Жерико теодор «дерби в эпсоме» описание картины, анализ, сочинение

Жерико Теодор

Жерико Жан-Луи (романтизм)

Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению.

В противоположность классицизму, грезившему античностью, эти художники обратили свои взоры к средневековью, к далеким экзотическим странам, и особенно Востоку. Благодаря этому романтическому, т.е.

мечтательному, поэтическому складу чувств в живописи II четверти 19-го века сложилось направление романтизм.

Вновь расцвела полузабытая пейзажная живопись, бурный подъем переживала историческая живопись, многие художники вдохновлялись литературными сюжетами, в частности, из романтических сочинений.

Живопись романтиков отличалась возбужденным горячим колоритом, сильным контрастом цветовых пятен, преднамеренным отказом от точности и классической отточенности рисунка. Композиция часто хаотична, лишенная величавости и незыблемого спокойствия.

Почти полстолетия длилась борьба между классицистами и романтиками: Романтики упрекали классицистов в холодной рассудочности, в отсутствии движения, а классицисты укоряли романтиков, что они пишут «будто бешеной метлой». Это была борьба двух различных художественных мировоззрений.

Первым художником романтизма во Франции был Теодор Жерико. Это мастер героических монументальных полотен, который соединил в своем творчестве черты и классицизма, и романтизма, и, наконец, мощное реалистическое начало, оказавшее огромное влияние на искусство реализма середины 19-го века. Но при жизни он был оценен лишь немногими близкими друзьями.

Впервые в 1812 году Жерико заявляет о себе большим полотном «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». Картина имела успех, и Жерико получил за нее золотую медаль. Зато следующая большая картина — «Раненый кирасир» потерпело полную неудачу, ибо посчитала ее намеком на разгром Наполеона в России.

Всю жизнь Жерико имел страсть к лошадям, что нашло отражение в его картинах, где лошади изображались в различных сюжетах, в разных ситуациях.

В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием.

Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. Так, события, происшедшие с французским кораблем «Медуза» летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма.

Картину приняли сдержанно, страсти вокруг нее были чисто политические: одни видели в ней проявление художником гражданского мужества, другие — клевету на действительность.

Жерико уезжает в Англию и демонстрирует эту картину там, где она имела большой успех. По возвращении во Францию, художник писал трагические образы сумасшедших, людей с обостренной психикой.

Последние одиннадцать месяцев своей жизни Жерико уже смертельно болел: вследствии падения с лошади он был прикован к постели. Умер он в январе 1824 году.

Дерби в Эпсоме (1921)

Жерико Теодор Это последняя большая картина Жерико, наиболее простое и живописное его произведение. В нем художник создал любимый им образ летящих, как птицы над землей коней. Впечатление стремительности усиливается еще и определенным приемом: кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон — широко, обобщенно.

Мария Медичи в бою при Пон-де-Се

Жерико Теодор Французская королева с 1600 года, регент при несовершеннолетнем Людовике XIII. Не умея сама управлять сама страной, правил ею ее фаворит итальянец Кончино Кончини. Когда король после долгого правления Кончини приказал его убить, а свою мать изолировать под надзор в Блуа, она оттуда сбежала и организовала мятеж вооруженный против сына. Художник изобразил Марию Медичи в бою, на горячем коне, возбужденную, разгоряченную в пылу битвы.

Плот Медузы (1818-1819)

Жерико Теодор

Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. События, происшедшие с французским кораблем «Медуза» летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. Фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.

На двенадцатый день, когда плот был замечен, на борт брига «Аргус» подняли только 15 полумертвецов, остальные погибли от жажды, голода, болезней. Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.

В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку.

От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядевшему вдаль, и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.

Картина написана в суровой, даже мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зеленых пятен.И хотя точный рисунок, резкая светотень, скульптурность форм говорят о традициях классицизма,- выбор темы, раскрытой на бурном драматическом конфликте, изображение ситуации, доведенной до крайнего напряжения, -все это уже черты будущих романтических произведений.

Бег свободных лошадей в Риме (1817)

Жерико Теодор

Две почтовые лошади (1823)

Жерико Теодор

Конь во время грозы (1821)

Жерико Теодор

Конный рынок (1817)

Жерико Теодор

Кораблекрушение (1820)

Жерико Теодор

Офицер

Жерико Теодор

  • Офицер конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку (1812)
  • Печь для обжига извести (1822)
  • Портрет Альфреда и Элизабет де Дро (1816 — 1817)
  • Портрет Эжена Делакруа (1819)
  • Портрет Лауры де Бро (1820)

Сумасшедшая.Зависть. (1822)

  1. Пожилая итальянка
  2. Рабы, останавливающие лошадь (1817)
  3. Раненый кирасир (1814)
  4. Рыжий конь
  5. Серая в яблоках лошадь (1820)
  6. Конюшня
  7. Укрощение быков (1817)
  8. Жертва крушения (1819)

Источник: http://cvetamira.ru/zheriko-zhan-lui-andre-teodor-1791-1824

Романтизм в западноевропейской живописи 1820-х – 1830-х годов (презентация)

Жерико Теодор

  • СПб ГБ ПОУ «РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»
  • Романтизм в западноевропейской живописи 1820-х – 1830-х годов
  • Преподаватель по специальности: история искусств
  • Косяченко Наталья Сергеевна
  • 2016

Жерико Теодор

Романти́зм  (фр.  romantisme ) — идейное и художественное направление в европейской культуре конца 18 века — первой половины 19 века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных, зачастую бунтарских страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В 18 веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале 19 века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Художественный язык романтиков :

  • Возбужденный горячий колорит
  • Моделировка формы, построенная на контрасте цветовых пятен
  • Экспрессивный рисунок
  • Смелая, иногда хаотичная композиция

Жерико Теодор

Падение с лошади привело к преждевременной смерти художника. » width=»640″>

Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791 — 1824)

Образование Жерико получил у известных мастеров того времени – Верне и Герена.

С 1816 до 1817 года Жерико учился в Риме. По возвращению в Париж он представил свою знаменитую картину «Плот Медуза» (1819). В 1820 году картина Жерико была выставлена в Лондоне. Она была шумно встречена и получила одобрение публики.

За три года пребывания в Англии, Жерико написал несколько прекрасных полотен , в том числе знаменитую картину «Дерби в Эпсоме» (1823). Кроме того, он написал серию портретов душевнобольных (1822), из которых до нас дошла лишь половина.

Падение с лошади привело к преждевременной смерти художника.

Жерико Теодор

Теодор Жерико «Офицер конных егерей Императорской гвардии, идущий в атаку». 1812

Жерико Теодор

Теодор Жерико «Раненый кирасир, покидающий поля боя». 1814

В основе сюжета картины лежит реальное происшествие — крушение фрегата «Медуза», случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Наскочив на мель, корабль дал течь и было принято решение о строительстве плота. В итоге был построен плот длиной 20 и шириной 7 метров. 147 человек перешло на плот.

На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Выжившие разделились на противоборствующие группы — офицеры и пассажиры с одной стороны, и моряки и солдаты — с другой. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.

Во время шторма десятки людей погибло в борьбе за наиболее безопасное место в центре либо было смыто волной за борт. Провизия быстро иссякала. На четвертый день в живых осталось только 67 человек, многие из них начали практиковать каннибализм. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых.

Подробности плавания потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.

Теодор Жерико «Плот «Медузы». 1817

Жерико Теодор

Теодор Жерико. Подготовительные рисунки к картине «Плот «Медузы»

Жерико Теодор

Теодор Жерико. Фрагменты картины «Плот «Медузы»

Жерико Теодор

Теодор Жерико «Дерби в Эпсоме». 1823

Жерико Теодор

Теодор Жерико «Клептоман»

Теодор Жерико «Гиена Сальпетриера»

Жерико Теодор

Теодор Жерико «Умалишенный, воображающий себя полководцем»

Теодор Жерико «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм»

Теодор Жерико «Портрет Делакруа». 1819

Фердинанд Виктор

Эжен Делакруа (1798-1863)

Родился 26 апреля 1798 года в Сен-Морисе близ Парижа. Обучался в Школе изящных искусств в Париже. Дебютировал картиной «Данте и Вергилий» (1822).

В 1823 году художник обратился к теме борьбы греков против Турции. Результатом стала композиция «Резня на Хиосе» (1824). В 1827 году создает картину «Греция на развалинах Миссолунги».

Художник написал ряд произведений на исторические сюжеты: картины «Казнь дожа Марино Фальеро» (1826), «Смерть Сарданапала» (1827), иллюстрации к произведениям В.

Скотта; полотна «Битва при Пуатье» (1830), «Битва при Нанси» (1831), «Взятие крестоносцами Константинополя»(1840— 1841).

В конце 1820-х годов он создал ряд иллюстраций к трагедии И. В. Гёте «Фауст», а также картину «Фауст в своём кабинете» (1827).

Волнения в Париже летом 1830 года явились темой для написания, пожалуй, самого известного полотна Делакруа — «Свобода на баррикадах» («28 июля 1830»). Оно было выставлено уже через год после подавления парижского восстания — в Салоне 1831 года.

В следующем году художник уехал на Восток, жил в Марокко и Алжире. Восточные мотивы составили значительную часть творчества Делакруа. В 1834 году появились картины «Алжирские женщины», в 1854 — «Львиная охота в Марокко».

Умер 13 августа 1863 года в Париже.

Эжен Делакруа. Автопортрет. 1837

«Ладья Данте»  (известна также под названием «Данте и Вергилий в аду») — первая значительная картина, созданная художником Эженом Делакруа. Картина была написана в 1822 году к открытию Парижского салона и ныне выставлена в Лувре. Это гигантское полотно размером два на два с половиной метра было написано за два с половиной месяца.

Сюжет картины основан на восьмой песни Ада Данте: поэт и его проводник по Аду древнеримский поэт Вергилий пересекают реку Стикс на фоне пылающего Города мёртвых, из вод которой вздымаются души грешников. Публика встретила полотно шквалом критики и только Теодор Жерико и Антуан-Жан Гро приняли ее с восторгом.

Эжен Делакруа «Ладья Данте». 1822

Эжен Делакруа «Ладья Данте». Фрагменты

«Резня на Хиосе»   (1822) — вторая крупная работа Эжена Делакруа.

На полотне, высотой более 4 метров, изображены трагические события, произошедшие на Хиосе  во время греческой войны за независимость от Османской империи 1821—1830 годов.

11 апреля 1822 года вооруженные силы Османской империи учинили расправу  над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции.

Из 120 000 жителей острова около 115 тысяч были православными греками, остальные — католики, турки и евреи. По приказу турецкого паши убивали детей до 3 лет, мальчиков и мужчин старше 12 лет и женщин старше 40 лет. До 25 000 были убиты, около 45 тысяч проданы в рабство и около 23 тысяч бежали с острова. Оставшиеся жители были обращены в ислам.

Эжен Делакруа «Резня на Хиосе». 1822

Картина « Смерть Сарданапала » (1827) написана по мотивам легенды о ассирийском царе Сарданапале VII века до н. э., который вел беспутную жизнь в неге и роскоши.

Будучи осажденным в своей столице племенем мидян, он после двух лет осады решил не сдаваться врагам и уничтожить весь город со всеми его богатствами. Готовясь принять яд, Сарданапал приказал, чтобы его жены, слуги и сокровища были сожжены вместе с ним в огромном погребальном костре.

Эта же участь ждала его любимую наложницу Мирру, которой была оказана честь смешать свой пепел с его пеплом. Этот адский костер горел 15 дней. Впервые картина была выставлена в Салоне  в 1827 года и сразу же вызвала отрицательные отзывы критиков.

Её критиковали за царящий на переднем плане хаос и смаковании жестокости. Хотя при некоторой хаотичности композиции, свойственной романтический живописи, художнику удалось потрясти и взволновать зрителя .

Эжен Делакруа «Смерть Сарданапала». 1827

Эжен Делакруа «Тассо в доме сумасшедших». 1839

Следующий этап творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 года. Он воплощает революцию в аллегорическом образе « Свободы на баррикадах » (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 года»).

Женская фигура во фригийском колпаке и с трехцветным знаменем сквозь пороховой дым по трупам павших ведет за собой восставшую толпу.

Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов — гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других — с аллегорической фигурой Свободы. Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. Совершенно справедливо исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма.

Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах». 1830

Поездки в Марокко и Алжир в конце 1831 —в 1832 г.

, в экзотические страны обогатили палитру Делакруа и вызвали к жизни две его знаменитые картины: «Алжирские женщины в своих покоях» (1834) и «Еврейская свадьба в Марокко» (около 1841).

Колористический дар Делакруа проявляется здесь в полную силу. Цветом художник прежде всего создает определенное настроение. Марокканская тема будет еще долго занимать Делакруа.

Эжен Делакруа «Еврейская свадьба». 1841

Эжен Делакруа «Алжирские женщины в своих покоях». 1834

Эжен Делакруа «Портрет Паганини». 1831

Эжен Делакруа «Портрет Шопена». 1838

В поздние годы Делакруа исполняет несколько декоративных работ — купол библиотеки Люксембургского дворца (1845—1847) и галереи Аполлона в Лувре (1850—1851), а также капеллы Святых ангелов в соборе Сан Сюльпис (1849—1861).

Эжен Делакруа. Купол библиотеки Люксенбургского дворца. 1845-1847

Перечень использованной и рекомендованной литературы

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь в трех томах.

СПб.: Кольна, 1995-1997

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.

М.: Высшая школа, 2000

Dic.academic.ru

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/romantizm-v-zapadnoevropeyskoy-zhivopisi-1820-kh-1830-kh-godov-prezentatsiya.html

Выставка Теодора Жерико – мушкетера французского романтизма

Выставочный зал Франкфурта Ширн Кунстхалле (Schirn Kunsthalle) впервые представляет в Германии персональную выставку Теодора Жерико (1791-1824), французского живописца, основоположника романтизма во французской живописи.

Жерико Теодор

Теодор  Жерико, портрет, 1816

Романтизм, как художественное направление выдвигало на первый план индивидуальность, изображение сильных страстей и характеров. Развитие романтизма в живописи протекало в острых дискуссиях со сторонниками классицизма. Романтики укоряли их в отсутствии «движения жизни». Борьба длилась долго, почти полстолетия. Первым , кому удалось закрепить новое направление  живописи был Теодор Жерико.

Выставка называется «Жерико. Картины о жизни и смерти».  Служа королевским мушкетером художник очень близко соприкоснулся с гранью жизни и смерти.

Выставленные работы затрагивают две центральные темы живописца: физические страдания современного человека, представлены в натюрмортах с отрезанными конечностями  как путь от жизни к смерти и мучения духовные, и серия  портретов душевнобольных «Безумный», «Одержимый манией воровства».

В его картинах сложная гамма человеческих чувств. Новый взгляд художника  на повседневную жизнь придает частному событию глубокий смысл, носит отпечаток высокой гуманности мастера к сломленным, потерянным человеческим душам. Возвышенная грусть придает его картинам невероятную силу.

Выставка открыта до 26 января 2014 года.

Источник: Schirn.DE.

  • 1. Теодор Жерико,  «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж
  • Жерико Теодор
  • 2. Теодор Жерико, «Раненый кирасир», 1814 , Лувр, Париж
  • Жерико Теодор
  • 3. Теодор Жерико, «Плот Медузы», 1818-1819 , Лувр, Париж
  • Жерико Теодор
  • 4. Теодор Жерико, «Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр, Париж
  • Жерико Теодор
  • 5. Теодор Жерико, «Карнавал в Риме», 1817, Художественный музей Уолтерса, США
  • Жерико Теодор

Источник: https://eaculture.ru/sobitia/1135

Реферат: Теодор Жерико

  • Теодор Жерико
  • Краткая биография
  • жерико французский живописец

Теодор Жерико (Theodor Gericault) — французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи.

Драматично-напряженные произведения («Плот Медузы», 1818-19) отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени; бытовые сцены, пейзажи («Дебри в Эпсоме», 1821) повлияли на реалистов сер. 19 в.

Ученик в течение недолгого времени Карла Верне Основные работы

Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку

Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г.).

Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь кар тины, в сизо багровое пекло боя; даже зрители чувствуют себя солдатами, которых ведёт за собой Дьедонне. Лувр.

Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров.

Раненный кирасир. 1814. Париж. Лувр

Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, — Людовик XVIII.

Начались преследования сторонников Наполеона, но прежде всего бывших участников революции, республиканцев, всех противников старого порядка и аристократии.

В этих условиях в глазах передовых людей время Наполеона стало восприниматься в ореоле революционных традиций, как время, когда Франция начертала на своих победоносных знаменах — Свобода, Равенство и Братство.

Гнет реакции заставил забыть, что наполеоновские войны давно уже перестали быть революционными и превратились в захватнические, антинародные. Возвращение старого порядка на штыках реакционных монархов половины Европы было историческим возмездием за авантюристическую политику бонапартизма. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.

Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII.

Много позже, в преддверии революции 1848 года, историк Мишле, демократ и республиканец, писал об этой картине Жерико: «Он создал как бы эпитафию солдату 1814 года. На картине — спешившийся всадник, гигантского роста, и вместе с тем такой человечный и трогательный.? Это — солдат, но и вместе с тем — человек, ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его.

Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Ему не спастись… На заднем плане — черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти; утра не будет… И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается… чтобы умереть».

Романтически настроенный Мишле, пожалуй, несколько избыточно истолковал смысл картины. Но ее дух, характер ее вдохновения он уловил очень точно. Это действительно реквием целой эпохе в судьбе Франции, эпохе военных триумфов и тяжких поражений, конечный смысл которой определил тот же Мишле: «война и отсутствие всякой идеи».

Картина Жерико — одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Строгой размеренности и уравновешенной ясности классицистических полотен школы Давида здесь противопоставлено смелое нагнетание всех выразительных средств.

Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины.

Его высоко поднятой голове противопоставлено слабеющее тело кирасира, как бы скользящего вниз и бессильно опирающегося на ножны палаша.

Солдата еще не покинули силы, во взоре еще ощущается жар битвы. Холодный блеск шлема и кирасы, оранжевый на красной подкладке плащ, заставляющий вспомнить о Рубенсе, которого Жерико боготворил, весь блеск воинской амуниции, горделивый конь сообщают образу мужественную героичность.

Но доблестный воин показан художником не в победном триумфе, а на грани гибели. Может быть, Мишле напрасно увидел здесь человека, который находится перед лицом смерти. Слишком много в этом воине и его коне энергии и напряжения, чтобы зритель поверил в смертельную рану кирасира. Но тем не менее вся обстановка картины свидетельствует, что мы присутствуем при последнем акте драмы.

Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Далеко на горизонте пылает пожар битвы, и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.

Но, противоборствуя этому поникающему ритму, упругой дугой вверх изгибается тело кирасира и его правая рука, держащая под уздцы храпящую лошадь.

В центре полотна, где сталкиваются оба эти движения, самая светлая и самая интенсивная по цвету часть картины: здесь пылает красное пятно плаща, сумрачно поблескивает холодная сталь кирасы. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.

Действительно, это финал — еще героический, но уже предопределенный — не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.

Для Жерико эта картина была и автобиографичной. Она воплотила его глубокое душевное потрясение в пору крушения империи.

Оно, это потрясение, еще резче и мучительнее выразилось в его знаменитом «Плоте Медузы» и других драматических полотнах, в которых преломлялось его переживание трагедии народа.

Но, увы, гений Жерико угас, едва успев расцвести. Он умер от тяжелой болезни, едва достигнув 33 лет.

«Плот „Медузы» (фр. Le Radeau de la Méduse) -одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма.

В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус».

Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. «Плот „Медузы» стал последним из законченных произведений Жерико.

Когда Жерико выставил «Плот „Медузы» в Салоне

Дерби в Эпсоме [1821], Холст, масло. 92 х 122,5 Лувр, Париж.

В 1820 Жерико году уехал в Англию, где провел два года. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821).

Четыре лошади вихрем летят над полем скачек, их передние и задние ноги вытянуты параллельно земле. Создается впечатление необычайной стремительности, полета.

Лошади, жокеи выписаны с большой тщательностью, с некоторой неожиданной для Жерико сухостью. Наоборот, пейзаж — покрытая зеленой травой равнина с холмами на горизонте, облачное с просветами небо — написан широко, обобщенно.

Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами.

Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном, был повторяем несчетное количество раз, вызывая впечатление быстроты, полета.

Источник: http://dodiplom.ru/ready/89009

Основоположник романтизма во французской живописи ~ теодор жерико

Всего 32 года исполнилось «вечно юному романтику», как о нем написали в некрологе,знаменитому французскому художнику эпохи романтизма Теодору Жерико,трагически погибшему после падения с лошади.

Какая злая ирония судьбы! Ведь талантливый юноша, родившийся 26 сентября 1791 года, обожал лошадей, именно они являлись главной темой почти всех его произведений, именно они были второй его страстью после живописи.

Автопортрет

Обладавший блестящими задатками и уникальным живописным дарованием, Теодор по праву считается основоположником романтизма во французской живописи. Его воображение рождало образы огромной мощи. Его работы выделяются динамичностью композиции и колорита, контрастами светотени, необыкновенной экспрессией и чрезвычайной эмоциональностью образов.

Большинство произведений талантливого художника хранится в Париже, в Лувре. Однако некоторые из них иногда всплывают на аукционах и становятся предметом ожесточенной борьбы среди настоящих ценителей искусства. Сегодня мы представляем вашему вниманию небольшой обзор из самых известных работ безвременно ушедшего из жизни мастера живописи.

Посмотрим?

О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, — именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).

Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва.

Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Работа хранится в Лувре, в Париже.

Офицер конных егерей во время атаки

Уже через два года Теодор пишет продолжение, задуманное как парное к предыдущей картине. «Раненый кирасир» (1814 г.

) отражает весь трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике.

Вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, с трудом покидающий поле боя. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Картина хранится в Лувре, в Париже.

Раненый кирасир

Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г.г.), — этот шедевр Жерико создавал целый год.

Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Тогда лишь несколько человек смогли спастись на плоту…Резкое освещение сверху контрастно подчеркивает напряжение героев картины, страдающих безымянных людей.

Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»).

Композиция картины построена на двух пересекающихся диагоналях, которые делают акцент на стремлении людей туда, где виднеется спасительный корабль, и стихийном встречном движении ветра, который надувает парус и относит плот прочь. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника.

Плот «Медузы»

Картина «Скачки в Эпсоме» («Дерби в Эпсоме», 1821 г.) пронизана движением: фигуры лошадей, несущихся, едва касаясь земли, слились в одну стремительную линию.

Подвижно все, даже низкие облака и их тени, скользящие по влажному полю. Все контуры в пейзаже размыты, краски смазаны, — Жерико, как бывалый наездник, показывает нам мир таким, каким его видит жокей на мчащемся галопом коне.

Произведение находится в Лувре, в Париже.

Скачки в Эпсоме

Одной из последних работ художника была «Лошадь, терзаемая львом» (1822 г.). В предсмертном порыве отчаянно сопротивляющегося животного отчетливо просматривается душа Теодора, прикованного к постели и понимающего, что к прежней жизни он не вернется уже никогда. Разве мог он найти для воплощения самого себя иную оболочку?

Лошадь, терзаемая львом

В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г.), — один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. Жуткая картина полностью раскрывает страшную правду, она ужасна, но и великолепна в своей реалистичности.

Портрет сумасшедшей

Именно в последние годы жизни, когда ему так нужна была поддержка, от беспомощного Теодора, мужественно продолжавшего рисовать, отвернулись все его друзья, приверженцы и поклонники, так и не осознав страшного переворота, происходящего в душе художника.

Несколько сложнейших операций, которые он перенес, так и не помогли ему встать на ноги. Жизнь прикованного к постели оказалась невозможной для привыкшего слушать свист ветра в ушах Теодора Жерико, больше всего любившего рисовать и скакать на лошадях.

32-летний юноша был погребен как самый бедный человек во Франции, непризнанный и забытый…

Источник: https://kovlam.livejournal.com/2443312.html

Сочинение: Теодор Жерико (1791-1824) французский живописец и график

Теодор Жерико (1791-1824)французский живописец и график

Одним из первых французских художников-романтиков был Теодор Жерико. Он являлся основоположником романтизма во французской живописи.

Большинство современников поняли его великую роль, когда он был уже мертв. И термин “романтизм ” впервые появился в некрологе, посвященному Теодору Жерико.

Манифестом нового искусства было семиметровое полотно “Плот “Медузы” — трагический репортаж о кораблекрушении фрегата “Медуза”. О гибели, постигшей в Атлантике его экипаж. Художник писал полотно в течении двух лет: с 1818 по 1819 год.

Конкретная, злободневная ситуация получает совершенное, пластическое выражение.

“Это сама Франция, это наше общество погружено на плот “Медузы”, — писал историк Мишле.

Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. “Опасным бунтарем” величали они молодого живописца. Как всякому мастеру, открывающему новые пути в искусстве, Жерико довелось узнать трагедию непризнания и непонимания современников.

Светское общество и буржуа Парижа не могли простить молодому живописцу героические образы, созданные им: слишком ярко они напоминали этой эгоистической публике о ее недостатках, и поэтому ее гораздо более устраивало льстивое искусство Салона — банальное, заглаженное, далекое от современности.

Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих, и они обрушили на мастера лавину невзгод. Достаточно упомянуть, что при жизни художника ни одна его картина не была приобретена государством.

Несчастья, будто сговорившись, обрушились на художника. Непризнание, бедность и, наконец, недуг, обрекший живописца на полную неподвижность, казалось, были призваны сломить мятежный дух мастера. Но Жерико не сдавался. Превозмогая страдания, наперекор всему он рисовал и записывал в дневник мысли, не дававшие ему покоя.

“Я считаю постыдным усилия некоторых людей, — писал смертельно больной Жерико, — изощряющихся в том, чтобы даже наши недостатки выдать за достоинства.

Будем же поощрять наши истинные таланты — и у нас не возникнет надобности ублажать посредственность, которая как бы в силу самого своего количества надеется стать ведущей силой своей отчизны… Мне кажется, я уже слышу крики и протесты толпы людей, трепещущих, что я причиню вред их мелким интересам”.

Живая античность в первозданной свежести глядит на нас с маленькой картины “Бег свободных лошадей”. Юные атлеты, сдерживающие на всем скаку коня, написаны с поразительной, микеланджеловской мощью.

Но главное — экспрессия в решении движения. Весь холст словно пронизан энергией: ветер гонит по небу облака и заставляет трепетать одежды людей.

Солнце, начертав резкие тени, превращает всю группу в скульптуру, полную динамики.

Это полотно прекрасно по ритму и сотворено столь по — сегодняшнему, что не веришь в его возраст. А ведь шедевр создан полтора века назад, когда в живописи царили сухой классицизм и академическая рутина.

Наряду со знаменитым “Плотом “Медузы” большую известность приобрело также полотно “Дерби в Эпсоме” (1821).

Как мало мы знаем о трагической судьбе этого мастера, создавшего шедевр “Плот “Медузы”, художника, открывшего новою страницу в живописи!

Отгрохотала канонада наполеоновских баталий начала XIX века, и над поверженной Францией воцарилась недобрая тишина. Наступила реакция. Катастрофа, постигшая страну, внесла смятение в сердца людей. Ненависть к прошедшему, недоверие к будущему, ощущение несовершенства мира — все это рождало отчаяние, требовало ответа.

За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Теодор Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне. Он лежал подобно мумии, страшный своей худобой, и, тем не менее продолжал работать над эскизами к своему очередному полотну. Дюма был потрясен.

Таков был неистовый романтик.

В одной из своих заметок он говорил: “Человек подлинного призвания не боится препятствий, чувствуя в себе силы их преодолеть, — они даже подобно дополнительному двигателю… часто становятся причиной самых удивительных произведений.

Именно к этим людям должна быть устремлена забота просвещенного правительства; только поощряя их и используя их способности, можно утвердить славу нации — это они оживят эпоху…” Вскоре Теодора Жерико не стало.

Он умер 26 января 1824 года и был погребен как самый бедный человек во Франции, непризнанный и забытый. Ему было всего тридцать два года.

Борьбу Теодора Жерико с рутиной продолжил юный друг художника — Эжен Делакруа. 27 января 1824 года, день спустя после гибели товарища, он записал в дневнике: “Бедный Жерико, я часто буду думать о тебе! Мне кажется, твоя душа будет витать иногда около моей работы”.

В искусстве трещали устаревшие каноны. Рамки классицизма никак не могли вместить событий, потрясших Европу. В борьбе страстей родилось новое искусство — романтизм, призванный отразить всю сложность трудного времени.

Список литературы

Долгополов И. Рассказы о художниках. Том 1. Изобразительное искусство. М., 1982.

Советский энциклопедический словарь. Советская энциклопедия. М., 1986.

Источник: https://ronl.org/sochineniya/kultura-i-iskusstvo/122565/

Доклад: Теодор Жерико (1791-1824) французский живописец и график

Одним из первых французских художников-романтиков был Теодор Жерико. Он являлся основоположником романтизма во французской живописи.

Большинство современников поняли его великую роль, когда он был уже мертв. И термин “романтизм ” впервые появился в некрологе, посвященному Теодору Жерико.

Манифестом нового искусства было семиметровое полотно “Плот “Медузы” — трагический репортаж о кораблекрушении фрегата “Медуза”. О гибели, постигшей в Атлантике его экипаж. Художник писал полотно в течении двух лет: с 1818 по 1819 год.

Конкретная, злободневная ситуация получает совершенное, пластическое выражение.

“Это сама Франция, это наше общество погружено на плот “Медузы” , — писал историк Мишле.

Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. “Опасным бунтарем” величали они молодого живописца. Как всякому мастеру, открывающему новые пути в искусстве, Жерико довелось узнать трагедию непризнания и непонимания современников.

Светское общество и буржуа Парижа не могли простить молодому живописцу героические образы, созданные им: слишком ярко они напоминали этой эгоистической публике о ее недостатках, и поэтому ее гораздо более устраивало льстивое искусство Салона — банальное, заглаженное, далекое от современности.

Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих, и они обрушили на мастера лавину невзгод. Достаточно упомянуть, что при жизни художника ни одна его картина не была приобретена государством.

Несчастья, будто сговорившись, обрушились на художника. Непризнание, бедность и, наконец, недуг, обрекший живописца на полную неподвижность, казалось, были призваны сломить мятежный дух мастера. Но Жерико не сдавался. Превозмогая страдания, наперекор всему он рисовал и записывал в дневник мысли, не дававшие ему покоя.

“Я считаю постыдным усилия некоторых людей, — писал смертельно больной Жерико, — изощряющихся в том, чтобы даже наши недостатки выдать за достоинства.

Будем же поощрять наши истинные таланты — и у нас не возникнет надобности ублажать посредственность, которая как бы в силу самого своего количества надеется стать ведущей силой своей отчизны…

Мне кажется, я уже слышу крики и протесты толпы людей, трепещущих, что я причиню вред их мелким интересам”.

Живая античность в первозданной свежести глядит на нас с маленькой картины “Бег свободных лошадей” . Юные атлеты, сдерживающие на всем скаку коня, написаны с поразительной, микеланджеловской мощью.

Но главное — экспрессия в решении движения. Весь холст словно пронизан энергией: ветер гонит по небу облака и заставляет трепетать одежды людей.

Солнце, начертав резкие тени, превращает всю группу в скульптуру, полную динамики.

Это полотно прекрасно по ритму и сотворено столь по — сегодняшнему, что не веришь в его возраст. А ведь шедевр создан полтора века назад, когда в живописи царили сухой классицизм и академическая рутина.

Наряду со знаменитым “Плотом “Медузы” большую известность приобрело также полотно “Дерби в Эпсоме” (1821).

Как мало мы знаем о трагической судьбе этого мастера, создавшего шедевр “Плот “Медузы”, художника, открывшего новою страницу в живописи!

Отгрохотала канонада наполеоновских баталий начала XIX века, и над поверженной Францией воцарилась недобрая тишина. Наступила реакция. Катастрофа, постигшая страну, внесла смятение в сердца людей. Ненависть к прошедшему, недоверие к будущему, ощущение несовершенства мира — все это рождало отчаяние, требовало ответа.

За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Теодор Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне. Он лежал подобно мумии, страшный своей худобой, и, тем не менее продолжал работать над эскизами к своему очередному полотну. Дюма был потрясен.

Таков был неистовый романтик. В одной из своих заметок он говорил: “Человек подлинного призвания не боится препятствий, чувствуя в себе силы их преодолеть, — они даже подобно дополнительному двигателю …

часто становятся причиной самых удивительных произведений. Именно к этим людям должна быть устремлена забота просвещенного правительства; только поощряя их и используя их способности, можно утвердить славу нации — это они оживят эпоху…

” Вскоре Теодора Жерико не стало.

Он умер 26 января 1824 года и был погребен как самый бедный человек во Франции, непризнанный и забытый. Ему было всего тридцать два года.

Борьбу Теодора Жерико с рутиной продолжил юный друг художника — Эжен Делакруа. 27 января 1824 года, день спустя после гибели товарища, он записал в дневнике: “Бедный Жерико, я часто буду думать о тебе! Мне кажется, твоя душа будет витать иногда около моей работы”.

В искусстве трещали устаревшие каноны. Рамки классицизма никак не могли вместить событий, потрясших Европу. В борьбе страстей родилось новое искусство — романтизм, призванный отразить всю сложность трудного времени.

Список литературы

Долгополов И. Рассказы о художниках. Том 1. Изобразительное искусство. М., 1982.

Советский энциклопедический словарь. Советская энциклопедия. М., 1986.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-doklad-teodor-zheriko-1791-1824-frantsuzskii-zhivopisets-i-grafik.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector