Петров-водкин «купание красного коня» описание картины, анализ, сочинение

Главная-Одежда-Описание картины «Купание красного коня. Петров-Водкин

Купание красного коня

Почему картина «Купание красного коня» стала символом перемен XX века?

Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства. С одной стороны, мы видим богатую французскую школу с ее Пуризмом, с другой — в силу входит кубизм с его геометрической точностью.

Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы, и прекрасно отразившей свое время.

Мы не будем вдаваться в технические подробности, сказав лишь то, что обсуждаемый проект вобрал в себя стиль древнерусской иконы, модерна, классическую пластику в трактовке фигур и монументальные росписи эпохи Возрождения.

Что же вы за человек?

Художником произведения, нарисованного в 1912 году, является Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Он создавал иконы и рисовал портрет Ленина. Он учился французскому искусству, но творил русское.

Он закладывал бытовой смысл, который со временем превратился в отражение эпохи. Кто же автор картины «Купание красного коня»? Это сын сапожника, еще в детстве познакомившийся с религиозными направлениями творчества.

Он долго копировал европейский стиль, после чего обрел собственный.

Сюжет картины

Когда вы смотрите на произведения XX века, то сразу отличаете их от холстов прошлых столетий своим желанием не только показывать мир, но и перестраивать его.

Если охватить взглядом период, то становится понятно, почему это так — развивающаяся промышленность, ускорение темпа жизни и прочие нововведения приводили к колоссальным изменениям в быте людей, что не могло не отразиться в искусстве.

В случае со смыслом картины Петрова-Водкина «Купание красного коня» все немного сложнее. Здесь следует взглянуть на этапы ее создания:

  • Зарождение идеи —

    мастер лично рассказывал, что написать холст он решил после того, как увидел старенькую и хромую лошадку, при этом имевшую приятную на вид морду. Автор стал создавать просто купание;
  • Поиск сути —

    по мере сотворения шедевра, Петров-Водкин предъявлял все больше требований к техническим аспектам живописи и социальной значимости.

Нужно понять, что человек, на которого религия произвела сильное влияние, работал с собирательными образами. Прямого или логического смысла в свое творчество он не вкладывал. Это подтверждает фраза, сказанная им под впечатлением от начала Первой мировой войны: «Так вот почему я написал „Купание красного коня!“»
. Здесь следует перейти к самой интересной части.

Контекст

На картине мы видим красное и сильное животное, которое в русской культуре неоднократно становилось символом мощи, неукротимой стихии. В нашем случае, огня. На нем сидит не суровый мужчина, не воин, а молодой и хрупкий мальчик, на лице которого отрешенность.

В рабочем варианте его лико было грубым, испытывающим нагрузку, однако в процессе создания полотна обрело просветление.

Большая часть искусствоведов, в их числе и Ирина Анатольевна Вакар, являющаяся старшим научным сотрудником Государственной Третьяковской Галереи, склоняются ко мнению о нижеописанном конфликте.

Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию. Конь сильнее него, но человек также знает, что тот будет его слушаться — отсюда неоднозначная просветлённость. На заднем плане мы видим двух мужчин, также имеющих по четвероногому другу, белому и коричневому.

Здесь можно предположить, что речь идет не только о конкуренции людей с природой, но и друг с другом, что символично смотрится на фоне последующей Великой Октябрьской революции, приведшей к столкновению белых и красных войск, где, помимо упомянутых сторон, сражались и анархисты.

Можно предположить, что автор обладал уникальным видением происходящего и будущего, что несомненно является важной чертой для творца. Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня».

О цвете

Если вы откроете цветовой круг или даже табло с выбором оттенков в программе-редакторе изображений, то увидите, что первые два являются родственными. С помощью них художник без рывков переходит от объекта к объекту.

Посмотрите — розовый конь, словно охваченный огнем, желтый парень, будто слега освещаемый его светом. А теперь взгляните на землю сзади — она розовая, подстроенная под животное.
Получается, что в двух углах у нас один цвет, создающий гармонию.

То же с людьми, рассредоточенными по краям. Вода же добавляет контраст, так как ее оттенок является резкой противоположностью имеющимся.

Вот так Кузьма Сергеевич Петров-Водкин с Купанием красного коня сумел предугадать важные события, оставить пример для современных дизайнеров и дать миру красоту. В завершение посмотрите на его прочие произведения:

«Утренний натюрморт»

Петров-Водкин

Картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня»
, написанная в 1912 году, вызвала у современников множество споров.

Одни негодовали, что коней такого цвета не бывает, другие пытались объяснить ее символическое содержание, а третьи усматривали в ней предвестие грядущих перемен в стране.

Когда началась Первая мировая война, художник воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня!» Так что же скрывает в себе картина, которая изначально задумывалась как бытовая?

Петров-Водкин

Свой творческий путь Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
начал с иконописи.

В родном городе Хвалынске (Саратовской губернии) он познакомился с иконописцами, работы которых произвели на него сильное впечатление.

В начале 1910-х годов Петров-Водкин стал отходить от религиозной тематики, все больше склоняясь к монументально-декоративным произведениям. Но влияние иконописи усматривается во многих его работах.

Петров-Водкин Петров-Водкин

В картине «Купание красного коня» многие находят образы, традиционные для иконописи. Мальчик на коне напоминает Георгия Победоносца. Петров-Водкин использует прием сферической перспективы, чтобы изобразить предметы сверху и сбоку. В картине доминирует три классических для иконописи цвета: красный, синий, желтый.

Петров-Водкин Петров-Водкин

Изначально картина задумывалась как бытовая. Кузьма Петров-Водкин вспоминал: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Примечательно еще и то, что за год до создания полотна ученик Петрова-Водкина Сергей Колмыков показывал художнику свою картину под названием «Купание красных коней».

Наставник раскритиковал работу ученика, но, возможно, именно она вдохновила Петрова-Водкина написать свой вариант «коней». Спустя время Колмыков настаивал на том, что на картине Петрова-Водкина изображен именно он.

Хотя Кузьма Сергеевич в письме брату говорил: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь…». Большинство искусствоведов придерживаются версии, что персонаж на коне – это собирательный образ-символ.

Петров-Водкин

На полотне передний план почти полностью занимает конь. На фоне озера, написанного в холодных тонах, цвет коня кажется очень ярким. В русской литературе образ коня символизирует неукротимую стихию, русский дух.

Достаточно вспомнить «птицу-тройку» у Гоголя или «степную кобылицу» Блока. Скорее всего, автор полотна и сам не осознавал, каким символом станет его конь на фоне новой «красной» России.

Да и юный всадник не в силах удержать своего скакуна.

Картину, которую в 1912 году показали на выставке «Мира искусства», ждал успех. Многие усмотрели в ней грядущие перемены, тем более, что она висела над дверью зала. Критик Всеволод Дмитриев сравнил «Купание красного коня» со «знаменем, вокруг которого можно сплотиться».

Картина Петрова-Водкина в живописи начала XX века стала вызовом не менее сильным, чем

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Мы все привыкли смотреть на «Купание красного коня» Петрова-Водкина, как на символ Революции 1917 года.

Да, Петров-Водкин с симпатией отнёсся к революции. И один из немногих дореволюционных художников смог адаптироваться к новому миру.

Но все ли так однозначно? Ведь картина была написана за 5 лет до революции, в 1912 году.

Откуда вообще взялась идея «Красного коня»? И как он превратился из жанровой сцены в символ целой эпохи?

Особенности «Купания красного коня»

Работа Петрова-Водкина была очень смелой для начала 20 века.

Хотя изображено не такое уж значительное событие. Всего-то мальчишки купают коней.

Но главный конь неожиданного цвета. Красного. Причем насыщенного красного.

Позади – розовый и белый кони. На их фоне краснота главного коня проступает ещё явственнее.

Изображение почти плоское. Четкий контур. Чёрные удила, чёрное копыто и чёрный глаз придают коню ещё большую стилизованность.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (деталь). 1912 г.

Вода под копытами больше похожа на тонкую ткань. Которая пузырится под копытами и расходится складками.

А ещё сдвоенная перспектива. На коня мы смотрим сбоку. А вот на озеро – сверху. Поэтому мы не видим неба, горизонта. Водоем почти вертикально стоит перед нами.

Все эти живописные приемы были необычны для России в самом начале 20 века. Учитывая, что в то время большой популярностью пользовались работы Врубеля, и . Восходящей звездой была .

Где же Петров-Водкин взял все эти идеи для своей картины?

Как развивался стиль Петрова-Водкина

Упрощённое цветовое решение и минимализм в деталях – прямое влияние работ Матисса.

Особенно это заметно по работе «Играющие мальчики». Которая была создана почти тогда же, что и «Купание красного коня».

Она Вам ничего не напоминает?

Петров-Водкин Кузьма Петров-Водкин. Играющие мальчики. 1911 г.

Конечно, многое в ней перекликается с . На тот момент работу уже купил русский коллекционер Сергей Щукин. И Петров-Водкин ее видел.

Петров-Водкин Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг.

В это же время ученые и художники стали активно интересоваться иконописью. Именно в начале 20 века расчистили немало старинных икон. И мир понял, какой важный пласт мировой живописи до сих пор игнорировался.

Петров-Водкин был восхищён иконописью. Именно на них он и увидел красных коней. До Эпохи Возрождения художники вольно обращались с цветом.

И если конь считался красивым, то символично его изображали красным.

Петров-Водкин Икона «Святой Дмитрий Солунский на коне». 16 век. Албанский музей средневекового искусства

Фирменная трёхцветка Петрова-Водкина (красный-синий-желтый) – преобладающие цвета как раз икон.

Вот так, смешав черты модернизма и иконописи, Петров-Водкин и сформировал свой неповторимый стиль. Который мы и видим в «Купании красного коня».

«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина

  • Чтобы понять, в чем же уникальность картины, важно сопоставить ее с другими работами художника.
  • Формально «Купание красного коня» не сильно выделяется среди других работ Петрова-Водкина.
  • Конечно, к своей узнаваемой цветовой гамме он пришёл не сразу.
  • Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Несколькими годами ранее цветовые решения мастера были другими, оттенки поразнообразнее.

Это хорошо видно по работе «Берег» 1908 года.

Кузьма Петров-Водкин. Берег. 1908 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон.

Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1913 г.

Уже после революции стиль остаётся тот же. И даже конь вновь появляется.

Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В советское время осталась простота. Но вернулись тени и объём. Балом правил соц. реализм. И всякие модернистские «штучки» были под запретом.

Поэтому фон усложняется. Это не просто закрашенный чистым зелёным луг. Это уже обрыв со сложным рисунком камней. И хорошо прописанные деревенские домишки.

Хотя мы по-прежнему видим «фирменную» трехцветку.

Кузьма Петров-Водкин. Весна. 1935 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Когда смотришь на ряд этих работ, созданных художником за 30 лет, понимаешь, что «Купание красного коня» не выделяется какой-то особой уникальностью.

Так как же картина стала самой известной работой художника? И главное – как «умудрилась» стать символом целой эпохи?

Почему «Купание красного коня» превратилось в символ эпохи?

Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. И в самом деле, что необычного в том, что мальчишки, помощники конюха пришли помыть коней к озеру.

Но потом художник начал сознательно придавать ей черты монументальности. Понимая, что он все больше выходит за рамки бытового жанра.

Как мы уже поняли, красный цвет Петров-Водкин любил. Но в данном случае красным является не просто юбка крестьянки или кепка рабочего. А целый конь. Цвет становится не просто доминирующим. А просто всепоглощающим.

Он очень близко к нам. Он буквально наваливается на нас. Отсюда ощущение тревоги и дискомфорта.

И в довершении – отрешенный, не к месту спокойный взгляд юного наездника. Мало того, что нам сложно поверить, что такой юнец может справиться с такой махиной. Он ещё и не особо сосредоточен.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Как правило, это к добру не приводит. И все мы знаем, к чему привели благие намерения революционеров. Когда «Красный конь» в какой-то момент вышел из-под контроля и начал давить всех. Уже не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Все это в совокупности и делает картину символичной и пророческой.

Можно ли Петрова-Водкина назвать провидцем? В какой-то степени, да. Гениальные художники умеют считывать невидимые пласты Вселенной, сами того не осознавая.

Он и не осознавал. Считая, что написал коня в преддверии Первой Мировой войны. Не подозревая, что в красный цвет скоро окрасится вся его страна. На карте мира.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Источник: https://uzel-ki.ru/clothing/opisanie-kartiny-kupanie-krasnogo-konya-petrov-vodkin-kupanie-krasnogo-konya.html

Символика красного коня в творчестве Петрова-Водкина

Автор qorbanМаленькая картина Петрова-Водкина «Фантазия» изображает мчащегося на красном коне простоватого парня. Конь стремительно несёт его ввысь над сине-зеленой страной, над россыпью домиков и синей рекой.Петров-Водкин Человек неискушенный сразу же обращает внимание: конь — красный, так не бывает. Знакомый с творчеством художника вспомнит ещё одну, более известную картину — «Купание красного коня». И тем, и другим становится ясно: конь здесь — не просто конь. В образ коня заложено некое символическое значение.Петров-Водкин Вглядываясь вглубь веков, можно проследить истоки фольклорных традиций и символов, связанных с конём. В первую очередь конь — это средство передвижения бога или героя. Русский народный эпос сохранил образы величавых и могучих богатырских коней. Конь и наездник становятся единым существом. Зачастую от коня зависят жизнь и смерть воина. Не случайно центральный мотив «Песни о вещем Олеге» Пушкин связал с древним преданием о коне, в котором таится предсказанная погибель.Петров-Водкин Ещё одна из древнейших функций коня в мифологии — это проводник в мир мёртвых — психопомп. Считалось, что душу после смерти в места её дальнейшего пребывания препровождает особое существо. Существует множество захоронений воинов или знати со своими конями.Кроме того, мифологически образ коня связан с космосом. Знаменитое мировое древо в скандинавской мифологии называется Иггдрасиль, что в переводе означает «конь Игга (Одина)». В раннем индуизме существовал прескверный ритуал ашвамедха, что значит «жертвоприношение коня». Символически из частей ритуально убитого коня воссоздавалась вселенная. Подобные обряды существовали в латинской и кельтской традициях.Жизнь и смерть, движение, космос — значения, идущие к нам из языческой древности. Не так далеко ушли от них народные крестьянские образы, где языческое органично срослось с христианским, а народное с церковным.Для крестьянина (не-воина) конь был незаменимой и главной производственной силой. Почтительное отношение к «кормильцу» не могло не отразиться и в иконописи. Существуют иконы с изображением святых, покровителей лошадей в виде всадников (Флор, Лавр, Георгий, Егорий).Петров-Водкин «Древняя живопись обращалась с цветом очень вольно, заботясь больше о красоте, гармоничности, насыщенности, чем о соответствии действительной окраске предмета. В иконах, фресках, миниатюрах не редкость встретить розовых и голубых лошадей, золотые деревья, красные лица»

Н. Дмитриева «Изображение и слово»

Сам Петров-Водкин называет одним из своих самых ранних художественных впечатлений встречу с иконами новгородского письма в старообрядческом доме своего приятеля. Будучи школьником, Кузьма знакомится с двумя хвалынскими иконописцами — старовером Филиппом Парфенычем и живущим в скиту монахом Варсонофием. Эти встречи повлияли на Петрова-Водкина, укрепив его в стремлении стать художником.

Под впечатлением от их работы, он пишет свои первые иконы и пейзажи. Во многих зрелых работах художника также узнаются приемы и мотивы, взятые из иконописи.В картинах «Купание красного коня» и «Фантазия» Петров-Водкин делает одним из героев подчеркнуто коня, а не, допустим, лошадь. Само слово конь имеет здесь особенное значение. «Конь» — это церковно-славянская форма слова.

Её употребляют в случаях особой значимости и эпичности.Петров-Водкин Несомненно, что конь является своего рода негласным символом России. Традиция эта берет начало с «Медного всадника» Пушкина, где Александр Сергеевич преподносит коня как символ неудержимой устремленности в грядущее:

Куда ты скачешь, гордый конь,И где опустишь ты копыта?

Конь как верный соратник, несущий всадника, поразившего дракона фашизма, изображен на Монументе Победы на Поклонной горе.Петров-Водкин Красные кони Петрова-Водкина были созданы в начале XX века. В одно время с ним, но на литературном поприще, творил великий русский поэт — Сергей Есенин. Творчество Есенина пронизано крестьянским фольклором, русской лиричностью и необыкновенным образным народным языком. Символ коня был важным и для Есенина. Слово конь встречается в его поэзии чаще других наименований животных — 61 раз. Может быть, поэтому в своем исследовании корней народного наследия, в книге «Ключи Марии» он так описывает подмеченные им особенности крестьянской избы, где каждый элемент архитектуры имеет свое традиционное название.Петров-Водкин «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами, носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице… Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. „Я еду к тебе, в твои лона и пастбища“ — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.»

С.Есенин «Ключи Марии»

Появление красного коня в живописи — это и своеобразный ответ декадентским предреволюционным настроениям, довлеющим над интеллигенцией. «Конь блед» как всадник апокалипсиса, появляется в образной картине мира в ответ на революцию 1905 года. Упадок, безнадежность и индивидуализм следуют за ним.

Антитезой ему выступает огненный конь революции Октябрьской.Петров-Водкин Александр Блок одним из первых отказывается от эсхатологических воззрений и показывает подлинный смысл «белого коня».

И вот, слышнее звон копытИ белый конь ко мне несется…И стало ясно, кто молчитИ на пустом седле смеется.

                                 А.Блок «Я вышел в ночь — узнать, понять»

В 1908 году Блок писал: «Если интеллигенция всё более пропитывается „волею к смерти“, то народ искони носит в себе „волю к жизни“. Понятно в таком случае почему и неверующий бросается к народу, ищет в нем жизненных сил».

Время диктовало две концепции понимания происходящих исторических событий. От выбора красного или белого зависела дальнейшая судьба России, её будущее, её жизнь или смерть.

Однажды мне довелось увидеть репродукцию картины «Фантазия» рядом со схематичной картой России.

Может быть, это субъективное мнение, но мне показалось тогда, что силуэт красного коня с этой картины поразительно напоминает очертания нашей страны.

Устремленный в будущее, несущийся во весь опор всадник, это ли не та судьба, что из глубины веков красной нитью вплетается в историю и культуру России, дает волю к жизни и творчеству, мечте и фантазии?

Источник: https://culturalwar.livejournal.com/6755.html

История создании картины «Купание красного коня»

Петров-Водкин

Самая неоднозначная и самая известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», до сих пор вызывает много споров у ценителей искусства.

Картина, написанная в 1912 году, была показана на выставке «Мир искусства» и сразу организаторы мероприятия выделили картину, повесив её поверх всей выставки.

В связи с этим, с самого первого дня, одни картину стали воспринимать как знамя, другие как мишень.

Однако Петров-Водкин, по окончании написания картины, считал, что её могут не вывесить на всеобщее обозрение, догадываясь о том, что образ красного коня и судьбы России может стать во многом провокационным. Картину успешно показали, но действительно она вызвала некоторый резонанс, так как современники проводили параллели между данной картиной и событиями предреволюционной и послереволюционной эпохи страны.

Работать над картиной Петров-Водкин начал ранней весной 1912 года. Первые наброски художник начал делать на хуторе в саратовской губернии. Сначала идея автора состояла в том, чтобы просто описать купание мальчишек и лошадей на Волге.

Этот вариант композиционно был почти закончен, но автор, в данной сцене, увидел дополнительные образы.

Он по-новому взглянул на озеро, увидел его голубовато-зелёные оттенки, увидел, как низко висело стылое небо, увидел необычную таинственность в покачивание голых деревьев.

Аккуратно и неспешно Петров-Водкин заново начал срисовывать лошадей, ребятишек, озеро, землю и холмы. Но в эту картину проник, ещё в задумке, новый образ, образ толпы людей, идущих с красными стягами, напротив которых другие, с ружьями…

Вообще образ коня в русском искусстве воспринимается многозначительно. Во многих слоях культуры конь выступает как советчик, спаситель, провидец и тд.

Соответственно и в XIX веке образ коня не обошли стороной деятели культуры, и именно на этой традиции Петров-Водкин создаёт свою картину.

Поэтому из обычной зарисовки сцены автор идёт к созданию монументально значимого произведения, в котором он уходит от обобщённого образа коня, к образу коня-символа.

Изменение коня было постепенно-эволюционным. В подготовительных зарисовках видно, что изначально конь был захудалой деревенской лошадёнкой рыжего цвета.

Под влиянием философской мысли того периода, автор, дабы пронести через образ коня нужную мысль, превращает животное в величественного коня красного цвета.

Идею коня красного цвета Петров-Водкин взял с картин древнерусских иконописцев, а в частности с иконы «Чудо архангела Михаила», где конь изображается именно красным цветом.

В картине красный конь символизирует некую былинную мощь. Бледный юноша показывает некоторую хрупкость и изысканность. Так же символичны разводы волн в заливе и плавная дуга розового берега.

Немного разобрав основные компоненты картины, сразу становится видна её многогранность и неоднозначность.

Торжественный шаг и поза коня с твердой осанкой на одновременном фоне красного цвета, как бы вызывает у зрителя вопрос «Что это всё значит?».

Ещё очень любопытно движение на картине. Оно скорее только обозначено, но никак не выражено, всё как бы застыло на полотне. Такой образ только ещё больше вызывает у зрителей ощущение неясности, ощущение тревоги и ожидания чего-то грядущего.

На фоне величия коня, которое было описано ранее, другой герой картины, юный всадник, кажется маленьким, слабым и хрупким.

Сначала бросается в глаза, что именно юноша держит поводья коня, однако чуть позже становится понятно, что, даже держа поводья у себя в руках, всадник не управляет лошадью. Это заметно во многом по выражению лица юноши.

Его взгляд отрешён, он как будто пребывает в своих мечтах, в своих мыслях, в своём внутренним мире.

К. Петров-Водкин в своей картине отказался от линейной перспективы. Его красный конь, будто аппликация, просто наложен на изображение озера, что даёт зрительное ощущение нахождения всадника и коня не в картине, а перед ней. Как непосредственно перед зрителем и полотном.

Очень большой смысл в картине имеют цвета. Не просто так конь на переднем плане красный, а остальные на задних планах имеют розовый, буланый и белый цвета. Такая колоритность идёт из старой традиции русских художников, где цвета сталкиваются, а не смешиваются.

Художник, помимо всего прочего, в своей картине наверно хотел ещё рассказать о своих предчувствиях, смутных переживаниях, которые возникали у него в тот период. Все эти цвета, весь этот контраст, образы и части картины, всё это переживания автора, которые нашли своё отражение через полотно и кисть.

О картине «Купание красного коня» неоднократно писались стихи самых известных поэтов того времени (Рюрик Ивнев, Сергей Есенин и др). Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся С истомным юношей на выпуклой спине, Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне. (Рюрик И.)

Дальнейшая судьба картины была весьма интересной. В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё. Из-за начавшейся первой мировой войны, позже гражданской войны, картина всё время оставалась в Швеции.

Только по окончании второй мировой войны начались переговоры о возвращении картины на родину. Однако лишь в 1950 году полотно попало в Советский Союз в руки вдовы художника Марии Фёдоровны. Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К.К.

Басевич, а та, в свою очередь, в 1961 году преподнесла её в подарок Третьяковской галерее, где картина находится и по сегодняшний день.

В чём же всё-таки истинный смысл картины «Купание красного коня»? В показании предвестий тяжёлых событий в стране? Может быть, образ коня символизировал свет и защиту? Или просто художник изобразил обычное купание на Волге? В такой неоднозначности мысли автора, возможно, каждый будет находить в картине что-то своё, то, что будет отражать его внутренний мир на момент изучения картины.

Читайте также:  Айвазовский иван "спокойное море" описание картины, анализ, сочинение

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/istoriya-sozdanii-kartinyi-kupanie-krasnogo-konya/

Описание картины Кузьмы Петров-Водкина «Купание красного коня»

Художественная работа Петрова-Водкина под названием «Купание красного коня» выделяется среди прочих его картин как минимум тем, что в советские времена она была известно каждому. И это в эпоху безусловного торжества соцреализма!

Эта картина впечатляет размахом и яркостью красок. Цветовой выбор построен вокруг контраста красного и синего. Также заметно типичное для символизма уплощение форм вместе с заполнением большей части холста одним и тем же тоном.

Процесс купания лошади — обычная ситуация для русского быта того времени, а потому достаточно распространенный сюжет в живописи того времени. С лошадью частенько ассоциируют Россию, ее историю — достаточно припомнить небезызвестную «птицу-тройку» Гоголя или «степную кобылицу» А. Блока.

Багровый конь на этой картине понимается зрителем точно так же — как аллегория с Россией, вырывающейся из рук молодого наездника, еле справляющегося с вожжами. Стоит добавить, что цвет коня отнюдь не является отсылкой к победившим в 1917 году большевикам.

На самом же деле, этот цвет — символ агрессии и опасности. Кроме того, «красный» — архаичная форма слова «красивый». Дело в том, что художник часто использовал в живописи технику и цветовые решения, характерные для русской иконописи.

Сюжетным, цветовым и композиционным центром картины безусловно является конь. Он так огромен, что даже не виден в полный рост, он просто не помещается на полотно целиком. Он буквально излучает мощь.

Огненно-красный, кроваво-красный конь на этой картине делает ее совершенно нереальной. Он будто сознательно позволяет наезднику на себе удержатся.

Его зрачок, устремленный в сторону зрителя, создает необычное чувство, будто животное думает о чем-то немыслимо важном, будто знает что-то очень существенное, но мы, людям, не в состоянии его услышать.

Молодой парень без одежды, сидящий верхом, подчеркивает окрас коня еще сильнее и еле сдерживает его вольный порыв. Эта своенравность животного усиленна концентрическими кругами на фоне его копыта, в то время как остальное водное пространство находится в состоянии спокойствия.

На полотне присутствуют еще две лошади — оранжевая и белая — тоже с ездоками, но именно красный нарисован крайне четко и детально, в то время как лик наездника изображен достаточно схематично. Про береговое пространство и говорить нечего: выгнутый по немыслимой дуге он скорее напоминает абстракцию.

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-kuzmy-petrov-vodkina-kupanie-krasnogo-konya/

Почему конь красный? Или как до Петрова – Водкина дошел смысл того, что он написал

«Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» откровение снизошло до Петрова – Водкина уже после того, как он написал картину. Создание картины совпало с началом Первой мировой войны и по — началу никакого – такого символизма не несло. Но с течением времени и изменением политической обстановки полотно приняло форму буревестника. Который нес сразу несколько вестей.

Кто такой Петров – Водкин. Коротко.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – советский художник. Родился в Саратовской области. Он и живописец, и график, и теоретик искусства и на дуде писатель, да еще и педагог. Короче очень полезный человек был. Современники называли его «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее» и приписывали ему дар ясновидения.

Запомните, об этом, мы к этому еще вернемся. На воспитанного иконописными канонами Кузьму, в будущем, очень повлиял символизм и модерн. Получился некоторый симбиоз двух направлений, но доминирует, конечно, все — таки модерн.

Петрова – Водкина обвиняли в излишнем эротизме за картину «Сон» (о ней поговорим позже) и за «Купание красного коня» (о ней поговорим сейчас).

Купание красного коня. Символизм, который стал откровением даже для самого автора.

«Купание красного коня». К. С. Петров-Водкин, 1912 год.

Закрепили про древнерусского иконописца, попавшего в будущее? Так вот всадник на картине, это традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца, который олицетворяется, как победа добра над злом. Красный цвет в иконописи используется как символ величия жизни. Если вы разбудите студента фил.фака КГУ, который честно учил «Корни русской народной сказки» и спросите «Что означает конь», то он не просыпаясь отчеканит «Конь — образ русского духа». То есть если собрать все вместе, то выходит, что Кузьма Сергеевич написал тривиальную победу русского духа над злом? Ну, почти. Считается, что автор все вышеописанное вложил в картину не осознанно. Потому что изначально по его словам, картина писалась с другой целью.

Как все задумывалось изначально и версии.

Вообще художник начинал картину, как бытовую. Об этом он говорит сам: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание.

У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Кстати, саму идею – то Кузьма Сергеевич подсмотрел у Сергея Колмыкова. Тот принес ему картину «Купание красных коней» для оценки.

«Купание красных коней» Калмыков С.И. 1911

Разница, конечно, огромная и плагиатом это назвать невозможно. Но согласитесь, что это практически вдохновение Колмыковскими конями. И это объясняет почему конь красный, если изначально Петров – Водкин не закладывал в него сакрального смысла и сам себе удивился, когда развернулись дальнейшие события.

Что было потом и три причины купания красного коня

А потом была война и революция и еще одна война. Помните, в самом начале я упоминала про приписываемый художнику дар ясновидения? Кузьма Сергеевич личность незаурядная. Кажется мне, что просто так отпустить грех написания просто хорошей работы ему не могли. В ней обязательно должно было быть, что – то символичное.

✎ 1 — Печатавший рецензии критик после выставки картины назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». Очевидно, что речь идет о революции.

✎ 2 — В советские годы картину трактовали как предчувствие наступления революционных пожаров в России. Позднее как предсказание второй мировой, в которой конь, это красная армия.

✎ 3 — А сам Петров – Водкин сказал «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» когда началась первая мировая война.

Да простят меня все искусствоведы мира, но такого символизма, как у Босха в любой картине, в «Купании красного коня» у Кузьмы Сергеевича нет. Мое личное убеждение, что «Купание красного коня» это просто качественная работа, а все остальное в ней то, что мы хотим видеть сами.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что — то новенькое, пишите в х свое мнение о статьях или о чем вам еще интересно узнать, добавляйтесь в друзья в вк, и добро пожаловать мой в инстаграм, если вам интересны мои собственные работы https://www.instagram.com/lama_ink/

Ставьте лайки, комменты, будьте на связи! Лама pro art это про искусство.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bbcb2907c56be00acf855b2/5bd04eea22c1ec00aa7c2f7d

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ КУЗЬМЫ ПЕТРОВА-ВОДКИНА "КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ"

Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Это было этапное произведение в творчестве художника.

Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться».

Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Сам К.

Петров-Водкин до последнего момента опасался, что картину не выставят для публичного обозрения, так как уже тогда догадывался, какие возможны трактовки, связывающие образ красного коня и судьбы России.

И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи».

Великий А. Блок считал, что «художник — это тот, для кого мир прозрачен, кто роковым образом, даже независимо от себя, по самой природе своей видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним…

Художник — это тот, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя». Именно таким был и К.

Петров-Водкин, умевший не только видеть, но и предвидеть, догадываться о будущем, смотреть сквозь грозовые тучи и предвидеть зарю.

Работа над картиной началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года. Первые этюды художник начал писать на хуторе «Мишкина пристань» в Саратовской губернии. Впоследствии сам К.

Петров-Водкин вспоминал: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать купание вообще. У меня было три варианта.

В процессе работы я предъявлял все больше и больше требования чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению. Это была почти реальная сцена купания лошадей и мальчишек на Волге, с детства хорошо знакомая художнику. А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро…

Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей. Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами.

Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока…

Рука художника неспешно срисовывала лошадей, голых ребятишек, озеро, небо, землю и дальние холмы.

В эту реальную и вполне безоблачную картину вдруг прокралось какое-то смутное видение: за дальними холмами художник внезапно увидел большую, до боли знакомую и родную страну.

По ней шли темные толпы людей с красными стягами, а навстречу им другие — с ружьями… Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно.

В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л.Н. Толстого, картину В.

Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». От повествовательности он идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения.

Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было).

В 1912 году начались расчистка и собирательство древнерусских икон. Под большим впечатлением от них находился и К. Петров-Водкин, особенно от икон новгородской и московской школ XIII—XV веков.

С тех пор традиции древней иконописи вошли в русло его художественных исканий, повлияли они и на создание картины «Купание красного коня».

В сохранившихся подготовительных рисунках к картине сначала изображалась самая обычная, даже захудалая деревенская лошаденка. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня.

Превращение старой гнедой лошаденки в величественного красного коня происходило постепенно. К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь?», гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица…» и др.

) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Вначале конь мыслился рыжим, но потом рыжий цвет, доведенный до предела и очищенный от какого-либо взаимодействия с другими цветами, становится красным.

Правда, некоторые говорили, что таких коней не бывает, но эту подсказку — цвет коня — художник получил у древнерусских иконописцев.

Так, на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным.

Читайте также:  «иисус христос – суперзвезда»: содержание, видео, интересные факты, история

Былинная мощь огненного коня, нежная хрупкость и своеобразная изысканность бледного юноши, резкие разводы волн в небольшом заливе, плавная дуга розового берега — вот из чего складывается эта необычайно многогранная и по-особому обостренная картина. На ней почти всю плоскость холста заполняет огромная, могучая фигура красного коня с сидящим на нем юным всадником.

Судьбоносное значение коня передано К. Петровым-Водкиным не только державным, торжественным шагом и самой позой коня, но и по-человечески гордой посадкой его головы на длинной, по-лебединому изогнутой шее.

Горение красного цвета тревожно и радостно-победно, и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит?» Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня? Движение на картине действительно только обозначено, но не выражено, красочные пятна как бы застыли на полотне. Именно эта застылость и рождает у зрителя ощущение неясной тревоги, неумолимости судьбы, дыхания грядущего.

По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник — обнаженный мальчик-подросток. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Недаром искусствовед В.

Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален, исполнен могучей силы, помчись он — и не удержать его неукротимый бег».

Мощь коня, его сдержанная сила и огромная внутренняя энергия как раз и подчеркиваются хрупкостью всадника, его мечтательной отрешенностью, словно он пребывает в особом внутреннем мире.

«Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее.

Художник отказался от линейной перспективы, его красный конь как будто наложен (по принципу аппликации) на изображение озера.

И зрителю кажется, что красный конь и всадник находятся как бы уже и не в картине, а перед ней — перед зрителем и перед самим полотном. В этом произведении К.

Петров-Водкин стремился еще не столько передать цвет того или иного предмета, сколько через цвет выявить смысл изображаемого. Поэтому конь на переднем плане — красный, другие кони вдали — розовый, буланый и белый.

Воскрешая и восстанавливая традиции древнерусской иконописи, К. Петров-Водкин пишет свою картину звонко, чисто, сталкивая цвета, а не смешивая их.

Пламенеющий красный цвет коня, бледная золотистость юношеского тела, пронзительно синие воды, розоватый песок, свежая зелень кустов — все на этом полотне служит и неожиданности композиции, и самим живописным приемам мастера.

Художнику, может быть, и важно было рассказать не столько о коне, о мальчике и об озере, а о своих (порой не ясных и самому) смутных предчувствиях, которым тогда и названия еще не было. О страстности, о душевном пламени, о красоте говорит красный цвет коня; о холодной, равнодушной и вечной красоте природы — чистые и прозрачные изумрудные воды…

  • Один из первых откликов на «Купание красного коня» принадлежит поэту Рюрику Ивневу:
  • Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся
  • С истомным юношей на выпуклой спине,
  • Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся

О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне. Картина К. Петрова-Водкина поразила и юного Сергея Есенина, который в 1919 году написал своего «Пантократора» под двойным впечатлением — и от картины, и от стихов Р. Ивнева. А еще через несколько лет он вспомнит:

Я теперь скупее стал в желаньях

  1. Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
  2. Словно я весенней гулкой ранью
  3. Проскакал на розовом коне.

…Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. За участие в этой выставке К. Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту.

Первая мировая война, потом начавшаяся революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня».

Мария Федоровна отказалась, и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина).

От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее. И еще раз хочется вернуться к древнему образу коня в русском искусстве.

Наши предки верили, что солнце ездит на коне, а иногда даже принимает его облик, что если нарисовать солнце в виде красного коня, то оно охранит нас от несчастий и бед, поэтому и сочиняли русские люди сказки о Сивке-бурке и украшали крыши своих изб деревянными коньками.

Не в этом ли внутренний смысл картины К. Петрова-Водкина?

Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/blog/sochinenie_opisanie_kartiny_kuzmy_petrova_vodkina_quot_kupanie_krasnogo_konja_quot/2010-04-05-1228

Лекция «Купание красного коня»

1 июня в Центральной районной библиотеке им. В.Г. Белинского состоялась очередная лекция в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Лекция была посвящена известному произведению К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и приурочена к 105-летию создания этой картины.

Поистине уникальной личностью был знаменитый русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин! Картины, рассказы, мемуары, новые приемы в живописи, плоды богатой педагогической деятельности оставил он нам в наследство. Его судьба складывалась с той же калейдоскопичностью, с какой предстали миру его гениальные работы.

Петров-Водкин создавал картины во всех известных жанрах – портреты, натюрморты, пейзажи, воплощал бытовые, исторические и аллегорические сюжеты. Каждое его произведение дышит самобытным восприятием мира и духовной независимостью.

Картину «Купание красного коня» художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. По свидетельствам исследователей, замысел картины возник у художника после того, как его ученик Сергей Калмыков в рамках академической работы написал красных коней.

Прообразом животного в центральной части полотна послужил настоящий скакун по имени Мальчик. Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа.

В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника.

Тема купания лошадей, по большей части с обнаженной натурой, была чрезвычайно популярна в живописи начала ХХ века. Среди соотечественников купающихся коней и людей писали Аркадий Пластов, Петр Кончаловский, Валентин Серов и другие живописцы.

Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века.

Гимн пластике и изысканности хорошо сложенному мужскому телу звучал не только в работах талантливых живописцев, но и в прогремевших на весь мир Дягилевских балетных спектаклях.

На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. В средней части полотна – в воде – фигуры белой лошади, которую тянет под уздцы ее спешившийся наездник, и светло-алого жеребца с всадником, его мы видим со спины.

Вся эта группа, включая центрального мальчика на коне, создает движение кружения, подчеркнутое медленным круговоротом озерной воды. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет.

Большим знатоком изысканной колористической гаммы предстает здесь перед зрителем Петров-Водкин. «Купание красного коня» — образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета.

Прохладные сине-зеленые тона озерной отражающей небо глади, по которой расходятся гибкими струями плавные круги, а также полукруглая полоска розового берега с зелеными вкраплениями кустов становятся идеальным фоном для ярко-алого жеребца и смуглого, почти золотистого мальчика, являющих собой композиционный и содержательный центр картины.

«Таких коней не бывает» – именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. В картине Петрова-Водкина красный  цвет аллегоричен. Он олицетворяет волю и стремительность, бескомпромиссность и жажду нового, к чему так рвалась предреволюционная Россия.

Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не под силу удержать хрупкому и юному седоку. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей».

В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России ХХ века.

Судьба картины сложилась неординарно. Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году и имело ошеломляющий успех.

В 1914 году она была на «Балтийской выставке» в городе Мальмё (Швеция). За участие в этой выставке К. Петрову-Водкину шведским королём была вручена медаль и грамота.

Разразившиеся Первая мировая война, революция и  Гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции.

После окончания Второй мировой войны и после упорных и изнурительных переговоров, наконец, в 1950 году произведения Петрова-Водкина, в том числе и это полотно, были возвращены на родину, в семью художника. М.Ф. Петрова-Водкина, вдова художника, передала картину в коллекцию известной собирательницы К.К. Басевич, а та в 1961 году преподнесла её в дар Третьяковской галерее.

Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2017/06/kupanie_krasnogo_konya_kspetrova_vodkina_k_105_letiyu_sozdaniya_kartini/

История создания картины

петров водкин картина искусство

В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по чёрно-белой фотографии.

Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении.

Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика, очень красивого юноши, — художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии.

На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня в образе томного юноши, на этом знамени изображен я собственной персоной». Сергей Калмыков с 1910 года учился у К.С.

 Петрова-Водкина; в 1911 году он написал живописную работу с изображением красных коней, купающихся в воде; возможно, что именно эта ученическая работа вдохновила Петрова-Водкина на создание собственной работы на эту же тему.

На большом, почти квадратном полотне, изображено озеро холодных синеватых оттенков, которое служит фоном смысловой доминанте произведения — коню и всаднику.

Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши, круп и ноги ниже колен обрезаются рамой картины.

Насыщенный алый цвет животного кажется ещё ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика.

От передней ноги коня, вступающего в воду, разбегаются волны чуть зеленоватого, по сравнению с остальной поверхностью озера, оттенка. Всё полотно является прекрасной иллюстрацией столь излюбленной Петровым-Водкиным сферической перспективы: озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено.

Всего на картине изображено три коня и три мальчика — один на первом плане верхом на красном коне, два других позади него с левой и правой стороны.

Один ведёт под уздцы белую лошадь, другой, видный со спины, верхом на оранжевой, уезжает в глубь картины.

Эти три группы образуют динамическую кривую, подчёркнутую одинаковым изгибом передней ноги красного коня, таким же изгибом ноги мальчика-всадника и рисунком волн.

На выставке «Мир искусства», куда была выставлена картина, ей отвели место не на стенде, а повесили полотно над входной дверью, поэтому в сущности картина «как знамя, вокруг которого можно сплотиться». А теперь самое главное.

В иконописи красный цвет двояк: он и символ жизни, животворящей энергии, Воскресения. Но ещё красный, это цвет жертвенной крови. То есть, жертва проливает свою кровь для исКУПления чего-либо или кого-либо. Так что конь даже не КУПается — исКУПает грехи и кровь.

Думаю, что излишне говорить насколько тогда образ красного животного соотносился со всем революционным.

Источник: https://studwood.ru/872091/kulturologiya/istoriya_sozdaniya_kartiny

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector