Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь (1904 — 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография Сальвадора Дали
- Творчество Сальвадора Дали
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Сальвадора Дали
- Цитаты Дали
- Библиография и фильмография
Биография сальвадора дали
Сальвадор Дали родился в городке Фигерас в Каталонии, в семье адвоката. Творческие способности проявились у него уже в раннем детстве. В семнадцатилетнем возрасте он был принят в Мадридскую академию изящных искусств Сан Фернандо, где судьба счастливо свела его с Г. Лоркой, Л.
Бунюэлем, Р. Альберти. Учась в академии, Дали увлеченно и одержимо изучает произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Сурбарана, Эль Греко, Гойи. Он испытывает влияние кубистических полотен Х. Гриса, метафизической живописи итальянцев, серьезно интересуется наследием И. Босха.
Учеба в Мадридской академии с 1921 по 1925 годы была для художника временем упорного постижения профессиональной культуры, началом творческого осмысления традиций мастеров прошлых эпох и открытий своих старших современников.
Во время первой поездки в 1926 году в Париж он встречается с П. Пикассо.
Под впечатлением встречи, изменившей направление поисков собственного художественного языка, соответствующего его миропониманию, Дали создает свое первое сюрреалистическое произведение “Великолепие руки”.
Однако Париж неумолимо влечет его к себе, и в 1929 году он совершает второе путешествие во Францию. Там он входит в круг парижских сюрреалистов, получает возможность увидеть их персональные выставки.
В это же время совместно с Бунюэлем Дали делает два ставших уже классикой фильма – “Андалузский пес” и “Золотой век”. Его роль в создании этих работ не главная, но его всегда упоминают вторым, как сценариста и одновременно актера.
В октябре 1929 года он женится на Гала. Русская по происхождению, аристократка Елена Дмитриевна Дьяконова заняла важнейшее место в жизни и творчестве художника. Появление Гала придало его искусству новый смысл.
В книге мастера “Дали по Дали” он дает следующую периодизацию своего творчества: “Дали – Планетарный, Дали – Молекулярный, Дали – Монархический, Дали – Галюциногенный, Дали – Будущий”! Конечно, трудно вместить в столь узкие рамки творчество этого великого импровизатора и мистификатора.
Он сам признавался: “Я не знаю, когда начинаю притворяться или говорить правду”.
Творчество сальвадора дали
Примерно в 1923 году Дали начал свои эксперименты с кубизмом, часто даже запираясь в своей комнате, чтобы рисовать. В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: «Венера и моряк».
Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали.
Вторая выставка работ Дали, состоявшаяся в Барселоне в галерее Делмо в конце 1926 года, была встречена с еще большим энтузиазмом, чем первая.
Венера и моряк
Великий мастурбатор
Метамарфозы Нарцисса
Загадка Вильгельма Телля
В 1929 году Дали написал картину «Великий мастурбатор», одну из наиболее значительных работ того периода. На ней изображена большая, похожая на восковую голова с темно-красными щеками и полуприкрытыми глазами с очень длинными ресницами. Огромный нос упирается в землю, а вместо рта нарисован гниющий кузнечик с ползающими по нему муравьями.
Подобные темы были характерны для работ Дали 30-х годов: он питал необыкновенную слабость к образам кузнечиков, муравьев, телефонов, ключей, костылей, хлеба, волос. Дали сам называл свою технику ручной фотографией бетонной иррациональности. Она была основана, как он говорил, на ассоциациях и интерпретациях не связанных между собой явлений.
Как ни удивительно, но и сам художник отмечал, что понимает не все свои образы. Хотя творчество Дали было хорошо воспринято критиками, прочившими ему большое будущее, все же успех мгновенной пользы не принес. И Дали дни напролет колесил по парижским улицам в тщетных поисках покупателей для своих оригинальных образов.
Ими, например, служили женская туфля с большими стальными пружинами, очки со стеклами величиной с ноготь и даже гипсовая голова рычащего льва с жареным чипсами.
В 1930 году картины Дали начали приносить ему известность. На творчество его повлияли работы Фрейда. В своих картинах он отражал сексуальные переживания человек, а так же разрушение, смерть. Созданы такие его шедевры как «Мягкте часы» и «Постоянство памяти». Так же Дали создает многочисленные макеты из различных предметов.
Между 1936 и 1937 годом Дали работает над одной из самых знаменитых своих картин «Метамарфозы Нарцисса», тут же появляется одноименная книга. В 1953 году в Риме проходи большая по своим размахам выставка. Он выставляет 24 картины, 27 рисунков, 102 акварели.
Тем временем, в 1959 году , посокльку отец больше не хотел пускать Дали,он с Галой устроились жить в Порт-Льигате. Картины Дали уже пользовались огромной популярностью, продавались за большие деньги, а сам он был знаменит. Он часто общается с Вльгельмом Теллем. Под впечатлениями он создает такие работы как «Загадка Вильгельма Телля» и «Вильгельм Телль».
В 1973 году В Фигуэрасе открывается «Музей Дали» невероятный по своему содержанию. До сих пор он поражается зрителей своим сюрреалистичным видом.
Последняя работа «Ласточкин хвост» была закончена в 1983 году.
Интересные факты из жизни художника
Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.
В 1961 году Сальвадор Дали нарисовал для Энрике Берната, основателя испанской компании производящей конфеты на палочке, логотип «Chupa Chups», который в несколько измененном виде сегодня узнаваемый во всех уголках планеты.
В 2003 году компания «Уолт Дисней» выпускает мультипликационный фильм «Destino», который еще в 1945 году начали рисовать Сальвадор Дал и Уолт Дисней, картина пролежала в архиве 58 лет.
В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.
Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.
Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.
В разное время Дали объявлял себя то монархистом, то анархистом, то коммунистом, то приверженцем авторитарной власти, то отказывался ассоциировать себя с каким бы то ни было политическим течением. После Второй мировой войны и возвращения в Каталонию Сальвадор поддерживал авторитарный режим Франко и даже написал портрет его внучки.
Дали отправил румынскому лидеру Николасу Чаушеску телеграмму, написанную в свойственной художнику манере: на словах он поддерживал коммуниста, а между строк читалась едкая ирония. Не заметив подвоха, телеграмму опубликовали в ежедневной газете Scînteia.
Известная ныне певица Шер (Cher) и ее муж Сонни Боно, будучи еще молодыми, посетили вечеринку Сальвадора Дали, которую он утроил в Нью-Йоркском отеле Plaza. Там Шер случайно села на подложенную хозяином мероприятия ей на кресло сексуальную игрушку странной формы.
В 2008 году о Сальвадоре был снят фильм «Отголоски прошлого». Роль Дали сыграл Роберт Паттинсон. Некоторое время Дали работал совместно с Альфредом Хичкоком.
В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов.
Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большой частью основан увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро.
В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.
Совместно с Кристианом Диором в 1950 году Дали создал «костюм для 2045 года».
Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».
Впервые образ слона появляется на полотне «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения».
Помимо слонов, Дали часто использовал на своих картинах образы других представителей царства животных: муравьев (символизировали смерть, распад и, в то же время, огромное сексуальное желание), улитку он связывал с человеческой головой (см. портреты Зигмунда Фрейда), саранча в его работах связана с отходами и чувством страха.
Яйца на картинах Дали символизируют пренатальное, внутриутробное развитие, если посмотреть глубже — речь идет о надежде и о любви.
Седьмого декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот «транспорт» стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.
Цитаты дали
- Искусство — ужасная болезнь, но жить без неё пока нельзя.
- Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей.
- Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет.
Живопись и Дали не одно и то же, я как художник не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше.
Увидел — и запало в душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь.
Для художника каждое прикосновение кисти к холсту — целая жизненная драма.
Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.
Через века мы с Леонардо да Винчи протягиваем друг другу руки.
Думаю, что сейчас у нас средневековье, но когда-нибудь настанет Возрождение.
Я — декадент. В искусстве я нечто вроде сыра камамбер: чуть переберёшь, и всё. Я — последний отголосок античности — стою на самой грани.
Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении.
Пейзаж — это состояние души.
Живопись — это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверхэстетических образцов конкретной иррациональности.
Моя живопись-это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.
Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении.
Художник думает рисунком.
Бесплоден именно хороший вкус — для художника нет ничего вреднее хорошего вкуса. Возьмите французов — из-за хорошего вкуса они совершенно разленились.
Не старайтесь прикрыть нарочито небрежной живописью свою посредственность — она обнаружит себя в первом же мазке.
Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас будут уважать.
Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм — полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я — сюрреализм.
- Я — высшее воплощение сюрреализма — следую традиции испанских мистиков.
- Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я.
- Я не сюрреалист, я — сюрреализм.
Биография и фильмография сальвадора дали
- Литература
- «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942)
- «Дневник одного гения» (1952—1963)
- Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33)
- «Трагический миф Анжелюса Милле»
- Работа над фильмами
- «Андалузский пёс»
- «Золотой век»
- «Заворожённый»
- «Впечатления от верхней Монголии»
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: kinofilms.tv, endpopov.ru, dali-genius.ru, wikipedia.org.
Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.
Сальвадор Дали: картины художника
Сальвадор Дали — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Сальвадор Дали: жизнь и творчество художника
5 (100%) 3 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/dali-salvador.html
Dali-Art.ru
Сальвадор Дали — картины 1930-1934
В 1933 году Дали пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка.
Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности.
Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.
1 .. 2 .. 3
Шоколад 1930 | Незримая спящая женщина, лошадь, лев 1930 | Незримая спящая женщина, лошадь, лев 1930 | Параноидальная женщина-лошадь. Незримая спящая женщина, лошадь, лев 1930 | Фантасмагория1930 |
Портрет Эмилио Терри 1930 | Преждевременно окостеневшая железнодорожная станция1930 | Средний бюрократ 1930 | Кровотечение розы 1930 | Шрифт1930 |
Великий мастурбатор 1930 | Рука 1930 | Вильгельм Телль1930 | Доска Безумных ассоциаций. Фейерверк1931 | Комбинированные Фантазмы Дали; Муравьи, Ключи, Гвозди1931 |
Градива Находит Антропоморфные Руины1931 | Одиночество1931 | Элеонора Риз Морзе1931 | На морском берегу 1931 | Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле. 1931 |
Трансформации растений 1931 | Портрет Гала 1931 | Раскаяние или сфинкс, встроенный в песок1931 | Сюрреалистическая Обувь1931 | Оттенки убывающей ночи1931 |
Симбиоз головы и раковины1931 | Мечта 1931 | Старость Вильгельма Телля1931 | Постоянство памяти 1931 | Ощущение скорости 1931 |
Они были там 1931 | Вильгельм Телль и Градива1931 | Женщина спит в пейзаже 1931 | Агностик Символ 1932 | Ангел 1932 |
Антропоморфный Хлеб 1932 | Антропоморфный Хлеб 1932 | Автоматическое начало портрета Галы 1932 | Публикация к сценарию фильма 1932 | Дневные Фантазии 1932 |
Неплоские яйца на плоской тарелке1932 | Жареные яйца на тарелке без тарелки 1932 | Галатея со сферами 1932 | Свечение Лапорта 1932 | Память женщины ребенка 1932 |
Воспоминания Ребенка-Женщины 1932 | Ностальгия Каннибала1932 | Параноические превращения лица Галы1932 | Сюрреалистическая архитектура 1932 | Сюрреалистический очерк 1932 |
Сюрреалистический объект, датчик мгновенной живописи памяти1932 | Рождение Жидких Желаний1932 | Рождение Жидких Страхов 1932 | Невидимая Арфа 1932 | Невидимый человек1932 |
Рыцарь у башни 1932 | Знакомство иллюзии и арестованного момента1932 | Истинная картина Острова мертвых Арнольда Беклина. Час Ангела1932 | Завуалированное Сердце1932 | Женская фигура и Каталонский Хлеб 1932 |
Двойственное изображение1933 | Гала и Ангел Милле, перед скорым прибытием конического анаморфоза 1933 | Геологическая эволюция 1933 | Я сам в возрасте десяти лет, когда я был Кузнечиком 1933 | Некрофильный источник, забивший из рояля на коде1933 |
Рыцарь смерти 1937 | Пылающий жираф 1937 | Обычный французский Батон с яичницей 1932 | Сингулярности 1936 | Приближение мечты 1931 |
Спектр и Фантом 1931 | Портрет Галы 1933 | Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече 1933 | Ретроспективный бюст женщины 1933 | Сахарный сфинкс 1933 |
Архитектонический Ангел Милле 1933 | Загадка Вильгельма Телля1933 | Невидимый человек 1933 | Призрачная повозка 1933 | Призрачная повозка 1933 |
Феномен экстаза 1933 | Треугольный час 1933 | Смерть вне головы. Поль Элюар 1933 | Аллегория американского Рождества1934 | Появление кузины Каролинеты на пляже в Росас. Текучее предчувствие1934 |
Атавизм в сумерках 1934 | Атавистические пережитки. После дождя 1934 | Атмосферный череп содомизирующего рояля 1934 | Постоянство хорошей погоды. Мучительный парикмахер 1934 | Кардинал, Кардинал 1934 |
Мечты на пляже 1934 | Затмение и овощи осмоса 1934 | Загадочные элементы в пейзаже 1934 | Фигура и драпировка на фоне пейзажа1934 | Фигура с выдвижными ящиками 1934 |
Офорт к «Песням Мальдорора» к поэма Изидора Дюкаса, известного под именем графа Лотреамона1934 | Яванский Манекен 1934 | Пейзаж с загадочными деталями 1934 | Мазохистской инструмент 1934 | Медитация на арфе 1934 |
1 .. 2 .. 3
Источник: http://dali-art.ru/1930.html
Сальвадор дали (1904—1989)
11.08.2018
Сальвадор дали (1904—1989)
Сальвадор Дали (сюрреалист)
Это мир и реальность искусства XXвека. Уже при жизни его имя было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним в известности. Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в 1904 г. в Каталонии, в семье адвоката.
Творческие способности проявились у него еще в раннем детстве, и дома всемерно поощряли его увлечение искусством. В семнадцать лет он был принят в Мадридскую Школу живописи Сан-Фернандо. Там Дали с увлечением изучал произведения старых мастеров.
Он испытал значительное влияние кубистических полотен, соприкоснулся с пластически-архитектурными фантазиями своего соотечественника Антонио Гауди, проявил интерес к наследию Босха, творчеству которого впоследствии будет во многом привержен.
Как считал сам Дали, он состоялся как мастер благодаря подражанию: «Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит. И я хочу, чтобы об этом знали».
1918 (ок.)_Салема (Salema)_30.5 х 34.5_х.,м._Мадрид, Центр искусств королевы Софии (Дали 14 лет) |
С 1929 г. Дали живет в Париже, в 1940 г. приобретает дом в США, где оседает на восемь лет. Музей Современного искусства в Нью-Йорке в 1941—1942 тг. проводит ретроспективу картин Дали. Это и стало официальным признанием.
В 1928 г. он официально присоединяется к школе сюрреалистов. В 1929 г. Дали встречает Гала — русскую аристократку Елену Дьяконову, ставшую другом и женой.
Большинство художественных проектов Сальвадора создано с участием этой женщины.
Небольшой натюрморт «Корзинка с хлебом», написанный для Гарсиа Лорки в 1928 г., — одно из самых ранних известных произведений художника. В нем странным образом сочетались сдержанность и поэтическая трепетность.
Уже здесь Дали демонстрирует безукоризненное владение рисунком, светом, пространством. Ранние полотна отмечены следованием строгой художественной дисциплине, сочетанием разных традиций и, при всей похожести на что-то уже виденное, самостоятельным почерком.
Направление поисков молодого художника резко изменилось под влиянием поездки в Париж и встречи там с Пикассо.
«Автопортрет» Дали
Это произошло в 1927 г. и привело к тому, что Дали примыкает к сюрреализму. Сюрреализм как новое направление в искусстве стал продолжением поисков особого языка, с помощью которого можно было дать анализ всего предметного мира.
Сюрреализм представляет собой попытку выразить действительное движение мысли словами, рисунком или любым другим способом. Это запись мышления, которая совершается без всякого контроля со стороны нашего разума. Это движение основано на вере в существование высшей реальности, во всемогущество сна, нецеленаправленную игру мышления.
Огромное влияние на формирование философии сюрреализма оказала теория психоанализа З.Фрейда. Через выражение на полотне чудовищных пророчеств о будущем сюрреалисты стремились вернуть человеку человеческое, привести к мысли, что пока мы живем во сне, а за сном следует пробуждение.
Для первого сюрреалистического произведения Дали «Великолепие руки» (1928) характерен любопытный симбиоз всех течений 20-х годов. Он опробовал здесь все, что знал.
Приехав из Франции, Дали решает попробовать себя в кинематографе. Совместно с Бюнюэлем он делает два ставших уже классикой фильма — «Адалузский пес» (1928) и «Золотой век» (1930). Эти работы во многом отразились на живописи Дали. Он начинает осваивать смешанную технику с использованием коллажа.
Дали пишет картину «Раскрашенные удовольствия» (1928), выполненную маслом, которую обычно называют его первой сюрреалистической работой. В 1929 г. после раскола сюрреалистов Дали становится главой нового центра и организует свою первую выставку в Париже. Описание в деталях его сложных композиций практически невозможно.
Важнее отметить новый этап в живописи Дали, когда он отходит от заимствований.
Картина Дали «Постоянство памяти»
30-е годы начинаются для Дали и его товарищей достаточно бурно: нападки со стороны критиков и бывших соратников, выход на экраны его фильмов. Именно в это время начинается восхождение звезды Дали. Он вторгается в жизнь общества с агрессивностью, желанием возмутить, вызвать активное сопротивление, разрушить догмы нравственности и добродетели.
Конечно, Дали был и остается фигурой сложной и противоречивой, у которой за внешним анархизмом, неистовством скрывалась терзаемая сомнениями душа художника. Он был непонятен для большинства зрителей, его произведения были необъяснимы с точки зрения привычного искусства.
Его жуткие фантасмагории — не что иное, как предчувствия, предсказания, с помощью которых он, быть может, стремился уберечь род людской от вселенской катастрофы. Дали говорил: «Вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю.
Однако это не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок и сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа».
Реальность представлялась Дали более опасной, чем самый жуткий вымысел. В 30-е годы талант, гениальные видения Дали затмевают собой славу многих других выдающихся художников того времени.
Образы, рожденные его воображением, становятся все более мрачными, трагическими, его живопись как будто живет сама по себе, таинственно мерцая или накаляясь воспаленными вспышками красок.
Цвет, причудливые линии имеют у него особое символическое значение.
Картина Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»
Написанные в 30-е годы картины «Фонтан» (1930), «Настойчивость памяти» (1931), «Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон» (1932), «Портрет Гала» (1935), «Пылающая жирафа» (1936), «Сон» (1937), «Изобретение монстров» (1937), «Испания» (1938) и многие другие не только свидетельствуют об эволюции творчества мастера, но и дают зримое ощущение превращений, происходящих в его сознании. Он раздвигает границы сюрреализма. Дали все чаще обращается к старым мастерам, заимствуя у них технику живописи.
Дали занимают проблемы времени И пространства, бесконечно малого и бесконечно великого, все те проблемы и вопросы, которые волновали мастеров средневековья и Ренессанса.
В достаточно прямой форме это находит воплощение в картине «Настойчивость памяти». Дали — чрезвычайно плодовитый художник, работоспособность которого поражала окружающих.
Даже перечислить названия всех его работ очень трудно.
Картина «Загадка Вильгельма Телля»
Приход нацистов к власти в Германии укрепляет его решимость уехать. В 1940 г. он уезжает в США. В американский период он уделяет много времени театру, делает декорации и сам ставит балеты. И, конечно же, создает картины.
Среди них всемирно известное полотно «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). Обращение к религиозным темам, поискам истины прослеживается в картине «Искушение св. Антония» (1946).
Картина Дали «Слоны»
Сегодня пока сложно выделить наиболее значительные работы мастера за послевоенный период. Широко известными стали «Мадонна Порт-Льигат» (1950), «Христос св.
Иоанна на кресте» (1951), «Тайная вечеря» (1955), «Открытие Америки Христофором Колумбом» (1958—1959), гравюры по мотивам поэзии Ронсара и Аполлинера, иллюстрации к произведениям Сервантеса, Данте, Гете, цикл на библейские сюжеты. В послевоенные годы в творчестве Дали появляются черты поиска духовной истины.
Он обращается к мифологическим, библейским сюжетам, превращая свои картины в символы новой веры. Его картины становятся почти монументальными росписями. Он сочетает элементы почти академического строгого рисунка, колористическую напряженность и эмоциональность.
Это обостряет восприятие его произведений, придает им назидательный характер, делает увлекательным поиски живописных решений. Дали обладал поистине уникальным даром и сумел блестяще реализовать свой талант в различных областях творчества — в изобразительном искусстве, кинематографе, театре, литературе.
Известны его суждения о балете «Осень священная», который стал плодом творчества двух художников — Дали и Сергея Лифаря. В 50-е годы Сальвадор Дали писал, что еще не постиг сути мастерства живописца. И это несмотря на восхищение почитателей. Он указывает свою программу-максимум: познать эту суть и написать полотно, и «превзойти все искусство античности».
Бабочка-корабль
Бюст Вольтера (1941)
Вечерний паук…надежда (1940)
Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека (1943)
Живой натюрморт (1956)
Жираф в огне
Золотое облако
Искушение Святого Антония
Лебеди, отраженные в слонах…
Отнятие от груди и перевод на мебельное вскармливание (1934)
Парад рыцарей (1942)
Портрет Гала
Портрет страстной женщины (1945)
Постоянство памяти
Превращение нарцисса
Предчувствие гражданской войны
Призрачная корова
Слоны на длинных ногах
Сон (1937)
Сон, навеянный летящей пчелой…
Утекающее время (1954)
Явление города Делфта (1936)
Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря
Источник: https://8-poster.ru/onenews/1578
7 "русских связей" Сальвадора Дали
Сальвадор Дали никогда не был в России, зато Россия была рядом с ним: настойчиво, скандально, провокационно.
«Русская девочка» Елена Дьяконова стала для Дали всем: Музой, возлюбленной, моделью, менеджером, кухаркой. Они встретились летом 1929 года, когда Дали было 25 лет. Это была любовь с первого взгляда. Позднее Дали напишет: «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она – это я».
Ее облик совпал с тем образом загадочной русской женщины, который Дали из своих снов проецировал на действительность. А женский идеал Дали, как известно, это элегантная женщина, которая «во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки…
» Лицо ее отмечено не ярко выраженным уродством, которому не требуется красота, зато «руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору». А еще: крутые, поджарые бедра, волнующий рисунок плеч и глаза, которые «обязательно должны хотя бы казаться умными».
Остается загадкой, действительно ли Гала родилась в Казани и уехала из России задолго до революции, прихватив только иконы и книги, или ее «русская биография» только плод бесконечных мистификаций гениальной женщины-загадки.
В августе 1953 года, глядя на маленький золотой полумесяц, возвышающийся над спинкой кресла, — подарок Артуро Лопеса, Дали записывает: «Через год мы сможем поехать в Россию, иначе с чего бы это здесь, в Порт-Льигате, прямо у нас в комнате вдруг появиться этому креслу-саням, да еще с полумесяцем?» В идеале Дали планировал отправиться в путешествие на роскошной яхте «Гавиота», а «благодаря последним политическим событиям» встречать в России его должны были «восемьдесят юных девушек». «Я немного поломаюсь. Они будут упрашивать. В конце концов, я уступлю и сойду на берег под оглушительный взрыв аплодисментов». Под «последними событиями» Дали имеет в виду смерть Сталина в марте 1953 года. А далее – ни слова о «путешествии на Восток», в которое Дали, как известно, так и не отправился.
В том же августе 53-го Дали размышляет о «стертом коммунизме» и Маленкове, который «физиономией, телосложением и характером похож на резинку для стирания». Сталина, по мнению Дали, «уже напрочь стерли».
«И где теперь его мумия?» — Дали, возможно, не знает, что «мумия» Сталина пока еще находится в Мавзолее.
Но каким пророческим окажется этот вопрос, когда в 1956 году Хрущев выступит с докладом о развенчании культа Сталина, а в 1961 году тело «отца народов» будет вынесено из Мавзолея и погребено у Кремлевской стены.
Интересно, что обращение к образу Маленкова появится в дневниках Дали еще раз, в сценарии фильма «Тачка во плоти», который Дали планировал снять.
Сюжет рассказывает «подлинную историю одной женщины, страдающей паранойей, которая влюблена в тачку, постепенно обретающую все атрибуты некогда любимого ею человека, чей труп везли на этой самой тачке. В конце концов, тачка обретает плоть и кровь и превращается в живое существо».
Взрывающиеся лебеди, выпадающие из окон прямо в фонтан носороги, испанские цыгане, убивающие и расчленяющие слона, наконец, две тысячи католических священников, которые в разных направлениях пересекают на рассвете парижскую площадь Согласия.
И каждый держит в руке плакат с потертым, но вполне различимым портретом Георгия Маленкова. «Тачка во плоти», по мнению Дали, должен был стать не просто гениальным, а «самым коммерческим фильмом эпохи».
Неоднократно обращается Дали и к образу вождя мирового пролетариата – Ленину. В 1931 году Дали напишет «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», которую ряд исследователей назовут пророческим предсказанием Второй Мировой войны. В центре — расставленные на клавишах инструмента шесть портретов Ленина, каждый из которых окружен золотым нимбом.
В следующий раз Ленин появится на картине «Загадка Вильгельма Телля» (1933 год). В «Дневнике одного гения» Дали рассказывает о том, что идея воплотить нового Вильгельма Телля в образе Ленина дважды являлась к нему во сне. Так появился Ленин Дали в огромной кепке, козырек которой подперт костылем. Другой костыль поддерживает огромную ягодицу вождя.
На руках Ленин держит маленького мальчика, которого собирается съесть. В картине со свойственной ему болезненностью Дали создает образ отца, которого любил и изводил всю жизнь, а также собственные детские страхи. Зритель же, по всей видимости, должен стать тем психотерапевтом, который «излечит» художника от его навязчивых идей.
Дали был уверен, что реализация его идеи заставит всех «обалдеть», особенно сюрреалистов. Они, действительно, «обалдели»: в гневе Андрэ Бретон пытался сорвать картину со стены, а затем за «антиреволюционный поступок» исключить Дали из рядов сюрреалистов.
Затем Ленин появился на трехмерном полотне «Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра» — работа, которая стала вершиной пресловутого «параноидально-критического метода» Дали.
Дали был уверен, что его усы станут знаменитыми. Он запишет: «Моя стратегия уже принесла мне бесчисленные сочинения, посвященные моей персоне, а весь секрет в том, что мои антиницшеанские усы, словно башни Бургосского собора, всегда обращены в небо».
Именно на своих обращенных в небо усах Дали разместит галерею портретов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Маленкова. «Волосяная история марксизма» была запечатлена знаменитым фотографом Филиппом Халсманом и вошла в книгу «Усы Дали».
Дали планировал еще и шестой кружок, который до поры до времени должен был оставаться пустым, но предназначался впоследствии для Хрущева.
О выдающемся русском коллеге Василии Кандинском Дали напишет буквально следующее: «Кандинский? Говорю вам раз и навсегда: нет и не может быть там никакого русского художника.
Кандинский мог бы прекрасно мастерить из перегородчатой эмали дивные набалдашники для тростей — вроде того, что ношу я с тех пор, как получил его на Рождество в подарок от Галы». Почему так нелестно отзовется Дали о Кандинском – неизвестно.
Может быть в отместку: русский художник «отдаст предпочтение» другому каталонцу – сюрреалисту Хоану Миро. А может, позавидует чуть большей свободе, которой обладал Кандинский, свободе от болезненных привязанностей и Золотого Тельца.
Фото — AP
Источник: https://russian7.ru/post/7-russkix-svyazej-salvadora-dali-2/
Загадка Вильгельма Телля, разгадана? Среднее время прочтения:
Легенду о Вильгельме Телле знают многие. Легендарный народный герой Швейцарии, живший в конце XIII — начале XIV столетия, уроженец кантона Ури, искусный лучник, борец за независимость своей страны от Австрии и Священной Римской империи, гордый швейцарский крестьянин отказавшийся кланяться шляпе австрийского наместника.
За что жестокий ландфогт приговорил его к изощренному испытанию: ему необходимо было стрелять из лука в яблоко, которое стояло на голове его малолетнего сына.
Телль выстрелил стрела попала в цель, хотя в случае промаха был уже готов отправить следующую стрелу в каменное сердце наместника.
Какова же доля правды в этой легенде? В Швейцарии много памятников свободолюбивому герою, но установлены они в честь реального человека или это некий собирательный образ вольнолюбия и независимоcти? Существовал ли на самом деле этот лучник, с феноменальной меткостью?
— Salik.biz
История о Вильгельме Телле примыкает к циклу рассказов об образовании конфедерации, произошедшее в конце XIII столетия. В те времена Швейцария была завоевана австрийцами.
Через Альпийские горы проходил торговый путь в Италию, и Швейцария была ключевым пунктом на этой дороге.
Австрийские Габсбурги желали присоединить Швейцарию к своим владениям и поставили во главе ее своих жестоких и корыстолюбивых наместников.
Находящиеся в альпийских долинах лесные кантоны (то есть самостоятельные области) Швиц, Ури и Унтервальден заключили между собой в 1291 г. тайный союз. Крестьяне и горцы поднялись на борьбу за независимость своей родины.
В особенности ожесточенная борьба велась между швейцарцами и австрийцами в конце XIII столетия. Герои борьбы за независимость Вальтер Фюрст, Вернер Штауфахер и Арнольд Мельхталь (лица бесспорно исторические) решили оказать сопротивление жестокому наместнику.
Они созвали народное собрание в долине Рютли у Фирвальдтштетского озера, где заключили «вечный союз» и поклялись бороться за независимость родины.
Хотя события, в которых принимал участие Вильгельм Телль, происходили в XIII столетии, но первые письменные источники, упоминающие о них, относятся ко второй половине XV столетия. Это труд анонимного летописца, который называется «Белой Книгой», а рукопись хранится в архивах Сарнена. Около 1470 г. начали появляться и первые записи баллад о Вильгельме Телле.
«Белая Книга» в подробностях рассказывает об истории Вильгельма Телля. Все происходило в конце XIII столет на территории швейцарских кантонов Ури и Швиц, которые в те времена входили во владения графов Тирольских.
Ландфогтом там был Герман Гесслер граф фон Брунек. Он был поставлен императором Альбрехтом в эти кантоны, чтобы подчинить их австрийскому владычеству.
Граф управлял этими землями очень жестоко, творил множество несправедливостей, а также отличался тягой к прекрасному полу.
Как-то он издал указ о том, чтобы все, под угрозой штрафа, кланялись его шляпе, повешенной на шесте «под липами Ури», как написал летописец.
«И вот жил один достойный человек по имени Телль, который также дал присягу [о независимости кантонов] вместе с Вернером Штауфахером [один из героев борьбы за независимость] и его товарищами.
Ему частенько доводилось ходить мимо шеста, и он не хотел кланяться».
Узнав о таком поведении Телля, Гесслер повелел позвать его и спросил, что побуждает того к неповиновению. Телль извинился, сказав, что делал это без дурных намерений, что не думал, что ландфогт придает этому поклону такое важное значение. В заключение он добавил: «Если бы я был умен, то меня не звали бы le Thall (простак)».
Рекламное видео:
Гесслер в задумчивости осмотрел Телля и его сынишку, увидал лук, висевший у Телля за спиной, и решил немного поразвлечься. В наказание за неповиновение он приказал непокорному Теллю сбить стрелой яблоко с головы своего сына. По знаку ландфогта их окружили стражники, так что сопротивление было бесполезным.
Телль подчинился. Он поставил мальчика у дерева (в легендах упоминается, конечно, дуб), поставил ему на голову яблоко и отошел.
В летописи ничего не сказано о расстоянии, с которого стрелял Телль, а в балладах упоминается расстояние в 12, 20 и более шагов.
Телль достал из колчана две стрелы, одну из них спрятал под камзол, а вторую вложил в лук, помолился Богу, прицелился и сбил яблоко с головы ребенка. Вздох облегчения пронесся по толпе, которая уже успела собраться к тому времени.
Гесслер заметил, что Телль спрятал под камзолом вторую стрелу, и спросил, почему он так сделал. Телль пытался увернуться от ответа, но ландфогт настаивал: «Говори мне правду. Обещаю тебе, что ты останешься жив». Телль сдался: «Так как ты мне обещаешь, что я останусь жив, то я скажу тебе правду: если бы моя стрела не попала в цель и я убил бы своего сына, то я направил бы свой лук на тебя».
Ландфогт рассердился (мягко сказано!): «Да, правда, я обещал тебе жизнь, но я помещу тебя в такое место, где ты больше не увидишь ни солнца, ни луны». Он велел связать Телля и посадить его в лодку. Лук положили сзади него (зачем?). Гесслер также сел в лодку, и они поплыли по озеру к Аксену.
Когда лодка достигла этой скалы, поднялся сильный ветер, и Гесслера со спутниками охватил сильный страх. Один из лодочников обратился к Гесслеру: «Видите, что нам грозит. Велите развязать Телля и прикажите ему нас спасти. Он силен и умеет управлять лодкой». Ландфогт сказал Теллю: «Если ты обещаешь нас спасти, то я повелю развязать тебя».
Телль согласился и начал грести, а сам все посматривал на свой лук. Достигнув площадки, которая теперь называется площадкой Телля, он схватил свой лук, выскочил на берег и оттолкнул лодку ногой. Пока спутникам Гесслера удалось справиться с лодкой и пристать к берегу, Телль уже был далеко.
Он прошел весь Швиц и добрался до Кусснахтского ущелья, через которое точно должен был проехать Гесслер. Телль дождался ландфогта и убил его, а потом через горы возвратился в свой родной Ури.
На этом история про Вильгельма Телля и заканчилась. У летописца Телль принимает участие в борьбе за независимость, но является уже второстепенной фигурой. В традиции же кантона Ури Телль является одним из основных героев борьбы за образование союза кантонов.
Считается, что с того времени, как Телль застрелил Гесслера, и началось массовое восстание против австрийцев. В сочельник 1315 г. швейцарцы праздновали победу и освобождение от ига австрийцев.
Вильгельм Телль стал одним из национальных героев Швейцарии, его именем названо много мест в стране, построены посвященные ему часовни и воздвигнуты памятники.
Другой первоисточник, в котором говорится о Телле как о реальном историческом лице, это «Швейцарская хроника». Эта история упоминается в 1570 г. швейцарским историком Эгидусом (Гильгом) Чуди (1505 — 28.2.1572) в «Хронике Гельветикум», главном труде его жизни.
Она охватывает 1000–1400 годы, и вошли в нее многие впервые им собранные источники. Когда спустя 3 столетия ее начали подробно изучать, оказалось, что Чуди для полноты и стройности включил в хроники легенды и вымышленные сведения.
Его репутация как серьезного историка пострадала, но зато осталась жить легенда о Вильгельме Телле.
В изложении фактов и имен героев Эгидус Чуди не расходится с анонимным автором «Белой Книги». Те из историков, которые считают легенду о Вильгельме Телле именно легендой, объясняют совпадения простым заимствованием: Эгидус Чуди процитировал «Белую Книгу» без ссылки на источник.
Что ж, в то время подобное было в порядке вещей, закона об авторском праве не существовало, а переписчик вполне мог приравнивать себя к автору текста.
Сторонники реальности истории Вильгельма Телля, напротив, в совпадении подробностей усматривают доказательства подлинности событий, о которых пишут одинаково два источника.
Правда или вымысел? Похожие легенды в разных странах
Ну а первые документы, в которых ставится под сомнение правдивость изложенных выше историй, появились еще в 1607 г.
Как видим, историческая критика не дремлет! Указывалось, что в исторических источниках нет упоминаний ни о Телле, ни о Гесслере, хотя сохранилось множество рассказов о превышении власти ланд-фогтами.
Обращалось внимание на странный маршрут передвижений Телля и Гесслера (возможно было двигаться более короткой дорогой) и т. д.
Главным же аргументом критиков было то обстоятельство, что предания о таком стрелке можно встретить у многих народов в самые разные времена. Точно так стреляли скандинавы, критянин Алкоп, болгарин Дигенис, украинец Данило Ханенко и прочие герои мифов и легенд. Такие истории имеются у азиатских народов, в прирейнских областях, но наиболее известные датские, исландские и английские легенды.
Мотив об искусном стрелке играет важную роль в песнях и сказаниях германских народов. Уже в одной из песен Эдды, относимой к VI столетию, потом в Вилькина-саге и Нифлунга-саге появляется сказание об искусном стрелке Эйгиле.
Король Нидунг (то есть завистливый) кладет яблоко на голову 3-х летнего сына Эйгиля Орвандиля. Эйгиль был вынужден повиноваться под угрозой наказания. Он вынимает три стрелы, вставляет первую в лук и попадает в середину яблока.
Король хвалит его за ловкость, а после спрашивает, почему он приготовил три стрелы, когда ему была необходима лишь одна?
Эйгиль ответил: «Если бы первой стрелой я убил своего сына, две другие попали бы в вас». Монарх пришел в восторг от ответа храброго воина и взял его в свое войско. Предполагают, что сага об Эйгиле возникла в Северной Германии, проникла на Скандинавский полуостров и оттуда возвратилась в Германию в скандинавской обработке.
Сказание об искусном стрелке неоднократно можно встретить и в норвежской истории. Так, Олаф II Святой (ум. в 1030 г.) понуждает к такой опасной стрельбе храброго воина Эйндриди. Король Харальд III (ум.
в 1066 г.) заставляет богатыря Геминга стрелять в орех, положенный на голову его брата.
На Фаросских островах записан рассказ о том, как Гейти, сын Аслака, по требованию короля сбил стрелой с головы брата лесной орех.
Датская легенда очень походит на исландскую. Сказание об искусном стрелке есть у датского писателя XII столетия Саксона Грамматика (ум. в 1203 г.) в десятой книге его «ШвШпа Оашса», записанной около 1185 г.
Но перевод на немецкий язык был сделан лишь в 1430 г., литературная обработка появилась в 1480 г., а напечатан он был в 1514 г. Говорить о заимствовании сюжета легенды у Саксона Грамматика трудно, хотя именно на этом настаивали первые критики.
Вот краткое изложение рассказа Саксона Грамматика.
У короля Харальда Синезубого, жившего в X столетии, был в услужении искусный стрелок Токи или Токко. Он похвастал в пьяном виде, что может сбить стрелой самое маленькое яблоко наверху шеста. Жестокий Харальд повелел поставить вместо шеста маленького сына Токи. Токи тоже вынимал три стрелы и первой стрелой попал в яблоко.
На вопрос короля, почему он вынул три стрелы, Токи ответил: «Чтобы отомстить тебе, если бы первая не попала в цель». Король рассердился и хотел подвергнуть стрелка новому испытанию, но Токи, как и Телль, смог скрыться, а впоследствии убить Харальда стрелой во время битвы Харальда с восставшим против него собственным сыном.
Как в Швейцарии Гесслер, так и в Дании Харальд вызывают своими жестокостями народное возмущение и гибнут от руки ловкого стрелка.
Наряду с германскими и скандинавскими сказаниями об искусном стрелке существуют и финские. Воспоминание о национальном герое, отличавшемся меткой стрельбой, в Эстонии и Финляндии привязано ко многим местным названиям, причем герой этот носит имя Телль или Толя. Эсты, карелы и финны указывают на камень Телля, гробницу Телля, развалины его замка.
Имеется целый ряд сказаний об искусном стрелке у народов, населяющих Венгрию, Буковину и Трансильванию. Подобное с рассказом о Телле сказание можно встретить в «Языке птиц» персидского писателя первой половины XII столетия Ферид-Эддин-Аттара.
Тут царь сбивает стрелой яблоко с головы своего любимого пажа, который умер от страха, хотя стрела не задела его. Следует вспомнить и древнее сказание о Камбизе, переданное Геродотом: Камбиз стреляет в сына своего придворного Прексаспеса и поразил его в сердце.
Еще более интересно классическое сказание о критянине Алкопе, сбившем с головы своего сына змею, не задев его.
Славянскому миру также не чужды сказания об искусном стрелке, похожем на Телля. В болгарском сказании герой носит одинаковое имя с главным богатырем новогреческого героического эпоса Дигениса. Существуют подобного рода сказания и у сербов. На Украине похожее предание вошло в фамильную историю семьи Ханенко: Данило Ханенко сбил пулей головной убор красивой казачки и женился на ней.
И все эти легенды очень похожи, хотя в швейцарской есть и своя специфика: две стрелы, путешествие по озеру и т. д.
Можно считать почти доказанным, что Вильгельм Телль, легендарный герой освободительной войны швейцарского народа, лицо именно легендарное, а не историческое. Но легенда, основывающаяся на древнем народном сказании о метком стрелке, до такой степени срослась с былью, что хроника XVI столетия сообщает даже «точную» дату знаменитого выстрела Вильгельма Телля — 18 ноября 1307 г.
Выстрел этот, как рассказывают, явился сигналом к народному восстанию. Через 8 лет (в 1315 году) вольные горцы разбили войско Габсбургов в битве при Моргартене и навсегда изгнали австрийцев из Швейцарии. Согласно преданию, Вильгельм Телль принял участие в этом сражении. Потому можно сказать, что в легендах о нем скорей всего реализуется память о реальных героях народного восстания.
В течении долгого времени велись споры и о том, каким оружием пользовался Вильгельм Телль (если существовал): луком или арбалетом? Историк Фриц Карл Матис поставил под сомнение существование самого стрелка и доказал, что даже если бы Телль и существовал в реальности, то он не сбивал яблока с головы своего сына и не убивал злого правителя страны стрелами из арбалета.
Дело в том, что арбалета у Вильгельма Телля не могло быть. Это оружие появилось в Швейцарии значительно позднее, через 100 лет после описываемых в легенде событий. Ученый доказал, что и сама легенда вошла в моду одновременно с новым оружием.
О результатах своего исследования Матис поведал в канун национального праздника — 695-летия со дня основания Швейцарской конфедерации, чем вызвал у швейцарцев огорчение.
Сторонники реальности предания о Вильгельме Телле старались обосновать свои теории. Они приводят множество аргументов, ссылаясь, в частности, и на то, что прочие имена в истории с участием Вильгельма Телля — подлинные: и Вальтер Фюрст, и Вернер Штауфахер, и Арнольд Мельхталь не вызывают сомнения в факте своего существования.
Итак, споры об этой истории продолжаются уже несколько веков. В заключение можно привести строки швейцарского историка Антуана Гесслера (уж не родственник ли злого ландфогта?): «Швейцарцы могут утешаться этим сказанием и гордиться им.
Предание о Телле является прекрасным символом любви к свободе и силы нашей демократии. Оно имеет право на место в наших сердцах, и никто не может его у нас отнять. Гордо возвышается на площади Альторфа бронзовая статуя Телля.
Ей нечего бояться ни суда исторической критики, ни суда моралистов».
М. Згурская
Источник: https://salik.biz/articles/31425-zagadka-vilgelma-tellja-razgadana.html