Эжен Делакруа – французский художник-романтик начала 19 века.
Будучи живописцем и монументалистом, он использовал экспрессивную технику кисти, изучал оптические эффекты цвета, оказывая глубокое влияние на творчество импрессионистов, а его страсть к экзотике вдохновляла художников-символистов.
Прекрасный литограф, Делакруа иллюстрировал различные произведения Уильяма Шекспира, Вальтера Скотта и Иоганна Вольфганга фон Гете. Основное собрание картин живописца сейчас находится в Лувре.
Детство и юность
Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина.
У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора.
Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.
Портрет Эжена Делакруа
Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория — в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.
Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.
Министр Шарль Талейран, возможный отец Эжена Делакруа
В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.
Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами Гойи, Рубенса и Тициана.
Живопись
Первую крупную картину Делакруа «Ладья Данте», написанную под влиянием «Плота Медузы» Жерико, общество не оценило, но при содействии Талейрана она была куплена государством для люксембургских галерей.
Картина Эжена Делакруа «Ладья Данте»
Успех пришел к художнику после демонстрации в салоне «Резни на Хиосе» в 1824 году. На картине представлена жуткая сцена гибели греческого народа в войне за независимость, поддерживаемой английским, русским и французским правительствами. Делакруа был быстро признан властями ведущим живописцем в новом романтическом стиле, а картину выкупило государство.
Его изображение страданий было спорным. Многие критики выражали сожаление по поводу отчаянного тона картины, художник Антуан-Жан Грос называл ее «резня искусства». Пафос в изображении младенца, сжимающего грудь мертвой матери, имел особенно мощный эффект, хотя критики осудили эту деталь как непригодную для искусства.
Картина Эжена Делакруа «Резня на Хиосе»
Вскоре Делакруа создал вторую картину на тему греко-турецкой войны – захвата города Миссолонги турецкими войсками. «Греция на развалинах Миссолонги» отличалась сдержанностью палитры.
Художник изобразил женщину в греческом костюме с обнаженной грудью, руки, наполовину поднятые в умоляющем жесте перед ужасной сценой: самоубийство греков, которые решили погибнуть и уничтожить свой город, но не сдаться туркам.
Картина послужила памятником народу Миссолонги и идее свободы, борьбы против тиранического правления. Художник обратился к этим событиям не только из-за его симпатий к эллинам, но и потому, что в это время в Греции умер поэт Джордж Гордон Байрон, которым Делакруа искренне восхищался.
Картина Эжена Делакруа «Греция на развалинах Миссолонги»
Поездка в Англию в 1825 году, встреча с молодыми художниками Томасом Лоуренсом и Ричардом Бонингтоном, цвет и манера письма английской живописи дали толчок для написания произведений разных жанров в духе романтизма.
Это направление в искусстве, для которого характерны изображение сильных характеров и страстей, одухотворенных личностей и целительной природы, интересовало Эжена более 30 лет. Кроме того, он выпускал литографии, иллюстрирующие Шекспира и Фауста Гете. По возвращении на родину были написаны «Поединок Гяура с Хасаном» и «Женщина с попугаем».
Картина Эжена Делакруа «Поединок Гяура с Хасаном»
В 1828 году в Салоне выставили картину Делакруа «Смерть Сарданапала». Художник изобразил осажденного короля, безучастно наблюдающего, как стражи выполняют его приказы убивать слуг, наложниц и животных. Литературным источником работы послужила пьеса Байрона. Критики назвали картину ужасной фантазией о смерти и похоти.
Особенно их поразила борьба обнаженной женщины, чье горло вот-вот будет перерезано, расположенная на переднем плане для максимального воздействия. Чувственная красота и экзотические цвета композиции сделали картину одновременно приятной и шокирующей.
Картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала»
Пожалуй, самое известное произведение Делакруа появилось в 1830 году. «Свобода, ведущая народ» — полотно, ознаменовавшее переход от романтического стиля к неоклассическому.
Художник чувствовал композицию в целом, одновременно думал о каждой фигуре в толпе как о типе. Мертвые воины, лежащие на переднем плане, остро подчеркивали символическую женскую фигуру со знаменем триколора, олицетворяющего свободу, равенство и братство, торжественно освещенную, словно в свете прожекторов.
Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»
Вместо того чтобы прославлять фактическое событие, революцию 1830 года, Делакруа хотел передать волю и характер народа, вызвать романтический образ духа свободы. Интересен факт, что мальчик, держащий пистолет справа, иногда считается вдохновением для персонажа Гавроша в романе Виктора Гюго «Отверженные».
Хотя французское правительство купило картину, чиновники сочли ее опасной и убрали из поля зрения общественности. Тем не менее, художник по-прежнему получал много государственных заказов на фрески и потолочные росписи. После революции 1848 года, которая привела к концу правления короля Луи Филиппа, «Свобода, ведущая народ», была, наконец, выставлена на обозрение Наполеоном III в Лувре.
Фрески Эжена Делакруа
В 1832 году Делакруа отправился в Марокко в составе дипломатической миссии. Он хотел вырваться из цивилизации Парижа в надежде увидеть более примитивную культуру. Во время поездки живописец создал более 100 картин и рисунков, сцен из жизни народов Северной Африки. Делакруа считал, что жители этого региона в своем одеянии подобны людям классического Рима и Греции:
«Греки и римляне здесь, у моей двери, в арабах, которые укутываются в белое одеяло и выглядят как Катон или Брут».
Художнику удалось тайно нарисовать некоторых восточных женщин («Алжирские женщины в своих покоях»), но он столкнулся с трудностями в поиске мусульманских натурщиц.
Находясь в Танжере, Делакруа сделал много набросков людей и города, животных.
На их основе в конце жизни живописец создал картины «Арабские лошади, дерущиеся в конюшне», «Охота на львов в Марокко» (несколько версий, написанных между 1856 и 1861 годами), «Марокканец, седлающий коня».
Картина Эжена Делакруа «Охота на львов в Марокко»
Делакруа черпал вдохновение из многих источников: литературные произведения Уильяма Шекспира и лорда Байрона, мастерство Рубенса и Микеланджело. Но от начала и до конца своей жизни он нуждался в музыке.
От печальных зарисовок Шопена или «пасторальных» пьес Бетховена художник получал больше всего эмоций.
В какой-то момент своей жизни Делакруа подружился с Шопеном и написал портреты композитора и его избранницы, писательницы Жорж Санд.
В течение жизни живописец создал несколько картин на библейские сюжеты: «Распятие», «Кающаяся грешница», «Христос на Генисаретском озере», «Иисус на кресте».
Картина Эжена Делакруа «Кающаяся грешница»
С 1833 года художник получил заказы на оформление общественных зданий в Париже. В течение 10 лет он писал картины в библиотеке во Дворце Бурбонов и Люксембургском дворце.
В 1843-м Делакруа украсил церковь Святого Причастия большой Пьетой, а с 1848 по 1850 годы расписывал потолок в галерее Аполлона в Лувре.
С 1857-го по 1861-й он работал над фресками часовни ангелов в церкви Сен-Сюльпис в Париже.
Личная жизнь
По официальной информации, Делакруа не был женат. Однако он был страстно влюблен в Жюльетту де Лавалетт, жену Тони де Форже, родственницу императрицы Жозефины.
Жюльетта де Лавалетт
Когда началась эта связь, неизвестно, сохранилось письмо Эжена к возлюбленной, датированное 23 ноября 1833 года. В это время Жюльетта рассталась с супругом и жила с матерью в Париже. Их роман вскоре перерос в нежные дружеские отношения, длившиеся до смерти художника.
Во время работы во дворце Бурбонов Делакруа начал длительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, подробности их отношений – белое пятно в биографии обоих.
Мари-Элизабет Блаво-Буланже
Одной из причин безбрачия живописца исследователи считают тот факт, что он не любил детей. Для него ребенок был воплощением грязных рук, портящих холсты, шума, отвлекающего от работы.
Делакруа жил в Париже, а с 1844 года приобрел небольшой коттедж на севере Франции, где любил отдыхать в сельской местности. С 1834 года до самой смерти о нем добросовестно заботилась его домработница Жанна-Мари Ле Гийю, которая ревностно охраняла его личную жизнь.
Смерть
Утомительная работа над фресками подорвала здоровье Делакруа. Зимой 1862-1863 годов он страдал от тяжелой инфекции горла, ставшей причиной смерти.
1 июня 1863 года он обратился к своему врачу в Париже. Через 2 недели ему стало лучше, и он вернулся в свой дом за городом. Но к 15 июля состояние ухудшилось, а приглашенный доктор сказал, что больше ничего не может для него сделать. К тому времени единственной пищей, которую ел художник, были фрукты.
Могила Эжена Делакруа
Делакруа понял серьезность своего состояния и написал завещание, каждому из друзей предназначался подарок. Доверенной домработнице, Дженни Ле Гийю, он оставил достаточно денег, чтобы жить. Затем приказал продать все в своей студии. Последней волей Эжена был запрет на любое его изображение,
«будь то посмертная маска, рисунок или фотография».
13 августа 1863 года художник скончался в Париже, в доме, где в настоящее время находится его музей. Могила Делакруа расположена на кладбище Пер-Лашез.
Картины
- 1822 — «Ладья Данте»
- 1824 – «Резня на Хиосе»
- 1826 – «Греция на развалинах Миссолонги»
- 1827 – «Смерть Сарданапала»
- 1830 – «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»)
- 1832 – «Автопртрет»
- 1834 – «Алжирские женщины в своих покоях»
- 1835 – «Поединок Гяура с Хасаном»
- 1838 – «Портрет Фридерика Шопена»
- 1847 – «Похищение Ребекки»
- 1853 – «Христос на кресте»
- 1860 – «Драка арабских лошадей в конюшне»
Источник: https://24smi.org/celebrity/69613-ezhen-delakrua.html
Знаменитые картины Фердинанда Виктора Эжена Делакруа: «Свобода, ведущая народ», «Смерть Сарданапала», «Резня на Хиосе», «Ладья Данте». Биография художника
25 января 2020
Эжен Делакруа (1798-1863)
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Шарантон Сент-Морис – живописном селении между Марной и Венсенским лесом, что в двух верстах от Парижа.
«Я прекрасно помню, что в детстве был самым настоящим чудовищем»: мальчик рос нервным и восприимчивым. В 1805 году, когда Эжену было семь, умирает его отец. Похоронив мужа и отца, семейство принимает решение перебраться в Париж, где Эжен поступает в лицей Людвига Великого. Во время учебы мальчик проявил большие способности в словесности и живописи.
Бытует мнение, что Эжен унаследовал талант к рисованию от матери (которая происходила из семьи краснодеревщиков). Однако, исключительная страсть к живописи у мальчика проснулась во время сопровождения своего дяди в Нормандии, куда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.
В 1814 вслед за отцом мальчик потерял мать и был вынужден переехать к сестре и ее мужу. Через год Делакруа под влиянием родственника, портретиста Анри Ризенера (ученика самого Давида), решает посвятить себя живописи и поступает на учебу в мастерскую Пьера Нарсиса Герена. Именно там он знакомится с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном.
Не меньше, чем учеба в школе изящных искусств, где Эжен Делакруа в совершенстве освоил технику рисунка, ему дало посещение Лувра. Благодаря тому, что экспозиция музея постоянно пополнялась после многочисленных наполеоновских походов, художник смог познакомится с творчеством художников разных стран и разных школ, среди которых для себя он выделял колористов Рубенса, Веронезе, Тициана.
Самостоятельная профессиональная деятельность Делакруа начинается в двадцатые годы с картины «Ладья Данте», которая произвела впечатление «Метеорита, упавшего в застойное болото», захватывая страстной патетикой образов.
- Эжен Делакруа
- «Ладья Данте»
- Холст, масло
- 189 х 241 см
- Лувр, Париж
- 1822
«Ладья Данте» или «Данте и Вергилий в аду» — первая крупная картина французского художника Эжена Делакруа. Полотно было завершено к открытию Салона 1822 года, в настоящий момент входит в собрание Лувра. «Ладья Данте» вызвала неоднозначную реакцию у общественности, со стороны же критиков Делакруа за эту работу получил лишь несколько сдержанных замечаний.
«Божественная комедия», написанная Данте Алигьери в 14 веке, в 20-е годы XVIII века была одной из самых читаемых книг. Картина в общих чертах основана на событиях, описанных в восьмой главы – «Ад».
Выбранный формат холста был не типичен для сюжетов, взятых из литературы. Чаще к таким большим холстам обращались, когда темой была либо религия, либо мифология. Хотя композиция традиционна, картина в некоторых важных отношениях безошибочно порвала с французской неоклассической традицией.
У Делакруа Данте – не герой, а свидетель. Полный ужаса, он сохраняет свое достоинство. Гнев и отчаяние не в силах овладеть им, в отличии от пленников Ада – грешников, находящихся в водах реки Стикс. Работая над изображением человеческих фигур, Делакруа использует свои наброски с античных скульптур, сделанных заранее в Лувре.
Насыщенности цвета в раннем творчестве Энгра уделено больше внимания, чем точности рисунка. Именно цвет структурирует всю композицию, придает объем телам.
Красный цвет капюшона Данте тревожно резонирует с огненной массой позади него и ярко контрастирует с вздымающейся синей тканью, окутывающего Флегия, стража пятого круга Ада.
Французский художественный критик Шарль Блан описал одежды Вергилия как «великое пробуждение посреди темноты, вспышку во время бури». В мире картины, полном ярости, безумия и отчаяния, нет ни утешения, ни убежища.
Летом 1822 года французское государство приобрело картину за 2000 франков и перевезло ее в Люксембургский музей. Делакруа пришел в восторг, услышав эту новость. Картина была перенесена в 1874 году—через одиннадцать лет после смерти художника—на свое нынешнее место, в Лувр.
Тема человеческого бедствия, человеческого страдания – один из основных лейтмотив раннего творчества Делакруа. Создавая «Резню на Хиосе», вторую крупноформатную работу, Делакруа ощущал, что его чувства, его возмущение разделяется тысячами современников из всех слоев населения. Это помогло художнику создать произведение большого общественного значения.
Для «Резни на Хиосе», как и для «Ладьи Данте» художник создал большое количество подготовительных этюдов в натуральную величину. Картина отличается правдивостью этнографических моментов: художнику удалось создать яркий и жизненных типах лиц.
Причиной появления полотна послужили события, всколыхнувшие всю Европу. В апреле 1822 года на острове Хиос войска Османской империи с ужасающей жестокостью уничтожили греческие поселения.
Сам того не подозревая, Делакруа совершил переворот в живописи. Главным для него становится цвет. Отказавшись от приглушенных оттенков, главенствующих в его первых полотнах, при работе над «Резней на Хиосе» он выбирает цвета открытые, контрастные (ярко-красный, кобальтовый синий, изумрудный).
Энергичная поза, с которой изображен агрессор, контрастирует со спокойными, покорными позами побежденных. В «Резне на Хиосе» нет героя, способного предложить спасение.
Разруха и отчаяние показаны без капли крови, без криков или ложнопатетических движений. Композиционно передний план картины представляет собой две группы людей, формирующих собой пирамиды. Плотное скопление персонажей на первом плане резко контрастирует с открытым и рассеянным пространством позади их. Позы и жесты портретируемых смелы и обобщены, а их взгляды направлены в разные стороны.
Небо занимает треть картины – дань уважения Джону Констеблю. А фоном служат разграбленные, горящие поселения на выжженной земле. Человеческие фигуры на первом плане представляют собой некий фриз, существующий отдельно от заднего плана.
- Эжен Делакруа
- «Резня на Хиосе»
- Холст, масло
- 419 х 354 см
- Лувр, Париж
- 1824
В начале 1825 года Делакруа уехал в Лондон, где изучал произведения Гейнсборо и Тернера. В театре его потряс Шекспир, и в течение всей жизни он обращается к произведениям великого драматурга: «Гамлет» (1839), «Смерть Офелии» (1844), «Дездемона, проклинаемая отцом» (1825).
После возвращения из Лондона палитра Делакруа стала заметно светлее, возможно, под влиянием живописи Констебля. Салон 1827 года стал особенно важным для художника: он выставил там 12 картин, среди которых важное место занимала «Смерть Сарданапала».
- Эжен Делакруа
- «Смерть Сарданапала»
- Холст, масло
- 392 х 496 см
- Лувр, Париж
- 1827
«Смерть Сарданапала» -картина Эжена Делакруа, датированная 1827 годом. В настоящее время оригинал можно найти в Лувре (Париж). Уменьшенная копия, написанная в 1844 году, сейчас находится в Музее искусств Филадельфии.
Сюжет картины взят из поэтической драмы Байрона «Сарданапал» (1821). Согласно легенде, последний ассирийский царь, отличавшийся страшным распутством, довел страну до мятежа.
После безуспешной попытки подавить бунт, он решил покончить с собой.
На картине Делакруа изобразил момент, когда по приказу царя на его глазах убивают любимого коня и наложниц, а также уничтожают его сокровища, чтобы ничто не досталось врагу.
Привыкший тщательно готовиться к написанию своих картин художник не ограничился литературной трактовкой этой темы. Проводя много времени в Национальной библиотеке, он искал исторические сведения об интересующем его периоде, в частности, изучал труды греческого историографа Диодора Сицилийского.
Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.
15 фигур, включая самого Сарданапала, лежащего в расслабленной позе – участники насильственной и хаотичной сцены. Оптический центр композиции находится на пустом краю царского ложа.
Эта пустота, окруженная ужасающими сценами насилия, создает ощущение безумного вихря, который, кажется, вот-вот вырвется за пределы картины.
В работе присутствует асимметрия, но композиция остается сбалансированной.
Главным фокусом смерти Сарданапала является большая кровать, задрапированная богатой красной тканью. На ней лежит человек с незаинтересованным взглядом, наблюдающий за сценой хаоса.
В 1825 году Делакруа выезжает к родственникам в Англию. Там он берет уроки верховой езды, расширяет свои представления о чистокровных лошадях, изучает их фигуры и движения, делаю небольшие эскизы.
Современная действительность не особо интересовала Делакруа. Но художник не мог остаться в стороне от действий, происходивших буквально у него под носом. Июльская революция 1830 года вдохновила художника на создания «Свободы, ведущей народ». Борьбе за свободу и независимость Франции посвящено, наверное, самое известное произведение Эжена Делакруа.
- Эжен Делакруа
- «Свобода, ведущая народ»
- Холст, масло
- 260 х 325 см
- Лувр, Париж
- 1830
Небольшому эпизоду уличных боев Делакруа придал вневременное, эпическое звучание.
Художник обращается к реальному событию, сюжетом выбирает сцену, происходившую на глазах его современников, но вместе с тем претворяет ее в отвлеченном плане, придавая ей черты аллегории.
В облике свободы, несущей перемены, угадываются черты образцов античного искусства: она босая, не носит корсет (как современницы художника).
Свободные одежды, развевающиеся на ветру, сообщают образу женщины характерную для романтизма динамику, дополняются головным убором – колпаком якобинцев, ружьем, штыком и знаменем. Курган из трупов выступает как своего рода пьедестал, с которого свобода шагает, босая и с обнаженной грудью, из холста в пространство зрителя.
Художника увлекают яркие человеческие характеры, но он дает им символические роли. Пятеро персонажей на переднем плане, среди которых – рабочий, буржуа, подросток (представители различных социальных слов), отделены от остальных облаками дыма.
Эжен Делакруа пребывал под влиянием живописи Жерико, в частности, на него произвел неизгладимое впечатление «Плот Медузы» — идея с изображением трупов под ногами свободы взята из композиции Теодора Жерико.
На заднем плане виден собор Парижской богоматери, ставший символом стихийного народного протеста. Его венчает трехцветное знамя, вторящее флагу в руке несущейся на зрителя женщины.
Работа была закончена за несколько месяцев. Художник пользовался широкой кистью, используя четкие и быстрые мазки, чаще всего изогнутые (такая техника усилила движение фигур).
Сила этой работы заключается в ее способности одновременно запечатлеть патриотический дух события и его хаотическую, насильственную реальность.
Французское правительство купило картину в 1831 году за 3000 франков с намерением выставить ее в тронном зале Люксембургского дворца как напоминание Луи-Филиппу о Июльской революции, благодаря которой он пришел к власти. Однако через какое-то время полотно было убрано из-за подстрекательского политического послания. В 1874 году картина вошла в коллекцию Лувра и была вновь показана публике.
Когда граф Шарль де Морне выезжает с дипломатической миссией в Марокко и предлагает художнику составить ему компанию, Делакруа соглашается, не раздумывая. Так, в 1832 году художник отправляется исследовать Африку.
Художник был потрясен красотой и очарованием новой страны. Делакруа провел шесть месяцев, путешествуя по стране с дипломатической делегацией, ему было поручено документировать путешествие в художественных произведениях.
После возвращения во Францию Делакруа полностью отходит от салонной жизни. Он отдает предпочтение одиночеству, единственному возможному средству сохранения независимости.
У него все так же много работы: заказы поступают от известно политика Адольфа Тирса.
В 1833-1861 годах художник работает над внутренним оформлением библиотеки во Дворце Бурбонов, галереи Аполлона в Лувре, Зала Мира в парижской ратуше.
Для росписи стен парижских соборов художник нанимает ассистентов, которые получив рекомендации от учителя, помогают ему в росписях Сен-Дени дю Сен-Сакрамен и Сен-Сюльпис.
Преследуя цель войти в число членов Академии изящных искусств, несколько десятилетий Эжен Делакруа предлагает свою кандидатуру на конкурс и лишь в 1857 году добился желаемого.
Долгие годы художник страдал от туберкулеза, болезнь начала прогрессировать весной 1863 года. Эжена Делакруа не стало 13 августа, похороны прошли на кладбище у церкви Сен-Жермен-де-Пре.
Искусство XIX века, Делакруа, Французская живопись.
Источник: https://ArtDoArt.com/news/znamenitye-kartiny-ferdinanda-viktora-ezena-delakrua-svoboda-vedusaa-narod-smert-sardanapala-rezna-na-hiose-lada-dante-biografia-hudoznika
«Смерть Сарданапала» — изображение языческой смерти
Искусство и развлечения 30 октября 2016
В неге и роскоши вел безобразную в своем беспутстве жизнь легендарный царь Ассирии и Ниневии Сарданапал. Это происходило в седьмом веке до н. э.
Мидяне, древний индоевропейский народ, осаждали его столицу в течение двух лет. Видя, что он не выдержит более осады и погибнет, царь решил, что врагам ничего не должно достаться. Как он хочет поступить? Очень просто.
Он сам примет яд, а все остальное приказано сжечь.
Смерть Сарданапала – апофеоз языческого восприятия мира. Языческие обряды у всех народов были примерно одинаковы. Погибает господин, и за ним в подземное царство должны последовать жены, наложницы, кони, слуги, утварь, чтобы он вел и после смерти столь же блистательное существование.
История создания картины Эжена Делакруа
Через шесть лет после опубликования Байроном драмы «Сарданапал» Эжен Делакруа создает в 1827 году грандиозное по размерам (392 х 496 см) полотно «Смерть Сарданапала».
По легенде, тиран был царем Ниневии и Ассирии. Он правил Вавилоном (иначе Баб-Эль, что на всех семитских языках означает «Врата бога») по просьбе своего брата Ашурбанипала.
Эпизод, когда осажденный город вот-вот падет, решил написать романтик Делакруа.
Что изображено на полотне
Яркое и впечатляющее действие стремится изобразить Делакруа. Критики его времени отвергли полотно «Смерть Сарданапала». Описание картины дано выше. Им не понравилась жестокость и отказ от прекрасного, которое тогда торжествовало на полотнах Энгра. Оценили его должным образом только В. Гюго и позже Ш. Бодлер.
Композиция
Все действие развивается по освещенной диагонали сверху вниз слева направо. Композиция состоит из многих фигур. Главное место занимает алая кровать с лежащим на ней в совершенном спокойствии деспотом. Он почти касается ногой головы слона со сломанными бивнями. Рядом справа и слева находятся тела убитых женщин. Диагональ заканчивается приготовлением к смерти обнаженной наложницы, которой мускулистый раб заломил руки за спину. Он уже занес кинжал. Слева от этой сцены черный раб готовит к смерти упирающегося испуганного прекрасного коня с умной и красивой мордой.«Смерть Сарданапала» обставлена серией убийств. Внизу справа можно увидеть человека, который безуспешно умоляет царя о жалости. Вверху справа человек предпочитает повеситься, а не мучительно умереть от ожогов. Тиран абсолютно спокоен. Ему уже поднесли на подносе в красивом кувшине яд и чашу для него. Он его примет в любой момент. Композиция живет и движется, придает реалистичность всему изображению: страху рабов, пассивности царя, мертвящему ужасу, исходящему от палачей.
Контраст света и цвета
В картине доминирует красный цвет огня и крови. Фон же темный, по сравнению с основным алым и светом, заливающим центральную диагональ, на которой белеют многочисленные женские тела. Все обрамлено золотом разбросанной драгоценной утвари.
Теплый колорит картины подчеркивает близость грозящего всем пожара. Так выглядит при ближайшем рассмотрении «Смерть Сарданапала». Анализ картины говорит, что угасание жизни – это движущая сила произведения. Картина была воспринята неоднозначно.
Самое романтическое полотно Э. Делакруа «Смерть Сарданапала» было надолго забыто и приобретено Лувром только в 1921 году.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/119681/
Делакруа «Смерть Сарданапала»
Когда войско Александра Македонского захватило древний ассирийский город Анхиал, глазам греков предстал величественный памятник основателю города Сарданапалу. Тогда же грекам стала известна старая легенда о страшной и необычной смерти этого правителя. Эта легенда дошла до наших дней благодаря трудам древнегреческих историков Ктезия, Диодора Сицилийского и Афинея. Так, по рассказу Диодора, Сарданапал всю свою жизнь посвятил пирам, праздникам и увеселениям, совершенно не заботясь о государственных делах. На упомянутом памятнике были вроде бы даже выбиты слова: «Ешь, пей, забавляйся, все остальные человеческие радости не стоят и щелчка». Неудивительно, что с таким правителем дела в Ассирии шли не лучшим образом, и наконец подданные Сарданапала восстали. После жестокой двухлетней войны Сарданапал был осаждён в столице государства Ниневии. Поняв бессмысленность дальнейшей борьбы, он приказал сжечь себя во дворце, вместе с родными, приближёнными, рабами и со всеми своими несметными богатствами.
В дошедших до нас ассирийских источниках (немногочисленных и противоречивых), имеются сведения о нескольких Сарданапа лах. Учёные считают, что судя по важнейшим вехам царствования, Сарданапал из истории Диодора — это царь Ашурбанапал, реальная историческая фигура, о которой известно довольно много.
Но вот незадача, в отличие от ленивого и изнеженного Сарданапала Ашурбанапал был деятельным и энергичным царём, прекрасным военачальником и администратором. При нём Ассирия достигла своего наивысшего расцвета, обзавелась лучшей из всех существовавших до того библиотекой, много строила и вела победоносные войны с соседями.
Каким же образом Ашурбанапал стал вдруг вялым и ленивым обжорой?
Во время очередного затяжного военного похода Ашурбанапал а в стране вспыхнул мятеж. Восстало несколько покорённых народов, а предводителем мятежа стал старший брат Ашурбанапала Шамашшумукнн, бывший наместником в Вавилоне.
В своё время их отец Асархаддон передал власть над империей младшему брату, как более способному. Шамашшумукин, конечно, был недоволен и при первом удобном случае попробовал захватить власть.
Отсутствие организаторского таланта сказалось: как только Ашурбанапал вернулся из похода, Шамашшумукин был обречён. Не желая попасть живым в руки брата, Шамашшумукин собрал всё своё имущество и запалил огромный костёр, в котором и сгорел со своими многочисленными жёнами.
Таким образом, в образе Сарданапала соединились жизни и характеры двух братьев. Впрочем, по некоторым другим источникам, сжёг себя, чтобы не попасть в плен к врагам, не брат, а сын Ашурбанапала — Синшаришкун.
В 1821 году историей, рассказанной Диодором и Ктезием, вдохновился великий английский поэт Джордж Гордон Байрон. Трагедия «Сарданапал» была написана им за 4 месяца в итальянской Равенне.
Сам Байрон считал «Сарданапала» чисто литературным произведением и не предназначал его для постановки на сцене. Только через пятнадцать лет в лондонском Дрюри Лейн состоялась премьера трагедии. Вопреки опасениям Байрона постановка была признана очень успешной.
Но ещё в 1827 году трагедия вдохновила французского художника Эжена Делакруа на создание картины «Смерть Сарданапала».
Сарданапал, покорившийся судьбе, но не боящийся её, лежит, окружённый роскошными тканями, богатой утварью, драгоценностями. Свирепые и равнодушные прислужники готовы умертвить прекрасных наложниц царя, не желающего, чтобы кто-то наслаждался всем тем, что было когда-то дорого ему. Приказ поджечь дворец уже отдан, и все обречены.
Самого пламени мы не видим, но его отблесками озарены люди и предметы на картине, и эти кровавые отблески резко контрастируют с нечеловеческим спокойствием тирана. «Смерть Сарданапала» считают самой романтической картиной Делакруа. Выставленная в Салоне, она вызвала возмущение критиков своей «непристойностью» и «смакованием жестокости».
Также недовольство «знатоков», привыкших к максимальной точности каждой детали, вызвала «незаконченность» картины, которая вблизи производила впечатление мастерского наброска, с размытыми контурами и грубыми мазками. Нужно сказать, сам Делакруа был совершенно уверен в провале картины. «Меня освищут…», написал он в день открытия выставки.
Но времена академической, фотографически точной живописи безвозвратно уходили, и «Смерть Сарданапала» ныне занимает своё законное место в одном из лучших музеев мира — в Лувре.
Источник: https://www.webmechta.com/history/655-smert-sardanapala
Эжен Делакруа – биография и картины художника в жанре Романтизм – Art Challenge
Фердинан Виктор Эжен Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugene Delacroix; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.
Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года.
Официально его отцом считался Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорожденным сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814—1815 годов. Иногда отцовство приписывали самому Наполеону. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.
Более спокойными оказались годы учёбы в лицее Людовика Великого, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы.
Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков; но настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии — там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.
Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение.
В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен.
Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнажённых натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико.
В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан.
Бонингтон, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала.
Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию».
Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.
Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил своих хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».
Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.
В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов.
Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»).
Выставленное в Салоне 1831 года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.
К этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество.
Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию.
В Марокко Делакруа сделал сотни эскизов, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения.
По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833—1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840—1847) и росписью потолков в Лувре (1850—1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849—1861).
К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце, — писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти». С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу.
Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа. Его появление ждали — художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.
В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855 году наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки.
Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают её неизменный интерес.
Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез.
Фердинан Виктор Эжен Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugene Delacroix; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.
Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года.
Официально его отцом считался Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорожденным сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814—1815 годов. Иногда отцовство приписывали самому Наполеону. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.
Более спокойными оказались годы учёбы в лицее Людовика Великого, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы.
Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков; но настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии — там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.
Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение.
В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен.
Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнажённых натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико.
В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан.
Бонингтон, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала.
Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию».
Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.
Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил своих хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».
Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.
В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов.
Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»).
Выставленное в Салоне 1831 года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.
К этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество.
Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию.
В Марокко Делакруа сделал сотни эскизов, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения.
По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833—1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840—1847) и росписью потолков в Лувре (1850—1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849—1861).
К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце, — писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти». С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу.
Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа. Его появление ждали — художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.
В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855 году наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки.
Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают её неизменный интерес.
Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез.
Источник: https://artchallenge.ru/gallery/ru/73.html
Делакруа "Смерть Сарданапала"
Литературные и мифологические сюжеты, пересказанные языком живописи, обретают новое прочтение. Le Peintre расширяет границы текста помещая между ними конкретные художественные образы.
Знаменитая картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала», поразившая современников своей беспрецедентной жестокостью и мрачным эротизмом, была вдохновлена пьесой Байрона, основанной на известном древнегреческом мифе.
Принято считать, что Сарданапал являлся ассирийским царем, ведущим разгульный образ жизни. Заботам о государстве он предпочитал оргии и увеселения.
Заслужив репутацию утопающего в роскоши развратника, он прогневал как простонародье, так и вельмож, тревожащихся за судьбу страны. В результате происходит мятеж.
Не желая попасть в руки заговорщиков, Сарданапал сжигает себя заживо вместо со своими слугами, наложницами и сокровищами.
По версии древнегреческого писателя Ктесия Кнедского, автора трактата «Персика», Садранапал был последним ассирийским царем. Труды Ктесия до нас дошли лишь фрагментарно, и то, благодаря, Диодору Сицилийскому, который собирал о нём сведения.
Достоверность работ Ктесия не раз подвергалась сомнениям. Одним из критиков его сочинений был сам Плутарх, указавший на многочисленные ошибки и неточности, что по-видимому объяснялось тем, что Ктесий получал информацию преимущественно из уст свидетелей тех или иных событий, их родственников и потомков.
В то же время имя Сарданапала отсутствует в списке ассирийских царей, тем не менее, эпизоды биографии злосчастного царя позволяют утверждать, что он является собирательным образом нескольких ассирийских царей, в частности Син-шар-ишкуна (умершего при схожих обстоятельствах в Ниневии) и Ашшурбанапала (последний великий царь Ассирии, в представлении не нуждается).
Эжен Делакруа любил творчество Байрона и относительно часто делал иллюстрации к его произведениям (см. Абидосская невеста).
Картина «Смерть Сарданапала» выполнена в ярких, насыщенных цветах, свойственных французскому романтизму. Глубокая детализация происходящего надолго приковывает внимание.
Царь, дни которого уже сочтены, равнодушно смотрит на гибель своего царства. Безумство Сарданапала достигло кульминационной точки. Делакруа бескомпромиссно иллюстрирует изнанку жизни, лишенной какой-либо меры и ответственности.
«Смерть Сарданапала» — это отповедь излишествам, которые развращают человека.
Увидеть полотно вживую можно в Лувре.
Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5a5f8e61256d5cd2a2f22a85/delakrua-smert-sardanapala-5a64f38a7ddde82198ae66ae?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=2460052699.501.1571674158969.58142&integration=publishers_platform_yandex
Известные картины Эжена Делакруа
Краткая биография
Эжен Делакруа (1798, Сэн-Морис-Шарантон под Парижем – 1863, Париж) один из крупнейших художников XIX столетия. С 1815 посещал ателье Пьера Герена, а также Школу изящных искусств в Париже. На него оказали большое влияние произведения Франсиско Гойи, Питера Пауля Рубенса и Паоло Веронезе.
Позднее его увлек светлый, свежий колорит полотен Джона Констебла. Делакруа даже ездил в 1825 в Англию, чтобы ближе познакомиться с его творениями. Вторую зарубежную поездку, определившую его творческую судьбу, совершил в 1832 в Северную Африку и Южную Испанию.
Делакруа, с 1857 член Академии художеств, был основоположником живописи французского романтизма. Он отошел от «официального» классицизма к особому принципу построения композиции на основе исключительно светлых тонов.
Его утверждение, что «цвет должен прежде всего передавать свет, а тень — это его цветное отражение», имело особое значение для импрессионистов.
Картины
Резня на Хиосе, 1824. Холст, масло, 417*354 см. Лувр, Париж. Во время греческого освободительного восстания в 1822 турками были зверски вырезаны тысячи жителей острова. На переднем плане картины пленные греки прощаются друг с другом перед смертью, вдали видны горы трупов.
Делакруа зримо передает образы жизни и смерти, широко используя контрасты. Произведение, написанное для академической выставки, было встречено критиками в штыки и названо «резней живописи».
После знакомства с работами Джона Констебла художник переписал эту картину в светлых тонах и более живой манере.
Сидящая натурщица, около 1822. Холст, масло, 81*65 см Лувр, Париж.
Портрет одной из любимых натурщиц художника свидетельствует о предпочтении, отдаваемом Делакруа классическому искусству, которое наложило неизгладимый отпечаток на ранние и некоторые зрелые произведения художника.
Строгая композиция, пластичное изображение обнаженной фигуры, а также колорит напоминают стиль Жака Луи Давида, с которым Делакруа познакомил ученик мэтра Пьер Герен.
Резня на Хиосе, 1824. Холст, масло, 417*354 см. Лувр, Париж. Во время греческого освободительного восстания в 1822 турками были зверски вырезаны тысячи жителей острова. На переднем плане картины пленные греки прощаются друг с другом перед смертью, вдали видны горы трупов.
Делакруа зримо передает образы жизни и смерти, широко используя контрасты. Произведение, написанное для академической выставки, было встречено критиками в штыки и названо «резней живописи».
После знакомства с работами Джона Констебла художник переписал эту картину в светлых тонах и более живой манере.
Портрет Фридерика Шопена, 1838. Холст, масло, 45*38 см Лувр, Париж На известнейшем портрете Делакруа изображен польский пианист и композитор Фридерик Шопен (1810– 1849).
Первоначально был создан двойной портрет — Шопена и его спутницы жизни, писательницы Жорж Санд (1804-1876), но в 1873 он был разделен. Вторая половина находится в Копенгагене.
Делакруа создал множество набросков, документально свидетельствующих о постепенной кристаллизации уточнении характерных черт друзей — служителей муз.
Автопортрет, около 1832. Холст, масло, 66*54 см Уффици, Флоренция. Делакруа изобразил себя в позе, полной достоинства. Но выражение лица выдает несоответствие внутреннего Я художника его творческим изысканиям. В завещании он написал, что картина далека от завершения.
Однако нервозность и неуверенность образа обусловлены отнюдь не этим; они характерны для творчества Делакруа в то время и обнаруживают его душевное волнение. Долгое время шли споры о датировке картины.
В итоге искусствоведы сошлись на том, что художник создал ее в 1832, изобразив себя несколько более молодым, чем он выглядел в свои 34 года.
Смерть Сарданапала, 1827. Холст, масло, 395*495 см. Лувр, Париж.
Согласно легенде, когда город Ниневию осадили враги, последний ассирийский царь Сарданапал сжег себя вместе со своими женами и сокровищами.
Возможно, художника вдохновила на создание этого произведения одноименная трагедия английского поэта Джорджа Гордона Байрона (1788–1824). Это первая картина художника с диагональной композицией.
Что касается колорита, то он схож с колоритом английских акварелей того времени.
Битва при Тейебуре, 1834–1835. Холст, масло, 53*66,5 см. Лувр, Париж.
Это эскиз картины, которая была написана в 1837 для нового Исторического музея в Версале. Выставленные в нем полотна должны были прославлять величайшие страницы французской истории. Делакруа посвятил красочное полотно победе короля Людовика IX (1226–1270), окруженного преданными ему воинами, у моста близ Тейебура в 1246.
Алжирские женщины в своих покоях, 1834. Холст, масло, 180*229 см. Лувр, Париж.
Во время путешествия по Северной Африке Делакруа сделал множество набросков. Его покорили экзотические красоты этой земли, ее природа и достопримечательности. Крупноформатная картина с мирным бытовым сюжетом — редкость для Делакруа.
Он пристально вглядывается в жизнь и быт женщин Востока. Блестяще одаренный колорист, Делакруа нашел золотую середину между натурализмом колорита и требованиями декоративной гармонии.
Чередуя теплые и холодные, яркие и приглушенные тона, художник раскрывает характер местных женщин, передает экзотические подробности их быта.
Источник: https://artrue.ru/style/romanticism/izvestnye-kartiny-ezhena-delakrua.html