Иоганнес брамс: биография, интересные факты, творчество

Иоганнес Брамс краткая биография и интересные факты

Сообщение о Иоганнес Брамс кратко расскажет много полезной информации о биографии немецкого композитора.

Иоганнес Брамс краткая биография

Иоганнес Брамс появился на свет в Гамбурге 7 мая 1833 года в семье контрабасиста. У мальчика очень рано проявился талант. Им занимался отец, а после известный композитор и пианист Э. Марксен.

Брамс в 1853 году вместе с Э. Ременьи (венгерским скрипачом) совершил концертное турне, в результате которого познакомился с композитором, педагогом и скрипачом Листом и Иоахимом.  В этом же году он повстречался с Шуманом, который в журнале «Новый музыкальный журнал» назвал Брамса талантливым молодым музыкантом.

В 1862 году он переезжает в Вену и начинает руководить певческой Венской академией. Позже его пригласили на должность дирижера в Общество друзей музыки. Начиная с 70-х годов XIX века, композитор полностью посвятил себя творчеству, выступал как дирижер и пианист, много путешествовал.  За это время Брамс написал «Немецкий реквием», «Венгерские танцы».

Обратите внимание

После смерти композитора Вагнера в 1883 году Иоганнес Брамс стал величайшим композитором своего времени, которого осыпали наградами и почестями. С 45 до 60 лет маэстро написал 4 симфонии, Второй фортепианный концерт, скрипичный концерт, больше 200 сольных песен, сделал 100 обработок народных песен, окончил «Четыре строгих напева».

Иоганнес Брамс долго болел. В конце жизни он работал над последним произведением – 11 хоральными прелюдиями для органа. Последний цикл имел название «Я мир покинуть должен». Его не стало 3 апреля 1897 года.

Иоганнес Брамс интересные факты

  • Немецкий композитор обожал чистить свою обувь. Он уверял, что в данный момент в его  голове рождаются самые прерасные мелодии.
  • Родители Брамса — довольно странные, но вместе с тем счастливые муж и жена. На момент бракосочетания отцу композитора было 24 года, а вот матери Хенрике Христиане Ниссен было 40 лет. Она страдала хромотой, так как одна нога была немного короче другой и имела весьма болезненный вид. Несмотря на это родители Иоганнеса были счастливыми людьми. Они прожили вместе 40 лет в согласии и любви до самой смерти.
  • Любимая игрушка маленького композитора — оловянные солдатики. В детстве он часами выстраивал оловянную армию. Когда он стал взрослым, детское увлечение не перерос. Брамс продолжал играть в солдатиков.
  • Еще одна страсть Брамса – чтение. А читал он довольно много. Это было его отдыхом, развлечением и потребностью.
  • Лето любил проводить на курортах, не только поправляя свое здоровье, но и вдохновляясь для написания новых произведений. А зиму любил проводить в Вене, давая концерты в качестве  дирижера или исполнителя.
  • В 57 лет композитор решил уйти из творческой карьеры.

Источник: https://kratkoe.com/iogannes-brams-kratkaya-biografiya-i-interesnyie-faktyi/

Иоганнес Брамс биография

Иоганнес Брамс (1833-1897) – выдающийся немецкий композитор и пианист, автор большого количества сочинений, написанных для оркестровых инструментов. Вошел в историю классической музыки как наиболее яркий представитель романтизма.

Биография Брамса Иоганнеса складывалась весьма удачно в творческом плане, и композитору удалось в полной мере раскрыть отпущенный ему талант.

7 мая 1833 года в семействе гамбургского музыканта родился сын, которого нарекли Иоганессом.

Первым учителем музыки мальчика был его отец, который обучил способного сына игре на многих духовых и струнных инструментах.

Иоганнес с такой легкостью овладевал тонкостями игры, что уже в десятилетнем возрасте начал выступать на крупных концертах. Родителям юного дарования посоветовали отвести мальчика к педагогу и композитору Эдуарду Марксену, который быстро понял, что судьба преподнесла ему настоящий подарок в виде маленького музыкального гения.

Днем мальчик занимался с Марксеном, а по вечерам был вынужден играть в портовых барах и тавернах, чтобы заработать на кусок хлеба. Подобные нагрузки сильно отразились на хрупком здоровье юного музыканта.

В 14 лет Иоганнес окончил учебу в училище и впервые дал сольный концерт, где он выступил как пианист.

В краткой биографии Брамса большое значение сыграли полезные знакомства, для которых не стал помехой замкнутый и нелюдимый характер Иоганнеса.

Во время концертной поездки в 1853 году судьба свела Брамса с известным венгерским скрипачом Йозефом Иоахимом, сыгравшем ключевую роль в творческой жизни молодого музыканта.

Важно

Иоахим, пораженный талантом нового знакомого, дал ему рекомендательное письмо Листу, который также оказался под впечатлением от сочинений начинающего композитора.

Также по рекомендации Иоахима Брамс познакомился Шуманом, которого всегда боготворил. Пораженный творчеством Брамса, Шуман начал активно популяризировать его в высших музыкальных кругах, каждый раз лестно отзываясь о молодом даровании.

Постоянно переезжая с места на место по городам Швейцарии и Германии, Брамс успел написать немало произведений в области камерной и фортепианной музыки. Музыкант мечтал о том, чтобы постоянно жить и творить в родном Гамбурге, но ему ничего не предлагали.

Чтобы заявить о себе на всю Европу и добиться признания, в 1862 году Брамс отправился в Вену. Здесь он быстро завоевал любовь публики, однако вскоре осознал, что не создан для рутинной работы, будь то должность главы Общества любителей музыки или руководителя Хоровой капеллы.

Узнав о смерти матери в 1865 году, Брамс в состоянии сильного эмоционального потрясения завершил свою давнишнюю работу – «Немецкий реквием», который впоследствии занял особе место в европейской классике. Успех этого сильного произведения был невероятным.

После смерти горячо любимой матери Брамс принял решение навсегда остаться в Вене. Характер музыканта, и без того крайне тяжелый, окончательно испортился. В последние годы жизни он прекратил общение как с новыми знакомыми, так и со старыми приятелями.

Летом композитор уезжал на курорты, где черпал вдохновение для своих новых произведений, а зимой давал концерты как дирижер или исполнитель.

За всю жизнь Брамсом было написано более восьмидесяти произведений для отдельных музыкальных инструментов, оркестра и мужского хора. Наибольшую славу маэстро принесли его прекрасные симфонии, всегда отличавшихся особенным стилем. Вершиной творчества Брамса стал его знаменитый «Немецкий реквием».

Личная жизнь композитора так и не сложилось. У него было несколько сердечных привязанностей, однако ни одна из них не завершилась браком и рождением детей. По-настоящему сильной страстью Брамса всегда оставалась лишь музыка.

Совет

В последние годы жизни Брамс часто и подолгу болел. Скончался великий музыкант 3 апреля 1897 года в Вене.

Источник: https://obrazovaka.ru/brams-iogannes.html

Иоганнес Брамс

«Я знал… и надеялся, что грядет Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чье мастерство не проклевывается из земли робкими ростками, а сразу расцветет пышным цветом. И он явился, юноша, светлый, у колыбели, которого стояли Грации и Герои. Его имя – Иоганнес Брамс».

Роберт Шуман.

Родители Брамса были необычной, но очень счастливой парой. Его мать, Хенрика Христиана Ниссен была на 16 лет старше его отца. Причем выглядела она слабой и нездоровой, к тому же еще и прихрамывала на одну ногу. Но, несмотря, ни на, что, отец Брамса, Иоганн Якоб, прожил с ней долгую и счастливую жизнь, почти сорок лет.

Иоганнес Брамс родился в Гамбурге 7 мая 1833 года, отец его был профессиональным музыкантом, контрабасистом, впрочем, он умел играть почти на всех инструментах. Самые первые уроки музыки мальчик получил от отца, далее он учился у О. Косселя и Э. Марксена

Маленький Брамс больше всего любил играть оловянными солдатиками, игра могла длиться часами, и даже повзрослев и став знаменитым композитором, он не оставил этого занятия. Друзья удивлялись и говорили маэстро, что он просто теряет время.

«Господа, вы ничего не понимаете ни в творчестве, ни в оловянных солдатиках, Стоит мне выстроить мою верную армию и скомандовать ей «вперед», как ко мне немедленно приходит вдохновение, и в то время, как мои солдаты бегут на штурм, я бегу к роялю» — отвечал им композитор.

Вторым увлечением у Брамса всю жизнь было чтение. Он читал много, выбирая для этого каждую свободную минуту. Чтение для него было и забавой, и передышкой в работе, и необходимостью.

Брамс позднее говорил своим ученикам: «Чтобы стать хорошим исполнителем, надо не только много упражняться на инструменте, но и много читать. Книга будит воображение, не дает лениться уму.

Читайте, господа, читайте как можно больше!»

Ученики удивлялись, ведь инструмент это главное, и он требует времени. «Было бы желание, а уж время всегда найдется. Например, сам я, еще, будучи ребенком, вынужден был зарабатывать на жизнь, играя всякую ерунду в матросских кабачках Гамбурга.

Я довольно сильно томился таким времяпрепровождением, пока не догадался поставить на пюпитр вместо нот книгу! Правда, порой, зачитавшись, я и не замечал, как вместо танцев принимался играть сонату Бетховена… Но, честно говоря, пьяным матросам было все равно, они плясали и под Бетховена.

Обратите внимание

Так что и они, и я проводили вечера во взаимном удовольствии» — отвечал им учитель.

Закончив 1853 году свое музыкальное образование, вместе со своим другом скрипачом Э. Ременьи, Брамс отправился в турне. В Ганновере юноши встретились со знаменитым скрипачом того времени Й. Иоахимом.

Пораженный талантом и мастерством Брамса и Раменьи, Иоахим дал молодым людям рекомендательное письмо к Листу. После прослушивания знаменитый Лист решил присоединить их к Новонемецкой школе, которую возглавлял вместе с Вагнером.

Но Брамс отказался и отправился в дальнейшее путешествие один, а его друг Ременьи остался в Веймаре

Путешествуя, Иоганнес оказался в Дюссельдорфе, где познакомился с семьей Роберта Шумана. При первом своем посещении этого дома юноша сильно нервничал, ведь он должен был играть свои произведения для знаменитого композитора. Брамс перебирал, ноты и размышлял о том, чтобы ему исполнить, как внезапно в комнату вошла женщина – жена Шумана, Клара Вик.

Иоганнес Брамс был поражен ее красотой и весь вечер играл только для нее. Никогда в жизни он больше не играл, так как в этот раз. Брамс стал часто посещать этот дом, он полюбил семью Шуманов.

Но вскоре произошло несчастье, Роберт Шуман, давно страдавший душевной болезнью, в очередном припадке, бросился в Рейн, желая покончить с собой. Шуман никого не узнавал, ругался и кричал.

Все закончилось тем, что врачи поместили его в лечебницу для душевнобольных.

Брамс, в буквальном смысле этого слова, поселился у Шуманов. Для себя он решил, что должен стать опорой для Клары, которая была беременна седьмым ребенком. Шуман долго не вспоминал о своей семье, и только в день рождения жены он вспомнил о ней. Но врачи не разрешали встреч, позволена была только переписка.

Важно

Клара Вик в прошлом была великолепной пианисткой, и, оставшись без средств к существованию, она вновь занялась музыкой, причем преуспела, став вновь пианисткой, о которой заговорили, как об оной из самых талантливых.

Брамс же в это время нянчился с детьми, он стал давать уроки музыки, чтобы помочь Кларе деньгами. Он обожал эту женщину, хотя она была чужой женой и старше его на 14 лет. По-видимому, и Клара была неравнодушна к нему.

В 1856 году, не выходя из клиники, скончался Шуман. После похорон Клара сказала, что теперь навеки ушло ее счастье. Несмотря на сделанное Брамсом предложение руки и сердца, она рассталась с ним, на удивление друзьям и знакомым, которые знали об их взаимной любви.

После этого Иоганнес стал сторониться женщин. О нем ходили самые нелепые слухи: то про якобы данный обет безбрачия, то про сон, в котором он умирает у алтаря. На самом деле Брамс был веселым, добрым человеком, любил шумные компании и девушек, Иоганнес даже ухаживал за ними, но как только дело доходило до серьезных отношений, он старался уйти в сторону.

Любовь к Кларе он пронес через всю сою жизнь и после ее смерти вложил все свои чувства в замечательное произведение «Четыре строгих напева». Им он прощался со своей возлюбленной.

Иоганнес Брамс пережил Клару всего на один год, тяжело заболев после ее смерти. Он скончался в Вене 3 апреля 1897 года.

Брамс за всю свою жизнь не написал ни одной оперы, но он оставил нам около 200 песен для голоса и фортепиано, четыре концерта и четыре симфонии, квартеты и дуэты, несколько пьес для органа, произведения для двух фортепиано и его знаменитый «Немецкий реквием», да всего, наверное, и не перечесть.

Его творчество завершает классический период немецкой музыки.

Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/c9f9a37f7305a6a1c32574d100496595

Биография Иоганнеса Брамса

Композитор появился на свет 7 мая 1833 года. Это было в городе Гамбурге. Сначала его семья жила в маленькой квартире, состоящей из 2 комнат, но после рождения ребенка они решают переехать. Любовь к музыке Брамсу стал навязывать его же отец.

Уже в 10 лет ребенок участвовал в разного рода концертах с исполнением на фортепиано. Это позволяло ему совершить собственный тур по Америке, однако Коссель смог убедить родителей Брамса в том, что он пока для такого слишком юн. Также, Коссель посоветовал Иоганнесу продолжить обучение у Марксена.

В его методике основой были произведения Бетховена и Баха.

После первых занятий с Брамсом, Марксен понимал, что начал обучать необычайно одаренного мальчика. В 14 лет Брамс завершил обучение в частном училище. Тогда же он в первый раз выступил в качестве сольного пианиста. Его карьера быстро росла, и Брамс набрал много опыта.

Совет

В 1852 году Иоганнес написал свое первое музыкальное произведение. В январе 1871 года Брамс получил от матери весть о том, что отец умирает. В феврале 1872 года Брамс вернулся в свой родной город для того, чтобы поведать отца, который скончался на следующий день после приезда сына.

Стоит отметить тот факт, что Иоганнес любил много путешествовать. Еще он часть шутил или говорил весьма ироничные фразы. К примеру, когда врач посоветовал Брамсу очки для близоруких, тот отказался, говоря следующее: “Зато я не вижу всего плохого”.

Сам Брамс скончался в апреле 1897 года, утром.

Как бы ни было странно, но Брамс не создал ни одной оперы. Зато работал во всех остальных музыкальных и композиторских направлениях. Он написал около 80 различных произведений, среди которых были такие, как серенады, сонаты, кантаты и увертюры.

О брамсе

Иоганнес Брамс считается одним из лучших композиторов второй половины 19 века. Его биография довольно насыщена разнообразными фактами, поэтому попробуем составить только легкий эскиз его биографического портрета, наметив основные штрихи, которые позволят составить более-менее точно понимание об этом гениальном музыканте.

Вырос Иоганнес Брамс в довольно бедной, хотя и музыкальной семье.

Его отец Якоб на протяжении длительного времени работал пивным скрипачом, то есть выступал в кабаках в небольшой группе музыкантов, которая исполняла простые и понятные народу песни.

Потом Якоб перебрался в оркестр, но имел голубятню и большинство денег тратил туда, поэтому четырем детям из которых Иоганнес был старшим, практически ничего не оставалось.

Брамс с 6 лет проявлял музыкальные способности, но его талант имел множество препятствий в частности в лице Якова Брамса, который специально устроил своего юного отпрыска работать в портовые кабаки. Этот факт не стал существенным препятствием, юный музыкант легко наигрывал простые мелодии, а сам читал за работой и совершенствовал собственное мастерство в более изящной музыке.

Во многом карьера Брамса, в частности расцвет этой карьеры связаны с композитором Шуманом. Сначала Брамс отсылал ему ноты в отель, когда тот приезжал в его город, но почтенный композитор вернул посылку нераспечатанной.

После этого Брамс все-таки приехал к Шуману в Дюссельдорф и исполнил собственные произведения, чем полностью покорил того и Шуман написал про Брамса хвалительную статью, где называл намного лучшим чем Лист и Вагнер, которые, к слову, в дальнейшем в связи с этим состояли в конфронтации с Иоганнесом.

Хотя Брамса превозносили многие критики и музыканты его времени, он всячески чурался похвалы, особенно открытой. Он старался не преувеличивать собственные таланты и называл великими других известных композиторов, но только не себя, хотя его называли равным Баху и Бетховену.

Одним из наиболее известных его произведений стала, как ни странно, колыбельная, созданная в 1868 году на мотив народной песенки.

С семьей Шумана Брамс был связан довольно тесно. После того как Роберт Шуман начал болеть Брамс поселился в его доме, помогал супруге Кларе, в которую влюбился, хотя и не раскрывал своих чувств.

В 1896 году Клара оставила этот мир, после чего всего спустя год скончался и сам Брамс, которого данное событие выбило из колеи, он начал болеть, но продолжал работать и всего за несколько недель до собственной гибели в 1897 году срывал овации на концерте в Венской филармонии, где исполнялась четвертая симфония.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Франц Йозеф ГайднЙозеф Гайдн известен как австрийский композитор 18-го века. Всемирное признание получил благодаря открытию таких музыкальных жанров как симфония и струнный квартет, а также благодаря созданию мелодии
  • Николай КоперникНиколай Коперник (1473-1543 гг.) является знаменитым польским астроном, автором системы о гелиоцентрическом создании мира, ставшую началом научных революционных изменений в понятии мироздания.
  • Кузьма МининКузьма Минин – это русский национальный герой, очень храбрый человек, который, несмотря на опасность смерти, и увечий, под натиском противника начал противостоять ему, и к тому же, противостоять довольно успешно
  • Биография Фалес Милетский (+ интересные факты, открытия)Фалес Милетский считается основоположником греческой философии, а, соответственно, и европейской философии вообще. Милет – город на периферии греческой цивилизации, где по большей части и зарождалась философия
  • Александр IАлександр Благословенный – именно так прозвали его в народе. Прославленный в знаменитом романе Толстого «Война и мир», великий император оставил добрую память о себе. Воспитанный в лучших традициях французской просветительской школы

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/brams-iogannes

Иоганнес Брамс. Список произведений

  • Биография Иоганнеса Брамса →

(всего около 200)

Ор. 3 — ор. 7 (1853—1858, всего 18 песен) Ор. 14 — ор. 49 (1861—1868, всего 62 песни) Ор. 57 — ор. 107 (1871—1889, всего 110 песен) 15 романсов из «Магелоны» Тика ор. 33 (1865—1868)

«Четыре строгих напева» для баса с фортепиано ор. 121 (1896)

14 народных детских песен (1857—1858) 28 народных песен (1858, изданы безымянно; посмертно изданы — 1926)

Немецкие народные песни (7 тетрадей по 7 песен в каждой, 1894)

Вокальные ансамбли и хоры

(множество различных произведений: 20 дуэтов, 60 квартетов, 5 мужских хоров, 28 женских, около 40 смешанных)

Среди них: Баллады и романсы для дуэта с фортепиано ор. 75 Романсы и песни для дуэта с фортепиано ор. 84 «Песни любви» (18 пьес) для квартета с фортепиано в 4 руки ор. 52 (1868—1869) «Новые песни любви» (15 пьес) для квартета с фортепиано в 4 руки ор.

65 (1874) 3 вокальных квартета с фортепиано ор. 31 «Цыганские песни» для квартета (есть переложение для одного голоса) с фортепиано ор. 103 13 канонов для женского хора a cappella ор.

113 Немецкие народные песни (14 пьес) для 4-голосного смешанного хора a cappella (1864)

5 песен для смешанного хора a cappella ор. 104

Вокально-симфонические произведения

«Немецкий реквием» для солистов, хора и оркестра ор. 45 (1857—1868) «Ринальдо» (на текст Гёте), кантата для тенора, мужского хора и оркестра ор. 50 (1863—1868)

«Рапсодия» (на текст Гёте) для альта, мужского хора и оркестра ор. 53 (1869)

«Песнь судьбы» (на текст Гельдерлина) для хора и оркестра ор. 54 (1868—1871) «Триумфальная песнь» (на текст Апокалипсиса) для 6-голосного хора и оркестра ор. 55 (1871) «Нения» (на текст Шиллера) для хора и оркестра ор. 82 (1880—1881)

«Песнь парок» (на текст Гёте) для 6-голосного хора и оркестра ор. 89 (1882)

Помимо того, несколько небольших вокальных и хоровых произведений с оркестром или с разными инструментальными составами.

Фортепианные произведения

Скерцо es-moll ор. 4 (1851) Соната C-dur op. 1 (1853) Соната fis-moll ор. 2 (1852, изд.— 1853) Соната f-moll ор. 5 (1853, изд.— 1854) Вариации на тему Шумана ор. 9 (1854) Баллады (4 пьесы) ор. 10 (1854, изд.— 1856) Вариации на собственную тему ор. 21 № 1 (1860, изд.

— 1861) Вариации на венгерскую тему ор. 21 № 2 (1862) Вариации и фуга на тему Генделя ор. 24 (1862) Вариации на тему Паганини, этюды для фортепиано ор. 35 (2 тетради по 14 этюдов в каждой, 1862—1863, изд.— 1866) Фортепианные пьесы (4 каприччио и 4 интермеццо) ор. 76 (изд.— 1879) 2 рапсодии ор. 79 (изд.

— 1880) Фантазии (3 каприччио и 4 интермеццо) ор. 116 (изд.— 1892) 3 интермеццо ор. 117 (изд.— 1892) Фортепианные пьесы (4 интермеццо, баллада, романс) ор. 118 (изд.— 1893) Фортепианные пьесы (3 интермеццо, рапсодия) ор. 119 (изд.— 1893) 51 упражнение для фортепиано (изд.

— 1893, написано ранее) Этюды по пьесам Баха, Вебера, Шуберта, Шопена

Каденции к концертам Баха (d-moll), Моцарта (G-dur, d-moll), Бетховена (c-moll, G-dur)

Для фортепиано в 4 руки

Вариации на тему Шумана ор. 23 (1861, изд.— 1866) Соната для двух фортепиано ор. 34б (предварительная редакция фортепианного квинтета, 1863—1864) Вальсы (16 пьес; 1865, изд.— 1867; есть переложение для одного фортепиано) Венгерские танцы (всего 21 пьеса; изданы в 4-х тетрадях: первые две — 1869, 3-я и 4-я — 1880; есть перелбжение для одного фортепиано)

Вариации на темы Гайдна для 2-х фортепиано ор. 56б (1873, одновременно обработаны для оркестра)

Органные произведения

Фуга as-moll (1857) Хоральная прелюдия и фуга (1857)

11 хоральных прелюдий (1896, изд. посмертно — 1902)

Камерно-инструментальные произведения

Сонаты

Первая скрипичная соната G-dur ор. 78 (1878—1879)
Вторая скрипичная соната A-dur ор. 100 (1886)
Третья скрипичная соната d-moll ор. 108 (1886—1889) Первая виолончельная соната e-moll ор. 38 (1862—1865)

Вторая виолончельная соната F-dur ор. 99 (1886)

Первая кларнетная соната f-moll ор. 120 (1894)

Вторая кларнетная соната Es-dur ор. 120 (1894)

Трио

Первое фортепианное трио H-dur ор. 8 (1854) Второе фортепианное трио C-dur ор. 87 (1880—1882) Третье фортепианное трио c-moll ор. 101 (1886) Трио для фортепиано, скрипки и валторны Es-dur ор. 40 (1856)

Трио для фортепиано, кларнета и виолончели a-moll ор. 114 (1891)

Квартеты

Первый фортепианный квартет g-moll ор. 25 (1857—1861) Второй фортепианный квартет A-dur ор. 26 (1857—1861) Третий фортепианный квартет c-moll ор. 60 (1855—1874) Первый струнный квартет c-moll ор. 51 (1873) Второй струнный квартет a-moll ор. 51 (1873)

Третий струнный квартет B-dur ор. 67 (1875)

Квинтеты

Обратите внимание

Фортепианный квинтет f-moll ор. 34 (1864) Первый квинтет для 2-х скрипок, 2-х альтов и виолончели F-dur ор. 88 (1882) Второй квинтет для 2-х скрипок, 2-х альтов и виолончели G-dur op. 111 (1890)

Квинтет для кларнета, 2-х скрипок, альта и виолончели h-moll ор. 115 (1891)

Секстеты

Первый секстет для 2-х скрипок, 2-х альтов и 2-х виолончелей B-dur ор. 18 (1859 — 1860)
Второй секстет для 2-х скрипок, 2-х альтов и 2-х виолончелей G-dur ор. 36 (1864— 1865)

Симфонические произведения

Первая серенада D-dur ор. 11 (1857—1858) Вторая серенада A-dur ор. 16 (1857—1860) Вариации на тему Гайдна ор. 56 (1873) Академическая торжественная увертюра ор. 80 (1880) Трагическая увертюра ор. 81 (1880—1881)

Первый фортепианный концерт d-moll ор. 15 (1854—1859)

Второй фортепианный концерт B-dur ор. 83 (1878—1881)
Скрипичный концерт D-dur ор. 78 (1878)
Двойной концерт для скрипки и виолончели a-moll ор. 102 (1887)
Первая симфония c-moll ор. 68 (1874—1876)
Вторая симфония D-dur ор. 73 (1877)
Третья симфония F-dur ор. 90 (1883)
Четвертая симфония e-moll ор. 98 (1884—1885)

Источник: https://www.belcanto.ru/brahms_spisok.html

Брамс Иоганнес

Жизнь и творчество Иоганнеса Брамса

«Я знал… и надеялся, что грядет Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чье мастерство не проклевывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя — Иоганнес Брамс». 

Этими пророческими словами Роберт Шуман в пламенной статье «Новые пути», написанной в октябре 1853 года, возвеличил совершенно никому не известного до того дня художника. 

Иоганнес родился 7 мая 1833 года в гамбургском квартале Шлютерсхоф, где семья занимала квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни. Вскоре после этого родители переселились на Ультрихштрассе, пользовавшуюся дурной славой из-за множества расположенных здесь борделей. 

Мальчик заинтересовался фортепиано, и поэтому в возрасте семи лет отец отвел его к именитому пианисту Отто Фридриху Виллибальду Косеелю.

В десять лет Брамс уже выступал в престижных концертах, где исполнял партию фортепиано, что давало ему возможность совершить турне по Америке.

К счастью, Косселю удалось отговорить родителей Иоганнеса от этой идеи и убедить их, что мальчику лучше продолжить обучение у педагога и композитора Эдуарда Марксена. 

В четырнадцать лет Иоганнес окончил частное реальное училище. После окончания школы, наряду с продолжением музыкального образования, отец стал привлекать Брамса для вечерней работы в различных местах. Иоганнес был хрупким, часто страдал от головных болей. Возможно, сказалось долгое пребывание в душных, прокуренных помещениях и постоянное недосыпание из-за работы по ночам. 

Уже в двадцать лет Брамс производил на окружающих впечатление эгоцентрика и интроверта, «стороннего наблюдателя», как он именовал себя в более поздние годы жизни. Он предпочитал отказываться от новых знакомств и жить в мире своего творчества. 

По рекомендации его друга, скрипача Йозефа Иоахима, Брамсу предоставилась возможность лично познакомиться с Робертом Шуманом. Это случилось 30 сентября 1853 года.

Шуман уговорил Брамса исполнить что-либо из его сочинений и уже после нескольких тактов вскочил со словами «Это должна слышать Клара!» Уже на следующий день среди записей в расходной книге Шумана появляется фраза «В гостях был Брамс — гений».

Фотография дома в Гамбурге, где родился Иоганнес Брамс, 1859 год

Клара Шуман тоже отметила первую встречу с Брамсом в своем дневнике «Этот месяц принес нам чудесное явление в лице двадцатилетнего композитора Брамса из Гамбурга.

Это — истинный посланец Божий! По-настоящему трогательно видеть этого человека за фортепиано, наблюдать за его привлекательным юным лицом, которое озаряется во время игры, видеть его прекрасную руку, с большой легкостью справляющуюся с самыми трудными пассажами, и при этом слышать эти необыкновенные сочинения… » 

Сам Брамс увидел в Кларе нечто вызывающее почтение и возвышенное супруга знаменитого Шумана, мать шестерых детей, именитая пианистка, кроме того, она была красивой и утонченной женщиной. Он был принят семьей Шумана не только как ученик, но и как сын. Иоганнес долгое время жил у них до самой смерти Роберта Шумана в июле 1856 года

Постоянное пребывание рядом с Кларой Шуман породило конфликтную ситуацию, которая определила весь его дальнейший путь, поскольку Иоганнес всю жизнь находился в плену обаяния этой выдающейся женщины — жены человека, которого он безмерно уважал. 

Для юного, неопытного и несколько неуклюжего Брамса Клара была символом необычайно тонкой, прекрасной и, не в последнюю очередь, знающей, опытной женщины, ставшей вскоре для него предметом романтической страсти. 

Как ни парадоксально, но после смерти мужа Клары Брамс решил разорвать их отношения. Так, для Иоганнеса миновало тяжкое время кризиса — его «Вертеровский период». Он понял, что ему нужна творческая свобода. Инстинкт гения подсказал ему путь самопожертвования и печального одиночества. 

Иоганнес Брамс, 1853 год

С 1857 по 1859 год он был учителем музыки и хоровым дирижером при дворе Детмольда, в столице которого он смог найти желанный покой после лет, проведенных в Дюссельдорфе и отмеченных тревогой и беспокойством.

Этому светлому, беззаботному настрою души мы обязаны обеими оркестровыми серенадами ре-мажор и си-мажор. 
В конце июля или в начале августа 1858 года Брамс познакомился в Геттишене с дочерью профессора Агатой фон Зибольд.

Он очень сильно был влюблен в эту девушку, но снова сыграла свою роль установка «готовность к бегству», и их отношения не привели к браку. 

«Гамбургский период» жизни Брамса начался с триумфального исполнения 24 марта 1859 года его фортепианного концерта ре-минор.

Важно

Годы, проведенные в Гамбурге, дали мощный толчок его творчеству, не в последнюю очередь из-за того, что осуществилась возможность исполнить при участии женского хора вещи, сочиненные в Детмольде.

Уезжая позднее в Австрию, он вез с собой большой музыкальный багаж квартеты, трио си-мажор, три фортепианные сонаты, а также множество скрипичных пьес. 

8 сентября 1862 года Брамс впервые приехал в Вену. Его восторгу не было предела. Вот что он писал тогда «… Я живу здесь в десяти шагах от Пратера и могу выпить стаканчик вина в кабачке, где часто сиживал Бетховен». Сначала он показал квартет соль-минор знаменитому в то время пианисту Юлиусу Эпштайну.

Восхищение было столь велико, что скрипач Йозеф Хельмесбергер, присутствовавший при первом исполнении, тотчас включил это произведение «наследника Бетховена» в программу своих концертов и 16 ноября исполнил его в концертном зале «Общества друзей музыки». Брамс с восторгом сообщал родителям, как тепло он был встречен в Вене.

 

Ему удалось получить место хормейстера Венской вокальной академии осенью 1863 года. Его деятельность в качестве хормейстера продолжалась всего один сезон, частично из-за интриг, частично из-за того, что Брамс предпочитал не связывать себя никакими обязательствами и быть свободным для творчества. 

История жизни Иоганнеса Брамса

В июне 1864 году он снова уехал в Гамбург. Отношения между его родителями были очень сложными, и вскоре после возвращения сына домой произошел окончательный разрыв. Иоганнес подыскал отдельную квартиру для матери и сестры, помогал им материально и всячески поддерживал. 

Вскоре мать Брамса скончалась от инсульта. Иоганнес тяжело переживал ее кончину. В трио для валторн ми-мажор он, особенно в средней части, попытался выразить свою тоску и горечь утраты. В это же время у него начинает вызревать план сочинения «Немецкого реквиема». 

Об истории создания «Немецкого реквиема» известно только, что этот проект занимал композитора больше десяти лет и что Брамс, потрясенный трагической судьбой Шумана, вскоре после его смерти хотел сочинить траурную кантату. Смерть матери могла стать последним толчком к продолжению и завершению реквиема. Брамс закончил шестую часть реквиема только в 1868 году и написал на титульном листе «В память о матери». 

Первое исполнение еще не завершенного сочинения 10 апреля 1868 года состоялось в Бремене и потрясло слушателей. Восхищенных отзывов реквием удостаивался и в дальнейшем.

Например, «Новая евангелистская церковная газета» после исполнения произведения 18 февраля 1869 года в Лейпциге писала «И если мы ожидали гения…

то после этого реквиема Брамс действительно заслужил этот титул». 

Одна из величайших удач в жизни Иоганнеса Брамса — знакомство со знаменитым хирургом Теодором Биллротом, приглашенным в 1867 году в Венский университет.

Биллрот — большой любитель музыки — стал для Брамса одновременно и другом, и критиком, и покровителем. В январе 1871 года Иоганнес получил известие от мачехи о том, что его отец тяжело болен.

Когда Брамс в начале февраля 1872 года приехал в Гамбург, то увидел, что тот безнадежен. На следующий день отец скончался. Сын тяжело переживал его смерть. 

Осенью того же года Брамс начал свою деятельность в качестве артистического директора «Общества друзей музыки» в Вене.

Однако работа в «Обществе» вскоре стала для композитора обузой, и он выдержал лишь три сезона.

Затем он снова переселился в Баварские горы, где в Тутцинге под Мюнхеном начал работать над большой симфонической формой. Там же появились оба скрипичных квартета до-минор, которые он посвятил Биллроту. 

В конце января 1874 года Брамс выступал с концертами в Лейпциге, там он в начале февраля вновь встретил свою бывшую ученицу — баронессу Элизабет фон Штокхаузен из Вены.

Десять лет назад он внезапно перестал заниматься с ней из боязни «наделать глупостей» и без ума влюбиться в эту одаренную, красивую и умную девушку. И вот он снова встретил ту, чья красота не угасла с годами. Элизабет уже давно была замужем за композитором Генрихом фон Герцогенбергом, которого Брамс очень почитал.

Теперь Иоганнес, без боязни за свою свободу и независимость, мог снова влюбиться в нее, но эта влюбленность носила, скорее, платонический характер. 

Между тем финансовое положение Брамса настолько укрепилось, что он в 1875 году мог подумать о том, чтобы большую часть времени посвятить творчеству.

Он наконец завершил работу над своим квартетом до-минор, которая была начата еще в доме Шумана. Квартет являлся выражением внутренней борьбы между любовью к Кларе и верностью Роберту Шуману.

Кроме того, после двадцатилетнего процесса вызревания приняла окончательную форму его Первая симфония. 

Летом 1877 года в Пёртшахе на озере Вёртер появилась его Вторая симфония, являющаяся полной противоположностью строгой Первой и отражающая своей светлой жизнерадостностью покой и уверенность, достигнутые в долгой борьбе.

За симфонией в 1878 году последовали скрипичный концерт ре-мажор и соната для скрипки соль-мажор, которая получила название «Сонаты дождя».

Совет

В этом же году Брамс стал почетным доктором университета в Бреслау, по случаю чего отпустил роскошную бороду, которая придавала ему солидный вид. Его популярность растет. 

В 1880 году Брамс отправился в Бад Ишл, думая, что там его меньше будут беспокоить туристы и охотники за автографами. Место действительно было очень спокойным, что способствовало укреплению его здоровья и прекрасному душевному настрою. Тогда же началась дружба Брамса с Иоганном Штраусом. Брамс был очарован личностью и музыкой этого композитора. 

Летом следующего года Иоганнес переселился в Прессбаум, где завершил Второй фортепианный концерт, радостный характер которого напоминает о живописном ландшафте Венского леса. 

А вот лето 1883 года привело Брамса на берега Рейна, в места, связанные с его юностью. В Висбадене он нашел уют и комфортную атмосферу, вдохновившую его к созданию Третьей симфонии

Могила Брамса на Центральном кладбище Вены

Его последняя, Четвертая симфония была сочинена в 1884—1885 годы. Первое исполнение 25 октября в Майнингене вызвало единодушное восхищение. После успешной премьеры Четвертой симфонии Брамс пребывал в наилучшем настроении. Стал любезным и общительным.

Следующие три лета в Хофштеттене (Швейцария) были для него счастливым временем. Здесь появились вторая соната для скрипки, «Соната Мейстерзингеров», а также третья соната для скрипки.

Наряду с этими произведениями были сочинены фортепианное трио, а также великолепный концерт для скрипки и виолончели. 

Брамс был в зените славы. Помимо друзей и почитателей, специальные «Брамсовские центры» заботились о том, чтобы ближе познакомить публику с его сочинениями.

Особенно почитали композитора в Вене, где впервые исполнялось большинство его произведений. Заключительная фаза жизни Брамса была спокойной и размеренной.

Он любил уютную атмосферу своего холостяцкого дома и независимость. 

Брамс не переставал работать, в последние годы он завершил цикл немецких народных песен. К сожалению, радость творчества все чаще омрачалась болезнями. Брамс умер утром 3 апреля 1897 года.

Источник: https://tunnel.ru/post-brams-iogannes

Иоганнес Брамс : краткая биография

Иога́ннес Брамс (нем. Johannes Brahms [joːˈhanəs ˈbʁaːms]; 7 мая 1833, Гамбург — 3 апреля 1897, Вена) — немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма.

Фотография дома в Гамбурге, где родился Иоганнес Брамс, 1859 год

Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в гамбургском квартале Шлютерсхоф, в семье контрабасиста городского театра — Якоба Брамса. Семья композитора занимала крохотную квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни. Вскоре после рождения сына родители переселились на Ультрихштрассе.

Первые уроки музыки Иоганнесу дал отец, который привил ему навыки игры на различных струнных и духовых инструментах. После мальчик обучался игре на фортепиано и теории композиции у Отто Косселя (нем. Otto Friedrich Willibald Cossel).

В десять лет Брамс уже выступал на престижных концертах, где исполнял партию фортепиано, что давало ему возможность совершить турне по Америке.

Косселю удалось отговорить родителей Иоганнеса от этой идеи и убедить их, что мальчику лучше продолжить обучение у педагога и композитора Эдуарда Марксена, в Альтоне.

Марксен, педагогика которого основывалась на изучении произведений Баха и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с необыкновенным дарованием. В 1847, когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: «Один мастер ушел, но другой, более крупный, идёт ему на смену — это Брамс».

В четырнадцать лет — в 1847 году Иоганнес окончил частное реальное училище и впервые выступил публично как пианист с сольным концертом.

Иоганнес Брамс, 1853 год

В апреле 1853 года Брамс отправляется в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Э. Ременьи.

В Ганновере они встретились с другим известным скрипачом, Йозефом Иоахимом. Тот был поражён мощью и огненным темпераментом музыки, которую Брамс показал ему, и два молодых музыканта (Иоахиму было тогда 22 года) стали близкими друзьями.

Иоахим дал Ременьи и Брамсу рекомендательное письмо к Листу, и они отправились в Веймар. Маэстро проиграл с листа некоторые сочинения Брамса, и они произвели на него столь сильное впечатление, что он тут же захотел «причислить» Брамса к передовому направлению — Новонемецкой школе, которую возглавляли он сам и Р. Вагнер. Однако Брамс устоял перед обаянием личности Листа и блеском его игры.

Обратите внимание

30 сентября 1853 года, по рекомендации Иоахима, Брамс познакомился с Робертом Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение.

Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, уже слышали о Брамсе от Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами.

Шуман весьма лестно отозвался о Брамсе в критической статье в своей «Новой музыкальной газете».

Брамс прожил в Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг, где его концерт посетили Лист и Г. Берлиоз. К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем, о котором в статье великого Шумана было сказано: «Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени».

Брамс питал нежную симпатию к Кларе Шуман, которая была на 13 лет старше. Во время болезни Роберта он посылал любовные письма его жене, однако так и не решился сделать ей предложение, когда она овдовела.

Первое произведение Брамса — Соната fis-moll (op. 2) 1852 год. Позже написана соната C-dur (op. 1). Всего 3 сонаты. Также есть скерцо для фортепиано, фортепианные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в 1854 году.

Иоганнес Брамс

Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепианной и камерной музыки.

В осенние месяцы 1857—1859 годов Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде.

В 1858 году снял для себя квартиру в Гамбурге, где по-прежнему жила его семья. С 1858 по 1862 год руководил женским любительским хором, хотя мечтал о месте дирижёра Гамбургского филармонического оркестра.

Важно

Летние сезоны 1858 и 1859 годов Брамс провёл в Гёттингене. Там он познакомился с певицей, дочерью университетского профессора Агатой фон Зибольд, которой серьёзно увлёкся. Однако, как только речь зашла о браке, отступил. Впоследствии все сердечные увлечения Брамса носили мимолётный характер.

В 1862 году умер прежний руководитель гамбургского Филармонического оркестра, но его место достаётся не Брамсу, а Ю. Штокхаузену.

Композитор поселился в Вене, где он стал капельмейстером в Певческой академии, а в 1872—1874 годах дирижировал концертами Общества любителей музыки (Венской филармонии).

Позднее большую часть своей деятельности Брамс посвятил композиции. Первый же визит в Вену в 1862 году принес ему признание.

В 1868 году в кафедральном соборе Бремена состоялась премьера Немецкого реквиема, имевшая громкий успех. За ней последовали столь же успешные премьеры новых крупных сочинений — Первой симфонии до минор (в 1876 году), Четвёртой симфонии ми минор (в 1885 году), квинтета для кларнета и струнных (в 1891 году).

В январе 1871 года Иоганнес получил от мачехи известие о тяжёлой болезни отца. В начале февраля 1872 года приехал в Гамбург, на следующий день отец скончался. Сын тяжело переживал смерть отца.

Осенью 1872 года Брамс стал артистическим директором Общества любителей музыки в Вене. Однако эта работа его тяготила, и он выдержал лишь три сезона.

С приходом успеха Брамс мог позволить себе много путешествовать. Он посещает Швейцарию, Италию, однако излюбленным местом его отдыха становится австрийский курорт Ишль.

Став известным композитором, Брамс не раз оценивал произведения молодых дарований. Когда один автор принес ему песню на слова Шиллера, Брамс изрек: «Замечательно! Я снова убедился в том, что стихотворение Шиллера бессмертно».

Совет

Покидая немецкий курорт, где он проходил курс лечения, на вопрос врача: «Всем ли вы довольны? Может, чего-то не хватает?», Брамс ответил: «Спасибо, все болезни, которые я привез, увожу обратно».

Будучи очень близоруким, предпочитал не пользоваться очками, отшучиваясь: «Зато много плохого ускользает из поля моего зрения».

К концу жизни Брамс стал нелюдим, и, когда организаторы одного светского приема решили сделать ему приятное, предложив вычеркнуть из списка приглашенных тех, кого ему не хотелось бы видеть, он вычеркнул себя.

В последние годы жизни Брамс много болел, но не прекращал работать. В эти годы он завершает цикл немецких народных песен.

Умер Иоганнес Брамс утром 3 апреля 1897 года в Вене, где и был похоронен на Центральном кладбище (нем. Zentralfriedhof).

Могила Брамса на Центральном кладбище Вены

Творчество

Брамс не написал ни одной оперы, однако он работал практически во всех других жанрах.

Брамсом написано более 80-ти произведений, как то: одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепианных концерта, несколько сонат для одного фортепиано, для фортепиано со скрипкой, с виолончелью, кларнетом и альтом, фортепианные трио, квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для фортепиано, кантата «Rinaldo» для соло тенора, мужского хора и оркестра, рапсодия (на отрывок из гётевского «Harzreise im Winter») для соло-альта, мужского хора и оркестра, «Немецкий реквием» для соло, хора и оркестра, «Triumphlied» (по поводу Франко-прусской войны), для хора и оркестра; «Schicksalslied», для хора и оркестра; скрипичный концерт, концерт для скрипки и виолончели, две увертюры: трагическая и академическая.

Но особенную славу доставили Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих работах Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду Брамс выработал собственный стиль.

Обратите внимание

О его произведениях, по общему от них впечатлению, нельзя сказать, чтобы Брамс находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов.

Самой выдающейся музыкой, в которой творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его «Немецкий реквием».

Память

Почтовая марка ФРГ, посвящённая И. Брамсу, 1983, 80 пфенингов (Скотт 1394)

  • В честь Брамса назван кратер на Меркурии.

Отзывы

  • В статье «Новые пути», в октябре 1853 года Роберт Шуман писал: «Я знал… и надеялся, что грядёт Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом.

    И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя — Иоганнес Брамс».

  • Луи Элерт, один из влиятельных берлинских критиков, писал: «Музыка Брамса лишена четкого профиля, ее можно разглядеть только анфас. Ей недостает энергических черт, безоговорочно закрепляющих ее выражение».

  • В целом постоянно негативно относился к творчеству Брамса П.И.Чайковский.

    Если подытожить в один абзац все самое существенное, что писал Чайковский о музыке Брамса в период с 1872 по 1888 год, то это можно в основном обобщить к следующим высказываниям (дневниковые записи и печатная критика): «Это один из заурядных композиторов, которыми так богата немецкая школа; он пишет гладко, ловко, чисто, но без малейшего проблеска самобытного дарования… бездарный, полный претензий, лишенный творчества человек. Его музыка не согрета истинным чувством, в ней нет поэзии, но зато громадная претензия на глубину… Мелодической изобретательности у него очень мало; музыкальная мысль никогда не досказывается до точки… Меня злит, что эта самонадеянная посредственность признается гением… Брамс, как музыкальная личность, мне просто антипатичен».

  • Карл Дальхауз: «Брамс был не подражателем ни Бетховена, ни Шумана. И его консерватизм можно считать эстетически законным, поскольку говоря о Брамсе традиции не принимаются, не уничтожая другой стороны, её сути».

Список сочинений

Фортепианное творчество

  • Пьесы, Op. 76, 118, 119
  • Три интермеццо, Op. 117
  • Три сонаты, Op. 1, 2, 5
  • Скерцо ми-бемоль минор, Op. 4
  • Две рапсодии, Op. 79
  • Вариации на тему Р. Шумана, Op. 9
  • Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя, Op.

    24

  • Вариации на тему Паганини, Op. 35 (1863)
  • Вариации на тему венгерской песни, Op. 21
  • 4 баллады, Op. 10
  • Пьесы (фантазии), Op.

    116

  • Песни любви — вальсы, новые песни любви — вальсы, четыре тетради Венгерских танцев для фортепиано в четыре руки

Сочинения для органа

  • 11 хоральных прелюдий ор.122
  • Две прелюдии и фуги
  • Фуги

Камерные сочинения

  • 1. Три сонаты для скрипки и фортепиано
  • 2. Две сонаты для виолончели и фортепиано
  • 3. Две сонаты для кларнета (альта) и фортепиано
  • 4. Три фортепианных трио
  • 5. Трио для фортепиано, скрипки и валторны
  • 6.

    Трио для фортепиано, кларнета (альта) и виолончели

  • 7. Три фортепианных квартета
  • 8. Три струнных квартета
  • 9. Два струнных квинтета
  • 10. Фортепианный квинтет
  • 11. Квинтет для кларнета и струнных
  • 12.

    Два струнных секстета

Концерты

  • 1. Два концерта для фортепиано
  • 2. Концерт для скрипки
  • 3. Двойной концерт для скрипки и виолончели

Для оркестра

  • 1. Четыре симфонии (№ 1 c-moll op. 68; № 2 D-dur op. 73; № 3 F-dur op. 90; № 4 e-moll op. 98).
  • 2. Две серенады
  • 3. Вариации на тему Й. Гайдна
  • 4.

    Академическая и Трагическая увертюры

  • 5.

    Три Венгерских танца (авторская оркестровка танцев № 1, 3 и 10; оркестровка прочих танцев осуществлена другими авторами, в том числе Антонином Дворжаком, Гансом Галем, Павлом Юоном и др.)

Сочинения для хора. Камерная вокальная лирика

  • Немецкий реквием
  • Песнь судьбы, Триумфальная песнь
  • Романсы и песни для голоса с фортепиано (всего около 200, в том числе «Четыре строгих напева»)
  • Вокальные ансамбли для голоса с фортепиано — 60 вокальных квартетов, 20 дуэтов
  • Кантата «Ринальдо» для тенора, хора и оркестра (на текст И. В.

    Гёте)

  • Кантата «Песнь парок» для хора и оркестра (на текст Гёте)
  • Рапсодия для альта, хора и оркестра (на текст Гёте)
  • Около 60 смешанных хоров
  • Марианские песни (Marienlieder), для хора
  • Мотеты для хора (на библейские тексты в немецких переводах; всего 7)
  • Каноны для хора
  • Обработки народных песен (в том числе 49 немецких народных песен, всего свыше 100)

Записи произведений Брамса

Полный комплект симфоний Брамса записали дирижёры Клаудио Аббадо, Герман Абендрот, Николаус Арнонкур, Владимир Ашкенази, Джон Барбиролли, Даниэль Баренбойм, Эдуард ван Бейнум, Карл Бём, Леонард Бернстайн, Адриан Боулт, Семён Бычков, Бруно Вальтер, Гюнтер Ванд, Феликс Вейнгартнер, Джон Элиот Гардинер, Яша Горенштейн, Карло Мария Джулини (не менее 2 комплектов), Кристоф фон Донаньи, Антал Дорати, Колин Дэвис, Вольфганг Заваллиш, Курт Зандерлинг, Яп ван Зведен, Отмар Зюйтнер, Элиаху Инбал, Ойген Йохум, Герберт фон Караян (не менее 3 комплектов), Рудольф Кемпе, Иштван Кертес, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Рафаэль Кубелик, Густав Кун, Сергей Кусевицкий, Джеймс Ливайн, Эрих Лайнсдорф, Лорин Маазель, Курт Мазур, Чарльз Маккеррас, Нэвилл Марринер, Виллем Менгельберг, Зубин Мета, Евгений Мравинский, Рикардо Мути, Роджер Норрингтон, Сэйдзи Одзава, Юджин Орманди, Витольд Ровицкий, Саймон Рэттл, Евгений Светланов, Лейф Сегерстам, Джордж Селл, Леопольд Стоковский, Артуро Тосканини, Владимир Федосеев, Вильгельм Фуртвенглер, Бернард Хайтинк, Гюнтер Хербиг, Серджиу Челибидаке, Рикардо Шайи (не менее 2 комплектов), Джеральд Шварц, Ханс Шмидт-Иссерштедт, Георг Шолти, Хорст Штайн, Кристоф Эшенбах, Марек Яновский, Марис Янсонс, Неэме Ярви и др.

Записи отдельных симфоний осуществили также Карел Анчерл (№ 1—3), Юрий Башмет (№ 3), Томас Бичем (№ 2), Герберт Блумстедт (№ 4), Ханс Вонк (№ 2, 4), Гвидо Кантелли (№ 1, 3), Джансуг Кахидзе (№ 1), Карлос Клайбер (№ 2, 4), Ханс Кнаппертсбуш (№ 2—4), Рене Лейбовиц (№ 4), Игорь Маркевич (№ 1, 4), Пьер Монтё (№ 3), Шарль Мюнш (№ 1, 2, 4), Вацлав Нойман (№ 2), Ян Виллем ван Оттерло (№ 1), Андре Превин (№ 4), Фриц Райнер (№ 3, 4), Виктор де Сабата (№ 4), Клаус Теннштедт (№ 1, 3), Вилли Ферреро (№ 4), Иван Фишер (№ 1), Ференц Фричай (№ 2), Даниел Хардинг (№ 3, 4), Герман Шерхен (№ 1, 3), Карл Шурихт (№ 1, 2, 4), Карл Элиасберг (№ 3) и др.

Записи скрипичного концерта осуществили скрипачи Джошуа Белл, Ида Гендель, Гидон Кремер, Иегуди Менухин, Анна-Софи Муттер, Давид Ойстрах, Ицхак Перлман, Йожеф Сигети, Владимир Спиваков, Исаак Стерн, Кристиан Ферра, Яша Хейфец, Генрик Шеринг.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/iogannes-brams

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector