Нестеров «портрет веры мухиной» описание картины, анализ, сочинение

?

Categories: Такое бурное обсуждение вызвала вчера моя подборка «комиссарш» в искусстве, все время забываю, насколько столетнее для нас до сих пор злободневно. Хорошо, давайте дальше по социальным слоям молодой Советской республики пройдемся. Как выглядели социально защищенные «дамы» той эпохи, «белая кость»?Нестеров

Некоторые из них занимались уважаемыми профессиями, другие были просто женами. О других ничего не известно, но по портрету кое о чем можно догадаться. Если удается нагуглить, чем занималась изображенная на портрете, буду подписывать.

Вот это самый классный, на мой взгляд, портрет. На нем изображена 19-летняя девушка, дочь архитектора (который начал работать еще до революции и был представителем архитектурной династии). Она станет археологом, в 30-е выйдет замуж за инженера, потом профессора. (Писала про него отдельно: Как «портрет артистки» стал портретом княгини-археолога)

Борис Кустодиев. Портрет Татьяны Чижовой, 1924

Нестеров Надежда Надеждина — танцовщица, создательница знаменитого ансамбля «Березка».

Владимир Лебедев. Портрет Надежды Надеждиной (жены художника), 1927

Нестеров

Другой портрет того же художника, некая «Татьяна Ельцина», 1936 (нагуглить, кто она, как вы понимаете, нереально).

Нестеров Обратите внимание: в этой подборке другая не только одежда (по качеству), но и доля женственности. Также — умение позировать (вернее, желание художника изобразить именно позирующую, как у взрослых, как на старинных парадных портретах).Советская художница и жена художника.

Николай Трошин. Портрет Ольги Дейнеко (жены художника), 1920-30-е

Нестеров

А вообще действительно, чего это я. Возьму-ка сразу несколько портретов с выставки «Жены» в Музее русского импрессионизма, там очень показательно эта обеспеченность. (Фотки краду у френда).

Актриса, педагог, жена художника.

Леонид Акишин. Семейный портрет, 1931 год

Нестеров Вот эти несколько картин более поздние, но ставлю, потому что видна «ухоженность».Медицинский работник, гражданская жена художника.

А. Дейнека. Портрет С.И.Л. в соломенной шляпе, 1935 год, Женский портрет, 1944 год

Нестеров Сначала работала машинисткой, потом выучилась на театрального художника.

Юрий Пименов. Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе, 1943 год

Нестеров Медсестра, жена художника.

Александр Самохвалов. Портрет Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой, второй жены художника, 1957

Нестеров

***

  • Так, вернемся снова в 1920-40-е.
  • Адальберт Эрдели. «Портрет Клементины Клюки» 1939

Подросток, дочь художника, директора реставрационных мастерских и т.п. В будущем известный биолог.

Игорь Грабарь. Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника. 1934

У Нестерова (который сам по себе стар) более возрастные дамы.Знаменитая оперная певица.

М. Нестеров. Портрет народной артистки К.Г.Держинской. 1937

Великий русский скульптор.

М. Нестеров. Портрет Веры Мухиной. 1940

Известная художница.

М, Нестеров. Портрет Елизаветы Кругликовой. 1939 и 1938

Илья Машков. Портрет жены художника. 1923

Илья Машков. Портрет 3.Д.Р. (Дама в голубом). 1927

Солистка Mосковской филармонии.

Игорь Грабарь. Портрет Веры Дуловой. 1935

Она же.

Петр Кончаловский. Портрет В.Г.Дуловой. 1945

МХАТовская актриса

Александр Герасимов. Портрет А.К.Тарасовой. 1939

Как вам эта грань женщин в советском искусстве? как вам эти образы?

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1305809.html

Вера Мухина

Вера Мухина, которая прославилась проектом скульптурной группы «Рабочий и колхозница» в 1937 году, внесла большой вклад в монументальную пропаганду. Помимо этого, женщина имеет и другие популярные работы, принесшие ей множество премий и наград.

Нестеров Вера Мухина в мастерской

Вера родилась летом 1889 года в Риге, которая на тот момент находилась в составе Лифляндской губернии Российской империи. Отец девочки, Игнатий Кузьмич, был известным меценатом и коммерсантом, ее семья относилась к купеческому сословию.

Когда Вере исполнилось 2 года, ее мать умирает от туберкулеза. Отец любил дочь и опасался за ее здоровье, поэтому перевез в Феодосию, где та жила до 1904-го. Там будущий скульптор получала первые в жизни уроки живописи и рисования.

Нестеров Вера Мухина в молодости

В 1904 году умирает и отец Веры, поэтому девочку с ее старшей сестрой перевозят в Курск. Там жили родственники семьи, которые и приютили двух сирот. Они тоже были людьми обеспеченными и не жалели денег, наняли сестрам гувернанток, отправляли путешествовать в Дрезден, Тироль и Берлин.

В Курске Мухина отправилась учиться в школу. С отличием окончив гимназию, она переезжает в Москву. Опекуны планировали подыскать девочке жениха, хотя в планы самой Веры это не входило. Она мечтала освоить изобразительное искусство и когда-нибудь переехать в Париж. А пока будущий скульптор приступила к изучению живописи в художественных студиях Москвы.

Скульптура и творчество

Уже позднее девушка отправилась в столицу Франции и там осознала, что призвана стать скульптором. Первым наставником в этой области стал для Мухиной Эмиль Антуан Бурдель, ученик легендарного Огюста Родена. Также она ездила в Италию, изучала работы известных художников периода Ренессанса. В 1914 году Мухина вернулась в Москву.

Нестеров Скульптор Вера Мухина

После завершения Октябрьской революции Ленин разработал план по созданию городских монументов и привлекал для этого молодых специалистов. В 1918 году Мухиной поступил заказ на создание памятника Н. И. Новикову.

Девушка изготовила макет из глины и отправила его на одобрение в Народный комиссариат просвещения РСФСР. Работу Веры оценили, но ей так и удалось закончить ее.

Поскольку макет хранился в холодном помещении мастерской, глина вскоре растрескалась, и работа была испорчена.

Также в рамках «Ленинского плана монументальной пропаганды» Мухина создала эскизы для памятников Я. М. Свердлову, В. М. Загорскому и скульптуры «Революция» и «Освобожденный труд».

В молодости характер девушки не позволял ей останавливаться на полпути, каждую свою работу Вера тщательно прорабатывала, учитывала даже мельчайшие элементы и всегда превосходила ожидания окружающих.

Так в биографии женщины появились первые значимые в карьере работы.

Нестеров Скульптура Веры Мухиной «Мир» в Волгограде

Творчество Веры проявлялось не только в скульптуре. В 1925 году она создала коллекцию элегантной одежды. Для пошива выбирала дешевые грубые материалы, в том числе бязь, ткацкое сукно и холст, пуговицы вытачивались из дерева, а головные уборы – из рогожи.

Не обошлось и без украшений. Для декора скульптор придумала оригинальный орнамент, названный «петушиным узором». С созданной коллекцией женщина отправилась на выставку в Париж. Она представила одежду совместно с модельером Н. П.

Ламановой и получила главную премию на конкурсе.

В период с 1926 по 1930 годы Мухина преподавала в Высшем художественно-техническом институте и Художественно-промышленном техникуме.

Нестеров Скульптура Веры Мухиной «Крестьянка» и процесс ее создания

Значимой работой в профессиональной карьере женщины стала скульптура «Крестьянка». Работа посвящена 10-летию «Октября», даже известный художник Илья Машков положительно отзывался о ней. На выставке монумент занял 1-е место. А после перевоза «Крестьянки» на венецианскую выставку ее выкупил музей города Триеста. Сегодня это произведение дополняет коллекцию Ватиканского музея в Риме.

Немалый вклад в культуру страны внесла Вера и своим творением «Рабочий и колхозница». Фигуры мужчины и женщины в 1937 году установили в Париже на Всемирной выставке, а позднее перевезли на родину автора и установили на ВДНХ. Этот монумент стал символом новой Москвы, киностудия «Мосфильм» изображение статуи использовала как эмблему.

Нестеров Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

Среди других работ Веры Мухиной – памятники М. Горькому и П. Чайковскому. Несколько лет женщина работала над созданием скульптур для Москворецкого моста, однако при жизни удалось воплотить только один проект – композицию «Хлеб». Остальные 5 монументов создали по эскизам уже после смерти Мухиной.

В послевоенные годы Вера создала музей, состоящий из скульптурных портретов. Галерею женщины пополнили изображения Г. Улановой, Н. Бурденко, Б. Юсупова и И. Хижняка. Хотя документов, подтверждающих отношение Мухиной к созданию дизайна знаменитого граненого стакана, нет, все же многие именно ей приписывают авторство этой посуды, которая в советские годы широко использовалась в столовых.

Личная жизнь

Первую любовь Вера встретила в Париже. Когда девушка училась там искусству создания скульптуры, о построении личной жизни и не думала, поскольку была сосредоточена на получении знаний. Но сердцу не прикажешь.

Нестеров Вера Мухина

Избранником Мухиной стал беглый эсер-террорист Александр Вертепов. Однако пара недолго просуществовала, в 1914 году молодые люди расстались. Вера поехала в гости к родственникам в Россию, а Александр отправился на фронт воевать. Проживая в России, через несколько лет девушка узнала о смерти возлюбленного, а также о начале Октябрьской революции.

Со своим будущим мужем Мухина познакомилась во время Гражданской войны. Она работала санитаркой, помогала выхаживать раненых. Вместе с ней работал молодой военный врач Алексей Замков.

Молодые люди полюбили друг друга и в 1918 году поженились. В Интернете даже представлены совместные фото пары. Первое время молодые не думали о детях.

Вместе им пришлось пережить голодные послевоенные годы, которые только сплотили семью и показали истинные чувства мужчины и женщины.

Нестеров Вера Мухина и Алексей Замков с сыном

В браке у Мухиной родился сын, которого назвали Всеволодом. В 4 года мальчик сильно заболел. После травмы ноги в ране образовалось туберкулезное воспаление.

Все врачи, которых обошли родители, отказались его лечить, поскольку случай считали безнадежным. Но отец не опустил руки, когда выхода другого не осталось, он сам прооперировал ребенка у себя дома, чем и спас сыну жизнь.

Когда Всеволод выздоровел, он отучился и стал физиком, а позднее подарил родителям внуков.

Карьера Замкова резко пошла вверх, когда тот создал гормональный препарат «Гравидан», ставший первым в мире промышленным лекарством. Однако разработку доктора оценили только пациенты, советских же врачей это раздражало.

Примерно в тот же период комиссия перестала одобрять все новые эскизы Веры, главным мотивом служило «буржуазное происхождение автора».

Нескончаемые обыски и допросы вскоре довели супруга женщины до инфаркта, поэтому семья приняла решение о побеге в Латвию.

Нестеров Портрет Веры Мухиной

Еще не успев добраться до места назначения, семья была перехвачена и возвращена обратно. Беглецов допрашивают, а после ссылают в Воронеж. Спас положение пары Максим Горький.

Писатель некоторое время назад лечился у мужчины и поправил здоровье благодаря «Гравидану».

Литератор убедил Сталина, что страна нуждается в таком враче, после чего семью вернули в столицу и даже позволили Замкову открыть свой институт.

Смерть

Вера Мухина умерла осенью 1953 года, тогда ей было 64 года. Причиной смерти стала давно ее мучившая стенокардия.

Могила скульптора расположена на втором участке Новодевичьего кладбища.

Работы

  • Монумент «Рабочий и колхозница» в Москве
  • Скульптуры «Хлеб» и «Плодородие» в Москве
  • Скульптуры «Море» в Москве
  • Памятник Максиму Горькому в Москве
  • Надгробия на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Скульптурная композиция «Фархад и Ширин» в Волгограде
  • Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде
  • Скульптура «Мир» в Волгограде

Источник: https://24smi.org/celebrity/21750-vera-mukhina.html

Вера Мухина в Третьяковке: экспонаты и их истории

Чтобы увидеть выставку, открытую ГТГ на Крымском валу к 125-летию Веры Мухиной, надо подняться на четвертый этаж и найти среди лабиринта с искусством прошлого века зал №24. Работы Мухиной вам наверняка встретятся уже по пути к нему.

В постоянной экспозиции ГТГ их девять: «Рабочий и колхозница», «Крестьянка», «Хлеб» и другие «знаменитости». В «юбилейном» зале галерея собрала то, что обычно хранится в запасниках или недавно было отреставрировано, хотя и тут есть известные вещи.

Из всех экспонатов мы выбрали пять: у каждого — своя история.

Портрет Мухиной работы Михаила Нестерова

Михаил Нестеров закончил портрет Веры Мухиной в 1940-м — и Третьяковка купила его тут же. С тех пор портрет побывал в Хельсинки, Дели, Бомбее, в Нью-Йорке, на Всемирной выставке в Брюсселе.

Работу Нестерова галерея включила в персональную выставку к 100-летию Мухиной в 1989 году.

В нынешней экспозиции он — на центральной стене зала, и скульптуры будто равняются на изображение своей создательницы.

Мухина и Нестеров познакомились в конце 30-х. Художник был очарован: «Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское… Руки чешутся написать ее». Согласие Мухиной — исключительное событие. «Свое лицо», отмеченное Нестеровым, для нее было не своим.

В 22 года, катаясь на санях, она жутко разбилась: «кажется, треснул череп», «носа не было». Дома от нее прятали зеркала, но она ухитрилась разглядеть отражение себя обезображенной в лезвии ножниц. «Первым ощущением стало: жить нельзя.

Надо бежать, уходить от людей», — сильный удар для юной девушки. Перенеся несколько операций, прежде «очень хорошенькая» Вера стала куда суровее во всех смыслах.

Она сменила увлечение акварелью на серьезные занятия скульптурой, возненавидела фотографироваться, отказывалась быть моделью даже для знакомых художников. Но знаменитого портрета могло не быть по другой причине.

Мухина позировала за работой, лепя из глины большой бюст. Нестерову же от сеанса к сеансу все больше не нравилось, как она выглядит рядом с этим «глиняным истуканом». Интерес к портрету угасал. К тому же 78-летний художник немало времени и сил тратил, сам будучи моделью: как раз в это время его писал Павел Корин. Нестеров бросил портрет.

Но желание написать Мухину не пропало. Начав снова, Нестеров рещил писать скульптора по-своему. Мухина вспоминает: «Он сам приехал в мастерскую и выбрал работу, с которой я стою». Фигура человека-божества взлетает, словно оживая в руках создательницы, портрет наполняется движением. Нестеров ушел в работу.

Мухина рассказывала: «Он работал со страстным увлечением, с полным напряжением сил, до полного изнеможения. Во время сеансов велась оживленная беседа об искусстве. Но когда он входил в азарт, все умолкало, он самозабвенно отдавался работе». Портрет Веры Мухиной работы Михаила Нестерова стал самым известным ее изображением.

За работой ее больше не писал никто.

Борей

«Борей» — та самая работа Мухиной, которую для портрета выбрал Нестеров. Вообще эта скульптура была задумана ею как часть памятника челюскинцам. Возвращение с полюса челюскинцев, снятых со льдины советскими летчиками (они, кстати, стали первыми Героями Советского Союза), стало народным праздником; Моссовет объявил конкурс на проект памятника.

Мухина видела свою стремящуюся вверх композицию на островке между Москвой-рекой и обводным каналом. Постамент зеленого стекла должен был стать гигантским айсбергом. Борей, олицетворение бурного северного ветра, срывался с его вершины, потесненный не испугавшимися его людьми. Комиссии проект не понравился: чересчур символично, сказочно. 

Больше реализма было нужно комиссии, скульптору же хотелось сохранить Борея, воплощение полета и силы. Попытка найти компромисс потерпела неудачу уже на стадии рисунка. Изобразив «реалистичного» Борея как бородатого мужчину с развитой мускулатурой, Вера Игнатьевна была вынуждена констатировать: «Не от летчиков — от меня улетел повелитель ветров!».

Так и не став гигантским, «символичный» Борей улетает со льдины просто так, никем не теснимый. На выставке эта работа по левую руку от портрета, на котором запечатлено ее создание. Памятника челюскинцам в Москве так и нет. Мухина все же сделала проект, удовлетворивший комиссию, но после сама отказалась от него.

Борея в композиции не было — был летчик в комбинезоне и пилотке, а также корабль, вросший в лестницу. «Не сумеешь отстоять выношенный проект, за второй лучше не браться: ничего хорошего не получится, — заключала Мухина. — Искусство не терпит насилия, даже в тех случаях, когда оно исходит от самого художника».

Узбечка с кувшином

Идею каждого памятника Вера Игнатьевна задумывала, сразу предполагая, где он будет стоять. Она мыслила как скульптор и архитектор: «Я чувствую себя на том месте, о котором идет речь, вижу улицы, которые будут пролегать, чувствую себя в плане, в пейзаже».

«Фонтан национальностей», по замыслу Мухиной, должен был замыкать Гоголевский бульвар.

Место это сложное, тем более — для проектирования фонтана: одна сторона бульвара сильно выше, под низкой стороной — ручей, заключенный в трубу.

Надо было учитывать еще, что напротив, на месте снесенного Храма Христа Спасителя, планируют возвести Дворец Советов. Мухина выбрала это место сама — в качестве своеобразной тренировки, «градостроительной штудии». 

Вот что вышло: «Форму фонтана спроектировала круглой, наиболее обтекаемой. Сильный рельеф местности – высокая правая и низкая левая сторона бульвара – продиктовал косой разрез основного бассейна на два маленьких с каскадом воды по всей линии разреза.

По этой линии на четырех пьедесталах мною поставлены фигуры, изображающие народности нашего Союза. За каждым пьедесталом верхнего бассейна струи, бьющие вверх из фонтанирующих трубочек, образуют водные плоскости-ширмы, за которыми мерцают статуи, выступающие отчетливо по мере движения зрителя.

В солнечную погоду эти водные завесы должны были сверкать своей радужной игрой струй».

Фонтан на бульваре так и не построили. На этом месте сейчас — павильон метро «Кропоткинская». Но одну из скульптур для проекта, фигуру узбекской девушки, несущей на плече кувшин, Мухина сделала в 50-сантиметровом варианте в бронзе. Гибкая, стройная, сильная «Узбечка» признается одним из лучших образцов мухинской пластики.

«Портрет врача А.А. Замкова»

Портретами Вера Мухина занималась в основном в перерывах между «монументальными» проектами, но это был один из ее излюбленных жанров. Она лепила летчиков и академиков, коллег-художников, семью. На выставке можно разглядеть несколько бюстов ее работы. Среди них — портрет сына Всеволода, и мужа, врача Алексея Замкова.

«С Алексеем Андреевичем я познакомилась в 1914 году, — вспоминала Мухина. — Это был молодой человек небольшого роста, кудрявый. Он тогда только кончил Университет. Потом он уехал на фронт добровольцем. И я его увидела только в 16-м году, когда его привезли умирающим от тифа».

Шла война. Мухина, прервав занятия скульптурой, работала медсестрой в госпитале. Замков не умер — чудом. А выздоровев, стал позировать для скульптурного портрета медсестре Мухиной. В 1918-м они поженятся. «Он похож на Наполеона, победителя», — Мухина будет лепить его снова и снова.

«Портрет врача» с выставки —1935 года. Тут Замков скорей не победитель, а воин, уставший воевать. Врач-экспериментатор, по одной из версий — прообраз булгаковского профессора Преображенского, он создал первый в мире гормональный препарат. Однако вскоре после открытия исследования свернули.

Замкова уволили из Института экспериментальной биологии в рамках «борьбы со знахарством». Неудачная попытка побега из страны обернулась для семьи административной ссылкой (Мухина следовала за ним). Затем — реабилитация, признание, известность — и вновь опала и разгром. В 1942-м, в 59 лет, Замков умер, не пережив второго инфаркта.

Веры Мухиной не стало через 11 лет, ей было 64. 

Пастушок и старик

За всю жизнь Вере Мухиной удалось поставить лишь три памятника. При этом лично она смогла увидеть только один — памятник Горькому для названного его именем города.

Еще один Горький, для Москвы, ее был только частично, задумка принадлежала Ивану Шадру. Мухина потратила немало сил, после смерти Шадра доводя его дело до конца.

Открытие памятника она видела только по телевидению, сама в тот момент прикованная к постели. 

Третьим стал памятник Чайковскому возле Московской консерватории. Мухина описывала свой проект так: «Чайковский изображен в момент творческого вдохновения. Он как бы прислушивается к звукам земли русской, олицетворенной фигурой крестьянского мальчика, играющего на свирели. И звуки, созданные им, золотыми нотами бегут по решетке, звучат в струнах конечных арф.

В памятнике нарочно дана двухфронтальная композиция, более портретная к улице и более лирическая к консерватории. Фигура темной бронзы, решетка чугунная со струнами и нотами золоченой бронзы. Камень — коломенский или тарусский песчаник, наиболее родственный русской средней полосе, в которой творил Чайковский. Фигура пастушка как бы вырастает из того же камня».

Комиссия приняла проект. Скульптура была готова и установлена. Но горожане, разглядев возле композитора пастушка, возмутились двусмысленностью: на второй же день посыпались анонимки. Постамент было велено срочно переделать. Мухина заменила пастушка на старичка — не помогло.

Пришлось вовсе убрать олицетворение «звуков земли русской», а постамент прикрыть бронзовым «полотном». Теперь Чайковский мог бы прислушиваться к музыке, доносящейся, например, из окон консерватории. Но решения об установке так и не было.

За четыре дня до смерти Мухина продиктовала письмо, в котором просила закончить и установить памятник. Монумент открыли через год после ее смерти, в 1954 году.

Источник: https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/73599/

Галерея благородных дам Советской России

  • Такое бурное обсуждение вызвала вчера моя подборка «комиссарш»в искусстве, все время забываю, насколько столетнее для нас до сих пор злободневно.
  • Хорошо, давайте дальше по социальным слоям молодой Советской республики пройдемся.
  • Как выглядели социально защищенные «дамы» той эпохи, «белая кость»?

Некоторые из них занимались уважаемыми профессиями, другие были просто женами. О других ничего не известно, но по портрету кое о чем можно догадаться.

Если удается нагуглить, чем занималась изображенная на портрете, буду подписывать.

Вот это самый классный, на мой взгляд, портрет. На нем изображена 19-летняя девушка, дочь архитектора (который начал работать еще до революции и был представителем архитектурной династии). Она станет археологом, в 30-е выйдет замуж за инженера, потом профессора. (Писала про него отдельно: Как «портрет артистки» стал портретом княгини-археолога).

Надежда Надеждина — танцовщица, создательница знаменитого ансамбля «Березка».
Владимир Лебедев. Портрет Надежды Надеждиной (жены художника), 1927

Другой портрет того же художника, некая «Татьяна Ельцина», 1936 (нагуглить, кто она, как вы понимаете, нереально).

Обратите внимание: в этой подборке другая не только одежда (по качеству), но и доля женственности. Также — умение позировать (вернее, желание художника изобразить именно позирующую, как у взрослых, как на старинных парадных портретах).

Советская художница и жена художника.

Николай Трошин. Портрет Ольги Дейнеко (жены художника), 1920−30-е
А вообще действительно, чего это я. Возьму-ка сразу несколько портретов с выставки «Жены» в Музее русского импрессионизма, там очень показательно эта обеспеченность. (Фотки краду у френда).

Актриса, педагог, жена художника. Леонид Акишин.

Семейный портрет, 1931 год
Вот эти несколько картин более поздние, но ставлю, потому что видна «ухоженность».

Медицинский работник, гражданская жена художника.

А. Дейнека. Портрет С. И. Л. в соломенной шляпе, 1935 год, Женский портрет, 1944 год
Сначала работала машинисткой, потом выучилась на театрального художника.

Юрий Пименов. Портрет Н. К. Пименовой в белой шляпе, 1943 год
Медсестра, жена художника.
Александр Самохвалов. Портрет Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой, второй жены художника, 1957

Так, вернемся снова в 1920−40-е.

Адальберт Эрдели. «Портрет Клементины Клюки» 1939

Подросток, дочь художника, директора реставрационных мастерских и т. п. В будущем известный биолог.

Игорь Грабарь. Зимой. Портрет О. И. Грабарь, дочери художника. 1934

У Нестерова (который сам по себе стар) более возрастные дамы.

Знаменитая оперная певица.

М. Нестеров. Портрет народной артистки К. Г. Держинской. 1937

Великий русский скульптор.

М. Нестеров. Портрет Веры Мухиной. 1940

Известная художница.

М, Нестеров. Портрет Елизаветы Кругликовой. 1939 и 1938
Илья Машков. Портрет жены художника. 1923

Илья Машков. Портрет 3. Д. Р. (Дама в голубом). 1927

Солистка Mосковской филармонии.

Игорь Грабарь. Портрет Веры Дуловой. 1935

Она же.

Петр Кончаловский. Портрет В. Г. Дуловой. 1945

МХАТовская актриса

Александр Герасимов. Портрет А. К. Тарасовой. 1939

Как вам эта грань женщин в советском искусстве? Как вам эти образы?

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/40871377-galereya-blagorodnyh-dam-sovetskoy-rossii/

Курская юность Веры Мухиной – автора «Рабочего и колхозницы»

1 июля мир отметил 125-летний юбилей великого советского скульптора Веры Мухиной, известной как автор легендарного монумента «Рабочий и колхозница» и изобретательница… граненого стакана. Ее юность прошла в Курске.

«Курск много потерял с отъездом барышень Мухиных»

1 июля мир отметил 125-летний юбилей великого советского скульптора Веры Мухиной

Вера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге в богатой купеческой семье, которой принадлежали заводы, склады, доходные дома… Девочке не было и двух лет, когда от чахотки умерла мать. Отец перевез Веру и ее старшую сестру Марию в Крым.

Частные уроки в Феодосии, занятия живописью и музыкой, туры по Европе – Тироль, Берлин, Дрезден – обычная жизнь девочек из обеспеченной культурной семьи начала XX века. Когда Вере исполнилось 14 лет, неожиданно умер отец.

Сестер приютили родные, жившие в нашем городе.

«Вера и Мария переехали в Курск в 1903 году, – рассказал «ДДД» краевед Владимир Степанов. – Их взял на попечение очень богатый курский купец Николай Гладков. Пять лет Мухины жили в его большом 2-этажном доме на улице 1-й Сергиевской (ныне – Максима Горького). Красивое здание с лепниной сохранилось до наших дней, сейчас его занимает медицинский колледж».

По словам Владимира Борисовича, Вера Мухина очень прилежно училась в гимназии. Она с детства хорошо рисовала, играла на фортепиано и пела, писала стихи. Свой первый в жизни портрет горничной Анюты Вера написала маслом именно в Курске – в доме Гладковых. А еще, говорят, она придумала немало новаторских моделей одежды.

Со временем сестры превратились в хорошеньких барышень, блиставших на губернских балах и благотворительных концертах. Любили они и поездки верхом.

Сохранилось фото тех лет, где Вера с подругой едут на лошадях по курской улице Мирной. О сестрах Мухиных писали в светской хронике местных газет.

Когда в 1909-м девушки решили перебраться в Москву, репортер с сожалением восклицал: «Курский свет много потерял с отъездом барышень Мухиных».

Трагедия, Париж, замужество…

Мухина с мужем, Алексеем Замковым

Беда случилась в конце 1911 года, когда Вера поехала на Рождество к родне. «В имении под Смоленском собиралось много молодежи, двоюродных братьев и сестер, – вспоминала Мухина.

– Как-то мы покатились на санях с горы и налетели на дерево, я ударилась в ствол лицом. Глаза залило кровью, показалось, что треснул череп. Нос был оторван, от удара верхнюю губу защемило между зубами… Первое ощущение: жить нельзя, надо бежать от людей.

Врач наложил девять швов, месяц не снимали повязку, не давали зеркало».

Милое лицо было обезображено. Однако в начале прошлого века в Европе уже занимались пластической хирургией. Вера едет в Париж, где в одной из престижных клиник за два года ей делают семь операций.

Хирурги поработали на славу – рубцов и шрамов не осталось, но изменилось выражение лица – ушла девичья мягкость, черты стали жестче. Ранняя смерть родителей, травма и операции закалили характер Мухиной.

В те же 1912–1914 годы, проходя лечение во Франции, Вера учится скульптуре в Академии Гранд Шомьер у французского монументалиста Эмиля Антуана Бурделя, ученика самого Огюста Родена. Путешествуя по Италии, она изучает скульптуру и живопись Ренессанса.

Когда летом 1914-го Вера вернулась в Москву, началась Первая мировая война. Мухина прошла на курсы медсестер, работала в военном госпитале, где встретила врача Алексея Замкова, только закончившего Московский университет.

Внук крепостного, как сейчас говорят, «сделал себя сам». После церковно-приходской школы и уездного училища работал грузчиком, участвовал в революционных событиях. Лишь в 27 лет сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил на медицинский факультет.

В голодном, страшном 1918 году Мухина и военврач Замков обвенчались.

Прообраз профессора Преображенского

Картина Михаила Нестерова «Портрет Веры Мухиной»

После революции у Мухиных в Латвии осталась недвижимость, позволяющая безбедно жить в Европе. Сестра Мария эмигрировала из России. Вера с Алексеем остались в холодной квартире на Пречистенке, пытаясь разжиться провизией и дровами.

Он вел частную медицинскую практику, она участвовала в ленинском плане монументальной пропаганды. В 1920 году появился на свет сын Всеволод, роды принимал сам Замков.

Он был не только умелым хирургом, но и экспериментатором, упорно пытаясь открыть «эликсир вечной молодости» как профессор Преображенский в знаменитом романе Михаила Булгакова «Собачье сердце».

В 1923-м Мухина вместе с авангардисткой Александрой Экстер оформила павильон газеты «Известия» на 1-й Всероссийской сельхозвыставке в Москве, это был первый большой успех. Пока Вера создает новые скульптуры, супруг к 1929 году синтезирует препарат «гравидан» из мочи беременных женщин.

Опыты показывают, что средство высвобождает скрытые резервы организма. Москва гудит о чудо-препарате, возвращающем даже пожилым мужчинам потенцию, от желающих получить «эликсир молодости» нет отбоя.

Но в 1930-м под лозунгом «борьбы со знахарством и лженаукой» работы Замкова остановлены, началась травля врача.

После долгих колебаний они решают уехать за границу. Но супругов арестовали и вернули в Москву. «Узнав, что нас высылают на три года в Воронеж с конфискацией имущества, я заплакала», – вспоминала Мухина.

Впрочем, среди пациентов Замкова были высокопоставленные пациенты: Горький, Буденный, Орджоникидзе, Молотов… Они не забыли о своем докторе. В августе 1932-го Замков не только досрочно освобожден из ссылки, но и назначен руководителем спецлаборатории со статусом госинститута.

В подмосковном совхозе «Гравидан» налажено массовое производство препарата, его применяют при самых разных болезнях – от малярии до гипертонии.

«Рабочий и колхозница» – символ победившего социализма

Мухина и Замков сами ежедневно делали инъекции гравидана, что помогало работать более продуктивно. В просторной мастерской недалеко от института мужа Вера Мухина ваяет монумент «Рабочий и колхозница». Эта работа вызвала настоящий фурор в Париже на Всемирной выставке 1937 года.

Скульптура, венчавшая советский павильон, вызвала восторженные отзывы посетителей. Она удостоена Гран-при, эксперты оценили памятник как «эталон социалистического реализма».

Позднее 25-метровый монумент установили недалеко от входа на ВДНХ, а в 1947-м увековечили на заставке студии «Мосфильм».

Памятник стал символом победившего социализма. Пабло Пикассо восхищенно назвал его «величайшим произведением скульптуры ХХ века». Мухину стали считать выдающимся мастером монументализма. Это было апогеем ее творчества.

Идиллия закончилась в том же 1937-м. Институт мужа ликвидирован, с началом «великих репрессий» заступаться за него некому. Замков перенес инфаркт, каждую ночь они ждали ареста.

Мухина трудилась над скульптурами для Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие» и «Хлеб».

Последняя стала единственной из масштабных композиций, осуществлённой при жизни Веры Игнатьевны.

Когда началась война, супругов в октябре 1941-го эвакуировали на Урал. Затем Мухину вытребовали в столицу для работы над серией скульптурных портретов героев фронта. В октябре 1942 года Замков умер от второго инфаркта. На его могиле на Новодевичьем кладбище стоит памятник работы Веры Мухиной.

«Изобретение» граненого стакана и «Мечты на полке»

В 1943 году в блокадном Ленинграде Вера Игнатьевна возглавила мастерскую художественного стекла. Осажденный город не думал о величественных памятниках. Мастер советского монументализма перешла к простым формам. И как считается, именно Мухина разработала дизайн всем известного граненого стакана, ставшего одним из символов советского быта.

По преданию, первые гранёные стаканы появились ещё при Петре I. Но именно мухинский стакан, у которого 14 граней и ободок якобы символизировали 15 союзных республик, оказался особо удобным и прочным из-за толщины и особенностей изготовления стекла. Он был запущен в массовое производство, завоевывав всенародную любовь.

Во время и после войны Вера Мухина продолжала работать в различных жанрах искусства. Она пять раз становится лауреатом государственной Сталинской премии. Однако множество неординарных идей Веры Игнатьевны, которые она сама называла «мечтами на полке», так и остались невоплощенными.

Например, памятник защитникам Севастополя и скульптурная группа «Хлеб» для выставки «Индустрия социализма», фонтан «Национальности» и композиция, посвященная спасению челюскинцев…

К 125-летнему юбилею мастера Третьяковская галерея отыскала в запасниках малоизвестные картины и «неизданные» проекты скульптора Мухиной и выставила их на Крымском валу.

Вера Игнатьевна Мухина ушла из жизни 6 октября 1953 года, похоронена рядом с мужем.

Подготовил Степан КОРОЛЁВ

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Источник: https://Kursk.BezFormata.com/listnews/kurskaya-yunost-veri-muhinoj/21985185/

Культура Москвы- От колхозницы до балерины. Немонументальная Вера Мухина. | Интересные новости

Купчиха

Детство и юность Веры были не лишены потрясений, но при этом прошли вполне благополучно и обычно для ее круга — немного музыки, немного живописи, балы, прогулки и наряды. Девочка рано осталась сиротой — мать умерла от чахотки, когда ребенку было всего полтора года.

Боясь, что дочерей постигнет та же участь, отец перевез их сначала в имение под Могилевом, а затем в Феодосию, поближе к морю. Вера была, безусловно, талантливым ребенком, но к живописи проявляла, может быть, чуть больше склонности, чем к музыке.

Копировала, по настоянию отца, марины Айвазовского, брала в Феодосии уроки живописи, но собственной творческой инициативы не проявляла. В 1903 году Игнатий Мухин разорился и вскоре умер. Удар смягчили курские дядья, которые взяли на себя заботу об осиротевших племянницах.

Благодаря их заботе и поддержке, а также тому обстоятельству, что Вера была еще не в том возрасте, когда долго горюют, в Курске им с сестрой жилось весело.

Глядя на портрет Мухиной кисти Нестерова, с трудом можно себе представить, что эта женщина с твердым решительным лицом и пронзительным взглядом, будучи молоденькой девушкой, обладала легким характером и изрядной долей легкомыслия: любила танцевать, вовсю флиртовала, обожала новые наряды. Так что отъезд Веры и Марии в Москву стал тяжелой утратой для курского светского общества.

В Москве повзрослевшая Вера пошла учиться к Юону, а затем к Машкову, занималась в скульптурной студии Синицыной и уже тогда сделала выбор в пользу скульптуры. Однако на продолжение обучения в Париже, о котором Вера мечтала, не было средств.

Вернее, средства были, но родственники, видимо, рассудили, что отпускать молодую девицу на выданье одну заграницу — странно и неразумно. Помогло еще одно потрясение, точнее, как говорила сама Мухина — «катастрофа».

Катаясь в рождественские праздники на санях в имении Кочаны, Вера врезалась в дерево и в буквальном смысле снесла себе лицо — взялась за нос и поняла, что он практически оторван. Тут ее и отправили в Париж — делать многочисленные пластические операции, собирать лицо по кусочкам. Но Вера все равно думала об учебе.

Деньги нашлись — родные не смогли отказать двадцатитрехлетней девице, которую постигла такая беда. Боялись даже, что Вера покончит с собой. В клинике от пациентки убрали подальше все зеркала. Вера с ужасом смотрелась в ножницы и мечтала учиться — теперь это стало еще и спасением. 

 Портрет Веры Мухиной кисти М. Нестерова 

Самоучка

Будучи уже знаменитым советским скульптором, Вера Мухина говорила, что она самоучка. Учение у скульптора Бурделя, ученика Родена, которое продолжалось около двух лет, она и считала своим главным образованием. Дальше Вере, как и большинству людей, проживающих в Европе, было не до учебы.

Из Парижа девушка вернулась в Москву, это было в 1914 году. Она стала сестрой милосердия в госпитале. Стоны раненых, кровь, вши — работа непростая. К тому моменту, когда Вера встретила своего будущего мужа — военного врача Алексея Замкова, от прежней любительницы балов и следа не осталось.

  

Возможно, Мухина могла бы стать каким-то другим скульптором, если бы, например, осталась в Париже, а не вернулась в 1914 году, или позже, в 20-е годы уехала вместе с сестрой Марией в Будапешт. Решение, наверное, было не самым легким.

Надо сказать, что Вера, не питая любви к советским функционерам и вождю в частности (Сталина она никогда не лепила, ссылаясь на то, что работает только с натуры), была вполне лояльна к советской власти. К власти — но не к персонам. Ей принадлежит скульптура-карикатура — Вышинский на трибуне.

«Я просто не могу переварить, что этот проповедник убийства с таким же жаром защищает мир в Объединенных Нациях», — сказала она как-то. То есть была не робкого десятка и иллюзий не питала, но государство рабочих и крестьян выбрала искренне.

Потому, видимо, что сама была рабочим человеком, крепко держала в руках инструменты каменотеса, собственноручно таскала в мастерскую рабочий материал, камни и глину. И скульптуры создавала героические, величественные, устремленные к труду и прекрасному будущему: «Крестьянка», «Юлия», Пламя революции».

В работах Мухиной 1920–1930-х годов — воодушевление и подъем. А ее жизнь этих лет похожа на американские горки — вверх-вниз так, что дух захватывает.

В 1930 году закрывают институт, в котором Алексей Замков, муж Мухиной, известный как изобретатель препарата «Гравидан» (лекарства мистического свойства и первого в мире гормонального препарата), был уволен из Института экспериментальной биологии. Последующие события спрогнозировать было нетрудно.

От продолжения Алексей и Вера пытались бежать, но их сняли с поезда в Харькове и вернули в Москву. Отделались ссылкой в Воронеж на 2 года. Вмешался, вроде бы, Горький, который верил в Замкова и его лечение. В 1936 году Замков возглавил целый институт, который был посвящен исключительно его гравидану.

Но и этот институт вскоре будет закрыт с большим скандалом.

В квартире-мастерской у Красных Ворот, на Садовой-Спасской, 21, на втором этаже, Вера тем временем создавала свою самую знаменитую скульптуру. Конечно, заказ не принесли ей на блюдечке.

В творческом конкурсе на оформление павильона СССР участвовали четыре скульптора: Вячеслав Андреев, Матвей Манизер, Иван Шадр и Вера Мухина. Все, кроме Мухиной, признанные мастера.

Но Борис Иофан выбрал Мухину, которая «подхватила идею».

 Эскиз театрального костюма к драме А. Блока «Роза и Крест», гуашь, 1916 год 

«Дети»

Парижская выставка состоялась в 1937 году. Если бы «Рабочего и колхозницу» не признали одной из величайших скульптур XX века, возможно, Вера Мухина и не пережила бы 30-е годы. Но огромный монумент сделал ее неуязвимой. Почти.

Во время приемки монумента кто-то усмотрел в складках шарфа колхозницы злодейский профиль Троцкого, однако обошлось — приезжали знатоки Молотов с Ворошиловым, но Троцкого не обнаружили. А ведь могли — анекдот получился бы страшным.

Перед Мухиной ставили задачу — советский павильон, на который устанавливалась скульптура, должен был переплюнуть германский. Творцам павильона Германии было поручено поднять свастику на невиданную высоту. В итоге Мухина победила фашистов.

С точки зрения сухих цифр, у фашистов получилось выше, но монумент Мухиной «задавил» соперника. Вернее, взлетел над ним — 25 метров плюс 34 метра постамента, но дело не в цифрах, а в динамике, в том же летящем шарфе. «Наш павильон и павильон фашистской Германии стояли друг против друга в самом центре выставки.

Возникала неловкость от того, что наша группа “Рабочий и колхозница” вихрем летела прямо на фашистов. …Немцы долго выжидали, желая узнать высоту нашего павильона вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, то над своим павильоном соорудили башню метров на десять выше нашей. Навеpxy посадили орла.

Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко», — вспоминала Вера Мухина.

Стеклянные мечты

В 1938 году институт, который возглавлял Алексей Замков, был с шумом разогнан. Самого ученого не тронули, но и этого хватило — он получил инфаркт.

Надо сказать, что Замков был хорошим и известным врачом, лечил в том числе и советскую элиту.

Спас сына Всеволода, которого на свой страх и риск прооперировал на кухонном столе: мальчик в два года заболел костным туберкулезом, и лечить его не брались, считали безнадежным.

На фоне этих нерадостных событий Вера работала, как настоящий каменотес, но большие формы не графические этюды. Все полки в мастерской, от пола до потолка, были уставлены эскизами из глины и воска, «мечтами», как их называла сама Мухина, но большая их часть так и осталась в эскизах.

Сразу после выставки скульптор создает оформление Москворецкого моста. Работает на подъеме, делает эскизы семи символических скульптур. Однако ни одну из них Вера не увидела отлитой. Все — после ее смерти, стараниями учеников. Впрочем, они оказались не такими сильными борцами, как их учитель.

После множества корректировок разнообразных приемных комиссий «Хлеб», например, стал довольно неудачной работой. Вместе с «Плодородием», также созданный по эскизам, скульптура установлена у Водного стадиона, «Наука» — у здания МГУ, «Земля» и «Море» — в «Лужниках».

Есть еще памятник Чайковскому у Московской консерватории — совсем не мухинский, очень камерный.

Впрочем, почему не мухинский — скульптор создавала эскизы одежды и приятельствовала с великой Надеждой Ламановой, экспериментировала со стеклом и была увлечена балетом. Во всех ее работах проглядывает особая «скульптурность», но также и легкость, и чувство стиля. 

Вера Мухина с мужем Алексеем Замковым 

Для первого советского журнала мод «Ателье», который увидел свет в 1923 году, Мухина придумала удивительное платье-бутон, годящееся разве для принцессы, а не для работницы или крестьянки.

Зато для альбома «Искусство в быту» скульптор вместе с Ламановой разработала новый пролетарский стиль — лаконичные и остроумные трансформеры из подручных материалов, почти из ничего.

Платье из двух головных платков, кафтан из полотенец, пальто из солдатского сукна.

Роман Мухиной со стеклом был достаточно длительным и серьезным. Он начался еще в юности, когда Вера училась во Франции и путешествовала по Италии, изучая искусство Возрождения. В Париже — цветные скульптуры и вазы с заводов Lalique, на острове Мурано — пестрые «миллефиори», а еще стекло слоеное, стекло как будто растрескавшееся, стекло с тонкой паутинкой внутри.

Мухина была готова искать не только новые формы, но и технологии.

В 1937 году, в год прославившей ее Парижской выставки, на ленинградском заводе «Красный гигант» по эскизам Веры Мухиной и при ее самом непосредственном участии был изготовлен сервиз «Кремлевский».

Графин, рюмки, бокалы, вазы больше всего походили на полураскрывшиеся бутоны. Стекло было цветным, дымчатым, прозрачным, граненым — букет стеклянных цветов на столе. 

Эксперименты со стеклом были продолжены в начале сороковых, затем — в 50-х годах. На Ленинградском фарфорово-стекольном заводе был создан экспериментальный цех, призванный возродить традиции авторского стекла. Мухина руководила разработкой новых технологий, созданием интересных художественных решений.

Она искала возможности применения стекла не только в быту, но и в архитектуре. Вещи, созданные в экспериментальном цеху, возвращали культуру и красоту быта, заклейменных как мещанство. На гранях и причудливых разрезах мухинской вазы «Астра» играл свет. В массовое производство были запущены вазы с нацветом (вторым цветным слоем).

Красивая посуда перестала быть буржуазным пережитком. 

 Ваза «Астра» 

В жизни скульптора была и балетная страница — в 1936 году Мухина вылепила из воска эскиз Марины Семеновой, дважды лепила Галину Уланову. И, собственно, самим балетом была увлечена не на шутку.

Со многими балетными Мухина поддерживала дружеские отношения долгие годы. Сильные люди притягивают сильных.

Танцовщик и балетмейстер Большого театра Сергей Корень навещал Мухину в Боткинской больнице незадолго до смерти.

Эскизы оставались эскизами, и даже главная скульптура не приносила Мухиной радости — «дети», как она их называла, при ее жизни так и не получили соразмерного постамента. Стояли на «пеньке», как говорила сама Мухина, и всегда не там, где ей бы хотелось.

Сейчас желание скульптора отчасти выполнено — постамент составляет 33 метра, всего на 1 метр меньше, чем тот, на котором скульптура возвышалась в Париже.

Зато место — на площади перед ВДНХ, где «Рабочий и колхозница» находятся и сейчас — Мухина считала крайне неудачным.

Самую свою страшную скульптуру — «Возвращение» — Мухина создает в 1942 году. Женщина обнимает безногую фигуру мужа, вернувшегося с войны. Работа, созданная в глине, была уничтожена самим скульптором. Вряд ли можно было надеяться на воплощение — в произведении были скорбь и безнадежность, героизм отсутствовал. Алексей Замков умирает от инфаркта на Урале, а войне конца-краю не видно.

Последней работой Веры Мухиной стал памятник Горькому. С этими скульптурами вечная путаница, но обе стали для Мухиной непростыми. Конкурс на московский памятник выиграл скульптор Шадр сразу после смерти писателя в 1939 году. Мухина выиграла Нижний Новгород.

Но Шадр умер в 40-м, взяв с Мухиной обещание закончить его работу. Над московским Горьким скульптор трудилась два года. Памятник установили в Парке Горького, но тут худсовет решил «доработать образ». Дорабатывали, стоя на лесах по 12–15 часов в сутки, под снегом и дождем.

Мухиной было уже за шестьдесят, итогом доработки образа стал инфаркт. На открытии памятника скульптор быть не смогла.

В 1951 году Горького установили на площади Белорусского вокзала, но в 2005-м во время строительства транспортной развязки демонтировали и отправили «на пенсию» в парк «Музеон». 

 Памятник М. Горькому работы И. Шадра и В. Мухиной 

Второй памятник, нижегородский, открыли в 1952 году. И опять не там: Мухина мечтала, что фигура в развевающемся плаще будет стоять на высоком берегу Волги, а поставили, после долгих раздумий, на маленькой площади, зажатой домами.

В 1953 году Веры Мухиной не стало. Она умерла от болезни сердца, буквально надорвалась на работе.

Ольга Цыбульская

Источник: http://maxpark.com/community/5652/content/2866286

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector