«Это начало совершенно нового искусства, призванного спасти мир»
Андре Сальмона
Пабло Пикассо «Три музыканта» 1921г.
Кубизм — это Авангардистское художественное направление изображавшее предметы действительности деформированными либо разложенными на простые геометрические формы. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности.
Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии, и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности.
Таким образом, главное отличие кубизма от классического искусства является то, что он не основан на имитации.
Жорж Брак «Дома в Эстаке» 1908г.
Что за кубики?
Термин «Кубизм» появился в 1908г., мне известны две версии его появления. По первой, термин появился после того как Анри Матисс увидев пейзажи «Дома в Эстаке», написанные Жоржем Браком, воскликнул: «Что за кубики» (фр.
bizarreries cubiques); по второй — после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами».
Насмешливое название вошло в обиход, но, акцентируя внимание на внешних признаках, оно уводило от подлинной новизны метода и художественного мышления.
- «Когда кубисты, в свою очередь, показали условный характер пространства, как его понимал Ренессанс, так же как импрессионисты в свое время показали условный характер цвета предметов, — их встретило такое же непонимание и такие же оскорбления»
- Роже Гароди
- Сезановский кубизм Аналитический кубизм Синтетический кубизм
Поль Сезанн -Гора Сент-Виктуар вблизи Гардана-1885
Сезановский кубизм 1907-1909г
Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов.
По словам одного из первых исследователей современного искусства Андре Сальмона, кубизм явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме, а его развитие обязано идеям постимпрессионистов, особенно художников-символистов, которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка. Они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не ее отражение в материальном мире.
Роль художника, таким образом, состоит в том, чтобы создавать символические формы для воплощения идей, а не имитировать изменчивый облик вещей.
Поль Сезанн. «Гора Сент Виктуар». 1906г.
К первой стадии кубизма относятся произведения искусства, созданные под влиянием французского художника Поля Сезанна.
Сезанн подчеркиваем устойчивость и предметность мира: граненые объемы образуют подобие рельефа, а цвета выделяют определенные грани предметов, одновременно усиливая и дробя объем.
Сезанн говорил своему другу Иоахиму Гаске (Гаше), указывая на свою любимую гору Сент-Виктуар: «Какой взлет, какая властная жажда солнца и какая печаль, особенно вечером, когда вся тяжеловесность как бы опадает. Эти гигантские глыбы образовались из огня. В них до сих пор бушует огонь…»
Пабло Пикассо «Фабрика в Хорта де Эбро», 1909г.
Жорж Брак «Замок Ла-Рош-Гюйон» 1909 г.
Призматические постройки теснятся и громоздятся друг над другом, плоскости начинают раскачиваться и разворачиваться в разных направлениях. Геометрический костяг, не поддерживает а разрушает её промахами линий и произвольными переносами плоскостей.
Отличительная черта Сезановского кубизма, это упрощение объемов на основе пейзажей, фигур, натюрмортов, написанных непосредственно с натуры. В композициях этого периода, созданных Пабло Пикассо и Жоржем Браком, большие граненые объемы плотно раскладывались на плоскости полотна, что создавало ощущение рельефности в изображении.
Колористическая палитра, оттеняя отдельные стороны объекта, подчеркивала и дробила объем.
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907г.
Осенью 1907 произошли два важных события: ретроспективная выставка Сезанна и знакомство Брака и Пикассо. Лето 1907 Брак провел в Эстаке, где увлекся живописью Сезанна. С конца 1907 Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле.
В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику Пабло Пикассо рассматривать нитуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров. Он имел в виду, что эти базисные формы нужно держать в сознании как организующее начало куртины, но Пикассо и Брак восприняли совет буквально.
Пабло Пикассо. «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г.
Аналитический кубизм 1909-1912г
Различия между пространством и формой стираются. Исчезают образы предметов. Кубизм переходит в следующую фазу — аналитического кубизма. Этот период характеризуется появлением переливчатых цветов полупрозрачных пересекающихся плоскостей.
Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному. На полотне Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г. контрасты цвета и фактурысведены до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции, и картина с ее приглушенной тональностью кажется почти монохромной.
Построение усложняется, и последовательно проводится единый принцип.
Пабло Пикассо «Портрет Даниэля-Анри Канвайлера» 1910 г.
Предмет разбивается на мелкие части, легко отделимые друг от друга. Таким образом художник пытается представить объект вне времени и пространства, игнорируя привычные законы восприятия. В результате полотна приобретали разнообразные стереометрические эффекты: объем превращался в плоскость, передняя грань – в боковую, линии внезапно разрывались, формы смешивались.
То есть на аналитической стадии предмет полностью дробился на составляющие его части, расслаивался на мелкие грани, отделенные друг от друга. Р.
Делоне по этому поводу говорил: «Элементы объемов еще более распадаются, палитра сводится к черному, белому, к их распаду на промежуточные тона и к землистым краскам.
Линии становятся более ломанными, формы являющегося мира – менее артикулированными… Перед нами эпоха аналитического кубизма».
Пабло Пикассо «Девушка, играющая на мандолине» 1910 г.
Альбер Глез «Две женщины сидящие у окна»
Перспектива окончательно сломана. Вместо предмета, изображенного в ракурсе, художник стремится перенести на полотно его след, геометрическое место точек, плоский отпечаток, и притом с разных сторон одновременно. Таким образом, картина становится коллекцией отдельных аспектов формы, разрезанной на мелкие куски.
Аналитический кубизм развили авторы из художественного объединения «Золотое сечение»: Альбер Глез, Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон, Жан Метценже и Жак Вийон.
Жорж Брак. Газета, бутылка, пачка табака («Курьер»). 1914 г
Синтетический кубизм 1912-1914 г
Синтетическим называют эту фазу кубизма из-за того, что формы в этом случае воссоздаются заново.
Но есть и другое название — «коллажный кубизм», от французского слова «collage» — техники склеивания, с которой все началось.
В течение года Пикассо и Брак создавали натюрморты, почти полностью составленные из приклеенных кусочков разных материалов, с последующим приданием композиции завершенности всего несколькими линиями.
Характерной особенностью синтетического кубизма является отрицание третьего измерения в живописи и акцент на живописной поверхности. Фактура поверхности, линия и узор – все используется для того, чтобы сконструировать новый объект.
Пабло Пикассо «Гитара». 1920 г.
Картины становятся более декоративными и красочными. Когда разложение форм достигает максимума, угрожая перейти в абстракцию, появляются графические знаки — надписи, цыфры, ноты, буквы, а так же газеты, цветная бумага.
Французский критик Ален Жуфруа заметил, что они заимствованы из типичного антуража кафе — ценники, этикетки, меню, вывески, газеты на столе. Картина становится похожей на коллаж.
Нередко художники не составляли коллажи из дополнительных материалов, а полностью рисовали его.
Пабло Пикассо — «Бутылка Басса, кларнет, гитара» 1913 г.
Пикассо любил играть со словами, превращая, например livre fleur (книга-цветок) в ivre fleur (пьяный цветок); или этикетку со словами Bass (марка вина) в Pass (ставка, ход).
Жорж Брак «Ария Баха» 1913 г.
- В картинах Брака чаще встречаются надписи из сферы музыки — «Моцарт», «Концерт», «Соната», «Этюд», «Вальс», «Ария Баха».
- Считая традиционную живопись исчерпавшей свои возможности, кубисты взялись за каждый из элементов, образующих словарь этого искусства, — форму, пространство, цвет, технику исполнения — и заменили традиционное их применение своей собственной интерпретацией. «Системе перспективы, — пишет Голдинг, — которая господствовала в европейской живописи со времен Ренессанса, кубисты противопоставили право художника двигаться вокруг его предмета, включая в его облик информацию, почерпнутую из предшествующего опыта или знания…»
- «Время -форма», пишет католический мистик Глез, становится на место «пространства-формы».
Х. Грис. Рюмки, газета и бутылки вина, 1913
Хуан Грис испанский декоратор, живописец иллюстратор, скульптор в 1913 году создает натюрморты в стиле синтетического кубизма, отказавшись от монохромности. Подражая Ж.Браку и П.Пикассо он использовал прием коллажа – аппликации из газетных вырезок, кусочков обоев или разбитого стекла.
Источник: http://solla.site/2016/kubizm/
Брак Жорж (1882 — 1963)
Брак Жорж (кубизм)
Жорж Брак родился в пригороде Парижа — прославленном импрессионистами Аржантейле; здесь его отец владел мастерской по декорированию интерьеров.Жорж обучался ремеслу декораторов в Гавре, затем в Париже в Школе изящных искусств.
Здесь он впитывает новые веяния в живописи. Увлеченный искусством Матисса, в 1906 году примыкает к «фовистам» и создает серию пейзажей, которые словно вбирают в себя всю силу южного солнца и яркость красок Прованса. Отличительной особенностью этого периода является не только особая декоративная красота работ Брака, но также большая, чем у фовистов, конструктивность композиции.
Уже тогда на него сильно стало влиять искусство Сезанна и Пикассо — это приводит к радикальному изменению стиля Брака. Вместо прежних текучих форм появляются мощные геометрические объемы («Дома в Эстаке»).
Буйство красок, праздничное горение цвета сменяются аскетичной гаммой приглушенных желтовато-охристых, зеленых и серо-голубых тонов, как у Сезанна.
Именно тогда в речи художников появилось выражение «кубы», породившее название новому направлению в XX веке.
С 1910 года Брак начинает тесно сотрудничать с Пикассо. В это время он пишет в основном натюрморты, в которых «кубы» «Домов в Эстаке» начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста.
Грани эти имеют свою окраску и направленность, кажутся то выступающими, то углубленными, светящимися или затемненными; мягкие живописные мазки сочетаются с острыми контурами. Художник не изображает объект, а стремится передать пластические ощущения и представления о нем.
Однако отказ от реального изображения предметов приводил к выхолащиванию образного содержания живописного произведения. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной «натурой».
Теперь картина не «аналог» предмета, а некая «новая реальность», произвольно созданная художником.
На чистой поверхности холста разыгрывалась свободная игра окрашенных в яркие локальные краски цветовых плоскостей, реалистических контурных прорисовок предметов, надписей и элементов «вмонтированной» в композицию «живой» натуры — в виде коллажа или живописной имитации кусков газеты, обоев, этикеток и т.д. С помощью этих приемов не только привлекались новые декоративные эффекты, но создавалось общее ощущение жизни современного города.
После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Начиная с 20-х годов Брак использует лишь отдельные стилевые моменты и приемы кубизма и отказывается от его абстрактных тенденций.
Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только «видимое», но и «мыслимое». Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, «опредмеченной» поэзией.
Живописный язык, используя поэтические «тропы», проникается особой духовностью, стремится передать в зримых формах не столько облик, сколько внутреннюю сущность явлений.
Ведущим жанром в таорчестве Брака 20-х годов остается натюрморт. Он создает многопредметные композиции, где используются разнообразные выразительные средства. Главная отличительная черта его работ — изысканный строгий колорит, неповторимая гармония глубоких и богатых оттенками желто-коричневых, черных и зеленых тонов, дополненных белым, красным или синим.
Наряду с натюрмортами Брак пишет в 20-е годы портреты и серию обнаженных, захватывающих своей мощной пластикой, широтой ритма и красотой колорита. Одновременно с этими женскими образами в его искусстве впервые появляются античные персонажи — «канефоры», девушки со священными дарами в виде плодов и цветов. Эти образы сочетают в себе монументальность с почти бесплотной легкостью.
В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами).
В дальнейшем его живопись обретает новую поэтическую и пространственную широту, а также особую утонченность линий и колорита, наполняется светом.
Он пишет ряд морских видов, пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым контуром.
Творчество Брака не ограничивается живописью и графикой. Он создавал витражи, утонченную и экспрессивнуюю скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой, был театральным декоратором, а также мастером прикладного искусства, автором высокохудожественных и современных по стилю ювелирных украшений.
Блюдо с фруктами (1909)
Дома в Эстаке
Дорога близ Эстака (1908)
Гитара, фрукты и кувшин (1928)
Голова женщины (1909)
Художник и его модель (1939)
Интерьер с палитрой (1942)
Музыкальные инструменты (1908)
Розовая салфетка (1933)
- Натюрморт с цветами (1945)
- Натюрморт с двумя лимонами
- Натюрморт с ножом
- Натюрморт с птицей (1955)
- Обнаженная (1908)
- Обнаженная и свечи (1958)
- Пасьянс (1942)
- Пейзаж в Эстаке
- Пейзаж в Ла-Сьота
- Подсолнухи (1943)
- Порт в Ла-Сьота (1907)
- Птицы (1953)
- Натюрморт на красной скатерти
- Серая погода в бухте (1907)
- Студия IV
- Сюжет 41
- Умывальник (1942)
- Натюрморт с черепом (Ванитас) 1939
- Виадук в Эстаке (1908)
Источник: http://cvetamira.ru/brak-zhorzh-1882-1963-kubizm
Жорж Брак — один из основоположников кубизма
«Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за что-то неизменное. Вещи в себе вовсе не существует. Они существуют лишь через нас». Жорж Брак
Студия VIII
Португалец
Полулежащая обнаженная на пьедестале
Пейзаж в Эстаке
Жорж Брак — французский художник, график, скульптор и декоратор; вместе с Пикассо считается создателем кубизма.
Родился 13 мая 1882 года в Аржантёй в семье художника-декоратора. У своего отца Жорж получил первые навыки в малярном деле. Дед мальчика также занимался отделочными работами и тоже внес свою лепту в его обучение.
Мелодия виолончели
Виолончель и кларнет на столе
Виолончель и подсвечник
Работы декоратора не хватало для воплощения обширных художественных замыслов юного художника, он начал обучение профессиональным основам рисования в гаврской Школе изящных искусств.
В Париже молодой человек подтвердил свои декораторские умения и получил сертификат, подтверждаюший его навыки. В 1900-1901 годах учился в Технической школе в Париже.
В 1902-1904 годах посещал занятия в Школе изящных искусств и в академии Эмбера, музеи и частные коллекции, изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и греческую скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна.
Гавань в Антверпене
Три лодки
Анемоны
Лодки
Ciotata
Гавань в Ла-Сьота.
Брак – один из главных героев раннего авангардизма. Известно, что глядя на его картину, Матисс впервые употребил слово «кубики». И, глядя на нее же, критик Луи Воксель образовал от этого слова «кубизм». Однако, художник сильно проявил себя на ниве искусств еще до кубизма.
Гавань
Гавань в Нормандии
Гитара и ноты
Гитара и фрукты
В 1903 году в парижской Школе изящных искусств Брак удачно познакомился с активно движущимися в сторону фовизма Дюфи и Фриезом. «Матисс и Дерен указали мне путь», — говорил он впоследствии об этом времени.
Пасьянс
Голова женщины
Гитара, фрукты и кувшин
Две кефали
Жёлтая салфетка
Нужно заметить, что Брак, в отличие от большинства фовистов, озабочен не только расположением цветовых пятен на плоскости картины, но и построением пространства, что благотворно скажется потом, в его кубизме.
Стакан, графин и газета
Женщина за мольбертом
Кларнет и бутылка рома на каминной полке
Палитра Брака окончательно раскрепостилась в Эстаке, среди средиземноморской красочной несдержанности. Техника стала более разнообразной, вплоть до пуантилизма. Брак удачно выставил шесть эстакских пейзажей в Салоне независимых и все их продал. Но скоро всему этому пришел конец – в Париж уже приехал Пикассо.
Виадук в Эстаке
Дома в Эстаке
Дом в Эстаке
Большие деревья в Эстаке
Две вещи перевернули сознание Брака-фовиста: большая выставка Сезанна в 1907 году и знакомство с Пикассо тогда же.
Сезанновская выставка была откровением для многих. Сезанн, можно сказать, вернул в тогдашнее современное искусство пространство и объем. Пикассо же показал пути развития нового искусства.
Стул
Голубой умывальник
Натюрморт с Бандерильи
Познакомил их Аполлинер – он привел Брака в мастерскую Пикассо, где стояли почти законченные «Авиньонские девицы». «Ты пишешь картины, как-будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину», — сказал он автору. Тем не менее, Брак оценил всю прелесть предлагаемых Пикассо возможностей. Художники стали большими друзьями.
Брак и Пикассо двигались вперед ощупью, не имея никаких определенных целей, кроме нежелания делать как раньше и желания делать как никто прежде. Позже Пикассо говорил: «Когда мы начинали писать кубистически, в наши намерения не входило изобретать кубизм. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих.
Ни один из нас не составлял особого плана сражения, и наши друзья – поэты — внимательно следили за нами, не давая никаких предписаний». Поэты упомянуты тут потому, что, живя там же, в Бато-Лавуар, они принимали живейшее участие в обсуждении того, в какую сторону можно двинуть современное искусство. Особенно – Аполлинер.
Вскоре после первого визита к Пикассо Брак делает как бы ответ на «Девиц».
Большая обнаженная
Мужчина с гитарой
Выглядит картина менее смелой, чем работа Пикассо. В частности, в ней нет такой отчаянной новации, как несколько точек зрения. Но ближайшим же летом, в 1908 году, Брак снова уехал в Эстак и написал там классические вещи раннего кубизма.
Читающая женщина
Кларнет и бутылка рома на каминной полке
Португалец
Дальнейшие периоды творчества Брака полностью совпадали с фазами развития кубизма. Так как он сам их формировал, совместно с Пикассо. До Первой мировой войны, их работы оказывались иногда малоотличимы друг от друга.
Основоположники кубизма даже по-доброму шутили, когда один основоположник подписывал своим именем работу второго основоположника, чем внесли некоторую неразбериху в последующую атрибуцию их работ.
Несомненным новаторством Брака являлось введение в картину разных буквиц, цифр, музыкальных знаков и обрывков фраз, что создавало странное сочетание двух изначально разных смысловых пространств – как бы изображенного реального и знакового, которые, становились в работе одним пространством.
Сакре-Кёр
Натюрморт с Бандерильи
Кларнет
Мандола
С началом Первой мировой войны Жорж Брак был отправлен на фронт и в мае 1915 года получил ранение в голову. Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917 году.
С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942; «Камины», 1922-1927; «Биллиарды», 1944-1952).
Его колорит высветляется, строится на тонких градациях охристых, голубых, серых, оливковых, терракотовых оттенков.
Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов.
Натюрморт с кларнетом
Натюрморт на столе
Натюрморт на камине
Круглый стол
Камин
Обнажённая
Vanitas
Круглый стол
В честь Баха
С 1931 года Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже, изредка совершая поездки в другие европейские страны. Не оставляя жанра натюрморта, он обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере.
Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства; «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание).
Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств).
В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной; статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства).
Графин и рыбы
Натюрморт
Натюрморт с гитарой
Натюрморт с виноградом
Музыкантша
Аквариум
В 1949-56 годах была создана серия «Мастерских» картин, состоящая из восьми крупномасштабных полотен. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности.
Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему.
Он расписывает в 50-х годах лапидарными изображениями птиц плафон этрусского зала в Лувре и создает множество подобных графических изображений. Образ летящей птицы превращается в искусстве Брака в олицетворение природы, в символ свободы, духовного полета и самого творчества.
Кулон «Прокрида»
Гермес
Брошь «Филоктет»
Голова в профиль
Летят
В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг; «Лодка», 1960, частное собрание).
Жорж Брак вошел в историю искусства 20 века как один из основоположников кубизма и как продолжатель классической традиции ясной, гармонично уравновешенной формы.
Мастерская I
Лимоны
Лежащая обнаженная (Купальщица IV)
Умер Брак в Париже 31 августа 1963. Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер. Картины Брака представлены в лучших музеях мира.
Женщина у зеркала
Студия
Студия 5
Круглый стол
Художник и его модель
Упаковочный ящик
Ночь
Женщина с мандолиной
У моря
Обнажённая сидящая спиной
Текст подготовила Валерия Ольховская
Источник: https://www.bl-school.com/blog/georgesbraque/
Жорж Брак. Тоже папа кубизма
Ну, что говорить, конечно, Брак (1882-1963) – один из главных героев раннего авангардизма. Это ведь, глядя на его картинку,
Дома в Эстаке
Матисс впервые употребил слово «кубики». И, глядя на нее же, критик Луи Воксель образовал от этого слова «кубизм». И это Брак вместе с Пикассо создавал то, что Воксель потом так назвал. Хотя сильно проявил себя Брак на ниве искусств еще до кубизма.
Ну, а как иначе. Он родился в Аржантей-сюр-Сен, запленэринным импрессионистами вдоль и поперек, в семье потомственных художников-оформителей. Брак и готовился продолжать творческую династию, даже поучился для этого и получил лицензию.
Но в процессе обучения он прикоснулся к прекрасному и высокому, поэтому пошел учиться дальше. Первые его работы, естественно, полностью соответствовали импрессионистическому гению места его рождения, что было тогда, на рубеже веков, уже довольно архаично.
Или у него были еще вот такие работы, совершенно музейные.
Друг бабушки
Но в 1903 году в парижской Школе изящных искусств Брак удачно познакомился с активно движущимися в сторону фовизма Дюфи и Фриезом и двинулся вместе с ними.
Совместными усилиями они достигли этого фовизма и влились в его ряды. «Матисс и Дерен указали мне путь», — говорил он впоследствии об этом времени.
Впрочем, так могли сказать многие, добавив сюда, исторической справедливости ради, Вламинка.
Брак стал мощным фовистом, одним из основных.
Гавань в Антверпене
Можно заметить, что Брак, в отличие от большинства фовистов, озабочен не только расположением цветовых пятен на плоскости картинки, но и построением пространства, что благотворно скажется потом, в его кубизме. Что, конечно, не совсем по-фовистски, но это характерно для самых его фовистских работ, и поделать с этим ничего уже нельзя.
Пейзаж в Эстаке
Там, в Эстаке, среди средиземноморской красочной несдержанности, палитра Брака окончательно раскрепостилась. Техника стала более разнообразной, вплоть до пуантили. Брак удачно выставил шесть эстакских пейзажей в Салоне независимых и все их продал. Но скоро всему этому пришел конец – в Париж уже приехал Пикассо.
И не только приехал, но поселился в легендарном Бато-Лавуар и, что самое страшное, тут же начал работать.
Две вещи перевернули сознание Брака-фовиста: большая выставка Сезанна в 1907 году и знакомство с Пикассо тогда же.
Сезанновская выставка была откровением для многих. Сезанн, можно сказать, вернул в тогдашнее современное искусство пространство и объем. Пикассо же показал пути развития нового искусства.
Познакомил их Аполлинер – он привел Брака в мастерскую Пикассо, где стояли почти законченные «Авиньонские девицы». Первая реакция Брака на эту работу была простая – у него съехали мозги.
«Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину», — сказал он автору*. Тем не менее, крепко подумав, Брак оценил всю прелесть предлагаемых Пикассо возможностей и сильно с ним задружился.
И стали они на несколько лет не разлей вода и создали они вдвоем кубизм.
Создание кубизма, этого «величайшего переворота в искусстве со времен Ренессанса», не нужно представлять себе как некую лабораторную или конструкторскую работу.
Брак и Пикассо двигались вперед ощупью, не имея никаких определенных целей кроме нежелания делать как раньше** и желания делать так, как никто еще не делал. Позже Пикассо говорил: «Когда мы начинали писать кубистически, в наши намерения не входило изобретать кубизм.
Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих. Ни один из нас не составлял особого плана сражения, и наши друзья – поэты — внимательно следили за нами, не давая никаких предписаний»***.
Поэты помянуты тут потому, что, живя там же, в Бато-Лавуар, они принимали живейшее участие в обсуждении того, в какую сторону можно двинуть современное искусство. Особенно – Аполлинер.
Вскоре после первого визита к Пикассо Брак делает как бы ответ на «Девиц».
Большая обнаженная
Выглядит она менее смелой, чем работа Пикассо. В частности, в ней нет такой отчаянной новации, как несколько точек зрения. Но ближайшим же летом, в 1908 году, Брак снова уехал в Эстак и написал там классические вещи раннего кубизма.
- Виадук в Эстаке
- Дом в Эстаке
- Большие деревья в Эстаке
Надо сказать, что эти работы более соответствуют гению места, нежели картинки, сделанные Браком в свой первый приезд – в Эстаке много работал Сезанн. Тем более, что та фаза развития кубизма, к которой эти вещи относятся, называется сезанновской.
О достоинствах этого сезанновского периода я повторяться не буду – об этом уже написано в тексте про кубизм.
Восхищусь лишь тем, как четко, план за планом, Брак выстраивает пространство без всякой воздушной перспективы, обозначая эти планы только предметами, как то было завещано Сезанном.
Эти пейзажи не были приняты Осенним салоном – слишком они были радикально новыми. Выставил их Брак в самой, наверное, крутой тогда парижской галерее – Канвейлера – в ноябре того же года. Это было всеевропейское событие, рябь от которого взбодрила и поверхность нашего отечественного тихого омута. У Канвейлера именно тогда, кстати, и появился «кубизм».
Дальнейшие периоды творчества Брака полностью совпадали с фазами развития кубизма. Ну, потому что он их формировал. Вместе с Пикассо, конечно.
Вообще, до Первой мировой войны, пока они были водой не разлей, их работы оказывались иногда малоотличимыми друг от друга.
Основоположники кубизма даже по-доброму шутили, когда один основоположник подписывал своим именем работу второго основоположника, чем внесли некоторую неразбериху в последующую атрибуцию их работ.
Поэт
Читающая женщина
Вот две работы 1911 года. Аналитический кубизм. Ну, и чем они, по большому счету, отличаются, кроме ярко выраженных вторичных половых признаков изображенных персонажей****? Где чья?
Ладно. «Поэт» — Пикассо, «Читающая женщина», соответственно, Брака. Практически, ничем. Ну, может, кубизм Брака — несколько более рационален, а Пикассо – слегка более безумен. Брак же француз, наследник Декарта: «Перламутр его живописи расцвечивается разумом», — красиво сказал о нем Аполлинер.
Для Брака кубизм был чем-то устойчивым, сбалансированным, методичным, был некой формулой, в отличие от Пикассо, для которого тот же кубизм был несколько отдающим чертовщиной испытанием реальности на прочность, чем-то находящимся в пространстве интуитивного, экспрессивного и эмоционального.
Кроме того, Браку, вышедшему из размашистого по цвету фовизма, нужно было как-то себя в этом смысле сдерживать на пути к цветовому пуризму кубизма, а Пикассо дисциплинировал себя по части линии – он же был прирожденным, виртуозным рисовальщиком.
К чему я написал последнее соображение, начинающееся со слов «кроме того…», я не знаю.
Несомненным новаторством Брака являлось введение в картинку разных буквиц, цыфири, музыкальных крюков и обрывков словес, что создавало странное сочетание двух изначально разных смысловых пространств – как бы изображенного реального и знакового, которые, в конце концов, становились в работе одним пространством за счет сближения – изображение реального приобретало качество знака, а знак становился вроде как реальным предметом, который уже не стыдно было изображать рядом с балалайкой.
Португалец
Вот это – первая подобная работа. Кроме этой новации, Брак первым стал для фактурности смешивать с краской песок, древесные и железные опилки и прочие неупотребимые ранее в искусстве материалы.
Натюрморт с виноградом
Например, в этой работе. Видно не очень, но я просто знаю, что песок тут есть. Верьте мне, люди.
- По всей видимости, Браку же принадлежит и приоритет в изобретении такого богатого приема как коллаж.
- Натюрморт с гитарой
- Натюрморт
- В честь Баха
- Еще Брак делал такие вот бумажные скульптуры, переводя в трехмерное пространство свои картинки.
- Бумажная скульптура
Между тем незаметно подкралась Первая мировая война. Брак был призван в действующую армию, что лишний раз подтверждает мой тезис о том, что, с точки зрения истории искусств, Первая мировая война – это вооруженная борьба экспрессионистов с кубистами.
В 1915 году Брак был ранен в голову, долго лечился, на фронт не вернулся, а вернулся к искусству – правда, лишь через два года.
Кубизм к этому времени стал уже истощаться, в него массами вступали эпигоны, что обусловило медленный выход из него Брака – «оборачиваться и видеть карикатуры на свои идеи было неинтересно».
Музыкантша
Вот эта работа стала итоговой для браковского синтетического кубизма. Да и вообще, в авангардизме нарастали неоклассические тенденции. Брак перестает быть героем и постепенно перемещается в категорию старых мастеров XX века. Между войнами он пишет неоклассические вещи, декоративные, в которых, тем не менее, видна суровая школа кубизма.
- Лимоны
- В некоторых вещах, при несильном желании, можно увидеть влияние могущественного в межвоенный период сюрреализма
- Полулежащая обнаженная на пьедестале
- или одновременных работ Пикассо, что было иногда почти одно и то же.
- Лежащая обнаженная (Купальщица IV)
- Творчество Брака, как это часто бывает у стареющих мастеров, приобретает экстенсивный характер. Он начинает делать скульптуру — настоящую,
- Фрагмент из Гесиода
оформляет спектакли Дягилевских сезонов, иллюстрирует книги. По его эскизам создается ювелирка.
- Кулон «Прокрида»
- Брошь «Филоктет»
- Гермес
Незадолго до его смерти появляется протопоп-арт и поп-арт, которые возрождают некоторые из придуманных Браком штук – коллаж, изображения знаков, различные фактуры. Только достались они им не из кубизма, а из использовавшего их дадаизма.
- Бонус
- Ранняя, 1909 года, работа.
- Замок в ла Рош Гюйон
- Vanitas
Сделано в 1939 году. Все понятно.
- Так Брак работал уже после Второй мировой войны.
- Мастерская I
- Студия VIII
* «Девицы» заставили ехать крышу у многих авангардистов. «Когда-нибудь мы найдем Пабло висящим за ширмой», — это была реакция Вламинка.
Гертруда Стайн вспоминала, что когда «Девиц» увидел один из самых продвинутых тогда русских коллекционеров Щукин, он чуть не со слезами сказал: «Боже, какая потеря для французской живописи!», имея в виду то, что Пикассо перестал работать по-старому. А постоянные покупатели работ Пикассо наотрез отказались от этой вещи.
** Фовизм к тому времени Браку осточертел: «Невозможно все время находиться в пароксизме», — сказал он однажды об этом периоде, имея в виду цветовое буйство.
*** Возможно, именно поэтому кубизм остается самым загадочным и недостаточно отрефлексированным направлением раннего авангардизма как для его участников, так и для исследователей. Хотя написаны о нем горы.
**** Шутка.
Вадим Кругликов
Источник: https://adindex.ru/publication/gallery/2013/01/10/95874.phtml
Кубизм /сubisme
от /фр./ cubisme, от cube – куб (1907-1920-е годы)
Модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (фр. bizarreries cubiques).
Между 1908 и 1911 годами, кубизм был лабораторией, в которой ставили интенсивные опыты два человека: Пабло Пикассо и Жорж Брак. Художественная концепция кубизма строилась на попытке найти простейшие пространственные модели и формы вещей и явлений, в которых выразились бы вся сложность и многообразие жизни.
По существу кубизм – это примитивизм, воспринимающий мир через формы геометрически правильных фигур. Свои истоки он брал в живописи П.Сезанна — прием пассажа (система зрительного перехода от одной хроматической и предметной зоны к другой, добиваясь эффекта симультанности) и африканской скульптуре, под влиянием которой появились знаменитые «Авиньонские девицы» П.
Пикассо (1907), ознаменовавшие рождение кубизма. В живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: «сезанновский» (1907—1909), «аналитический» (1909—1912) и «синтетический» (1913—1914) кубизм.
Для первого периода были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. Второй период отличается более мелкой деталировкой предмета изображения. Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы».
Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж, и портрет). Основным приемом «синтетического» периода стал коллаж. Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры).
Художник не воспроизводил действительность, а зримо воплощал свои знания об изображаемом предмете, которые в воображении зрителя складывались в обозначенный сюжет. Кубизм открыл путь многим художественным направлениям и эстетикам ХХ века и, прежде всего, абстракционизму, реди-мейд и дадаизму.
Художники: Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Жорж Брак (Georges Braque), Александр Архипенко (Alexander Archipenko), Хуан Грис (Juan Gris), Фернан Леже (Fernand Leger), Альбер Глез (Albert Gleizes), Жан Метценже (Jean Metzinger), Раймон Дюшан-Вийон (Raymond Duchamp-Villon), Андре Лот (Andre Lhote).
Выставки: 1908, галерея Канвейлера, Брак; 1910, Мюнхен, галерея Тангейзера, «Брак и Пикассо»; 1911, 1912, 1913, Париж, Салон независимых;1912, Париж, галерея Ля Боэти, «Золотое сечение»; 1913, Нью-Йорк, Армори-шоу, 1936, Музей современного искусства «Кубизм и абстрактное искусство».
Тексты: А.Глез, Ж.Меценже. «О кубизме», 1912; Д.-А.Канвейлер. «Рождение кубизма», 1931; А.Г.Барр-младщий «Кубизм и абстрактное искусство», 1936.
См. также статьи: Примитивизм, Папье-колле и коллаж, Орфизм.
Описание некоторых произведений:
Жорж Брак «Дома в Эстаке», 1908. Холст, масло. Берн, Художественный музей. В Эстаке Брак покончил с фовизмом и серией пейзажей открыл прекубистический преиод. В пейзажах воплотились уроки Сезанна, несомненно усвоенные на большой выставке Осеннего салона в Париже (1908), посвещенной мастеру — импрессионисту. Брак упрощает дома до элементарных кубических объемов.
Пейзаж подчиняется строгой геометрической схеме, в свою очередь, подчиненной динамике, обусловленной несколькими точками зрения. Деревушка с домами, слепленными, как соты среди зелени, изображена сверху.
Цвет наделен конструктивной функцией: написанные охрой фасады приобретают объем благодаря коричневым, зеленым и серым теням, прописанным длинными направленными мазками и точечными ударами кисти.
Жорж Брак «Дома в Эстаке», 1908
Хуан Грис «Натюрморт (скрипка и склянка чернил)», 1913. Холст, масло. Дюссельдорф, К 20, Художественные собрания земли Северная Рейн-Вестфалия. Этот натюрморт входит в серию композиций с изображением музыкальных инструментов — постоянного мотива в иконографии кубизма.
«Синтетический» метод Гриса был противоположен фигуративности аналитического кубизма. «Я начинаю с организации картины в целом, — объяснял он, — затем намечаю предметы… Я конкретизирую то, что по началу абстрактно.
Иду от общего к деталям, то есть, отталкиваясь от отвлеченного понятия, прихожу к реальному предмету».
Источник: http://artuzel.com/content/kubizm-subisme