Грабарь Игорь Эммануилович — (25. 3. 1871, Будапешт, — 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений «Mup искусства» и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля («Дама с собакой», 1899, Третьяковская галерея). В 1901-08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма («Сентябрьский снег», 1903, «Белая зима. Грачиные гнёзда», 1904, «Февральская лазурь», 1904, «Мартовский снег», 1904, — все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму («Хризантемы», 1905, «Неприбранный стол», 1907, — обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов «День инея», 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта». В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий «Захарьино») под Москвой.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Абрамцево. Плетень 1944г | Автопортрет в шляпе 1921г | Автопортрет в шубе 1947г | Балюстрада 1901г Нижнетагильскийхудожественныймузей ИЗО | Банка с вареньем и яблоки 1904г | Белая зима. Грачиные гнезда1904г |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Берёзовая аллея 1940г | В гололедицу 1908г | В саду. Грядка дельфиниумов1947г | В.И.Ленин у прямого провода 1927-1933г | Васильки. Групповой портрет 1914г | Ветка яблони 1958г |
Вешний поток 1904г | Въезд в усадьбу 1922г | Груши на зеленой драпировке1922г | Груши на синей скатерти 1915гРусский Музей | Дама с собакой 1899г | Девушка в русском платке |
Дельфиниум 1908г | Дельфиниумы 1944г | Дубки 1923г | За самоваром 1905г | За чтением. Портрет В.М.Грабарь, жены художника1928г | Зима 1906г |
Зимнее утро 1907г | Зимний вечер1903г | Зимний пейзаж 1954г | Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника1934г 48х62см т | Золотые листья 1901г | Иней 1904г |
Иней 1905г | Иней 1908г | Иней 1919г | Иней. Восход солнца 1941г | Красные яблоки на синей скатерти 1920г | Крыши под снегом 1889г |
Луч солнца 1901г | Лучезарное утро 1922г | Майский вечер 1905г | Мартовский снег 1904г | Морозное утро. Розовые лучи1906г | Московский дворик 1930г |
На озере 1926г | Натюрморт 1904г | Неприбранный стол 1907г | Новая дача 1903г | Няня с ребенком 1892г | Осень. Рябина и березы 1924г |
Павильон в Кузьминках 1904г | Под березами 1904г | Под березами, 1904г | Портет композитора С.С.Прокофьева за работой над оперой Война и мир 1941г | Портрет академика Алексея Николаевича Баха 1939г | Портрет академика В.П.Волгина1946г |
Портрет академика Н.Д.Зелинского 1935г | Портрет академика Сергея Алексеевича Чаплыгина1935г | Портрет В.Г.Дуловой1935г | Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника 1931г | Портрет Е.Г.Никулиной-Волконской 1935г | Портрет К.И.Чуковского 1935г |
Портрет композитора С.С.Прокофьева 1934г | Портрет М.И.Грабаря, сына художника1935г | Портрет Н.П.Горбунова1927г | Портрет народного артиста А.Б.Гольденвейзера1940г | Портрет художника, музейного деятеля П.И.Нерадовского1946г | Портрет Э.И.Грабаря, отца художника 1895г |
Последний снег 1931г | Послеобеденный чай 1904г | Проходной двор в Замоскворечье. Серый день1941г | Разгар осени 1921г | Разъяснивается 1928г | Рябинка 1915г |
Рябинка 1915г | Рябины 1924г | Светлана 1933г | Сентябрьский снег 1903г | Сийский монастырь 1920г | Сирень и незабудки 1905г |
Сказка инея и восходящего солнца1901г | Снежные сугробы 1904г | Солнце поднимается 1941г | Старый сарай в морозный день 1933г | Толстые женщины. Гротеск1904г | Туркестанские яблоки 1920г |
Угасающий день 1904г | Уголок уходящей Москвы1930г | Утренний чай. В аллее 1917г | Утренний чай. Подснежники 1954г | Февральская лазурь 1904г | Флора 1934г |
Хризантемы 1905г | Цветы и фрукты на рояле1904г | Яблоки 1905г | Яблоки и астры 1926г | Ямщик 1904г | Ясный осенний вечер 1923г |
С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале «Мир искусства»). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная «История русского искусства» (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Г.
сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г.
создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г.
стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г.
— реставратора и учёного — связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г.
советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы («Ясный осенний вечер», 1923, «Зимний солнечный день», 1941, — обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С.
С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир», 1941, — оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево»). Выполнил также историко-революционные картины «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина» (1938; обе — в Центральном музее В. И.
Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. — редактор и один из авторов «Истории русского искусства» (т. 1-13, 1953-69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Источник: http://pavlishak.ru/grabar_igor.html
Художник Игорь Грабарь | МУЗА НАШЕГО ДВОРА
Маритта Кесич
14 сентября, 3:34
Сирень и незабудки
Игорь Эммануилович Грабарь – крупнейший русский импрессионист, автор множества классических произведений, оказавший существенное влияние на развитие этого течения.
Грабарь — мастер натюрморта, пейзажа, портрета. Наряду с Константином Коровиным он был наиболее ярким представителем русского импрессионизма.
Но, в отличие от Коровина, в поисках оригинальных живописных приемов он обратился к дивизионизму, то есть технике чистого раздельного мазка.
В овладении данной техникой ему многое подсказало обучение в студии А.
Ашбе в Мюнхене, который упорно рекомендовал своим ученикам не смешивать краски на палитре, а накладывать их раздельно на холсте и объяснял суть этого метода с точки зрения оптического восприятия краски.
Наделенный тонким чувством цвета, Грабарь тщательно прослеживает богатейшую гамму взаимопроникающих рефлексов. Все изображенное на его холстах как бы соткано из многочисленных оттенков, создающих ощущение обилия света, солнца, воздуха.
Художник пишет фактурно, раздельными мазками, которые в своей совокупности дают живую игру форм, а также цветных теней и света. И картины обретает своеобразную светоносность.
Свежестью, радостью, бодростью, летним благоуханием веет от его цветочных натюрмортов и пейзажей.
В конце 1903 года произошло важное событие для Грабаря: он познакомился с живописцем и предпринимателем Н. В.
Мещериным, сыном основателя Даниловской мануфактуры, и был приглашен в имение Дугино, которое находилось к югу от Москвы, в красивейшем месте на реке Пахра.
В этих местах Игорь Грабарь провел более десяти лет и написал все свои шедевры 1900-х. Здесь же, в Дугино, были созданы и первые натюрморты, сразу принесшие признание мастеру.
В Дугино не могли не появиться натюрморты с цветами Грабаря – Мещерины любили цветы, покупали их охапками у деревенских детей, выращивали в собственной оранжерее и привозили из Москвы. Используя импрессионистические приемы, художник создал в своих натюрмортах и пейзажах поэтическую гармонию цвета, света, солнца, радости и красоты.
Дельфиниумы
Дельфиниум
В саду. Грядка дельфиниумов
В утренней росе
Цветы на подоконнике
Сирень и незабудки
Васильки. Групповой портрет
Утренний чай (В аллее)
- Неприбранный стол
- Розы на окне
- Розы
- Букет клевера на окне
- Утренний чай. Подснежники
- Натюрморт
- Натюрморт
- Груши на синей скатерти
- Яблоки. Алма-Ата
- Яблоки
- Голубая скатерть
- Груши на зелёной драпировке
- Яблоки и астры
- Хризантемы
- Источники:
https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/grabar_igor_emmanuilovich/index.php
https://vk.com/album-61546782_214400815
Источник: https://maxpark.com/community/3610/content/6874236
Читать онлайн Игорь Грабарь страница 6. Большая и бесплатная библиотека
Утренний чай (В аллее). 1917
Национальный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Еще в школе Ашбе Грабарь начал ставить себе строгие натурные задачи, пытаясь достичь конечной объективности во взаимоотношениях художника с натурой. Одним из направлений в этой работе стали натюрморты, в которых изображение доводилось до иллюзорности. Начиная от простых ко все более сложным, эксперименты с натюрмортной иллюзорностью должны были обозначить границу живописного и реального.
В Дугине натюрморт стал для Грабаря важным упражнением для руки и глаза, подобно гаммам для пианиста. Среди первых удачных дугинских натюрмортов был этюд Банка с вареньем и яблоки (1904), в котором запечатлена своеобразная манера художника и его отношение к тому, что носит название «мертвая натура».
Прижавшись друг к другу, стоят и лежат на столе предметы. Их тесная группа при всей натюрмортной неподвижности словно несется в вихре однонаправленных мазков.
Послеобеденный чай. 1904
Ивановский художественный музей
Слитность предметов, отсутствие пространства между ними усиливают впечатление движения. Во главе этой семейки предметов — банка с вареньем; она концентрирует свет в картине благодаря прозрачности стекла и волшебному цвету ее содержимого.
Живописные рефлексы, словно перебегающие с предмета на предмет тени, вихрящаяся вокруг яблок бумажная обертка, взлетающие как под дуновением ветерка края бумажных крышек — все подчинено идее и форме импрессионистического «потока жизни», еще более выигрывающего от контраста смыслов: «мертвая натура» предстает более живой, чем ее принято видеть и изображать.
Большинство натюрмортов Грабаря 1900-1910-х годов — цветочные. Это связано с тем, что цветы были в дугинском доме круглый год: либо полевые, либо оранжерейные. Красота цветовых сочетаний, разнообразная фактура растений давали чистую и радостную живописную задачу, увлеченно разрешаемую свободной кистью.
Как и в пейзажах этого времени, в натюрмортах Грабаря воплощен «чистокровный» импрессионизм — это Сирень и незабудки, Хризантемы (обе — 1905). О картине Сирень и незабудки Грабарь писал: «Я увидал на рояле корзину, …плотно наполненную незабудками, походившими на какую-то плюшевую, дивного бирюзового цвета материю.
Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать…»[ И.Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 210.] Натюрморт имел огромный успех у всех, кто его видел.
Но сам художник знал о нем больше, чем зрители, — ему самому картина «показалась скучной и суховатой по выполнению, а главное слишком механической в своем дивизионизме, лишенной того живописного нерва, который один вносит в художественное произведение подлинно животворящее начало.
Правда, я отдавал себе отчет в том, что нельзя передать целую копну таких миниатюрных цветов, как незабудка, в которых переливаются голубые, синие, сиреневые, розовые, зеленые и желтые краски, одним обобщающим тоном; сама фактура цветка диктовала фактуру живописи, но все же в результате получилась иллюзорность не чисто живописного порядка, а порядка фотографического, мне всегда ненавистного»[ Там же.]. Недовольный картиной, Грабарь дал себе слово написать еще множество натюрмортов, «чтобы выправить кривую этой натюрмортной эволюции»[ Там же, с. 211.].
Дельфиниум. 1908
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- Цветы и фрукты на рояле. 1904
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- Как видим, художник был аналитичен и строг по отношению к своим импрессионистическим поискам, он был увлечен не самим методом, а все более точными подходами к натуре.
«Чайные» натюрморты после Константина Коровина на рубеже веков стали популярны среди московских живописцев. Грабарь внес в этот жанр много изысканных решений — и колористических, и композиционных.
Послеобеденный чай и Утренний чай, большая картина, находящаяся в Национальной галерее в Риме (обе — 1904), стали первыми в ряду подобных работ. Картина За самоваром (1905) была написана в тот час, когда дневной свет переходит в голубые сумерки.
Это предвечернее освещение дало особую жизнь живописным эффектам — тлеющему огоньку самовара, блеску его металлической поверхности, игре голубых рефлексов в хрустальном стекле.
Да и девушка, сидящая с чашкой у самовара, включена в эту живописную стихию — последний луч света позолотил ее волосы и щеку. Здесь мы впервые видим будущую жену художника и героиню многих его портретов, старшую дочь художника Михаила Микешина Валю.
Неприбранный стол. 1907
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Соединение «цветочного» и «чайного» натюрмортов со всеми их фактурными, цветовыми и световыми особенностями произошло в картине Хризантемы (1905).
«Я давно уже подбирался к хризантемам, и хорошие экземпляры этого цветка ускорили появление картины», — писал Грабарь[1 И.Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 212.].
Действительно, на полотне изображены роскошные золотые цветы, специально выбранные у известного московского торговца Ноева.
В картине царит свет, по-разному воплощенный в каждом предмете, — в хрустале, от которого остались только грани, в мощно отражающих свет фарфоровых тарелках, в трепещущих в световом потоке лепестках цветов и в почти растворившейся в рефлексах скатерти, на которой разыгрывается весь этот праздник. За эту картину Грабарь получил от коллекционера Владимира Гиршмана такую сумму, какой еще не получал за свои произведения.
Рябинка. Этюд. 1915
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Осень. Рябина и березы. 1924
Нижегородский художественный музей
Декоративные поиски, которые Грабарь вел в пейзаже, продолжались и в натюрмортах — стремление к общему цветовому тону, к выражению красочной природы изображаемого мотива. Так, более декоративным выглядит Неприбранный стол (1907) с более «плотной» характеристикой предметов, с их контрастными фактурами и окрасками, с декоративным фоном.
Но «от дивизионизма не легко было отойти», признавался художник. Его по-прежнему сильно привлекали мотивы, самой своей формой требовавшие применения раздельных мазков и разложения цвета — флоксы в утренней росе, цветы дельфиниума, изображение захода солнца, расплескивающего свет по всей многообразной фактуре видимого мира. Это был, по словам Грабаря, «махровый дивизионизм в самой натуре».
Он попытался изменить построение натюрмортов, отказаться от излюбленных мотивов. Теперь он писал натюрморты с фруктами, глядя на них сверху вниз, исключив из композиции пространство.
В натюрморте На голубом узоре (1907) Игорь Грабарь достиг откровенной декоративности построения: фон — узорная скатерть — создает предельно плоскостную основу для блюда с яблоками, которое словно повисает на холсте. Влияние Сезанна сказалось в этих поисках, которые Грабарь считал очень важными для себя.
Таким образом через натюрморты прошло испытание всех его художественных приемов от иллюзорности через импрессионистические эффекты к декоративной плоскостности и обобщенности.
Грабарь полагал, что это путь «к каким-то иным берегам, более заманчивым, чем все, к которым причаливал до тех пор мой живописный корабль, если бы я мог сбросить с себя архивы, истории, исследования, весь организационный дурман, забивавший голову и отводивший от живописи. Но что-нибудь одно: либо искусство, либо наука об искусстве…»[ И.Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 220.]
Грабарь начинал ощущать, что его научная и литературная работа препятствуют занятиям живописью.
Особенно это обстоятельство проявилось начиная с 1907-1908 годов, когда Грабарь много времени отдавал работе в архивах для журнала Старые годы. За этим последовала работа над Историей русского искусства для издательства Иосифа Кнебеля.
Последней крупной экспозицией живописных работ Грабаря стала выставка Союза русских художников 1908-1909 годов: здесь были показаны Неприбранный стол, Иней, Дельфиниум, Сказка инея и восходящего солнца, Березовая роща и другие картины.
После этого Грабарь вышел из Союза в связи с расколом, происшедшим в этом объединении.
В это время его известность как художника была уже велика — в 1909 году в Италии вышла монография о нем, автором которой был известный искусствовед Витторио Пика.
Источник: https://dom-knig.com/read_181258-6
Описание картины Игоря Грабаря «Сентябрьский снег»
«Проснувшись как-то утром и взглянув в окно, я к удивлению увидел, что выпал снег: весь сад был в снегу, снегом была засыпана колонная терраса. Зрелище снега с ярко-желтой листвой было столь неожиданно и в то же время прекрасно, что я немедленно устроился на террасе…»
В течение трех дней была написана картина «Сентябрьский снег» — работа зрелого художника, убежденного в своей эстетической концепции. Грабарь использовал найденное им ранее образное сочетание архитектуры и пейзажа.
Спокойный прямоугольный формат холста открывает сильно выраженное движение. Ряд колонн справа, «язык» дощатого пола и ряд окон слева, доски потолка вверху — все устремлено в глубь картины.
Перила, преграждающие взгляд, только подчеркивают это движение.
В стройности и зрелищности композиции разумная доля импрессионизма сочетается с четким членением объемов, в котором ощущается взгляд Грабаря-архитектора.
Мощное тело деревянных колонн выглядит поразительно живым — их прочная устойчивая форма, оказывается, решена полупрозрачными трепещущими мазками жемчужно-серого тона; подлинно импрессионистичны рыжие кроны деревьев — собственно, то, что заставляет вспомнить о сентябре, когда на переднем плане картины уже будто бы царит зима. Этот сентябрьский огонь так точно согласован с се ребристым цветом дерева и белизной пушистого снега, что картина не могла не стать художественным событием, не вызвать одобрения зрителей и критики. Красота композиции и колорита сочетается с красотой мазковой фактуры, нежно передающей материальные свойства изображаемых объектов.
«Окончив ее, я ясно почувствовал, что сделал какой-то значительный шаг вперед по сравнению с этюдами Нары, что здесь лучше передан материал, но в то же время и больше поэзии, без которой пейзаж есть только протокол». «Сентябрьский снег» подготовил появление замечательных живописных работ Грабаря в следующем, 1904 году и в целом в ближайшее десятилетие.
- Год написания картины: 1903.
- Размеры картины: 79 x 89 см.
- Материал: холст.
- Техника написания: масло.
- Жанр: пейзаж.
- Стиль: импрессионизм.
- Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Источник: https://opisanie-kartin.ru/grabar-igor/sentyabrskij-sneg/
Чаурина Роза | "Февральская лазурь". Работа по картине И. Э. Грабаря | Журнал «Искусство» № 24/2006
|
…Расцвечена летучей, быстрой кистью, Колышет осень серебро и медь, Вздыхают элегические листья,
И весь пейзаж вот-вот готов запеть.
Еще в венчальном золоте березки, Но вьется снег, им косы серебря… Они стоят, — мечтательны, неброски,
Как краски на полотнах Грабаря.
Найдите в отрывках из стихотворения ответы на следующие вопросы.
1. С картинами какого художника автор сравнивает пейзаж России?
(С картинами И.Э. Грабаря)
2. К числу каких художников относится И.Э. Грабарь: баталистов1, портретистов, анималистов2, пейзажистов3, маринистов4?
(Пейзажистов)
3.
О каком дереве — символе России говорится в стихотворении?
(О березе)
О влюбленности художника в родную природу свидетельствуют его картины. И.Э. Грабарь был поэтом русской природы. Назовем лишь некоторые из его работ:
«Февральская лазурь», «Луч солнца», «Сентябрьский снег», «Белая зима» («Грачиные гнезда»), «Под березами», «Ясный осенний вечер», «Вешний поток», «Мартовский снег», «Снежные сугробы», «Иней», «Сказка инея и восходящего солнца», «Иней при заходе солнца», «Зимний пейзаж», «Разъ яснивается», «Рябинка», «Дельфиниум в саду», «Хризантемы», «Сирень и незабудки».
Художник продолжил и развил лучшие традиции русской пейзажной живописи, традиции Левитана, Серова, Коровина… Он обогатил свою палитру цветовыми и световоздушными достижениями искусства французских импрессионистов. И еще что очень важно — его картины способствовали дальнейшему развитию пейзажного жанра.
Грачиные гнезда. 1904. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Скажите, пожалуйста, что такое пейзаж?
1. Вид какой-либо местности (подмосковный пейзаж, волжский пейзаж).
2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид (в Третьяковской галерее, к примеру, можно увидеть множество великолепных пейзажей, созданных различными художниками).
3.
Описание природы в литературном произведении.
Пейзаж… Природа… Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом.
Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.
Не надо думать, что природа — это нечто неподвижное и молчаливое. Ведь неслучайно поэт Федор Тютчев писал:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
А вы согласны с поэтом? Ответ аргументируйте.
Любимый мотив Игоря Грабаря — береза. Мастер пейзажа не переставал восторгаться этим дивом: «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал».
Если вы посмотрите на картины художника, где изображены березы, то сразу поймете, что он хотел сказать (не словами, а красками!). А сказать он хотел то же, что и поэт Александр Прокофьев в одном их своих стихотворений.
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застежками,
С зелеными сережками…
Самой известной картиной Грабаря является «Февральская лазурь» (1904). Вот что рассказывал об истории создания этого полотна сам художник: «В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу.
Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять.
Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба…»
Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на березу «снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворенный природой, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок».
Иней. 1906. Художественный музей, Ярославль
«Февральская лазурь» поражает силой и чистотой цвета. Плотными мазками написан хоровод огромных белоствольных берез на переднем плане.
Какое дерево зимой сравнится по красоте с березой, когда она стоит, украшенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она похожа на громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе.
Лазорево-синее небо, прописанное тончайшими лессировками4, уходит в бескрайнюю высь. Мастерское использование живописной фактуры5 увеличивает глубину пространства, наполненного светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев.
Февраль — это такое время в природе, когда солнце пошло на лето, а зима — на мороз. Вот уж действительно праздник лазоревого неба и жемчужных берез!
- Картина воспринимается зрителем как торжественный гимн во славу природы.
- Домашнее задание
- Ответьте на вопросы.
1. Когда-то И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось? (Да, его мечта осуществилась. «Февральская лазурь» завораживает: на нее хочется смотреть и смотреть. Зимний пейзаж прекрасен.) 2. Почему картина названа «Февральская лазурь», хотя в центре — береза, и она очень хороша?
(Название «Февральская лазурь» картина получила потому, что на ней изображен прекрасный солнечный февральский день с ослепляющей голубизной неба, белоствольной красавицей березой и сиреневым снегом. Все это представляет собой единое целое, радостное и праздничное по настроению.)
3.
Что на картине и о чем эта картина? (На картине зимний пейзаж в характерных бело-голубых тонах: лазоревом (лазурном, светло-синем), жемчужном (белом или желто-белом, как жемчуг), сапфировом (синем или голубом, зеленовато-синем). Сочетаясь, эти тона создают настроение праздника, который увидел художник в природе и передал на полотне. Передал не равнодушно, а с любовью. С восхищением ее красотой.)
Литература
- Азаркович В.Г., Егорова Н.В. Игорь Грабарь. — Л.: Аврора, 1974.
- Грабарь И.Э. Моя жизнь // Автобиография. — М.–Л.: Искусство, 1937.
- Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. — М.: Наука, 1966.
- Кузнецова Э.В. Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) — художник и общественный деятель / В кн.: В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова. Беседы о советских художниках. — М.–Л.: Просвещение, 1964. С. 86–89.
- Нестерова Н.Н. И.Э. Грабарь. — М.: Изд-во АН СССР, 1951.
- Победова О.И. Грабарь И.Э. — М.: Советский художник, 1964.
- Стешенко Л.А., Тепферов В.Д. О памятниках истории и культуры. — М.: Юридическая литература, 1977.
Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Страницы биографии художника
Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 г. в Будапеште в семье юриста. Уже с раннего детства он ощущал огромную тягу к живописи. Одно из самых ярких потрясений детства мальчик пережил, попав однажды в мастерскую художника.
Позднее живописец вспоминал: «В руке он держал палитру с ярко горевшими на ней свежевыдавленными красками, на табурете лежал ящик, наполненный блестящими серебряными тюбиками с настоящими масляными красками. Он при мне выдавил несколько красок.
Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный чудесный запах свежей краски». Любовь к краскам как к живому одухотворенному существу осталась у Грабаря на всю жизнь.
В 1876 г. семья переехала в Россию. После окончания юридического и историко-филологического факультетов Петербургского университета Игорь Грабарь поступил в Академию художеств (1894). Учился у И.Е. Репина, П.П. Чистякова, А.И. Куинджи…
Творческий путь И.Э. Грабаря был многотруден и сложен. Успешно владеющий кистью, он вдруг решает ехать учиться за границу: сначала в Мюнхен, затем в Париж.
За рубежом ему открылась тайна живописи импрессионистов — не смешивать краски на палитре, а накладывать их на холст раздельно, для того чтобы они смешивались в глазу зрителя.
Игорь Грабарь так увлекся процессом обучения, что явил собой редкий в истории пример, когда, еще не став художником, начал работать преподавателем.
Молодой экспериментатор настолько погрузился в алхимию живописи — секреты приготовления красок старых мастеров, что написал чуть ли не целое исследование. Все это очень пригодится ему впоследствии как художнику и как реставратору. Картины Грабаря уникальны не только по яркости и чистоте звучания красок, но и по тому, как они сохраняются.
Однако, находясь вдали от родины, Грабарь понимает, что его творческая судьба может сложиться только дома, в России — и сотни сожженных холстов, досок, картонов стали прощальным факелом…
Пройдет полвека, и живописец, вспоминая то далекое время, скажет: «Вернувшись в 1901 году в Россию, я был несказанно потрясен красотою русского пейзажа! Нет нигде таких чудесных березовых рощ, таких восхитительных весен, золотых осеней, сверкающих инеев».
И.Э. Грабарь входит в Союз русских художников и с упоением начинает работать. Только с 1901 по 1907 г. он создает такие шедевры, как «Белая зима» («Грачиные гнезда»), «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Сказка инея и восходящего солнца». Трудно было в эти годы на фоне всеобщего подражания И.И.
Левитану создать что-то оригинальное в пейзаже, но Грабарю это удалось. Своеобразие его взгляда на пейзаж заключалось в умении сосредоточить внимание на одном предмете: дереве, луче солнца, золоте осенней листвы, снежных бриллиантах, инее — и передать всю значительность и яркость этих красок природы.
Художник работает в журнале «Мир искусства», печатает обзоры выставок, выступает как художественный критик. На выставках «Мира искусства» его великолепные пейзажи и натюрморты привлекают всеобщее внимание. Заметим, что натюрморты были написаны в пейзажном интерьере, — получалось, так сказать, «два в одном»: и пейзаж, и натюрморт.
Художника влечет и научная работа. Он мечтает написать историю русского искусства, которая представляется ему как широкая картина взаимодействия всех видов изобразительного искусства.
«Искусство, искусство и искусство. С детских лет и до сих пор оно для меня почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, единственное подлинное содержание жизни». Всю жизнь проводя в кипучей деятельности и переездах, Грабарь никак не мог обрести своего гнезда. Но в 1907 г.
этот неуемный «очарованный странник» все-таки женился. Через некоторое время родились дети — сын и дочь. Жена художника Валентина Михайловна стала его добрым другом и тонким ценителем его искусства.
На одном из автопортретов 20-х годов Грабарь изобразил себя с палитрой в руках вместе с женой за оживленной беседой о только что законченной картине.
В 1908 г. судьба решила испытать художника на прочность. Когда он поехал навестить своих родных, живших в Адлере, на него было совершено нападение: были повреждены череп и нервные центры, связанные со зрением. Благодаря своему недюжинному здоровью и силе воли И.Э.
Грабарь преодолел болезнь, но зрение, этот важнейший «инструмент» художника, полностью не восстановилось. Прежнее уникальное чувство света и цвета, тонкость восприятия их малейших оттенков он во многом утратил.
Так, например, в картине «Рябинка» (1910) обращает на себя внимание яркость цветовых сочетаний, но и некоторая монотонность, чисто декоративная цветовая условность.
И.Э. Грабарь — классик при жизни — по праву вошел в историю изобразительного искусства. Его имя стало почти легендарным. Ученик Репина. Современник Серова, Врубеля, Левитана. Друг Бенуа. Народный художник СССР. Автор блестящих исследований по истории искусства.
Один из основоположников отечественной искусствоведческой науки. Выдающийся педагог, воспитавший целое поколение художников и искусствоведов. Основоположник современной теории и практики реставрационного дела. Крупнейший знаток музейного дела (он с 1913 по 1925 г.
возглавлял Государственную Третьяковскую галерею). Академик…
Личность И.Э.
Грабаря по размаху деятельности и разнообразию дарований поистине универсальна: художник, критик, историк русского искусства, создатель уникального научного труда о собственном творчестве, невиданного в истории искусства — книги «Моя жизнь. Автобиография». И в каждой из областей своей деятельности он проявил себя не только как энциклопедически образованный человек, но и как смелый новатор.
Вообще художнику-гражданину И.Э. Грабарю в смелости не откажешь. Только одно из свидетельств: в 50-е годы он находит в себе мужество выступить против ограниченного понимания реализма, который вырождался в убогий безвкусный натурализм, лакировавший действительность.
И.Э. Грабарь обладал, ко всему прочему, невероятной энергией, энтузиазмом и заражающим оптимизмом.
В последние годы он много работал в Абрамцеве на творческой даче. Умер в Москве в мае 1960 года. Он ушел из жизни как истинный художник: на мольберте остался недописанный этюд любимой им природы.
______________
1Баталист — художник, изображающий военные сюжеты. 2Анималист — художник, рисующий животных. 3Пейзажист — художник, который изображает природу. 4Маринист — художник, изображающий морские виды.
5 Лессировать — наносить тонкий слой прозрачной краски, через который просвечивают нижние слои высохшей непрозрачной (корпусной) краски, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовой тон.
6Фактура — совокупность различных технических приемов обработки поверхности, используемых как средства художественной выразительности: почерк линии и мазка, ведение кисти, пера или карандаша, удары резца.
Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200602412
Читать
Наталья Мамонтова
Игорь Грабарь
- БЕЛЫЙ ГОРОД МОСКВА, 2001
- Издательство «Белый город»
- Директор К. Чеченев
- В издании использованы материалы, предоставленные М. Мезенцевым
- ISBN 5-7793-0359-2
- © Белый город, 2001
Игорь Эммануилович Грабарь — одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века.
Пожалуй, не было в ней человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений.
Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.
Иней. 1905
Ярославский художественный музей
Происхождение и место рождения Грабаря, его семейная история достаточно необычны. Он родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в русской семье, которая принадлежала к этнической группе, компактно проживавшей в Угорской Руси. Этот карпатский район входил в состав АвстроВенгерской империи.
Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии.
Жизнь семьи была пронизана общественно-политическими интересами, и в этой специфической атмосфере прошло детство Игоря.
В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря, и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е годы).
Детство Грабаря было нелегким: с раннего возраста почти постоянно он жил в разлуке с родителями и при всем обилии родственников чаще всего оставался на попечении чужих людей.
В 1880 году мать привезла его в Россию, в Егорьевск Рязанской губернии, где в гимназии преподавал отец. Но воссоединения семьи не произошло — вскоре отец был переведен в Измаил, а мальчик остался учиться в Егорьевске.
Он навсегда сохранил любовь к этому тихому провинциальному городку, где у него появилось много добрых знакомых, где его любили и опекали.
С детства ему не изменяли те свойства характера, благодаря которым он создал свою жизнь такой, какой хотел, — целеустремленность, позитивное начало в отношениях с людьми, умение находить друзей, удивительное трудолюбие, интерес к жизни и возникшая в самую раннюю пору горячая любовь к искусству.
Детские увлечения Игоря были весьма серьезны: в восьмилетием возрасте он строил дом в саду дедовского имения из настоящих материалов и по всем правилам. Судя по его воспоминаниям, он постоянно нагружал себя разнообразной деятельностью, подбираясь постепенно к творчеству.
Автопортрет. 1934
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», — писал позже Грабарь[1 И.Э. Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937, с. 21.]. Изводя «пропасть бумаги», он рисовал все, что придет в голову, любил копировать портреты генералов из журнала Нива времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Первым художником, встреченным им в жизни, стал учитель рисования в Егорьевской гимназии И.М. Шевченко, окончивший Московское училище живописи и ваяния.
«Мне до смерти хотелось как-нибудь к нему забраться, чтобы собственными глазами увидать, как пишут картины и что это за масляные краски, о которых я знал только понаслышке».
И попав, наконец, к учителю, увидев эти серебряные тюбики, мальчик испытал сильнейшее впечатление: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски»[1 И.Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 24.].
Грезя о масляных красках, он медленно, но неуклонно продвигался к своему предназначению. Однако Егорьевск ничего, кроме рисунков в Ниве, гравюр в Живописном обозрении и Всемирной иллюстрации, не мог предложить будущему художнику. Но и это было немало — уже в детстве Грабарь по репродукциям познакомился со многими выдающимися картинами русской школы.
Трудный этап в его жизни был связан с московским лицеем цесаревича Николая, куда Грабарь поступил в 1882 году. Директором лицея был Михаил Катков, редактор Московских ведомостей, литератор правого толка.
Грабарь был принят «живущим стипендиатом», и это положение сильно отличалось от положения окружавших его богатых мальчиков, не дававших ему забыть о бедности его семьи. «Угнетавшее и унижавшее чувство достоинства окружение», — так характеризовал лицейскую среду Грабарь[2 Там же, с.
56.]. Но у него уже был свой мир, позволявший уходить от тяжелых впечатлений.
Москва 1882 года встретила Игоря Грабаря огромной Всероссийской художественно-промышленной выставкой, в художественном отделе которой мальчик пережил встречу с лучшими картинами того времени — уже знакомые по гравюрам Репин и Суриков, Флавицкий и Верещагин, Перов и Куинджи, Васильев и Крамской открылись ему теперь во всем своем живописном блеске.
Крыша со снегом. 1889
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Выходные дни и праздники полностью принадлежали Игорю — целыми днями он пропадал в Третьяковской галерее, на московских выставках, у знакомых.
В Москве он искал людей и места, связанные с искусством, — иконописное училище, квартиры студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества или университетских друзей брата Владимира. Среди последних он познакомился с Дмитрием Щербиновским, студентом-юристом и художником.
Через него произошло знакомство с Абрамом Архиповым, встречи с Василием Поленовым, Сергеем Ивановым. Щербиновский оказал сильное влияние на Грабаря, который решил по его примеру прежде всего получить университетское образование.
Но главным содержанием лицейской жизни стали занятия рисунком и живописью.
На уроках в лицее и в классах рисования Московского общества любителей художеств Грабарь осваивал рисунок с натуры и технику письма масляными красками.
«У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры.
Все это я и делал»[1 И.Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 45.]. Моделями его были одноклассники, педагоги, служители, егорьевские знакомые.
В летние месяцы Грабарь пробовал себя в пейзажных этюдах: «После двух картин Куинджи на сюжет Березовой рощи… пошла мода на березу. Я в Титове тоже писал березовую рощу, стараясь не походить на Куинджи»[2 Там же, с. 59.].
В последний свой лицейский год он увидел в своих работах новые, достигнутые упорным трудом живописные качества.
Наряду с основными творческими интересами в лицее Грабарь много читал, успешно изучал языки, пробовал себя в литературе. Лицей он закончил с золотой медалью и в 1889 году поступил в Петербургский университет на юридический факультет.
Источник: https://files.litmir.me/br/?b=571231&p=6