Борисов-мусатов «водоем» описание картины, анализ, сочинение

Борисов-Мусатов

«Весна» 1901

Факты биографии Борисова-Мусатова

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов  (1870-1905), — известный русский живописец, один из самых значительных и ярких  представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2  апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных,  но приписавшихся к мещанскому сословию.

Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .

С 1899 Борисов -Мусатов становится членом и, можно сказать, одним из лидеров Московского товарищества художников,   1904 — член Союза русских художников. Борисов-Мусатов  выставлял свои картины на выставках Товарищества московских художников и «Мира искусства».

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.

Творчество Борисова-Мусатова

В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый «декоративный пленэризм»).

В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана  насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу.

Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.

В своём творчестве Борисов-Мусатов  соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение  в поле миражей и ностальгических грез.

Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и  Слепцовка  ).

Плавные, «музыкальные» ритмы картин раз за разом воспроизводят излюбленные мотивы художника: это уголки парка и отвлеченные фигуры женщин, которые кажутся образами человеческих душ, заблудившимися в  неком потустороннем царстве сна.

В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой,  особой, «тающей» легкости мазка.

Наследие

Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: «Майские цветы» (1894), «Агава» (1897), «Гобелен» (темпера, 1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (темпера, 1903-04), «Куст орешника» (пастель, 1905), «Кавалер, читающий стихи » (1899).

Влияние творчества Борисова-Мусатова

Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения «Голубая роза«, которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

Современники о художнике

«Он был трогателен, мил и сердечен», — вспоминает  И. Грабарь о своём близком друге

«Борисов-Мусатов был  болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, — писал М. Добужинский, — очень изысканно одевался и носил золотой браслет».

  • «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,» — говорил Андрей Белый.
  • «Тончайшим и нежным горбуном» называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.
  • Автопортрет

Борисов-Мусатов

«Автопортрет с сестрой» 1898

Борисов-Мусатов

«Гобелен» 1901

Борисов-Мусатов

«Осенний мотив» 1899

Борисов-Мусатов

«Водоём» 1902

Борисов-Мусатов

«Дама у гобелена» (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903

Борисов-Мусатов

«Дама в голубом» 1902

Борисов-Мусатов

«Окно»

Борисов-Мусатов

«Натюрморт. Цветы» 1902

Борисов-Мусатов

  1. Куст орешника
  2. «Колокольчики» 1903
  3. Женщина на солнце
  4. В ожидании гостей
  5. «Женщина в голубом» 1905
  6. За вышиванием
  7. «Кавалер, читающий стихи» 1899
  8. Майские цветы
  9. «Парк погружается в тень» 1904
  10. «Прогулка при закате» 1903
  11. «Реквием» 1905
  12. Прогулка
  13. «Осенний мотив» 1901
  14. «На балконе»
  15. Молебен на станции железной дороги
  16. Капуста и ветлы
  17. Девушка с агавой
  18. Девушка на балконе
  19. Девушка в ожерелье
  20. Девушка в желтой шали
  21. Картина Борисова-Мусатова «Дафнис и Хлоя» 1901
  22. Дама в кресле-качалке
  23. «Призраки» 1903
  24. «Изумрудное ожерелье»
  25. «Агава» 1897
  26. «Мотив без слов» 1900
  27. «Гармония» 1900
  28. «Дама в голубом» 1904
  29. «Розы и сережки» 1901
  30. «Цветы» 1894
  31. Сон божества
Info:
Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы!

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/351-borisov-musatov.html

Виктор Борисов-Мусатов: жизнь и творчество художника

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография художника
  • Творчество
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Виктора Борисова-Мусатова
  • Библиография

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. 

В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.

Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».

С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.

Борисов-Мусатов

Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.

Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин.

Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).

С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе.

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.

ТВОРЧЕСТВО

Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.

Персонажи его картин — воплощение мечты художника об идеале.

Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.

Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.

Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре.

Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива.

В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.

Борисов-Мусатов

Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера.

Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи).

Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.

Борисов-Мусатов

Водоем 1902

Борисов-Мусатов

Гармония 1900

Борисов-Мусатов

Портрет дамы 1902

Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье».

В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество.

Читайте также:  Пикассо "наука и милосердие" описание картины, анализ, сочинение

Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.

Борисов-Мусатов

Девушка с ожерельем 1904

Борисов-Мусатов

Осенний мотив 1899

Борисов-Мусатов

Женщина в голубом платье 1903

Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома.

Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.Борисов-Мусатов

«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе.

Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен.

Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.

Интересные факты из жизни художника

 В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

 Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.
  • Лейтес И.А. «Виктор Борисов-Мусатов» Издательство: «Арт-родник» (2007)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: borisovmusatov.org, ru.wikipedia.org, dic.academic.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Виктор Борисов-Мусатов: картины художника

Виктор Борисов-Мусатов — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Виктор Борисов-Мусатов: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/borisov-musatov-viktor.html

«Водоем» Борисова-Мусатова — История одного шедевра:

Сюжет

Полотно было написано в 1902 году. Художнику позировали его сестра Елена (девушка, стоящая у кромки воды) и невеста Елена Владимировна Александрова. Они, воплощающие Вечную женственность, ведут безмолвный диалог, общаясь скорее духовно, нежели вербально. Кажется, что время не просто остановилось, но и вовсе отсутствует.

Для Борисова-Мусатова было характерно смешение деталей из разных эпох. Таким образом он вырывал героев из привычного, реального контекста, погружая их в мир грез.

Кружево деревьев переплетается с кружевом одежд. Совершенно декоративное по своей стилистике, полотно при этом поражает своей глубиной. Художник достигает этого за счет изображения неба на глади пруда. И хотя мы понимаем, что видим лишь край берега и отражение на поверхности воды, нас переполняет чувство свободы, воздушности, кажется, что на картине много неба, света.

Контекст

Картина писалась с натуры в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной Зубриловка. Художник переживал один из самых счастливых периодов: Елена Александрова после 7 лет раздумий согласилась стать его женой.

Борисов-Мусатов Призраки, 1903. (wikipedia.org)

Несколько позднее они все вместе еще раз будут работать в Зубриловке, на этот раз уже над осенним сюжетом.

Из воспоминаний сестры Елены: «Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами… Он (Борисов-Мусатов — прим. ред.

) лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».

В 1905 году имение в Зубриловке было разорено и уже не восстанавливалось. Более сотни картин, книги, документы погибли в огне. Василий Верещагин вспоминал: «Погром усадьбы был назначен на 19 октября 1905 года.

Во главе толпы шёл крестьянин соседнего села Изнаира, белый как лунь старик с четырьмя сыновьями, владевший 100 десятинами земли. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра.

Старик шёл уверенной поступью, держа икону в руках, в твёрдом убеждении, что исполняет волю царя, повелевшего в три дня уничтожить и ограбить все соседние поместья.

Борисов-Мусатов Современное состояние усадьбы в Зубриловке. (wikipedia.org)

При переходе реки Хопер к толпе присоединилась вся зубриловская молодежь и тоже пошла на усадьбу. Погром начался с винного подвала, из которого выкатывались бочки одна за другой и тут же распивались. Когда вино было выпито, озверевшая стихийная толпа ворвалась в один из флигелей. Мебель подожгли, облив керосином и устроив сквозняк.

Покончив с флигелем, толпа ринулась на главный дом и точно таким же образом подожгла и его, а пока огонь разгорался, начала грабить, частью молотками и ломами разбивать в мелкие куски всю мебель, бронзу, фарфор и разрывать в клочки все картины и портреты, уничтожая всё без разбора, что попадалось ей в глаза, в каком-то бессмысленном, беспощадном исступлении… Вскоре покончили и с домом — рухнули его крыша, полы и потолки и своею тяжестью пробили своды нижнего этажа. Начался погром другого флигеля, оранжерей, сараев и конюшен, а когда и от них ничего не осталось, толпа бросилась на больницу и только тут была остановлена слишком поздно подоспевшими войсками. Так же долго дымилось и тлело в окрестных деревнях награбленное добро, которое крестьяне из опасения обыска тщательно сжигали…».

Борисов-Мусатов Волга, 1894. (wikipedia.org)

Судьба художника

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в мещанской семье. В три года он неудачно упал со скамьи и ударился спиной, из-за полученной травмы у него начал развиваться горб, с которым художник и прожил свои 35 лет. Его главной моделью была сестра Елена. Не столько потому, что нищета не позволяла платить натурщикам, но и из-за духовного родства.

Борисов-Мусатов Автопортрет с сестрой, 1898. (wikipedia.org)

После обучения в студии Саратовского общества изящных искусств Борисов-Мусатов отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в петербургскую Академию художеств.

Позднее ему удалось побывать в Париже и совершить несколько путешествий. Однако проблемы со здоровьем и стесненные средства заставили его вернуться в Саратов.

После смерти отца в 1900 году семья оказалась на грани нищеты.

Борисов-Мусатов Пруд, 1900. (wikipedia.org)

Последние дни художника прошли в Тарусе, где он гостил с семьей в имении Цветаевых. Его дело продолжит объединение символистов «Голубая роза», которое сформируется в 1907 году.

Источник: https://diletant.media/articles/43737736/

Борисов-Мусатов В. «Водоем»

Главная — Рассказы о шедеврах — 100 картин

Борисов-Мусатов

Есть художники, жизнь которых как бы является воплощением их мечтаний. Глядя на их полотна, зритель видит их самих участниками тех сказочных грез, которые они воплотили в своем искусстве, выразили свои сокровенные мечты и рассказали только о себе.

Другие, наоборот, стараются скрыть свое «я», никогда не пишут окружающее их, среди персонажей своих картин никогда не показывают своего изображения.

Они как бы стараются забыться, уйти от действительности, сделаться маленькими или вообще спрятаться под шапку-невидимку.

Они порой бывают так обижены судьбой, что кажутся себе недостойными той красоты, о которой мечтают и которую воплощают в своих произведениях.

Именно таким затаившимся художником был некрасивый Виктор Борисов-Мусатов — фанатичный поклонник женщин, любивший все красивое, стройное, изысканное.

Отличительной чертой его произведений и является исключительное, почти еле пое очарование женственностью.

Сам он еще ребенком, в двух летнем возрасте, упал со скамейки, сделался горбуном на всю жизнь, вот поэтому ему так хотелось спрятать собственный облик, свою жизнь и свое несчастье от других.

В.Э. Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. Это была эпоха лихорадочных метаний и исканий, время энергичной борьбы многих художественных школ и направлений, время насыщения живописи движением, светом, воздухом. Барон Н.Н.

Врангель отмечал, что в начале XX века с его бурями и грозами выявились мечтатели, которые облекли свои грезы в изысканный наряд «исторического быта».

Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, потому что их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, — все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др.).

Некоторые из них так полюбили старое время, что захотели перенести его в реальную жизнь. За ними последовали литераторы, создавшие свой особый стиль рассказов о милой старине. М. Кузьмин и Ауслендер, в частности, столь остро показали в своих произведениях минувшие переживания, что те тесно сплелись с современностью.

В.Э. Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех — и поэтов, и художников былого. Не принимая существующего настоящего России, он обратился к образам прошлого, но прошлого без четких исторических границ и признаков. Он не был певцом какой-то одной эпохи, исторический элемент почти отсутствует в его произведениях.

В творчестве В.Э. Борисова-Мусатова сплелись и перепутались различные моменты бытия, разные люди и разные мечты. Прошлое явилось на полотнах художника плодом его собственной фантазии, особой формой его своеобразной мечты. Он создавал мир красоты и поэзии, считая, что именно они могут сделать человека счастливым.

Читайте также:  Венецианов "купальщицы" описание картины, анализ, сочинение

В.Э. Борисова-Мусатова и воспринимали как «живописца прошлого», в его картинах прежде всего видели меланхолию и тоску о былом.

О любви художника к миру грез и мечтаний писали, что она (любовь) «горит, как лампада перед святыней, тихо и ровно». Некоторые даже утверждали, что, когда смотришь на полотна В.Э.

Борисова-Мусатова, «начинаешь верить в мир потусторонних существ с их призрачной радостью и призрачной, примиренной печалью».

Жажда грез, мечты и поэзии появилась у художника еще в годы его учебы в Париже. Здесь В.Э. Борисов-Мусатов знакомился с произведениями великих французов, и ему очень импонировало желание П.

Гогена стать естественным человеком, уйти в «нетронутую цивилизацией природу».

Он искренне писал ту эпоху, в которой были возможны естественные взаимоотношения между человеком и природой, и находил ее в садах и парках Романтизма.

Для самого В.Э. Борисова-Мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка — поместье князей Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова. Летом 1902 года художник жил в Зубриловке, много работал, писал этюды сада, дома, роз, листвы, травы.

И, конечно, парка и двух тоскующих женщин, глядящихся в воды небольшого озерка-водоема — одного из глубочайших символов романтической эпохи. В садах Романтизма такие озерки подчеркивали движение, непостоянство, существование как бы вне времени. Вода создавала эффект зыбкого отражения, она была как стекло в здании, как глаза на человеческом лице.

Эфемерность идущей по воде ряби была намеком на краткое появление на полотнах многих художников-романтиков героини — как бы насельницы из иного мира, существа из небытия.

В Зубриловке В.Э. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений. За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан.

В большой, светлой (но низкой) комнате зубриловского флигеля В.Э. Борисов-Мусатов жил уединенно и одиноко. Среди саратовцев он прослыл «чудаком-декадентом» и этим вызывал снисходительные усмешки горожан. Но художник работал очень напряженно: он творил тайно, никому не показывал своих этюдов и эскизов, никому даже не говорил о них.

Когда же художник ввел в свою мастерскую некоторых своих саратовских друзей и знакомых, преданных искусству, те были поражены и долго молчали. Сам В.Э. Борисов-Мусатов тихо ходил в соседней комнате, не мешая им смотреть и ожидая ответа. И вдруг все разом зашумели, заговорили, стали поздравлять растерянного и смущенно улыбающегося художника.

Что изображено в «Водоеме»? Неподвижный теплый воздух одного из летних вечеров, спокойная гладь озера, небо, деревья и тоскующие о чем-то у воды две печальные женщины с грустными глазами. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли.

И тихая гладь водоема, и недвижимые деревья, и мечтательные призрачные женщины — все заворожено чарующей и неразгаданной тайной бытия. Время как будто заколдовало все, и женщины превратились в спящих царевен.

Никто из живых не проникнет в этот заколдованный сад, никто их не расколдует, не развеет печальные грезы и тоску…

Кисть В.Э. Борисова-Мусатова, когда он работал над этим полотном, словно помолодела, обогатилась от наступившей душевной гармонии: осенью 1902 года он женился на горячо любимой девушке.

Любимая жена изображена сидящей у водоема, рядом с ней стоит молодая девушка в легкой накидке, хрупкая и печальная — это сестра художника. Водоем с блистающей водой отражает остановившиеся и задремавшие на лазурном небе облака, тени немых деревьев, зной ликующего летнего дня, где-то катится солнечная колесница…

Не видимая на полотне, она купает картину в своем свете — и все это правдивая греза художника, для которого, может быть, впервые наступили полное художественное равновесие и душевное спокойствие.

Зрителей пронизывает ощущение глубокой, как бы звенящей тишины, — той тишины, которая становится апофеозом возвышенного бытия человека в природе.

Безмятежная красота летней природы все же не полностью подчиняет себе героинь картины, в их обликах нет этой безмятежности, нет тишины и покоя.

Напротив, в фигуре стоящей в оцепенении девушки есть намек на мучительно пограничное состояние души: она повернулась к земле, но внутренне преисполнена всем тем, что сияет у нее за спиной, — гармонией мира, музыкой водоема.

Это фигура, стоящая на грани «неба» и земного берега. Сидящая же девушка, в фигуре которой как бы звучит мотив «вслушивания», замыкает композицию картины.

«Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения.

Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды.

Синее платье сидящей девушки, этот яркий и чистый цвет — самый насыщенный и наиболее звонкий — определяет цветовой строй всего произведения.

Картина «Водоем» В.Э. Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна — это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона).

В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы. «Водоем» стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Для самого В.Э.

Борисова-Мусатова эта картина тоже стала главной, наполненной тонким лирическим чувством, одновременно монументально-декоративной и поэтически-реальной. Суеверно утаив в свое время от друзей и близких людей замысел этого полотна, художник посвятил в него только своих сестру и невесту.

Впоследствии он признавался ей: «Эту картину я напишу или сейчас, или никогда… Ведь после начнется другая жизнь. Всё меня захватит, вероятно, в другой форме. И я хочу, чтобы слава этой картины… была твоим свадебным подарком».

по материалам «Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002г

Рассказы о шедеврах

Источник: https://museumsworld.ru/100kartin/100karrt_82.html

Врубель “Демон …”. Борисов-Мусатов “Водоем”

РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ

Сходные процессы протекали и в изобразительном искусстве – русском и мировом. В частности, импрессионистичность была общим свойством и литературы, и изобразительного искусства конца XIX века. В изобразительном искусстве импрессионизм оформился как особое течение.

В творчестве импрессионистов преобладала техника мелких, точечных мазков; произведения импрессионистов отличались богатством рефлексов, полутонов, цветных теней; живопись импрессионистов была неровной и как бы смазанной, контуры рисунка были нечеткими, композиция произведений фрагментарна. Например, картины Поля Сезанна «Гора св. Виктории», «Курильщик»; Винсента Ван-Гога «Красные виноградники» и другие. В русском изобразительном искусстве начала ХХ века это произведения Константина Алексеевича Коровина «Бульвар в Париже» (1912) и другие.

Символизм живописный, как и символизм литературный, обращался к необычным предметам и положениям, необычным, вымышленным существам, героям. Сюжеты художники-символисты черпали из литературы, мифов, истории, больше – из собственной фантазии.

Остро ощущая кризис современной им цивилизации, они искали выход в различных верованиях, интересовались исчезнувшими культурами, и там находили они близкие им таинственные, необычные, мистические черты.

В произведениях символистов было много неопределенного, неуловимого и невыразимого, едва угадываемого; они наполнены неясными намеками, символическими иносказаниями и предсказаниями.

В России – это художники Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905), Михаил Александрович Врубель (1856–1910), Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968), Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), Лев Бакст (1866–1924), Константин Андреевич Сомов (1869–1939), Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939).

Центральный образ всего творчества М. Врубеля – Демон («Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный»). Демон Врубеля – существо прежде всего страдающее, вызывающее сочувствие, а не существо отталкивающее (как Люцифер у Данте в «Божественной комедии»).

Ведь Демон – носитель зла, это восставший против Бога и затем поверженный ангел. В усилении трагического начала заключается особенность русской трактовки этого образа.

Современники видели в его «Демонах» символ судьбы интеллигента-романтика, пытающегося бунтовать, вырваться из безобразной реальности в ирреальный мир мечты, но… повергаемого в грубую земную действительность.

См. стихотворение З. Гиппиус «Божья тварь»: За Дьявола Тебя молю, Господь! И он – Твое созданье. Я Дьявола за то люблю, Что вижу в нем – мое страданье. Борясь и мучаясь, он сеть Свою заботливо сплетает… И не могу я не жалеть Того, кто, как и я, – страдает. Когда восстанет наша плоть В Твоем суде, для воздаянья, О, отпусти ему, Господь, Его безумство – за страданье1.

В «Демоне поверженном» (1902) внимание художника сконцентрировано на лице Демона, на выражении глаз, как всегда у Врубеля больших, приковывающих своим взглядом. Лицо показано в обрамлении мучительно заломленных над головой рук.

Читайте также:  Левитан исаак "октябрь" описание картины, анализ, сочинение

Тело Демона разбито, но дух не сломлен. Каменистое ложе устлано оперением разбитых, изломанных крыльев. Краски звучат сумрачно, трагично. Преобладают синие, лиловые тона, холодным блеском сверкают снега в лучах угасающего заката.

«Демон сидящий» (1890) прекрасен, полон титанической мощи тела, но скован душевной тоской. Тоска светится в его глазах, ощущается в позе, в жестах рук, в сплетенных до боли пальцах – во всем.

Пластический язык художника романтически гиперболичен: лепка мускулов преувеличена, фигура написана больше, чем в натуру, и изображена с низкой точки зрения, кажется, что ей тесно в пространстве картины. Верх рамки даже несколько срезает голову гиганта, в кольце рук, обнимающих колени, ему тоже тесно.

Кажется, что Демон не в силах скинуть с себя давящую тяжесть, не в силах преодолеть внутреннюю скованность. Его дух томится и страдает, не находя выхода в действие, он мучительно переживает свою отверженность и одиночество.

В. Борисов-Мусатов, по определению критиков, «мечтатель ретроспективизма». Художник умер накануне первой русской революции, шагнув в ХХ век, но его произведения – это элегическая грусть по старым опустевшим «дворянским гнездам», гибнущим «вишневым садам», по прекрасным женщинам, одухотворенным, почти неземным, одетым во вневременные костюмы – вне примет времени и места.

Композиция «Водоема» (1902) развернута не в глубину, а на плоскости снизу вверх. Почти все пространство холста занимает полуовал водоема, в котором отражаются небо с белыми облаками и стволы деревьев с зеленой листвой. Этот прием использован для того, чтобы создать впечатление зыбкости изображения.

С пейзажем гармонично сливаются две женские фигуры, написанные на берегу, с застывшими лицами и безвольно опущенными руками. Очертания фигур как бы повторяют линию водоема и отраженных в воде деревьев, образуя вместе плавный музыкальный ритм. Сюжет предельно лаконичен.

Изображенные девушки (сестра и невеста художника) объединены общностью настроения, духовным родством. Этому гармоническому единству способствует колорит, играющий в произведениях Мусатова ведущую роль. Во всем слышна музыка тишины, прощальной грусти.

Несмотря на внешнюю красоту, гармонию с миром природы рождается ощущение, что этот мир доживает последние дни. Мотив «Водоема» грустен и пронзителен, как щемящая нота.

Источник: http://soshinenie.ru/vrubel-demon-borisov-musatov-vodoem/

Что делает картину «Водоём» такой красивой?

В шедевре Виктора Борисова-Мусатова использовано несколько классических приемов, которые делают это полотно таким выигрышным. Разбираем рецепт по пунктам.

Третьяковская галерея, 1902 год (книжная репродукция, темноватая)

№1. Колористическая гамма

Великие картины бывают двух категорий: первую домой унести совершенно не хочется (дамы Рубенса, трупы Жерико, мутанты Пикассо), вторую, наоборот, мечтаешь повесить у себя в квартире. Во вторую категорию обычно входят те картины, на которых отдыхаешь взглядом, на которые приятно смотреть долго. Обычно они приятных, успокаивающих оттенков — цвета неба, воды, земли, травы.

Это фото я сделала сама в экспозиции, поэтому там вверху виден длинный блик от стекла, извините. Зато с цветопередачей намного удачнее, чем в репродукции интернетной

«Водоём» Борисова-Мусатова написан именно этими цветами — натуральные краски пейзажа дополнены платьями девушек, принадлежащими к той же группе колеров (см. мой коллаж выше). Ничего агрессивного, ничего диссонирующего.

№2. Выбранная тема

Самые покупаемые картины и фотографии, как известно — это изображения котиков и собачек. Ноздря в ноздрю за ними идет именно то, что написано на данном полотне: люди, сидящие у воды на фоне зеленой природы. Особенно удачно, что эти люди — красивые девушки.

«Фоторобот» наиболее предпочитаемой русской нации картины, составленный Комаром и Меламидом на основе социологических опросов (проект «Выбор народа»)

№3. Композиция

Все композиционные приемы давно сформулированы, и здесь применён один из самых популярных.

Дело в том, что взгляду должно быть не просто приятно отдыхать на картине — тогда глазу через некоторое время станет скучно на нее смотреть.

Нет, взор должен совершать по картине приятную прогулку, возвращаясь от одного красивого места к другому. Это называется «линия красоты», она же «S-образная линия».

Пример путешествия взгляда по S-образной линии на картине «Леда» (копия утраченного полотна Леонардо да Винчи)

Сравните начальный и итоговый варианты картины (см. ниже): Борисов-Мусатов в готовом полотне вместил идеально круглый пруд «в кадр» почти на половину, благодаря чему в картине получился полумесяц, образованный его берегами.

Рука сидящей девушки опустилась — это заставляет взгляд подниматься вверх от самого края картины, фиксируя плавное движение. Блики, отражение неба и листьев тоже стали подчиняться обдуманному ритму… и т.д.

Таких мелочей в готовом шедевре много.

Борисов-Мусатов постоянно писал свои картины с предварительно сделанных фотографий (это было связано и с тяжелым состоянием его здоровья: он не мог долго порхать на пленэре).

Вот подготовительная фотография, сделанная для «Водоёма»: в старомодных костюмах позируют невеста и сестра художника.

Обратите внимание, насколько сильно он переработал предварительный фото-эскиз, чтобы добиться совершенства.

№4. Эмоции

Гений отличается от таланта, талант от ремесленника, а ремесленник от бездарности или халтурщика, в первую очередь, конечно, усидчивостью и работоспособностью. И главное, что отличает гения, это — если можно так сказать, Божий дар — умение передавать нечто непередаваемое, улавливать неуловимое, в общем — вкладывать душу.

Именно поэтому некоторые картины и становятся шедеврами — но большинство нет. Борисов-Мусатов это умел, именно поэтому мы помним его фамилию. Лицо его невесты, сидящей в профиль, если вглядываться — не эталон идеальной красоты, прямо скажем.

Но для этого надо осознанно напряженно вглядываться, а никто этого не делает обычно, так мы очарованы тишиной и спокойствием, которые сумел написать Борисов-Мусатов, молчаливым обменом взглядами между девушками, мерцающей волшебной атмосферой этого полотна…

Не все картины Борисова-Мусатова (несмотря на использование тех же фирменных его приемов: природа, девушки в кринолинах, тишина и проч.) вышли такими же превосходными.

В. Борисов-Мусатов. «Прогулка на закате». 1903

Это значит, что «Водоём» он писал в особенно хорошем, продуктивном настроении, приступе вдохновения, когда все компоненты его мастерства и таланта соединились воедино. Вероятно, это было связано и с тем, что девушка с картины только что приняла его предложение, согласилась стать его невестой.

Вот таков рецепт создания шедевра, увы, ни мне, ни вам в домашних условиях не повторить…

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.

Покупайте мою книгу «Омерзительное искусство» вообще жесть, там про каннибалов и мужеубийц в живописи. Озон

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592e89117ddde8b70fb1ba03/5c41e41465092c00adc75b3e

Описание картины Виктора Борисова-Мусатов «Водоем»

Полотно «Водоем» было написано Виктором Борисовым-Мусатовым в 1902-1903 гг.

Написанием картины автор занялся в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной в усадьбе Зубриловка. Борисовым-Мусатовым были изображены его сестра и Елена Владимировна Александрова. Картина написана вскоре после того, как Елена дала согласие стать невестой художника. В рисунке все детали демонстрируют воспеваемую его автором женственность.

Многим зрителям, в особенности увидевшим картину в оригинале, она показалась не совсем реальной, в ней видели что-то сказочное и отстраненное от времени. Видимо, хотя полотно писалось целиком и полностью с натуры, эта особая атмосфера объясняется духовным состоянием художника во время его творчества. Изображение передает его видение мира: поэтическое и возвышенное.

В композиции отсутствует линия горизонта, что позволяет максимально слить воедино передний и задний план. Фигуры в картине дополняют друг друга: водоем, выходящий за пределы полотна, имеет овальную форму, как и аккуратно уложенная юбка одной из героинь.

В отличии от всего вокруг, спокойного и утонченного, она вся в извилистых складках, которые добавляют динамики картине, как, например, небольшая рябь делает живее тихий морской пейзаж.

Вообще, отсутствие природного пейзажа как такового компенсируется отраженными в водной глади деревьями, небольшими кустиками и зеленоватой травой.

Героини находятся рядом с прудом, на переднем плане картины. И несмотря на то, что водоем изображен совсем рядом, он может показаться безмятежным небом, которое буквально нависает над барышнями.

И вот это уже совершенно иной пейзаж, в котором дамы стоят на небольшом холме, за которым может быть что угодно. Но скорее всего – лес, некоторые деревья из которого устремились в самое небо.

Таким образом, художник-символист смог создать пейзаж, предстающий в совершенно разных вариантах, зависящих от фантазии зрителя.

(8 votes, average: 4,50

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-viktora-borisova-musatov-vodoem/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector