Венгерские рапсодии Листа
Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком.
Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы.
Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.
Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош. Его особенности:
- горделивый, страстный, патетический характер;
- свободная, импровизационная манера изложения;
- острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»);
- использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе – венгерской (цыганской) гаммы.
Наиболее известное произведение стиля вербункош – знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии.
Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности.
Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (лашан и фришка).
1 раздел более импровизационного склада, в духе эпического повествования либо в характере палоташа – старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2хдольного;
2 раздел рисует картину народного праздника, пляски-чардаша (очень задорный, темпераментный, зажигательный 2хдольный венгерский танец).
Возможно, однако, и большее число контрастных разделов, как, например, в 6-й рапсодии.
В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой. Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2,6,12,14.
Рапсодия №2, cis-moll
Краткое эпически-повествовательное вступление вводит в мир красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии. Оно выдержано в свободно-речитативной манере, в медленном темпе. Аккорды сопровождения с форшлагами имитируют бряцанье струн, вызывая представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню.
I-й, медленный раздел рапсодии – лашан – имеет ярко выраженный венгерский национальный характер, в особенности благодаря характерным для стиля вербункош пунктирным концовкам. Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения).
При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается типично листовским виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнно-щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий, а постоянный органный пункт подчеркивает народный колорит.
После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3хчастной форме.
2-й, быстрый раздел рапсодии – фришка – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р до ff, передающие то затухание, то возобновление танца.
Источник: http://musike.ru/index.php?id=76
Тема : Ференц Лист великий пианист-виртуоз
Источник: http://mir.zavantag.com/muzika/42152/index.html?page=2
Музыка романтизма: какой она была? Ференц Лист
К тому же, получая большие гонорары как пианист-виртуоз, Лист часто деньги жертвовал: в помощь пострадавшим от наводнения, на памятник Бетховену и так далее.
Это внутреннее благородство чувствуется и в том, как он делал концертные переложения музыки других композиторов. Таким образом он пропагандировал музыку Баха, Бетховена, Шуберта, своих современников (в частности, Глинки).
О Шопене он написал книгу. Преподавал Лист бесплатно.
https://www.youtube.com/watch?v=xhMFZ04y1o4
Вся жизнь Листа — работа, сочинение музыки и гастроли. Два раза он побывал в России. Всегда и везде его выступления вызывали восторг публики. Есть даже специальный термин — листомания. Этот термин придумал Генрих Гейне, описывая массовую истерию, случавшуюся во время парижских концертов Листа.
В 1975 году вышел фильм с тем же названием (режиссер Кен Рассел, Великобритания). Роль Листа в картине «Листомания» исполняет английский певец Роджер Гарри Долтри (группа The Who). Но еще интереснее, что роль папы римского исполняет Ринго Стар (The Beatles).
Фильм, конечно, из разряда фантазийных, но посмотреть любопытно.
Желающие посмотрят фильм, а о последней длительной любви Листа (фактически 30 лет) к подданной Российской империи можно прочитать здесь. Совместная жизнь с Каролиной так и не вылилась в официальный брак, потому что этому препятствовали конкретные люди. Ни много ни мало: российские императоры и папы римские.
Тема Ференца Листа крайне большая, поэтому я ограничусь кратким биографическим очерком и остановлюсь только на одном интересном моменте.
Мультикультурность Европы в XIX веке
Лист родился в Венгрии (тогда Австрийская империя), воспитывался как артист и получил первое признание во Франции, творил в Швейцарии, новый творческий период начал в Германии. А конец жизни его пришелся на Италию, где он стал аббатом в Ватикане.
Таким образом, и культура всех этих стран оставила свой отпечаток на творчестве Листа, и сам он внес собственный вклад в эти культуры. Подобное взаимодействие для Европы — совсем не уникально.
Венгерский язык Лист знал плохо. Тем не менее он остается венгерским художником. Великий польский композитор Шопен был по отцу француз и прожил большую часть жизни во Франции. Но считал он себя поляком. И в Польше две святыни: католическая церковь и Шопен. В Венгрии почитают своего Ференца Листа.
Итак, Ференц (Франц, Франциск) Лист родился 22 октября 1811 года на территории Австрийской империи. Его отец служил «надсмотрщиком за поголовьем овец», а в свободное время играл в оркестре своего хозяина — князя Эстергази (Эстерхази). В том самом оркестре, которым почти всю жизнь руководил Й. Гайдн.
Отец был и первым учителем Листа. Эти детские занятия и некоторые уроки, которые он брал в Вене и Париже — единственное образование Ференца Листа. Дальше — музыка, музыка и музыка.
Листовскую музыку можно слушать всю. Единственная проблема — иногда могут потребоваться «путеводители»: слишком большие связи с литературой и даже живописью. Из литературных наиболее интересны «Сонеты Петрарки», соната «По прочтению Данте» и произведения, связанные с Фаустовской темой. Из живописных — «Мыслитель» или «Обручение» (по скульптуре Микеланджело и картине Рафаэля).
Из всего огромного наследия Листа хотелось бы остановиться только на одном произведении: Венгерской рапсодии № 2.
Венгерская рапсодия № 2
.
Когда-то я писала о Леонарде Бернстайне как авторе мюзикла «Вестсайдская история». Но этот замечательный музыкант был еще и сильным популяризатором музыки, вел передачи, организовывал концерты для юношества в Нью-Йорке. Текстовые распечатки этих концертов выходили и в СССР.
В одной из своих книг Бернстайн рассуждает о связи музыки с языком. Он считал, что народная песня отражает все: ритм, акценты, быстроту речи каждого народа. Из народной музыки эти особенности переходят в «большую музыку».
Нет во французском языке сильных акцентов, это язык плавный, текучий — и это проявляется во французской музыке. В итальянском много длинных гласных — и замедленность на гласных снова отражена в музыке. Испанский ритмичен и богат согласными — такова и испанская музыка.
А в венгерском языке ударность по большей части происходит на первом слоге — и венгерская музыка знаменита своими оригинальными акцентами.
Полагаю, что это — тема больших смежных исследований, но не могла не привести эту любопытную точку зрения. И Ференц Лист прекрасно чувствовал и понимал суть венгерской народной музыки.
Вспомним, что предыдущие эпохи мало «интересовались» народной музыкой, хотя взаимодействие, безусловно, всегда было. Острый интерес к фольклору возник именно в эпоху романтизма.
Лист — родоначальник жанра рапсодии. Рапсоды — древнегреческие певцы, слагающие эпические песни. Через несколько тысяч лет «жанр ожил» именно в творчестве Листа и прежде всего — в Венгерских рапсодиях.
Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще сильнее!
В старом советском фильме «Веселые ребята» есть забавная сцена — в Мюзик-холле. Заезжая знаменитость — итальянский дирижер, проваливается под сцену. А на сцене нечто невообразимо-монументальное: гигантский оркестр, пара десятков роялей, столько же арф.
Незадачливый главный герой (Л. Утесов) попадает на сцену вместо итальянца, он почесывается, подергивается, оркестр играет. Герой видит Леночку в зале, делает ей знаки: «Пойми, пойми! Вот дура!».
Оркестр опять принимает знаки за указания эксцентричного дирижера и продолжает играть. А исполняет оркестр Венгерскую рапсодию Листа № 2 в оркестровой обработке.
«Оригинальная трактовка» — выносит вердикт некий знаток.
А оркестр все играет. Одна из зрительниц горько плачет. Ее спутник произносит сакраментальное: «Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще больше!», полагая, что она так сильно тронута музыкой Листа. А у Эммы жмут туфли… (Ох уж эта венгерская рапсодия № 2. Давайте все же любить друг друга за те и иные слезы).
Но эта же рапсодия звучит во множестве других фильмов («Delirious», «Кто подставил кролика Роджера» — 3 Оскара, «Блеск» 1996 года и других). Даже в «Томе и Джерри» и многих прочих мультфильмах. Насчитала около полусотни фильмов и мультфильмов, потом считать перестала.
Думаю, что сам Ференц Лист улыбнулся бы, узнав о такой популярности своей рапсодии в массовой культуре следующего века — что-то вроде еще одной волны листомании. А ведь это просто хорошая музыка, пусть и чрезвычайно виртуозная.
Во всех венгерских рапсодиях слышны отголоски чардаша — венгерского народного танца, который танцуют пары, начиная с медленного танца по кругу (лассу), заканчивая стремительной пляской (фриш).
Умение быть в общеевропейской струе и одновременное умение слышать «родную речь» — отличительная черта всех романтиков. Благодаря им мы сами учимся слышать и понимать «чужую речь». И стараемся не забывать «родную».
«Следующий» год рождения у нас — 1813. В том году родились сразу Даргомыжский, Вагнер и Верди. «Тематически» ближе сейчас Вагнер — тем более что одна из дочерей Листа вышла за него замуж. И о Вагнере все равно придется писать, так или иначе. Но пока заглянем в Россию — к Александру Даргомыжскому.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/50698/
Лист Ференц
Жизнь и творчество Ференца Листа
Сын слуги венгерского дворянина, Лист был необыкновенно одаренным ребенком.
Талант мальчика произвел огромное впечатление на европейских аристократов, для которых Лист исполнял потом музыкальные произведения до конца своей жизни. Благодаря их финансовой помощи Лист сумел получить музыкальное образование.
Композитор был признан величайшим пианистом своего времени. Он объездил всю Европу от Португалии до России», и слава его была поистине европейской.
В 1848 году он согласился стать директором придворного театра в Веймаре.
За тринадцать лет пребывания на этом посту Лист сумел вдохнуть новую жизнь в европейскую музыку не только своими концертами и оперными постановками, но и тем, что активно помогал молодым композиторам, таким, например, как Рихард Вагнер.
Оставив пост директора театра в Веймаре, Лист провел 8 лет в Риме, где он стал аббатом римской католической церкви. После римского периода композитор в течение семнадцати лет выступал, преподавал и дирижировал в Риме, Веймаре и Будапеште.
Музыкальный гений Листа принес ему такое огромное богатство, что уже примерно в середине своей карьеры он перестал работать ради денег и направил свои усилия на сбор средств для благотворительных целей. В последние годы своей жизни Лист много гастролировал, что подорвало его здоровье.
В 1886 году он умер от пневмонии в городе Байройте (Германия).
На протяжении всей своей карьеры Лист требовал уважения от своей аристократической аудитории и добивался признания особого положения художника в обществе, доказывая, что художник — это не просто слуга, обязанный лишь выполнять указания своих господ.
Однажды он даже отказался играть для Изабеллы II, поскольку его не представили ей лично, так как это не дозволялось требованиями испанского придворного этикета.
Известен также случай, когда Лист прекратил свое выступление перед Николаем 1 и возобновил его лишь тогда, когда царь перестал разговаривать. Выступления Листа всегда были событием в музыкальной жизни любого города, куда он приезжал с концертами.
У него было огромное количество поклонниц и, соответственно, любовниц, особенно из аристократической среды, которая и составляла основную часть его публики и его учеников.
В 17-летнем возрасте Лист пережил личную трагедию, когда его заставили прекратить роман с Каролин ди Сен-Криг, одной из его учениц из аристократической семьи.
Первой его значительной любовной связью стал роман с графиней Адель де ля Прюнаред (Мари д`Агу), но затем Лист сам порвал с ней все отношения, когда узнал, что у графини, кроме него, есть еще один любовник.
Его первая длительная любовная связь началась в 1835 году, когда графиня Мари д'Агу оставила своих мужа и детей в Париже и переехала к Листу в Швейцарию, где у них позже родилось трое детей. Их дочь Козима стала потом женой Рихарда Вагнера.
Ференц Лист. 1847. Портрет работы Миклоша Барабаша
В 1839 году их совместная жизнь подошла к концу. Лист потерял к Мари всякий интерес, а затем их отношения еще больше обострились из-за дружбы Листа с любовницей Шопена Жорж Санд, которая очень любила сидеть около рояля и слушать какое-нибудь музыкальное произведение в его исполнении.
Однажды Мари даже вызвала Санд на дуэль, выбрав в качестве оружия собственные ногти. Лист заперся в своем кабинете и сидел там до тех пор, пока женщины не успокоились. Вскоре он начал бурную любовную связь с Лолой Монтез, скандально известной испанской танцовщицей.
Когда он устал от нее, он ушел от Лолы, оставив ее спящей в своем номере в гостинице. И не забыл при этом оставить определенную сумму денег, поскольку знал, что Лола, узнав о его дезертирстве, устроит прямо в гостинице скандал и обязательно поломает в ярости часть мебели.
Любовные похождения Листа были предметом разговоров всего европейского музыкального общества.
Его любовницами были, например, итальянская принцесса Кристин Бельджиозо, прусская баронесса Ольга фон Мейендорф, молодая польская графиня Ольга Янина и знаменитая куртизанка Мари Дюплесси, которая стала прототипом «Дамы с камелиями».
Самой продолжительной любовной связью в жизни Листа стал его роман с принцессой Каролин фон Сайн-Виттгенштейн, польской дворянкой, которая оставила своего русского мужа и свое поместье и приехала к Листу в Веймар, где часами лежала на полу на медвежьей шкуре, курила кальян и слушала, как Лист играет на рояле. Лист надеялся, что сможет жениться на принцессе. Для этого он отправился в Рим, где попытался добиться специального разрешения папы на развод с Каролин. Ее муж, однако, воспользовался своими влиятельными связями, и разрешения на развод Лист не получил.
К тому времени, правда, чувства Листа к ней несколько остыли и, он был рад, что Каролин так и не смогла развестись со своим мужем. Сексуальные подвиги Листа продолжались и тогда, когда он достиг уже почтенного возраста. У него часто возникали любовные связи с ученицами, которые по возрасту годились ему во внучки.
Он, однако, всегда утверждал, что с почтением относится к девственности и ни разу не «соблазнил деву». Он очень боялся импотенции и использовал всевозможные стимулирующие средства, чтобы избежать ее. Утверждали, что если составить список любовниц Листа, он окажется гораздо длинее, чем аналогичный список любого из его современников.
Сам Лист в конце жизни заметил: «Я так и не откусил достаточно большой кусок этого яблока».
История жизни Ференца Листа
Очень яркая и многогранная романтическая личность 2-й половины 19-го века. Гениальный пианист и композитор. Новатор. Музыкальный критик, который написал много статей о музыке («Письма странствующего бакалавра», «Исследование музыки венгерских цыган»).
Лист родился 22 октября 1811 г. в поместье князя Эстергази. С детства полюбил венгерские народные песни и песни венгерских цыган. В 9 лет играл перед меценатами. Он поразил их своей игрой. Меценаты дали Листу деньги, на которые он вместе с отцом в 1820-м году поехал учиться в Вену.
Там он занимается частным образом.
По фортепиано — у Черни, а по композиции у Сальери. Там Лист познакомился с Бетховеном, который его благословил. Первое произведение Листа — «вариации на тему вальса Диабелли», которое он написал в 11 лет. В 1823 г.
Лист с отцом едет Париж, где его не приняли в консерваторию, так как он был иностранцем. Но он занимался частным образом, по композиции — у Паэра, по теории — у Рейха (Рейх преподавал в консерватории).
Одним из самых первых композиторских опытов Листа была опера «Дон Санчо, или Замок любви», поставленная в 1825 году в театре Большой парижской оперы.
Лист музицирует в доме Вагнера, где также присутствовал дирижёр Герман Леви
В 1827 г. у Листа умер отец. Лист занялся самообразованием. Давал много концертов. В 30 г. горячо воспринял революцию. Гастролировал в Англии, Швейцарии, Франции. После революции увлекался утопическим и православным социализмом. Лист встречался со многими знаменитостями.
Особое влияние оказали Берлиоз, Шопен (после его смерти Лист написал книгу о Шопене) и Паганини, который поразил Листа как исполнитель. Лист написал фантазию на тему «Кампанеллы», а позже транскрипции каприсов и этюдов Паганини. В 1834 г. Лист познакомился с Мари д`Агу. С 1835 по 1839 г.
они отправляются в путешествие по Швейцарии и Италии. Это — 1-й плодотворный период жизни Листа.
Впечатления о Швейцарии он выразил в цикле фортепианных пьес «Альбом путешественника». В 50-м году в Веймаре Лист переработал этот цикл, и он вошел в состав «Годы странствий» — «Первый год» — Швейцария. В Швейцарии Лист преподавал в консерватории.
Он выезжал в Париж соревноваться с Тальбергом (Лист победил). Все свои мысли о судьбе художника, о назначении искусства он высказывает в книге «Письма странствующего бакалавра». В 1837 г. Лист едет в Италию.
Под впечатлением произведений итальянского возрождения пишет фортепианные пьесы «Обручение», «Мыслитель».
В последствии он их включил в «Годы странствий» — «Второй год» — Италия. Написал 3 «Сонета Петрарки», сонату-фантазию «После прочтения Данте». В конце пребывания в Италии Лист стал давать больше концертов (большинство — благотворительные). Дал концерт в Вене для пострадавших от наводнения в Венгрии, а также концерт на сооружение памятника Бетховену в Бонне.
1839-1847 гг. Это — период интенсивной концертной деятельности Листа по всем странам Европы. Большой триумф воФранции,России,Испании,Португалии, Венгрии, Румынии. Он исполнял очень много произведений других композиторов (транскрипции Листа для фортепиано симфоний Бетховена, Берлиоза, песен Шуберта, Медделя, Шумана, каприсов Паганини и др.
, а так же фантазии на темы Моцарта, Беллини, Мейербера).
Ференц Лист в поздние годы
В Венгрии Листа принимали как национального героя. Он дал благотворительный концерт для создания венгерской консерватории. Лист 3 раза был в России (в 1842-м, 43-м и 47-м году). С триумфом дал концерты в Москве и Петербурге. Познакомился с Глинкой. Лист сделал транскрипцию «Марша Черномора».
Позже он постоянно дирижировал произведения Глинки. В России Лист познакомился с Верстовским и Варламовым. Сделал транскрипцию «Соловья» Алябьева. Подружился с русскими музыкальными критиками — Стасовым и Серовым. В конце этого периода познакомился с Каролиной Витгенштейн (дочь польского помещика) и поселился с ней в Веймаре.
1848-1861 гг. У Листа назрела потребность композиторского творчества. Продолжает пропаганду произведений других композиторов как дирижёр. Дирижирует симфоническую и оперную музыку. В этот период написал 12 из 13 симфонических поэм; 15 из 19 венгерских рапсодий; «Годы странствий» — «Год 1» -Швейцария (55 г.
) и «Год 2» — Италия (58 г.).
В 1849 г. закончил 2 фортепианных концерта, «Пляску смерти» для фортепиано с оркестром , 2 эпизода из «Фауста» Ленау (не Гёте), соната h-moll (53 г.), «Утешения» для фортепиано, ноктюрн «Траурное шествие на смерть героя венгерской революции», 2 программных симфонии — «Фауст» и «Данте», «Грандская месса».
Благодаря Листу маленький Веймар стал центром музыкальной культуры Европы и почти мира. Лист ставил в театре оперы Вагнера, Берлиоза, Шумана, Верди, Глюка, Рубинштейна, Моцарта, Вебера. За 11 лет поставил 43 оперы (!!!). Исполнил все симфонии Бетховена, Шуберта, Берлиоза. Лист пропагандировал этих композиторов и в печати.
Писал книги о Шопене, об исследовании музыки венгерских цыган. Начал педагогическую деятельность. Занимался с учениками только бесплатно. В 1854 г. Лист основал «Нововеймарский союз» («Neu-Weimar-Verein»). В 1861г. появился «Всеобщий немецкий музыкальный союз».
Цель этих союзов — пропаганда программности, классического наследия, нового передового искусства, композиторов.
Лист поддерживал молодых музыкантов: Сметану, Брамса, Серова, Антона Рубинштейна. Близким другом Листа стал Вагнер. Лист поставил много его опер. В 1858 г. Лист ушёл в отставку из оперного театра. 1861-1869 гг. Римский период. Под влиянием Каролины Лист уехал в Рим. Там он принимает должность сан-аббата.
Написал духовные произведения — оратории «Святая Елизавета», «Христос», «Венгерская коронационная месса». В это время он писал и светлую музыку — программные этюды, испанскую рапсодию, разные транскрипции. 1869-1886 гг. В 1869г. Лист вернулся в Веймар. Разрыв с Каролиной.
Последние 17 лет живет в Веймаре, но выезжает в Париж, Вену, Рим, Будапешт. В 1871г. благодаря Листу открылась венгерская консерватория (в Будапеште). Лист стал её президентом и педагогом. К нему потянулись новые ученики. Он давал уроки пианистам, среди которых были и русские — Зилоти (брат Рахманинова) и др.
Он помогал Григу, Альбенису. Продолжал пропагандировать музыку Вагнера. Лист принимал участие в организации и открытии театра в Байрейте. Там он был и на постановке «Кольцо нибелунга» (4 оперы Вагнера) в 1876 г. Лист всё больше сближался с русскими музыкантами. К нему приезжал Бородин, Кюи, Глазунов.
По инициативе Листа в 1880г. была исполнена 1-я симфония Бородина.
Лист делал транскрипции на музыку русских композиторов. Например: полонез из «Евгения Онегина».
В последние годы Лист писал немного: «Годы странствий» — «Год третий» — Рим, «Кипарисы виллы д'Эсте», «Ангелюс» («Angelus»), 3 «Забытых вальса», фторой и третий «Мефисто-вальсы», венгерские рапсодии (16-19). Лист опять начал давать концерты. Последний концерт дал в Люксембурге в 1886г.
После этого поехал в Байрейт, чтобы послушать оперы Вагнера. Заболев воспалением легких, Лист скончался в Байрейте 31 июля 1886 года. Лист-композитор неотделим от Листа-исполнителя. Его пианизм повлиял на его музыку. С другой стороны он, как гениальный композитор, обновил звучание фортепиано.
В своей фортепианной музыке Лист был проповедником-оратором. Он хотел донести свои идеи к большой аудитории, пытаясь увлечь, убедить людей в своих идеях. Поэтому его музыка такая приподнятая, патетическая, страстный ораторский тон.
У него был героический стиль исполнения, что тоже отразилось на его музыке. Лист обладал потрясающей техникой. Важнейшим принципом его музыки была программность. Эта программа не берлиозовского типа, а более обобщенная (общее настроение, общее состояние, нет сюжета). Новаторством является трактовка фортепиано. Его звучанию Лист придал оркестровую мощь.
Он передаёт тембры разных инструментов на фортепиано — грозное звучание меди, нежное звучание скрипок, свирельные наигрыши. Лист использовал аккордовые трели, тремоло, репетиции на одном звуке, пассажи, характерные для струнных инструментов, сочные виолончельные мелодии, пассажи октавами или двойными нотами.
Иногда записывает фортепианные ноты в 3 строчки (из-за оркестровой фактуры).
Источник: https://tunnel.ru/post-list-ferenc
Ференц Лист. Венгерские рапсодии (Hungarian Rhapsodies) | Belcanto.ru
Классическая музыка, опера и балетНовости
- Классическая музыка
- Опера
- Балет
- Культура
Произведения Театры и залы Фестивали Персоналии Коллективы Энциклопедия
- Поддержите наш сайт →
Belcanto.ru → Произведения → Фортепианные → Ференц Лист. Венгерские рапсодии
Hungarian Rhapsodies
Философскому содержанию сонат Ференца Листа противостоят броские, контрастные и динамичные «Венгерские рапсодии», в основе которых — фольклорные источники. Лист разрабатывал их в течение нескольких десятилетий.
(Рапсодии создавались в следующем порядке: № 1 — около 1851 года, № 2 — 1847, №№ 3—15 — около 1853, № 16 — 1882, №№ 17—19 — 1885. Шесть из них (№№ 2, 5, 6, 9, 12, 14) переложены для оркестра Листом и Францем Допплером.
)
Первоначальным эскизом послужили «Венгерские мелодии и рапсодии» (двадцать одна пьеса, 1840—1848). Большинство содержащихся здесь напевов вошли в позже написанные девятнадцать рапсодий.
«Я черпал богатство там,— писал об этих темах Лист,— где находил: сначала в собственных детских воспоминаниях, которые восходят к Бихари и другим цыганским знаменитостям, а затем в полях, в самой толще цыганских оркестров Эденбурга, Пресбурга, Пешта и т. д.
, наконец, я запомнил и по-своему воспроизвел много мотивов, характерных черт, которые с редкой щедростью сообщали мне либо на фортепиано, либо в записи…» (Только три рапсодии (№№ 16—18) не используют фольклорных источников.).
В этих мелодиях ярко запечатлелись особенности стиля вербункош. Сам же жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа.
Правда, он не был первым, кто ввел это обозначение в фортепианную музыку; с 1815 года рапсодии писал чешский композитор В. Я. Томашек.
Но Лист придал им иное толкование: под рапсодией он разумеет виртуозное произведение в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются народно-песенные и танцевальные мотивы.
Своеобразием отмечена и форма листовских рапсодий, основанная на контрастном сопоставлении двух разделов — медленного и быстрого: первый более импровизационного склада, второй — вариационный .
(Любопытно, что аналогичное соотношение частей Лист сохраняет в «Испанской рапсодии» (около 1876 года): медленная часть (cis-moll) построена на варьировании темы фолии, близкой сарабанде; быстрая часть (D-dur) также основана на вариационном принципе, но в последовании тем обнаруживаются черты свободно трактованной сонатной формы (главная партия — D-dur, побочная — F-dur, заключительная — E-dur).)
В таком сопоставлении нашла отражение народно-инструментальная практика.
Музыка медленных частей — горделивая, рыцарственная, романтически-приподнятая, то в характере медленного, воинственного танца-шествия, напоминающего старинный венгерский танец палоташ (сходный с полонезом, но двухдольный), то в духе импровизационного речитатива или эпического повествования, с обилием украшений — подобно «халгато нота». Быстрые части рисуют картины народного веселья, огневые пляски — чардаши. Лист часто использовал характерные фигурации, передающие звучание цимбал и богатство скрипичной мелизматики, подчеркивал своеобразие ритмических и ладовых оборотов стиля вербункош; среди них выделим: а) «цыганскую гамму», б) повторяющиеся квартовые попевки, в) характерные пунктирные кадансы, синкопы. С народной практикой связаны и приемы орнаментального варьирования тем, и неожиданные смены характера и темпа движения:
Лучшими образцами рапсодий являются Вторая, покоряющая своим тематическим разнообразием; Шестая, быстрая часть которой представляет собой виртуозные вариации на несложный танцевальный напев; Двенадцатая — едва ли не самая импровизационно-«рапсодичная» среди аналогичных произведений Листа, а также наиболее ценимая им Четырнадцатая, героическая по содержанию, свободная по развитию.
М. Друскин
- Фортепианное творчество Листа →
Источник: https://readtiger.com/belcanto.ru/liszt_rhapsodies.html
Adblockdetector
^ Этюды высшего исполнительского мастерства (1-я редакция — 1826,2-я 1836,3-я 1851)Большие этюды по Паганини (1-я редакция — 1838,2-я — 1851)3 концертных этюда (около 1848)2 концертных этюда (около 1862)«Альбом путешественника» (1835-1836)«Годы странствий» (1-й год: 1835-1854, 2-й: 1838-1859, 3-й: 1867-1877)«Поэтические и религиозные гармонии» (1845-1852)«Утешения» (1849)«Венгерские исторические портреты» (1870-1886)2 легенды (1863)2 баллады (1848-1853)Соната (1850-1853)« Мефисто — вальс» (около 1860, сначала – оркестровая редакция)Венгерские рапсодии (1-я редакция – 1840-1847, 2-я – 1847-1885)Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.В количественно огромном наследии фортепианной музыки Листа запечатлены разнообразные жанры: парафразы (свободные фантазии на темы сочинений других авторов) и транскрипции (переложения для фортепиано симфонических, органных, вокальных произведений); этюды; музыкальные картины— программные пьесы, преимущественно объединенные в циклы и сборники; сонаты; рапсодии. В указанной последовательности рассмотрим эти жанры.Парафразы на темы из опер приобрели широкую популярность у пианистов 20—30-х годов. Подобно тому как во времена Моцарта — Бетховена было распространено увлечение салонными вариациями, так ныне — уже под знаком крепнущего воздействия романтизма — утвердился тип свободно-импровизационной фантазии, источником которой служили впечатления от музыкального театра. Именно «театральная» доходчивость парафраз соответствовала запросам новой демократической аудитории, заполнившей большие концертные залы. Но под руками модных пианистов (Герц, Пиксис, Тальберг и другие) такие парафразы нередко превращались в бессодержательные пьесы, лишь ошеломлявшие слушателей каскадами виртуозных пассажей.И Лист сначала отдал дань этой моде. Однако вскоре он поставил себе иные, более высокие цели: парафразы становятся средством пропаганды как классического, так, главным образом, и современного искусства. Моцарт, Вебер, Россини, Беллини, Мейербер, Гуно, Вагнер, Верди, Эркель, Мошоньи — вот у кого он заимствовал мелодии из опер для своих фантазий. Причем, в отличие от салонных пианистов, которые обычно давали незамысловатые попурри из подобных мелодий, Лист избрал те музыкальные образы, которые помогали ему выявить идейно-художественный замысел данной оперы. Так, обращаясь к «Дон-Жуану» Моцарта, он строит свою фантазию на противопоставлении образов неотвратимой судьбы (темы Командора) искрящемуся веселью, радости жизни (вариации на тему дуэта Дон-Жуана и Церлины, тема арии Дон-Жуана). А в основу парафразы на темы «Риголетто» Верди кладет знаменитый квартет, в музыке которого словно скрестились судьбы героев оперы. Помимо того, Лист обрабатывал для фортепиано и отдельные сцены из современных опер, которые к тому времени были еще недостаточно известны. (Среди них песня прях и баллада Сенты из «Летучего голландца», хор паломников и романс Вольфрама из «Тангейзера», «Смерть Изольды», отрывки из «Лоэнгрина», «Кольца нибелунга», «Мейстерзингеров», «Парсифаля» Вагнера; эпизоды из «Ломбардцев», «Трубадура», «Аиды» Верди; вальс из «Фауста» Гуно; марш Черномора из «Руслана и Людмилы» Глинки, полонез из «Евгения Онегина» Чайковского и другие).
Той же цели пропаганды лучших творений мирового искусства посвящены фортепианные транскрипции симфоний и увертюр (как оперных, так и концертных). С убежденностью демократа-просветителя Лист писал об этом: «Фортепиано занимает первое место в иерархии инструментов: оно чаще всего пользуется вниманием и наиболее широко распространено… В диапазоне своих семи октав оно содержит объем целого оркестра, и десяти пальцев человека достаточно для воспроизведения гармоний, осуществляемых объединением сотен музыкантов *. * Сам Лист нередко доказывал это своими концертами, исполняя на рояле в первом отделении ту симфонию, которая затем должна была прозвучать в оркестре.При его посредстве становится возможным распространение произведений, которые иначе, из-за трудностей собрать оркестр, остались бы неизвестными. Поэтому по отношению к оркестровому сочинению оно то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распространяет…».Такими «гравюрами» были листовские «фортепианные партитуры». Значение их очень велико. С одной стороны, они открыли новые пути для подлинно художественных переложений, вытеснив прежние ремесленные аранжировки. С другой — обогатили возможности фортепиано, раскрыв неведомые доселе оркестровые эффекты, подготовив высокие достижения фортепианного творчества самого Листа.Первой его «фортепианной партитурой» явилась «Фантастическая симфония» Берлиоза (1833) — настолько совершенная, что Шуман счел возможным по листовскому переложению сделать анализ симфонии в «Новом музыкальном журнале». Затем последовали берлиозовские увертюры «Тайные судьи» и «Король Лир», симфония «Гарольд в Италии», симфонии Бетховена (Пятая, Шестая, Седьмая — 1837 год, остальные — 1865 год), увертюры к операм Россини («Вильгельм Телль»), Вебера («Волшебный стрелок», «Оберон»), Вагнера («Тангейзер»), Свадебный марш и Хоровод эльфов из музыки к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона и другие.Наряду с оперной, симфонической музыкой Листа привлекала и органная. Его транскрипции шести прелюдий и фуг, а также g-moll'ной фантазии и фуги И. С. Баха явились важной вехой в пропаганде творений великого мастера. Вслед за Листом его ученики и последователи создали ряд замечательных фортепианных обработок баховских органных сочинений (К. Таузиг, Ф. Бузони и другие). Вместе с тем и сама фортепианная музыка обогатилась новыми, органными эффектами.Столь же последовательно Лист пропагандировал лучшее из мирового песенного наследия: первая такая обработка — «Роза» Шуберта — была сделана в 1835 году, последняя — две песни Рубинштейна — в начале 80-х годов *. * Лист обработал для фортепиано песни и романсы Шуберта (50 произведений), Бетховена (19), Шумана (15), Роберта Франца (13), Вебера (12), Россини (12), Мендельсона (9), Шопена (6), русских композиторов (Алябьева, Булахова, Мих. Виельгорского, А. Рубинштейна) и других. Есть у Листа и обработки собственных песен (24).В этих транскрипциях Лист стремился совершенствовать возможности пения на фортепиано. Изобретательно перемещая мелодию вокального голоса из одного регистра в другой, причем обе руки принимали участие в ее проведении, Лист одновременно разрабатывал «второй план» песни, заключенный в ее сопровождении.Отсюда возникла та «многослойность» фортепианной фактуры, о которой говорилось выше. Все это требовало подлинно творческой фантазии и глубокого проникновения в содержание и настроение данного произведения. С этой целью Лист нередко добавлял к нему вступление и заключение, увеличивал или сокращал число варьируемых куплетов, изменял гармонию и тональность, свободно объединял две песни вместе, дабы создать более сложную целостную композицию, и т. д. Вокальные обработки Листа представляют собой высшую школу фортепианной транскрипции. На ней учились и продолжают учиться многие поколения пианистов и композиторов. Прогрессивная, демократическая направленность творческой деятельности Листа связана в значительной степени с освободительной борьбой венгерского народа. Национально — освободительная борьба народа против ига Австрийской монархии. Слилась с борьбой против феодально — помещичьего строя в самой Венгрии. Но революция 1848 — 1849 годов потерпела поражение, и Венгрия снова оказалась под гнетом Австрии. В значительной части произведений Ференца Листа использован венгерский музыкальный фольклор, отличающийся большим богатством и своеобразием. Характерны ритмы, ладовые и мелодические обороты, а то и подлинные мелодии венгерской народной музыки (преимущественно городской, типа «вербункош») получили творческое претворение и обработку в многочисленных произведениях Листа, в их музыкальных образах. В самой Венгрии Листу пришлось жить не долго. Его деятельность в основном протекала за пределами родины — во Франции, Германии, Италии, где он играл выдающуюся роль в развитии передовой музыкальной культуры. О тесной связи Листа с Венгрией говорит и его книга о музыке венгерских цыган, а также факт назначения Листа первым президентом национальной музыкальной академии в Будапеште. Противоречивость творчества Листа складывалась в стремлении к програмности, конкретной образности музыки, с одной стороны, и иногда в отвлеченности решения этой задачи, с другой стороны. Иными словами, програмность в некоторых произведениях Листа носила отвлеченно — философский характер (симфоническая поэма «Идеалы»). Поразительная многогранность характеризует творческую и музыкально — общественную деятельность Листа: гениальный пианист, принадлежавший к величайшим исполнителям ХIХ века; великий композитор; общественно — музыкальный деятель и организатор, стоявший во главе передового движения в музыкальном искусстве, боровшийся за програмную музыку против безыдейного искусства; педагог — воспитатель целой плеяды замечательных музыкантов — пианистов; писатель, музыкальный критик и публицист, смело выступавший против унизительного положения художников в буржеуазном обществе; дирижер — таков Лист, человек и артист, творческий облик и интенсивная художественная деятельность которого представляют собой одно из самых выдающихся явлений в музыкальном искусстве ХIХ века. ^ Рапсодии создавались в следующем порядке: № 1 — около 1851 года, № 2 — 1847, №№ 3—15 — около 1853, № 16 — 1882, №№ 17—19 — 1885. Шесть из них (№№ 2, 5, 6, 9, 12, 14) переложены для оркестра Листом и Францем Допплером.Первоначальным эскизом послужили «Венгерские мелодии и рапсодии» (двадцать одна пьеса, 1840—1848). Большинство содержащихся здесь напевов вошли в позже написанные девятнадцать рапсодий. «Я черпал богатство там,— писал об этих темах Лист,— где находил: сначала в собственных детских воспоминаниях, которые восходят к Бихари и другим цыганским знаменитостям, а затем в полях, в самой толще цыганских оркестров Эденбурга, Пресбурга, Пешта и т. д., наконец, я запомнил и по-своему воспроизвел много мотивов, характерных черт, которые с редкой щедростью сообщали мне либо на фортепиано, либо в записи…».Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош. Его особенности:-горделивый, страстный, патетический характер;-свободная, импровизационная манера изложения;-острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»);-использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе – венгерской (цыганской) гаммы.Наиболее известное произведение стиля вербункош – знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии.Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности. Любопытно, что аналогичное соотношение частей Лист сохраняет в «Испанской рапсодии» (около 1876 года): медленная часть (cis-moll) построена на варьировании темы фолии, близкой сарабанде; быстрая часть (D-dur) также основана на вариационном принципе, но в последовании тем обнаруживаются черты свободно трактованной сонатной формы (главная партия — D-dur, побочная — F-dur, заключительная — E-dur).Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2,6,12,14. ^ Венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм, в этом причина их популярности как в Венгрии, так и за ее пределами. В большинстве случаев каждая рапсодия Листа заключает в себе две контрастные темы, часто развивающиеся вариационно. Многим рапсодиям свойственно постепенное нагнетание динамики и темпа: печенно — речитативная тема значительного характера переходит в танец, постепенно ускоряющийся и заканчивающийся буйной, стремительной, огненной пляской. Таковы, в частности, 2-я и 6-я рапсодии. Во многих приемах фортепианной фактуры (репетиции, скачки, различные виды арпеджио и фигураций) Лист воспроизводит характерные звучности венгерских народных инструментов. Вторая рапсодия принадлежит к наиболее характерным и лучшим произведениям такого рода. Краткое речетативно — импровизационное вступление вводит в мир ярких, красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии. Форшлаги, звуки характерные для венгерской народной музыки и напоминают пение певцов — сказителей. Аккорды сопровождения с форшлагами воспроизводят бряцанье на струнах народных инструментов. Вступление переходит в печню с элементами танцевальности, которая затем переходит в легкий танец с вариационным развитием. Шестая рапсодия состоит из четырех ясно отграниченных разделов. Первый раздел представляет собой венгерский марш и носит характер торжественного шествия. Второй раздел рапсодии — быстро пролетающий танец, оживляемый синконами в каждом четвертом такте. Третий раздел — песенно — речетативная импровизация, воспроизводящая пение певцов — сказителей, уснащенная форшлагами и богато орнаментированная, — отличается свободным ритмом, обилием фермат, виртуозным пассажами. Четвертый раздел — быстрый танец, рисующий картину народного веселья. ^
Совет
(Музыкальный анализ) Сочинена в 1847 году.Вторая рапсодия принадлежит к наиболее характерным и лучшим произведениям такого рода. Краткое речитативно-импровизационное вступление (Lento a capriccio) вводит в мир ярких, красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии:Звук, берущийся форшлагом, “опевание” его мелодическим орнаментом характерны для венгерской народной музыки и напоминают пение певцов-сказителей. Аккорды сопровождения с форшлагами воспроизводят бряцание на струнах народных инструментов. Вступление переходит в песню (Lassan):Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (лашан и фришка).I-й, медленный раздел рапсодии – лашан – имеет ярко выраженный венгерский национальный характер, в особенности благодаря характерным для стиля вербункош пунктирным концовкам. Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается типично листовским виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнно-щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий, а постоянный органный пункт подчеркивает народный колорит. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3хчастной форме.2-й, быстрый раздел рапсодии – фришка – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р до ff, передающие то затухание, то возобновление танца.Чрезвычайно интересен приём, характерный для народной инструментальной музыки различных народов, и в том числе венгерского: переборы на чередующихся доминантовой и тонической гармониях, расцвечиваемые многочисленными вариациями.Достигнув громадной силы и стремительности, пляска затем постепенно стихает, движение замедляется, — лишь отголоски танца; одиноко звучащая на фоне танцевальных фигур сопровождения мелодия рисует, может быть, задерживающуюся пару танцующих; да и та останавливается. Но снова сбегается веселящаяся, праздничная толпа, танец возобновляется с прежней огненной стремительностью, всё закружилось и завертелось в вихре буйной пляски!В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой. |