучше подойдет к представленным геометрическим формам.
А, на картине, как видим, сам Кандинский давно определился, и продолжает творить в присущей только ему манере.
Последовательность, 1935
Из поздних работ следует отметить полотно «Последовательность». Из рассеянных элементов композиции перед нами возникают некие формы. Видно, что после некоторых экспериментов Кандинский снова возвращается к абстракционизму.
Картина очень похожа на нотный стан с нотами, но у живописца ни одна нота не похожа на другую.
Подводя итог
У каждого сове восприятие абстракции, и каждый открывает для себя в картинах Кандинского что-то свое. А вот специалисты сходятся во мнении, что самыми знаменитыми и лучшими картинами Василия Кандинского являются «Композиция VI» и «Композиция VII», но, как видим, все его работы не лишены художественного великолепия и красоты.
Валерий Скиба
Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/samye-izvestnye-kartiny-kandinskogo.html
Синий всадник /Der Blaue Reiter
от /нем./ — Der Blaue Reiter (1911-1914)
Творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX века в Германии. Объединение «Синий всадник» было основано в декабре 1911 года, в Мюнхене, Василием Кандинским и Францем Марком. Наименование «Синий всадник» повторяло название картины Кандинского (1903г.
), и призвано было свидетельствовать о романтически-символистских устремлениях художников. Выбор названия заявлял некую претензию на духовность: небесного цвета рыцарь — традиционная фигура христианских приданий.
Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха «Синий всадник» (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства — ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России, искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. Право художника на субъективное восприятие реальности, в случае Кандинского вылившееся в полный отказ от фигуративности и переход к абстракции, устанавливало особые соотношения между эмоциональным переживанием, формой и цветом. Эта проблема стала основой формальных исканий, так же, как постоянное обращение к музыке, которую считали эквивалентом живописи. Август Макке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Франц Марк (Franz Marc), Пауль Клее (Paul Klee), Август Макке (August Macke), Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky), Марианна Веревкина (Marianne von Werefkin), Альфред Кубин (Alfred Leopold Isidor Kubin), Габриель Мюнтер (Gabriele Münter).
Выставки: 1911, Мюнхен, Галерея Тангейзер; 1912, Берлин, Галерея дер Штурм, «Немецкие экспрессионисты».
Тексты: Альманах «Синий всадник», 1912; В.Кандинский «О духовном в искусстве», 1912.
См. также статьи: Баухауз, Экспрессионизм, Абстрактное искусство.
Описание некоторых произведений:
Василий Кандинский «Композиция II. Этюд», 1910. Картон, масло. Частная коллекция. В эскизе ясно виден процесс угасания натурализма и появление живописи, построенной на вибрирующих массах цвета.
Использование слова композиция в названии, отражает заимствование музыкальной терминологии живописью (Впечатление, Импровизация, Композиция), начавшееся с 1909 года. Художник размещает фигуры в пейзаже. Их формы построены цветом, элементарны и лишены ассоциативности.
Переплетаясь друг с другом, они напрвляют наш взгляд к центру. Общее движение соединяют и замыкают вверху силуэты деревьев.
Контуры ясно очерчивают фигуры и предметы, тем не менее выразительность композиции основывается на вибрации мазков, покрывающих пунктиром поверхность картины и распостраняющихся на раму. Цвет насыщенный и плотный.
Василий Кандинский «Композиция II. Этюд», 1910.
Франц Марк «Большие синие лошади», 1911. Холст, масло. Миннеаполис, Институт искусств и Центр Уокера. «Как все воспринимают лошадь? Сравнивают с орлом или собакой?» — спрашивал Марк.
Глубокая эмоциональная связь с миром природы, лежит в основе поисков, цель которых, как писал сам художник, «пантеистическое воссоединение с током крови, пульсирующим в живой природе, деревьях, животных и самой атмосфере». Композиция картины подчинена движению плавной упругой линии. Она монументальна, пластична и своей геометрией близка раннему кубизму Пикассо.
Фантастический цвет лошадиных крупов и пейзажа, соответствует символике, разработанной художником: голубой — цвет духовный, суровый и мужской; красный — торжественный и тяжелый; желтый — чувственный и женский.
Источник: http://artuzel.com/content/siniy-vsadnik-der-blaue-reiter
"Синий всадник" Кандинского и появление абстракционизма
Приветствую! Сегодня у нас на очереди рассказ о начале творческого пути Василия Кандинского и его поисках себя в современном искусстве — путешествия сквозь экспрессионизм к абстракционизму.
Путь Кандинского в живопись
Василий Васильевич Кандинский родился в декабре 1866 году в семье купцов. Ещё в юношестве он окончил художественную и музыкальную школы, после получив блестящее юридическое образование, он продолжил свой путь доцентом юрфака Московского университета (МГУ), после был художественным директором типографии.
Говорят, что толчком к смене деятельности была выставка импрессионистов в Москве в 1895 году, а особое впечатление на него оказали «Стога сена» Моне. Уже в 1896 году, он отказывается от перспективного назначения в университете в Тарту (Эстония) и уезжает обучаться живописи в Мюнхен.
Этюд к картине «Шлюз», 1901г
Первые годы обучения в частной мастерской Антона Ажбе не приносили удовлетворения Кандинскому и он принимает решение поступить в Мюнхенскую академию художеств. Там он знакомится с Габриэль Мюнтер, которая становится его сподвижницей на ближайшие годы. В этот период в основе его творчества лежит цветовой диссонанс и изучение пределов изобразительного в живописи.
Синий всадник, 1903г Пока ещё постимпрессионизм и собственный стиль только начинает проявляться в работах Кандинского.Дамы в кринолинах, 1909гИмпровизация 12. Всадник, 1910г
Абстракционизм, привет!
В 1911 году, Василий совместно с Францем Марком открывает творческое объединение «Синий всадник», которое за своё недолгое существование перевернёт представление художественного мира о допустимом в мире искусства.
В том же году под влиянием теософского труда «Мыслеформы» он создаёт свой трактат «О духовном в искусстве», в котором излагает свой взгляд на работу с цветом в живописи.
Незадолго до этого создаёт свою первую работу в стиле абстракционизма — » Без названия (Первая абстрактная акварель) «. А что было дальше — я думаю вы знаете и без меня.
Что же, давайте посмотрим на первые абстрактные картины в мире!
Без названия (Первая абстрактная акварель), 1910гКомпозиция 4, 1911гКомпозиция 5, 1911гКомпозиция 7, 1913гФуга, 1914г
Вместо послесловия
Надеюсь, что вы понимаете, творчество Василия Кандинского — не мазня, а вызов обществу и всему художественному миру того времени. Полностью отказаться от сюжета и предметности в искусстве не позволяли себе даже кубисты, а Кандинский смог.
Если вам понравилось читать про стили в живописи, рекомендую посмотреть на статьи ниже:
- Импрессионизм;
- Постимпрессионисты-одиночки;
- Пуантилизм;
- Интимизм;
- Клуазонизм;
- Синтетизм;
- Модерн;
- Фовизм;
- Кубизм;
- Экспрессионизм;
- Орфизм;
- Арт-деко.
Не забывайте ставить лайки и подписывайтесь на канал — мне очень важна ваша обратная связь. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, я всегда рад обратной связи.
Источник: https://zen.yandex.com/media/athwart/sinii-vsadnik-kandinskogo-i-poiavlenie-abstrakcionizma-5ce67b46b49b2a00b306f207?feed_exp=tag_feed&from=feed&rid=290288288.492.1576944307741.52052&integration=publishers_platform_yandex