Абсент, несомненно, можно назвать профессиональным напитком интеллектуалов, художников и поэтов. В XIX веке считалось, что абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения.
В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний.
Когда и где появился абсент? Почему этот напиток был запрещен во Франции и Швейцарии? «Зеленая фея» или «Зеленая ведьма»?
Считается, что абсент появился в конце XVIII века, а изобрел его доктор Пьер Ординер, проживавший в швейцарской деревне Куве. По преданию, здесь он нашел дикую полынь и создал свой особый напиток, который быстро завоевал популярность в округе.
Доктор Ординер умер в 1821 году — к этому времени за абсентом уже прочно закрепилось название «Зеленая фея» и слава тонизирующего напитка.
Другие источники считают, что сестры Энрио, проживавшие в той же швейцарской деревне, уже делали абсент до приезда доктора Ординера и что именно они продали рецепт этого напитка некому майору Дюбье.
Как бы то ни было, когда майор Дюбье попробовал абсент, он обнаружил, что этот напиток лечит несварение желудка, улучшает аппетит, помогает при жаре и ознобе. Дюбье так впечатлился, что купил рецепт и тоже стал производить абсент. В 1797 году дочь майора вышла замуж за Анри-Луи Перно, тогда и началась династия Перно, давшая название одноименной марке абсента.
Фабрика «Перно» была настоящим образцом эффективности и гигиены. К 1896 году она производила уже 125 000 литров абсента в день! Всё шло как по маслу, пока 11 августа 1901 года в фабрику не ударила молния.
На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара потребовалось несколько дней. Возможно, пожар был бы страшнее, если бы один из рабочих не догадался выпустить огромные резервуары абсента в протекавшую неподалеку реку.
После этого ее воды приобрели желто-зеленый цвет, а исходивший из нее запах алкогольных паров напоминал дыхание пьяницы и слышался на целые мили.
Питье абсента было одной из характерных черт парижской жизни во время правления Наполеона III (1852-1870) — это был респектабельный буржуазный обычай.
Время между пятью и семью часами вечера называлось «зеленым часом», а запах абсента носился в воздухе над парижскими бульварами.
Считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а строгий промежуток времени, отводившийся для его питья, до некоторой степени защищал людей от злоупотреблений.
Учитывая крепость абсента (самая уважаемая марка «Перно» содержала 60% алкоголя), принято было выпивать не более одной порции.
Можно было выпить абсент перед ужином или даже перед обедом, но, если кто-то отваживался пить его всю ночь, это вызывало презрительную реакцию официантов. Риск злоупотреблений абсентом увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку.
Более респектабельные любители абсента, которым стыдно было много пить на людях, вскоре научились переходить из одного кафе в другое.
Алкоголики достаточно быстро оценили абсент, и вскоре напиток начал привлекать более широкий круг потребителей: представителей богемы, женщин и рабочий класс. В романе Эмиля Золя «Западня» мы находим упоминание о плотнике, который «разделся донага на улице Сен-Мартен и умер, танцуя польку. Он пил абсент».
Обычаи менялись, теперь и женщины могли пить абсент в кафе, причем многие из абсентисток не разбавляли напиток водой, что объясняли нежеланием употреблять слишком много жидкости, потому что носят корсет. Появляется всё больше плакатов, на которых эмансипированные женщины пьют абсент и даже курят.
Картины того же периода чаще рассказывают совсем другую историю — историю об изможденных женщинах, невидящим взглядом смотрящих в пустоту поверх стакана. Иллюстрация: «Абсентистка», Фелисьен Ропс.
Очень сильное влечение почти сразу возникло между абсентом, как самым мощным интеллектуальным напитком, и парижской богемой. Особое место абсент занимает в истории французской живописи. Иллюстрация: Эдуард Мане, «Бар в «Фоли-Бержер»».
О художнике Анри де Тулуз-Лотреке иногда говорят, что его картины целиком писаны абсентом.
О горьком пьянстве Тулуз-Лотрека известно многое: его любимым коктейлем была смесь, называвшаяся «Землетрясение», — смертельное сочетание бренди и абсента.
«Нужно пить помалу, но часто», — говорил художник и для поддержания такого режима всегда брал с собой трость, в которой хранились полулитровый запас абсента и небольшая рюмка. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В кафе «Ла Ми»».
«Уверяю вас, мадам, я могу пить без риска. Я и так почти на полу», — однажды сказал Анри де Тулуз-Лотрек, намекая на свой слишком маленький рост (немногим больше 150 см).
К сожалению, беспробудное пьянство и жизнь впроголодь причинили художнику много вреда, он стал пьянеть от очень маленькой дозы, как это обычно бывает на последней стадии алкоголизма.
В дополнение ко всему у Тулуз-Лотрека началась паранойя.
Тулуз-Лотрек видел страшных чудовищ, ему даже казалось, что размещавшийся во дворе «Мулен Руж» слон стал ходить за ним по пятам.
А 1 марта 1899 года один из друзей художника получил письмо с печальными парижскими новостями: «Тебе будет грустно узнать, что Тулуз-Лотрека вчера посадили в сумасшедший дом».
На фото: слон, располагавшийся во дворе знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вплоть до 1906 года.
О том, что произошло с Тулуз-Лотреком, рассказывали по-разному.
Кто-то утверждал, что на улице у художника случилась мания преследования, кто-то — что его изловили санитары и поместили в психиатрическую лечебницу по просьбе матери.
Как бы то ни было, после выписки из больницы Тулуз-Лотрек снова начал пить, поначалу сдержанно, вновь прибегая к «абсентовой трости», а потом всё больше и больше. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В «Мулен Руж»».
А в 1887 году Анри де Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Винсента Ван Гога, на столе перед которым стоит стакан абсента. Говорят, что именно Тулуз-Лотрек пристрастил Ван Гога к этому напитку.
В том же 1887 году Винсент Ван Гог создал натюрморт, на котором изображены стакан абсента и графин с водой. Психиатрический опыт, который пришлось пережить художнику, неоднократно заставлял исследователей творчества Ван Гога выходить в чисто клиническую сферу. Некоторые комментаторы прямо связывали все болезни художника с тем, что он злоупотреблял абсентом.
В 1859 году Эдуард Мане написал свое первое крупное полотно, которое назвал «Любитель абсента». С этой работы весьма неловко началась его карьера художника. Натурщиком выступил его знакомый старьевщик и алкоголик, которого нередко можно было встретить в районе Лувра.
Художник разглядел в этом человеке какое-то странное достоинство, даже аристократизм. Закончив работу над картиной, Мане показал ее своему учителю, который отреагировал резко негативно: «Любитель абсента! Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы — любитель абсента. Это вы утратили нравственность».
В дальнейшем картина продолжила производить неприятное впечатление почти на всех, кто ее видел.
Известную картину Эдгара Дега «Абсент», сначала называвшуюся «В кафе» (1876), публика приняла еще хуже, чем полотно Мане. «Человек, которому дороги достоинство и красота, никогда не назовет «Абсент» произведением искусства», — писал критик. Кто-то даже предположил, что на этой картине изображен поэт Поль Верлен, который был известен тем, что вел ужасную жизнь, насквозь пропитанную абсентом.
Поль Верлен пристрастился к выпивке очень рано, а последовавшие друг за другом смерти отца, любимой тети и кузины только усилили его пьянство: «Я набросился на абсент», — писал он.
Через некоторое время Верлен женился и как будто бы образумился, но семейное счастье очень скоро разрушила катастрофа: Верлен встретил юного поэта Артюра Рембо и до одержимости пленился им, а когда Рембо порвал с Верленом, тот выстрелил в него три раза, ранив бывшего любовника в запястье. На фото: Верлен слева, Рембо — справа.
С той поры Поль Верлен оставил всякую надежду на приличную жизнь. Его даже посадили в тюрьму на месяц за то, что он угрожал ножом своей матери, хотя мать и требовала его оправдать.
После этого случая Верлен окончательно погрузился в жизнь кафе, превратившись в главную знаменитость Латинского квартала, но его поэтическая репутация была настолько сильна, что даже полицейским было приказано не беспокоить Верлена, что бы тот ни делал.
В «Исповеди», написанной в 1895 году, Верлен раскаивается в своей зависимости от абсента: «Абсент! Как страшно думать о тех днях и о более недавнем времени… Один глоток отвратительной ведьмы (какой дурак назвал ее феей или зеленой музой!), один глоток пленял меня, но затем мое пьянство привело к более тяжелым последствиям». На фото: Поль Верден в интерьере парижского кафе.
В августе 1905 года швейцарские газеты написали о страшной трагедии: тридцатилетний крестьянин Жан Ланфре, выпив два стакана абсента, выстрелил в голову своей беременной жене, а затем убил дочерей (четырехлетнюю Роз и двухлетнюю Бланш). Ланфре тоже попытался застрелиться, но остался жив.
Пошатываясь, он вышел во двор, где и заснул, сжимая в руках мертвое тело младшей дочери. Общественная реакция на эту трагедию была необычайно бурной, причем возмущение вызывало вовсе не то, что Ланфре был непроходимым пьяницей, который каждый день выпивал до пяти литров вина. Люди были уверены — в случившемся виноват абсент.
Иллюстрация: «Абсент — это смерть».
Через несколько недель после трагедии жители окрестных городов и деревень подали петицию, в которой 82 450 человек требовали запретить абсент в Швейцарии, что и было сделано уже в 1906 году.
Во Франции абсент запретили в 1915 году, когда задумались над национальными проблемами алкоголизма и неготовностью армии к Первой мировой войне.
Кстати, последним значительным появлением абсента в искусстве, перед самым его запретом, стала кубистская скульптура Пабло Пикассо «Стакан абсента» (1914).
После запрета абсент еще некоторое время сохранялся в Испании, Восточной Европе и на Кубе.
С самой большой ностальгией о достоинствах этого напитка писал Эрнест Хемингуэй, который на тот момент жил во Флориде и продолжал пить абсент уже после французского запрета, получая его с Кубы.
В романе Хемингуэя «По ком звонит колокол» одно из немногих утешений его главного героя — это абсент, возвращавший воспоминания о прекрасной и беззаботной парижской жизни, которой этот американский партизан оказался лишен.
«Одна такая кружка заменяла все вечерние газеты, все вечера в парижских кафе, все каштаны, которые, наверное, уже цветут… словом, всё то, что возвращалось к нему, когда он потягивал это мутноватое, горькое, леденящее язык, согревающее мозг и желудок, изменяющее взгляды на жизнь колдовское зелье». И еще: «Лучше абсента нет ничего», — пишет Эрнест Хемингуэй в романе «По ком звонит колокол». Иллюстрация: Жан Беро, «В кафе».
Абсент возродился относительно недавно — в 1990 году, когда его производство возобновилось в Чехии и напиток снова запустили на международные рынки под маркой Hill’s.
Французам и швейцарцам не слишком понравилось то, что где-то возродился хоть какой-то абсент: «Это отвратительная иностранная дрянь. Если бы Бодлеру и Рембо предложили это чешское пойло, они бы перевернулись в своих гробах».
Одним из самых ярых противников чешского абсента во Франции стала Мари-Клод Делаэ, главный французский эксперт по абсенту, которая в 1994 году открыла музей этого напитка в Овер-сюр-Уаз — местечке, где похоронен Винсент Ван Гог. В 2000 году при содействии Мари-Клод Делаэ была запущена новая марка абсента французского типа — La Fée («Фея»).
Вдохновляясь историями знаменитых абсентистов, современные художники и по сей день создают работы, посвященные абсенту. Иллюстрация: Елена Хотулева, «Абсент».
Возродившаяся «Зеленая фея» вновь вызывает жажду и будоражит воображение, как будто бы пробудив культурную память о таинственном, мучительном и таком важном напитке декадентского fin-de-siècle (конца XIX — начала XX века).
Источник: https://BigPicture.ru/?p=704244
Поль дега. Школьная энциклопедия
- Имя:
Эдгар Дега (Edgar Degas) - Возраст:
83 года - Деятельность:
художник, импрессионист - Семейное положение:
не был женат
Эдгар Дега: биография
Перфекционист, доходящий в работах до обезоруживающей гармонии форм и цвета, Илер-Жермен-Эдгар де Га известен миру как яркий представитель импрессионистского движения. Ту невесомость и грацию, которую он являл миру посредством холста, в действительности невозможно заключить в рамки одного конкретного направления.
Детство и юность
Будущий художник родился 19 июля 1834 года в семье преуспевающего банкира. Отец Огюсто де Га являлся организатором неаполитанского торгового дома. Мать Селестина Мюссон была дочкой брокера хлопковой биржи.
Глава семейства содержал жену и детей, а Селестина, как хранительница домашнего очага, поддерживала уют и порядок в доме. Мать скоропостижно скончалась, когда мальчику не было и 13 лет.
Эдгар рос способным ребенком: увлекся латынью и историей. Окончив в 1852 году лицей Людвига Великого, юноша поступает в Парижский университет на факультет права. Однако молодой человек понимает, что юриспруденция – это не его.
Огюсто хотел, чтобы старший сын получил образование и пошел по его стопам, унаследовав в дальнейшем семейный бизнес. Узнав о намерении сына бросить университет, он решает не довлеть над отпрыском, предоставляя Эдгару возможность выбора.
Получив благословение отца, в 1855 году молодой человек поступает в школу изящных искусств, где наставник Ламотт прививает юноше любовь к лидеру европейского академизма Ж.Д. Энгру.
Эдгару повезло родиться в семье аристократов. Парень никогда не испытывал трудностей, связанных с нехваткой денег. Пока другие начинающие художники боролись с голодом и с опаской смотрели в завтрашний день, юноша в 1856 году решает оставить учебу и на 2 года уезжает в Испанию.
Там молодой человек изучает главные культурные центры страны – Флоренцию, Неаполь, Рим, вдохновляется картинами мастеров эпохи Ренессанса.
Окрыленный юноша по возвращению в Париж открывает мастерскую, создавая ряд произведений на исторические сюжеты.
Эдгар смело отказывается от идеализации античной жизни, показывая какой она могла быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, в рамках своего творчества объединить античность и современность у Дега не вышло.
Знакомство с , случившееся в 1862 году, перевернуло жизнь Дега с ног на голову. Художник стал завсегдатаем уютного кафе «Гербуа». Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых сюжетов в живописи и собственное видение действительности.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность.
Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
В дальнейшем эти воспоминания помогали передавать ритм городской жизни, создавая детализированные образы людей, мест и событий.
Материальное благосостояние позволяло Эдгару пребывать в вечных поисках себя. Живописец нарушал каноны, экспериментировал со светом, формой, издевался над композицией – в общем, делал все возможное и невозможное, чтобы новое видение создало эффект свежести работ.
В результате творческих скитаний творец сумел добиться точной выветренности композиционного строя полотен, в которых больше не было ничего случайного. Все элементы подчеркивали смысл сюжета.
Живопись
Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатленных Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью.
Тема балета фигурирует в творчестве многих художников. Для написания картин все как один пользовались услугами именитых натурщиц. Игра светотеней, специально подобранная для портрета поза – эти нюансы лишали полотна души. Дега первый осмелился показать труд работниц сцены без прикрас.
Картина «Голубые танцовщицы» написана любимой художником пастелью. Четыре балерины в голубых балетных пачках в предвкушении выхода на сцену не находят себе места.
Каждый день они отыгрывают роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Глядя на них, зритель невольно сопереживает героиням, чувствуя тот же мандраж.
Асимметричность композиции и неравномерный обрез краев говорит об увлечении художника фотографией
Помимо балета, живописец увлекался лошадьми. Эти грациозные животные завоевали любовь творца, когда тот пребывал в Италии. Дега являлся поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекала природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызывали в художнике неподдельный восторг.
Первая картина цикла «скачки» появляется на свет В 1860 году и носит название «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно является копией стиля и характера художника.
Нечеткие, расплывчатые всадники теряются на фоне плоского ландшафта. Дега переписывает эту работу спустя 20 лет. В поздней версии фоном стали бескрайние холмы и фабрики.
Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимая проблему алкоголизма, в полной мере отражает нравы парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше испытывать вдвоем. Потеря надежды – вот что объединяет этих далеких и в то же время близких людей. Блеклый колорит картины усиливает чувство ничтожности собственного бытия.
Приукрашать действительность живописец не хотел, предоставляя зрителю возможность воочию увидеть те реалии, что его окружают.
Одной из основополагающих работ 19 века является «Площадь согласия». В какой-то момент у мастера не осталось денег и ему пришлось браться за работу любого плана.
Мастер вынужден был изобразить семью виконта, а затем продать полотно ему. Это помогло художнику выручить сумму денег, необходимую для жизни. В собственности Л. Лепика картина находилось долгое время.
О ее судьбе ничего не было известно до начала 20 века.
Спустя время «Площадь согласия» была обнаружена в собрании именитого владельца картинной галереи П. Дюрана-Рюэля. Однако нижняя часть работы оказалась отрезана. Именно она содержала автограф художника. Отсутствие подписи усложнило определение автора. После долгих тщетных попыток сбыть шедевр, наконец, его приобрел немец О. Герстенберг.
Сюжет работы прозаичен. Несмотря на мнимое спокойствие бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на картине смотрят в разные стороны. Налицо извечный конфликт отцов и детей. Отраженная разница во взглядах и мировоззрении поколений, словно в насмешку, получает название «Площадь согласия».
Дега умел удивлять зрителя, заставив сопереживать герою, изображенному на полотне. «Гладильщицы» не стали исключением. Работница с бутылкой вина, изнемогающая от скуки и однообразия, стала символом труженицы начала ХХ века.
Сразу бросается в глаза изнеможённость второй женщины. Она не гладит – она валится с ног. У нее нет ни сил, ни желания даже на то, чтобы поднять голову. Ведь вокруг всё та же безысходность и груды белья. Маэстро импрессионизма позволяет людям увидеть Париж под другим углом.
«Прачки» суровы и реалистичны. Великий мастер с чувством глубокого гуманизма относился к человеку труда.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем, и секунда бездействия, как смерть.
Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.
Личная жизнь
Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами. На полотнах колориста часто появлялись образы обнаженных женщин, но достоверно известно, что мэтр не имел близких отношений ни с одной из муз.
Любитель широкополых шляп с глазами, отражавшими печаль всего мира, предпочитал гордое одиночество шумным компаниям. Нелюдимый художник не переносил повышенного внимания к своей персоне.
Из-за столь отстраненного образа жизни и привычки вечно бормотать что-то себе под нос друзья и родные ласково называли его «медвежонком».
Являясь свободолюбивым человеком, живописец отрицательно относился к институту брака. По заявлениям биографов, меланхоличный перфекционист не нуждался в физической близости. Скульптор любил глазами и получал удовольствие путем созерцания женского тела.
Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен. Гений импрессионизма считал, что женщина создана не для любви, а для вдохновения. Восхищение было исключительно духовным.
Примечательно то, что даже после публикации серии работ «Сцены в закрытых домах», посвященной легкодоступным женщинам, никто и на долю секунды не усомнился в непорочности мэтра.
Единственно приемлемое состояние души творца – одиночество. Его он сознательно выбрал в качестве верного спутника жизни.
Смерть
Бесконечно печальными были последние годы жизни Дега. Незрячего гения, бесцельно слонявшегося по улицам Парижа, поглотил горестный пессимизм. Ему было неописуемо больно от того, что у него больше нет возможности созерцать жизнь, движение которой он запечатлевал своей волшебной кистью.
Попрощаться с товарищем пришли его приятели: и художник Жан-Луи Форен.
Известно, что Дега на дух не переносил болтовни. Поэтому при жизни попросил Форена отказаться от траурной речи и закончить простой незамысловатой фразой:
«Он, также как и я, любил рисовать».
Произведения
- «Этюд рук» (1860)
- «Начало охоты» (1863-1865)
- «Всадники на дороге» (1864-1868)
- «Интерьер» (Насилие) (1868-1869)
- «Побережье в Эббе» (1869-1870)
- «Танцевальный класс» (1871-1874)
- «Площадь Согласия» (1875)
- «В кафе» (абсент) (1876)
- «Женщина за туалетом» (1876-1877)
- «Диего Мартелли» (1879)
- «Оперная ложа» (1880)
- «Лица преступников» (1881)
- «Гладильщицы» (1884)
- «В танцевальной студии» (1897)
- «Голубые танцовщицы» (1899)
- «Балерины за кулисами» (1900)
Источник: https://pikapost.ru/zdorove-rebenka-ot-3-do-7/pol-dega-shkolnaya-enciklopediya/
Фил бейкер абсент
Питье абсента было одной из определяющих черт парижской жизни во время Второй империи, правления Наполеона III, которое длилось с 1852 до франко-прусской войны 1870 года.
После подавления революций 1848 года, буржуазия получила полную власть, на изменчивом фондовом рынке сколачивались и терялись огромные состояния.
Это была золотая эра оперы, проституции в высших классах общества и беззастенчивого потребительства.
Респектабельный буржуазный обычай пить абсент стал практически повсеместным. Тогда считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином.
Время между пятью и семью часами вечера называлось «l'heureverte», «зеленым часом», и в эту пору запах абсента носился в предвечернем воздухе бульваров.
Учитывая его крепость («Перно», пожалуй, самая уважаемая марка, содержала 60 процентов алкоголя или 120 градусов, то есть была почти в два раза крепче виски), питье абсента было и приятным ритуальным способом завершить день и перейти в вечернее настроение. Поначалу считали, что можно выпивать только одну порцию.
Строгий промежуток времени, отведенный для питья абсента, до некоторой степени защищал людей от злоупотребления. Можно было пить абсент перед ужином или даже выпить стакан перед обедом, но если бы кто-то пил всю ночь, это «faux pas»* [Промах, неприличный поступок (франц. )] вызвало бы презрительное удивление официантов.
И все-таки риск был с самого начала и увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку. Писатель и критик Альфонс Доде обвинял абсент в распространении алкоголизма и писал другу Эрнеста Доусона Роберту Шерарду: «До этих войн [Алжирских] мы были очень трезвым народом».
Сам Шерард отмечает, что более или менее респектабельному любителю абсента было стыдно слишком много пить на людях, и он вскоре научился переходить из одного кафе в другое:
Он выпивает первый абсент в одном кафе, второй — где-нибуць еще, а десятый или двенадцатый в десятом или двенадцатом кафе. Я знаю одного очень знаменитого музыканта, который обычно начинал пить в «Cafe Neapolitain», а заканчивал на Северном вокзале…
Шерард сообщает, что некоторые марки абсента содержали 90 процентов чистого спирта, в три раза больше, чем бренди.
Кроме того, это коварный напиток, и привычка к нему быстро овладевает своей жертвой, которая рано или поздно отказывается от попыток обуздать свою страсть…
У людей, которые никогда в своей жизни не пробовали абсента, привычные результаты злоупотребления — хриплый гортанный голос, блуждающий, тусклый взгляд, холодные и влажные руки…
Горькие настойки, и даже, как полагают некоторые, безобидный вермут, если их некоторое время употреблять в чрезмерных количествах, приведут к эпилепсии, параличу и смерти. Абсент выполняет свою работу быстрее.
Алкоголики всегда высоко ценили абсент, но вскоре он начал привлекать более широкий круг новообращенных, и его меняющийся образ стал оказывать особое воздействие на три новые группы: представителей богемы, женщин и, наконец, рабочий класс.
Английский писатель Х. П. Хью ярко живописует Зеленый час на Монмартре. Он, собственно, длится больше одного часа и, переходя в сумрачный мир богемы, может затянуться на всю ночь.
Когда наступает вечер, можно с изумлением увидеть, как полоски света постепенно выползают наружу по мере того, как улицы загораются одна за другой, и весь город выстраивается у ваших ног в огненные линии. Вращаются красные мельничные крылья Мулен-Руж, прожектор Эйфелевой башни касается Сакре-Кер и белит тысячелетнюю церковь Святого Петра.
Когда тихие жители холма идут спать, просыпается другой Монмартр. Этот полуночный Монмартр — странный этюд в серых тонах, происходящее и происшедшее, происшедшее и происходящее.
Художники, полные надежд, поэты, способные остро ощущать только какую-нибудь девицу, а бок о бок с ними — тревожные лица неопрятных женщин и мужчин с усталыми, бегающими глазами.
Воздух пропитан тяжелым, тошнотворным запахом. «Час абсента» на бульварах начинается примерно в полшестого и так же смутно заканчивается к половине восьмого, но на холме он не кончается никогда.
Дело не в том, что это — прибежище пьяниц в каком-либо смысле, просто мертвенно-опаловый напиток длится дольше, чем любой другой, а цель Монмартра — как можно дольше задержаться на террасе кафе, наблюдая, как мир проходит мимо.
Проведя час в действительно типичном, облюбованном представителями богемы месте, получаешь гуманитарное образование. Здесь нет беспечного веселья Латинского квартала, зато вы найдете мрачную насмешку над смертью и гибелью.
Между богемой и абсентом, самым мощным и, казалось бы, самым интеллектуальным напитком, почти сразу же родилось сильное влечение.
У богемы всегда была мрачная и напряженная сторона, она была не кругом, а, скорее, стадией карьеры — порой безвестности начинающих писателей и художников, которые могли в один прекрасный день оказаться среди членов Французской Академии, а могли закончить дни в сумасшедшем доме, благотворительном приюте или морге.
Для многих представителей богемы эта стадия продолжалась всю жизнь или вплоть до какого-нибудь происшествия. После того как Анри Мюрже, автор «Сцен из жизни богемы», умер в 1861 году в возрасте 39 лет, один из братьев Гонкур написал в их журнале:
Эта смерть поразила меня как смерть богемы, смерть от разложения.
В ней соединились вся жизнь Мюрже и весь мир, который он изображал: оргии ночной работы, время бедности, за которым следовало время пиршеств, запущенный сифилис, взлеты и падения бездомности, ужины вместо обедов, стаканы абсента, приносящие утешение после ломбарда, словом — все, что выматывает человека, сжигает и в конце концов убивает…
Абсент, несомненно, был профессиональным напитком интеллектуалов и начинающих художников и поэтов. Флобер говорил о литературной жизни того времени:
Быть драматургом — не искусство, а профессиональный трюк, и я сумел ухватить его у одного из тех, кто им владеет. Вот он. Прежде всего выпейте несколько стаканов абсента в «Cafe du Cirque». Затем говорите о любой пьесе: «Неплохо, но нужно сократить», или «Игры, игры не хватает».
Самое главное, говорит Флобер, ни в коем случае не сочинять самому: «Как только вы напишете пьесу… вам конец».
Дает Флобер и приятную светскую формулу парижских клише об абсенте в своем «Лексиконе прописных истин»:
АБСЕНТ: Чрезвычайно сильный яд. Один стакан и вы мертвы. Журналисты пьют его, когда пишут свои статьи. Он убил больше солдат, чем бедуины. От него погибнет французская армия.
Несомненно, некоторые журналисты действительно пили его, когда писали статьи.
Абсент называли «Зеленой (или Зеленоглазой) музой». Считалось, что он гений для бездарностей, но гибель для истинного гения. Множество французских карикатур той поры обыгрывают клише «абсент как источник вдохновения» (как часто случается с карикатурами XIX века, смешных — очень мало).
«Поразительно! — гласит подпись под одной из них. — Я выпил уже четыре абсента, но еще не написал ни катрена… Гарсон! Абсент!» Другая карикатура изображает славного монмартрского поэта «Вер-де-Гри»* [Зелено-серого (франц.
)], который приходит в кафе с маленькой картонной рамкой в поиске прекрасных наитий. Он ставит рамку перед стаканом абсента и наливает в абсент воду, веря, что перед ним бурлит Ниагарский водопад.
Другой сатирический рисунок рассказывает грустную историю «Декадента», который ходит в кафе лишь для того, чтобы изучать нравы для книги, которую пишет уже десять лет.
К сожалению, ему не удается выпить пятнадцать стаканов абсента и остаться трезвым, а потому на следующий день он абсолютно ничего не помнит, и приходится ходить в кафе каждый вечер. Самый грустный карикатурный образ — растрепанный художник, у которого на седьмом стакане абсента кончились деньги, а он знает, что вдохновение приходит после восьмого.
Глава седьмая
ПЕРЕД ЗАПРЕТОМ
Среди других, обычно мрачных, описаний богемной жизни в журналах братьев Гонкур есть особенно неприятные рассказы о злоупотреблении абсентом. Леон Доде рассказал Гонкурам о своей любовнице Мари Риэ, по прозвищу «Chien Vert» («Зеленая собака»), которая стала прототипом Сафо в одноименном романе Доде. Доде, пишет Гонкур,
… говорил о Зеленой собаке и о своем романе с этой сумасшедшей, безумной, слабоумной женщиной… безумном романе, пропитанном абсентом, которому несколько сцен с ножом, чьи следы он показал на своей руке, придавали время от времени драматические штрихи.
В журналах Гонкуров часто упоминались разные напитки — вино, пиво, шампанское, но упоминания абсента были сугубо мрачными, как в описании отеля «Абсент», когда-то респектабельной гостиницы, прежде называвшейся «Chateau Rouge»:
… которая стала грязной ночлежкой, где даже комнату любовницы Генриха IV превратили в «Морг» — туда приносят пьяниц и складывают друг на друга в несколько слоев, чтобы позже выбросить в канаву.
Владелец, великан в кроваво-красной фуфайке, всегда держит под рукой пару дубинок и арсенал револьверов.
В этой гостинице можно встретить странных, обнищавших мужчин и женщин, скажем — старую светскую даму, которая «употребляет» в день двадцать один стакан абсента — ужасного абсента, окрашенного сульфатом цинка…
История этой дамы становится еще страшнее: мы узнаем, что ее сын, почтенный адвокат, не сумел излечить ее от пристрастия к абсенту и покончил с собой от отчаяния и позора* [Ж.К. Гюисманс тоже описывает «ChateauRouge» в своем романе 1898 года «Бьевр и Сен-Северэн».]. Не менее жуток и зловещий, леденящий кровь отрывок из журнала братьев Гонкур 1859 года:
Источник: https://textarchive.ru/c-1781857-p7.html
Зелёная муза Абсента
world_baralco_gourmetАбсент был поистине культовым напитком французской богемы во второй половине XIX века. Абсент сделал многих просто алкоголиками, но тогда эта болезнь называлась абсентизмом. Его употребление считалось билетом в сумасшедший дом. И сумасшествие было не простым, а благородным, открывающим сознание.
Виктор Олива (Viktor Oliva)»Пьющий абсент»
Эффект от абсента может быть самый различный. Это может быть приятное спокойное расслабление, бодрость, эйфория, неожиданный и беспричинный смех. Абсент может заставить людей совершать непонятные и нелепые поступки, которые оставляют яркие воспоминания. Люди искусства чаще всего видели в «зеленой фее» свою музу.
Винсент Ван Гог, вероятно, самый знаменитый абсентист. Его письма свидетельствуют, что он пил его регулярно. Многие утверждают, что преобладание зеленого и голубого цветов в его картинах результат зрительных галлюцинаций от абсента.
Винсент Ван Гог (Winsent Van Gog)»Автопортрет с отрезанным ухом»Богемный поэт Парижа Поль Мари Верлен по свидетельству его друзей, даже когда проклял абсент на смертном ложе, бутылка абсента была спрятана у него под подушкой.
С одной стороны, поддаваясь влиянию моды, а с другой, отражая жизнь, художники конца XIX — начала XX веков писали человека с отсутствующим взглядом, пьющего абсент. Эти работы отражают негативное, разрушительное влияние абсента на человека, но создают бренду репутацию напитка творцов, художников и просто неординарных личностей.
- Альберт Меньян (Albert Maignan) «Пьющий абсент»1895 г.
- Жан Франсуа Рафаэлли (Jean Francois Raffaelli)»Пьющие абсент» 1881 г.
- Эдгар Дега (Edgar Degas)»В кафе»Абсент» 1876 г.
Пабло Пикассо (Pablo Picasso)»Женщина,пьющая абсент» 1901г.,
Пабло Пикассо (Pablo Picasso) «Абсент» 1901г.
- Пабло Пикассо (Pablo Picasso) «Автопортрет
- Тема картины «Любитель абсента» Эдуард Мане (Edouard Manet) — реалистический, неприукрашенный портрет пьяницы и аллегория, порожденная воображением художника.
- В коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге находится картина Пабло Пикассо «Любительница абсента», датированная 1901 годом.
Через 10 лет Пикассо начал писать картину «Бокал абсента». На ней, в принципе, сложно увидеть, где конкретно тут изображен стакан.
«Бутылка Перно и стакан» законченная Пабло Пикассо в 1912 году — читается намного проще, чем предыдущая его работа аналитического кубизма «Стакан абсента». На ней сразу заметны: бутылка, стакан и стол.
В 1912 году он же написал картину, на которой изображена бутылка абсента «Перно» и бокал.
Тема абсента отражалась в искусстве. Искусство в свою очередь отражается в рекламе самого абсента. Они переплетаются также тесно, как более густая жидкость абсента, сворачиваясь в кольца и спирали, переплетается с более жидкой, образуя опасный коктейль.
Художник Джон Паковски (John Pacovski) вдохновлялся картинами великих художников для продвижения абсента:
Мунк изобразил кричащего человека, похожего на привидение. У Паковски кричат даже зеленые феи.
Роден создал думающего человека. О чем же думает пьющий абсент?
- Да Винчи и не представлял, что его Витрувианский человек достигнет гармонии с помощью абсента.
Грант Вуд изобразил двух стариков-фермеров. На этом постере же на тракторе едет «зеленая фея», а люди-бокалы стоят с отрешенными лицами.
- Фея любуется на парочку с картины Ренуара.
- «Плывет» не только бутылка абсента, но и люди.
Художник-сюрреалист Гигер создавал некоторые из своих работ после экспериментов со свойствами абсента. Позднее, в 2005 году его имя получил одна из разновидностей французского абсента Brevans, сваренного, как утверждается на этикетке «по оригинальной формуле девятнадцатого века».
Источник: https://world-bar.livejournal.com/180205.html
Абсент
Янина БЕЛОШАПКИНА
ЭДГАР ДЕГА В КАФЕ (АБСЕНТ) 1875–1876. Музей Орсе, Париж
Картина «Абсент», безусловно, является одной из самых знаменитых работ Дега, хотя и вызвавшей в свое время бурю негодования среди критиков. «Отвратительно», «тошнотворно», «омерзительно», «вульгарно» — вот лишь малая доля эпитетов, которых удостоилась изображенная на холсте усталая пара, разместившаяся в пустом зале парижского кафе.
Художника упрекали главным образом, как бы это смехотворно ни звучало, в неумении выбрать «возвышенный сюжет» для своего произведения. На аукционе в Лондоне, где «Абсент» был выставлен в 1882 г., его освистали и пустили с молотка за рекордно низкую цену.
Сейчас уже трудно себе представить, что эта вполне невинная бытовая сценка, написанная к тому же с редким изяществом и мастерством, могла быть настолько негативно принята публикой.
Коллекционер гравюр. 1866. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Итак, перед нами уголок кафе «Новые Афины». Освещенные тусклым светом лампы, мужчина и женщина сидят за соседними столиками в пустом зале.
Их фигуры сознательно смещены от центра композиции, что позволяет художнику достичь ощущения мимолетности момента, как будто бы мы, проходя мимо, бросили беглый взгляд в окно, успев заметить край стола с прикрепленной к нему газетой, стаканчик со спичками, графин с водой. Зеркало позади сидящей пары отражает занавешенное окно, сквозь которое струится неверный утренний свет.
Вся картина пронизана настроением безнадежности, безысходности.
Женщина с поникшими плечами и погасшим взглядом, ее спутник с одутловатым и испитым лицом — может быть, они как-то связаны между собой? Впрочем, сейчас им безразлично, кто находится рядом, в их лицах не отражается ничего, кроме апатии и усталости.
Даже колорит картины настраивает на определенный лад — почти монохромный, как будто даже пыльный, он оживляется только неяркими вспышками розоватой кофты героини и бледно-зеленым мерцанием абсента в стоящем перед ней стакане.
Портрет живописца в своей студии. 1878. Музей Калоста Гульбенкиана, Лиссабон
Персонажи картины, равно как и место, где они находятся, были хорошо знакомы современникам Дега. Мужчина — художник и писатель Марселен Дебутен, проживший яркую и бурную жизнь.
Получив огромное наследство, переехал в Италию и поселился на роскошной вилле, затем вернулся в Париж, где в скором времени достиг дна богемной жизни и перебивался изготовлением пейзажей, которые продавал по пять франков за штуку.
Дебутен дружил со многими импрессионистами и частенько позировал для их полотен.
Постоянный посетитель кафе «Гербуа», излюбленного места парижской богемы, он был в курсе всех артистических сплетен и частенько выполнял обязанности «связного» между художниками. Война 1870 г.
на время прервала эти встречи, но вскоре они возобновились — теперь уже в кафе «Новые Афины», выбранном именно Дебутеном. Между прочим, как раз здесь было принято решение устроить независимую выставку в пику жюри официального салона.
Так что ничего удивительного, что действие картины Дега происходит в стенах «Новых Афин». Что касается женщины, то это актриса Эллен Андре, позировавшая и Мане, и Ренуару.
Пожалуй, «Абсент» — одна из лучших картин Дега, прекрасно передающих атмосферу отчужденности человека, его одиночества в большом городе. Мало кому удавалось сделать это с такой достоверностью, но в то же время с таким лиризмом и сочувствием к своим героям.
Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200901006
Что французу в кайф, глисту смерть — журнал "огонёк" — издательский дом коммерсантъ
Грозящую Франции катастрофу приближали, воспевая ее первопричину, поэты Бодлер и Верлен, художники Мане и Домье
Посетители Музея изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина в Москве обычно задерживаются перед картиной Пабло Пикассо «Бродячие акробаты»: очень уж выразительны фигуры мужчины и женщины, ссутулившихся над бокалами с зеленоватым зельем.
Их глаза пусты, персонажи безучастно глядят в разные стороны. Вроде понятно, что художник изобразил какой-то глубокий конфликт. Но в чем он состоит? Зрители, как правило, об этом не догадываются.
Между тем причина драмы изображена на первом плане картины: мужчина и женщина не любят друга, потому что любят… абсент!
Абсент, зеленый дурманящий напиток, полынная настойка, был широко распространен в Западной Европе, особенно в конце XIX и начале XX века. Сейчас мало кто помнит, что люди, пристрастившиеся к абсенту, платили за любовь к этому напитку тяжелейшими нервными и психическими расстройствами.
Посетители музея не догадываются, что вялый мужчина на картине Пикассо — импотент, а его безучастная подруга — ненормальна. Зоркий глаз художника точно передал болезненное состояние «абсентизма» — отравления полынной настойкой.
Широкое распространение этого своеобразного наркотика едва не привело к вырождению французской нации.
«Absinthe» по-французски — полынь. Полынную настойку «открыли» французские солдаты, воевавшие в Алжире в середине прошлого века.
Они обнаружили, что терпкий, горький и ароматный напиток здорово дурманит, рождает кайф, вызывает необычные чувства и ощущения. Вскоре абсент широко распространился во Франции, а затем и в других странах Западной Европы.
Особенно пристрастилась к нему творческая интеллигенция: художники, артисты, журналисты.
Известно, что Ван Гог жить не мог без абсента, который, несомненно, довел его до сумасшествия и самоубийства.
Очевидно, что и его напряженная цветовая гамма формировалась под воздействием абсента, точнее — содержащегося в нем полынного масла, сильнейшего галлюциногена, концентрирующегося в полыни и известного под названием «туйон», поскольку впервые это вещество было выделено из листьев туи.
Франция второй половины XIX века была буквально поражена абсентизмом. В стране процветали многочисленные кафе и клубы почитателей полынной настойки.
Еще в 1859 году Эдуард Мане написал картину «Любитель абсента». В 1887 году Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Ван Гога с бокалом абсента.
А Ван Гог в том же году пишет натюрморт — собственный стол с графином и бокалом, наполненными зеленой отравой.
Оноре Домье печатал литографии, рекламирующие абсент, с надписями: «Забудь о пиве!», «Только абсент способен вдохнуть в тебя новую жизнь!» и т.д. В Музее изобразительных искусств в Москве можно увидеть еще одно полотно Пабло Пикассо — погруженную в мрачные грезы «Любительницу абсента», созерцающую стоящий перед ней бокал.
Злоупотребляли этим напитком поэты Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер. Может быть, абсент способствовал развитию их творческих способностей? Весьма сомнительно.
Имеется много свидетельств того, что эти поэты и художники создавали свои шедевры как раз тогда, когда им удавалось снова обрести ясный ум и избавиться от последствий тяжелого полынного похмелья.
А вот пристрастие к абсенту сопровождалось нервными срывами, длительной депрессией, психическими болезнями и самоубийствами.
И любители абсента, и врачи не сразу поняли, что главная составная часть абсента, туйон, является сильным наркотиком. Лишь постепенно специалисты пришли к выводу, что он просто-напросто разрушает человеческий мозг.
Люди страдали от постоянного головокружения, ослабления умственных способностей, страшных галлюцинаций. У мужчин быстро развивалась импотенция. Эксперименты на обезьянах подтвердили ядовитость полынной настойки.
Но французы уже так привыкли к туйону, что у них возникла массовая наркотическая зависимость.
С 1875-го по 1913 год потребление абсента на душу населения увеличилось в 15 раз, в среднем французы ежегодно выпивали его 40 миллионов литров! А статистика все увереннее показывала связь между количеством выпитого и растущим числом уголовных преступлений, количеством душевнобольных, мертворожденных детей и импотентов.
Население Франции стало неуклонно сокращаться, что дало позднее повод Гитлеру презрительно отозваться о французах как о вырождающейся нации. Увы, она на самом деле вырождалась, причем такими темпами, что могла реально исчезнуть с лица земли.
Первыми забили тревогу врачи и ученые. Казалось бы, все должны были обеспокоиться. Как бы не так! Здравый смысл столкнулся с мощнейшей оппозицией промышленников и торговцев, получавших гигантские прибыли от продажи абсента. Правительство попыталось уменьшить его потребление путем повышения цен на зелье, но и это ничего не дало.
Для усиления привлекательного зеленого цвета изготовители стали добавлять в настойку сначала ядовитые соли никеля и меди, а после — и соединения сурьмы. Последние придавали напитку загадочное опаловое мерцание, и еще более ядовитое опаловое пойло сделалось еще более модным.
Абсент приносил такую сумасшедшую прибыль, что изготавливать его принялись все кому не лень — из самого дешевого, грязного спирта и цветных химических эссенций.
Из Франции отрава постепенно расползлась по всей Западной Европе, и лишь в России по-прежнему предпочитали зарубежной новинке родную русскую водку.
Первой страной, которая повела решительную борьбу с абсентом, стала Бельгия. Нарушителей запрета на его производство наказывали разорительными штрафами и тюремным заключением. Вслед за Бельгией запретительные законы появились в Италии, США, Швейцарии, Испании и в других странах.
В 1915 году абсент наконец был запрещен и во Франции. Пойти на этот шаг заставила катастрофическая нехватка мужчин, половина которых теряла жизнь и здоровье на фронтах первой мировой войны, а другая, тыловая, половина была сексуально недееспособна.
В обществе копилось гнетущее ощущение близости катастрофы.
Губительная полынная наркомания пошла в Европе на убыль. Но минуло еще много лет, прежде чем население Франции стало увеличиваться. Между прочим, этому в немалой степени способствовала волна физически здоровых арабских эмигрантов из Алжира, которая, хотя и не способствовала сохранению французского — «галльского» — этноса, влила в него «свежую кровь».
В наше время полынное масло (туйон) хорошо изучено. В деталях прослежены все стадии его действия: сильное возбуждение вегетативной нервной системы, конвульсии, галлюцинации, потеря сознания, смерть. Ныне врачи используют полынь в качестве яда для… глистов. Туйон парализует нервную систему паразитов, и они выводятся из организма.
…Между прочим, зловещий отблеск абсента лежит на лицах многих наших сограждан. Любителям вермута не мешает знать, что слово «вермут» — тоже название полыни, только по-немецки.
Александр ПОРТНОВ
В оформлении использованы фото А. Джуса, работа П. Пикассо «Любительница абсента», Э. Дега «В кафе. Абсент», Э. Мане «Любитель абсента»
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2285969