Романсы танеева: история, содержание, интересные факты, слушать

История русского романса

  • 22 Июль 2016 Жанры и виды вокала Просмотров: 5772

              Романс – это камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

    Происхождение романса обязано Испании, где и возник сам термин «романс», который в то время обозначал светскую песню на испанском (романском) языке не на религиозный сюжет, отсюда и название романс.

    В конце XIX века романс стали исполнять сольно с аккомпанементом виуэлы или гитары.

    Обратите внимание

              Невозможно рассказать всё о русском романсе, ведь этот жанр так полюбился нашими соотечественниками, и создано огромное количество произведений в этом жанре. В Россию романс пришёл уже из Франции во второй половине XVIII века.

    На этот период пришёлся расцвет русской поэзии и новый жанр в вокальном искусстве пришёлся как нельзя кстати, впитав в себя характерные русские поэтические черты. Само понятие русский романс появилось гораздо позже, когда народные песенные мелодии проникли в умы образованных социал-демократов.

    Именно в русском-народном творчестве и находятся истоки зарождения русского романса как отдельного жанра в вокальном искусстве. Песенное творчество середины XVIII – XIX века, дошедшее до нас, в большинстве своём представлено анонимными авторами. В те времена этот жанр передавался устно, поэтому менялись и слова, и мелодия.

    Со временем стали появляться люди, которые пытались собрать произведения нового жанра воедино и записать их. Возможно, они и сами привносили что-то в эти произведения. Позднее к жанру романса стали обращаться многие композиторы.

    Самые знаменитые русские композиторы, которые сочиняли в жанре русского романса, это Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Алябьев, Варламов, Глинка, Гумилёв, Даргомыжский, Кюи, Свиридов и многие другие. Очень сильное влияние на развитие русского романса оказало влияние А.С.Пушкина. Огромное количество романсов написано на его стихи.

              В дальнейшем композиторы начинают объединять романсы в вокальные циклы, создавая тем самым более крупные по форме произведения, в которых часто использовались контрастные музыкально-поэтические образы, что было бы невозможно уместить в размер одного романса.

              Дальнейшее развитие жанра романса в XX веке начинается с расширения новых задач: развитие новых музыкальных форм, новый синтез музыки и поэзии. Возникает новый жанр – «стихотворение с музыкой». Такие сочинения есть у С.И.Танеева, С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера, С.С.Прокофьева.

    Чтобы добиться приближения к интонациям естественной речи, композиторы используют и прозу, и произведения, написанные «белым стихом».

    Важно

    Также, начинает развиваться инструментальная часть русского романса, особенно это ярко выражалось в фортепианных партиях, которые наравне с мелодией и стихотворением, выполняли важную музыкально-образную функцию. В романс проникает и фольклорная тематика, что ярко выражено творчеством композитора И.Ф.

    Стравинского. Далее советские композиторы продолжают развивать классическое направление вокально поэтического-жанра, усиливая в русском романсе песенное начало и приближая романс к песне.

  • Источник: http://singlikeme.ru/istoriya-russkogo-romansa/

    Когда романс сильнее непогоды…

    В субботу 16 мая в Зеркальном фойе Новой Оперы Владимир Байков и Дмитрий Сибирцев подарили публике роскошный вечер романсов Сергея Ивановича Танеева.

    Этого концерта ждали долго. Фестиваль «Вокальные перекрёстки», в программу которого он входил, успешно прошёл в Новой Опере ещё зимой, однако этот концерт из-за болезни участников перенесли на неопределенное время.

    По иронии судьбы, это время совпало с международной Ночью музеев, да ещё и, как назло, именно в этот субботний день над Москвой словно разверзлись небеса, низвергая на землю холодные потоки воды, заморозив все культурно-массовые мероприятия в столичном регионе, да и просто удерживая зрителей дома, в уютном тепле. В такую погоду, говорят, «хороший хозяин и собаку из дому не выгонит».

    Тем не менее, сила притяжения вокального искусства и личностей исполнителей оказалась столь велика, что превозмогла злые погодные условия и заманила в Зеркальное фойе Новой Оперы немало поклонников вокально-камерной музыки – оно оказалось заполненным до краёв, занимали даже кушетки под колоннами… И теперь настало время наконец назвать имена тех, кто это сделал: Владимир Байков, Дмитрий Сибирцев и Сергей Иванович Танеев, из романсов которого была составлена программа вечера. Ещё одно имя, дорогое и важное уже для самих исполнителей – Ирина Константиновна Архипова. Ей, вернее, 90-летию со дня рождения величайшей певицы, и был посвящён авторский проект Дмитрия Сибирцева «Вокальные перекрёстки».

    Романсы Танеева в программе этого вечера оказались не случайно – Ирина Константиновна исполняла их с огромной любовью и удовольствием, и её трактовка этих маленьких шедевров вокального творчества русского композитора признавалась эталонной. Кроме того, оба – и Владимир Байков, и Дмитрий Сибирцев – являются лауреатами Премии Фонда Ирины Архиповой. Безусловно, Ирина Константиновна сыграла важную роль в жизни обоих..

    Имя Сергея Ивановича Танеева, жившего и творившего сразу в двух веках – второй половине XIX и начале XX, –  не столь популярно у любителей музыки века нынешнего. Увы, ибо оставил он наследие, может, и не столь многочисленное, как некоторые композиторы, зато бесценное.

    Человек высочайших моральных качеств, как его называли – «совесть музыкальной Москвы», интеллектуалист, учёный-музыковед, блестящий педагог, великолепный пианист (славен тем, что первым исполнял фортепианные произведения своего учителя Петра Ильича Чайковского), талантливый композитор…Поразительно даже то, что в 10 лет он поступил учиться в Московскую консерваторию, а закончил её с золотой медалью в возрасте 19 лет. 

    Автор единственной оперы «Орестея», кантаты «Иоанн Дамаскин», четырёх симфоний, Танеев более известен камерно-инструментальными сочинениями и романсами. Вообще, романсы Танеева – уникальное явление русской камерной вокальной музыки.

    Совет

    Их мелодическое разнообразие, поэтическая наполненность глубочайшими многогранными смыслами, эмоциональность и трепетность приводят в восторг каждого, кто хоть раз их услышит.

    При кажущейся простоте исполнения – сложнейшая форма, не каждому исполнителю подвластная: Танеев был очень требовательным и к тексту, и к собственному творчеству, доводя всё до совершенства. И, кстати, именно Танеев одним из первых стал называть романсы «стихотворениями для голоса и фортепиано».

    Первым на сценической площадке Зеркального фойе появился директор театра «Новая Опера», автор проекта, концертмейстер и «по совместительству Михаил Сегельман» Дмитрий Сибирцев. Традиционно ведущего подобные мероприятия заведующего литературной частью Михаила Сегельмана в эти дни в Москве не было, он сопровождал театр на гастроли в Израиль.

    Так что пришлось директору взять на себя ещё и роль ведущего программы. Впрочем, Дмитрий Александрович владел темой прекрасно, и слушать его комментарии было интересно и познавательно.

    Да и Михаил Сегельман заранее подготовил для зрителей подробнейшую программку с детальным описанием личности и камерно-вокального творчества Сергея Ивановича Танеева, так что зрители не остались без информационного сопровождения.

    Программа вечера была составлена так, что публика познакомилась со всем волнующим многообразием танеевских романсов: от ранних опусов, таких, как «В дымке-невидимке» на стихи Фета, до позднейших («Зимний путь», цикл Пять стихотворений). Танеев в своём творчестве обращался к разным поэтам, используя и стихотворения А.

    Толстого, Фета, и переводы из западноевропейских поэтов, сделанные русским поэтом-символистом Эллисом. Позднейшие романсы тесно связаны с поэзией Полонского.

    Но, что бы это ни было, и это сразу заметно, – во всех  маленьких танеевских шедеврах ярко прослеживается равнозначность обоих компонентов романса – и голоса, и инструмента. 

    Источник: https://www.muzklondike.ru/events/solnyy_kontcert_vladimira_baykova_romansy_taneeva_v_novoy_opere

    Танеев – романсы и дуэты

    Материал восстановлен

    Бывший материал участников Анна Гасюк (leanita) и Big Dog (Malamute)

    Собрание из 17 романсов и 2-х дуэтов в записях 1946-1955 годов

    Исполнители-вокалисты:

    Максакова, Лемешев, Орфенов, Андрей Иванов, Александрийская, Козловский, Пирогов, Мигай, Норцов, Нэлепп

    Романсы расположены в хронологическом порядке их сочинения.  

      
    (01) Находка (Gefunden), 1878/1914 (Гёте/Коломийцев)

            М. Максакова (меццо-сопрано) /1954

    (02) Notturno (Ароматной, весенней ночью) ор.17 №7, 1878/1905 (Щербина)

            А. Орфенов (тенор), Д. Гаклин (ф-но) /1948

    (03) В дымке-невидимке ор.17 №8, 1883 (Фет)

            И. Козловский (тенор), П. Никитин (ф-но) /1952
    (04) Как нежишь ты, серебряная ночь ор.18 №1, 1883/1900 (Фет)

            Н. Александрийская (меццо-сопрано), С. Лемешев (тенор), Н. Вальтер (ф-но) /1954

    (05) Вакхическая песня ор.18 №2, 1884/1905 (Пушкин)

            С. Мигай (баритон), Г. Нэлепп (тенор) /1948

    (06) Люди спят ор.17 №10, 1894 (Фет)

            П. Норцов, Б. Абрамович (ф-но) /1946
    (07) Не ветер, вея с высоты ор.17 №5, 1895/1905 (А.Толстой)

            А. Пирогов (бас), Б. Юртайкин (ф-но) /1954
    (08) Колыбельная песня, 1896/1915 (автор слов неизвестен)

            М. Максакова (меццо-сопрано) /1954
    (09) Венеция ночью op.9 №1, 1897 (Фет)

    (10) Серенада ор.9 №2, 1896 (Щербина)

            А. Орфенов (тенор), А. Александров (мандолина),  Д. Гаклин (ф-но) /1948

    (11) Когда, кружась, осенние листы ор.17 №6, 1905 (Стеккетти/Эллис), 

            (старинный русский романс в обработке С.Танеева) 

            М. Максакова (меццо-сопрано) /1954
    (12) Рождение арфы ор.26 №1, 1908 (Т. Мур/Эллис) (1909)

            С. Лемешев (тенор), А. Макаров (ф-но) /1955
    (13) Сталактиты ор.26 №6, 1908 (Сюлли-Прюдом/Эллис)

            М. Максакова (меццо-сопрано) /1954
    (14) Менуэт ор.26 №9, 1908 (Ш. Д Ориас /Эллис)

            С. Лемешев (тенор), Н. Вальтер (ф-но) /1955
    (15) Ночь в горах Шотландии ор.33 №1, 1911 (Полонский)

            Ан. Иванов (баритон) /1954
    (16) Свет восходящих звёзд, ор.33 №2, 1911 (Полонский)

            Ан. Иванов (баритон) /1954
    (17) Что мне она ор.33 №4, 1911 (Полонский)

            Ан. Иванов (баритон) / 1954

    (18) Маска ор.34 №3, 1911-12 (Полонский)

            А. Орфенов (тенор), Д. Гаклин (ф-но) /1949
    (19) Любя колосьев мягкий шорох ор.34 №4, 1911-12 (Полонский)

            М. Максакова (меццо-сопрано) /1954

    Ape (191.8 MB)

    https://cloud.mail.ru/public/cfd7a6053ac9%2FTaneyev_Songs_Duets.7z

    Источник: http://intoclassics.net/news/2014-09-04-8578

    Сергей Иванович Танеев

    Родился 25 (13) ноября 1856 года во Владимире. В 1875 году окончил Московскую консерваторию у Н.Г.Рубинштейна (фортепиано) и П.И.Чайковского (композиция). Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист. Первый исполнитель многих фортепианных произведений П.И.Чайковского. В 1878-1905 гг.

    деятельность Танеева была неразрывно связана с Московской консерваторией (с 1881 г. профессор), где он вёл классы гармонии, инструментовки, а также фортепиано (1881-1888), свободного сочинения (композиции, 1883-1888), контрапункта и фуги (полифонии), музыкальной формы (с 1897). В 1885-1889 гг. – директор консерватории.

    Умер 19 (6) июня 1915 года.

    Ароматной весенной порою (Н.Щербина)

    Анатолий Орфёнов

    Читайте также:  Опера «лючия ди ламмермур»: содержание, видео, интересные факты, история

    Бьётся сердце (Н.Некрасов)

    Евгения Гороховская
    Константин Плужников
    Инесса Просаловская

    В годину утраты (Я.Полонский)

    Константин Плужников

    В дымке-невидимке (А.Фет)

    Константин Плужников
    Инесса Просаловская
    Елизавета Шумская

    Вакхическая песня (А.Пушкин)

    Георгий Нэлепп и Сергей Мигай

    Венеция ночью (А.Фет)

    Анатолий Орфёнов

    Зимний путь (Я.Полонский)

    Георгий Абрамов
    Евгений Владимиров

    Как нежишь ты, серебряная ночь (А.Фет)

    Нина Александрийская и Сергей Лемешев
    Зара Долуханова и Георгий Виноградов

    Когда, кружась, осенние листы (Л.Стекетти/Л.Эллис)

    Мария Максакова
    Константин Плужников
    Соломон Хромченко

    Колыбельная песня (П.Шелли/К.Бальмонт)

    Мария Максакова
    Константин Плужников

    Леса дремучие (Ш.Бодлер/Эллис)

    Евгений Владимиров

    Любя колосьев мягкий шорох (А.Толстой)

    Мария Максакова

    Люди спят (А.Фет)

    Константин Плужников
    Владимир Сливинский

    Маска (Я.Полонский)

    Сергей Лемешев
    Анатолий Орфёнов
    Константин Плужников

    Менуэт (Ш.Ориас)

    Сергей Лемешев
    Константин Плужников

    Мечты в одиночестве вянут (П.Шелли/К.Бальмонт)

    Инесса Просаловская

    Моё сердце – родник (Я.Полонский)

    Владимир Сливинский

    Музыка (Л.Эллис)

    Константин Плужников

    Находка (И.Гёте/В.Коломийцев)

    Мария Максакова

    Не ветер, вея с высоты (А.Толстой)

    Ирина Архипова
    Александр Пирогов
    Марк Рейзен
    Владимир Сливинский

    Ночь в горах Шотландии (Я.Полонский)

    Андрей Иванов

    Островок (П.Шелли/К.Бальмонт)

    Евгений Владимиров

    Отсветы (Л.Кобылинский)

    Константин Плужников

    Последний разговор (Я.Полонский)

    Константин Плужников

    Поцелуй (Я.Полонский)

    Константин Плужников

    Пусть отзвучит (П.Шелли/К.Бальмонт)

    Мария Максакова
    Константин Плужников

    Рождение арфы (Т.Мур/Л.Эллис)

    Сергей Лемешев
    Константин Плужников

    Свет восходящих звёзд (Я.Полонский)

    Андрей Иванов

    Серенада (Н.Щербина)

    Борис Дейнека
    Анатолий Орфёнов

    Сталактиты (Сюлли-Прюдом/Л.Эллис)

    Мария Максакова

    Фонтаны (Ж.Роденбах/Л.Эллис)

    Инесса Просаловская

    Что мне она (Я.Полонский)

    Андрей Иванов

    Источник: http://rusklarom.narod.ru/taneev.htm

    Танеев Сергей Иванович

    Другие известные композиторы

    Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября 1856 года во Владимире. Детство Сергея прошло в высококультурной среде богатая домашняя библиотека, обычаи изъясняться с родными на трех языках, литературные и музыкальные домашние вечера.

    Очень рано проявилась у него музыкальная одаренность; безукоризненный слух, память, не по-детски устойчивое влечение к музыке. Все эти качества выделяли его и в Московской консерватории. Н. Г.

    Рубинштейн, став учителем Танеева, высказался о нем так «Танеев принадлежит к числу весьма немногих избранных, — он будет великолепный пианист и прекрасный композитор». 

    Самую блестящую будущность предсказал юному музыканту и другой его педагог, по композиции — П. И. Чайковский. В рецензии на первое его выступление он писал «Танеев блестящим образом оправдал ожидания воспитавшей его консерватории… » 

    Творческая дружба учителя и ученика продолжалась и после окончания Танеевым консерватории. Петр Ильич высоко ценил суждения своего талантливого ученика, всегда спокойного, рассудительного, обладавшего тонким художественным вкусом. «Не знаю никого, кто бы в моем мнении и сердечном отношении стоял выше Танеева», — признавался он. 

    Современников привлекали к Танееву не только музыкальный талант, пытливый ум, но и душевная чистота, прекрасное сочетание прямоты высказываний и деликатности, мягкости обращения, строгой принципиальности, бескомпромиссности и неподдельной доброты, сердечности. 

    Удивительно ли, что Рубинштейн, дом которого был средоточием культурной жизни Москвы, приглашал к себе и юного Танеева, где он наравне с профессорами консерватории был неизменным исполнителем-солистом и участником ансамблей. 

    Биография Танеева небогата событиями — ни поворотов судьбы, круто меняющих течение жизни, ни «романтических» происшествий.

    Ученик Московской консерватории первого набора, он был связан с родным учебным заведением на протяжении почти четырех десятилетий и покинул его стены в 1905 году, солидаризируясь со своими петербургскими коллегами и друзьями — Римским-Корсаковым и Глазуновым. Деятельность Танеева в основном связана с Россией.

    Достаточно подолгу он жил в Париже во второй половине 1870-х и в 1880 году, но в дальнейшем — в 1900-е годы — выезжал лишь на короткое время в Германию и Чехию для участия в концертах. В 1913 году Сергей Иванович побывал в Зальцбурге, где работал над материалами моцартовского архива. 

    Итак, в 1875 году, после блестящего окончания консерватории по двум специальностям — фортепиано и композиции, — молодой музыкант, с большим успехом выступив в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, уезжает в Париж, где проведет около года. Концертные выступления, посещение лекций в Сорбонне, общение с известными музыкантами, художниками, в общество которых он был принят как равный, делали жизнь юноши интересной, значительной. 

    Но постепенно все это, и прежде всего, лавры пианиста-исполнителя, перестало приносить удовлетворение, все больше увлекала композиция, желание сосредоточиться на творческой работе. 

    По возвращении из-за границы Танеев в короткое время создал такие глубокие, интересные произведения, как кантата «Иоанн Дамаскин», Симфония ре минор, симфоническая увертюра «Орестея» (на этот сюжет он впоследствии написал оперу), несколько камерных ансамблей. 

    Книга С. И. Танеева с дарственной надписью автора

    Особенно большое впечатление производит музыка кантаты «Иоанн Дамаскин» (на поэтический текст А. Толстого). Посвященная памяти Николая Рубинштейна, незадолго до того скончавшегося в Париже, кантата выражает глубокие философские раздумья о ценности человеческой жизни, о неизбежном конце ее и проникнута глубоким состраданием. 

    В 1880-е годы Танеев увлеченно изучал русский музыкальный фольклор. Он записал и обработал около тридцати украинских и русских песен.

    Обратите внимание

    Летом 1885 года он совершил путешествие на Северный Кавказ и в Сванетию, где записал песни и инструментальные наигрыши народов Северного Кавказа.

    Высокообразованный музыкант в совершенстве постиг и все разнообразие русской народной полифонии, которая не имеет аналогов в мировой музыкальной культуре.

    История жизни Сергея Ивановича Танеева

    Пристрастие к народному творчеству Танеев сохранил почти на всю жизнь. «Русские мелодии должны быть положены в основу музыкального образования, — считал он.

    — Думаю, что придет время, когда в консерваториях не станут слепо учить тому, чему учат в Лейпциге или Берлине, а поймут, что у нас иные задачи, чем у немцев и у французов, что нельзя забывать о существовании русских песен, что надо применяться к тем обстоятельствам, среди которых находишься». 

    Преподавательская работа, а также руководство консерваторией занимали большое место в жизни Танеева. Педагогом он был выдающимся. Свои огромные познания в различных областях музыкальной науки Танеев отдавал с большой охотой и с исключительной методичностью, будучи образцом добросовестности и самодисциплины. Он был большим другом студентов, ибо видел в них будущее русской музыки. 

    Из многочисленных учеников Танеева следует выделить тех, кто составил гордость русской музыки и много сделал для ее развития в дальнейшем С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, С. Ляпунов, Р. Глиэр… Этот список можно было бы продолжить.

    Сколько раз Танеев хлопотал перед Беляевым, рекомендуя для издания то или иное сочинение начинающего композитора! Скольким он помог, занимаясь дополнительно и никогда не беря платы. И это несмотря на то, что «…

    его денежные средства, — по словам Модеста Ильича Чайковского, — в общем, были на самой грани безбедного существования и нужды. И бывали периоды, когда эта грань нарушалась в сторону последней». 

    Огромная энергия и эрудиция, а также ум, такт позволили Танееву сделать много полезного для своих учеников и для консерватории в целом. Но, несмотря на большую занятость исполнительской, педагогической, научно-исследовательской работой, Танеев продолжал много времени и сил отдавать композиции. 

    Среди лучших произведений композитора опера «Орестея», завершенная в 1895 году и явившая собой новую и интересную страницу в истории оперного искусства.

    Три сюжетно связанные между собой трагедии древнегреческого драматурга Эсхила — «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды» — послужили литературной основой либретто для трех актов с теми же названиями и одним общим — «Орестея».

    Благодаря такой самостоятельности трех актов эту оперу нередко называют музыкальной трилогией. В этом сюжете композитора привлекли общечеловеческие идеи победы светлого, мудрого начала над мрачными законами кровавой мести, зла.

    Музыкальный стиль «Орестеи» — сложный сплав, ассимиляция разных традиций. Этот художественный опыт Танеева привлек внимание многих музыкантов — не только в России — и повлиял на творчество композиторов следующих поколений. 

    Могила Танеева на Новодевичьем кладбище Москвы.

    В 1896—1898 годы он пишет Четвертую симфонию, ознаменовавшую его творческую зрелость. Высоко оценили симфонию Глазунов, Лядов, Римский-Корсаков. Последний писал автору после выхода в свет партитуры «Считаю Вашу симфонию прекраснейшим современным произведением благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка музыкальных мыслей». 

    Значительное место в творчестве Танеева занимали романсы, в которых отражаются интимные лирические переживания человека.

    Но если в романсах 1870—1880-х годов («Люди спят», «В дымке-невидимке», «Бьется сердце беспокойное») заметно влияние Чайковского, то созданные позднее, в начале века, носят печать символистской поэзии недосказанность, неопределенность некоторых образов обусловлена поэтическим содержанием стихов («Когда, кружась, осенние листы», «Сталактиты», «Рождение арфы»). 

    Одной из вершин квартетного творчества композитора является Шестой квартет си-бемоль мажор, завершенный Танеевым в 1905 году. Асафьев назвал его «сжатой энциклопедией танеевского мастерства»

    Во всем своем творчестве Танеев предстает художником необычайно цельным и глубоко человечным. Таким было и одно из лучших его произведений и, к сожалению, последнее — кантата «По прочтении псалма».

    Кантата — монументальное полифоническое сочинение, содержание которого определили этические представления о человеческой личности, о высоком предназначении человека, о неисчерпаемых возможностях его души, ума…

    И одновременно — утверждение мысли о созидательном труде, единении с природой — символом вечной, непреходящей красоты, жизни. 

    В том же 1915 году 19 июня Танеева не стало.

    Источник: https://tunnel.ru/post-taneev-sergejj-ivanovich

    Сергей Иванович Танеев

    СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

    С третьей четверти XVIII столетия с. Маринино и Цикуль имели общих владельцев. После кончины отставного майора Танеева большая часть его имений перешла к четырем сыновьям: Сергею, Андрею, Илье и Василию Михайловичам Танеевым.

    Все четыре брата Танеевы, подобно отцу, служили в гвардии и достигли генеральских чинов, лишь младший Василий дослужился «всего лишь» до полковника.
    Каменное здание Преображенской церкви в селе Цикуле было построено в 1815 году братьями Танеевыми, среди которых Илья Танеев – дед композитора С.И.Танеева.

    В 1830 году Иван Ильич Танеев, будущий отец композитора, прожил в Цикуле несколько недель. Иван Ильич верой и правдой 23 года прослужил во Владимире советником губернской Палаты государственного имущества.

    Важно

    Во время разразившейся тогда в губернии эпидемии холеры он был избран на выборную общественную должность «смотрителя для предохранение от холеры» в Меленковском уезде.

    Читайте также:  Детские образовательные программы. музыка для детей.
    Сергей Иванович Танеев

    С.И. Танеев родился в 1856 г. в г. Владимире, в дворянской семье. С пяти лет С. И. Танеев обучался игре на фортепиано.

    Улица Большая Нижегородская, д. 5. На месте этого здания стоял дом в котором родились и жили до 1864 года братья Танеевы.

    https://www.youtube.com/watch?v=JQt4aC2T_zc

    Дом приобрел Протопопов П.А., дед братьев по материнской линии, в начале XIX в.Владимир Иванович признавался, что был нежно привязан к родительскому дому: «Я вспоминаю о нем с самой страстной нежностью». Он всю жизнь помнил до мельчайших подробностей, где что находилось: «Дом стоял на углу небольшой площади и главной владимирской улицы, в отдаленном конце ее.

    Из окон были видны еще четыре других церкви и семинария. Улица в этом месте была пустынная. На ней обыкновенно не было никакого движения. Только по утрам и после полудня семинаристы толпами шли в класс и из класса».Но по субботам сонную жизнь обывателей города нарушал звон цепей колодников, которых гнали в Сибирь по печально знаменитой «Владимирке».

    Эти субботние картины навсегда остались в памяти Танеева-старшего: «Колодники проходили в серых суконных халатах, скованные по двое, бледные, изнуренные. Иногда выдавалась колоссальная фигура, смелая, величественная, с поднятой грловой, с презрением на лице. По сторонам шли жалкие, ничтожные гарнизонные солдаты. На тучном коне красовался штабс-офицер, провожавший партию.

    Позади несколько телег с женщинами, детьми, больными».Не потому ли потом, став взрослым, В.И. Танеев посвятил себя защите политических противников царского самодержавия, за что и получил прозвище «адвоката красных». Выступая на политических судебных процессах, он не только защищал обвиняемых, но и громил царский суд. Великий вождь пролетариата К.

    Маркс лично засвидетельствовал Танееву глубокое уважение, подарив ему свою фотографию в 1871 г.Дом Танеевых был одноэтажный, довольно живописный: «Перед окнами, которые выходили на площадь, находился палисадник с акациями. К дому примыкал большой вымощенный двор и довольно обширный сад с яблонями, малиной, крыжовником, смородиной.

    В нем не было больших тенистых аллей, но большая дорожка, хотя и усаженная яблонями, была очень недурна. Вдоль забора стояли старые величественные липы», — с теплом описывал свой дом В.И. Танеев.Отец братьев Танеевых слыл большим охотником строиться. В доме всегда что-то переделывалось, перекраивалось.

    «Дом принял почти европейский характер», — с легким юмором вспоминал Владимир Иванович, когда отец, Иван Ильич, приделал у двери звонок, а тяжелую мебель заменил новою, легкою. «Наконец, явилась главная принадлежность каждого цивилизованного жилища — вентиляция, всюду понемногу были устроены форточки».

    В начале 1856 г.

    Володя Танеев впервые в доме родителей встретился с молодым, но уже известным писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным. А через несколько лет судьба сведет их вместе. Между ними возникнут довольно близкие, дружеские отношения. Они сойдутся как единомышленники, выступающие против существующих порядков в России. Салтыков-Щедрин боролся против них как писатель, а Танеев — как юрист.

    Совет

    Братья навсегда сохранили светлую память о доме, где родились и провели детство, «во всех моих снах местом действия был непременно наш владимирский дом», — признался Владимир Иванович.Когда пришла пора учить младшего сына, одаренного музыкальными способностями, родители в 1864 г.

    продали свой дом и уехали на жительство в Москву. «Я часто думал о нем, страдал при мысли, что его продали, и все мечтал его выкупить, — продолжал вспоминать В.И. Танеев.— Недавно, в сентябре 1874 г. (?), дом сгорел до основания. Только тогда нежность моя к этому дому ослабла».

    Дом Танеевых сгорел до основания.

    На его месте была построена больница для духовной семинарии.

    Больница Владимирской семинарии

    На месте дома Танеевых в 1871 г. было построено здание Семинарской больницы, которая была освящена 17-го октября 1871 г. Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским. В 1864 г. семья Танеевых переехала в Москву. Музыкальное образование С.И. Танеев получил в Московской консерватории, которую окончил в 1875 г.

    с золотой медалью. По классу фортепиано он учился у Н.Г. Рубинштейна, по композиции – у П.И. Чайковского. С 1878 г. С.И. Танеев – преемник Чайковского в Московской консерватории, а с 1881 г., после смерти Н.Г. Рубинштейна, – профессор класса фортепиано.В 1885 -1889 гг. С.И. Танеев – директор Московской консерватории.С.И.

    Танеев воспитал поколение выдающихся музыкантов: А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, Р.М. Глиэра, К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера и других.В 1880-е гг. С.И. Танеев был первым исполнителем всех крупных фортепианных сочинений П.И. Чайковского, после смерти которого завершил оставшиеся неоконченные его произведения.

    В 1882 г. под управлением Танеева была исполнена в Москве его собственная «Увертюра на русскую тему», а в 1884 г. – кантата «Иоанн Дамаскин» (по поэме А.К. Толского), в 1885 г. – Третья симфония.В 1887 г. Танеев начал работу над оперой «Орестея» (поставлена в Петербурге в 1895 г.).В 1898 г.

    окончил Четвертую симфонию, исполненную в Петербурге.В 1882, 1889, 1890 гг. Танеев гостил в усадьбе двоюродной тетки Е.Д. Сахаровой Останьино, недалеко от д. Даниловка Владимирской губернии (ныне Собинский район), куда в раннем детстве ездили всей семьей.

    В августе 1893 г. и августе 1905 г. побывал в д.

    Налескино под Мстерой, где находился дом его первой учительницы музыки М.А. Миропольской.

    В 1905 г. Танеев оставил Московскую консерваторию из-за несогласия с действиями директора и в 1906 г. принял участие в создании Народной консерватории.Творческое наследие С.И.

    Танеева многообразно: 4 симфонии, 20 струнных ансамблей, опера «Орестея», 3 кантаты, 37 хоров, около 10 вокальных ансамблей, романсы.

    Во Владимире именем С.И. Танеева названы детская музыкальная школа № 1, концертный зал областной филармонии, одна из улиц.

    Перед зданием концертного зала Владимирской областной филармонии установлен памятник С.И. Танееву.

    Концертный зал имени Танеева

    Концертный зал имени Танеева был открыт 7 ноября 1967 года.

    Бюст С.И. Танееву во Владимире

    См. Областная филармония

    ДЮТЬКОВО

    Адрес: Московская область, городской округ Звенигород, микрорайон Дютьково, д. 23а.

    Музей Сергея Танеева в Дютькове

    Обратите внимание

    В Дютькове Танеев жил со своей няней Пелагеей Васильевной десять лет – с 1906 по 1915 гг., весну, лето и осень. Здесь им написаны увертюра к опере “Орестея”, соната для скрипки и фортепиано, симфония “Ре-минор”, романсы “Узник”, “В годину утраты”, “Бьется сердце беспокойное”, труды по теории музыки.

    О своей жизни в Дютькове он писал: “Живу я здесь в чистой избе, называемой дачей, имею инструмент. Работаю ежедневно в определенные часы, один день провожу, как другой, и прекрасно себя чувствую”. Для студентов консерватории композитор устроил в Дютькове бесплатный музыкальный класс.

    Концертный “зал” музея Танеева – летом в нём и на полянке перед ним бывают праздники и фестивали.

    Осенью Дютьково – просто уютная деревенька, теперь она опять дачная, как и когда то – во времена Танеева. А вот летом, во время музыкальных фестивалей тут слышны звуки рояля, приезжает много приятной публики, что гуляет по знаменитой аллее из Дютьково в Кораллово.

    Дом Танеева в Москве

    Будет воссоздан интерьер его дома в Москве, на Пречистенке, в Малом Власьевском переулке, где он прожил последние 11 лет жизни. Этот дом – живой свидетель прошлого – был когда-то музыкальным и культурным центром Москвы. Сюда, на знаменитые «танеевские вторники», приходили ученики Сергея Ивановича: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К.

    Метнер, Станчинский А.В., бывали члены семьи Толстых, М.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, А.С. Аренский, Андрей Белый, А.М. Васнецов, К.А. Тимирязев, И.В. Цветаев, приезжали знаменитые иностранцы: клавесинистка Ванда Ландовска, дирижёр Артур Никиш, Чешский квартет.

    Известный своим бескорыстием, именно здесь Танеев занимался совершенно бесплатно со своими учениками; работал над теоретическими трудами «Подвижной контрапункт строгого письма» и «Учение о каноне», которые впоследствии приобрели мировую известность; сочинял камерно-инструментальную музыку, хоры, известную кантату «По прочтении псалма» на слова А.С. Хомякова.

    Сайт музея: http://m-dutkovo.ru/istoria_dutkovo.html

    Усадьба Танеевых
    с. Маринино, Ковровский р-н, Владимирская обл.

    Еще в нач. XVII в. Танеевы обосновались в живописном уголке центра России: основали село Маринино, устроили усадьбу, выстроили храм. До наших дней чудом уцелели остатки старинного парка да одноэтажный деревянный дом Танеевых.

    В советское время в нем располагалась сельская школа, а после ее закрытия в 80-е гг. – библиотека, клуб и фельдшерско-акушерский пункт.

    Танеев Владимир Иванович (1840—1921) – русский философ, адвокат и общественный деятель, старший брат композитора С.И. Танеева.

    Танеев Андрей Михайлович (февраль/март 1750 – 16.5.1827) – Ковровский уездный предводитель дворянства в 1794 г., Предводитель дворянства Владимирской губернии 1794—1796 гг. Уроженцы и деятели Владимирской губернии
    Станчинский Алексей Владимирович (1888-1914) — русский композитор и пианист. Родился во Владимирской губернии.
    Город Владимир.

    Copyright © 2015 Любовь безусловная

    Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/t/37-1-0-1124

    3 жизни одного романса

    Вот уже 165 лет продолжается история одного из наиболее известных и популярных русских романсов «Гори, гори, моя звезда…».

    Он звучит с эстрады в исполнении известных певцов, его часто поют под гитару в дружеских компаниях, тиражируют на CD-дисках.

    Долгая история романса полна драматизма, как была полна драматизма и жизнь его здателей, а рождение его много лет было окутано тайной и обросло легендами…

    Развенчанные легенды

    Уже вскоре после своего появления в конце 1840-х годов романс приобрел популярность: его с удовольствием ис­полняли под фортепиано и гитару в кругу творческой интеллигенции, сту­дентов, богемной молодежи.

    Важно

    Но постепенно романс забылся, пришли новые песни и новые мелодии.

    Второе рождение его связано с именем выдающегося русского певца Владимира Сабинина, сделавшего великолепную аранжировку романса и записавшего его на граммофонную пластинку, быстро разошедшуюся по всей России.

    Затем романс был вновь почти забыт — но уже по приказу. По приказу новой власти, посчитавшей романс «белог­вардейским», а значит, идеологически вредным.

    Этот негласный запрет был фактически снят лишь в конце 1950-х годов, тогда началась — и продолжается в наши дни — третья жизнь знаменитого романса.

    Читайте также:  Воспитание детей. музыкальное развитие.

    За долгие годы запрета история созда­ния романса (исследованием которой, в общем-то, никто серьезно не занимался) превратилась в собрание легенд, в том числе и совершенно лишенных какого-либо правдоподобия.

    В частности, текст «белогвардейского» романса эти легенды приписывали то эмигранту Ивану Алексеевичу Бунину, назвавшему первый послереволю­ционный год «окаянными днями», то расстрелянному новой властью по об­винению в контрреволюционном заго­воре поэту Николаю Гумилеву. Одной из самых распространенных и долгоживущих (ее подтверждали даже неко­торые историки!) была интересная вер­сия, приписывающая создание романса «стопроцентному» белогвардейцу — адмиралу А.В. Колчаку.

    Легенды об авторстве И. Бунина и Н. Гумилева просуществовали недолго. Как только стало возможным упоминать в печати запрещенный романс, исследователи их творчества быстро внесли ясность: не было у них таких строк — ни у одного, ни у другого!
    А «колчаковская» версия очень долго воспринималась как вполне заслуживающая доверия.

    Многие факты из жизни боевого адмирала, полярного исследователя и ученого-океанографа Александра Васильевича Колчака сви­детельствовали в пользу этой версии. Прекрасно образованный, тонко чув­ствовавший музыку и литературу, А.В.

    Колчак был и очень талантливым чело­веком: профессионально музицировал, прекрасно пел, сочинял стихи и песни…

    После Гражданской войны в эмигран­тской среде неоднократно звучали заявления некоторых артистов и ком­позиторов о том, что они будто бы видели ноты романса с автографом Колчака — чем не подтверждение?! Рассказывали также, что «Гори, гори…» был одним из любимейших романсов адмирала и он пел его незадолго до расстрела… Пел или нет — теперь уже не узнает никто. Но автором этого произведения А.В. Колчак оказаться никак не мог, поскольку родился в 1874-м, а романс… шестью годами раньше вышел в сбор­нике, выпущенном в Москве издатель­ством Майкова!

    Совет

    Кстати, был и еще один «автор» — также легендарный: с возвращением популярности к романсу в 1950-60-х годах при исполнении его указывалось, что «музыка и слова народные»…

    Истинная история «звезды»

    Уже в наши дни исследователями точно установлено, что романс был написан в 1846 году композитором Петром Булаховым на слова Василия Чуевского. Этому предшествовали два замеча­тельных события.

    23 сентября 1846 года была открыта восьмая планета Солнечной системы, названная Нептуном. Интрига здесь была в том, что за несколько месяцев до этого существование планеты было предсказано астрономом Ж.

    Леверье, опиравшимся на свои математические расчеты: ее обнаружили в телескоп именно там, где указывал ученый!

    Эта весть облетела весь мир и, есте­ственно, Россию. И не исключено, что именно под впечатлением от этого ошеломляющего научного достижения и родились у студента юридического факультета Московского университета Василия Чуевского проникновенные строки будущего романса.

    Хотя вполне возможно, что под звездой, упоминаемой в романсе, подразумевается конкретная, рождественская звезда, ведь время создания его — декабрь.

    Вторым событием стало широко «раз­рекламированное» решение московских властей с размахом отметить 700-летие Москвы; в «размахе» были задействованы и многочисленные творческие конкурсы, посвященные этой дате.

    …Свое стихотворение Чуевский показал молоцому преподавателю Петру Бу-лахову, занимавшемуся со студентами вокальным пением.

    Булаховустихи по­нравились, и вскоре он положил их на музыку; новоиспеченный романс был представлен на конкурс.

    Красивое элегическое произведение конкурсная комиссия не оценила: романс не завоевал ни призовых мест, ни лауреатских званий, ни почетных грамот, — тем не менее, волею судеб все-таки стал довольно широко известен.

    …Известного оперного певца и ис­полнителя (а также сочинителя) романсов Владимира Сабинина заинтересовала случайно попавшая ему в руки нотная запись с текстом «Гори, гори, моя звезда…». В его душе «Звезда» зажгла огонек вдохновения, и вскоре Сабинин не только сделал великолепную аранжировку романса, сам исполнил его и записал на пластинку фирмы «Граммофон».

    Это был 1915-й год, шла Первая ми­ровая война, а доброволец Сабинин находился в действующей армии.

    И широко зазвучавший романс воспри­нимался в то время уже как произведение не о любви мирской: на фоне военного времени, противопоставления жизни и смерти образ звезды получил более глубокое толкование, и романс звучал как настоящий патриотический гимн, признание в любви единственной заветной звезде — России. Романс запела вся страна!

    Обратите внимание

    А в Гражданскую войну образ звезды стали связывать с образом «утраченной России», и пелся он, наверное, исклю­чительно теми, кто был на проигравшей стороне… В 1920-х годах советская власть романс с ярлыком «белогвардейский» списала в утиль.

    Запрет на исполнение его просуществовал почти четыре деся­тилетия, причем оно приравнивалось к антисоветской деятельности! Иногда наши знаменитые певцы С. Лемешев, И. Козловский, Г.П.

    Виноградов позволяли себе рискнуть включить его в свой репертуар, но делалось это фактически «полуподпольно». Лишь в 1944 году вышла пластинка, где среди прочих произведений Г.П. Виноградовым был исполнен и запретный романс. На обложке автором слов романса впервые был назван В. Чуевский.

    По словам певца, это было сделано прежде всего для того, чтобы покончить с легендой об авторстве Колчака и «пробить», наконец, романс на эстраду!..

    В 1957 году на мировой экран вышел американский фильм «Война и мир», где романс «Shine, Shine, My Star* прозвучал на английском языке. И романс в России возродился снова!..

    Судьбы, которые мы выбираем: поэт

    С романсом напрямую связаны еще три жизни, но уже людей — его авторов (Владимир Сабинин тоже по праву может считаться одним из них!). К сожалению, об авторе стихов Василии Ивановиче Чуевском известно немного: фактически лишь то, что он обучался в Московском университете и был соавтором и других романсов Бу-лахова, но стихов своих не публиковал

    — они известны только по нотным из­даниям.

    Судьбы, которые мы выбираем: композитор

    Петр Петрович Булахов — автор более 80 популярных романсов и песен, среди которых «Колокольчики мои», «Не пробуждай воспоминаний» (на стихо­творение М. Лермонтова «Молитва»), — родился в семье музыкантов. Его отец Петр Александрович и младший брат Павел Петрович — известные оперные тенора. Музыкальное образование Петр Петрович получил дома и еще в ранней юности стал сочинять романсы.

    Композитор работал преподавателем вокала, был дружен со многими видными деятелями искусства, известными меценатами — П. Третьяковым, С. Ма­монтовым, С. Шереметевым и др. Многие годы он оставался бессменным учителем музыки в доме Третьяковых.

    …В семейной жизни композитора было немало сложностей: он состоял в гражданском браке с Елизаветой Па­вловной Збруевой, которой ее первый муж отказался дать развод.

    Важно

    Это положе­ние, не одобрявшееся общественным мнением того времени, усугубилось длительной прогрессировавшей тяжелой болезнью. Прикованного к креслу, разбитого параличом, углубленного в себя композитора, тем не менее, посещали минуты вдохновения — и он продолжал творить.

    Как ни странно, в его произведениях нет безысходности или неизбывной печали, они проникнуты жизнеутверждающей силой и радостью.

    Популярность булаховских романсов и песен во многом была обусловлена их мелодическим обаянием и благородной простотой.

    Характерные интонации русской городской песни и цыганского романса переплетаются в них с оборотами, типичными для итальянской и французской оперы; плясовые ритмы, свойственные русской и цыганской песне, соседствуют с широко рас­пространенными в то время ритмами полонеза и вальса (именно в ритме по­лонеза написан и романс «Гори, гори…»).

    В 1870-х годах семью П.П. Булахова постигло большое несчастье: однажды зимним вечером в доме их вспыхнул пожар, уничтоживший и дом, в котором они жили, и практически все нажитое имущество, и сундук с рукописями не изданных еще произведений Булахова. Парализованного Булахова и его младшую дочь едва спасли ученики композитора. Ко всем трудностям при­бавились теперь и материальные.

    Последние годы своей жизни Булахов вместе со своим семейством провел на даче в Кусково, подмосковном имении приютившего его графа Шереметева.
    20 ноября 1885 года Петр Петрович Булахов скончался…

    Судьбы, которые мы выбираем: исполнитель

    Интересно, что Владимир Алексан­дрович Сабинин родился в год смерти Булахова, словно самой судьбой ему было предначертано продолжить исто­рию шедевра композитора…
    Обладая феноменально красивым го­лосом, Владимир с детских лет выступал в концертах с песнями и романсами. По воспоминаниям современников, слушатели плакали от проникновенного исполнения «Ноченьки» талантливым 13-летним мальчиком!..

    Повзрослев и получив хорошее обра­зование, Владимир пел в опере и опе­ретте; ценители искусства особо отмечали исполнение им партий Германа в «Пиковой даме», Альмавивы в «Севильском цирюльнике», Хозе в «Кар­мен», Берендея в «Снегурочке». Но все-таки наибольшая его слава — как исполнителя песен и романсов.

    Совет

    По сути, именно Сабинин сделал первый шаг к такому жанру как авторская песня — еще до знаменитых Александра Вертинского и Изы Кремер. Его песенки, весьма оригинальные, пользовались немалой популярностью, особенно у молодежи. По количеству выпущенных дисков с записями романсов А. Гурилева, П. Булахова, Н. Харито, Я.

    Пригожего, а также собственных музыкальных произведений — певец уступал разве что такой знаменитости как Юрий Морфесси.

    Но… Бывший до революции одним из популярнейших исполнителей, в 1920-х Сабинин, большая часть концертного репертуара которого не «совпадала» с новой идеологией, безуспешно искал работу, бедствовал. Он имел возможность эмигрировать из России — но отказался.

    Где-то с середины 1920-х Сабинин начал выступать как чисто оперный певец в крупных оперных театрах — в Свердловском, Бакинском, Харьковском, Киевском, гастролировал в Большом театре в Москве.

    В 1929 году Владимир Сабинин приехал в Петербург, ставший Ленинградом; замечательного тенора приняли «артистом-солистом» в труппу знаменитой Мариинки, ставшей Театром оперы и балета им. С. Кирова.

    Казалось, в жизни его наступила полоса везения. Но…

    …В мае 1930 года Владимир Сабинин покончил жизнь самоубийством. По одной из версий, отравился, подругой, на одном из спектаклей «Пиковая дама» в сцене самоубийства Германа певец застрелил себя по-настоящему…

    Новодевичье кладбище стало последним пристанищем еще одного талантливого человека, над могилой которого будет вечно гореть-сиять заветная звезда…

    P.S. Вот уже 165 лет живет романс, где проникновенные, душевные строки так органично слились с лиричной мелодией. И надеемся, третья его жизнь продлится вечно, радуя души людские и согревая их теплом и светом далекой звезды…

    Источник: http://kicl.ru/archives/152

    Ссылка на основную публикацию