Рафаэль «мадонна конестабиле» описание картины, анализ, сочинение

Рафаэль Санти — великий живописец эпохи Возрождения, современник Леонардо да Винчи. Жизнь этого гениального художника, была короткой и яркой, как вспышка звезды.

За свою 37-летнюю жизнь Рафаэль создал гениальные шедевры живописи, которые до сих пор считаются не превзойдёнными. Рафаэль рано лишился мамы — в восьмилетнем возрасте, и всю свою любовь к матери передал в образах своих мадонн.

Божественно прекрасные мадонны Рафаэля — это гимн женской красоте и нежному материнству.

Перед вами 9 Мадонн Рафаэля Санти:

1

 Мадонна с вуалью (1508)

Рафаэль

Мадонна для Рафаэля была символом рано ушедшей матери. Нехватка материнской любви с ранних лет превращалась под его кистью в прекрасные женские образы, которые до сих пор освещают своей божественной красотой своды храмов Ватикана и Италии.

«Мадонна с вуалью» была создана для церкви Санта-Мария по заказу папы римского Юлия II, который так восхитился этим шедевром, что заказал Рафаэлю расписать алтарь монастыря св. Сикста. В XVI веке полотно попало к Боргезе, став жемчужиной его коллекции. Затем оно попало в монастырь в Лоретто, а в 18 веке затерялась.

В начале 20 века случилось чудо, когда из Нижнего Тагила доставили на реставрацию И. Грабарю изуродованную и изъеденную червями картину, написанную на дереве. Это была «Мадонна с вуалью» Рафаэля! Три года велись работы по её реставрации и после её отождествления, картина была предоставлена Музею им. Пушкина.

С 1970 года шедевр вернулся в Нижний Тагил.

Картина представляет собой изображённое на деревянной доске Святое семейство. Мария нежно приоткрывает вуаль, которой был накрыт Младенец и любуется ним. Сзади справа стоит Иосиф, фигура которого была дописана Рафаэлем несколько позже на месте окна.

Свет исходит только от Младенца Христа, лежащего на белых пеленах. Красная ткань платья Мадонны является символом радости и вечной жизни. Иосиф, предчувствуя муки Христа и будущее отчаянье Марии, скорбно сжимает руки.

А пока мать счастлива и радуется своему ребёнку.

2

 «Мадонна с младенцем» (Мадонна Конестабиле) (1502–1504)

Рафаэль

Это ранняя работа Рафаэля, написанная на полотне, которую он начал в 17 лет, но уже тогда он превзошёл в мастерстве своего учителя Перуджино. Работа длилась три года. Эта Мадонна ещё не обрела того классического образа, которую нашёл Рафаэль для своих Мадонн. Но это небольшое изображение, вписанное в круг, имеет изысканный утончённый вид. Мадонна изображена нежной юной девушкой на фоне прекрасного весеннего пейзажа. Она чётко вписана в центр композиции. Ребенок в её руках тянется к книге, которую читает Мадонна. Он написан как настоящий живой младенец с пухлыми ножками и ручками.

Позолоченная рама для картины также была создана по рисунку Рафаэля. Этот шедевр является одним из главных украшений Эрмитажа в Санкт-Петербурге наравне с Мадонной Бенуа и Мадонной Литой Леонардо да Винчи.

Кстати, на нашем сайте topcafe.su вы сможете узнать самые интересные факты о Леонардо да Винчи.

3

 «Мадонна ди Фолиньо» (1512)

Рафаэль

Эта картина была создана по заказу богатого жителя города Фолиньо, которого звали де Копни. В дом этого господина ударила молния, и чудом не было пожара, и все остались живы.

В центре верхней части картины — Мадонна с младенцем, она парит в воздухе на фоне золотого круга, символизирующего святость Богоматери и Христа, а вокруг них, в облаках, изображены детские личики херувимов.

Внизу картины на фоне пейзажа с городом Фолиньо, над которым сияет огненный след, изображены восхищённые зрители всего происходящего вместе с Иоанном Крестителем. В центре прекрасный малыш-ангел держит в руках памятную табличку. Увы, надпись стёрта временем, но ясно, что она восхваляла Богородицу и её Младенца.

4

 «Мадонна» (1513–1514)

Рафаэль

Сикстинская мадонна — самый знаменитый шедевр Рафаэля. Это гимн материнству, любви, состраданию и самопожертвованию. В верхней части картины под тяжёлыми зелёными занавесями изображена прекрасная молодая женщина с малышом на руках. Но это не просто женщина — это Богоматерь с благословенным Младенцем. Её взгляд полон грусти и тоски, отчаянного сопротивления будущему. Кажется, что вот-вот, она прижмёт к себе сильнее ребёнка и отвернётся, пытаясь защитить его. Но она идёт вперёд. Натурой для картины послужила красавица Форнарина, возлюбленная жена Рафаэля.

Ребёнок на картине, наоборот, полон жизни и естественного здоровья, он спокоен, волосы слегка по-детски растрёпаны. Он головой прижимается к матери. Но взгляд Христа уже серьёзен и полон ума.

Слева у ног девы изображён святой Сикст II, в честь которого и названа картина. Рафаэль изобразил на правой руке папы шесть пальцев, как скрытую шестёрку, зашифрованную в имени понтифика.

Справа склонилась в почтительности св. Варвара. Фоном картины служат облака и лики херувимов. Внизу, как бы из окна выглядывают два озорных ангела. Их абсолютное равнодушие к происходящему подчёркивает неизбежность Божественной воли.

5

 «Мадонна Грандука» (1505)

Рафаэль

Сюжет картины Рафаэля является традиционным для изображения Мадонны. Полотно написано под воздействием работ Леонардо. Рафаэль использовал в этой картине технику сфумато — некую смягчённость фигур и образов, придающей картине воздушность. Изначально фоном был цветущий сад, но потом он стал абсолютно тёмным. Что для этого послужило, сделал ли это сам художник или это поздняя реставрация — не известно.

Одежда Марии традиционная для икон — красное платье, как символ крови Христа, и голубая накидка, как символ непорочности. На руках Мадонны — младенец Христос. Младенцы Рафаэля всегда тщательно выписаны и реалистичны. Это образы настоящих земных малышей, пухлых, полных здоровья. Их складочки на тельце умиляют и делают их ещё более беззащитными.

6

 «Мадонна в зелени» (1506)

Рафаэль

Рафаэль находится на обучении во Флоренции и под влиянием великих мастеров он совершенствует свою технику и уделяет большое внимание композиции. Этот результат кропотливой работы отражается на прекрасном полотне «Мадонна в зелени».

Богоматерь сидит в полоборота на фоне чудесного пейзажа. Прекрасный зелёный луг окружён зелёными зарослями, вдали блестит водная гладь, окружённая горными склонами. У ног Мадонны играют дети — Иисус и Иоанн Креститель.

Молодая Дева Мария необыкновенна красива. Она нежно смотрит на младенцев. Иоанн протягивает крест Иисусу. В основе композиции лежит равносторонний треугольник, слегка сдвинутый влево, но она уравновешивается белизной ступни Мадонны.

По версии TopCafe Флоренция входит в список самых красивых городов мира.

7

 «Мадонна в кресле» (1514)

Рафаэль

От неподражаемой «Мадонны в кресле» невозможно оторвать глаз. Прекрасная композиция заключена в овал, живые образы Мадонны и детей захватывают и восхищают. Лицо Мадонны резко отличается от классических обликов Богородицы, так как Рафаэль написал лицо Мадонны с лица живой женщины, своей возлюбленной Форнарины. На голове девы полосатая накидка, что придаёт картине естественности трогательного материнства. Мадонна крайне притягательна и прекрасна. Её одежда нарядно украшенная и яркая. Это Мадонна римского периода работ Рафаэля. Она имеет уже какую-то зрелость и властность, уверенность и утончённость.

8

 «Мадонна со щеглёнком» (1506)

Рафаэль

Картина написана маслом по дереву и по своей композиции напоминает «Мадонну в зелени». Дом, в котором находилась картина, разрушился в 1547 году, тогда картина была практически утрачена, так как разбилась на семнадцать фрагментов. Фрагменты кропотливо сбили гвоздями. Это было обнаружено при реставрации в XX веке.

  • Мадонна, у ног которой стоят младенцы Иисус и Иоанн Креститель, удовлетворённо наблюдает, как Иоанн передаёт в руки её Сына щегла, символ Страстей, которые предстоит пережить ему в будущем.
  • Самые известные работы Клода Моне.
  • 9

 «Мадонна Альба» (1511)

Рафаэль

Современники любили Рафаэля и считали его изысканным художником. Каждый мало-мальски богатый человек мечтал иметь у себя работу этого прекрасного художника. В особенности ценились изображения Святой Девы Марии и Младенца Христа. «Мадонна Альба» относится к традиционным изображениям, но не совсем. Мадонна выглядит живой и умиротворённой на фоне вполне реального пейзажа. Иоанн протягивает крест из тростника Иисусу, а тот хватает его руками. Креститель одет в шкуру, Христос, как положено младенцам голенький. Его нагота определяет его идеальную душевную чистоту.

Популярные картины Караваждо.

????

 Послесловие

Рафаэль

Все картины Рафаэля Санти являются бесценным мировым достоянием. Его манера живописи отображает божественные и бессмертные образы Мадонны, соединяя их с вполне земными чертами.

Рафаэль скончался внезапно от скоротечной болезни. Форнарина, любовь всей его жизни, получив огромное наследство, отказалась от него и ушла в монастырь, где слыла вдовой Рафаэля. А на могиле мастера современники начертали слова благодарности, которые отражали величие художника: при его жизни природа боялась быть побеждённой, а после смерти Рафаэля она боялась смерти.

Редакция TopCafe неравнодушна к искусству, и в будущем у нас будет ещё больше подобных статей. Какие мадонны Рафаэля Санти произвели на вас самое большое впечатление? Ваши ответы просим писать в х.

Источник: https://topcafe.su/otdyh/iskusstvo/madonny-rafaelya.html

Карточка-задание. Анализ картины Рафаэля.(2 варианта). МХК. 10 класс. Золотой век Возрождения

СДЕЛАТЬ КРАТКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ -№1

РАФАЭЛЬ САНТИ «СИКСТИНСКАЯ МАДОНА»

1515-1519гг. Холст. Монументальное полотно. Масло. Картинная галерея, Дрезден.

Рафаэль

Рафаэль Санти (1483-1520) – выдающийся художник эпохи Высокого Возрождения.

Рафаэль пишет свою непревзойдённую «Сикстинскую мадонну», давно уже вошедшую в наше сознание как символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Смотря на картину, мы видим гармонию объёмов и пространства. Композиция поражает величавой монументальностью и гениальной простотой. Композиция произведения представляет спускающуюся Богоматерь с сыном на руках.

Образ вечной женственности и материнства, гениально воплощена идея материнства. Занавес раздвинут перед явлением чуда. На первый взгляд ничто не угрожает покою Марии, и её сына. Однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги, бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок.

Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее её и богомладенца, сулит бурю. Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны, и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас. Поёт сладкоголосый хор ангелов, славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Святой Сикст, смиренно опустила Святая Варвара.

Мария медленно сходит на землю… Она только что сделала шаг навстречу людям, но главное её движение ещё впереди. Взгляд Марии лучистый, глаза широко и доверчиво открыты, они светятся нежностью и добротой. Мадонна держит на руках младенца – самое дорогое, что есть у неё в мире. Она несёт его людям, прекрасно понимая, какая трагическая судьба уготовлена ему.

Светлая печаль матери, знающей судьбу своего сына, выражена гармонично – величественно и пронзительно остро. Рафаэль изобразил на своём полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает.

И это предгрозовое состояние отражается на лицах младенца Христа, его лик полон тревоги. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его не детски суровых глазах виден отблеск далёких бед. Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир….

Эпоха Возрождения, где человек всегда составлял центр композиции, именно он является главным героем драматического повествования, активным выразителем содержания, заключённого в картине. Чувствуется своеобразный почерк художника: гармония во всём.

Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви. Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты, нежной женственности и царского величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным. Поэт В.А.

Жуковский после посещения Дрезденской галереи, назвал «Сикстинскую мадонну» Рафаэля «воплощённым чудом», созданным не для глаз, а для души. Великий ум Гёте не только оценил Рафаэля, но и нашёл меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали сделать».

Это верно, потому, что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но и сам идеал, доступный смертному.

СДЕЛАТЬ КРАТКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ -№2

РАФАЭЛЯ САНТИ «МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ» (МАДОННА КОНЕСТАБИЛЕ)

1502-1503гг. ХОЛСТ (17,5 на 18 см). Техника «темпа». Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Рафаэль

Рафаэль Санти (1483-1520) – выдающийся художник эпохи Высокого Возрождения.

Картина, названная «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца, написана в ранний период творчества Рафаэля Санти, ему было около семнадцати лет. Поэтому в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Нет в ней ещё ни гениальной красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости.

Но в «Мадонне Конестабиле» есть другие качества, которые делают её не менее, замечательной. На фоне пейзажа изображена молодая женщина с ребёнком на руках. Задумчивое, немного грустное лицо обращено к книге Священного писания. А в это время шаловливый ребёнок пытается перевернуть страницы книги.

Молодая мать и её дитя удивительно трогательны и простодушны. Основная черта – задумчивая ясность, оттенок лёгкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж. Основная её особенность – пронизывающее картину чувство лирики.

Оно присутствует и в самом образе мадонны и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за её спиной. Природа играет роль аккомпанемента образу мадонны, которая изображена совсем молоденькой девушкой. В природе царит весна. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья.

Гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью.

Картина задумана специально для небольшого формата. Её даже трудно представить более значительного размера. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Рафаэль мастерски вписывает фигуры Марии и младенца в очень сложную для живописцев форму тондо (итал. «круг»).

При этом он соблюдает все законы перспективной живописи, не нарушая естественных форм зрительного восприятия мира. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Композиция произведения вписана в круг, она симметрична, и уравновешена. Композиционный центр – мадонна с младенцем (Христом).

Характерная для Рафаэля гармония цвета и линии. Она вся выдержана в мягких округлых линиях: плечо мадонны, склонённая голова, второе плечо. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. Главные линии фигур, соответствуют форме картины.

Мягкая живописная манера подчёркивают нежность и хрупкость облика женщины-матери, красоту мира его окружающего.

Возвышенной поэтичностью, светлой материнской любовью проникнуты картины художника. Мадонны Рафаэля- нежные молодые матери, простые женщины, ласковые и любящие, со спокойными и добрыми глазами, чуть тронутыми улыбкой губами.

Мадонна великолепна. Сколько нежности, целомудрия, любви, душевной гармонии в её образе. Так никто не изображал мадонну. Эта смелость и новизна поражали современников Рафаэля Санти.

  • (ФОРМА АНАЛИЗА)
  • КРАТКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИ ИСКУССТВА (ЖИВОПИСИ)
  • А. ОБЩИЕ ДАННЫЕ
  • 1. Автор;
  • 2. Название картины;
  • 3. Дата создания;
  • 4. Размеры;

5. Материал и техника.

  1. В. АНАЛИЗ
  2. 1. Форма:
  3. —цвет; линия; объём,; композиция, её особенности.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/mhk/uroki/kartochka-zadaniie-analiz-kartiny-rafaelia-2-varianta-mkhk-10-klass-zolotoi-viek-vozrozhdieniia

Сочинение: Мадонны Рафаэля

  • Волгоградская Академия МВД РФ
  • Кафедра философии
  • Реферат на тему:
  • «Мадонны Рафаэля»
  • Выполнил: курсант
  • 343 учебной группы

Сомов М.Г.

Волгоград 2006 г

Введение

С творчеством Рафаэля (1483 – 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии.

Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело – мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.

Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

Отец Рафаэля Джованни де Санти (посредственный художник, по свидетельству Вазари) рано увидел в сыне талант и начал сам обучать его живописи.

В конце концов добрый и любящий отец, понимая, что сын может научиться от него самого лишь немногому, решил продолжить его образование в мастерской известного живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино.

Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон; «Три грации», Музей Конде, Шантийи; «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Ленинград; все три — около 1500-02).

Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино «Передача ключей»; композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения.

В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу.

В живописи Рафаэля появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной («Св. Георгий», около 1504-05, Национальная галерея, Вашингтон).

Славу Рафаэлю приносят многочисленные алтарные образы; его мадонны 1504-08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках, либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном.

Рафаэля называли Мастером Мадонн. Мадонны, созданные им в Риме, отличаются от мадонн флорентийского периода. Флорентийские мадонны Рафаэля — это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, то есть в период его полной художественной зрелости, приобретают иные черты.

Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию, которую они собой выражают.

Новая, полифонически сложная трактовка образа Мадонны нашла наиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля — алтаре «Сикстинская Мадонна» (ок. 1513, Картинная галерея, Дрезден.

Всемирно известные мадонны, то в полной свободе вписанные в круг, то царящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях, знаменуют новые искания Рафаэля, путь его к совершенству в воплощении идеального образа мадонны.

Мадонны Рафаэля

В раннем произведении Рафаэля, названном «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью. Задумчивость, оттенок легкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж.

Плавные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчеркивают нежность и хрупкость облика женщины-матери, красоту мира ее окружающего.Когда Рафаэль писал «Мадонну Конестабиле», ему было около семнадцати лет. Поэтому в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера.

Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. Эрмитажная картина не отличается также той построенностью композиции, которая заставила многие поколения художников изучать произведения Рафаэля как недостижимые примеры.

Но в «Мадонне Конестабиле» есть другие качества, которые делают ее не менее замечательной, чем другие творения того же мастера. Основная ее особенность — пронизывающее картину чувство лирики. Оно присутствует и в самом образе мадонны и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной.

Природа играет роль аккомпанемента образу мадонны, которая изображена совсем молоденькой девушкой. И в природе царит весна. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Основная черта мадонны — задумчивая ясность, вокруг нее — то же настроение.

Картина задумана специально для небольшого формата. Ее даже трудно себе представить более значительного размера. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию.

Она вся выдержана в мягких округлых линиях: плечо мадонны, склоненная голова, второе плечо. Ее фигура поставлена строго в центре. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции.

И в образе мадонны и в характере пейзажа еще видны следы воздействия творчества Перуджино, учителя Рафаэля.

Флорентийский период (1504-08). Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Гандука». Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии.

Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд 3 отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался; потому-то она и получила название “MadonnadelGanduka”(«Мадонна великого герцога»). В ней Рафаэль с необыкновенной силой изобразил идеал прекрасной и застенчивой материнской любви.

Особую прелесть придают лицу Марии опущенные, полузакрытые глаза, обращенные на божественного сына. Как растение, пересаженное из темного места на свет, сразу оживает, зеленеет и распускается полным светом, так видно в этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию.

Здесь нет ничего сверх чувствительного, как в произведениях Умбрии; художник осмотрелся кругом, вдохнул полной грудью, вгляделся в окружающую его живую толпу и, познав красоту человека, воплотил ее в красках на полотне. К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля.

Настроение душевной чистоты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин – “Мадонна Конестабиле”, – приобрело возвышенный характер в лучшем произведении раннего периода Рафаэля – “Обручение Марии”. Происходящая на фоне чудесной архитектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты.

Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Выразительны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты: например, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо.

В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, созвучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение. Картина «Обручение Марии» (теперь в Миланском музее) композиционной схемой, даже отдельными фигурами напоминает произведения Перуджино.

Но насколько у Рафаэля и позы, и архитектура, и лица красивее, изысканнее, сколько в его стиле недосягаемой для его учителя аристократической утонченности! Чистые, «праздничные» краски, «музыкальные» ритмы линий, «балетная» грация движений Марии и Иосифа (который, вопреки Евангелию, изображен привлекательным и стройным молодым человеком) — во всем этом отразилась своеобразная атмосфера урбинского двора.

Главная тема живописи флорентийского периода – Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ. Флорентийские мадонны Рафаэля — это бесконечно изящные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок.

1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр).

Варьируя в них один и тот же мотив, изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды, излюбленной мастерами Возрождения.

Лучшая из них «Мадонна в зелени». Лицо молодой златокосой матери воплощает тут идеал женской красоты, который Рафаэль искал в течение всей жизни и не мог, по его собственному признанию, найти в одной реальной женщине. Мария с нежностью смотрит на здоровых малышей — Иисуса и Иоанна, которые играют у ее колен.

На зеленом лугу белеют ромашки, краснеют маки, вдали-речка, за ней — окутанные синевой горы. Мария изображена босиком, в синем убранстве без каких-либо дорогих украшений, которые так любил Перуджино. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал «Мадонну в гроте» Леонардо(в картине использована пирамидальная композиция Леонардо).

Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет.

Мария с загадочной улыбкой одну руку положила на плечо мальчику Иоанну, другую простерла над сыном — то ли желая защитить его, то ли что-то поймать. Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми. Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире.

Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. Сцена, воссозданная Рафаэлем, наоборот, вполне естественна,- ни символики, ни скрытого смысла, который можно толковать так и этак, в ней нет.

В другой картине, исполненной во Флоренции, художник представил «святое семейство». Это эрмитажная «Мадонна с безбородым Иосифом». Юную мать и младенца наделил он необыкновенно привлекательной внешностью.

Иосиф, немолодой человек с очень характерными и далеко не привлекательными чертами лица, является разительным контрастом идеальной красоте Марии и Иисуса. Вероятно, в образе Иосифа Рафаэль дал портрет конкретной личности — заказчика картины.

Во всяком случае, эта фигура, очевидно написанная с натуры, воссоздана безо всяких прикрас, с характерными чертами и выражением лица модели.

Римский период (1509-20). В римских мадоннах Рафаэля настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства («Мадонна Альба», около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон; «Мадонна ди Фолиньо», около 1511-12, Ватиканская пинакотека; «Мадонна в кресле», около 1516, Галерея Палатина).

«Мадонна делла Седия» («Мадонна в кресле»). В коллекциях Медичи картина находилась уже в XVI веке. В 1589 году украшала «Трибуну» Уффици. С начала XVIII века находится в Питти. Наряду с «Сикстинской мадонной» эта картина относится к числу немногих работ римского периода, выполненных Рафаэлем без помощи учеников, и является одним из величайших шедевров мастера.

Пожалуй, «Мадонна в кресле» — самая необычная из мадонн Рафаэля. Художник находит здесь совершенно новое решение столь излюбленного им образа. Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью, такой земной пленительностью.

Герои «Мадонны делла Седия» принадлежат совершенно иному миру, чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, с их просветленной, молитвенной задумчивостью и тихим умилением. Это мир, наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, более светской, земной красотой, большим великолепием, праздничностью.

На темном фоне, придвинувшись почти вплотную к зрителю и настойчиво заполняя всю плоскость картины, перед нами предстает блестяще вписанная в тондо группа — крепко прижавшая к себе сына смуглая черноволосая красавица в праздничном крестьянском наряде и взирающий на нее маленький Иоанн Креститель.

Ничто не напоминает в облике этой юной прекрасной крестьянки, порывисто и крепко прижавшей к себе сына, о богоматери, поклоняющейся божественному младенцу — перед нами полная гордости, счастья и затаенной тревоги мать и дети, похожие на маленьких титанов.

Рафаэль находит бесподобную по стройности архитектонику композиции, ее единство складывается из мощного, широкого ритма, плотной заполненности картины тяжелыми, крупными массами, динамики поз и жестов.

Картина пронизана ощущением жизненной энергии; мягкую и несложную красочную гамму ранних полотен заменяют теперь насыщенные созвучия голубых и охристо-желтых, розово-красных и изумрудно-зеленых тонов. Но хотя «Мадонна делла Седия» представляется самой «земной» из рафаэлевских мадонн, хотя весь образный строй картины пронизан почти необычной для художника внутренней энергией, она кажется одновременно и воплощением светлой красоты, высокой гармонии. Рафаэль находит в этой картине синтез реального и идеального.

Общность типов некоторых рафаэлевских женских образов римского периода породила предположение, что художнику служила моделью одна и та же женщина, его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница.

Эта римлянка с ясными благородными чертами лица, удостоившаяся любви великого живописца, была дочерью пекаря. Быть может, образ ее и вдохновлял Рафаэля, однако он, по-видимому, все же не был единственным.

Ибо вот что мы читаем в письме Рафаэля: «Я скажу вам, что, для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц… Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум.

Я не знаю, имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть». «Сикстинская мадонна» – вот идея, которая пришла на ум Рафаэлю, идея, которую он, очевидно, долго вынашивал, перед тем как воплотить ее в искусстве полностью.

«Сикстинская мадонна» (так названная по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ) — самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных.

Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, папа Сикст, облаченный в парчу; святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно — задумчивые взоры.

Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. Это не реальность, а зрелище.

Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес.

Зрелище, преображающее реальность, в величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела наконец Италия Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире.

Впервые в творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем. Это и определяет высокую и волнующую человечность картины.

Заключение

Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции. Благодаря Рафаэлю Италия в это время становится отчизной красоты, так как ни кто до этого, ни после не превзошел его в изображении Мадонны.

То, чем обладал, Рафаэль не мог передать другим и унес с собой в могилу, так как это было непосредственное чувство души. В мадоннах это чувство выразилось со всею полнотой, и поэтому период этод сохраняет для нас великую цену. В Риме Рафаэль предстанет уже другим, проявит иначе свой гений.

Впрочем, не раз еще он вернется к изображению Святой Девы, ему предстоит еще создать «Сикстинскую Мадонну».

Рафаэль сумел вырвать образ Мадонны из узкой сферы католических воззрений и претворил его в плоть и кровь. С другой стороны, в красоте человека он нашел божество.

Важной отличительной чертой в этом жанре, которая явно выделяла его среди других талантливых художников таких как Донателло, Фра Филиппо, Сандро Боттичелли, Верроккьо и др.

, является то что Рафаэлю удалось освободиться от условности, налагаемой на художников религиозным символизмом: так, можно заметить в произведениях выше указанных художников, то мать склоняется в молитвенном экстазе перед сыном, то ангелы подают ей дитя.

Лишь Рафаэль отважился отбросить всякие традиции и при полном свете яркого солнца изобразить красоту души и тела человека.

Рафаэлем написан целый ряд мадонн «с книгой», являющихся видоизменениями нашей эрмитажной Мадонны. В них во всех сохраняется большое умбрийское отвлеченно-религиозное начало, и потому, конечно, они долгое время с особой любовью воспроизводились на гравюрах при печатных божественных книгах.

Богатство фантазии Рафаэля проявляется во всех его сохранившихся работах. Рассматривая их, мы видим, что он не только не затруднялся никогда в мотивах, но разнообразие последних так велико, что многие из них остаются не использованными.

Список используемой литературы

1. Ионина Н.А. «100 великих картин»,- М.: Вече,2000г, 512с

2. Власов В.Г. «Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства»,- В 8т.Т 4сп.: Лита, 2001г, 832с

3. Болдырев Н.Ф. «Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрант»: биографическое повествование – 2-е изд. – Челябинск: «Урал LTD», 1998г, 464с

Источник: https://ronl.org/sochineniya/kultura-i-iskusstvo/125013/

Описание картины Мадонна Конестабиле – Рафаэль Санти

Картина Рафаэля Санти “Мадонна Конестабиле” создана художником в двадцатилетнем возрасте. Размер картины, диаметр 18 см, дерево, масло, перенесено на холст. “Мадонна Конестабиле”, очень небольшая картина в форме тондо. В этой картине молодой художник Рафаэль создал свое первое замечательное воплощение образа мадонны, занимавшего в его искусстве исключительно важное место.

Образ молодой прекрасной матери, вообще столь популярный в ренессансном искусстве, особенно близок Рафаэлю, в даровании которого было много мягкости и лиризма.

В картине “Мадонна Конестабиле” художник представил Марию с младенцем за чтением книги на фоне прозрачного умбрийского пейзажа с пологими холмами вокруг озера и тонкими безлиственными деревьями.

Исполненные серьезности лица отличаются нежной-, бережной моделировкой.

Синий плащ Марии тонко согласован по цвету с голубым небом, с холодными оттенками зеленых холмов, озера и далеких снежных гор, и в целом цветовой строй картины рождает впечатление светлой чистоты.

Образная концентрация здесь усилена как в самом действии – Мария и младенец Христос взаимно объединены тем, что взоры их обоих устремлены на книгу, – так и в композиции – в плавном обобщенном силуэте мадонны, в линиях фигуры младенца, следующих очертаниям картины, и, наконец, в том, что сама форма картины “Мадонна Конестабиле” с круглым обрамлением придает образному Замыслу характер особой завершенности. Форма тондо применялась и в кватроченто, но там она использовалась иначе: либо композиция строилась без должного использования возможностей картины круглых очертаний, либо, напротив, очертания картины подчиняли себе естественность группировки фигур, несколько подчеркнуто выделяя эффекты линейного ритма.

В отличие от мастеров 15 века в картине молодого художника Рафаэля Санти наметились новые качества, когда гармоническое композиционное построение не сковывает образы, а, напротив, воспринимается как необходимое условие того ощущения естественности и свободы, которое они порождают.

(2 votes, average: 3.00

Источник: https://art.goldsoch.info/madonna-konestabile-rafael-santi/

Мадонны Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

Мадонны Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

  • М а д о н н ы
  • Леонардо да Винчи  и  Рафаэля Санти
  • Леонардо да Винчи – один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека». 

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом. Полное его имя – Leonardo di ser Piero da Vinci, в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». В современном смысле Леонардо не имел фамилии – «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник.

Кто не знает «Джоконду» — знаменитый шедевр Леонардо да Винчи?! Лицо Джоконды знакомо всему миру, ее образ по-прежнему является наиболее часто репродуцируемым изображением. Однако, несмотря на свою популярность и растиражированность, «Джоконда» остается для нас загадкой.

  1. Эта картина окутана тайной, и каждый раз, глядя на нее, мы испытываем удивительное чувство открытия чего-то нового, не изведанного ранее — подобно тому, как мы заново открываем для себя хорошо знакомый с лета пейзаж, увидев его однажды осенью погруженным в таинственную туманную дымку…
  2. В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины — «Джоконда».
  3. Типичное для живописной манеры Леонардо да Винчи «сфумато» здесь подчеркивает таинственную силу природы, которую человек может только видеть, но постичь разумом не способен.
  4. Этот конфликт между зримым и сущим порождает смутное ощущение беспокойства, усиливающееся беспомощностью перед природой и временем: человек не знает, куда ему идти, ибо его жизнь — как та извилистая дорога из мрачного пейзажа за спиной у Джоконды — выходит из ниоткуда и устремляется в никуда…

Леонардо волнует вопрос о месте человека в этом мире, и, похоже, один из возможных ответов он выражает в улыбке несравненной Моны Лизы: эта ироничная улыбка является знаком полного осознания кратковременности человеческого существования на земле и покорность Вечному порядку природы. В этом — мудрость Джоконды.

Как отмечал немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969), «Джоконда» «снимает напряжение между личностью и природой, а также стирает грани между жизнью и смертью».

Написанная в Италии, «Джоконда» навсегда осталась во Франции — наверное, в качестве своеобразного бонуса за проявленное по отношению к ее автору гостеприимство.

Леонардо да Винчи: Мадонна Литта

Литта

– миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий – отсюда её название. Первоначальное название картины – «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г. Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения.

Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

«Мадонна в скалах» (1483-1486) Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)

Мадонна в гроте

«Мадонна в гроте» — первая из работ Леонардо да Винчи, относящихся к миланскому периоду его творчества. Изначально эта картина должна была украшать алтарь часовни братства Непорочного Зачатия в миланском соборе Сан Франческо Гранде и является прекрасным свидетельством непревзойденного мастерства Леонардо да Винчи в области светотеневой моделировки фигур и пространства.

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем

Леонардо да Винчи: Мадонна Бенуа

Леонардо да Винчи: Джиневра де Бенчи

«Прекрасная Ферроньера» — женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников.

«Мадонна с гвоздикой» — картина, которую многие искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо. 1478-1480 гг.

  • В этой подборке  собраны самые известные картины Рафаэля, посвященные образу Богоматери (Мадонны).
  • Вслед за своим учителем Перуджино художник Рафаэль Санти (1483-1520) создал развёрнутую галерею образов Марии с младенцем, которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических трактовок.

Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости, иератичности. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Для них свойственны сложные пейзажные фоны.

На первый план выступают универсальные переживания материнства — чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Эта прелесть материнства — основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим.

Абсолютной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.

Мадонна с младенцем» (Madonna di Casa Santi) — первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино.

«Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас «Мадонна Конестабиле» находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). » Мадонна Конестабиле» считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском» (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Малая Мадонна Коупера» (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Терранува» (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев — итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

«Мадонна в зелени» (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

«Мадонна Альдобрандини» (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

«Сикстинская Мадонна» (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа — святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

«Мадонна в кресле» (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/16158104.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector