«Слава Франции», художник Жан Луи Давид, одним из первых обратился к изучению природы и античности, ввел в живопись строгость рисунка и античную чистоту стиля. Сам он говорил, что хочет, чтобы вставший из гроба афинянин не мог отличить его картины от древних греческих произведений. Приняв простоту за основу композиции своих произведений, он добился в своей живописи чистого воспроизведения греческих форм во всей их первозданной истине и классическом совершенстве.
Жан Луи Давид был вождем классицизма во Франции, писал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции картины (прославленных античных борцов за свободу), и блестящие реалистические портреты. Его вдохновенное полотно «Смерть Марата» является примером полного слияния идеала с жизнью, идеалом чистоты классического стиля и страстного революционного энтузиазма.
Имя Жана Луи Давида неразрывно связано с событиями французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Он получил от Конвента звание «живописец революции», был назначен революционным правительством в комиссию по народному просвещению, впоследствии стал членом комиссии по делам искусств.
Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат.
Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана».
И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.
Реакция и буржуазия, вошедшие в сговор с контрреволюционерами, не знали более ненавистного имени, тем более что Марата нельзя было ни устрашить, ни подкупить. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.
Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Добрый и отзывчивый к простым людям, он охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.
13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива, и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Привратнице она сказала, что ей необходимо повидать Марата, так как она пришла по важному и срочному делу.
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2015/01/blog-post_70.html
Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре
Французская буржуазная революция 1789-1794 годов завершила период феодализма во Франции и открыла путь для развития капитализма, основы которого уже сформировались в условиях старого режима.
В области искусства революционная эпоха увенчала борьбу против всего отжившего и создала для выражения своих идей героический стиль-«революционный классицизм. Он явился действенным оружием В руках художников своей эпохи; не часто бывает, чтобы искусство с такой силой, так непосредственно и по- следовательно оказывало воздействие на действительность, как в эти годы.
Художником, которому удалось запечатлеть в произведениях искусства наиболее передовые, наиболее значительные идеи современности, основателем революционного классицизма явился Жак Луи Давид (1748-1825).
Ничто не предвещало, что Давид будет художником, который займет в искусстве Франции особое место и что его творческий путь будет резко отличаться от путей и судеб его современников.
Давид родился в 1748 году. Ему с трудом, вопреки желаниям семьи, удалось посвятить себя живописи. Чуть-чуть не стал он учеником Буше; тот направил его к Вьену.
Работы молодого Давида кажутся покушениями мастера рококо на героическую тематику — очень характерное явление конца 60-х и 70-х годов, никогда не приводившее к подлинной героике.
С 1766 по 1774 год Давид учится в Академии; учится усердно, небезуспешно, но все же не может добиться «римской премии» — награды, дающей право на командировку в
Смерть Марата (1793)
Рим.
Давид пять раз претендовал на грант, для того чтобы поехать в Рим. Но каждый раз комиссия Академии отказывала ему в стипендии. Однажды он даже устроил голодовку в знак протеста. И, наконец, в 1774 году Давид получил этот грант и в 1775 он отправился в Италию.
Он старательно трудится, но характер его так неуравновешен!.. Он рыдает при неудаче; в 1772 году, не получив премии, он даже покушается на самоубийство. В 1773 году при очередной неудаче он дает клятву добиться победы. В 1774 году римская премия Давиду присуждена; узнав об этом, он падает в обморок.
И вот Давид в Риме; он погружается в изучение памятников, к которым так стремился. Но отчаянье, сомнения преследуют его; надо переучиваться; сделанное до сих пор скорее мешает ему. Художник ищет свой путь-путь трудный, но для него единственный.
Вместо того, чтобы создавать эффектные и созвучные моде вещи, поверхностно заигрывающие с античностью, он хочет творить так же сурово и значительно, как сами мастера древности, как Пуссен.
Давид чувствует, что пора вслух говорить о самом важном: о героях, о патриотизме, о самопожертвовании; и для того, чтобы научиться лаконизму и силе, нужно обращаться к античности.
Но не красота развалин привлекает Давида; для него герои не умерли; героические страницы истории, дающие образцы человеческой стойкости и силы, сохраняют значение символа и призывают к борьбе-к сегодняшней борьбе.
Источник: http://iskusstvoed.ru/2017/08/13/zhak-lui-david/
Жак-Луи Давид — Смерть Марата
Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Тринадцатого июля революционер Жан Поль Марат был убит в собственном доме Шарлоттой Корде, молодой аристократкой, сторонницей жирондистов. Сославшись на необходимость передать Марату секретную информацию, женщина настояла, чтобы он принял ее лично. Допущенная в комнату, где Марат имел обыкновение ежедневно принимать ванну, она нанесла ему смертельный удар ножом, в то время когда он писал, сидя в воде. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.
В картине жертва выступает как великий исторический пример.
Передавая суть события, художник отказался от красноречия и энергического стиля своих ранних работ на исторический сюжет и увековечил память о своем друге Жане Поле Марате, с которым он встречался лишь за день до злодеяния, в образе агонизирующего Христа, взятом из религиозной иконографии. Полотно является гражданским посланием и одновременно данью уважения политику и другу.
Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата. Она подписана: «Марату — Давид, год Второй». Это произведение было закончено в октябре 1793 года, или во Втором году, в месяце Вендемьера по революционному календарю, вошедшему в силу в 1791 году.
Марат изображен бездыханным, в ванне, принимая которую, он лечил донимавшую его кожную болезнь. Хорошо видна глубокая рана. Откинутая правая рука еще держит перо, а левая сжимает «коварное письмо», переданное ему убийцей: «Мари Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. Я очень несчастна, и этого достаточно, чтобы обеспечить мне Ваше расположение».
В картине, поражающей непреклонным веризмом повествования, очевиден скрытый намек на религиозную иконографию: погибший уподобляется снятому с креста Христу.
Это эмблематичная фигура, в которой человек ассоциируется со своей судьбой, своим недугом и ужасной смертью, настигшей его в наивысший момент существования: интеллектуального труда на службе у революции. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону.
Смертельная рана в груди, ванна, перо, чернильница и деревянный ящик трактованы художником как эмблемы идентификации и мученичества жертвы.
Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Они были инвентаризированы после его смерти на квартире художника Антуана Жана Гро, одного из лучших учеников Давида, бывшего также официальным реквизитором произведений искусства, предназначенных для собрания Наполеона.
В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье . В 1885 году в руки торговца картинами Поля Дюран-Рюэля попала ее копия, и в 1889 году он возбудил нашумевший процесс против вдовы Жюля Давида, утверждая, что как раз ему принадлежит полотно с оригинальной композицией.
В 1893 году картина вдовы Жюля Давида вошла в собрание Музея в Брюсселе, в то время как другая была приобретена Национальным музеем Версаля.
Источник: http://painteropedia.ru/david-smert-marata/
Без заголовка
Жак-Луи Давид (1748-1825) – знаменитый французский художник, оказавший большое влияние на развитие классицизма.
Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием.
Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Давид настоял на своем и обратился за помощью к Франсуа Буше, известному художнику, приверженцу стиля рококо.
Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).
В последующем Давид пять раз претендовал на грант, для того чтобы поехать в Рим. Но каждый раз комиссия Академии отказывала ему в стипендии. Однажды он даже устроил голодовку в знак протеста. И, наконец, в 1774 году Давид получил этот грант и в 1775 он отправился в Италию.
За то время, что он проживал в Италии, Давид изучал руины Древнего Рима и античные произведения искусства. Жак-Луи сделал 12 альбомов эскизов, этот материал он будет использовать на протяжении всей своей творческой жизни.
В Риме он познакомился с великолепными художниками раннего классицизма (стоит отметить особое влияние Рафаэля). В 1779 г.
Давид посетил руины древней Помпеи, что его крайне впечатлило: после этого он задался целью произвести революцию в мире искусства, привнеся неумирающие принципы классицизма.
Антиох и Стратоника
Велизарий, просящий милостыню
После пяти лет работы в Риме Jacques-Louis David Давид вернулся в Париж, где стал членом Королевской Академии. Он представил две картины, и обе в 1781 году были включены в экспозиции, что являлось большой честью для любого художника. Его современники восхищались его новаторскими идеями, но члены Королевской академии считали его выскочкой.
Позже знаменитый французский художник женился на Маргарите-Шарлотте Пиколь. Этот брак принес ему небольшое состояние. Не смотря на востребованность своих работ в Париже, Давид стремится в Рим, считая, что только там он может полностью раскрыться как художник.
В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Клятва между тремя сыновьями и отцом – это акт сплочения народа с целью усиления государства. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна.
Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину.
Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.
Устройте фееричное мероприятие вместе с ДИАЛ – студия событий. Любые праздники, от юбилеев до свадьбы по высшему классу.
Клятва горациев
В 1787 году Давид претендовал на должность директора Французской Академии в Риме, но не получил ее.
В том же году Давид представляет картину «Смерть Сократа», который был приговорен к смерти, но был спокоен, рассуждая о бессмертии души. Знаменитые художники того времени оценили работу по достоинству, сравнивая точность ее образов с изображениями на древних барельефах. Картина была очень созвучна с назревающими политическими течениями.
В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».
Королевская цензура тщательно отбирала полотна для выставок, дабы избежать народного мятежа. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» — также была запрещена.
Все образы этого полотна – своего рода республиканский символ, и, очевидно, имели огромное значение для Франции. На картине изображен Луций Юний Брут, римский правитель, находящийся в глубокой тоске по своим сыновьям. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию.
Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. Брут сидит в одиночестве, отдельно от своей жены и дочерей, зная: его поступок – лучшее, что он мог сделать для своей страны, — но все же напряженные ноги и пальцы на ногах выдают его внутреннее смятение.
Когда сообщили, что правительство не допускает к показу эту картину, люди были возмущены, и члены королевской семьи уступили. Картина была показана на выставке.
Смерть Сократа
Портрет господина Лавуазье и его жены
Ликторы приносят Бруту тела его сыновей
Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба. Давид, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов).
Некоторые полагают, что Давид именно в этот период создал свои лучшие работы в классическом стиле.
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).
Портрет графа Станислава Потоцкого
Андромаха у тела Гектора
Портрет доктора Альфонсо Леруа
Любовь Париса и Елены
В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) — символ национального единства против старого режима — это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики.
Но герои 1789 г. стали врагами в 1792 г. – произошел раскол между консерваторами и радикальными якобинцами. Художник отрекается от клятвы, данной на теннисном корте. С этих пор Давид оставляет радикальные методы выражения своих взглядов, и стремится к метафоричности.
Клятва на поле для игры в мяч
В 1793 г. Давид пишет картину «Смерть Марата». Марат – член Национальной Ассамблеи, журналист, друг Давида, был убит приверженкой оппозиционной партии Шарлоттой Корде ножом. Художник достаточно быстро выполнил эту картину, но образ убитого республиканца получился простым и мощным.
Смерть Марата
После казни французского короля разразилась война, революция был достаточно кровопролитной. Давид был арестован и помещен в тюрьму.
Именно там он задумал свою картину «Собинянки, останавливающие битву между римлянами и собинянами» (или «Вмешательство собинянок») – это идея преобладания любви над социальными вооруженными конфликтами.
Давид задумал создать новый стиль для этой картины — «греческий стиль», в отличие от «римского стиля» из его более ранних исторических картин.
Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (Вмешательство сабинянок)
На закате революционного движения, его бывшей жене удалось добиться освобождения Давида из тюрьмы. Он вновь женился на ней в 1796 году. С этого времени он достаточно много времени проводил у себя в мастерской, занимался с учениками и по большей части ушел из политики.
Портрет маркизы де Сорси де Толлюсон
Портрет Пьера Серизиа
Портрет мадам Аделаиды Пасторе
Портрет тюремщика
Портрет голландского посланника в Париже Якобуса Блаува
Портрет Жан Бон Сент-Андре
Портрет мадам Эмили Серизиа и ее сына
Портрет мадам де Вернинак
Портрет Жоржа Руже
Портрет мадам Рекамье
Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту — художник был его поклонником с их первой встречи. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем.
Наполеон на перевале Сен-Бернар
Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри
Зинаида и Шарлотта Бонапарт
Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года
После возвращения Бурбонов к власти, Давид отказался от работы при дворе, предпочтя изгнание в Брюссель. Там он спокойно прожил остаток своей жизни с женой. В то время он рисовал мифологические сюжеты, портреты граждан Брюсселя и наполеоновских сподвижников. Художник умер в 1825 г., перенеся инсульт.
После его смерти, некоторые работы были выставлены на аукцион в Париже, продаваясь за очень незначительные суммы.
Портрет папы Пия VII
Сафо и Фаон
Портрет Маргариты-Шарлотты Давид
Леонид I при Фермопилах
Портрет графини Вилаин XIII и ее дочери
Портрет Етьена Морриса Герра
Купидон и Психея
Портрет Эммануеля Жозефа Сийеса
Путешествие Телемаха
Марс, обезоруженный Венерой
Гнев Ахилла
Нужно отметить, что Жак-Луи Давид имел глубокую рану на лице, полученную при фехтовании. Это рана прорисована во многих автопортретах художника, она задевает некоторые ветви лицевого нерва.
Эта травма привела к тому, что художник имел трудности в проговаривании некоторых звуков, движении лицевых мышц, к тому же она привела к образованию нароста на щеке.
Это было препятствием в его активной социальной жизни, так как отличительной чертой социальной культуры Франции18 века была ораторское умение.
Не смотря на всю критику, что обрушилась на творчество Жак-Луи Давида после его смерти, его вклад в развитие изобразительного искусства 18 века бесценен.
Художник жил в эпоху перемен и был их непосредственным участником. Давид стал крупнейшим представителем французского классицизма, главной целью которого было выразить идеалы свободы через образы античности.
Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) знаменитый французский художник
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/2358453.html
Жак-Луи Давид Биография
Художник (1748–1825)
Жак-Луи Давид был художником 19-го века, который считается основным сторонником неоклассического стиля, который быстро отодвинул искусство от предыдущего периода рококо. Его самые известные работы включают «Смерть Марата» и «Наполеон, пересекающий Альпы».
Синопсис
Жак-Луи Давид родился в 1748 году в Париже, во Франции. Он стал очень известным художником, поскольку его стиль исторической живописи помог положить конец легкомыслию периода рококо, вернув искусство обратно в царство.
классической экономии. В одной из самых известных работ Давида «Смерть Марата» (1793) изображена знаменитая фигура французского революционера, убитая в своей ванной после убийства. Он умер в Брюсселе, Бельгия, в 1825 году.
Первые годы
Жак-Луи Давид родился 30 августа 1748 года в Париже, Франция. Его отец был убит в поединке, когда Дэвиду было 9 лет, и впоследствии мать была оставлена мальчиком для воспитания двумя дядями.
Когда Дэвид проявил интерес к живописи, его дяди послали его Франсуа Буше,ведущий художник того времени и друг семьи. Баучер был художником в стиле рококо, но эпоха рококо уступала место более классическому стилю, поэтому Баучер решил отправить Дэвида к своему другу Жозефу-Мари Вьену, художнику, более созвучному неоклассической реакции на рококо.
К 18 годам молодой талантливый художник был зачислен в Королевскую академию живописи и скульптуры (Académie Royale).
После нескольких неудач в соревнованиях и обнаружения большего разочарования, чем поддержки, в течение периода, который включал попытку самоубийства (очевидно, путем отказа от еды), в 1774 году он, наконец, получил Приз де Рима, правительственную стипендию, которая обеспечивала хорошо оплачиваемые комиссионные во Франции. Также в стипендию была включена поездка в Италию, и в 1775 году он и Вена вместе отправились в Рим, где Давид изучал итальянские шедевры и руины древнего Рима.
Перед тем, как покинуть Париж, он провозгласил: «Искусство древности не соблазнит меня, потому что ему не хватает живости», а произведения великих мастеров почти удержали его на слове, такова была тяга их гений. Однако вместо этого он заинтересовался неоклассическими идеями, возникшими в Риме, среди прочего, немецким художником Антоном Рафаэлем Менгсом и искусствоведом Иоганном Иоахимом Винкельманом.
Вернувшись в Париж в 1780 году, и, к большому признанию, Дэвид выставил «Велисарий, просящий милостыню», в котором он сочетал свой собственный подход к античности с неоклассическим стилем, напоминающим о Николя Пуссене.
В 1782 году Дэвид женился на Маргарите Пекул, чей отец был влиятельным строительным подрядчиком и начальником строительства в Лувре.
Давид начал процветать в этот момент,и он был избран в Королевскую академию в 1784 году по пятам своего «траурного Гектора Андромахи».
Восходящая фигура в мире искусства
В том же году Дэвид вернулся в Рим завершить «Клятву Горациев», чья строгая визуальная обработка — мрачный цвет, фризоподобная композиция и ясное освещение — было резким отходом от преобладающего стиля рококо того времени.
Выставленная на официальном парижском Салоне 1785 года, картина произвела сенсацию и была признана декларацией художественного движения (фактически возрождения), которое положило бы конец хрупкой легкомыслии периода рококо.
Вскоре он также стал символом конца аристократической коррупции и возвращения во Францию патриотической морали республиканского Рима.
В 1787 году Давид продемонстрировал «Смерть Сократа». Два года спустя, в 1789 году, он представил «Ликторы, приносящие Бруту тела его сыновей». В этот момент началась Французская революция, и, таким образом, это изображение Брута — патриотического римского консула, который приказал смерти своих изменнических сыновей спасти республику, приобрел политическое значение, как и сам Давид.
Французская революция
В первые годы революции Жак-Луи Давид был членом экстремистской якобинской группы во главе с Максимилианом де Робеспьером, и он стал активным, политически преданный артист участвует в большой революционной пропаганде.
Он создал такие произведения, как «Джозеф Бара», набросок «Клятва теннисного корта» и «Смерть Лепелетье де Сен-Фаржо «в этот период, все с революционными темами, отмеченными мученичеством и героизмом перед лицом истеблишмента.
Революционное вдохновение Дэвида в конечном счете лучше всего представлено» Смертью Марата » «нарисован в 1793 году, вскоре после убийства революционного лидера Жана-Поля Марата. Этот так называемый пиет революции считается шедевром Давида.
Как выразился один современный критик, произведение является трогательным свидетельством что может быть достигнуто, когда политические убеждения художника непосредственно проявляются в его работе.
Марат стал мгновенным политическим мучеником, а картина стала символом жертвоприношения во имя республики.
Источник: https://biography-live.ru/zhak-lui-david-biografiya/
Жак Луи Давид, «Смерть Марата»
Вистории искусства Франции 80-е гг. XVIII в. стали переломным моментом. Позади – полтора столетия засилья т.н. придворного стиля, давшего жизнь рококо, а впереди – гроза Великой французской буржуазной революции.
То, что еще вчера превозносилось как верх совершенства в живописи, сегодня самым беспощадным образом отвергается. Грядущая эпоха устанавливает свои идеалы.
На смену рококо пришел революционный классицизм, и ярчайшим представителем этого жанра стал Жак Луи Давид.
Персонажами своих первых полотен он делает известных героев античности, выражая через их образы новые идеалы эпохи – свободолюбие, первостепенное значение гражданского долга. «Клятва Горациев» была первым крупным произведением Давида, к творчеству которого можно взять эпиграфом слова «Каждый должен служить отечеству своими талантами».
Задолго до событий Великой французской революции Давид своим искусством призывал каждого к выполнению гражданского долга, и особенно отчетливо этот призыв прозвучал в картине «Клятва Горациев», за основу сюжета которой был взят легендарный эпизод древнеримской истории.
В период вражды Рима с Альба-Лонгой трем братьям-близнецам из римского рода Горациев предстояло пойти на смертельный поединок с друзьями детства – братьями Куриациями из Альба-Лонги. Борьба городов решалась исходом этого поединка.
Выбрав такой сюжет, Давид должен был ответить зрителю, как поступать, когда возникает противоречие между гражданским долгом и личными чувствами. Он мог показать колебания героев, акцентировать горе семьи, но на полотне все мысли и чувства героев настолько подчинены долгу, что практически не остается места домашним привязанностям.
Отец Горациев поднимает мечи, и братья клянутся победить или умереть. Мать и сестры юношей, полные сдержанной печали, предстают как персонажи второстепенные – они нужны художнику только для полноты раскрытия сюжета.
Наиболее полно талант Давида раскрылся в годы революции. Член Конвента, товарищ Робеспьера и Марата, Давид имел возможность быть очевидцем всех значительных событий, которые могли быть положены в основу сюжета очередной исторической картины.
Революционный период, вне всякого сомнения, наиболее значимый в творчестве Давида. За очень короткий (для художника) срок он создает сразу три замечательных картины, одна из которых «Смерть Марата» (1793 г.), стала вершиной его творчества.
Не случайно именно Давиду, знаменосцу революции, Конвент мог поручить эту работу. И художник блестяще с нею справился. Движимый неподдельным чувством скорби, Давид создал настоящий памятник «другу народа». Художнику удалось, как никогда более органично, совместить в этой работе черты портрета и картины на историческую тему.
Правая рука Марата все еще сжимает перо, хотя жизнь уже покинула его, в левой руке – письмо Шарлотты Корде. У нижнего обреза холста художник изобразил орудие убийства – обагренный кровью нож. Давид придал формам поистине скульптурную монументальность, поэтому картина напоминает изображение скульптурной группы.
Никогда более Давид не достигал такой художественной высоты, как в работе над этой картиной.
В конце столетия, после термидорианского переворота, Давид вновь возвращается к темам, навеянным античностью, однако этим его работам явно не хватает мощи, присущей полотнам восьмидесятых. Несмотря на это, в 1804 г.
именно Давид становится «первым художником Наполеона».
Это вовсе не значит, что его преданность делу Марата и Робеспьера была неискренней, – классицизм с одинаковой ревностью мог отстаивать идеи монархизма и республиканства, проклинать тиранию и воспевать тирана.
По заказу императора Давид написал несколько эффектных парадно-декоративных композиций и портретов, например «Коронование Жозефины».
Поздние полотна Давида просты по композиции, главное внимание он обращает на внутренний мир модели, проявляя явно реалистические тенденции в своей манере письма. В 1816 г., после реставрации власти Бурбонов, Давид вынужден был покинуть Францию.
Он уехал в Брюссель, но в последние годы своей жизни не создал значительных полотен, занимаясь в основном преподавательской деятельностью.
Три версии «Смерти Марата», а также другие картины Жака-Луи Давида
Источник: http://jivopis.org/david-zhak-lui—smert-marata
Смерть Марата
The death of Jean-Paul Marat, 1793by #David :fr:Oil on canvas. 165 × 128 cm.:round_pushpin:Royal Museums of Fine Arts of Belgium
- Жак Луи Давид — Смерть Марата.
- Год создания: 1793
- La Mort de Marat
- Холст, масло.
- Оригинальный размер: 165 × 128 см
- Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора.
Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше. Картина была крайне популярна, существует несколько авторских повторений.
Описание картины Жака Луи Давида «Смерть Марата»
Широко известная картина «Смерть Марата» написана маслом на холсте в 1793 году. Жан Поль Марат, один из сподвижников Французской революции, жестокий и деспотичный, сторонник радикальных мер, был близким другом Давида. Именно в таком виде видел его художник в последний раз. Картина — своего рода дань памяти близкому товарищу.
Марат страдал кожным заболеванием, и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. На картине он изображен как раз в ванной, с запиской в руке от Шарлотты Кордье, прочитать которую он так и не успел. Шарлотта была сторонницей демократии, политика насилия, зверских убийств, проводимых Маратом, противоречили ее убеждениям.
Она ненавидела его за это. Явившись к нему на квартиру якобы с доносом на депутатов, она услышала в ответ, что всех их нужно отправить на гильотину. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Шарлотту казнили через пять дней после убийства.
Ее отправили на гильотину.
Поскольку революционер — якобинец, был близким другом художника, то и картина получилась весьма эмоциональной. На тумбе, придвинутой у ванной, написано «Давид-Марату», своеобразное посвящение другу.
Лицо Марата искажено болью, на груди кровоточащая рана, около ванны на полу нож, который бросила убийца. Ванна задрапирована тканью, и создается впечатление, что это последнее пристанище неугомонной души.
На темном фоне стены фигура Марата выглядит драматично и жалко. Некогда вершитель чужих жизней и судеб, отправляющий инакомыслящих на плаху, сам не избежал смерти. И похоже, только смерти под силу примирить его с эти миром. Давид воспевал своего друга, великого революционера, а на самом деле, заставил мир говорить о себе как о великом художнике.
«Смерть Марата»Жак Луи Давид
Жан Поль Марат- один из предводителей Великой Французской Революции, радикальный журналист, лидер якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал.
Страдая от тяжёлой кожной болезни, Марат не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно брал ванны. Во время одной из них, 13 июля 1793 г.
, когда он просматривал корректуру последнего своего журнала, к нему пришла под видом просительницы дворянка Шарлотта Корде, которую он принял прямо в ванной. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой.
Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chère amie!» (Ко мне, друг мой!), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Smert_Marata/
Картина «Смерть Марата»
Дата создания: 1793 год.
Жак-Луи Давид (1748–1825).
Тип: масло, холст.
Жанр: Историческая живопись.
Стиль: Неоклассицизм.
Смерть Марата
Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм.
Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). Однако, самой известной картиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика.
События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастером новой власти.
Присяга Горации
Сюжет
«Смерть Марата» — это попытка превратить кровожадного фанатика в трагического героя, убитого ради революционных целей.
Посмертно, репутация героя картины существенно снизилась, но талантливый политический художник Давид, который хорошо разбирался в эллинском искусстве и живописи высокого Возрождения, одарил погибель Марата на полотне независимостью от реального события.
Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде.
Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. В конце непродолжительной беседы Жан-Поль пообещал казнить предателей, после чего Корде вытащила короткий кухонный нож и вонзила его в грудь Марата, разорвав артерию.
Сильное кровотечение убило мужчину за считанные секунды, а девушка не предприняла попыток к бегству, в результате чего была казнена несколько дней спустя.
Письма от убийцы, которое журналист держит в левой руке, в реальности не существовал, как и бумаги, которую он якобы написал накануне, в которой дается распоряжение о выплате денег военной вдове, матери пятерых детей, чей муж пожертвовал свой жизнью ради партии.
Стоит отметить, что к счастью для убийцы, у Марата было заболевание кожи (вероятно герпетиформный дерматит), в результате чего он постоянно чесался, а облегчение испытывал лишь в ванне.
Он также носил тюрбан, смоченный уксусом, чтобы уменьшить дискомфорт будучи не в воде.
Регулярное пребывание в ванне превратило санузел в кабинет, в котором журналист большую часть времени, составляя длинные списки подозреваемых.
Пропагандистской работа
Картина, посвященная этому событию, увековечила Марата как мученика и народного героя, что достигалось путем использования приемов, характерных для религиозных работ. Витиеватый декор ванны и темный фон создает строгую театральную пустоту, в которой Марат предстает зрителю. Голова, повернутая набок, залито мягким светом.
Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная.
Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Положение во гроб. Фрагмент.
Впервые показанная в Лувре, в октябре 1793, картина была передана в республиканскую Национальную Конвенцию спустя месяц. Автор выступил с сопроводительной речью, подчеркнув, что свобода, достигнутая Маратом будет длиться вечно. Отчасти, он оказался прав, ведь образ журналиста, похожего на мертвого Христа, является одним из самых запоминающихся во всем творчестве художника.
После падения Наполеона Давид отправился в изгнание в Бельгию. Несмотря на приглашений, он уже никогда не возвращался во Францию, а после его смерти «Смерть Марата» потеряла свою былую популярность и была «вновь открыта» искусствоведами лишь 20 лет спустя.
Картина «Смерть Марата» обновлено: Март 21, 2019 автором: Глеб
Историческая живопись (архив)
Источник: https://artrue.ru/style/neoclassicism/jacques-louis-david/kartina-smert-marata.html