От Техуры Гоген узнал легенду о происхождении лучшей половины людей Ареои, согласно которой они были созданы грозным богом Оро. Честь стать матерею привилегированного клана людей выпала на долю красивой девушки Вайраумати, в которую страстно влюбился Оро. Очарованный этим рассказом, в 1892 художник написал полотно «Ее зовут Вайраумати» (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Гоген изобразил прародительницу Ареои в образе обнаженной таитянской девушки, сидящей на роскошной темной ткани. Рядом с ней стоит маленький столик с фруктами, приготовленными для возлюбленного. За спиной героини — красавец Оро в красной набедренной повязке. В глубине картины изображены два идола, олицетворяющие любовь. Несмотря на то, что действие сюжета происходит на фоне пейзажа, художник обособил богиню от мира людей, тем самым проведя черчу между реальным и потусторонним мирами.
Повышенная декоративность и стилизация этого полота обусловлена тем, что Гоген изобразил сцену из легенды, а не реальной жизни.
Работая над картиной, живописец скрупулезно изучал древние таитянские сказания и, если раньше использовал художественные приемы японской культуры, то теперь обратился к искусству Египта, Индии, Ирана и Камбоджи.
Восприняв общие изобразительные принципы живописи этих стран, мастер дал им собственную трактовку и как бы преломил через призму монументального видения мира.
Дух мертвых бодрствует. 1892
Художник достаточно часто выбирал сюжеты для своих произведений из маорийских преданий. Потому поэтический подтекст в его работах играет значительную роль «Дух мертвых бодрствует» (1892, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало).
Вскоре Гогена начали преследовать многочисленные неприятности, связанные с материальными трудностями и проблемами со здоровьем. Частые и беспорядочные интимные связи с местными девушками привели к тяжелому заражению. Узнав о своей болезни, художник оставил беременную супругу и уехал во Францию.
На родине он вернулся к привычной жизни, в поисках утешения и ласки сошелся с весьма молоденькой бездомной индианкой, которая была известна как Анна Яванская. Однако девушка не стала живописцу верной спутницей. Во время совместного путешествия в Бретань художник из-за несносного и скандального характера новой избранницы был сильно избит.
Он тяжело переживал произошедшее, но более жестокий удар его ждал впереди Анна покинула своего «благодетеля», прихватив с собой все ценные вещи.
Когда ты выйдешь замуж? 1892
С мечтами о тихой семейной жизни Гоген в 1895 вернулся на Таити, надеясь на возобновление отношений с Техурой. Но она уже была замужем за островитянином и воспитывала сына Эмиля, рожденного or брака с Гогеном.
Вскоре после приезда художник снова женился.
Четырнадцатилетняя девушка Паура из соседней деревни не сыграла столь значительной роли в творчестве мастера, как первая супруга, хотя Гоген считал ее обнаженный портрет лучшим произведением, который он когда-либо создавал.
В Полинезии колористическое дарование художника раскрылось полностью.
Гоген по-прежнему очень требовательно относился к цвечу в своих работах, считая, что только посредством него можно выразить самые неуловимые интонации в природе и даже ее внутреннюю силу.
Постепенно яркий колорит работ уступил место более сдержанному, а иногда даже сумрачному живописному решению холста, а рисунок при этом стал строго обобщенным. В искусстве Гогена зазвучали печальные, даже трагичные интонации.
Зимой 1897–1898 художник получил из Копенгагена известие о смерти горячо любимой, единственной дочери, которая скончалась в возрасте двадцати лет от пневмонии. Переполненный отчаяния, Гоген совершил попытку самоубийства.
В этом же году у его сына Кловиса, который после возвращения из Дании делил с отцом нищенское существование в Париже, в результате несчастного случая, парализовало ногу. Бывшая супруга художника Метта не сочла нужным известить об этом Гогена.
В начале мая 1900 молодого человека оперировали, но 16 мая, на двенадцатый день после операции, Кловис умер от сепсиса. Ему только исполнился двадцать один год. Живописец об этой смерти так и не узнал.
В конце 1890-х — в самый трагичный период своей жизни Гоген создал большое полотно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897, Музей изящных искусств, Бостон), которое считал своим духовным завещанием. Картина изображает раздумья мастера о невозможности проникнуть в тайну «нашего происхождения и нашего будущего»[9].
Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? 1897
Содержание произведения нужно «читать» справа налево, постепенно раскрывая его смысл — течение человеческой жизни от рождения до смерти. На большом, вытянутом по горизонтали холсте изображен берег лесного ручья, в густой воде которого отражаются таинственные тени-видения.
Пышная тропическая растительность призвана сбить зрителя столку, создав впечатление того, что действие происходит не на земле, а в раю. Поставив в названии полотна три вопроса, Гоген композиционно разделил картину на столько же частей. Первую занимают три женщины, сидящие около спящего ребенка, покой которого охраняет большая черная собака.
В центре изображен сильный юноша с высоко поднятыми над головой руками. Нарочито огромная фигура, вопреки законам перспективы, помещена художником в заросли. Она поднимает руку, с удивлением глядя на двух персонажей, осмелившихся предстать перед ее взором. В левой части кар тины — группа людей, образующая идейное единство с идолом, находящимся на втором плане.
Каждый из образов, представленных в этой работе, несет в себе некое поэтическое иносказание, являясь весьма определенным символом.
Автор книги «Сто великих картин» Надежда Ионина трактует художественные приемы, использованные мастером в этой работе, следующим образом: «Лесной ручей — любимая метафора художника часто трактуется им как источник жизни, таинственное начало бытия.
Вероятнее всего, спящий младенец олицетворяет здесь рассвет человеческой жизни, а высокий юноша, срывающий с дерева плод, воплощает идею единения человека с природой.
Другие персонажи олицетворяют собой порыв к постижению вселенской тайны бытия, трагедию духа и проблески первого беспокойства относительно короткого века человека и многое другое»[10].
Картина «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» стала одной из последних «больших» работ художника.
Озорная шутка. 1891
Разговор. 1897
Девушки с цветами манго. 1899
Айнах с острова Ява. 1893
Женщина в красном. 1891
Несмотря на все невзгоды и трудности, которые обрушились на Гогена, он продрожал писать.
К числу лучших произведений позднего периода относится полотно «Жена короля» (1896, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).
После ее завершения мастер написал своему Другу Даниэлю де Монфрейду: «Только что закончил картину — один метр тридцать сантиметров на один метр, которую считаю гораздо удачнее всего предыдущего: обнаженная царица лежит на зеленом ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морское побережье. Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью»[11].
Добавим, что эта работа органично дополняет ряд произведений европейской живописи, изображают них прекрасных обнаженных Венер — «Спящая Венера» Джорджоне (1508–1510, Картинная галерея, Дрезден), «Обнаженная Маха» Гойя (1797–1800, Прадо, Мадрид), «Олимпия» Мане (1863, Музей д'Орсэ, Париж) и другие.
Интересны так же картины Гогена «И золото их тел» (1901, Лувр, Париж), «Натюрморт с попугаями» (1902, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С.
Пушкина, Москва), «Женщины на берегу моря» (1902, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Белая лошадь» (1898, Музей д'Орсе, Париж).
В этих произведениях творческие искания живописца нашли свое наивысшее воплощение, принеся мастеру заслуженное признание.
Женщины на берегу моря. 1902
В 1901 художник перебрался с Таити на остров Доминик, входящий в Маркизский архипелаг. Здесь он провел последние полтора года жизни, активно создавал не только живописные, но и литературные произведения, писал статьи.
Гоген прекрасно осознавал свою роль в искусстве: «Мое творчество, рассматриваемое как непосредственный результат в области живописи, имеет гораздо меньшее значение, чем его окончательный моральный результат: освобождение живописи, отныне избавленной от всех препон, от всех гнусных сетей, сплетаемых школами, академиями, а главное — посредственностями»[12].
Источник: https://nemaloknig.com/read-349007/?page=4
Поль Гоген, Белая лошадь, Забавы и таитянские мотивы
В музее Орсе храняться следующие картины Поля Гогена: «Золото их тел», Автопортрет, «Белая лошадь», «Над пропастью», «Хижина под пальмовыми ветвями», «Забавы»
Золото их тел
Одна из картин, написанных в период пребывания на Доминике. В картине автор передает красоту таитянской природы, и контрастирующий с ней цвет тел местных женщин.
Белая лошадь
Картина, написанная в духе анимализма. При этом Гоген использует свои любимые таитянские мотивы, изображая на заднем плане всадников на лошадях. В работе он подчеркивает единение человека с природой. Всадники на лошадях абсолютно наги, у них нет лошадиной сбруи, вместе с тем человек и лошадь чувствуют друг друга, у них полная гармония. При кажущейся простоте исполнения картины в ней чувствуется особая атмосфера, тишина и покой, лишь легкий ветерок колышет траву…
Забавы
Художник показывает досуг простых таитянских жителей. Они свободны, в них нет спешки, они заняты любимым делом в гармонии с природой и собой.
Упрощенные формы, яркие цвета, все это призвано создать акцент на чувствах, на эмоциях.На гармонии.
Много лет картина не теряет своей актуальности, в спешке, в погоне за карьерой, в повседневной суете мы забывает о том, что есть сама жизнь, не замечаем мир вокруг нас. А Гоген показал нам это.
Поль Гоген (1848-1903)
Поль Гоген родился в 1848 году в Париже, отец – журналист, мать – франко-перуанка. Поначалу ничто не связывало Поля с искусством. Поначалу он служит моряком, позже становиться успешным биржевым брокером.
Начал рисовать с 1874 года, поначалу посвящая любимому делу лишь выходные. В 35 лет он бросает семью, пятерых детей и полностью посвящает себя искусству. В этом его поддерживает друг – Камиль Писсаро.
С 1879 по 1886 год Гоген поддерживает связь с импрессионистами, и вместе с ними выставляет свои работы.
В 1888 году он совместно с Эмилем Бернаром выдвигает синтетическую теорию в искусстве, где особое значение придается отражениям света и плоскостям, а также неестественным цветам и символическим примитивным объектам.
Гоген много путешествует. В 1893 году он возвращается во Францию, представляет свои работы. Они вызывает у публики интерес, но приносят слишком малый заработок.Больной сифилисом, совсем сломленный духом, он переезжает в Океанию.
Умирает на Маркизских островах.
Как известно, некоторое время Гоген плотно сотрудничал с Ван Гогом, художники проживали вместе. Многие им приписывали любовную связь. Именно после их размолвки и произошла изветсна история с Ван Гогом и его ухом.
В своем творчестве Гоген отказывался от западного натурализма, ставшего на тот момент традиционным. Он использовал природу, как исходную точку к абстрактным фигурам и символам.
В своих работах он ставил на первое место линейные образцы и цветовую гармонию, которые пропитывали его картины особой таинственностью.
За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Кроме того, Гоген создал несколько гончарных работ и литографий.
Источник: https://posmotrim.by/article/pol-gogen.html
Белая лошадь | Гоген в Полинезии
НАЧАЛО КНИГИ – ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЭТОЙ ГЛАВЫ – ЗДЕСЬ.
Еще более грустно и одиноко стало Гогену, когда от него ушла Пау’ура. Что Коке работал простым чертежником, конечно, не играло никакой роли.
Скорее всего эта простая душа и не подозревала, что он переменил профессию, ведь Гоген по-прежнему большую часть времени «делал картинки», как говорят таитяне. Для нее вся разница заключалась в том, что теперь Коке на целый день оставлял ее одну. Вот это ей никак не нравилось.
Если бы еще он, уходя утром на службу, оставлял ей побольше денег, чтобы она могла веселиться. Но Коке, увы, совсем обнищал. И бедная, томящаяся бездельем одинокая Пау’ура все сильнее тосковала по Пунаауиа и своим друзьям и близким.
Кончилось тем, что она не выдержала, связала в узелок свое нехитрое имущество и села в дилижанс. Возможно, повлияло и то, что она забеременела в августе 1898 года и, в отличие от Коке, опять хотела ребенка.
Гоген много раз ездил в Пунаауиа, уговаривал Пау’уру вернуться, но она предпочитала жить среди своих. И, пожалуй, она вполне справедливо считала себя вправе ночевать в доме Гогена и пользоваться его посудой и утварью. Но хозяин думал иначе, он выгнал ее и покрепче заколотил окна и двери.
А приехав в следующий раз, обнаружил, что Пау’ура с помощью родственников и друзей взломала двери. Тут он решил воспользоваться случаем, чтобы как следует ей отомстить, и подал в суд, обвинив Пау’уру во взломе. Следствие показало, что она совершила страшное преступление — украла кольцо, кофейную мельницу и пустой мешок.
И сколько Пау’ура ни твердила, что она остается вахиной Гогена и нелепо обвинять ее в краже у самой себя, ее присудили к штрафу в 15 франков и семи дням тюремного заключения. Один сведущий в законах сосед, который осуждал Гогена и его поступки, помог ей обжаловать приговор, и Пау’уру оправдали184.
Возможно, тут сыграло роль то, что с 1898 года правосудием на Таити руководил бывший друг Гогена, прокурор Эдуард Шарлье, хорошо знавший, как много Пау’ура сделала для Коке.
Взять кого-нибудь взамен Пау’уры Гогену было не по карману. Даже для того, чтобы иногда навещать танцевальную площадку и «мясной рынок», где он так славно повеселился в свои первые месяцы на Таити в 1891 году, требовались ноги поздоровее и бумажник потолще.
Когда одиночество делалось совсем уже невыносимым, оставалось только пойти выпить кружку пива или рюмку абсента в одном из семи трактиров города, где основными посетителями были моряки, солдаты, приказчики и туземцы.
Судя по многочисленным свидетельствам, Гоген в такие вечера основательно напивался и по малейшему поводу и без повода затевал ссору, а то и драку.
Когда же он в конце концов в нерабочий день вспомнил о кистях и палитре, то лишь затем, чтобы, заработав немного денег и рассчитавшись с самыми нетерпеливыми заимодавцами, обеспечить себе несколько более спокойную жизнь.
Один из кредиторов, Амбруаз Милло, сам заказал ему картину. Мсье Милло заведовал одной из двух городских аптек и, очевидно, решил, что он просто обязан поддержать своего лучшего клиента, так как предложил цену, намного превосходящую долг Гогена.
Правда, зато он попросил написать «понятную и доступную картину».
Видно, Гоген и впрямь старался угодить аптекарю, потому что вскоре принес ему «Белую лошадь», которая считается одной из его самых доступных и простых картин. Тем не менее мсье Милло негодующе воскликнул:
— Но ведь лошадь зеленая! Таких лошадей не бывает!
С большим достоинством и самообладанием Гоген ответил:
— Любезный мсье Милло, вы никогда не замечали, каким зеленым все кажется, когда вы вечером удобно сидите с полузакрытыми глазами на веранде в своей качалке и любуетесь игрой света в природе?
Милло едко возразил, что коли уж он тратит на картину несколько сот франков, то желает получить за эти деньги полотно, которым можно любоваться при дневном свете, не садясь в кресло и не щурясь.
Сделка не состоялась, и со временем картина попала в парижскую мастерскую Даниеля де Монфреда, где скопилось столько непроданных полотен Гогена185. Там она оставалась до 1927 года, когда Лувр купил ее у Монфреда.
Как известно, теперь «Белая лошадь» висит на почетном месте в гогеновском зале музея.
На столь же видном месте в лондонской галерее Тейт давно экспонируется «Фаа ихеихе», вторая из двух или трех картин, созданных Гогеном в эту пору, когда он опять, как во время службы на парижской бирже, мог заниматься живописью лишь в нерабочие дни.
(Связь между этим полотном и «Белой лошадью» подчеркивается тем, что мы видим на них одного и того же всадника.
) Сходство с фреской и светлые, радостные краски дали повод считать эту вещь, так сказать, жизнеутверждающим противовесом трагической монументальной картине «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».
Название (вернее писать Фа’аи ей е) подтверждает такое толкование; это широко употребительный каузативный глагол, означающий «украшать, наряжать, возвеличивать». Разумеется, на Таити найти покупателя на это полотно оказалось так же невозможно, как и на «Белую лошадь».
Выбор мотива и весь характер картины позволяют заключить, что Гоген в это время пришел к оптимистическому выводу: все-таки стоит жить на свете. У него в самом деле были веские причины смотреть в будущее более уверенно, чем в начале года. Шоде превзошел сам себя и один за другим прислал два перевода на общую сумму тысяча триста франков.
Тут и Даниель взял реванш за неудавшуюся в прошлом году попытку организовать закупочную артель и продал частным лицам картин на 65 франков. Благодаря неожиданным поступлениям Гоген в августе 1898 года смог вернуть кассе первые четыреста франков, а в сентябре снова лечь в больницу186.
Уже через три недели он почувствовал себя настолько лучше, что стал надеяться на полное излечение. Конечно, это была тщетная надежда.
Если внимательно изучить долгую историю болезни Гогена, видно, что мучительные приступы и временные улучшения равномерно сменяли друг друга через шесть-во-семь месяцев, и ни тщательный уход, ни полное пренебрежение здоровьем не влияли серьезно на ход болезни, которая развивалась по своим внутренним законам.
Вот и теперь, в полном соответствии с этой дьявольской схемой, не успел он решить, что бросит службу, как в незалеченной ноге начались дикие боли, заглушаемые только морфием, да и то ненадолго.
В декабре 1898 года положение было таким же отчаянным, как год назад, и Гоген с тоской спрашивал себя и Даниеля: «Разве не в сто раз лучше умереть, если нет надежды на выздоровление? Ты укорил меня за безумный поступок (попытка самоубийства), считал это недостойным Гогена.
Но если бы ты знал, что делается у меня на душе после трех лет мучений! Если я буду лишен живописи — единственного, что у меня есть в жизни теперь, когда жена и дети мне безразличны, — на сердце останется одна лишь пустота».
Здесь же Гоген, как всегда неожиданно и нелогично, сам отвечал на свой вопрос: «Итак, я осужден жить, хотя у меня нет больше для этого никаких духовных оснований». В январе 1899 года от Даниеля поступила еще тысяча франков; это позволило Гогену расстаться с нудной службой и уехать в свой дом в Пунаауиа.
К его безграничному удивлению — и, конечно, большой радости, — Пау’ура, как ни в чем не бывало, тотчас пришла и деловито принялась вместе с ним убирать и приводить в порядок дом, основательно пострадавший от крыс и термитов.
И ведь, в сущности, в их отношениях ничего не изменилось; покидая Папеэте, Пау’ура уезжала не от Коке, а от городской жизни. Она была уже на пятом месяце, и тут пришел ее черед удивляться: Гоген искренне радовался тому, что вскоре опять станет отцом.
«Это счастливое событие для меня; может быть, ребенок возвратит меня к жизни, сейчас она мне кажется невыносимой». Девятнадцатого апреля Пау’ура родила ему сына, и Гоген настолько воодушевился, что назвал его, как старшего сына от Метте, Эмилем187.
И в этот раз, как в декабре 1896 года, когда Пау’ура родила впервые, он написал две очень похожие картины, одну из которых назвал «Материнство», хотя Пау’уре отведено куда более скромное место, чем на прежних полотнах с тем же сюжетом.
В глаза бросаются две стоящие таитянки, одна в красной, другая в синей набедренной повязке, а Пау’ура неприметно сидит на корточках у их ног и кормит ребенка грудью. И в этом случае одна из параллельных картин очутилась в СССР (в Эрмитаже), другая — в США.
Но не радость отцовства наполнила новым смыслом и содержанием жизнь Гогена, а представившаяся ему вскоре возможность отыграться за частые унижения.
Все началось с открытия, что за десять месяцев, пока он жил в городе, из дома исчезло гораздо больше того, что взяла Пау’ура, причем воры по старой привычке продолжали наведываться по ночам.
Но на месте преступления ему удалось схватить только одну женщину (вероятно, какую-нибудь из подруг Пау’уры, а то и его собственную знакомую), и проступок ее был столь же незначителен, сколь необычен: она, по словам самого Гогена, «среди ночи ходила и подметала веником между кустами на участке, со всех сторон огороженном стальной проволокой». Гоген решил для острастки примерно наказать ее и обратился в полицию, но туземный полицейский и французский жандарм пальца о палец не ударили.
Тогда он поехал в Папеэте к прокурору Шарлье, который прямо сказал, что из чистого доброжелательства выбросил иск в корзину, так как предыдущий иск против Пау’уры уже сделал Гогена посмешищем.
И вообще, нельзя обвинять во взломе человека, который подметал участок веником. Гоген пришел в ярость и, потрясая кодексом, стал доказывать Шарлье, что есть много подходящих параграфов.
Обвинение в некомпетентности, естественно, возмутило прокурора, и он выставил заявителя за дверь. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
_____________
184. Леблон, «Ревю Универсель», 536—37; Дорсенн, 139; Repertoire, 86. Устные сведения от А.-Ц. Брильянт.
185. Repertoire, 318—19. Устная информация от дочери Амб-руаза Милло — Марсель Пель-тье.
186. Ссудный документ в музее Папеэте и архив больницы Папеэте за 1898 г.
187. Свидетельство о рождении в отделе актов гражданского состояния Папеэте, датированное 21 апреля 1899 г. и подписанное Полем Гогеном, который, однако, формально не мог признать ребенка, так как не был разведен с Метте.
Источник: https://www.peremeny.ru/book/gogen/301
Поль Гоген (1848-1903) — "Белая лошадь"
Гоген (Gauguin) Поль (1848-1903), французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий.
В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы («Брод», 1901, «А, ты ревнуешь?», 1892).
Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. «Белая лошадь». 1898 г. Холст, масло. 141х91 см.Париж, Лувр (Музей Орсе, куда картину передали из Лувра) |
Из журнала «Великие музеи мира» № 5 «Музей Орсе. Париж»:
В 1895 году Гоген навсегда покидает Европу, чтобы вернуться на острова в Тихом океане, где он умрет восемь лет спустя в пятьдесят пять лет. Он уже серьезно болен: злоупотребление алкоголем усугубляет проблемы с сердцем и усиливает высыпания на коже, которым он часто подвержен.
Здоровье художника давно подорвано, к этому добавляется еще и сифилис. Несмотря на физическое состояние, последние годы Гогена характеризуются чрезвычайной творческой активностью.
Между 1898 и 1900 годами в Па-пеэте он создает несколько шедевров, в том числе эту картину, отвергнутую заказчиком, неким фармацевтом, которому она предназначалась, в связи с неестественным использованием цвета (особенно из-за зеленой лошади на переднем плане).
Продажа картин, в конце концов, никогда не была надежным источником дохода для Гогена, чей стиль трудно согласуется со вкусами европейской публики. В таких композициях, как «Белая лошадь», за кажущейся простотой скрыта густая сеть культурных цитат и символов.
Очевидны, например, реминисценции всадников фриза Парфенона, или всадника с гравюры Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», работы, цитируемой Гогеном во многих случаях. Даже стиль, казалось бы, наивный, на самом деле является плодом долгих поисков.
Зеленый оттенок масти лошади на первом плане, который так сильно шокировал заказчика работы, свидетельствует о неестественном использовании цвета.
Но урок Гогена об использовании цвета, который не только не мешает воспроизводить натуру, но дает возможность перевести на холст эмоции, идеи, состояния души художника, будет иметь неоценимое значение для выработки новых языков живописи, от экспрессионизма до абстракционизма.
Фигура всадника — символический элемент, аллегория путешествия в потусторонний мир, близость которого уже чувствует Гоген (несмотря на то, что его жизнь все еще творчески насыщенна). В персонажах Гогена мы часто ощущаем душевную привлекательность, дикую и первозданную нетронутость, которую он пытался найти сперва в Бретани, а потом за океаном.
Цветок на переднем плане подчеркивает отсутствие какой-либо иллюзии перспективы в этой сцене.
Двухмерность усугубляется использованием чистых красок, положенных на плоский фон и извилистой, декоративной линией, весьма изысканной, придающей изображению сходство с рисунками парео местных женщин.
И именно из сочетания символизма, реальности, сонных видений и декоративных элементов рождается магия произведений Гогена.
Симона Бартолена
Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/10/1848-1903_652.html
«Белая лошадь» Гогена | Дневник живописи
Поль Гоген. Белая лошадь. 1898 г. Музей д’Орсе, Париж
Поль Гоген (1848-1903) последние годы жизни провёл на Полинезийских островах. Будучи сам наполовину перуанцем, он однажды решил убежать от цивилизации. Как ему казалось, в рай.
Рай обернулся нищетой и одиночеством. Однако именно здесь он создал свои самые известные полотна. В том числе «Белую лошадь».
Лошадь пьёт из ручья. На заднем плане — двое нагих таитянина едут верхом. Без седел и поводьев.
Гоген, так же как и Ван Гог, не боялся экспериментировать с цветом. Ручей с оранжевыми переливами. Лошадь зеленоватого оттенка от падающей на неё тени листвы.
Также Гоген сознательно делает изображение плоским. Никакого классического объема и иллюзии пространства!
Наоборот, художник как будто подчеркивает плоскую поверхность холста. Один всадник как будто подвис на дереве. Второй и вовсе «запрыгнул» на спину другой лошади.
Эффект создается за счёт грубой свето-теневой моделировки: свет и тень на телах таитян — в виде раздельных мазков, без мягких переходов.
Да и горизонта нет, что тоже усиливает впечатление плоского рисунка.
Такая «варварская» раскраска и плоскостность не пользовались спросом. Гоген был очень беден.
Однажды один из его кредиторов, владелец местных аптек, пожелал поддержать художника. И попросил продать ему картину. Но с условием, что это будет незамысловатый сюжет.
Гоген принёс «Белую лошадь». Он считал её простой и понятной. Хотя, к слову, одинокое животное у таитян означает душу. А белый цвет и вовсе ассоциировался со смертью. Но возможно, заказчик картины этой местной символики не знал.
Картину он не принял по другой причине.
Лошадь была слишком зеленой! Он же предпочёл бы видеть белую лошадь, чтобы это соответствовало названию.
- Знал бы тот аптекарь, что сейчас за эту Зеленую, вернее Белую лошадь, отдали бы несколько сот миллионов долларов!
- Оксана Копенкина
- Перейти на главную страницу
Источник: https://arts-dnevnik.ru/belaya-loshad-gogen/
Белая лошадь
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Поля Гогена. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Поля Гогена на натуральном холсте.
В возрасте 17 лет он вместе с командой торгового судна совершил несколько долговременных морских путешествий.
Когда ему исполнилось 23, начал строить весьма успешно деловую карьеру в Париже. Финансовое благополучие позволило Гогену заняться коллекционированием произведений импрессионистов.
- В плане художественного образования он получил несколько уроков у Камиля Писсаро.
- В 1883 он оставил коммерческую деятельность, решив посвятить себя живописи; это привело к нищете и разрыву с семьей.
- Как художник он нуждается в уединенной жизни в гармонии с природой.
В 1887 Гоген отправляется на остров Мартиника. Затем некоторое время проводит в Бретани. Лучшие пейзажи Гогена и картина «Желтый Христос» относятся к бретонскому периоду творчества.
Гоген становится лидером нового направления — синтетизма, по-новому используя цвет и форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета для достижения эмоционального эффекта.
В конце 1888 Гоген провел несколько месяцев в Арле вместе с Ван Гогом. Здесь Гоген создал несколько прекрасных рисунков и полотен, но пребывание в Арле закончилось ссорой, во время которой Ван Гог отрезал себе ухо; вскоре Гоген уехал из Арля.
В начале 1891 Гоген устроил аукцион своих работ, чтобы на вырученные деньги совершить путешествие на остров Таити.
Гоген ненавидел буржуазное общество и в возрасте 43 лет он решил уехать подальше от цивилизации. Остров Таити стал его второй родиной, но болезнь и нищета заставили Гогена в 1893 вернуться в Париж.
Двумя годами позже он вновь приехал на Таити. На этом острове он написал более сотни картин.
В 1898, практически без средств к существованию, в полном отчаянии, Гоген пытался покончить с собой. В 1901 он перебрался на остров Доминик (Маркизские острова), где, больной и одинокий, умер 8 мая 1903.
Помимо картин Гоген оставил литературное наследие, которое включает его дневники и письма, исследования таитянской культуры и мифов, мемуары До и После. Гоген писал также критические статьи в периодические издания и основал на Таити сатирический журнал.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Поля Гогена не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Источник: https://bigartshop.ru/painters/gogen-pol/white-horse