Марк франц «синий конь» описание картины, анализ, сочинение

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Франц Марк (Franz Marc), талантливый немецкий художник, представитель экспрессионизма. Родился в 1880 в Мюнхене. В 1899 году Марк поступил на философский факультет Мюнхенского университета, но после службы в армии туда не вернулся. В 1900 году он был принят в Мюнхенскую Академию художеств. Однако историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка художника на полгода в Париж в 1907 году.

Марк Франц

Во время дождя, 1912, Городская галерея, Ленбаххаус

Марк Франц

Судьба животных, 1914, Галерея современного искусства, Мюнхен

Марк Франц

Олень в монастырском саду, 1912, Ленбаххаус, Германия

Марк Франц

Спящие лошади, 1913, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк

Марк Франц

Тироль, 1914, Новая Пинакотека, Мюнхен

Марк Франц

Птицы, 1914, Галерея, Ленбаххаус, Мюнхен

Марк Франц

В Париже Марк открыл для себя великих художников – Сезанна, Гогена и Ван Гога. Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца.

Излюбленным мотивом немецкого художника-экспрессиониста становятся изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей.

Марк являлся одним из основателей группы экспрессионистов «Синий всадник» (The Blue Rider). В 1911 году он и Василий Кандинский основали альманах «Синий всадник».

Марк Франц

Голубые лошади, 1911, Государственная галерея, Штутгарт

Марк Франц

Олени в лесу, 1913-1914, Художественный музей, Карлсруэ

Синий конь, 1914, Галерея, Ленбаххаус, Мюнхен

Лисицы, 1913, Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф

Три кошки, 1912-1913, Фонд Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф

Башня голубых лошадей, 1913, Старая галерея, Берлин

В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский бега.

В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф. Марка, А. Макке и других художников, которая положила начало объединению «Синий всадник».

В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, немецкий художник полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.

Борьба форм, 1912, Новая Пинакотека, Мюнхен

Индерсдорф, 1904, Галерея, Ленбаххаус, Мюнхен

Заколдованная мельница, 1913, Институт искусств, Чикаго

Обнаженные под деревьями, 1911, Кунстпаласт, Дюссельдорф

Водопад, 1912, Галерея, Ленбаххаус, Мюнхен

Интерьер с парой в старинных костюмах, 1910, Музей замка Мурнау, Бавария

Горные козочки, 1914, Музей Сент-Луис, Миссури

Красная женщина, 1912, Галерея, Лестер, Англия

Белый пес, 1912, Галерея, Ленбаххаус, Мюнхен

Широко известны серии картин художника «animals-particularly» о лошадях и «deer-in» о лесных животных, в которых Марк пытался выразить свое восхищение чудом природы.

В своих работах (например, «Большие синие лошади», 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году.

Обширное собрание работ художника представлено в муниципальной галерее в пригороде Мюнхена в Ленбаххаусе (сайт галереи kunstkopie.de/a/franz-marc.html).

Источник: http://smallbay.ru/mark.html

Франц Марк: жизнь и творчество художника

Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий живописец еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник».

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография художника
  • Творчество
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Франца Марка
  • Библиография

Родился в Мюнхене 8 февраля 1880 в семье художника. Мечтал стать священником, но в 1900 обратился к искусству и до 1903 занимался в мюнхенской Академии художеств.

Побывав в Париже (впервые в 1903), испытал влияние французского импрессионизма и постимпрессионизма. Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А.

Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи).

В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В.В.Кандинский. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками.

Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). 

Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).

После начала Первой мировой войны Марк ушел добровольцем на фронт. Погиб под Верденом 4 марта 1916.

ТВОРЧЕСТВО

Историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику.

Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году.

Здесь он открыл для себя великих художников — Сезанна, Гогена и Ван Гога. Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца.

В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма; с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне пейзажа. 

Марк Франц

Deer at Dusk 1909

Марк Франц

Jumping Dog Schlick 1908

Марк Франц

Small Horse Study 1905

В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.

Широко известны серии его картин animals—particularly о лошадях и deer—in о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы.

В своих работах (например, «Синие лошади», 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет.

Марк Франц

The Large Blue Horses 1911

Марк Франц

Horse in a landscape 1910

Марк Франц

Weasels Playing 1911

Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным.

Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913; не сохранилось).

Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).

Марк Франц

Излюбленным мотивом Франца Марка были изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей.

СИНИЙ КОНЬ

«Синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. При этом она отличается от других картин художника. В первую очередь, основным ее преимуществом является ее особая пронзительность и очарование.

Марк Франц

Конь напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок. Его тело выполнено в немного изломанных формах.

Кстати рисование в такой манере является характерным для данного художника. Грудину коня пронизывает белый цвет. В то же время его грива и копыта отдают синевой.

За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.

Сама по себе картина выполнена в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.

На картине мы видим теорию цвета художника. Он считал, что фантазия, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе.

Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое.

Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека.

Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать.

Интересные факты из жизни художника

В 1911 Франц Марк и В.Кандинский основали альманах «Синий всадник».

В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский бега.

В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению «Синий всадник».

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Newark, Tim (2007). Camouflage. Thames and Hudson / Imperial War Museum. p. 68
  • Dantini, Michele, Modern & Contemporary Art, (Sterling Publishing Inc., 2008), 29
  • Cooper, Philip. Cubism. London: Phaidon, 1995, p. 98
  • Kleiner, Fred S. Gardner’s Art Through the Ages. 2008, page 916
  • Rookmaaker, Hendrik Roelof. Modern Art and the Death of a Culture. 1994, page 136
  • Rosenthal, M. Franz Marc, Prestel, 2004
  • «Day of German and Austrian Art Sales at Sotheby’s in London Raises £18,350,091» Sotheby’s, October 6, 1999, retrieved September 4, 2006

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru, krugosvet.ru, smallbay.ru, opisanie-kartin.com, en.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Франц Марк: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Франц Марк: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/mark-franc.html

Занятие по картине "Синий конь" Франца Марка

Очень сложная темы и задание было для нас в этот раз в проекте Картинная галерея блога Марии Костюченко «Учимся играя». Надо было рассматривать картины с изображениями животных, выбрать понравившуюся и кроме ее обсуждения и создания репродукции еще подобрать подходящий музыкальный инструмент.

И животных рисовать сложнее и с музыкальными инструментами мы еще не знакомы толком. Действовали сначала по старой схеме: я искала картины и потом все отобранные (12 картин отобрала) показывала детям. Лиде понравились все, но больше всего Синий конь Франца Марка и Эдвин Генри Ландсир «Спаситель».

Но так как Спаситель у нас еще не доделан и я не уверена, что успеем к сроку, то пишу о Синем коне.

Марк Франц

Картина понравилась дочке «яркостью и волшебностью» Она решила, что этот конь — заколдованный принц. он грустит о своей человечьей жизни. Я предложила Лиде послушать 3 отрывка одинаковых мелодий сыгранных на разных инструментах (мелодию выбрала по своему усмотрению).

Читайте также:  Суриков "боярыня морозова" описание картины, анализ, сочинение

Пианино, саксофон, флейта. Лида выбрала флейту, потом искали подходящую музыку.К сожалению, я не знаю название произведения (на youtube было просто написано: красивая музыка для души). Дочь сказала, что она такая же как картина «грустная, но не совсем».

Я бы охарактеризовала ее как «светлая грусть».

Мы в это раз пошли по легкому пути в создании репродукции: распечатали картину в черно-белом виде и Лида раскрашивала ее. Мы трудились 4 дня! так как это большой труд для маленькой девочки подбирать и создавать нужные оттенки.

в картине нет ни одного цвета который просто взят из тюбика: все цвета получены путем смешивания красок и Лида сама этим занималась, я только иногда подсказывала: смотри, не слишком ли ярко, может надо белого добавить. Еще надо было следить за мазками: я обращала ее внимание: здесь трава, она какая? -широкими полосами лежит.

да, значит надо какую кисточку взять и как рисовать? Несмотря на наше стремление повторить картину мы получили огромное удовольствие от процесса, тем более и музыка нас вдохновляла. Мое вмешательство в картину было минимальным, хотя руки чесались! Не потому, что у дочки что-то не получалось, а потому, что самой хотелось порисовать.

Когда все высохло и дочка спала я совсем немного поправила те места, где краска не туда залезла и еще я уши, глаза и ноздри прорисовывала. Это единственное, куда меня дочь подпустила — ей очень хотелось все самой сделать.

Марк Франц

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/366881140-311796474/

Художник Франц Марк: на синем коне

Художник Франц Марк —  друг и единомышленник Василия Кандинского,«синий всадник» немецкого экспрессионизма.

  • Марк Франц
  • «Век мой, зверь мой,
  • кто сумеет
  • Заглянуть в твои зрачки
  • И своею кровью склеит
  • Двух столетий позвонки?»

Эти строки Осипа Мандельштама — словно эпиграф к творчеству, да и ко всей жизни Франца Марка. Рубеж веков почти напополам разделил недолгую жизнь немецкого художника: он родился в 1880-м, а погиб в 1916 году на фронте, в битве под Верденом.

Франц Марк был среди тех мастеров, которые склеивали позвонки двух столетий кровью своего творчества: путь от завершающей 19-й век живописи постимпрессионистов к абстрактному искусству 20-го столетия шел через экспрессионизм, и Марк был его ключевой фигурой.

Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» — творческого союза русских и немецких художников. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных.

Заглядывая в зрачки зверя, прекрасного и свободного, он искал ответы на вопросы своего времени и на вечные вопросы всех времен. Простые сюжеты его произведений кажутся идиллическими: красивые животные, обитающие среди девственной природы. Но чем ближе была война, переломившая позвоночник века, тем явственнее ощущается тоска в глазах его зверей и обреченность в изгибах их тел.

Франц Марк. Красные олени. 1912 г.

Жизнь Франца Марка складывалась вполне благополучно: он не знал таких омрачавших существование многих художников бед, как непонимание близких, непризнание, одиночество, нищета.

Он родился в Мюнхене, который был в ту пору одной из культурных столиц Европы, в интеллигентной семье потомственных юристов. Отец Франца – Вильгельм Марк — изменил семейной традиции и стал художником.

  Его пейзажи и жанровые картины пользовались в свое время успехом; на одной из них мы видим пятнадцатилетнего Франца, который мастерит что-то из дерева.

Вильгельм Марк. Портрет Франца Марка. 1895 г.

Получив отличное гимназическое образование, Франц собирался изучать теологию в Мюнхенском университете. Для вдумчивого чувствительного юноши это был, казалось, хороший выбор, но после прохождения военной службы он изменил свои планы, решив стать художником. С 1900 по 1903 г.

Марк был прилежным учеником Мюнхенской академии художеств, пока не попал в Париж и не увидел своими глазами картины Мане и Сезанна, Гогена и Ван Гога. После свежих парижских впечатлений застойная академическая атмосфера стала для Марка невыносимой.

Покинув стены академии, он снял мастерскую в мюнхенском квартале Швабинг и начал работать самостоятельно.

Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Марк пережил бурный, доведший его до депрессии, роман с замужней дамой, художницей Анетте фон Экардт, и попал в ситуацию мучительного любовного треугольника, разрываясь между двумя Мариями, также художницами, — Марией Шнюр и Марией Франк.

На красивой и независимой Марии Шнюр он женился в 1907 г., но почти сразу же понял свою ошибку. Этот ставший вскоре формальным брак не давал ему до 1911 года узаконить отношения с Марией Франк. Внешне они казались не очень подходящей парой – Франц, утонченный интеллектуал с благородными чертами, и круглолицая Мария с грубоватым крестьянским лицом.

Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.

Франц Марк. Два кота.1909 г.

Обе Марии запечатлены в небольшом этюде «Две женщины на горе» (1906). Это одна из немногочисленных работ художника, в которых изображаются люди. Почти на всех его картинах, акварелях и гравюрах мы видим животных: оленей, быков, коров, кошек, тигров, обезьян, лисиц, кабанов, но чаще всего — лошадей. Их он навсегда полюбил в годы военной службы.

У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки.

Во всех работах художника, будь то карандашный набросок или сложная живописная композиция, раннее реалистическое полотно или экспрессионистическая картина, мы безошибочно узнаем характерную повадку зверя: ломкую грацию косули, пружинистую энергию тигра, порывистость непоседливой обезьяны, медлительность массивного быка, горделивую стать лошади.

Франц Марк. Кошки на красной драпировке 1909 -1910 гг.

Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, совершенного и гармоничного бытия.

Литературно одаренный художник красноречиво выражал свое творческое кредо в статьях и письмах друзьям: «Мои цели не лежат преимущественно в области анималистики.

/…/ Я пытаюсь усилить свое ощущение органического ритма всех вещей, пытаюсь пантеистически прочувствовать дрожь и течение крови в природе, в деревьях, в животных, в воздухе».

«Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя? Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака? Как бедна и бездушна наша идея помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души».

Август Макке. Портрет Франца Марка. 1910 г.

Многие обстоятельства благотворно повлияли на становление стиля Франца Марка. Это поездки в Париж в 1907 и 1912 гг.

, где он соприкоснулся с искусством своих современников — фовистов и кубистов, среди которых ему был особенно близок Робер Делоне. Это завязавшаяся в 1910 г.

дружба с молодым немецким экспрессионистом Августом Макке, который на немногие оставшиеся им обоим годы жизни (двадцатисемилетний Макке погиб на фронте в 1914 году) стал его единомышленником.

Мюнхен, 1911 г. Слева — Мария Марк и Франц Марк,в центре — Василий Кандинский.

Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», — сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. «Синий всадник – это мы двое» — сказал позднее Кандинский.

Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах.

Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само».

(Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность.) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Напротив, его индивидуальный стиль в пору их сотрудничества развивался очень динамично: двигаясь от экспрессионизма к абстракции, Марк шел в ногу с европейским искусством.

Франц Марк. Синяя лошадь.1911 г.

Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, — «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» — не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство.

Фигуру лошади, пейзаж и растение на переднем плане объединяет волнообразный ритм: мотив дуги явственно повторяется в очертаниях гор, в силуэте животного и в изгибах листьев. Занимающая все полотно по высоте, написанная в ракурсе снизу и поэтому возвышающаяся над зрителем фигура лошади величественна и монументальна, словно статуя божества этих гор.

В картине много характерного для Марка – яркие фантастические цвета, отсутствие воздушной среды, плотное заполнение холста.

Франц Марк. Тигр.1912 г.

Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ.

Контуры фигуры тигра обрисованы стремительными зигзагами и ломаными линиями, а поверхность тела разбивается на треугольники и трапеции. Художник словно обнажает мышцы, скрытые под кожей зверя, выявляет структуру тела животного.

Насыщенный фон картины, состоящий из нагромождения сложно пересекающихся плоскостей, отчасти продолжает и повторяет линии, заданные в фигуре зверя, так что тигр кажется неотъемлемой частью окружения, а не доминирует над ним, как синяя лошадь.

Этот фон — по сути дела, чистая абстракция, хотя, конечно, можно представить себе, что художник изобразил заросли, в которых затаился тигр, подстерегающий добычу.

Франц Марк. Лисы.1913 г.

В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки.

При этом одна четко прорисованная деталь – узкая, с характерным наклоном, морда лисицы — задает тему картины и связывает с реальностью почти абстрактное полотно.

Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию».

Франц Марк. Судьбы животных.1913 г.

Читайте также:  Констебл джон "телега для сена" описание картины, анализ, сочинение

В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко – погибших животных.

Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро.

Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы.

В апокалиптическом хаосе мы различаем хищные красные всполохи и лучи, падающие стволы, мятущихся коней, испуганно сгрудившихся оленей, ищущих укрытия кабанов, а в центре полотна – как олицетворение невинной жертвы – голубую лань, поднявшую голову к небу.

Франц Марк. Рисунок из фронтового блокнота

Эта картина-реквием, ставшая пророчеством грядущей войны, — одно из последних крупных произведений Марка, в котором он сохранил связь с фигуративной живописью. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества.

Впрочем, во фронтовом блокноте Марк, рядом с абстракциями, по-прежнему рисовал оленей и своих любимых лошадей. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке».

В истории искусства 20 столетия Франц Марк навечно остался стремительным всадником, скачущим на вольном синем коне экспрессионизма.

Марина Аграновская

Источник: www.maranat.de

.

Источник: https://marinagra.livejournal.com/5804.html

Франц Марк: картины, биография автора знаменитого "Синего Коня"

Марк Франц Франц Марк погиб под Верденом в годы первой мировой войны. Ему едва исполнилось 36 лет. Эта особенность судьбы художника создала вокруг его имени трагиче­ский ореол. В его творчестве стали находить мотивы предчувствия мистической неизбежности гибели, пророчества.

Действительно, если отбросить не­нужную экзальтацию, творчество Марка своеобразно и ярко вы­ражает настроение кануна войны, ту атмосферу надвигающейся ми­ровой катастрофы, в которой жили и которую ощущали наиболее чут­кие представители интеллигенции. Мысль о крушении старого мира пронизывает и поэзию Блока, и ран­нюю живопись Пикассо, и болезненно-напряженную графику Эд­варда Мунка.

Марк был из породы мечтателей. Неприятие  дей­ствительности, тоска по человеч­ности, утраченной в современном мире, выражались у него в роман­тических формах. Он создавал свой собственный фантастический мир, полный гармонии, покоя и тишины.

Но и в этот мир вторгались всее­ленские вихри, его сотрясали раз­рушительные катастрофы, в кото­рых гармонические формы распада­лись, устойчивые структуры раска­лывались. Видение «золотого века» превращалось в груду обломков. Творчество Марка принадлежит к тому течению в немецком экспрес­сионизме, в котором на первый план выступало философское нача­ло.

Формальные эксперименты этих художников сопровождались сложными теоретическими построе­ниями, в которых разрабатывались символика цвета, а также пробле­мы прямого воздействия на психи­ку человека цвета и формы, их самоценности, подобной самоцен­ности музыкальных звуков. Они считали, что задача искусства — непосредственное выражение духа.

Художники этого направления со­ставляли группу «Синий всад­ник» — по названию альманаха, в котором печатались их теоретиче­ские работы. Марк был одним из организаторов группы и активным сотрудником альманаха. После 1911 года (год основания группы) написаны его главные картины, сложился его стиль как художника.

Однако его творчество стоит не­сколько особняком на фоне общих тенденций «Синего всадника». Тя­готение к декоративной абстракции затронуло его в гораздо меньшей степени, чем других членов группы. В картинах «Генезис», «Борьба форм», «Арсенал творения» ему важно было изображение перво­зданной материи, а не декоратив­ный эффект произвольных сочета­ний красок.

Лучшие картины Мар­ка — это изображения животных («Красный бычок»). Редко кто из современных ему художников знал лучше него повадки живот­ных, строение их тела и т. д. Одно время Марк даже давал уроки анатомии животных для художни­ков.

Мир животных представлялся ему более чистым и цельным, чем мир людей. «Я очень рано ощутил че­ловека безобразным, зверь мне казался чище и прекраснее», — писал он. В животных для него наиболее полно отразилась твор­ческая мощь природы, творческий дух, разлитый в космосе. В этих представлениях сказалось увлече­ние Марка дальневосточной фило­софией и поэзией.

В связи с этим Марк придает всем элементам мира природы симво­лическое значение. В картине «Судьбы животных» природу со­трясает разрушительный вихрь: летят упавшие стволы деревьев, камыш, обрывки травы. И среди этого хаоса разрушения художник помещает кроткую лань. Она не бежит, не боится, она сми­ренно, как жертва, ожидает ги­бели.

Ее фигура окрашена в си­ний цвет — символ веры и на­дежды.

В «Башне синих лошадей» — главном произведении Марка — фигуры животных в едином по­рыве устремлены к небу, к сия­ющей в нем радуге.

Синий цвет здесь не холодная символика: он глубок, богат, полон разнообраз­нейших живых оттенков. Марк очень тонкий живописец, дейст­вительно умеющий придать цвету эмоциональную насыщенность, му­зыкальное звучание.

Анималисти­ческий этюд приобретает у него вневременной, космический ха­рактер.

Начало творческого пути Марка отнюдь не предвещало подобной лирико-философской живописи. Он начинал как послушный уче­ник Мюнхенской Академии во вполне традиционной манере. Поездки в Париж и в Италию (1902 и 1903) не отразились на его творчестве. Его мучили не­понятная тоска, глубокая неудов­летворенность, «мировая скорбь».

Только в 1907 году во время вто­рой поездки в Париж, когда он открыл для себя Ван Гога и импрес­сионистов, в его искусстве появля­ются большая живописная свобода, интерес к цвету, к жизни природы.

К этому времени относится его увлечение миром животных, став­шим главной темой его творчества (первая картина этого типа— «Красная лошадь» — написана в 1911 году).

Роль Марка в «Синем всаднике» была во многих смыслах опреде­ляющей.

Силой своей внутренней убежденности и личного обаяния он как бы цементировал эту раз­нородную и эфемерную группиров­ку, распавшуюся сразу после на­чала первой мировой войны.

Художники, ее составлявшие, при фа­шизме подверглись преследова­ниям. Не избежал этого и Марк: гитлеровцы объявили его искусство упадочным, вырожденческим, изъя­ли из музеев его картины и, видимо, уничтожили «Башню синих лоша­дей».

Картины Марка

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1786-mark.html

Описание картины Франца Марка «Синий конь»

«Синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. При этом она отличается от других картин художника. В первую очередь, основным ее преимуществом является ее особая пронзительность и очарование.

Конь напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок. Его тело выполнено в немного изломанных формах.

Кстати рисование в такой манере является характерным для данного художника. Грудину коня пронизывает белый цвет. В то же время его грива и копыта отдают синевой.

За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.

Сама по себе картина выполнена в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.

На картине мы видим теорию цвета художника. Он считал, что фантазия, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка.

В одном из своих писем Августу Маке, художник так пояснил свое понимание основных для его творчества цветов: желтый – это женский принцип, он мягкий и чувственный; синий – мужской принцип, он строгий, но при этом духовный; красный же – это цвет материи, он очень жестокий, но всегда подавляется первыми двумя.

В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета.

Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека.

Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать.

(4 votes, average: 4,25

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-franca-marka-sinij-kon/

Экспрессионизм или почему лошадь синяя?

Блогер ВК — Ирина Сигитова, художник.

ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ ОБ ИСКУССТВЕ.

В истории искусства много всяческих «измов». Как в них не запутаться и выделить самые основные – об этом и о многом другом в моей рубрике «Детям об искусстве».

  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ.
  • Чем отличается импрессонизм от экспрессионизма?

Если импрессионисты изображали мир таким, каков он есть, то экспрессионисты изображают внутреннее состояние природы и человека. Чтобы больше понять экспрессионизм, мне бы хотелось подробнее остановиться на одном из художников-экспрессионистов. Звали его Марк Франц.

Марк Франц с детства хотел быть художником?

Марк Франц родился в 1880 году в семье потомственных юристов. Его отец закончил юридический факультет, но потом увлекся живописью и до конца своих дней был профессиональным пейзажистом.

Марк Франц поступил сначала на философский факультет Мюнхенского университета, но после службы в армии туда не вернулся.

Он, так же как его отец, стал увлекаться живописью, уже будучи взрослым, и в 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств.

Как он стал экспрессионистом?

Академический натурализм быстро наскучил Марку Францу, он считал, что нужно искать новые направления в живописи.

Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году.

Здесь он открыл для себя великих художников — Сезанна, Гогена и Ван Гога. Он, конечно же, впечатлился новым течением и, вдохновленный, вернулся создавать уже свой неповторимый стиль.

У экспрессионистов была своя группа?

В 1911 Франц Марк и Василий Кандинский основали альманах «Синий всадник».

В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский бега.

В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению «Синий всадник».

У экспрессионистов была только группа «Синий всадник»?

В экспрессионизме существовало две конкурирующих группы. Группа «Мост» и группа «Синий всадник». Художники группы «Мост» утверждали, что у каждой вещи есть самосознание. Они проповедовали художественный непрофессионализм как более свободное выражение своих чувств и эмоций.

Группу «Синий всадник» не все искусствоведы относят к экспрессионизму, потому что художники в ней были слабо озабочены кризисным состоянием общества, их работы менее эмоциональны. Тут скорее лирика. Их абстрактные цвета и формы абсолютно гармоничны, в то время как искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.

Почему картины всех экспрессионистов такие грустные?

Читайте также:  Кустодиев "вступление" описание картины, анализ, сочинение

Экспрессионисты появились на рубеже двух столетий во время начала первой мировой войны. Время тогда было довольно напряженным и грустным. Некоторые факты из биографий экспрессионстов довольно трагичны. У Эдварда Мунка еще в детстве умирает мать на его глазах.

Оскар Кокошка поступает на учебу в один год с Гитлером, при этом Кокошку приняли, а Гитлер провалил экзамены. Потом, когда нацисты пришли к власти, творчество Оскара Кокошки стало запрещенным, и сам Гитлер называл экспрессионизм «дегенеративным искусством».

Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения и тревоги, которые они передавали при помощи угловатых, искореженных линий, быстрых и грубых мазков.

Цвет они выбирали предельно контрастный, чтобы усилить влияние на зрителя, не оставить его равнодушным. Почти все экспрессионисты погибли молодыми в первой мировой войне.

Конечно же, их творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

Марк Франц тоже воевал?

После начала Первой мировой войны Франц, как и большинство художников-экспрессионистов, ушел добровольцем на фронт. Позже, уже разочаровавшись в этой войне, Марк Франц был убит осколком снаряда в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы.

Какая из его картин самая известная?

«Синий конь» — это одна из самых известных картин немецкого художника Франца Марка. Но при этом она отличается от других его картин. Синий цвет коня добавляет особую пронзительность и очарование этой работе.

Почему картина кажется такой волшебной и необычной?

Конь на этой картине напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок, а тело выполнено в немного изломанных формах. Голова и грудь лошади почти белые. В то же время его грива и копыта темно-синие. За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.

Сама по себе картина написана в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.

Почему лошадь синяя? Это что-то значит?

На картине мы видим теорию цвета художника. Он считал, что фантазия, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе.Марк Франц, конечно, еще был немного символистом. У него в записях мы можем найти потайной ключ к пониманию и разгадыванию его картин.

Синий – мужское начало, мужская душа. Аскетизм. Звук виолончели.Желтый — женское начало. Звук скрипки.

  1. Красный — это цвет материи, он очень жестокий, но всегда подавляется первыми двумя.
  2. Почему на всех его картинах изображены животные?
  3. Вот как это объясняет сам художник в своих записях: «Окружавшие меня безбожные люди не пробуждали во мне подлинных чувств, тогда как невинная чувствительность животных отзывалась в моей душе добротой ко всему миру».
  4. Экспрессионизм – это только цвет?

Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать. Это уже даже не лошадь, а скорее чья-то душа.___________________________________________________________________

  • Наши дети попробовали изобразить лошадь в стиле Марка Франца, и каждая лошадка почему-то получилась похожей на своего создателя.
  • Ирина СИГИТОВА

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: https://vkcyprus.com/articles/2166-blogger-sigitova

(no title)

Франц Марк

(8 февраля 1880 — 4 марта 1916) Август Макке. Портрет Франца Марка Немецкий живописец, яркий представитель немецкого экспрессионизма.

Наряду с Августом Макке, Василием Кандинским и др. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник» (нем. Der Blaue Reiter).

В 1900 году начал обучение в Мюнхенской Академии художеств, где учился до 1903 года у Габриэля фон Хакля и Вильгельма фон Дица. 

Индерсдорф 1904

Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.  

Автопортрет 1905 После второй поездки в Париж художник начинает серьёзно изучать анатомию животных, с тем, чтобы наиболее полно воплотить своё видение природы в живописи.   1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909

В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. Neue Kunstlervereinigung Munchen).

  1.  Кошки на красной драпировке 1909-1910

1910 Пасущиеся лошади Собака, лежащая в снегу 1910-1911

Несмотря на это, с лидером объединения — русским абстракционистом Василием Кандинским — он встречается лишь в феврале 1911 года.

Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник».

  • Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
  • В 1912 году он знакомится с Робером Делоне, чей стиль, наряду с итальянским футуризмом и кубизмом, стал следующим источником вдохновения для художника.
  • В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма; с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне пейзажа.
  • Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А.Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи)

Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Синий конь 1911 Синий конь III 1911 Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. 1912 Борьба форм 1912 Во время дождя 1912 Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие). Обезьянка 1912 Олень в лесу II 1912 Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным. Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913

В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Широко известны серии его картин animals—particularly о лошадях и deer—in о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы.

    1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913

    Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913; не сохранилось) — см. выше.

    • Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
    • 1914

    Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Малая композиция II 1914 Малая композиция III 1914 Птицы 1914 Картина с быками 1914 Судьба животных («Деревья показывают свои кольца, животные — свои вены. И всё живое страдает») Тироль 1914 Цветы 1914

    После начала Первой мировой войны Франц Марк ушел добровольцем на фронт. Погиб под Верденом 4 марта 1916.

      

    Источник: https://bagerlock.livejournal.com/276575.html

    8 февраля 1880 года родился Франц Марк

    ?

    Previous Entry | Next Entry

    art_tourismФранц Марк. 8 февраля 1880 — 4 марта 1916Посетительница рассматривает картину Франца Марка «Красный и синий конь» на выставке «Синий всадник», Мюнхен, Германия, 17 июня 2010 года ( EPA/MARC MUELLER.)8 февраля 1880 года в Мюнхене родился Франц Марк — немецкий живописец, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник» (нем. Der Blaue Reiter).

    Синие лошади.1911Франц Марк. Синий всадникФранц Марк (Franz Marc), немецкий художник, представитель экспрессионизма. Родился в 1880 в Мюнхене. В 1899 году Марк поступил на философский факультет Мюнхенского университета, но после службы в армии туда не вернулся.

    В 1900 году он был принят в Мюнхенскую Академию художеств. Однако историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику.

    Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году. Здесь он открыл для себя великих художников — Сезанна, Гогена и Ван Гога.

    Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца.

    Башня голубых лошадей.1913Излюбленным мотивом Франца Марка становятся изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей. Марк являлся одним из основателей группы экспрессионистов «Синий всадник» (The Blue Rider). В 1911 Франц Марк и В.Кандинский основали альманах «Синий всадник».

    В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский бега. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению «Синий всадник».

    Тироль.1914

    Во время дождя.1912, Городская галерея, Ленбаххаус, Германия

    Индерсдорф.1904В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.

    Широко известны серии его картин animals—particularly о лошадях и deer—in о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы.

    В своих работах (например, «Синие лошади», 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет.

    Лисицы.1913

    Олени в лесу.1913-1914Олень в монастырском саду.1912, Ленбаххаус, ГерманияПтицы.1914Спящие лошади.1913, Музей Гугенхейма, Нью-ЙоркСудьба животных.1914,Городская галерея современного искусства, Мюнхен, ГерманияТри кошки.1912-1913Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году.

    http://smallbay.ru/mark.html

    Источник: https://art-tourism.livejournal.com/29305.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector