Аркадий Пластов (1893 — 1972)»Весна. В бане» (1954, Третьяковка, Москва)
Всё-таки показывать картины — тоже надо уметь. В Новой Третьяковке пластовская «Весна» висит в полутёмном зале и освещена теплым светом.
Свет делает картину абсолютно живой — раскрасневшееся, горячее тело, от которого словно идёт пар. Вкусно. Так и хочется в парную. Думаю, если бы рядом с картиной в Третьяковке вдруг открыли баню — от желающих бы отбоя не было.
Тяжелое небо, хлопья снега ещё падают — но всё-таки весна. Пора оптимизма. 1954 год, между прочим.
Откровенно говоря, только «Весна» и обеспечила Пластову место в моём списке «любимых художников». Случалось советским живописцам иногда создавать абсолютно иконические образы.
В остальном же, Пластов — крепкий советский реалист. В отличие от той же Яблонской, не было у него никаких «периодов» и экспериментов — последовательно разрабатывал свою крестьянско-деревенскую тему.
Этим и силён (и слаб одновременно).»Сенокос» (1945, Третьяковка. Москва)
Хотя, может я и не прав насчёт экспериментов. Всё-таки учился он в весьма передовом заведении — Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Правда, на отделении скульптуры — но и уроки живописи посещал. Среди его учителей был Архипов, с которым (как мне кажется) у Пластова много общего. Но когда Пластову было уже под сорок, его дом сгорел вместе со всеми его работами. Кто его знает — что там было у «допожарного» Пластова? А если серьёзно, он конечно не в авангарде черпал вдохновение, а в передвижниках.Крестьянская тема У Пластова не случайна — рисовал то, что было ему хорошо знакомо. Родился в селе Прислониха (Ульяновская область), после учебы (а до художественного образования была ещё духовная семинария) вернулся в родное село.»Жатва» (1945, Третьяковка, Москва)«Тройка. Ребятишки у речки»«Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, Тверь)Довольно известная:»Ужин трактористов» (1951, Третьяковка)Впрочем, деревня Пластова — некий идеальный мир. Как и полагается по канонам соцреализма. Ведь как ни крути, а Пластов — настоящий советский классик.
«Едут на выборы» (1947, Третьяковка, Москва)
Пронзительная про войну:»Фашист пролетел» (1942, Третьяковка. Москва)Говорят, эта картина висела в зале заседаний Тегеранской конференции в 1943 — там где встречались Сталин, Рузвельт и Черчилль.Ещё одна работа военных лет — но уже жизнеутверждающая:»Трактористки» (1943-1944)Каждый уважающий себя художник, разумеется, должен написать своих купальщиц. Говорят, Пластов не желал расставаться со своими «Трактористками» — и картина до конца его дней висела в его мастерской.А каждый уважающий себя советский постсталинский художник должен был изобразить мечтательного вида парня или девушку и назвать картину «Юность»:»Юность» (1954, Русский музей, Петербург)Предтеча «Весны» — забавная бытовая зарисовка на банную тему:»Суббота» (1943-1944)Мне тут даже что-то брейгелевское чудится.Обалденный рисунок — гуляет по сети, но нет никаких аттрибутов: ни года создания, ни где выставляется. Честно говоря, у меня есть сомнения — действительно ли это Пластов. Но покажу.»Мальчик с лошадью»На мой взгляд, Пластов был так себе портретист — кажется, он даже намеренно прячет лица людей на своих картинах (обратите внимание — лица часто закрыты, в глубокой тени или просто лишены деталей). Но вот в детском портрете он был мастак — целая серия крестьянских (и не только) детей у него.»Витя-подпсаок» (1951)»Валя Репина» (1958)»Внук рисует» (1960)Ну и закончу портретом моего однофамильца:»Мишка Савин» (1941)Умер Пластов в родной Прислонихе. Сейчас там его дом-музей. Да и вообще в Ульяновске он весьма почитаемая фигура — а в этом году и вовсе: 125-летний юбилей.
Ну а рубрика тем временем потихоньку подбирается к финишной прямой. Следующий герой — фигура настолько масштабная и с такой сложной биографией (увенчанной кучей мифов), что мне понадобится больше времени на подготовку. Так что следующую неделю пропущу и вернусь через пятницу.
Источник: https://savin-andrey.livejournal.com/103697.html
Крестьянские будни в картинах Пластова А.А. 4
Юность1954
Прежде всего, хочу поздравить всех своих читателей с прошедшими праздниками. Сделать это раньше не представлялось возможным. Так что, лучше поздно, чем никогда.
Когда ведёшь блог, пишешь о картинах, о художниках, ищешь что-то интересное, то постоянно перелопачиваешь целую гору информации. Кучи картин и их создателей. Написать хочется о каждом из них, показать то, что они оставили в наследие после себя. Но есть такие, которые выделяются особенно остро. Их картины нельзя забыть. Они постоянно крутятся в голове, каждый раз напоминая о себе.
Автопортрет
Сегодня я хотел показать вам подборку и познакомить с художником Аркадием Пластовым. Одна из его картин уже мелькала у меня в блоге. Именно тогда я познакомился с его картинами.
Аркадий Александрович Пластов (1893—1972). Сын иконописца из села Прислониха Симбирской губернии. Там же и родился Аркадий зимой в 1893 году.
Родители Саши мечтали, чтобы он стал священником, и после третьего класса отдали его в духовное училище. Через пяток лет он поступил в духовную семинарию.
Стать художником он решил после просмотра работ иконописцев, когда они подновляли церковь в Прислонихе. И уже с 1912 года она поступил Строгановское центральное художественно-промышленное училище, а после окончания, в 1914, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1917.
После октябрьской революции он вернулся в родное село, где стал писать цикл работ, посвященных сельской жизни крестьян. После того, как сгорел его дом со всеми картинами, он решил полностью бросить работу на земле и отдать себя целиком живописи.
Тройка
Известность к Аркадию пришла в 1935 году. На выставке в Москве он представил свои работы «На сенокосе», «Стрижка овец», «Колхозная конюшня». И с тех пор о нем стали говорить, он стал постоянно участвовать в выставках.
В военное время он написал серию драматичных картин. Самая известная картина “Фашист пролетел” пропитана чувствами и мыслями, полными драматизма. Это одна из самых сильных работ советской живописи.
Фашист пролетел
Из известных работ послевоенного периода можно отметить “Юность” и “Весна” (её еще называют “Северная Венера”). Он так же иллюстрировал книги — поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», рассказ Л. Н. Толстого «Холстомер», рассказы Чехова.
Сейчас в Прислонихе открыт музей, посвящённый творчеству художника.
Аркадий Александрович скончался 12 мая 1972 года.
Ужин трактористов 1951
Солнышко1954
Смерь Дерева 1961
Полдень1961
Подсолнухи 1941
Первый снег
На сенокосе
Лето (фрагмент). 1960
Купание коней. 1937
Костёр в поле. 1969
Колхозный праздник
Жатва 1945
Весна
Весна. В бане. 1954
Источник: https://blogproart.ru/plastov.html
Русская баня
?
Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote, 2010-06-07 01:56:00 Василий Сергеев vasily_sergeev 2010-06-07 01:56:00 Category: Помните, как дальше? Уж волны дымные текут В ее серебряные чаны И брызжут хладные фонтаны; Разостлан роскоши ковер, На нем усталый хан ложится, Прозрачный пар над ним клубится.
Потупя неги полный взор,
Прелестные, полунагие, Вкруг хана девы молодые В заботе нежной и немой Теснятся резвою толпой… Над рыцарем иная машет Ветвями молодых берез.. И жар от них душистый пышет; Другая соком вешних роз Усталы члены прохлаждает И в ароматах потопляет
Темнокудрявые власы…
З. Серебрякова «Русская баня» 1926 В старину и жених, и невесту перед браком тщательно мыли в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе…
Баня (мовь, мовня, мовница, мыльня) на Руси известна из летописей X-XII веков, но была она, конечно, и раньше. Согласно славянским мифам, от удовольствия помытся и попариться не отказывались даже боги.
Настоящая русская баня — бревенчатый домик в два помещения, обычно — на самом берегу реки. В предбаннике раздевались, здесь же обязательно стояла бадья прохладного кваса, сдобренного мятой или иными духовитыми зельями.
Гораздо реже квас заменяли пивом — обычно этого чурались, ибо считалось, что пиво при добром пару может повести к печальным последствиям.
Отсюда же, из предбанника, с криками или визгом (если женщины) выскакивали окунуться в реку, даже зимой, для чего на берегу готовили мостки и прорубь. Во второй комнатке — собственно парной — стояла печка-каменка. Камни, раскаленные в ней, обдавали заранее согретой водой, что и давало столбы пара.
Валерий Бусыгин «Банька» 2005 Считалось, что главная сила мытья — в вениках. Их собирали из веток березы и дуба, липы и черной смородины, ольхи и можжевельника, крапивы и полыни. Действительно, похлестывание им по коже — отличный массаж, усиливающий кровообращение и способствующий открытию кожных пор. Но главное — фитонциды и эфирные масла, летучие вещества, содержащиеся в листьях веника. Именно они оказывали свой и ароматический, и фармацевтический эффект. Виктор Орлов «Баня»В старину женщины и мужчины на Руси «в торговых банях» мылись в одном и том же помещении, хоть и «по разным углам». Православная церковь боролась не только с этим обычаем, но даже и с «девичьей баней» (за день до свадьбы) и «брачной баней» (совместным купанием супругов). Их подменили раздельным омовением после так называемого «греха соития». К 1743 году борьба в целом закончилась сенатский указ запретил мужчинам и женщинам мыться совместно в одном помещении. На деревне, однако, до этого указа никому и дела не было…
Г.Л.Чайников «Баньки по-чёрному» 2006 Мылись на Руси по субботам, окончив недельные работы, причем еженедельное мытьё считали обязательным! Но раз в неделю — это минимум, а при возможности можно было мыться и в другие дни. В баню ходили перед праздниками, перед родами, перед свадьбами, после дальней дороги. Ритуал мытья не менялся в течении многих веков: напариться берёзовым или дубовым веником, обливаясь время от времени холодной водой или выскакивая на реку, рядом с которой обычно стояла баня. Выскакивали и зимой, бултыхались в прорубь и тут же возвращались в парную! Мылись растительной золой, в которой накапливается много щелочей. Ж.Делабарт «Вид Серебренических бань в Москве» 1796 Ж.Делабарт «Серебренические бани в Москве» Конец XVIII в., акварель Е.М.Корнеев «Русская баня» 1812 офортФирс Журавлёв «Девичник в бане» 1885 З.И. Летунов «Русские бани» В.П.Рассохин «Бани на Неглинной» Апполинарий Васнецов «Общественные бани на реке Неглинной в XVII в» 1917 акварель Михаил Сажаев «Нас мыли под рождество» И.Панов «Суббота — банный день» Б.М.Кустодиев «Русская Венера» 1921 А. Герасимов «Баня» 1938 А. Герасимов «Русская баня» 1939 А. Пластов «Весна. В бане» 1954Настоящая русская парная баня — всегда деревянная, бревенчатая, срубленная из доброго леса, так что от стен идет смоляной дух. А как же иначе! Щепочки, «вагонка», «шалевка», которой выкладывают бетонный дот — это, конечно же, типичное не то. Да и непонятно, к чему что-то другое, если добротный, по всем правилам плотничьего искусства сделанный сруб бани можно просто купить готовым, привезти все бревнышки, собрать их, как учили, и проконопатить стыки бревен мхом. Всех-то делов. А потом — много лет удовольствия, и детям, и внукам…
Источник: https://vasily-sergeev.livejournal.com/1525395.html
Пластов А. Год в колхозе. Альбом для рассказывания по картинам
Москва, Детгиз, 1943. 30 с. с ил. Тираж 50000 экз. Цена 6 руб. В цв. издательской литографированной обложке. Достаточно редка!
Пластов, Аркадий Александрович (1893-1972)-советский живописец, «певец советского крестьянства». Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947). Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О.
Пастернак. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Аркадия Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката.
Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей.
Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений.
Выборы комитета бедноты. 1940 г.
Бумага, акварель, гуашь, графический карандаш. 71 х 102.
Государственная Третьяковская галерея
Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно.
Колхозный праздник. 1938.Холст, масло. 188 x 307 см
Государственный Русский музей
Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX в. Пластов — великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.
Жатва. 1945 г. Государственная Третьяковская галерея
- Семья Пластовых:
- слева направо — Николай (брат худ-ка),
- отец – Александр Григорьевич Пластов,
- мать — Ольга Ивановна, Аркадий Пластов.
Художник родился на Симбирской земле, в деревне Прислониха, в 1893 году и был шестым ребенком в семье. Жили очень трудно, несмотря на то, что Пластовы, это большой и знатный род, в котором потомки были образованными людьми — священниками, иконописцами и архитекторами. Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца.
Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И.И.
Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф.Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение. С юности мечтал стать живописцем. Параллельно учился живописи.
Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим.
Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни.
- Летом, 1954 г.
- Аркадий Пластов, начало 1930-х.
Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего.
Но еще сорок лет неустанного труда — и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов — несколько сотен. В основном это портреты односельчан. Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА».
Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». По-своему столь же уникальная серия, как и «Русь уходящая» П.Д. Корина. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства.
Пластов — природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой.
Фашист пролетел. 1942г.Холст, масло. 138 x 185 см
Государственная Третьяковская галерея
Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника — увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий.
Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры.
Непритворность, полное отсутствие того, что называют «манерой», отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, — А.Е. Архипова, Ф.А Малявина, К.А. Коровина.
Едут на выборы.1947Холст, масло. 295 x 221 см
Государственная Третьяковская галерея
Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон.
Эти краски живут в его картинах — в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд.
На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова — воплощенная гармония природы и человека.
Ужин трактористов. 1951г.Холст, масло. 200 x 167 см
Государственная Третьяковская галерея
Художник много и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он создает в военные годы. Самое яркое произведение этого периода — «Колхозное стадо» (1938).
Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически.
Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете — хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.
Сенокос. 1945г.Холст, масло. 193 x 232 см
Государственная Третьяковская галерея
Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия — «Фашист пролетел» (1942). И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни — классически сдержанная и прекрасная «Жатва» (1945).
Трагедия войны здесь скрыта, она — в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни.
Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле — «Сенокос» (1945).
И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: «Родник» (1952), «Юность» (1953-54), «Весна» (1954), «Лето» (1959-60), «Ужин трактористов» (1951). Не случайно в названиях многих из них есть нечто обобщающее.
Полдень. Родник. 1961.Холст, масло. 174 x 231 см
Государственный Русский музей
Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания.
Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку («Весна. В бане», 1954). Но не сестра ли она красавицам из «Весны» и «Рождения Венеры» С.
Боттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок («Витька-подпасок», 1951). Но не брат ли он молодому человеку из «Завтрака на траве» Э.
Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах («Родник»), — не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из «Источника» Д. Энгра?
Весна. В бане. 1954г.Холст, масло. 210 x 123 см
Государственная Третьяковская галерея
Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова. Но… та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое.
«Из прошлого» (1969-70) — так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья.
Частица рая на земле.
Трактористки. 1943 год.
Главная заслуга Аркадия Пластова — летопись жизни страны: в его работах отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой», как олицетворение самой России.
Источник: http://www.raruss.ru/childrens-books/page-child6/3277-plastov-year-in-kolkhoz.html
Россия после 2011 — Страница 53
№ 2601-2604. Государственные награды Российской Федерации. Медали
Медаль «Защитнику свободной России».
Государственные награды Российской Федерации — высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные достижения перед государством.
Учреждает государственные награды и награждает ими Президент Российской Федерации.
Медаль Жукова учреждена в 1994 году.
Медалью Жукова награждаются военнослужащие за отвагу, самоотверженность и личное мужество, проявленные в боевых действиях при защите Отечества, за особые отличия при несении боевой службы, за отличные показатели в боевой подготовке.
Медаль «Защитнику свободной России» учреждена в 1992 году.
Медалью «Защитнику свободной России» награждаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане за мужество, проявленное в защите конституционного строя, за заслуги в проведении в жизнь демократических преобразований, укрепление российской государственности
Медаль Нестерова учреждена в 1994 году.
Медалью Нестерова награждаются военнослужащие Военно-воздушных сил за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации, за отличные показатели в боевой подготовке и воздушной выучке.
Медаль Пушкина учреждена в 1999 году.
Медалью Пушкина награждаются граждане за заслуги в области культуры и искусства, просвещения, гуманитарных наук и литературы, за большой вклад в изучение и сохранение культурного наследия, в сближение и взаимообогащение культур наций и народностей.
На почтовых марках изображены медали Жукова, «Защитнику свободной России», Нестерова и Пушкина.
№ 2595-2598. Сокровища России. 100 лет Гохрану России
Бант-склаваж.
В 2020 году Гохрану России исполняется 100 лет.
Гохран России обеспечивает функционирование и пополнение Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, в состав которого входят высокохудожественные ювелирные изделия, памятники нумизматики и фалеристики, уникальные природные драгоценные камни, редкие самородки и высоколиквидные слитки драгоценных металлов.
На почтовых марках изображены экспонаты из коллекции Гохрана России: бант-склаваж, большой букет, браслет с портретным алмазом и шпинель Большой императорской короны.
№ 2599. 150 лет со дня рождения И.А. Бунина (1870-1953), писателя, поэта
Иван Алексеевич Бунин (1870−1953) — русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе. Почётный академик по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Родился в Воронеже в семье обедневшего дворянина.
Первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет. В 1891 году вышел первый сборник его стихов. Переехав вскоре в Москву, Бунин завязал литературные знакомства с Толстым, Чеховым, Горьким, которые оставили значительный след в его жизни и творчестве.
Главные мотивы творчества — окружающий мир, любовь и смерть.
Иван Алексеевич горячо и подробно описывал собственные чувства и жизненные моменты, часто окунался в прошлое и вспоминал приятные и негативные моменты, стараясь разобраться в самом себе и одновременно донести до читателя глубокие и истинно вечные мысли.
Среди произведений Ивана Бунина можно выделить такие, как сборники стихотворений «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901); рассказы «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» (1901), «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман — «Жизнь Арсеньева» (1927−1929, 1933).
Этот роман приносит Бунину в 1933 году Нобелевскую премию «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
Награды и премии: Пушкинская премия (1903), Пушкинская премия (1909), Золотая Пушкинская медаль (1911). В 2004 году в России учреждена ежегодная литературная Бунинская премия.
На почтовой марке изображён портрет И.А. Бунина на фоне русской усадьбы, на полях марочного листа — цитаты и факсимиле писателя.
№ 2594. А.А. Пластов (1893–1972), художник, академик Академии художеств СССР
Аркадий Александрович Пластов (1893–1972) — советский живописец, академик Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1962).
Творчество А.А. Пластова насчитывает около 10 тысяч полотен, вошедших в золотой запас отечественной культуры.
Самые значительные произведения — «Купание коней» (1938), «Сенокос» (1945), «Весна. В бане» (1954), «Внук рисует» (1959), «Полдень» (1961), «Мама» (1964).
На почтовом блоке изображены «Автопортрет при закатном солнце» (1969–1971) на фоне мастерской художника и логотип Российской академии художеств, на марке — фрагмент картины «Полдень» (1961, ГРМ).
№ 2593. Путь к Победе. Висло-Одерская наступательная операция
Висло-Одерская стратегическая наступательная операция (12 января — 3 февраля 1945 г.
) — наступление Красной армии, завершившее освобождение Польши и положившее начало освободительной миссии советских войск на территории Германии. Проводилась силами 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов.
На почтовой марке изображён барельеф с группой советских солдат во время Висло-Одерской операции.
№ 2591-2592 блок. Совместный выпуск Российской Федерации и Эстонской Республики. 200 лет открытию Антарктиды. Мореплаватели М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен
Честь открытия Антарктиды принадлежит русской антарктической экспедиции 1819−1821 гг.
на шлюпах «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778−1852) и Михаила Петровича Лазарева (1788−1851). 16 июля 1819 года экспедиция отправилась в плавание. Непосредственное открытие побережья Антарктиды произошло 28 января 1820 года.
Результаты кругосветной экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева стали одними из самых значительных в истории мировых географических исследований.
На марках почтового блока изображены портреты Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.
Лазарева; на полях блока — группа моряков на фоне пейзажа Антарктиды.
№ 2590 блок. 500 лет Тульскому кремлю
Тульский кремль — выдающийся памятник русского оборонного зодчества XVI века. Построен на важнейшем стратегическом направлении, в течение нескольких столетий оборонял южные рубежи Русского государства от крымско-татарских набегов, являлся главным звеном знаменитой Большой засечной черты.
Строительство кремля началось в 1507 году, продолжалось тринадцать лет и завершилось в 1520 году.
Сегодня Тульский кремль — один из самых посещаемых музеев страны. Ежегодно в него приезжают тысячи российских и зарубежных гостей.
На почтовом блоке изображены объекты Тульского кремля: музей «Тульские самовары», Успенский собор, башня Одоевских ворот, Тульский государственный музей оружия (ранее Богоявленский собор).
№ 2589 блок. 100 лет Республике Карелия. Горный парк «Рускеала»
Горный парк «Рускеала» — туристический комплекс, расположенный в Сортавальском районе Республики Карелия, на берегу реки Тохмайоки.
Основой комплекса является объект культурного наследия, памятник истории — заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер. Протяжённость карьера составляет 460 м, ширина — до 100 м. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15–18 м.
На почтовом блоке изображены панорама горного парка «Рускеала» и логотип празднования 100-летия Республики Карелия.
№ 2584. Выпуск по программе «Европа». Древние почтовые маршруты
Холмогорский почтовый тракт был известен ещё в конце XV века, но освоена была только его часть — до Вологды. Первые предложения царю Алексею Михайловичу об учреждении почты в Архангельске появились ещё в середине XVII века.
В то время почтовый тракт располагался почти там же, где сегодня проходит автострада Москва — Архангельск: через посад Троицкого монастыря, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Данилов, Вологду, Вельск, Шенкурск, Холмогоры. Старейшее российское регулярное почтовое сообщение между Архангельском и Москвой появилось при Петре I в 1693 году.
На почтовой марке изображён древний почтовый маршрут — Холмогорский почтовый тракт (Архангельск — Вологда — Ярославль — Москва) и логотип Europa.
Наш интернет-магазин предлагает вам приобрести современные почтовые марки России.
В этом разделе мы собрали доступные у нас на сегодня современные почтовые марки России после 2011 года. В разделе как списком так и галереей представлены современные почтовые России.
Вы можете оформить заказ и выбрать себе в коллекцию современные почтовые марки России. Просто добавьте нужные позиции почтовых марок в корзину и оформите заказ.
После этого зайдите на страницу корзины и укажите ваш адрес, чтобы нам было понятно, куда отправлять заказ. Уже через 2-3 дня он будет отправлен по вашему адресу.
Оформляйте покупку почтовых марок России через Интернет! Экономьте свое время!
Источник: https://www.stamp-collection.ru/catalog/russian-after-2011/?page=53
Крестьянские будни в картинах Пластова А.А
Юность1954
Прежде всего, хочу поздравить всех своих читателей с прошедшими праздниками. Сделать это раньше не представлялось возможным. Так что, лучше поздно, чем никогда.
Когда ведёшь блог, пишешь о картинах, о художниках, ищешь что-тоинтересное, то постоянно перелопачиваешь целую гору информации.
Кучи картин и их создателей. Написать хочется о каждом из них,показать то, что они оставили в наследие после себя. Но есть такие,которые выделяются особенно остро. Их картины нельзя забыть. Они постоянно крутятся в голове, каждый раз напоминая о себе.
Автопортрет
Сегодня я хотел показать вам подборку и познакомить с художником Аркадием Пластовым. Одна из его картин уже мелькала у меня в блоге. Именно тогда я познакомился с его картинами.
Аркадий Александрович Пластов (1893—1972). Сын иконописца из села Прислониха Симбирской губернии. Там же и родился Аркадий зимой в 1893 году.
Родители Саши мечтали, чтобы он стал священником, и после третьего класса отдали его в духовное училище. Через пяток лет он поступил в духовную семинарию.
Стать художником он решил после просмотра работ иконописцев, когда они подновляли церковь в Прислонихе. И уже с 1912 года она поступил Строгановское центральное художественно-промышленное училище,а после окончания, в 1914, поступил в Московское училище живописи,ваяния и зодчества, которое окончил в 1917.
После октябрьской революции он вернулся в родное село, где стал писать цикл работ, посвященных сельской жизни крестьян. После того,как сгорел его дом со всеми картинами, он решил полностью бросить работу на земле и отдать себя целиком живописи.
Тройка
Известность к Аркадию пришла в 1935 году. На выставке в Москве он представил свои работы «На сенокосе», «Стрижка овец», «Колхозная конюшня». И с тех пор о нем стали говорить, он стал постоянно участвовать в выставках.
В военное время он написал серию драматичных картин. Самая известная картина “Фашист пролетел” пропитана чувствами и мыслями,полными драматизма. Это одна из самых сильных работ советской живописи.
Фашист пролетел
Из известных работ послевоенного периода можно отметить “Юность” и “Весна” (её еще называют “Северная Венера”). Он так же иллюстрировал книги — поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», рассказ Л. Н. Толстого «Холстомер», рассказы Чехова.
Сейчас в Прислонихе открыт музей, посвящённый творчеству художника.Аркадий Александрович скончался 12 мая 1972 года.
Ужин трактористов 1951
Солнышко1954
Смерь Дерева 1961
Полдень1961
Подсолнухи 1941
Первый снег
На сенокосе
Лето (фрагмент). 1960
Купание коней. 1937
Костёр в поле. 1969
Колхозный праздник
Жатва 1945
Весна
Весна. В бане. 1954
Источник: https://kovlam.livejournal.com/1137041.html
Роль А.А. Пластова в художественной жизни 50-70гг. и его место в нашем культурном пространстве
Аркадий Александрович Пластов, советский живописец, родился 19 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии (ныне Ульяновская область); дед его был местным иконописцем. Пластов, окончив духовное училище и семинарию, в 1912 году идёт учится в московское Строгановское художественно-промышленное училище, которое в 1914 г.
успешно заканчивает и в этом же году поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). . В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры. В 1920-х — начале 1930-х гг.
Пластов работает над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. Испытал большое влияние «русского импрессионизма» мастеров «Союза русских художников» и передвижников. Пожар в мастерской в Прислонихе (1931г.) уничтожил практически все его ранние работы.
Вышел на авансцену в те трудные годы, когда установилась строгая выставочная цензура, а в деревне как раз завершился период «великого перелома». . С 1935 года выступает с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к ее людям, жизненностью образов, живописным мастерством («Колхозный праздник», 1937, «Колхозное стадо», 1938г.
Картины (а также портреты), проникнуты глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей.
У молодого художника был выбор: уйти в «подпольный авангард» или развивать идеи соц.реализма. Он продолжил традиции реализма дореволюционного. Смог найти свою дорогу не отклоняясь ни к соц.реализму и не уходя в «авангард».
Со временем в его картинах проявились темпераментный талант колориста и великолепное чутье натуры драматически-сильных исторических обобщений: о трагической судьбе русского народа, не только в годы войны (хотя вроде бы внешне-сюжетно в картинах Фашист пролетел (1942г.), Жатва(1945г.
), либо о тех надеждах на социальное обновление, что испытывала страна с победным завершением войны.
50-60е годы XX века получили название «Оттепель». Шумные демонстрации и вечера поэзии, первые отдельные квартиры и КВНы, походы и песни у костров, но самое главное это — ожидание перемен, вера в то, что уже завтра все будет лучше, чем сегодня. Такое настроение в обществе чем-то походит на первые весенние дни оттепели. Художникам 1950-60-х гг.
предстояла непростая работа — дать самостоятельную эстетическую оценку тому, что еще только формировалось, грезилось в завтрашнем дне. От них требовалось не только мастерство, но и мужество дерзания, умение мечтать, им приходилось воссоздавать современность во всей ее сложности и многогранности, воплощая свои замыслы на холсте.
Освобожденная от идеологической окраски, их живопись стремилась, в первую очередь, захватить зрительские симпатии. Отсюда большая описательность и прямолинейность образов в искусстве того времени.
Живопись 50-60-х годов, сохранив лиризм и теплоту, начинает обретать большую декоративность, повысились звучность и чистота цвета, технические приемы стали раскованнее, а композиции разнообразнее. В искусстве этого времени преобладает реалистическая тенденция.
Внимательное изучение рисунка, как основы школы мастерства, постоянное обращение к натурному материалу, поиск тесной связи тематики картины с содержанием самой жизни всегда отличали профессиональную художественную школу. Пластов, вне всякого сомнения, является ее представителем.
Он вовсе не стремился к эпатажу, к новациям как таковым, но жил проблемами искусства, творил искренне, увлеченно. Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания.
Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Художник, как бы самобытен он ни был, всегда связан бесчисленными нитями с культурой прошлого. И чем сильнее мастер, тем шире эти связи. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку («Весна. В бане», 1954г.).
Но не сестра ли она красавицам из «Весны» и «Рождения Венеры» С. Боттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок («Витька-подпасок», 1951г.). Но не брат ли он молодому человеку из «Завтрака на траве» Э. Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах («Родник»), — не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из «Источника» Д. Энгра?
Талант Пластова чрезвычайно многогранен. Не последнее место в его творчестве занимает работа над иллюстрированием произведений русских писателей.
Образы русской литературы во многом сформировали его как художника и может быть, в неменьшей степени, чем живописные традиции влияли на образный и философский строй его произведений.
Большие циклы иллюстраций к произведениям Пушкина, Некрасова, Толстого, Гоголя, Чехова, Горького создаются им одновременно с живописными полотнами.
Его иллюстрации к «Капитанской дочке» стали как бы неотъемлимой частью самого произведения Пушкина. Образы героев живописных и литературных настолько органично сочетаются, что уже не воспринимаются друг без друга.
А. А. Пластов пишет произведения, которые не устаревают, пишет историю своего края. Время меняет многое, но люди в истинных своих переживаниях, почти не меняются. Художник сумел уловить именно то, что составляет суть человека, основу самой жизни.
Он был истинным патриотом. Не тем, кто кричит о патриотизме и для кого это лишь высокий лозунг. Для Пластова патриотизм был естественным и неотделимым атрибутом в его творчестве. Его земля, его родное село было его вдохновением. В нем черпал он свои сюжеты, находил своих героев. «Я чувствую необычайную привязанность к людям земли»,- говорил он.
Художник жил думами и заботами о своих земляках, их делах. Образно говоря, Пластов подарил своим односельчанам билет в будущее. Мало какому провинциальному населенному пункту посчастливилось прославиться так, как без особых усилий или участия в важных событиях, удалось это Присонихе.
Через много лет, благодаря Пластову, люди будут судить и помнить о ней и ее жителях благодаря мастерству художника. Пластов оставил память не только о своих односельчанах, он оставил память о своем времени. Сменятся поколения, пройдет время и многое забудется, и трудности, и беды, и радости. Судить о живших тогда людях будут по произведения искусства.
Сегодня трудно осознать это. Но если подумать, что в сущности мы знаем о эпохе «Возрождение», о ее бедах и победах, о ее людях, о том как они выглядели? Память пополняется только за счет оставленных нам свидетельств великих мастеров.
Если отбросить все, что мы знаем о времени, когда творил Пластов и отрешенно посмотреть на его картины, то можно сказать, что его современниками были прекрасные, работящие люди, солнце было ярким, небо высоким, девушки добрыми и веселыми, жизнь счастливой.
О своем творчестве он говорил: «Ни одну картину я не писал, не проверив тысячекратно, что собираюсь написать, что это правда и только правда, и иного быть не может.»
Как истинный крестьянин, Пластов не уставал любоваться красотой земли, ее удивительной способностью приносить урожай.
Этот восторг художника перед вечной красотой и силой земли ощущается во всех его произведениях. Кто сравнится с Пластовым в умении передавать свет солнца, его живительную силу и тепло.
Словно волшебник, поймав лучи солнца на кончик кисти, он заполнил ими свои полотна, вдохнув в них жизнь и красоту.
Палитра художника сложна и многолика. Она служит ему для передачи настроения, тончайших нюансов состояния человеческой души. В произведениях о колхозном труде А. А. Пластов редко изображал процесс труда, ибо считал, что главная цель искусства – духовная жизнь человека, его состояние, упоение трудом.
При этом у него отнюдь не было восторженного отношения к крестьянам, он видел их с разных сторон. Не случайно героями почти всех его произведений являются односельчане, которых он хорошо знал и понимал.
Его образы тружеников родного села – Никиты Гуляева, Николая Лобанова, «Пастуха» и другие – отличаются значительностью, богатством внутреннего мира.
А. А. Пластов очень любил детей. Об этом свидетельствуют многочисленные детские портреты и тематические картины, посвященные им. Портреты Вали Волковой, Вали Мишовой, Сережи Гундорова и др.
«Ребятишек я люблю, — говорил он, — как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек – одно наслаждение…».
Поэтому дети являются действующими лицами многих его произведений («Дети», «Костер в поле»).
Пейзажи и жанры Прислонихи с окрестностями, а также портреты односельчан, составили огромный живописный цикл, за который художнику в1966 году была присуждена Ленинская премия.
Московские художники к Пластову относились (по словам его внука) как к деревенскому мужику. Но до поры.
А. А. Пластов был первооткрывателем многих тем в советском искусстве. Его произведения о жизни колхозного села привлекли внимание художников к сельской теме и послужили толчком для создания многих картин о деревенской жизни, о колхозном труде.
Его творчество естественно и разнообразно, как сама природа, которую он чувствовал и умел передать. Он писал действительно правдиво, не уничижая и не приукрашивая, не копировал, как фотограф, а раскрывал внутренний мир человека, угадывал характер и настроение героя.
В этом его преимущество перед многими современными ему художниками. А. А. Пластов своим творчеством доказывал возможность оставаться верным себе в любой ситуации и при любом строе. Он понятен всем без исключения. Каждый может найти в его творчестве то, что ему близко. Произведения Пластова пронизаны теплом, добротой, духовностью.
Если можно так выразиться, его работы чрезвычайно нравственны.
Каждое время несет в себе что-то позитивное и что-то негативное. И нельзя сказать, что когда то было лучше, чем сейчас. Конечно, для каждого человека строго индивидуальны «витки времени». Но в целом можно проследить некоторую общую «временную тенденцию».
Период «оттепели» отмечен всеобщим энтузиазмом, его сменяет период некоторого затишья, апатии, названный «застоем». Пластов остался самим – собой и, возможно, даже не заметил, не позволил себе заметить этот переход. Ему пришлось прожить несколько эпох политической жизни страны.
И все же он смог, не смотря ни на что, сохранить свое творчество позитивным. Настрой его картин чрезвычайно оптимистичен, образы лиричны и самобытны. Уныние и тоска прошли мимо его картин. Даже через много лет он будет понятен и близок тому, кто познакомится с его творчеством .
Он смог понять и донести до зрителя ту внутреннюю сущность человека, те переживания и чувства, которые не подвержены влиянию времени или моде. Картины мастера будут актуальны и понятны всегда.
Созданные им образы, на протяжении всего времени, могут быть и грустными и печальными, даже трагичными, но в каждом из них столько доброты, столько искренности, каждая его картина как пожелание счастья из прошлого.
При всей разности задач на протяжении десятилетий труда прослеживаются главные свойства личности А.А. Пластова — мудрая простота, самоограничение в отборе средств выразительности и неизменимая способность наполнять лаконичную пластическую форму дыханием жизни.
Ещё при жизни Пластов был признан классиком советского искусства. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, а русской живописи XX в. Пластов — великий художник крестьянской России.
Источник: https://PlayRoom.ru/rol-aa-plastova-v-hudozhestvennoy-zhizni-50-70gg-i-ego-mesto-v-nashem-kulturnom-prostranstve/