Ван гог «едоки картофеля» описание картины, анализ, сочинение

Ни один выдающийся художник не сумел написать так много за столь короткое время, как Ван Гог. Карьера художника продолжалась всего десять лет, однако он сумел оставить нам около 800 своих картин и бесчисленное количество рисунков.

Это кажется тем более удивительным, если вспомнить, что первую половину и без того короткого срока, отпущенного Ван Гогу судьбой, он провел в творческих поисках и лишь в последние пять лет жизни начал писать на самом деле выдающиеся картины.

Большинство его гениальных работ создано именно в последние два-три года жизни — подобного ни до ни после Ван Гога история живописи не знала.

Ранние странствия

Когда в 1880 году Ван Гог только начинал сой творческий путь, он намеривался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одного из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.

Ван Гог Ван Гог Ван Гог Ван Гог

Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства).

В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 километров от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле.

Однако при встречи Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всегда писавшего свои картины кровью сердца.

Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учёбы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты.

В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь — трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьёз задуматься».

Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сцены и ландшафты.

Ван Гог Ван Гог Ван Гог Ван Гог Ван Гог

Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчён тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими какими они были в повседневной жизни, «в рубищах и заплатках». Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.

Рисунки

Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века.

В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога — с твёрдым, порой даже жестким, штрихом.

Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года.

Ван Гог

Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.

По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колос», 1885 года.

Влияние японского искусства

Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века.

Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж.

Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин».

Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни.

Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллостре» за 1886 год.

ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ ЖИЗНЬ

Вершиной в передаче Ван Гогом реальной повседневной жизни стала его картина «Едоки картофеля», написанная в 1885 году, о которой он писал своему брату Тео: «Я хотел подчеркнуть, что эти люди, сидящие за убогим столом при свете керосиновой лампы, вырастили картофель своими руками, теми самыми, которыми они берут его сейчас из блюда, и тяжелым трудом честно заработали своё пропитание».

В противовес художникам, идеализировавшим сельскую жизнь, например тому же Брестону, Ван Гог создает мрачное полотно, воссоздавая неприглядный, но удивительно мощный образ нищеты — которая была так хорошо знакома художнику на протяжении всей его жизни.

Автопортреты

Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать по мастерству с автопортретами Рембрандта, которого Винсент любил больше всех старых мастеров. Правда, если Рембрандт писал свои автопортреты в течении сорока лет, то все автопортреты Ван гога написаны им всего за пять последних лет жизни.

Винсент писал себя в столь различных состояниях, что эти портреты кажутся написанными с различных людей. Это ярко прослеживается на следующих двух примерах (автопортрет 1887 года и 1888 года).

Художник сам писал в одном из писем к своим сестрам: «Я хочу подчеркнуть факт, что один и тот же человек может быть изображен совершенно по-разному…

при этом художник может добиться гораздо большего сходства, чем фотограф».

Импасто

Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например в его картине «Коровы» 1890 года или в картине «Морской пейзаж в Сент-Мари» 1888 года. В живописи такой технический приём называется импасто.

Им пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году. Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать её прямо на холст из тютика, не опасаясь, что она расплывётся.

Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным способом (ещё одно нововведение), отличалась большей однородностью, что также помогало работать в технике импасто.

Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты. Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886 гг.), чьи работы он открыл для себя в 1886 году.

Некоторые из картин Монтичелли настолько густо покрыты краской и выдержаны в такой фактуре, что их порой можно принять за творения человека с расстроенной психикой. В 1890 году Винсент и Тео способствовали выходу в свет первого альбома Монтичелли.

В сопроводительном тексте художник был назван гением и совершенно здравым в психическом отношении человеком.

Смена стиля

После переезда в Париж в марте 1886 года стиль Ван Гога начинает стремительно меняться. В это время брат художника, Тео, был увлечен живописью импрессионистов, и после знакомства с их работами Винсент сам начал иначе использовать цвета и свет в своих картинах.

Некоторое время он увлекался также пуантилизмом, стилем, выработанным Жоржем Сёра и его последователями. Суть их творческого метода состояла в нанесении на холст отдельных мелких точек чистого цвета. Если рассматривать такую картину на расстоянии, эти точки смешиваются, при этом цветовое ощущение оказывается совершенно иным, чем если бы краски были смешаны на самом холсте.

Ван Гог быстро овладел импрессионистской техникой письма, но он всё же тяготел к выдавленным на холст непосредственно из тюбика чистым краскам.

Однако, вместо того чтобы использовать точки, Ван Гог вырабатывает свою собственную манеру накладывать краску на холст густыми ритмичными мазками.

Натюрморты

Натюрморты, которые писал Ван Гог, удивительны по тому чувству, которое художник умел передать в самых простых предметах, например изображая обычный стул — «Стул Винсента с трубкой», 1888 года.

В символических звучаниях некоторых предметов нет ничего нового: цветы на натюрморте на протяжении столетий должны были олицетворять кратковременность человеческой жизни, поскольку даже самые красивые творения природы неизбежно обречены на умирание.

Однако натюрморты Ван Гога отличаются тем, что с помощью цвета и мазка художник оказался способен передать не только внешние формы предметов, но и наполнить содержание картины эмоциональным смыслом.

Некоторые его образы выражают одиночество, однако цветы Ван Гога всегда остаются ярким воплощением жизненной силы и энергии — «Натюрморт с чертополохом», 1980 года и «Четыре увядших подсолнуха», 1887 года. Картина 1888 года, на которой изображена спальня художника, решена им как любовно выписанный натюрморт, и сам Ван Гог писал, что хотел передать на ней «ощущение покоя и отдыха».

Живые цвета

После переезда в Париж Ван Гог не только сменил цветовую гамму, которой он пользовался, живя в Голландии, но и значительно расширил круг своих сюжетов. Они включают в себя серии портретов и картин, изображающих цветы.

Винсент черпал своё вдохновение не только в идеях импрессионизма, но и в японской гравюре, что помогало ему уйти от натурализма к более экспрессивной и четкой манере.

На самом деле, именно любовь к японской живописи заставила Ван Гога перебраться в 1888 году в Арль, поскольку он считал, что солнечный юг Франции гораздо больше напоминает Японию, чем те холодные северные земли, где он жил до этого.

Пейзажи

Природа всегда оставалась для Ван Гога тесно связанной с его собственными чувствами, поэтому его пейзажи — это не просто красивые картины, но и непосредственное выражение эмоций самого художника.

Так, например, природа на его раннем голландском «Пейзаже с церковью и фермами» полна тоски и мрака, в то время как на картине «Лес и подлесок», 1887 года, написанной художником в Париже, она предстаёт светлой и умиротворенной.

Приехав в Арль, Ван Гог писал: «Эта земля, если говорить о здешней атмосфере и живых красках, кажется мне такой же прекрасной, как Япония». Здесь он написал серию пейзажей, изображающих поля и цветущие деревья, в которых запечатлелась радость художника от общения с природой, окружающей его новый дом.

Примером тому может служить «Сбор урожая в Провансе», 1888 года. Правда, в некоторых последних картинах Ван Гога появляется ощущение одиночества: «Я вижу широкие полосы пшеницы под тревожным небом, и мне не нужно больше искать объект, с помощью которого я мог бы передать свою грусть и полное одиночество».

Хотя в последние два года жизни болезнь почти не оставляла ему времени для работы, именно за этот короткий период Ван Гог успел создать почти половину всех дошедших до нас полотен. Иногда он был способен писать по одной новой картине в день на протяжении нескольких недель.

Именно в это время его цвета стали более смелыми, а манера более свободной и энергичной, помогающей художнику передать на холсте обуревающие его чувства.

«Вместо того чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя», писал он.

В последних картинах Ван Гога вновь появляются мрачные тона, словно он вспоминает о своём прошлом. Но даже если считать эти тона предвестниками скорой гибели художника, всё равно нельзя не отметить, что его последние работы по прежнему наполнены страстной любовью к жизни.

Источник: https://legacy-time.ru/blog/van-gog-stil-texnika/

Винсент Ван Гог: учимся понимать творчество художника через картину «Едоки картофеля»

Многие художники, когда исследуют какую-то проблему,
занимаются самоистязанием: мы знаем множество примеров, когда художники писали
один и тот же собор по несколько раз, при разной погоде и в разном суточном
освещении. Так, например, Ван Гог создавал множество набросков к своему полотну
«Едоки картофеля».

Ван Гог

«Лучшее из того, что я сделал, это, в
конечном счете, картина, которую я написал в Нюэнене, — крестьяне, едящие
картофель»

Такую оценку своей композиции Едоки картофеля Винсент Ван Гог дает в письме своей сестре Виллемине летом 1887 года, то есть два года спустя после завершения работы над полотном.

По мнению самого Ван Гога, это единственное его произведение, утверждающее те ценности, которые должно утверждать искусство. Всю силу своей души вложил Ван Гог в эту картину.

Дружеское расположение к людям, искреннее чувство любви и сострадания к крестьянам воплотились в его живописи. Кроме того в Едоках картофеля Винсент выразил свои теоретические взгляды на искусство.

На картине изображена семья Нюэненских
крестьян, сидящих вокруг грубо сколоченного деревянного стола. Перед молодой
женщиной стоит блюдо с горячим, испускающим пар картофелем; вопросительное
выражение ее лица говорит о том, что она делит пищу на порции. Пожилая женщина
справа разливает в чашки черный кофе.

Три поколения крестьянской семьи, живущие
под одной крышей, собрались вместе за скромной трапезой. Масляный светильник,
распространяющий тусклый свет, показывает бедность этих людей и в то же время
создает атмосферу тишины, непричастности к суетному миру.

Слабый дрожащий свет
лампы в равной степени освещает лица персонажей: на каждом из них лежит печать
трудной, полной забот жизни, но все они проникнуты единым чувством
благодарности за прожитый день, за эту пищу, за то, что все они сегодня, как и
вчера, собрались за общим столом.

Глаза этих людей выражают доверие друг к
другу, благодарность за совместную жизнь и чувство взаимного согласия, каждый
их грубый жест наполнен любовью. И словно бы не существует ничего за пределами
этого спокойного, замкнутого пространства, — ничего, что могло бы вторгнуться и
разрушить его.

Винсент чрезмерно гордился Едоками
картофеля и считал ее своим первым шедевром. Картина трогательна, неуклюжа и
наверно чем-то похожа на своего создателя. Крестьяне, изображенные на картине
сами чем-то похожи на картофель.

Винсент намеренно искажает пропорции их лиц,
дабы подчеркнуть их провинциальность.

Ван Гог старался сделать эту картину
идеальной, однако ему пока еще не хватает мастерства, о чем свидетельствует
расположение фигур на полотне: каждая из них кажется, существует сама по себе,
не вступая во «взаимоотношения» с другими.

Ван Гог приступает к созданию Едоков
картофеля спустя два дня после смерти своего отца — пастыря Теодора Ван Гога (в
то время они были в ссоре и не разговаривали).

Это событие произвело сильное
впечатление на Винсента, и наверно это настроение отразилось на картине. Едоки
картофеля — тёмная и меланхоличная картина.

Ван Гог отправляет в своем письме
литографию картины своему другу — художнику Антону ван Раппарду. Тот
раскритиковывает работу Винсента.

«Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что это
произведение нельзя воспринимать серьезно. Вы должны благодарить провидение за
то, что способны на большее… Почему Вы так бегло разглядывали свой объект и
передали его так небрежно? Почему Вы не дали себе труда изучить движения? У Вас
получились не фигуры, а позы».

Это письмо задело Ван Гога и он даже
прервал переписку с ван Раппардом. Тем не менее, ван Раппард в чем-то был прав.
Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога.

В настоящее время полотно, выполненное маслом в жанре «Групповой
портрет» хранится в Музее Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды) и относится к
стилю постимпрессионизма.

Ван Гог

Работая над созданием полотна, Ван Гог выполнил очень много
натурных зарисовок местных жителей. Здесь можно провести параллель с библейским
сюжетом «Тайная вечеря» — в полумраке совершается некоторое таинство, поедание
картофеля можно трактовать как ритуал.

Здесь подчеркивается философия самого
Ван Гога: люди должны пользоваться плодами своего труда.

И нарочито
подчеркиваются узловатость пальцев, заскорузлость, грубость, грязные чепчики на
женщинах, некое смирение и безнадёжность всего жизненного положения этих
простых людей, людей земли и возделывающих землю.

Винсент писал своему брату
Тео, что ему как художнику интересно писать портреты людей, интереснее, чем что-либо
другое. Что глаза людей выразительнее любого собора, и что когда Винсент пишет
портреты людей, то его душа словно раскрепощается и погружается в вечность.

Есть удивительный факт биографии: дочь семейства, позировавшего для картины Ван Гога, в период работы художника над полотном забеременела, а все местные решили, что от Винсента. Поползли слухи.

Именно по этой причине пастор общины запретил людям позировать художнику, Винсенту было почти невозможно найти моделей для позирования среди местных, а потому пришлось уехать в Париж, потому что продолжать работу в сложившейся напряженной обстановке более не представлялось возможным.

Так осталась знаковая картина, которая словно подытожила «тёмный» период творчества в жизни Ван Гога. «Тёмный», потому что для своих полотен Ван Гог использовал мрачные тона, что во многом отражало его личные терзания в поисках собственного пути, призвания, цели существования после полосы неудач в попытках посвятить себя пастырскому служению в подражание отцу.

Ван Гог

После переезда в Париж Винсент Ван Гог окунается в иной мир богемной тусовки, знакомится с импрессионистами и начинает новый этап творческого поиска на своём пути, а его полотна приобретают экспериментальные яркие краски.

Источник: https://artscoop.ru/2019/08/07/van-gogh-potato-eaters/

Едоки картофеля — 1885 Ван Гог — картины

Февраль 01, 2012

Ван Гог

Едоки картофеля

1885; 81,5х114,5 смМузей Ван Гога, Амстердам Кот, прыгающий на дерево, и собака — первые рисунки молодого Ван Гога. Они появились в 1862 году, когда он познавал тайны рисования, изучая учебники «Полный курс рисунка» Барга и «Азбуку рисования» Кассаля. Кроме того, Винсент учился сам, копируя картины известных мастеров. Он особенно ценил Жана-Франсуа Милле, картины которого изображали религиозные сцены и работу крестьян.

Работы Милле соответствовали наивному реализму молодого Ван Гога, воспитанного в протестантском духе. Всю жизнь Ван Гог будет возвращаться к заимствованной у Милле теме «Сеятеля», последняя версия которого, очень личная и сильно отличающаяся от первоначальной, появится в 1888 году в Арле.

Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы.

Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль».

После поражения, которым закончилась попытка евангелизации шахтеров, после полного разочарований пребывания среди крестьян, Ван Гог с каждым разом все сильнее верит, что красота появляется из правды и — как и она — должна быть тяжелой и грустной. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс».

Ван Гог

Профиль крестьянки

1885; 40х33 смМузей Ван Гога, Амстердам

Эскизы, изображающие шахтеров из Боринажа, — свидетельство терпения и нужды. Постепенно в сфере интересов Ван Гога появится тема ткачей и крестьян.

Тогда он старался быть реалистическим художником сельской жизни и стремился показать несправедливость и суровые условия сельского быта.

Потом Винсент неутомимо рисует сцены из сельской жизни, добавляет к ним серию портретов, чтобы в конце концов отважиться на большое полотно…

Он пишет «Едоков картофеля». На картине изображены неподвижно смотрящие перед собой угнетенные и несчастные селяне. Кажется, даже свет на картине исчезает.

Ван Гог достигает этого эффекта применением жестких мазков и темной охры.

Он использует палитру, основывающуюся на темно-коричневом и серо-зеленом тонах и бронзе, агрессивно работает кистью, подчеркивая резким контуром искореженные руки и изборожденные морщинами лица.

Замысел этого произведения появился однажды вечером, когда Ван Гог наблюдал за семьей де Гроотов, собравшейся вокруг стола, освещенного большой лампой. Он хорошо знал этих крестьян — Гордена де Гроот, мать семьи, позировала ему для портрета крестьянки.

(1853-1890) Винсент Ван Гог

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Источник: http://www.filoli.ru/artists/001-van-gogh/edoki-kartofelya.php

Винсент Ван Гог: создание и сюжетная линия картины «Едоки картофеля»

Главная › Шедевры мирового искусства ›

Ван Гог Ван Гог — это мастер необыкновенность которого поражает зрителя до сих пор. Творческий путь живописца длился десять лет, но даже такой небольшой период смог сделать его самым известным художником мировой величины. На одну ступень с Ван Гогом ставят Пикассо и Леонардо Да Винчи.

В 1885 году, Винсент зимует в родительском доме, который располагался в небольшом городе Нюэнен. Отношение с родителями были не гладкими, особенно часто происходили ссоры с отцом. Причина конфликта состояла в отсутствии заработка молодого человека.

Его собственная студия, которая располагалась вблизи дома родителей, была ранее прачечной, там он пытался создавать что-то стоящее. Жители города состоящие из более благородных семей, горделиво относились к Винсенту, протягивая брезгливо не ладонь, а один палец.

Унылая зима со своей грязью и сыростью, задает хмурое настроение, эта меланхолия не поглощает художника полностью, он решает писать полотна с изображением крестьян. С головой погрузившись в работу, живописец хочет за зиму написать 50 картин одной тематики.

Усердие и интерес к простому народу, позволяет ему за один месяц создать 30 полотен.

История создания полотна «Едоки картофеля»

Набрасывая эскизы и вырисовывая образы крестьян, Ван Гог стремиться к созданию особой картины, которая будет передавать крестьянскую трапезу в кругу семьи. Его первая работа, которая в итоге стала популярной, названа картина «Едоки картофеля».

Это полотно было написано Винсентом через два дня после смерти его отца, хотя они долгое время не находили общий язык, траур отразился в его работе. Обучаясь мастерству живописи самостоятельно, Ван Гог пять лет шел к написанию крестьянского шедевра.

До 27 летнего возраста, художник был далек от искусства, тогда в этом возрасте он начинает свой творческий путь с нуля.

«Едоки картофеля» Винсент Ван Гог представляет в мрачной цветовой гамме, что особенно отличает полотно от его последующих ярких работ. Но такой была задумка автора, передать грубость реальной жизни бедного трудолюбивого общества.

В одном из писем Тео, который являлся ему братом, он говорил об успехе своего произведения, был очень доволен результатом. Художник считал образы с грубыми формами и унылыми цветовыми гаммами правильными.

Он не хотел приписывать крестьянской семье изящество и слащавость, ведь бедность и каторжный труд не являются чем-то восхитительным. Хотя композиция несет в себе хмурость, она передает сплоченность и дружность семьи, это заметно во взгляде и жестах каждого из них.

Несмотря на скупой быт и нелегкую жизнь, семья заботиться друг о друге и старается не унывать.

Композиция полотна

Картина показывает нюнэнскую крестьянскую семью, которая сидит вокруг грубого прямоугольного стола. Показывая три поколения семьи, которые ожидают вечернюю трапезу, Ван Гог пытается передать зрителю всю бедность и угрюмость вечера. Молодая женщина делит печеный картофель между всеми членами семьи, а пожилая наливает в чашки ячменное кофе.

Как писал сам художник, он хотел предать запах картофеля, ему отчасти это удалось, но мрачность картины выдвигается на первый план. На каждом из сидящих, можно лицезреть отпечаток тяжелых трудовых будней. Скромная еда, это все что они могут себе позволить сегодня, да и завтра трапеза мало чем будет отличаться.

Масляный светильник, создает тусклую обстановку прибавляя в сюжет еще больше бедности.

Стараясь сделать картину идеальной, Винсент специально искажает формы и пропорции крестьянских лиц. Живописец считал свою работу шедевром, поэтому он отправил литографию произведения одному своему другу Антону Ван Раппарду, который был более опытным мастером кисти.

Однако он раскритиковал композицию, назвав работу беглой и не серьезной, к тому же, Раппард указал на плохую передачу движений героев. Критика друга очень задела самолюбие Ван Гога и больше они не общались. Однако его друг был от части прав.
До картины которую он написал маслом, было создано литографическое изображение.

В этой работе черты лица семейства более реалистичны и менее грубы. Картина олицетворяет честный крестьянский труд, который хоть и бедно, но кормит семью.

Почему лица на полотне так уродливы?

Несмотря на то, что картины художник пишет про человеческие достоинства и труд, главные герои композиции имеют неправильные черты лица. Художник считал, что именно так должен выглядеть настоящий сельский обыватель.

Ван Гог никогда не высмеивал людей в своих работах, наоборот он пытался показать всю реалистичность тяжелой нищенской жизни.

Он ценил простой народ, за то что они не зациклены на будущем, не раздумывают о сложности бытия, просто дружно живут и ценят каждый день прожитый на этой земле.

Винсент Ван Гог: создание и сюжетная линия картины «Едоки картофеля» Ссылка на основную публикацию Ван Гог

Источник: https://TopKartin.ru/mirovoe-iskustvo/edoki-kartofelya

Сочинение по картине Едоки картофеля — Винсент Ван Гог

Ван Гог

Картина долгое время не давалась художнику. Известно, что было создано не менее 12 этюдов к работе, которые были уничтожены автором безжалостно. Каждый день мастер посещал крестьянский дом де Гроотов, когда все семейство садилось за ужин и пытался «схватить» саму атмосферу крестьянского скудного ужина — заслуженной трапезы людей тяжелого физического труда. Перед нами в тусклом свете керосиновой лампы люди за столом. Перед ними блюдо с печеным картофелем, а чашка ячменного кофе — единственная «роскошь», которую себе могут позволить крестьяне.

Узловатые руки, смуглая кожа.

Художник необыкновенно скуп в выразительных средствах. В этой работе нет того буйства красок, которое присутствует во многих работах автора. Задачи художника в этой картине несколько иные, чем обычно.

Многие исследователи видят в картине сатиру, желание изобразить людей в состоянии полудикости и невежестве.

Подобное видение идеи работы долгое время было основным среди трактовок. Но опровержение можно найти в письмах художника. Сам автор с необыкновенным уважением отзывался о семье де Гроотов.

А его главной задачей было «передать пар от картофеля», создать атмосферу тяжелого крестьянского быта и труда.

Стоит внимательно вглядеться в картину, как становятся ясными взаимоотношения в семье де Гроот, их надежды, их мечты, их мысли. Лица крестьян наивны и открыты. Их поступки также честны и продиктованы простыми моральными принципами.

Это люди не испорченные никакими страстями. Тяжелый труд и скромное вознаграждение — вот две составляющие крестьянской жизни. Картофель — самая дешевая еда, а само слово «картофелееды» расскажет о людях больше, чем многие тома социологических исследований.

Семейство де Гроот, в один из вечеров, видя, что художнику никак не удается работа, закончив ужин не расходились, а продолжали позировать еще два часа, несмотря на усталость. Мастеру нелегко было расставаться с добрым и гостеприимным семейством. Картина в результате была закончена за одну ночь.

На следующий день художник покинул деревню навсегда, взяв с собой одну из самых удачных своих работ.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/van-gog-vinsent/edoki-kartofelya-vinsent-van-gog/

Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам.

Ван Гог – необыкновенный мастер. Он прошёл свой творческий путь за каких-то 10 лет! И умудрился стать одним из самых известных художников мира. Наравне с Леонардо да Винчи и Пикассо.

Так вот, картина “Едоки картофеля” была создана ровно посередине этого пути. После 5 лет самообучения живописи. А начинал он с нуля. В 27 лет.

Конечно, все главные шедевры пока впереди. Яркие, сочные “Подсолнухи”, “Ирисы” и “Стулья”. Ещё Ван Гог не пришёл к тем насыщенным цветам, по которым он так узнаваем.

Он ещё предпочитает мрачные, тёмные цвета. Под стать своей угрюмости и замкнутости. И, конечно, под влиянием Рембрандта.

Однако, “Едоки картофеля” – это его первый шедевр. И одна из самых известных его картин.

Сложная композиция

Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника.

Ван Гог намеренно усложняет себе задачу. Чтобы показать, какого уровня мастерства он уже добился. Он верит в успех. В то, что сможет создать шедевр.

Вообще Ван Гог был мечтателем. Порой его самоуверенность поражала (так же, как и неуверенность в себе в иные дни). Про своих “Едоков картофеля” он писал брату Тео с упоением. Он искренне верил, что брат (дилер в области живописи) сможет ее продать.

Конечно, этого так и не случилось. Критикам его работа показалась грубой, тёмной. А изображённые люди и вовсе несуразными. Слишком большие головы. Чрезмерно крупные глаза. Вердикт: анатомические ошибки неопытного мастера.

Но Ван Гог был рад такой критике. Значит работу заметили. А значит он на верном пути. И сможет перестроить европейскую живопись. Да-да. Не меньше. Ван Гог был мечтателем.

А главное, у него это и впрямь получилось. Правда уже после смерти.

Главные герои картины

Перед нами в свете лампы бедная крестьянская семья. Мать, отец, сын и две дочери. Они едят запечённый картофель. Они немногословны. Они устали. Весь день они трудились. И завтра их ждёт все тот же тяжкий труд. Из года в год. Всю жизнь.

Их лица с крупными, грубыми чертами лица. Почти карикатурны. Критики видели в этом недостаток мастерства Ван Гога.

Нельзя не согласится, что в то время Ван Гог ещё не был силён в изображении поз и жестов. Но лица героев он исказил намеренно.

Посмотрите на его литографию. Он создал ее до картины маслом. По ней видно, что лица крестьян сначала были более реалистичны.

Ван Гог. Едоки картофеля. Литография. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме. Wikipedia.org

Незадолго до этого Ван Гог написал натюрморт “Корзина с картофелем”. Очевидно, что художник намеренно стремился показать, насколько лица этих людей похожи на картофель.

Ведь есть такое полунаучное утверждение, что все наши занятия, пороки и достоинства отражаются со временем на наших лицах.

Так и эти крестьяне похожи на то, что каждодневно занимает их мысли.

Винсент Ван Гог. Корзина с картошкой. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме. Wikiart.org

То же касается и рук. На картине они слишком костлявы и грубы. На литографии руки изображены более натуралистично.

Обратите внимания, что у сидящего к нам лицом мужчины костяшек даже больше, чем должно быть.

Так Ван Гог стремился показать огрубевшие от каждодневного труда руки. Этими руками они пашут землю. Ими же и едят.

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. Фрагмент. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам. Vangoghmuseum.nl

Люди, похожие на картошку

Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.

На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.

Никто их не кормит. Нет никаких пособий по бедности. Нет благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.

Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек. До того как стать художником, он одно время был пастырем в шахтерском городке. Раздавал все до последней нитки своим прихожанам. Через какое-то время его попросили оставить эту работу. Попросту уволили. Из-за чрезмерного усердия.

Почему лица персонажей так некрасивы?

Так если картина про человеческое достоинство, почему же герои столь некрасивы?

На рисунках Ван Гога все крестьяне примерно так и выглядят. Черты лица неправильные. Выступающие скулы. Крупные губы. Сильно выраженные надбровные дуги.

Рисунки Винсента Ван Гога. Голова женщины и голова молодого мужчины. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме 

Для Ван Гога это была типичная внешность сельского жителя. Возможно, под влиянием книги о физиогномике Лафатура. Который по чертам лица мог виртуозно определить род занятий и характер человека.

Но это не попытка высмеять их. Это попытка показать их как людей, живущих пусть примитивной, но натуральной жизнью.

Да, в их глазах мы не увидим высокой мысли. Но зато они живут в гармонии со своей окружающей средой. Они живут текущим днём.

Да, вглубь вещей заглянуть они не пытаются. Но и не несут в свою жизнь вороха ненужных мыслей. Ненужных хлопот. Этим Ван Гог искренне восхищался.

***

Кстати, с семьёй, которая позировала Ван Гогу, приключился скандал. Одна из дочерей через какое-то оказалась беременна. Она обвинила в этом Ван Гога. Свою причастность художник отрицал.

Возможно, для девушки это была попытка выбраться из этого “картофельного” мира. Но не получилось. Местный пастырь настоятельно рекомендовал этой семье не позировать Ван Гогу. И картину художник дописывал уже без моделей.

  • О других картинах художника читайте в статье “5 шедевров Ван Гога”.
  • Оксана Копенкина
  • Перейти на главную страницу

Источник: https://arts-dnevnik.ru/van-gog-edoki-kartofelya/

Едоки картофеля | The Potato Eaters

«Лучшее из того, что я сделал, это, в конечном счете, картина, которую я написал в Нюэнене, — крестьяне, едящие картофель»

Такую оценку своей композиции Едоки картофеля Винсент Ван Гог дает в письме своей сестре Виллемине летом 1887 года, то есть два года спустя после завершения работы над полотном.

По мнению самого Ван Гога, это единственное его произведение, утверждающее те ценности, которые должно утверждать искусство.
Всю силу своей души вложил Ван Гог в эту картину.

Дружеское расположение к людям, искреннее чувство любви и сострадания к крестьянам воплотились в его живописи. Кроме того в Едоках картофеля Винсент выразил свои теоретические взгляды на искусство.

Композиция

На картине изображена семья Нюэненских крестьян, сидящих вокруг грубо сколоченного деревянного стола. Перед молодой женщиной стоит блюдо с горячим, испускающим пар картофелем; вопросительное выражение ее лица говорит о том, что она делит пищу на порции. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе.

Три поколения крестьянской семьи, живущие под одной крышей, собрались вместе за скромной трапезой. Масляный светильник, распространяющий тусклый свет, показывает бедность этих людей и в то же время создает атмосферу тишины, непричастности к суетному миру.

Слабый дрожащий свет лампы в равной степени освещает лица персонажей: на каждом из них лежит печать трудной, полной забот жизни, но все они проникнуты единым чувством благодарности за прожитый день, за эту пищу, за то, что все они сегодня, как и вчера, собрались за общим столом.

Глаза этих людей выражают доверие друг к другу, благодарность за совместную жизнь и чувство взаимного согласия, каждый их грубый жест наполнен любовью. И словно бы не существует ничего за пределами этого спокойного, замкнутого пространства, — ничего, что могло бы вторгнуться и разрушить его.

Общее исполнение

Винсент чрезмерно гордился Едоками картофеля и считал ее своим первым шедевром. Картина трогательна, неуклюжа и наверно чем-то похожа на своего создателя. Крестьяне, изображенные на картине сами чем-то похожи на картофель.

Винсент намеренно искажает пропорции их лиц, дабы подчеркнуть их провинциальность.

Ван Гог старался сделать эту картину идеальной, однако ему пока еще не хватает мастерства, о чем свидетельствует расположение фигур на полотне: каждая из них кажется, существует сама по себе, не вступая во «взаимоотношения» с другими.

История создания

Ван Гог приступает к созданию Едоков картофеля спустя два дня после смерти своего отца — пастыря Теодора Ван Гога (в то время они были в ссоре и не разговаривали).

Это событие произвело сильное впечатление на Винсента, и наверно это настроение отразилось на картине. Едоки картофеля — тёмная и меланхоличная картина.

Ван Гог отправляет в своем письме литографию картины своему другу — художнику Антону ван Раппарду. Тот раскритиковывает работу Винсента.

«Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что это произведение нельзя воспринимать серьезно. Вы должны благодарить провидение за то, что способны на большее… Почему Вы так бегло разглядывали свой объект и передали его так небрежно? Почему Вы не дали себе труда изучить движения? У Вас получились не фигуры, а позы».

Это письмо задело Ван Гога и он даже прервал переписку с ван Раппардом. Тем не менее, ван Раппард в чем-то был прав. Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога.

Источник: http://vangogh-art.ru/kartiny/portrety/edoki-kartofelya/

Едоки картофеля

  • Винсент Ван Гог — Едоки картофеля.
  • Год создания: 1885
  • De Aardappeleters
  • Холст, масло.
  • Оригинальный размер: 82 × 114 см
  • Музей Винсента ван Гога, Амстердам

Картина всемирно известного нидерландского художника. «Едоки карто́феля» (нидерл.

De Aardappeleters) — картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, которую он написал в апреле 1885 в нидерландском селении Нюэнен. Сейчас она размещена в Музее Ван Гога в Амстердаме.

Это первая картина, созданная художником в так называемый «нюэненский период», в который начала проявляться художественная манера художника.

Описание картины Винсента Ван Гога «Едоки картофеля»

Картина Винсента Ван Гога «Едоки картофеля» — это, пожалуй, единственное полотно гениального художника, созданное по канонам классического искусства. Сюжет картины довольно прост. Вокруг небольшого стола, скудно освещенного керосиновой лампой, ужинает семья. Пожилая женщина разливает по чашкам кофе, мужчина справа держит чашку в руке, еще трое едят из общего блюда.

Слабый огонек освещает только стол и лица едоков, стены и окна комнаты едва проступают в полумраке.

Видно, что помещение очень тесное, стены обступают персонажей со всех сторон, хозяйке достаточно протянуть руку, чтобы взять с плиты чайник. Из украшений на стене только ходики и икона.

Но небольшое пространство жилища не давит, а создает впечатление защищённости от внешнего мира, внутреннего покоя и согласия в этой семье.

Никто из сидящих не смотрит друг на друга. Их лица выглядят безучастными, кажется, что их мысли только о том, что закончился ещё один тяжелый день, после скудного ужина они лягут спать, чтобы завтра снова тяжело работать за гроши. Но это их жизнь, и они благодарны судьбе за то, что у них есть кров, пища и родные рядом.

Сам Ван Гог считал «Едоков картофеля» лучшим своим произведением. Полотно пронизано его состраданием к этим некрасивым людям, к их непростой участи. Их лица кажутся вылепленными из глины не слишком умелым скульптором. Носы и губы персонажей непропорционально большие, автор пытался подчеркнуть близость этих людей к природе, к земле, к тяжелому крестьянскому труду.

Цветовое решение картины продиктовано темой земли, картофеля, который растет в ней. Стены, одежда, лица – всё землистое, серое, пыльное. На полотне нет ни одного яркого пятна, только маленький огонек лампы как символ надежды и утешения в их одиночестве, которое исходит от каждого из них. 

Винсент Ван Гог. «Едоки картофеля» (1885). Холст, масло. 82 х 114 см
Музей Винсента ван Гога, Амстердам «Едоки картофеля» стали первой попыткой Ван Гога создать крупное произведение. Он чрезвычайно гордился этой картиной и даже выполнил с нее литографии для продажи будущим коллекционерам. Бедность и изнурительный труд сплотили этих пятерых людей, которые на полотне делят друг с другом свой скудный обед. Картофель и кофе на столе создают колорит простоты и естественности, и единое жертвенное чувство, пронизывающее персонажей, достигает здесь почти религиозного, величественно-спокойного пафоса. В своём письме брату Тео художник писал об этой картине следующее: «Я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при тусклом свете лампы, этими же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду. Я хотел дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведем мы, цивилизованные люди. Поэтому я отнюдь не жажду, чтобы вещь нравилась и чтобы каждый сразу же приходил от нее в восторг.»

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Edoki_kartofelya/

Почему люди на картине Ван Гога похожи на картошку

На этой картине мы видим группу людей, которая принимает пищу в тёмном и тесном помещении. Один из мужчин в верхней одежде, значит, в комнате холодно. Обстановка кругом бедная и мрачная.

Винсент Ван Гог «Едоки картофеля», 1885 год

Картина называется «Едоки картофеля». Она создана на раннем этапе творчества Ван Гога, после пяти лет его самостоятельного обучения. Фигуры на полотне достаточно грубо написаны, что говорит о небольшом опыте художника и его невысоком мастерстве в тот период.

Картина долго не удавалась Ван Гогу. Он создал более 12-ти её этюдов, пока, наконец, не написал то, что его устроило. Для работы художнику позировало семейство Де Гроот, которое состояло из матери, отца, сына и двух дочерей. Они жили бедно и целыми днями работали в поле. Вечерами они собирали вместе, чтобы поужинать.

Эскиз к картине «Едоки картофеля», 1885 год

Еда крестьян, в основном, состояла из картофеля и ячменного кофе. Иногда члены семьи могли позволить себе по кусочку ветчины.

Ван Гог почти две недели ходил к Де Гроотам, чтобы писать их с натуры во время ужина. Не смотря на усталость, семья терпеливо позировала, пока не засыпала прямо за столом. Каждый раз художник пробовал новое сочетание цветов и пропорций, чтобы достигнуть, наконец, своей цели.

В период работы на картиной Ван Гог почти не спал и не ел. Он только и думал о том, как реалистичнее подать зрителю едоков картофеля. Времени было мало, поскольку в посёлке к художнику вспыхнула вражда и местный священник настаивал на его отъезде. В последнюю ночь Ван Гог работал над картиной уже по памяти, пока картина не была закончена.

Эскиз к картине «Едоки картофеля», 1885 год

Вся композиция создана в тоне картофеля и даже люди похожи на картошку. Это очень не понравилось критикам, поэтому они не оценили работу мастера. Критики видели в полотне сатиру, желание изобразить людей в состоянии полудикости и невежестве. Но на самом деле художник вложил в неё другой смысл. Он так писал о своей картине «Едоки картофеля»:

В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.

Таким образом, Ван Гог сделал людей похожими на картошку не случайно. Он хотел показать, что эти люди живут картофелем: они его сажают, капают, его же и едят. Вся жизнь этих людей — картофель. Но художник вовсе не собирался смеяться над такими людьми.

Наоборот, он очень уважал их.

На рисунках Ван Гога все крестьяне выглядят некрасиво и даже несколько несуразно. У них сильно выступающие скулы, крупные и неправильные черты лица.

Винсент Ван Гог «Лицо женщины», 1885 год

Однако это не попытка высмеять крестьян. Это способ показать их как людей, живущих хоть и примитивной, но натуральной и доброй жизнью.

В повести писателя Николая Ивеншева картина Ван Гога подаётся в несколько зловещем свете:

«На репродукции в сером воздухе витали, по-другому не скажешь, пасмурные люди. Человекозвери. Мужчины-уроды и женщины такого же переходного вида, зверюхи, но в чистых чепчиках, такие носила прислуга в русских дворянских усадьбах девятнадцатого века. Застолье в подвале при свете керосиновой лампы. Ублюдочная вечеря, ритуал».

Конечно, сам Ван Гог совсем не хотел, чтобы его работа произвела такое впечатление на людей. Он планировал донести до них совсем иной смысл.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6015b014574e00b13017d0/5d3936c321f9ff00adec6a0f

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector