Фридерик Шопен. Ноктюрны
Ноктюрны Шопена
Ноктюрн — один из характерных жанров романтического искусства. Французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Термин этот появился в музыке XVIII века. В то далёкое время этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духовыми или струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам или дивертисментам.
В XIX веке появился совсем другой ноктюрн — мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тишиной, ночными думами.
Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, Джон Филд.
Джон Филд – ирландский музыкант, многие годы проведший в России и именно здесь создавший свои многочисленные ноктюрны. «У романтиков впервые проявился глубокий художественный интерес к этому жанру «ночной музыки».
Картины ночной природы, сцены любовных свиданий на фоне лунной ночи, разнообразные настроения одинокого художника-романтика — то подавленного стихийной мощью ночной грозы, то мечтающего на берегу реки… о смутном и далёком счастье… — всё это…
романтические образы, хорошо известные не только в музыке, но и в поэзии, и в живописи», — писал В. Ферман.
Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Мечтательные или поэтичные, строгие или скорбные, бурные или страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано.
Шопен начал писать эти романтические пьесы в 30-х годах. Ноктюрны Шопена значительно отличаются от ноктюрнов Д. Филда.
Шопен начал писать ноктюрны ещё в Варшаве. Ноктюрн, изданный после смерти композитора под ор. 72, сочинён в 1827 году, а ор. 9 датируется 1829-1830 годами.
Общая хронология шопеновских произведений ведётся по датам прижизненного издания, из чего можно заключить, что создание подавляющего большинства ноктюрнов относится к периоду 30-х и начала 40-х годов.
За исключением юношеского ноктюрна cis-moll. Всего у Шопена вместе с посмертно изданным ми-минорным девятнадцать ноктюрнов.
В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера изложения напоминает песню с аккомпанементом: правая рука ведёт мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена ноктюрны гораздо глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой творческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шопена строится на контрасте двух образов.
Одухотворённый лиризм Шопена находит в ноктюрнах свои специфические средства выражения. С чисто моцартовской щедростью рассыпает в них Шопен свои прекрасные мелодии. Предельно выразительные, непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики.
Волнующий ноктюрн Шопена…
Уносит ночь стихов опавший лист.
Как медленно и вдохновенно
Свой сон играет пианист.
В мгновениях, парящих — вечность,
Аккордов, нот волшебный миг.
Мир из иллюзий — бесконечность,
Парящих фраз…
Луны полночной лик…
Три ноктюрна соч. 15 — это произведения, которые считаются вершиной творчества Шопена.
Одно из лучших произведений Шопена в этом жанре — Ноктюрн Фа-диез мажор, Op. 15 № 2. Как льющаяся в ночной тишине песня, звучит задушевная напевная мелодия.
Полнота лирического чувства выливается в страстный порыв. Словно налетевший вихрь (может быть, отчаяния, страсти) прерывает мечтательность песни. Насколько первый раздел формы спокоен и мечтателен, настолько взволнован и тревожен средний раздел. После него совсем по-другому звучит в репризе мелодия первой части. И только в коде исчезает напряжённость темы и всё успокаивается.
Ноктюрн Фа мажор, Op. 15 № 1 начинается нежной, необыкновенно лёгкой мелодией. Вторая часть — con fuoco («С огнём») — неожиданно драматичная и бурная. Мир вновь воцаряется лишь в самом конце, с возвращением первой темы.
Ноктюрн Соль минор, Op. 15 № 3 начинается мелодией грустной народной песни. Она звучит всё жалобнее, пронзительнее и горше. Следующий фрагмент напоминает хорал, построенный как секвенция аккордов, обозначающих модуляцию (смену тональностей в пределах одного произведения). В конце звучит вопросительный мотив — «плач об утраченной любви».
Ноктюрн Ре-бемоль мажор, Op. 27 № 2 — прекрасен прозрачной красотой. Кристально чистую мелодию, лежащую в основе сочинения, Шопен многократно преобразует, используя самые изысканные технические средства (трели, мелизмы, пассажи, уменьшенные кварты и квинты).
Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.
Источник: http://music-fantasy.ru/materials/friderik-shopen-noktyurny
Не молкнет сердце чуткое Шопена
Дорогие читатели, сегодня на блоге у нас очередная встреча в рубрике Влияние музыки на человека. В выходной день я приглашаю вас немного отдохнуть и послушать замечательные ноктюрны Шопена.
Шопена я сама обожаю. Неслучайно его называют поэтом и душой фортепиано. И ноктюрны занимают в творчестве Шопена весомое место неслучайно. Ведь в них мы слышим столько личных переживаний, эмоций.
Ноктюрны Шопена очень разные: некоторые из них бурные, страстные, какие-то мечтательные, задумчивые, очень лиричные, а где-то мы можем услышать и трагические скорбные нотки… В душевных подарках на блоге я уже знакомила вас с ними, с моими любимыми ноктюрнами.
Сегодня с нами Лилия Шадковска из Польши, читатель моего блога, учитель с многолетнем стажем. Статьи Лилии всегда очень душевные и интересные. Передаю ей слово.
Осенняя симфония
Здравствуйте, уважаемые читатели блога Ирины Зайцевой! Очарование осенней поры дарит нам вдохновение и очередную встречу с музыкой.
Я очень люблю осень за её яркие краски и волшебное звучание. Но в суете бытия мы редко прислушиваемся к звукам этой поры. Выйдешь, бывало, из дома, а тебя вдруг окружает целая симфония. Звуки успокаивающие и мягкие обволакивают, словно теплый шарф. В них мы открываем волшебство, способное согреть нас в прохладные вечера.
Герой нашей встречи – величайший польский композитор и пианист Ф.Шопен. В нашей музыкальной гостиной не раз звучали его произведения. Сегодня мы хотим вновь подарить Вам поэтические фантазии музыканта, его ноктюрны. Уверена, что музыка станет неисчерпаемым источником восторга для тех, кто грустит об ушедшем лете и для тех, кто рад наступлению осенней поры.
Ноктюрн – что это за жанр?
Вашему вниманию мы предлагаем ноктюрны, особый жанр в творчестве великого мастера. Ноктюрн происходит от французского слова «nocturne», что в переводе означает «ночной». Уже одно его название вызывает у нас образы романтической ночи с её таинственным серебристым светом луны и удивительной тишиной…
Ирландский композитор и пианист Джон Филд создал жанр ноктюрн, идеально соответствующий для романтической атмосферы той эпохи. Столь необычный и поэтический стиль музыки не мог не привлечь Ф.Шопена. Всего в творческом наследии польского гения насчитывается 21 ноктюрн. Самые популярные из них мы собрали в прекрасный музыкальный букет, созвучный нашему осеннему настроению.
Попрошу я у этой осени Убаюкать мою печаль. Листья в небе, как ноты разбросаны,
Улетают куда-то вдаль…
Божественная песнь небесных сфер!
Многие известные музыканты, такие, как Клементи, Рис, Шимановска, Шуман, Лист неоднократно обращались к этому жанру. Однако, только Ф.Шопен сумел поднять ноктюрн до высот поэзии, достигнув наивысшего художественного совершенства и композиторского мастерства. Их отличает изящность, редкая красота мелодии и особый шопеновский стиль, узнаваемый буквально с первых звуков.
Шопен! Да здравствует мгновенье
Великой музыки любви,
Да будет вечным дуновенье
Мелодий Бога красоты!
Судьба отметила Шопена печатью гениальности. Его карьера бурно развивалась: ему не было и тридцати, когда он покорил Париж – культурную столицу мира в те времена. Он стал любимцем многих аристократических салонов Европы.
С мыслью о Польше
При этом Фредерик никогда не расставался с мыслью о Польше, которую беззаветно и преданно любил. Разлука с родиной, близкими друзьями далась ему крайне тяжело.
В 1830 году Шопен готовился покинуть Польшу, испытывая перепад настроений.
Юноша был очень взволнован, его мучили тяжелые предчувствия: «Я все еще сижу, у меня нет достаточных сил,…думаю, что ухожу из дома навсегда,…боюсь, что умру.»
Горсть родной земли
Чтобы поддержать Фредерика, друзья передают ему старинный кубок с горстью родной земли. На прощание он дарит своей старшей сестре рукопись с надписью «Сестре Людвике».
Однако, эта композиция была напечатано только в 1875 году и названа «Ноктюрном № 20». Можно сказать, что это размышления о неизвестности будущего.
Для вас звучит «волшебно-призрачный минор, в котором тема зазвучала, завел свой мягкий разговор»… Давайте послушаем один их самых известнейших ноктюрнов Шопена до диез минор.
Самый известный ноктюрн Ф.Шопена. Ноктюрн No 20 cis-moll (до диез минор)
Неспешно музыки начало…
И дождь смывает все следы
осенней тяжести печали…
Прозрачны мокрые сады…
Последний лист уснул на ветке…
Но миг, и он уже летит…
Роскошный, желтый, теплый, редкий…
А сердце глупое болит…
В объятьях светлой красоты
Шопен по духу своему был необычайным романтиком. Музыка полна очарования, она отличается безупречным вкусом.Каждое произведение насыщенно разными мелодическими приемами. Они словно ювелирные украшения, созданные тонкой рукой композитора, звучат «в пассажах нежных, в звуках высоты!»
Этот маленький шедевр сделал бурную сенсацию в Париже. О нем говорили только в превосходной степени! Особая гибкость мелодии, богатая гармония, оригинальный ритм- пример необычного чувства чистоты стиля великого мастера.
Ф.Шопен «Ноктюрн №2» Es-dur (Ми бемоль мажор)
… Печаль таится в трепете мелодий,
В пассажах нежных, в звуках высоты,
Как будто ангелы на небосводе
Грустят в объятьях светлых красоты.
Прекрасны звуки, нежностью чаруя,
И, души заставляя вновь грустить,
Как будто прикасаясь поцелуем,
Зовут сердца неистово любить….
Неисчерпаемый источник вдохновения
Ноктюрны Шопена являются своего рода творческим личным дневником, в котором есть место эмоциям, чувствам и переживаниям. Разнообразные по своей форме и настроению: мечтательные и грустные, лирические и страстные, строгие и скорбные, но их объединяет одно – это неисчерпаемой источник вдохновения музыканта.
В больших залах перед большой аудиторией теряется восприятие тонкого и нежного тепла фортепианной игры музыканта. Поэтому самыми яркими были концерты в кругу друзей, в интимной обстановке, где лучше всего передавалось ночное настроение. А Шопен любил бархатные ночи…
Ф. Шопен. Ноктюрн Des-dur (Ре бемоль мажор)
… И мы почувствуем, как прочно
Возьмут нас в свой недолгий плен
Мерцанье свеч, дыханье ночи
И чудо—музыка, Шопен…
Ф.Шопен. Ноктюрн G-dur (Соль мажор)
Еще одна прекрасная композиция, поэтическая и вдохновенная, проникнута светлыми, мечтательными настроениями, написанная в самые счастливые годы композитора. Ф.Шопен «Ноктюрн G-dur»
Новые тенденции и приемы
В середине 40-х годов в творчестве Шопена появляются новые тенденции и приемы. В данном ноктюрне Шопен применил приём внезапного удивления: первая часть его наполнена безмятежностью и идиллией, где небольшие триолитовые орнаменты можно сравнить с прикосновением мягких крыльев бабочки. Вторая часть напоминает вспыхнувшую бурю, которая исчезает внезапно, уступая место умиротворению.
Ф.Шопен. Ноктюрн F-dur (Фа мажор)
Музыка Шопена проникнута высокой поэзией, поэтому особенно её любят исполнять начинающие музыканты.Предлагаем послушать вдохновенное исполнение молодого пианиста.
Ф.Шопен. Ноктюрн As-dur (Ля бемоль мажор)
Звучал ноктюрн мелодией разлуки…
Этот ноктюрн был создан в последний период отношений Ф.Шопена с Жорж Санд-французской писательницей, оказавшей неоценимую поддержку своему молодому другу и возлюбленному. Она покорила его силой своих чувств.И только позднее он понял, что великую любовь можно сжечь с чрезмерной легкостью.
Мелодия звучит как вдохновенная баллада. Автор монографии композитора это объясняет так: «Основная тема ноктюрна выражает очарование зрелой страсти и потрясающий аромат её». Но в самом конце звучат весьма сдержанные интонации, в которых мы слышим болезненный разрыв души Шопена.
Ф.Шопен. Ноктюрн С-moll (до минор)
И золотилось терпкое вино.. звучал ноктюрн мелодией разлуки- В неё поверить не хотели руки: им захмелевшим, было все равно.
Что где-то там давно предрешено запретам встречи выстелить просторы.. А ночь светила музыкой, в которой звучал Шопен- прозрачный, как вино…
Последние годы Шопена были весьма печальны. Личная жизнь композитора так и не сложилась. Болезнь легких на протяжении всех лет подтачивала его силы.Последние концерты звучали только в кругу его близких.
«Он сыграл два ноктюрна. Каждый его звук проникал прямо в сердце. Слушая его, уносишься в беспредельную высь… И в этом есть что-то божественное. Мы слушали, затаив дыхание, ибо боялись разрыдаться.
На него было больно смотреть. Он ужасно кашлял, а рука дрожала, как в лихорадке…Ему не суждено долго жить, у него слишком возвышенная душа. Такова участь всех гениев».
(из воспоминаний Е.Шереметевой).
Пророчество гения
Умирает его близкий друг Я.Митушинский. Вскоре приходит известие из дома о смерти отца. Разрыв отношений с Жорж Санд стал потрясением для Фредерика Шопена.После таких ударов судьбы резко ухудшилось и без того слабое здоровье.
Этот ноктюрн был опубликован после кончины композитора. Но Джулиан Фонтана -близкий друг Шопена представил доказательства, что данная композиция времен молодости Фредерика(1827 год). Мелодия обладает потрясающей чувственностью и отражает мистические видения своего создателя. Звучит она, как пророчество гения. Давайте послушаем этот ноктюрн.
Ф. Шопен. Ноктюрн Е-moll (Ми минор)
«Французское небо плакало с польским дождем»
Шопен рано ушел из этого мира. Он безвременно скончался на 39 году жизни.Перед смертью он завещал своим друзьям похоронить свое сердце на родине.И поэтому у Шопена два места захоронения:его останки похоронены в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а сердце — в Варшаве, в Костеле Святого Креста.
В день смерти композитора Норвид Камилл — польский поэт, посвятивший великому музыканту значительную часть своих сочинений, сделал запись в своем дневнике:«Родом варшавянин, сердцем поляк, талантом –гражданин мира!».
Действительно, Фредерику Шопену не суждено было долго жить. Но его прекрасная музыка будет жить вечно и звучать в наших сердцах!
Прекрасна музыка Шопена,
Звучит всегда, как крик души.
В ней столько много вдохновения,
Мечты и радости, любви.
Ноктюрны, вальсы, полонезы
Пронизаны его судьбой,
Шопен – то музыка Вселенной,
Такой далёкой и родной.
Здесь каждый звук дыханьем свежим
Поёт о красоте земной,
Послушав музыку Шопена,
Рождаешься, как будто, вновь.
Наша музыкальная встреча состоялась в канун Международного дня музыки, который отмечается во всем мире.
Этот праздник был инициирован Иегуди Менухином, известным скрипачом, дирижёром, президентом Международного музыкального совета, действующим под эгидой организации ЮНЕСКО. Праздник отмечается с 1975 года.
Его главная цель – представить музыку как особое благо для человечества, поощрение музыкантов, создателей уникальной красоты.
Лилия Шадковска
Я благодарю Лилию за чудесную экскурсию в мир музыки. Думаю, что вы с удовольствием почитаете и послушаете замечательные ноктюрны Фредерика Шопена.
Приглашаю почитать о Шопене и другие статьи на блоге:
Музыка Шопена для сердца и души
Шопен. Ах, этот миг неповторимый…
Для всех, кто любит музыку, приглашаю почитать и другие статьи на блоге о музыке. Перейти в рубрику «Влияние музыка на человека» можно, кликнув по кнопке ниже.
Статьи о музыке и музыкантах
Урбеч — лакомство и целительный дар природы!Шопен. Ах, этот миг неповторимый…Музыка Шопена для сердца и душиЯ слышу музыки нежнейшие тона…Гармония звуков: стихи о музыке и музыка стихаФеренц Лист. Судьба и музыка
Источник: https://irinazaytseva.ru/serdce-chutkoe-shopena.html
Фредерик Шопен биография
Фредерик Франсуа Шопен (1810 – 1849) – польский композитор XIX века, пианист-виртуоз, педагог, ярчайший представитель романтизма в музыке, основатель польской национальной композиторской школы.
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы (Польша). Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела.
Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фредерика еще в раннем детстве.
С семи лет с мальчиком начал заниматься известный пианист Войцех Живный. К двенадцати годам Фредерик достиг уровня лучших пианистов Польши. С 1823 года Шопен учился в Варшавском лицее.
После окончания училища, Шопен начал изучать теорию музыки в классе композитора Юзефа Эльснера. Благодаря покровительству князей Четвертинских и Антона Радзивилла, Фредерику удалось попасть в высшее общество.
С 1829 года Фредерик Шопен, биография которого уже тогда свидетельствовала, что он станет великим музыкантом, начал активно выступать со своими произведениями в Вене. В 1830 году композитор навсегда покидает Варшаву. В 1831 году поселяется в Париже, где моментально становится известным, обретает множество поклонников. Через какое-то время музыкант сам начинает преподавать.
В круг общения Шопена входили многие молодые музыканты и крупнейшие европейские композиторы – Ф. Гиллер, Тюлон, Стамати, Франкомм, Беллини, Берлиоз, Шуман, Мендельсон, художник Э. Делакруа, писатели В. Гюго, Г. Гейне и другие.
Первый приступ заболевания легких случился у композитора Шопена в 1837 году (по мнению биографов музыканта, это был туберкулез). С тех пор он страдал астматическими приступами.
В это время Шопен жил с писательницей Жорж Санд. С 1838 по 1839 год влюбленные пробыли на острове Мальорка. Их отношения были непростыми, что также отрицательно сказывалось на состоянии здоровья композитора.
В 1847 году они расстались.
В 1848 году Шопен поселился в Лондоне, где продолжал давать концерты и вести преподавательскую деятельность. 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялся последний концерт великого композитора. С каждым днем он чувствовал себя все хуже и вскоре вернулся в Париж.
5 (17) октября 1849 года оборвалась краткая биография Шопена. Похоронили великого композитора на кладбище Пер-Лашез в Париже.
- С детства Шопен, чтобы настроиться на нужный лад, играл на фортепиано в полной темноте. Эта привычка сохранилась у него на всю жизнь.
- Уже в 1818 году в одной из варшавских газет была заметка о Шопене, как гениальном ребенке, который исполнял сложнейшие композиции и сам создавал танцы и вариации.
- Согласно последней воле Шопена, его сердце было перевезено в Варшаву и замуровано в одну из колонн в Котёле Святого креста.
- Творчество Шопена оказало огромное влияние на развитие гармонического стиля и формы европейской музыки. Наработки великого композитора использовали при создании своих произведений Лист, Вагнер, Глинка, Скрябин, Чайковский и другие.
- посмотреть все интересные факты из жизни Шопена
После прочтения краткой биографии Шопена обязательно попробуйте пройти тест:
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/c/shopen-frederik-chopin-frederic
Шопен. Ноктюрны (Nocturnes)
Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829—1830)
Op. 15 F-dur, Fis-dur (1830—1831), g-moll (1833)
Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834—1835)
Op. 32 H-dur, As-dur (1836—1837)
Op. 37 g-moll, G-dur (1839)
Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)
Op. 55 f-moll, Es-dur (1843)
Op. 62 H-dur, E-dur (1846)
Op. posth. 72 № 1 e-moll (1827)
Op. posth. cis-moll (1830), c-moll (1827)
Шопен начал писать ноктюрны еще в Варшаве. Ноктюрн, изданный после смерти композитора под ор. 72, сочинен в 1827 году, а ор. 9 датируется 1829–1830 годами.
Общая хронология шопеновских произведений ведется по датам прижизненного издания, из чего можно заключить, что создание подавляющего большинства ноктюрнов относится к периоду 30-х и начала 40-х годов (За исключением юношеского ноктюрна cis-moll. Всего у Шопена вместе с посмертно изданным e-moll’ным двадцать один ноктюрн.).
Ноктюрн — характерный жанр романтической музыки, разновидность лирической миниатюры — отличается своей оригинальной тематикой.
Само слово «ноктюрн» означает «ночной».
Печальная поэзия сумеречного света, призрачное сияние луны или разбушевавшаяся во мраке ночная гроза, смещая границы реального, преображались в окутанные таинственной дымкой видения, неотделимые от личного чувства, от охватившего художника настроения. Образы ночи в разных аспектах — изобразительных и выразительных, описательных и психологических — частое явление в поэзии, живописи, музыке XIX века.
Приоритет в создании музыкального жанра ноктюрна принадлежит Джону Фильду. Он наметил основные контуры этой романтической лирической миниатюры. Но изящная форма, красивая фортепианная фактура не избавили его пьесы от некоторой салонной чувствительности, которая сужала сферу распространения и воздействия ноктюрнов Фильда.
Большую и долгую жизнь этому новому жанру принес гений Шопена. Он преобразил скромный по замыслу и пианизму фильдовский ноктюрн, вложив в свои произведения огромную силу лирического чувства, трагического пафоса или нежную элегичность и меланхолию.
Обогащая внутреннее содержание музыкальных образов, драматизируя форму, Шопен не преступает границ, естественных для малых форм камерной музыки.
Одухотворенный лиризм Шопена находит в ноктюрнах свои специфические средства выражения. С чисто моцартовской щедростью рассыпает в них Шопен свои прекрасные мелодии.
Предельно выразительные, непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики. Здесь проявляется его особая склонность к орнаментальности мелодического рисунка.
Тонко выписанная, филигранно отделанная мелизматика непрестанно варьирует, обновляет звучание мелодии.
Характерно соотношение лирической мелодии и сопровождения.
Часто сопровождение представляет собой гармоническую фигурацию, которая охватывает широкий диапазон; ее аккордовые тоны расположены по широким интервалам, соответствующим акустической природе обертоновой шкалы. В результате создается иллюзия долгого педального звучания, глубокого «дышащего» фона, словно обволакивающего парящую мелодию.
Несмотря на множественность оттенков лирической образности, Шопен ставит перед каждой пьесой свою творческую задачу, и ее решение всегда индивидуально. И все же ноктюрны можно группировать по некоторым общим композиционным приемам. Есть ноктюрны фильдовского типа — как бы разновидность «песни без слов».
В их основе лежит один музыкальный образ; верхний голос ведет мелодию, остальные гармонические голоса образуют к ней аккомпанемент. Но и такие ноктюрны у Шопена отличаются от фильдовских глубоким содержанием, творческой фантазией, интонационной выразительностью мелодики. Интенсивность мелодического развития доводит элегические мелодии до высокой степени напряженности и драматизма.
Примером могут служить даже наиболее ранние ноктюрны: e-moll, ор. 72 [(посмертный) или Es-dur, ор. 9.
Но для большинства шопеновских ноктюрнов типично наличие двух резко контрастных образов. В этом проявляется большая усложненность содержания, что в свою очередь ведет к обогащению формы, а острота контрастов — к драматизации самого жанра. Примеры такого типа композиции — ноктюрны ор. 15, F-dur и Fis-dur.
В том и в другом случае трехчастность формы логически вытекает из противопоставления медленных крайних частей с кантиленной мелодикой подвижным и неспокойным средним частям (Сложная трехчастная форма особенно часто встречается в ноктюрнах.
Возвращение к исходному образу вызывает пластичную завершенность, симметричность построения, присущие шопеновским формам. Однако для каждого произведения Шопен всегда находит индивидуальные решения.).
Несмотря на сходство композиционного плана и общих контуров формы, внутренние соотношения, самый тип контрастности — различны.
Ноктюрн F-dur, ор. 15 No. 1
Источник: https://www.belcanto.ru/chopin_nocturnes.html
Ноктюрны Шопена
(латинское nocturnus – «ночной», итальянское notte – «ночь»)
В XVIII веке ноктюрнами называли музыкальные произведения, исполняемые на открытом воздухе в ночное время, подобно серенадам. Применялось такое обозначение и по отношению к оперным «ночным» сценам.
Мир ночных грез и мечтаний был созвучен романтической эстетике с ее интересом ко всему таинственному, и вполне естественно, что в XIX веке к жанру ноктюрна проявляется большой интерес.
Один из первых пианистов-романтиков, ирландский композитор Джон Фильд [1] утверждает жанр ноктюрна в качестве небольшой фортепианной пьесы лирического содержания (обычно в репризной 3х частной форме). Фильда и считают родоначальником фортепианного ноктюрна.
Писала в этом жанре также Мария Шимановская, соотечественница Шопена.
С самого начала Шопен ощутил ноктюрн как некое единство с ярко выраженным жанровым стилем – характерными чертами мелодии, фактуры, гармони, формы. В отличие от «Песен без слов» Мендельсона, в мелодиях шопеновских ноктюрнов нет непосредственных связей с бытовой лирикой. Они удалены от повседневности, возносятся над бытом.
Прекрасные в своем совершенстве, они являются слышимым воплощением романтического идеала. В большинстве своем это широкие кантиленные темы, яркие образцы инструментального bel canto. Нередко они близки мелодиям итальянских оперных арий (например, тема ноктюрна № 2).
Показательно, что во всех ноктюрнах – медленные темпы, подчеркивающие эту певучесть.
Однако, ноктюрновая мелодика Шопена – далеко не только «пение на фортепиано». Кантилена всегда очень органично сочетается с речевой выразительностью и чисто инструментальными приемами развития, а также богатейшей орнаментикой и танцевальными элементами, в результате чего возникает характерный для шопеновского стиля сплав – синтетическая мелодика[2].
Синтетический тип мелодики отличается удивительным равновесием инструментального и вокального начала, «речевого» характера с напевностью и танцевальностью, текучести и рельефности.
Обладая выразительностью живой человеческой речи, она не превращается в речитатив, сохраняет свою непрерывность. Очень часто ее структурной четкости способствует элемент танцевальности, присущий многим шопеновским темам.
Особенно ярко синтетическая мелодика представлена именно в жанре ноктюрна.
Типичной ноктюрновой фактурой является фигурация на основе обертоннового ряда, которая дает ткань, развернутую из одного басового звука. Такой принцип приводит к совершенно новой фортепианной певучести: вся фактура поет, создавая единый, неразрывный и непрерывно длящийся фон — обобщенное выражение романтически одушевленного пространства.
Почти все ноктюрны изложены в контрастных 3х частных формах, где образный контраст между крайними частями и серединой нередко подчеркнут и жанровыми элементами (как в ноктюрне № 13).
Шопен создал 20 ноктюрнов. Его подход к этому жанру в принципе не менялся на протяжении всего творческого пути; но, будучи концентрированным выражением шопеновской лирики, ноктюрн яснее других жанров отразил эволюцию стиля композитора.
Самые первые ноктюрны Шопена (№ 19, ми-минор, № 1 си-бемоль минор и № 2 Ми-бемоль мажор, а также изданный посмертно ноктюрн до-диез минор) возникли под несомненным влиянием Фильда. Они еще очень явно связаны с кругом интонаций бытового романса, славянской вокальной лирики.
Мягкий, оттеняющий контраст образов в названных ноктюрнах сменяется (в № 3, Си-мажор и № 4 Фа-мажор) резким, конфликтным соотношением основных, собственно ноктюрновых разделов и бурных, драматичных средних частей, что намного расширило образный диапазон жанра. В отношении материала эти ноктюрны представляют более заметный отход от бытовой основы.
В ноктюрне Фа-диез мажор (№5) обращает на себя внимание связующий переход к новому фактурно-интонационному материалу середины, что придает форме некоторое сходство с сонатностью.
Шестой, соль-минорный [3] ноктюрн целиком уподобляется сонатной экспозиции. Вообще соль минор в лирике Шопена — тональность особой искренности, исповедальности.
Тему этого ноктюрна больше, чем любого другого, можно уподобить процессу раздумий, фатально (как и в главной теме Первой баллады) возвращающемуся к одной мысли: нисходящей квинте «ре-соль».
И подобно внезапному, свыше данному исходу (после страстного нарастания в связующем разделе) звучит 2-я часть ноктюрна – возвышенный и отрешенный хорал (Фа мажор), вслед за которым уже не может быть возврата первого состояния, а только — попытки синтеза всего, что было.
Такой синтез дается в коде ноктюрна. Так, в постоянном обновлении тематизма развертывается вся композиция этого сочинения, которая вполне могла бы перерасти в крупную свободную форму поэмного типа.
Таким образом, Шопен в ноктюрнах с разных сторон подходит к грани, отделяющей миниатюру от крупной формы, но не переходит ее.
И только один раз – в до минорном ноктюрне № 13 – миниатюра становится настоящей поэмой со сквозным развитием, острейшим контрастом образов и трагической развязкой.
[1] Ученик М. Клементи, долгое время работал в России, где концертировал и преподавал. Среди его учеников – М. Глинка. [2] Определение Л. Мазеля. [3] Композитор создал этот ноктюрн под впечатлением спектакля «Гамлет». В 1-й теме словно возникает образ Офелии, а 2-я, хоральная тема, ассоциируется с ее смертью. Видимо, в связи с программным содержанием Шопен и отказался здесь от обычной для ноктюрна трехчастности.От экспрессивной, но сдержанной мерно-траурным, маршевым движением мелодии через нарастание в средней части достигается совершенно новое состояние в репризе — порывистое, беспокойное движение, устремленное к трагическому срыву в последних тактах пьесы.
Источник: http://musike.ru/index.php?id=63
Фредерик Шопен. Ноктюрны
При жизни Фредерика Шопена из всех его произведений наибольшей известностью пользовались ноктюрны – их популярность была сопоставима только с любовью к его вальсам. Первый ноктюрн Шопен создал еще в юности, большая часть произведений в этом жанре относятся к 1830-м гг. и началу 1840-х.
Слово «ноктюрн» означает «ночной». Первоначально так именовалась часть католического богослужения, совершаемого между полночью и рассветом, в XVIII в. ноктюрн превратился в камерно-инструментальное произведение, исполняемое на открытом воздухе, подобно серенаде.
Создателем ноктюрна в современном понимании – лирической фортепианной миниатюры, воплощающей романтический образ ночи с ее таинственной красотой и грезами – считается Джон Фильд, ирландский композитор, живший и творивший в России. Работали в этом жанре Мария Шимановская, Войтех Йировец.
Но подлинный расцвет ноктюрна связан с творчеством Фредерика Шопена.
Жанр ноктюрна у Шопена прошел большой путь развития – от пьес, близких к традициям Фильда, до произведений, «перерастающих» жанровые возможности ноктюрна как такового. Тем не менее, при всем разнообразии шопеновских ноктюрнов, в них можно выделить некоторые общие черты, составляющие характерные особенности жанра.
Прежде всего, это кантиленная мелодия, всегда отделенная от фактуры сопровождения, подчеркнуто противопоставленная ему, как это бывает в опере. Перекликается с итальянской оперной кантиленой и мелодический склад шопеновских ноктюрнов.
Будучи средоточием лирики, шопеновские ноктюрны, тем не менее, демонстрируют связь с конкретными жанрами – во многих эпизодах возникают черты романса или хорала, гимнические интонации или маршевый ритм.
Впрочем, мелодия ноктюрна никогда не приобретает у Шопена полную жанровую определенность, тем более, не демонстрирует непосредственной связи с тем или иным бытовым жанром – она словно возвышается над повседневностью. Свободно льющиеся мелодии, словно «пропеваемые» человеческим голосом, в процессе развития украшаются изящными, точно выписанными мелизмами.
Но если применительно к мелодиям можно говорить о родстве с оперной кантиленой, то фактура аккомпанемента не имеет ничего общего с оркестровым стилем, она имеет «фортепиано-обертоновую» основу.
На основе одного басового звука, выдержанного на педали, широкими волнами разливаются гармонические фигурации, создавая впечатление непрерывно длящегося «поющего» фона – композитор как будто преодолевает природу фортепиано с его ударностью звукоизвлечения.
Всем ноктюрнам Шопена присущ медленный темп, подчеркивающий их созерцательно-лирический характер. Большинство ноктюрнов написано в трехчастной форме с контрастными разделами.
Хотя шопеновские ноктюрны имеют общие черты, облик каждой из пьес индивидуален. Можно выделить некоторые разновидности.
Некоторые ноктюрны – в особенности ранние (ми-бемоль минорный, ми-бемоль мажорный) – ближе всего к традициям Фильда: единство музыкального образа, разделы формы не столько противопоставляются, сколько оттеняют друг друга, контрастируя очень мягко, очевидна опора на интонации бытового романса. Впрочем, от фильдовских ноктюрнов эти пьесы отличаются большей психологической глубиной, развитие их элегических мелодий не лишено драматизма.
Источник: https://musicseasons.org/shopen-noktyurny/
Шопен ноктюрны
Интересные новости и статьи по теме Шопен ноктюрны из мира науки, здоровья, музыки, автомобилестроения вы найдете в ленте статей нашего онлайн Журнала.
Польские власти отказались предоставить сердце композитора Фредерика Шопена для проведения теста ДНК, сообщает агентство AP.
Ученые добивались разрешения исследовать сердце Шопена, так как у них есть подозрения, что на самом деле композитор скончался от муковисцидоза, а не от туберкулеза, как говорится в свидетельстве о смерти.
Шопен похоронен на кладбише Пер-Лашез во Франции, однако его сердце, по воле композитора, было помещено в колонну Церкви Святого Креста в Варшаве. Представитель…
Во дворце Острожских в центре Варшавы открылся обновленный музей композитора Фредерика Шопена. Музей создан с использованием самых современных технологий и был открыт к 200-летию со дня рождения композитора, отмечавшемуся 1 марта.
В ходе реконструкции, продолжавшейся около пяти лет, музей был оснащен интерактивным оборудованием, которое позволяет посетителям ознакомиться с аудио- и видеозаписями, составляющими экспозицию.
Кроме того музей устроен таким образом, что каждый посетитель может…
В состоянии стресса, повышенной тревожности частота волн головного мозга превышает допустимые нормы. Чем медленнее бета-волны в головном мозге, тем лучше мы себя чувствуем.
Музыка с ритмом 60 ударов в минуту, как медитация, способна замедлить мозговую деятельность. При ее прослушивании улучшается внимательность и трудоспособность. Мозг перестает тратить энергию на негативные эмоции.
Постепенно общее состояние стабилизируется, наступает умиротворение.
Слушаем: Для стабилизации и активизации…
С музыкой мы идём по всей жизни (колыбельная — в детстве, любимое радио — в пробке, караоке — в ночи у соседей сверху).
Когда мы слушаем любимые мелодии, редко задаёмся вопросом: а почему они мне нравятся, и почему после прослушивания этого трека я чувствую себя лучше? Учёные и врачи выяснили, что человеческое ухо различает 1378 музыкальных тонов, а к этому прибавляется множество звуков вне спектра слышимости. Но дело тут даже не в ушах, а в наших внутренних органах.
Оказывается, у них…
Снять стресс поможет романтическая музыка Чайковского, Шуберта, Шумана, Листа. Произведения Бетховена утешают, успокаивают, наполняют мужеством. Бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой и Таривердиева помогает при неврозах и раздражительности.
Язва желудка и двенадцатиперстной кишки исчезает при прослушивании «Вальса цветов» из балета Чайковского «Спящая красавица» и мелодичной музыки Моцарта.
При переутомлении поставьте записи музыки Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Элвиса Пресли…
В Москве на 83-м году жизни скончался писатель, сценарист и режиссер Эфраим Севела. Точная причина смерти сценариста не называется, однако известно, что в последние годы жизни он тяжело болел.
Эфраим Севела (настоящее имя — Ефим Евельевич Драбкин) родился 8 марта 1928 года в Бобруйске в семье спортсменов.
Во время Великой Отечественной войны отбился от родственников и бродяжничал, а вскоре присоединился к противотанковой артиллерии, с которой дошел до Германии. После войны Севела окончил…
«Подлинный читатель — это тот, кто осознаёт, что единственная тайна текста — это пустота». Умберто Эко ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЗЕРКАЛО НЕБЫТИЯ История всемирной литературы представляет собой историческое развитие литературных трудов в прозе или поэзии, которое призвано обеспечить просвещение читателей относительно того печального факта, что их, читателей, оказывается, нет.
И ничего вообще нет, в том числе и самой литературы. Это означает, что литература, с древности до наших дней…
В старинных романах барышни, томно обмахиваясь веерами, непременно жаловались на мигрень.
Давно превратились в пепелища дворянские гнезда, не стало барышень, да и веера вышли из моды, а мигрень по-прежнему остается излюбленной темой жалоб, которые приходится слышать каждому участковому терапевту.
По данным статистики, которая, как известно, знает все, 85 процентов населения нашей планеты хотя бы раз в жизни ощутили всю «прелесть» мигрени. Чаще всего ее жертвами становятся люди в возрасте 18…
Многие из нас любят слушать музыку, не понимая до конца ее воздействия. Иногда она излишне стимулирует — становится навязчивой. Какой бы ни была наша реакция, музыка оказывает умственный и физический эффект.
Для того чтобы лучше понять, как музыка исцеляет, нам необходимо понять, что именно она совершает.
Когда мы будем это знать, мы сможем — вне зависимости от уровня нашей музыкальности — изменять нагрузку на свои «звуковые каналы» столь же быстро и результативно, как переключаем…
В свете факелов стены переливаются, словно усыпанные бриллиантами. Или сапфирами. Или рубинами. Или всеми драгоценными камнями вместе взятыми.
Дамы и кавалеры — знатнейшие из знатных, избранные из избранных — возбужденно смеясь, шествуют по нескончаемому лабиринту.
Где им предстоит веселиться сегодня? В каком из двух тысяч инкрустированных залов? После перехода по Мосту над пропастью у дам еще трепещет сердце…
Катание на лодках по озерам, гладь которых прозрачнее слезы, а воздух напоен…
Источник: https://www.SunHome.ru/journal/shopen-noktyurni
Фредерик Шопен: биография, интересные факты и видео
Приветствую любителей искусства и гостей сайта! В статье «Фредерик Шопен: биография, факты и видео» — о жизни известного польского композитора и пианиста. Здесь вы можете послушать произведения гениального композитора.
На вечеринке, посвященной отъезду на гастроли в Вену, друзья торжественно вручили Фредерику кубок с землей — чтобы легче было переносить разлуку с родиной. Он счел это удачной шуткой – уезжал-то ненадолго.
Такой же кубок с родной землей привезут девятнадцать лет спустя. В день его похорон на парижское кладбище Пер-Лашез, а в Польшу, согласно последней воле гения, вернется его сердце. Колонна варшавского костела, в которой оно замуровано, станет местом паломничества миллионов почитателей его таланта со всего мира.
Биография Фредерика Шопена
Родился Фредерик Францишек Шопен недалеко от Варшавы 1 марта 1810 года в интеллигентной и очень музыкальной польско-французской семье. Прекрасно играла на фортепьяно и пела мать. Отличным музыкантом был отец – он, по легенде, играл на скрипке даже в момент рождения сына.
Дом в Желязовой-Воле, в котором родился Фредерик Шопен
Как и положено настоящему гению, необычайные способности ребенок проявил очень рано. Пятилетним малышом, еще не освоив нотную грамоту, на слух подбирал на фортепиано народные мелодии и несложные пьесы. В семь лет дал свой первый концерт. О нем заговорила вся Польша. В этом два гения Шопен и Моцарт очень схожи.
Публика восторгалась удивительной, «польской» музыкой юного композитора, а еще больше его виртуозной игрой.
К двадцати годам Шопен считался лучшим польским пианистом. Он успешно окончил лицей и высшую музыкальную школу. Свободно владел немецким и французским, отлично рисовал.
Он был желанным гостем в модных аристократических салонах. Послушать новые сочинения «духа и души фортепиано» съезжалось высшее общество со всей страны.
В 1829 году состоялось его первое выступление за границей. Грандиозный успех и восторженный прием, оказанный молодому пианисту избалованной венской публикой, вдохновил его на более длительное концертное турне.
Поздней осенью 1830 года Фредерик отправился покорять Европу. Через две недели после его отъезда в Польше вспыхнуло, и было жестоко подавлено восстание. Начались репрессии, возвращение домой стало невозможным.
Париж
Вместо Варшавы, в 1831 году он приехал в Париж — город, о котором мечтал с детства. Началась новая жизнь, если и не очень счастливая, то, по крайней мере, вполне благополучная. Первый же концерт «поэта фортепиано» имел грандиозный успех.
Воздушные мазурки, утонченные этюды, гордые полонезы, торжественно-траурные марши, романтические баллады, печальные ноктюрны и невыразимо-прекрасные вальсы – непривычная, необычная музыка удивляла и завораживала. Манера игры вызывала мистический трепет.
В Париже были написаны лучшие произведения композитора. Его боготворили слушатели, с ним дружили знаменитые поэты, музыканты, художники.
Публикации произведений, частные уроки «высокопоставленным» ученикам, редкие публичные и частые салонные концерты, выступления для венценосных особ, позволяли вести светский образ жизни, не особо заботясь о деньгах. Все было бы неплохо, если бы не мучительная тоска по родине, не дававшая покоя.
Шопен и Жорж Санд
А еще любовь — изматывающие душу десятилетние отношения с «ядовитым растением» — знаменитой писательницей Жорж Санд. Роман закончился болезненным разрывом, который, в конечном итоге и свел композитора в могилу, усугубив болезнь легких.
Амандина Аврора Люсиль Дюпен, псевдоним — Жорж Санд (1804-1876)
Он умер молодым – в 39 лет, в октябре 1849 года. Главное настроение всех своих произведений Шопен выразил одним словом — «жаль». И, правда, очень жаль — что умер так рано, многое не успел, жил на чужбине, был несчастлив.
С другой стороны – не будь в его жизни минора — лишилось бы человечество самых пронзительных и трепетных его произведений. «Лишь тот творит, в ком сердце плачет…»
В этом видео подробная информация по теме «Фредерик Шопен: биография и творчество». Смотрите и слушайте музыку!
Чудесная музыка Фредерика Шопена. Милый друг, забудьте ненадолго обо всем. Послушайте музыку, которая пережила века и продолжает восхищать и наполнять душу ↓
Друзья, если вам понравилась статья «Фредерик Шопен: биография, интересные факты», поделитесь в социальных сетях.
Источник: https://damy-gospoda.ru/frederik-shopen-biografiya/
Интересные факты из жизни Фредерика Шопена
Фредерик Шопен – известный композитор из Польши, виртуоз, пианист, педагог. Он обладал огромным даром игры на музыкальном инструменте, который проявился у гения в раннем детстве.
Шопен был невероятно привязан к музыке, но эта всепоглощающая любовь обладала и свойством разрушения.
Пожалуй, именно поэтому творчество композитора привнесло в его судьбу множество интересных и даже сверхъестественных событий.
Появился на свет Фредерик Шопен в начале 19 века и прожил короткую, но яркую жизнь. Всего 39 лет. Его музыкальное творчество имело особую тематическую уникальность.
Шопен умело смешивал различные жанры, а в его произведениях присутствовали ненавязчивая тонкость, искренность, изящество, лиризм, гармония, классичность и фантазия.
На музыкальный вкус Фредерика Шопена повлияло творчество Вольфганга Моцарта, Марии Шимановской, Михаила Огинского, а также итальянская и национальная оперы.
Практически вся музыка гения предназначена для фортепианной игры, среди его бессмертных произведений «Душа плачет», «Шорох волн», «Революционный этюд», «Полонез», «Минутка» и многие другие бесценные мелодии. Начиная с юного возраста, за Фредериком Шопеном замечалось странное не логичное поведение, которое было обусловлено сильнейшей привязанностью к музыке и желанием быть услышанным.
Странности молодого Шопена
В детстве юный Фредерик практически никогда не расставался с любимым инструментом. Игра на фортепиано доставляла ему огромное счастье, в то время как он сам, мог перейти грань разумного понимания обычной преданности музыке.
Когда Шопен собирался музицировать, то непременно делал это в темноте, предварительно погасив в комнате все свечи. Кромешная тьма и музыка – все, что ему было нужно.
Нередко, гений мог вскочить среди ночи и сесть за фортепиано, тем самым разбудив всех взрослых в доме.
Маленький Шопен очень любил некоторые аккорды, которые ему не удавались из-за длины детских пальцев. Он долго огорчался, но изобрел для себя особое приспособление, которое растягивало пальцы. Это устройство доставляло массу неудобств и наносило сильнейшую боль, но Фредерик использовал его постоянно, и не расставался с ним даже перед отходом ко сну.
Когда Шопену было 10 лет, он сочинил военный марш, посвященный князю Константину. Произведение было опубликовано, но без указания имени автора.
Проблемы со здоровьем у Шопена начались еще в детстве. Фредерик страдал одной из форм эпилепсии, которая сопровождалась видениями. Он утверждал, что видит мертвых родственников, духов, призраков, которые приходят к нему с угрозами. А в его любимом фортепиано живут черти. Не удивительно, но Шопена считали сумасшедшим.
В более взрослых летах, Шопен особенно чувствительно проявлял себя в отношениях с женщинами. Фредерик влюбился в родственницу одного известного музыканта, и даже был с ней помолвлен. Но однажды, придя в ее дом со своим другом, невеста Шопена предложила товарищу жениха сесть раньше.
Шопен был так возмущен и расстроен, что расторг помолвку. Композитора очень легко было обидеть; даже если возлюбленная посмотрит на него, как ему казалось, не тем взглядом, или случайно сделает неловкий жест.
Он мгновенно прекращал с ней всякое общение и переключался на более достойную персону.
Несмотря на свои убеждения относительно женщин, Шопен женился на писательнице Жорж Санд, которая при первом взгляде вызвала у музыканта отвращение своим поведением и манерой шокировать публику. Шопен «в сердцах» сказал о ней, что сомневается, женщина ли перед ним? Однако это не помешало композитору прожить с ней в браке девять лет.
Кроме того, что Фредерик Шопен обладал особым даром в музыкальном искусстве, он был очень принципиальным, как и все авторы. В его жизни случилась музыкальная дуэль с венгерским композитором Ференцем Листом, который попытался сыграть произведение Шопена по-своему.
Шопен был возмущен таким поведением коллеги и сказал, что никто не вправе что-либо изменять в написанных им произведениях. Лист обиделся, но при удобном случае все же, отомстил Шопену. Он сыграл в полной темноте так удивительно пронзительно, что Шопену пришлось сознаться в своей неправоте относительно таланта Ференца Листа.
Ведь тогда все подумали, что играет сам Шопен.
Музыкальное наследие Фредерика Шопена пронизано грустью, тоской и вдохновением. Его музами были женщины, родина, которую страстно любил и почитал, выдающиеся композиторы, и, конечно, возлюбленная Жорж Санд. Она была не просто музой, но и женщиной, которая почитала Шопена, и, считая его хрупким и незрелым, относилась к нему еще и по-матерински.
Наверное, именно после расставания с женой так резко оборвалась жизнь гения.
Разлука подорвала здоровье Шопена, а оправиться он так и не смог. На протяжении своей недолгой жизни он писал, в основном, вальсы. Им создано огромное множество музыкальных трудов, в том числе 3 сонаты, 4 скерцо, 4 баллады.
Сам он называется свое творчество словом «Жаль», имея в виду, что в нем преобладают жалостливые нотки. В его произведениях проносятся вихрем сожаление, ненависть и жалоба. Музыке Шопена присуща особенная фактура, многообразие, благородство, выразительность, вкус.
Он первым осуществил переход от классицизма к романтизму, дал толчок развития музыкального искусства в ином направлении.
Благородный и печальный гений Шопен
- Несмотря на бесчисленное множество написанных им произведений, вершиной творчества Фредерика Шопена считается «Похоронный марш», который очень точно передает ощущение скорби и печали.
- Любимый жанр Шопена – вальс. Один из них он написал специально для своей возлюбленной Жорж Санд, который знаком всем под именованием «Собачий вальс», или «Вальс маленькой собачки».
- Шопен сделал из скерцо независимое произведение.
- Некоторую часть своей жизни Шопен жил на территории подконтрольной Российской империей.
- Последней работой в жизни Шопена была «Мазурка фа-минор», которую самостоятельно ему исполнить так и не довелось.
- После своей смерти Шопен завещал передать сердце Родине, где оно нашло покой в колонне церкви Святого Креста. Тело композитора захоронено в Париже.
Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-frederika-shopena/
Фредерик Шопен: некоторые факты из жизни гения
Выдающийся польский композитор Фридерик Шопен родился 1 марта (22 февраля по старому стилю) 1810 г. недалеко от Варшавы. В селе, где он жил в детстве и где впоследствии часто проводил лето, Фридерик увлекся народными песнями и танцами. Это увлечение оказало большое влияние на его творчество.
Заниматься музыкой Шопен начал довольно рано. Когда ему было всего восемь лет, он уже концертировал и имел большую популярность в Варшаве. В это время были напечатаны первые его произведения.
В 1826 г. Фридерик поступил в консерваторию по классу композиции. К тому времени он уже был пианистом-виртуозом. Успехи Шопена по композиции были настолько выразительными, что его учитель, выдающийся польский музыкант Эльснер, написал о способности ученика: «Безусловно музыкальный гений».
Осенью 1830 г. композитор уехал сначала в Вену, а вскоре — в Париж. В столице Франции он вынужден был прожить эмигрантом остаток своей жизни, потому что польское восстание 1831 г.
навсегда перечеркнуло его надежды вернуться в Варшаву. Эта вынужденная оторванность от родины стала душевной трагедией Шопена и, безусловно, оказала влияние на его творчество. В Париже композитор быстро получил славу.
Он много концертировал, его приглашали в салоны парижской знати.
Фридерик Шопен прожил не слишком длинную, но очень яркую жизнь. Свидетельством этому — и те несколько фактов, которые мы предоставляем ниже.
— Еще будучи ребенком, Фридерик привык играть в темноте. Садясь за фортепиано, он непременно гасил свечи. Только так мальчик мог настроиться на нужный лад. Эту привычку он пронес через всю жизнь. Даже играя в гостях, Шопен просил погасить свет в комнате.
— Учась играть, будущий виртуоз очень полюбил некоторые аккорды, но его детские пальцы еще не могли их брать. Тогда мальчик решил растянуть свои пальцы и даже придумал для этого приспособление. Оно наносило достаточно сильную боль. Несмотря на это, юный пианист носил его постоянно, не снимая даже ночью.
— Прислуга, которая жила в доме Шопена, была уверена, что мальчик сошел с ума. По ночам он срывался и бежал к фортепиано, чтобы играть. Уже позже сам Шопен стал жаловаться на здоровье.
Великий композитор страдал эпилепсией. Болезнь сопровождалась видениями. К Шопену приходили умершие родственники, а, иногда, другие духи, которые угрожали ему.
В одном из своих писем он писал, что увидел в чреве своего фортепиано неких «проклятых тварей».
— В возрасте 10 лет Шопен написал марш, посвященный великому князю Константину, который был напечатан, правда, без имени автора, но несколько раз выполнялся военным оркестром.
— Известное всем произведение «Собачий вальс» тоже написал Шопен. В его любимой Жорж Санд была собачка, с которой писательница любила играть. Однажды женщина сказала, что если бы умела, то обязательно придумала бы песню о своем четвероногом друге. Желание возлюбленной — закон. Шопен составляет замечательный вальс (опус № 64), который друзья и ученики прозвали «Вальс маленькой собачки».
— Композитор был очень чувствительным к приключениям, связанных с женщинами. Так, его помолвка была расторгнута из-за пустяка. Шопен был влюблен в внучку одного знаменитого музыканта и даже думал жениться.
Но его чувство подверглось испытанию. Однажды Фридерик пришел в гости к любимой с другом. Девушка предложила другу жениха сесть раньше, чем ему самому.
Возмущенный, он не вынес подобной обиды и передумал жениться.
— Однажды Шопен на вопрос, каким словом определяется главное настроение всех его музыкальных произведений ответил, что в его родном языке есть такое слово — «жаль» (zal). И в нем скрыта целая гамма чувств «от жалобы и жалости к ненависти» от «скорби» до «накипающей в глубине сердца неумолимой угрозы» — «жаль» окрашивает все творения композитора.
— Шопен получил громкую славу еще при жизни — перед ним преклонялись артисты, поэты, музыканты (Лист, Шуман, Мендельсон, Берлиоз, Гейне, Мицкевич, Делакруа), выражая публично свое бескрайнее восхищение.
Шопен — основной композитор в репертуаре ведущих пианистов мира.
Его не устают переиздавать самые большие звукозаписывающие компании, его именем называют аэропорты, улицы городов, небесные светила, музыкальные фестивали и конкурсы.
— Десять лет Шопен страстно любил французскую писательницу Жорж Санд, которая имела независимый, сильный характер. Эпатажная, красивая и талантливая женщина любила шокировать публику (курила трубку, носила мужскую одежду и меняла любовников быстрее чем носовые платки).
Они познакомились в Ференца Листа, Санд произвела на нежного, изящного Шопена отталкивающее впечатление: «Какая малоприятная женщина — эта Санд! Да и женщина ли это вообще, я склонен в этом усомниться!», — жаловался он своему другу Листу.
Кто бы мог подумать, что через 10 лет разрыв с «малоприятной женщиной» сведет Шопена в могилу.
— Последний год жизни композитор, потрясенный разрывом с Жорж Санд, не мог писать музыку. Письма Шопена к друзьям поражают своей безысходностью: «Я ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии — совсем перестал что-либо чувствовать — только прозябаю и жду, чтобы это поскорее закончилось». 16 ноября 1848 г. в Лондоне Фридерик Шопен дал свой последний концерт.
Единственное произведение, которое закончил Фридерик перед смертью, была мазурка фа минор, но сыграть ее, обессиленный переживаниями и заостренной болезнью легких, уже не смог. Он лишь записал ее на бумаге, а 17 октября 1849 г. в Париже, в возрасте 39 лет великий польский композитор, пианист-виртуоз, педагог Фридерик Франсуа Шопен умер на руках своей сестры Людвиги.
Мир потерял музыкального гения — автора 2 концертов, 3 сонат, фантазии, 4 баллад, 4 скерцо и бесчисленного количества других музыкальных произведений.
Сказать, что музыкальный мир скорбел — мало. Музыкальный мир рыдал, провожая гения в последний путь. За гробом шли тысячи людей.
И хотя тело осталось на французской земле (кладбище Пер-Лашез), сердце композитора было отдано Родине — оно замуровано в колонну церкви Святого Креста в Варшаве.
В Париже (парк Монсо) в 1906 году было установлено удивительный своей нежной трагичностью мраморный памятник Фридерику Шопену: сидит за пианино композитор, играет похоронный марш; у его ног плачет девушка, закрывает от боли лицо, скорбный ангел посыпает их цветами (см. фото).
Похоронный марш Шопена признан вершиной для произведений этого жанра. Он занял особое место не только в музыке, но и во всей жизни человечества. По мнению музыкантов, совершенное передать чувства скорби на языке звуков просто невозможно.
100 лет на лучших балетных сценах идет «Шопениана». Создатель шедевра — Михаил Фокин.
26-летний хореограф, взяв пять произведений Фридерика Шопена (полонез, ноктюрн, мазурку, тарантеллу и седьмой знаменитый вальс), поставил спектакль для благотворительного вечера в Петербурге, который состоялся в начале прошлого века.
В Большом театре под вечную музыку Шопена захватывали публику выдающиеся артисты — Галина Уланова, Наталья Бессмертнова, Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Нина Ананиашвили, Марис Лиепа, Александр Годунов и Алексей Фадеечев.
Шопен писал вальсы в течении своей короткой жизни — этот жанр один из самых любимых в нежного, печального композитора. Первый вальс он написал в 1827 году, ему было 17 лет, а два последних — за год до смерти.
Борис Пастернак так написал о Шопене: «Значение Шопена шире музыки. Его деятельность кажется нам ее вторичным открытием».
В отделе социально-экономической и художественной литературы Научно-технической библиотеки им. Г.И.Денисенка НТУУ «КПИ» (абонемент № 4, пятый этаж библиотеки) сохраняется много интересных литературно-художественных произведений, посвященных истории жизни и творческой деятельности выдающегося польского композитора, и все желающие могут с ними ознакомиться. Перечень изданий предлагаем.
Произведения, посвященные Фридерику Шопену в фонде НТБ НТУУ «КПИ»
1. Брошкевич Ежи. Образ любви: повесть о жизни Фредерика Шопена; Письма Шопена: [пер. с пол.]. — М .: Правда, 1989. 2. Бэлза И.Ф. История польской музыкальной культуры. — М .: Музыка, 1972. 3. Бэлза И.Ф. Шопен. — М .: Наука, 1968. 4. Ивашкевич Я. Шопен. — М .: Музыкальная Украина, 1989. 5. Кремлев Ю. Фридерик Шопен: очерк жизни и творчества. — М .: Музыка, 1971. 6. Пастернак Б.Л.
— Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. 7. Соловцов А.А. Фридерик Шопен: жизнь и творчество. — М .: Музгиз, 1956. 8. Фридерик Шопен, 1810-1849. — М .: Музгиз, 1961. 9. Шопен, каким мы его слышим. -М .: Музыка, 1970. — 310 с. 10. Шопен Фридерик, 1810-1849. Письма: [в 2 т.]. — М .: Музыка, 1982-1984. 11. Chopin live in Warsaw, 1810-1830. Fryderyk! Come Back to Warsaw! — Warsaw: [s.l.
, 2010].
12. Niewiarowska Barbara. Fryderyk Chopin's Warsaw. — Warsaw: City of Warsaw 2009.
Анна Биднюк, Елена Тарасюк
Источник: https://kpi.ua/ru/node/8493