Шарден жан «мыльные пузыри» описание картины, анализ, сочинение

Жан Бати́ст Симео́н Шарде́н (фр. Jean Baptiste Siméon Chardin; 2 ноября 1699 — 6 декабря 1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени.

Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере.

Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности. 

Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.

Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению.

В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами.

Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат».

Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии. Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии.

Уже в сентябре его кандидатура была принята, и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».

Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека.

Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы — кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин, и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств.

Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия.

В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры. Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода.

В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден.

Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.

В 1730-х гг. Шарден обратился к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности («Молитва перед обедом», 1744).

В жанровых сценах Шарден воссоздал спокойный, размеренный уклад повседневной жизни — то в самые заурядные, но лирически возвышенные моменты, то в эпизодах, имеющих внутреннее нравственное значение.

Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.

Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо.

Дидро сравнивал его мастерство с колдовством: «О, Шарден, это не белая, красная и чёрная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»

  • Шарден Жан
  • Мальчик с волчком.
  • Шарден Жан
  • Медная кастрюля
  • Шарден Жан
  • Прачка

Шарден Жан

  1. Девушка с ракеткой и воланом. 
  2. Шарден Жан
  3. Натюрморт с атрибутами искусств
  4. Шарден Жан

.Юная учительница.

Шарден Жан

Утренний туалет.

Шарден Жан

  • Возвращение с рынка.
  • Шарден Жан
  • Корзинка с земляникой. 
  • Шарден Жан
  • Стакан с водой и кофейник.
  • Автопортрет с козырьком.
  • Натюрморт и кувшином и трубкой.
  • Молитва перед обедом
  • Кухарка
  • Юный рисовальщик
  • Груши, грецкие орехи и стакан вина.
  • Натюрморт с кувшином оливок.
  • Шарманка
  • Буфет
  • Женщина запечатывающая письмо.
  • Персики и виноград
  • Карточный домик. 
  • Усердная мать. 
  • Натюрморт с дыней.
  • Натюрморт со сливами
  • Вышивальщица
  • Натюрморт с виноградом и гранатами
  • Мыльные пузыри
  • Женщина пьющая чай.
  • Юноша со скрипкой
  • Мадам Шарден
  • Разносчица
  • Гувернантка
  • Радости домашней жизни
  • Хорошее воспитание
  • Цветы в сине-белой вазе
  • Натюрморт с атрибутами музыки. 

Источник: https://obiskusstve.com/1853732949547813025/zhan-batist-simeon-sharden/

Шарден Жан Батист Симеон (1699 — 1779)

Шарден Жан

Шарден Жан Батист (реализм)

В 60-70-х годах под несомненным влиянием буржуазии в искусстве возник интерес к голландскому реализму. Под влиянием этих эстетических идей развивается искусство французского художника Жана Батиста Симеона Шардена.

По существу, Шарден создал новую живописную систему. Он начал с натюрморта, ранее мало развитого во Франции: натюрморты с битой птицей, снедью, плодами.

Затем он находит свою тему — это полные тихого очарования, живущие какой-то своей «тихой жизнью» вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки. Сведенный до минимума мир простых вещей лишен всякой претензии, но исполнен пронзительной силы живописного мастерства.

Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден и в жанровой живописи. В противовес галантным празднествам и пастушеским идиллиям Шарден, выражая вкусы буржуазии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного быта.

Добропорядочность и трудолюбие прославлены Шарденом без поучения и морализаторства, без пафоса и эффектов, провозглашая «меру и порядок» как жизненный образец.

Изумительное живописное мастерство, чистые тона делают его картины маленькими шедеврами.

По-новому Шарден относится и к портрету. Модели в его портретах, просты, искренни, лишены манерности. Художник видит в человеке прежде всего его самого, его сущность, а не место, которое он занимает в жизни.

В целом можно сказать, что Шардена открыл бытовой жанр, прославляющий скромный быт простого человека, выявляющий его лучшие черты — трудолюбие, чистоплотность, умение находить радость в простых вещах.

Кухарка, чистящая брюкву (1778)

Шарден Жан В центре картины кухарка, сидящая на стуле, о чем-то задумалась, остановились ее трудолюбивые руки. Перед ней — котел с начищенными овощами, тут же сияющая медная сковорода, темный закопченый котелок, рядом огромный чурбан для рубки мяса, на нем — топор. Каждый предмет в картине написан с любовью и интересом. Чувствуется, что кухарке не в тягость ее неторопливая работа, она с удовольствием варит и жарит, и думы ее просты и понятны. Картина полна особой мудрости, тихой радости; она воспеват трудолюбие, доброту и душевное благородство.

Мыльные пузыри (1775)

Шарден Жан Сам художник называет картину так: «Суетные развлечения молодого человека, пускающего мыльные пузыри». Картина проникнута духом нравоучительности, художник порицает юного повесу, развлекающегося детской забавой, вместо того, чтобы усердно работать. То, что юноша из бедной семьи, говорит порванная куртка, сквозь дыру видна нижняя рубашка, рукава куртки коротки. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Вместе с тем юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности, вовремя завивая свою прическу. За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок, которому это занятие как раз бы подошло.

Серебряный кубок (ок.1750)

Шарден Жан В натюрморте с кубком глубокие гармоничные коричневые тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево- красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое утварь, овощи, стол. Все приобретает под кистью мастера непреходящую ценность и значение.

Автопортрет (1775)

Шарден Жан Лучший портрет Шардена. Художник изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубым козырьком, в коричневой домашней куртке и шейном платке, с пенсне, сползающем на нос. И тем сильнее, по контрасту с затрапезным видом, действует на зрителя пронзительный молодой взгляд старческих глаз поверх пенсне. Это взгляд художника, достигшего к старости чистоты, силы и свободы своего искусства.

Разносчица (1739)

Шарден Жан Перед нами разносчица, которая разносит по домам продукты. Вот и сейчас она принесла хлебы, кур. Женщина одета в аккуратное платье, фартук и чепчик, в правой руке сумка с битой птицей. На столе лежат хлебы, глиняный горшок, на полу — пузатые бутыли темного, толстого стекла. Слева — открытая дверь в другую комнату, где стоит большой медный бак для воды, а в глубине — еще одна дверь, на ее фоне — женская фигура. Шарден создает поэтический образ быта, где важны не сами по себе, в отдельности, женщины, хлебы, бутыли, а их взаимосвязь. С восторгом и любовью Шарден изображает каждый предмет, как будто это одушевленный образ.

Атрибуты искусств

Шарден Жан

Дама, пьющая чай

Шарден Жан

Девушка с письмом

Шарден Жан

Гувернантка (1739)

Шарден Жан

  • Кухарка, моющая посуду
  • Мальчик-половой в погребе
  • Медный бак для воды
  • Медный котелок и три яйца
  • Молитва перед обедом
  • Юная учительница
  • Натюрморт с атрибутами искусств
  • Натюрморт с чайником, виноградом и вином (1779)
  • Натюрморт с цветами в вазе (1763)
  • Натюрморт с персиками
  • Прачка (1737)
  • Рачительная служанка (1747)
  • Трудолюбивая мать (1740)
  • Женщина, набирающая воду из бака (1737)

Источник: http://cvetamira.ru/sharden-zhan-batist-simeon-1699-1779

Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре

Жан-Батист-Симеон Шарден (1679-1779), один из величайших художников XVIII века, родился в Париже в семье ремесленника. О раннем периоде его творчества почти не сохранилось сведений. Известно, что в 1724 г. он вступает в Академию св. Луки. В 1728 г. он был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры весьма необычным путем –

Шарден Жан Буфет
Шарден Жан Скат (фр. La raie), 1728, Лувр

два его произведения, показанные на выставке молодых художников, были отмечены членами Академии, и никому не известный до этого мастер был приглашен вступить в нее. Шарден становится членом Академии по классу «животных, фруктов и цветов» – самому низшему в иерархии жанров той эпохи.

Сын парижского ремесленника-столяра, он прошел выучку у академических живописцев, однако очень скоро порвал с их методом работы — по образцам других мастеров и по воображению. Этому методу он противопоставил работу с натуры и пристальное ее изучение — принцип, которому он оставался верен в течение всей своей жизни.

В 1728 году Шарден обратил на себя внимание двумя натюрмортами («Скат» и «Буфет», Париж, Лувр), выставленными на площади Дофина под открытым небом, где раз в году молодые художники могли показывать свои картины. Успех, выпавший па его долю, позволив ему представить свои работы в Академию.

Здесь его натюрморты получили единодушное признание, и Шарден был избран в число академиков.

В 1731 г. под руководством Ван Лоо Шарден принимает участие в реставрации фресок в галерее Франциска I в замке Фонтенбло, положивших начало знаменитой школе Фонтенбло. Начав с натюрмортов, после 1733 г. он обращается также и к жанровым сценам.

Его современники видели в нем художника, лишенного воображения, который, однажды выстроив определенную композиционную структуру, затем много раз к ней возвращается. В 1740 г.

Шарден был представлен королю Людовику XV в Версале и вручил ему две свои картины.

Шарден Жан Медный бак

В 50-е и 60-е годы Шарден становится популярным художником, натюрморты и жанровые сцены которого находят спрос и хорошо продаются, но к концу этого периода в его жизни наступает перелом.

Публика, следуя изменениям вкуса и моды эпохи, теряет интерес к его произведениям. В его личной жизни происходит драма.

Единственный сын, Пьер-Жан, очень талантливый и многообещающий молодой художник, получивший Гран При в Королевской академии, кончает жизнь самоубийством в Венеции в 1767 г.

Период забвения длится до середины XIX века, когда критики и коллекционеры вновь открывают живопись Шардена. Тогда становится очевидным,

Шарден Жан Корзина с персиками, 1768, Лувр

что он был лучшим мастером натюрморта и не только для своего времени, а его жанровые сцены полны поэзии, лиризма и жизненной правды.

Вместе с тем, открывается и совершенное качество его живописной техники, которого он добивался в процессе медленной, мучительной, тщательной работы и переделок.

Тайну своего великого мастерства художник открыл сам, сказав однажды: «Мы используем краски, но пишем чувствами».

Натюрморт был излюбленным жанром Шардена. Жанр этот вошел в моду в 18 веке под влиянием голландцев, увлечение которыми перекликалось с наметившейся в литературе тяге к простоте и естественности. Но в своих натюрмортах французские мастера обычно отталкивались не от реалистических основ голландского искусства,. а от его декоративных элементов.

Этому декоративному натюрморту Шарден противопоставил свои простые, непритязательные, лишенные каких бы то ни было эффектов картины. Оп писал глиняные кувшины, бутылки, стаканы, простую кухонную посуду, окруженную фруктами и овощами, иногда рыбу или убитую дичь.

Но в этих простых предметах он открыл поразительное богатство красочных оттенков, выразив с необычайной силой материальные качества вещей.

С удивительной тонкостью передает художник блеск начищенной меди («Медный бак», 1730-е гг.), матовую поверхность персиков («Корзина с персиками». 1768), сдобную пышность бриоши («Десерт», 1763, все — Париж, Лувр).

Композиции этих небольших картин подчинены строгой логике. С безупречным чувством ритма организует Шарден классически уравновешенную и гармоничную структуру своих холстов («Натюрморт с атрибутами искусств» (на превью), 1760-е гг.

, Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Продуманное соотношение предметов с особой полнотой выявляет их характерные особенности, выразительность формы, красоту цвета, сложнейшие оттенки которого художник фиксирует мелкими трепетными мазками.

Они создают ощущение игры света на поверхности предметов, объединяют их с

Шарден Жан Жан Батист Симеон Шарден. Молитва перед обедом. 1744. Эрмитаж

окружающей средой. Эти достоинства живописи Шардена сразу же оценил Дидро, считавший его «первым колористом Салона и, может быть, одним из первых колористов в живописи». «…Как движется воздух вокруг этих предметов, — восклицает Дидро, — вот кто понимает гармонию красок и рефлексов».

Столь же оригинальны и совершенны жанровые картины Шардена. Они посвящены изображению несложных сцен быта французского третьего сословия — мелкой буржуазии и трудового люда. Из этой среды вышел сам Шарден и связь с ней не порывал до конца своих дней. Впервые в искусстве 18 века подобные мотивы повседневности оказываются в центре внимания художника.

Сюжеты жанровых картин Шардена лишены драматизма или повествовательности.

В большинстве случаев это изображение мирного неторопливого домашнего быта: мать с детьми, читающими молитву перед скромной трапезой («Молитва перед обедом», 1744, Государственный Эрмитаж); прачка, стирающая белье, и примостившийся около кадки ребенок, пускающий мыльные пузыри («Прачка»,  Государственный Эрмитаж), мальчик, усердно складывающий карточный домик («Карточный домик», Париж, Лувр) —таковы типичные сюжеты картин мастера. Их естественность и простота разительно контрастируют с манерностью и жеманством жанровых сцен Буше. Работы Шардена совершенно лишены литературных и дидактических тенденций, а также сентиментальности,

Шарден Жан Прачка

присущей аналогичным картинам большинства его современников. Но подобно тому, как Шарден в своих натюрмортах открыл красоту простой кухонной утвари, он сумел обнаружить целый мир возвышенных и чистых человеческих чувств в скромных будничных домашних сценах, обретающих в его картинах подлинную поэзию и нравственную значительность.

Лирическая проникновенность («Пользуются красками, но пишут чувством»,— говорил Шарден) сочетается в них с артистизмом исполнения и тем изяществом стиля, который характерен для всего искусства того времени.

Как и натюрморты, жанровые картины Шардена написаны мягко и обобщенно, а их лишенный яркости колорит построен на тончайших гармониях изысканных тонов.

Во французском искусстве 18 века Шарден был также одним из создателей реалистического портрета. Его работам в этом жанре совершенно чужды декоративные эффекты, показные позы, отличающие портреты придворных художников. Они просты по композиции, сдержанны по колориту.

Исключающий всякую идеализацию, правдивый и точный в характеристиках, Шарден в то же время всегда подчеркивает моральное достоинство своих моделей. Утверждение ценности человеческой личности, столь характерное для века Просвещения, лежит в основе этих внешне непритязательных работ художника.

К числу лучших портретов Шардена принадлежат его автопортреты и портрет жены, выполненные пастелью (1770-е гг., Париж, Лувр).

Реалистическое искусство Шардена сразу же получило поддержку передовой художественной критики.

Однако во второй половине столетия, когда от искусства требовали, чтобы оно стало, по выражению Дидро, «школой нравов, немым оратором, наставляющим нас в добродетелях и возвышенных поступках», работы Шардена уже не во всех отношениях удовлетворяли новую критику. Теперь особенным успехом стали пользоваться те художники, в творчестве которых проступали дидактические черты.

Карточный домик

Шарден Жан Карточный домик. Около 1736—1737. Национальная галерея, Лондон

Шарден изображает мальчика, сына своего друга краснодеревщика Ленуара, строящим на столе домик из игральных карт. Стол, на который опирается ребенок, занимает в композиции центральное место и позволяет художнику ввести в пространство картины великолепно написанный натюрморт. Он начинается неожиданно и оригинально с полуоткрытого ящика на переднем плане.

В картине соединены два жанра – сцена повседневной жизни и натюрморт. Композиция построена чрезвычайно лаконично и просто. Художник с таким вниманием и любовью изображает обыденные предметы, что кажется, главной его задачей является показать зрителю, насколько они прекрасны в своей простоте. Но на самом деле за этим непритязательным эпизодом детской игры стоит более глубокий

Шарден Жан «Мыльные пузыри» (1733-1734, Национальная галерея искусства)

смысл. По сути, перед нами моральная аллегория, символизирующая тщетность человеческих усилий, которые смерть разрушает с такой же легкостью, как ребенок разрушает свой карточный домик всего лишь движением руки или дуновением.

Однако трактовка темы vanitas здесь иная по сравнению с той, которая была характерна для живописи XVII века, питавшего к ней особое пристрастие.

Если художники прошлого столетия обращались к таким мотивам, как череп или кладбище и особо подчеркивали драматическое начало, то сейчас вечный вопрос о смысле человеческой жизни, ее быстротечности и бренности, трансформирован в простое, лишенное трагического пафоса событие. Но от этого он не стал звучать менее остро.

Строгости построения композиции, в которой нет ничего лишнего, соответствует и лишенный внешних эффектов, почти монохромный колорит. Но, оставаясь почти исключительно в пределах коричнево-охристой цветовой гаммы, художник насыщает холст неожиданным живописным богатством разнообразных тональных нюансов и теплым, чуть красноватым светом, который излучают краски.

Наряду с «Карточным домиком» Шарден использует еще один сюжет подобного рода, для создания моральной аллегории на тему vanitas«Мыльные пузыри».

И здесь мотив детской забавы превращается в символ быстротечности и бренности человеческой жизни. Художник изображает мальчика, нагнувшегося над подоконником и пускающего на улицу мыльные пузыри.

Справа малыш в смешном колпачке тянется на них посмотреть. Рядом с детьми изображен прекрасный натюрморт.

Автопортрет, выполненный в технике пастели, вместе с двумя другими произведениями, был выставлен в Салоне 1771 г. К этому времени было известно, что здоровья мастера пошатнулось, и он не в состоянии больше работать.

Однако вещи, показанные Шарденом на этой выставке — настоящие шедевры по качеству исполнения – вызвали сенсацию. Автопортрет написан на бумаге серо-голубого тона, которая дает дополнительные, очень богатые колористические эффекты.

Источник: http://iskusstvoed.ru/2017/08/06/zhan-batist-simeon-sharden-1679-1779/

Жан Батист Симеон Шарден: картины, биография художника

Шарден Жан

Шарден — выдающийся мастер бытового жанра, натюрморта и портрета во французской живописи XVIII столетия. И каждая из его картин проникнута трепетным чувством любви к тому, что видит вокруг себя художник.

Вот «Мальчик с юлой» (1738). Он увлечен своим занятием.

Несмотря на чопорную строгость костюма, пудреный парик по моде того времени, мы угадываем в этом портрете сына ювелира Годфруа непосредственность и живость детского характера.

Опущенные глаза, сжатые губы, напряженная поза передают внутреннее волнение мальчика, которого игрушка оторвала от учения (о нем напоминают книги, чернильница с пером на столе).

В созданных затем бытовых картинах — многие из них посвящены воспитанию детей — Шарден еще более подробно раскрывает сюжет. Мать со вниманием рассматривает вышивку, исполненную ее дочерью, которая стоит рядом, скромно потупив глаза («Трудолюбивая мать»).

Прачка занята своим трудом, а ее сынок, сидящий рядом на маленьком стульчике, пользуется случаем развлечься, пуская пузыри из мыльной пены. Тяжелая работа не портит красоты женщин в картинах Шардена.

Лица его прачек, разносчиц дышат свежестью и здоровьем, на щеках их играет румянец, простая одежда, написанная художником звучными желтыми, синими, зелеными красками, подчеркивает мягко круглящиеся формы фигуры.

Шарден вышел из патриархальной ремесленной среды, его отец был столяром. Строгие, добропорядочные нравы своих родителей Шарден сохранил и в собственной семейной жизни: темы его картин взяты большей частью из его собственного домашнего обихода.

Проникновенный реализм произведений Шардена противостоял прихотливости и вычурности господствовавшего тогда стиля рококо.

Художник не идеализировал своих героев, изображал их без прикрас, но в каждом из них чувствовалось сознание собственного достоинства, особенно в женщинах, занятых мелкими хлопотами по дому, в которых скрывается осуществление великого долга матери и хозяйки.

В сценах обыденного быта художник утверждал значительность образов простых людей, представителей третьего сословия — буржуазии, в ту эпоху еще связанной крепкими нитями с трудовой жизнью.

Искусство Шардена было созвучно идеям философов-просветителей.

Они призывали к нравственной чистоте человека, к целостности и единству семьи, к браку, основанному на любви, мечтали о том, что воспитание «добрых нравов» в семье приведет к улучшению всего общества.

Тот же дух демократизма и ощущение внутренней значительности, что и в бытовых сценах, содержится в другом излюбленном жанре художника — натюрмортах. Изображенные им вещи символизируют прочность и упорядоченность уклада обыденной жизни.

Кастрюля с приоткрытой крышкой, несколько головок лука или яблоки, ступка, бутылка с деревенским вином или миска напоминают о скромной трапезе. Это тот «хлеб насущный», который дблжен быть заработан собственным трудом, за который полагалось возносить благодарность богу.

Моральный (отнюдь не религиозный) смысл натюрмортов Шардена раскрывается в самом подборе вещей, которые художник изображает в картине, в продуманном их расположении на столе, в соотношении размеров поставленного натюрморта и полотна, на котором они изображены, в выборе точки зрения — вещи Шардена не кажутся ни слишком большими, ни слишком маленькими, их можно хорошо рассмотреть, и в то же время они слегка отдалены от зрителя. Хотя каждый из натюрмортов расставлен рукой художника, композиции представляются естественными, и возле них чувствуется незримое присутствие человека. Художник пишет предметы выпукло, светотенью лепя объем, использует сочные, живые краски, но в его натюрмортах нет иллюзионистичности — это строгие портреты вещей, передающие их душу, их сущность — святое назначение служить для поддержания сил человека. Над своими картинами, особенно над натюрмортами, Шарден работал очень подолгу, всегда в одиночестве. Вначале он стремился оживить жанр натюрмортов, вводя изображения животных, декоративные мотивы. Лишь в период зрелости, в 1850—1860-е годы, художник ограничивается статичным расположением нескольких обыденных предметов, в которых умеет передать философический дух своей спокойной созерцательности.

В натюрмортах особенно ярко раскрывается дарование Шардена-колориста. Художник накладывает краски мелкими мазками, один и тот же цвет он варьирует по насыщенности в различных градациях — валерах, и это создает богатство, переливчатость красочной «ткани».

Шарден замечает, что каждый из предметов не только обладает своим цветом, но окрашен и отблесками цвета вещей, находящихся рядом, — рефлексами. Рефлексы и валеры цвета образуют как бы красочную мозаику в картинах, но в глазах зрителя они сливаются в цветовую гармонию, передающую единство всей картины.

Краски лежат на холсте по-разному: то они образуют шершавую поверхность, сохранившую следы движения кисти художника, то, напротив, сплавляются воедино, создавая ощущение гладкой, полированной фактуры.

Для украшения галереи замка Шуази и музыкального зала Бельвю Шарден написал особую серию натюрмортов, изображающую предметы, связанные с наукой, искусством, музыкой, — атрибуты.

«Атрибуты искусства» представлены в картине из Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Здесь в центре картины помещена скульптурная голова античного бога Меркурия, слева и справа — книги, свернутые в трубку гравюры, бумага.

Белый гипс отливает легкими розовато-желтыми и зеленоватыми оттенками, которые контрастируют с насыщенным цветом стола, переплетов книг. Дени Дидро писал: «Вот кто чувствует до конца гармонию красок и рефлексов.

О Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно!» Атрибуты искусства у Шардена — это принадлежности труда художника, к которому он относится с той же строгостью и добросовестностью, как, по его мнению, следовало относиться ко всякой работе.

Каждая из картин Шардена — это вещь, сделанная рукою мастеpa, как вещью является стол или кувшин, сделанный руками ремесленников. Но так же, как любая вещь средневекового цехового ремесленника несла его личное клеймо, каждое из произведений Шардена отмечено печатью его индивидуальности, его взгляда на мир.

В конце жизни Шарден исполнил несколько портретов — своей жены и самого себя. Сделанные в технике пастели, эти произведения столь правдивы и согреты искренностью и задушевностью, что они особняком стоят среди произведений того же жанра, задачей которого в XVIII веке считалось возвеличение образа портретируемого.

В автопортретах, хранящихся в Лувре, Шарден предстает как добрый дедушка, на голове у него ночной колпак, он одет в халат, шея повязана платком, на кончике носа круглые очки. Шарден изображает себя таким, каким он был и на самом деле, — мягким, терпимым и добродушным домоседом, чуждым условностей светской жизни.

Простота и безыскусность в жизни, отразившиеся и в творчестве Шардена, сделали его одним из важнейших представителей французского реалистического искусства. Его творчество является связующей нитью между верностью натуре Луи Ленена и преданностью природе, вдохновлявшей демократических реалистов XIX века.

Картины Шардена

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1442-sharden.html

Мыльные пузыри

Жан Батист Симеон Шарден (1699–1779) Мыльные пузыри. После 1739. Холст, масло. 60х73.

Жан Батист Шарден — выдающийся французский живописец эпохи Просвещения, один из главных представителей реалистического направления в европейском искусстве ХVIII века. В разное время он учился у П. Ж. Каза, Ш. Бренна, Ж. Ю. ван Лоо и Н. Н. Куапеля.

Популярность у публики имели бытовые сцены из жизни мелкой буржуазии, третьего сословия и простого трудового народа. В них отсутствуют назидательность и сентиментальность. Самые обычные сюжеты, такие как приготовление пищи, стирка, рукоделие, занятия с детьми, приобретают особое, почти ритуальное значение.

С большой теплотой Шарден изображал на своих полотнах детей. Он умело передавал непосредственность их поведения: любопытство, задумчивость, сосредоточенность, наивную доверчивость, растерянность.

Одним из любимых занятий ребят в ХVIII столетии было пускание мыльных пузырей. На данной картине показан юноша, меланхолически выдувающий через соломинку радужный шар. Мальчуган рядом с ним привстал на цыпочки, чтобы разглядеть, как «растет» пузырь. Колорит холста решен в приглушенной охристо-коричневой гамме.

Художник прекрасно передал материальность всего изображенного: выщербленный камень, из которого сложен парапет, стакан с мыльной водой, одежду героев и сам переливающийся, тонкий и прозрачный мыльный шар.

Этот простой бытовой сюжет скрывает в себе иносказательный смысл, заимствованный из голландской живописи ХVII века на тему vаnitаs. Мыльные пузыри считались символом быстротечности бытия и пустой траты времени. Чтобы подчеркнуть эту идею, мастер сделал главным героем полотна подростка, находящегося на пороге взрослой жизни.

Таким образом художник передает основную мысль произведения — не стоит тратить драгоценное время на легкомысленные развлечения.

Шарден всю жизнь рисовал натюрморты и незатейливые бытовые сценки, но сколько нового раскрывали они зрителю в окружающем мире! На представленной картине молодой мужчина выдувает через соломинку мыльный пузырь, желая развлечь ребенка, но сам он настолько погрузился в это занятие, что лицо его приобрело сосредоточенное выражение, а пальцы, вцепившиеся в подоконник, побелели. 

Мыльный пузырь на картине, хрупкое радужное чудо, от которого вот-вот ничего не останется, напоминает о том, что жизнь прекрасна в каждом своем мгновении и эти секунды невозвратны. Шарден не стремился выразить в своей живописи какую-то высокую идею, темой его творчества была поэзия реальности, которая, насколько можно судить по работам художника, оказывается привлекательнее иной выдумки.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Myilnyie_puzyiri2/

Художник Жан Батист Шарден: жизнь обывателей

За восемь лет до кончины великий художник Жан Батист Шарден вдруг нарисовал собственный автопортрет пастелью.

Публика пришла в недоумение: что за блажь на старость лет менять привычки? Ведь маэстро обожал масляные краски и всю жизнь писал только ими! «Автопортрет»

Впрочем, объяснение оказалось, как водится, банальным: уставшие глаза уже не могли выносить раздражающего действия свинца в масле, а пастель давала возможность быть по-прежнему «в седле». До конца не изменив себе, художник продолжал рисовать излюбленные жанровые сценки, оставив потомкам множество реалистических оттисков своего времени на холсте.

«Молебен перед обедом»»Карточный домик»

Творчество Шардена – это бесконечная вереница бытовых сюжетов, из которых складывается точное представление о жизни «третьего сословия» во Франции XVIII века. Житель Парижа, мастер без устали рассказывал о жизни своих современников, но не привязанные к определённым местам, эти рассказы складывались постепенно в оду целой эпохе со всеми её деталями и милыми подробностями.

«Девушка, играющая в бабки»

Излюбленные коричневые оттенки полотен как нельзя лучше подходят для исторической хроники, в которой со всей тщательностью описан целый мир.

Мир, где обычные французы рождались, росли, жили, кормили свои семьи, воспитывали детей, у кого-то работали и как-то отдыхали.

Особенно забавно рассматривать шарденовские бытовые сценки с позиции современного человека, избалованного благами цивилизации и едкими неоновыми расцветками.

«Прачка»

В своё время Шарден считался непревзойдённым мастером цвета; сам Дидро восторженно отзывался о его потрясающем умении передавать живые дышащие формы предметов, будь то яблоко, ваза или погрызенный кошкой скат.

Особым образом этот талант проявлялся в сюжетных картинках, излюбленной теме живописца.

Благодаря умелому владению свето-цветовыми эффектами, он добивался такой реалистичности, что казалось, ещё мгновение – и герой повернёт голову, сделает движение рукой или шагнёт навстречу.

«Охотничья собака и натюрморт с дичью»»Натюрморт с кроликом и цветами»»Натюрморт с кошкой на столе и рыбой «

Прелестная зарисовка «Мыльные пузыри» замечательно иллюстрирует всё вышесказанное.

Здесь есть и тёмно-коричневый глубокий фон, и особая техника в передаче структуры тканей одежды, объёма предметов и живого тепла человеческого тела.

Композиция, собственно, состоит из фигуры молодого человека крупным планом, тонкой соломинки с большим мыльным пузырём на её кончике, стакана с мыльной водой по руку от юноши и головки любопытного малыша на заднем плане.

«Мыльные пузыри»

Глубокое напряжение скрывается за внешней непринуждённостью; всё замерло в ожидании.

Оторвётся ли мыльное чудо от своей привязи и полетит по воздуху или рассыплется тысячей сверкающих брызг? Молодой человек осторожно дует, сосредоточив всё внимание на пузыре, ребёнок не сводит глаз с прозрачного поблёскивающего шара, да и сам пузырь, похоже, не прочь уже отправиться в полёт. Только стакан не разделяет всеобщего возбуждения: ведь в его берегах плещется, по крайней мере, ещё сотня таких же воздушных шариков.

Простая бедная одежда главного героя, порванный рукав поношенной куртки и выглядывающая из дыры рубаха должны бы вызывать жалость у зрителя. Но не это важно художнику.

Одухотворённое, полное серьёзной сосредоточенности лицо юноши и блестящий плод его усилий рождают чувство гордости и восхищения.

И невольно замираешь вместе с героями и самим Шарденом, тайно молясь о том, чтобы мыльный пузырь всё-таки полетел.

Фрагмент картины «Прачка»»Рачительная горничная»»Рачительная горничная»»Рачительная горничная»

Предлагаем для обсуждения статьи:

Художник Исаак Левитан: один шедевр осени

Художник Архип Куинджи: «крыша мира»

Художник Михаил Александрович Врубель: печальная магия «Царевны Лебедь»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b56ff56050fd400a9295af2/5dc00ba232335400b20dc46d

Жан Батист Симеон Шарден, развитие бытового жанра. Роль натбрморта в искусстве мастера

ШАРДЕН, ЖАН БАТИСТ СИМЕОН(Chardin, Jean-Baptiste Siméon) (1699–1779), французский живописец; родился в Париже 2 ноября 1699. В молодости сотрудничал с Н.-Н.Куапелем, который поручал ему писать аксессуары в своих портретах.

Уже в это время Шарден проявил замечательные способности к точному изображению предметов и передаче особенностей световоздушной среды.

В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем; эту должность он оставил незадолго до смерти.

Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин, играющих детей.

Шарден почти не писал портреты, хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами. В старости ухудшение зрения заставило его перейти от масляной живописи к пастели, и он исполнил в этой технике несколько автопортретов, а также портреты жены и друзей.

Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779.

Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа.

Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики.

Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей, и отражающей мерцающий свет; пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов. Колорит в его картинах несколько приглушенный, свет мягкий и рассеянный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно.

Предметы, изображенные в натюрмортах Шардена, никогда не бывают чересчур роскошными и красивыми, а их расположение кажется случайным. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Эффект ничем не нарушаемой целостности картины достигается благодаря точной передаче рефлексов, отбрасываемым предметами теней, характерных поз или взглядов персонажей.

Современники Шардена говорили о нем как о продолжателе традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра 17 в., и он, должно быть, хорошо знал творчество этих художников. Шарден обогатил эту традицию; он внес в свои жанровые сцены оттенок изящества и естественности.

Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Работал в мастерской Пьера Жака Каза, затем у известного живописца и скульптора Н. Н. Куапеля, у которого Шарден начал писать с натуры. Среди наставников Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого молодой художник принимал участие в работах по реставрации фресок XVI в.

во дворце Фонтенбло. В 1728 г. Шарден организовал выставку в галерее на площади Дофин, которая принесла ему большой успех. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».

В 1730-е — 1740-е гг. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»). Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»).

Запечатленные на полотнах Шардена образы отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Дочь Шардена умерла в младенчестве; практически одновременно с ней умерла и Маргарита. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже.

Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте).

В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту.

На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»).

С годами популярность художника растет. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии. Ему поручается организация ежегодных выставок. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств». В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена; в результате художник лишается своих постов. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера. 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Современники очень скоро забыли Шардена. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.

Его искуссво связано с системой реализма третьего сословия. Ученик академических мастеров. Ещё в годы юнности проявилось влечение Шардена к жанру натюрморта.

В 1728 году на выставке молодежи показал две композиции «Буфет» и «Скат» => влияние фламанской живописи. Они декоративны, но обогащены вдумчивым созерцанием природы. Шарден тяготел не к большим многословным композициям фламанцев, а более сосредоточенным голандским «завтракам».

  • Натюрморт Шардена:
  • —раскрытие структуры и сущности вещей, их индивидуальности, закономерностей их связей.
  • —ощущается близость человека
  • —вещи одухотворены
  • —пафос познания природы
  • —естественность расположения предметов сочетается с композиционной логикой, уравновешенностью, точной расчитанностью отношений.
  • —гармоническая ясность образного строя
  • «Натюрморт с зайцем»«Медный бак»«Натюрморт с атрибутами искусства»«Натюрморт с искусством»«Корзина слив» «Карточный домик»«Трубки и кувшин»
  • Живописная манера
  • —лирическая эмоциональность колорита
  • —свежесть красок и сочность рефлексов
  • —мазки ( в зрелом периоде) широкие и свободные
  • —живописня поверхность как бы отдельно соткана из мельчайших мазков.
  • —передает особенность фактуры — заставляет ощутить плоть

Шарден считался из авторитетнейших знатаков красочных составов. Он лепит форму предмета добротно и уверенно, работая с красочной «пастой», как керамист со своими будущими горшками.

  1. Бытовой Жанр — занимал в 1730 — 40 годы ведущее место в творчестве Шардена.
  2. Ранний период
  3. —Нет сложных драматических жизненных проблем
  4. —В сюжетах нет активного действия
  5. —Мягкая задушевность
  6. —Тонкая эмоциональность
  7. —Скромная поэтичность сюжетов задумчива.
  8. «Кухарка»«Прачки»

Художник будто задерживает течение времени заменяя непосредственное течение времени, заменяя непосредственное действие раздумьем — излюбленный приём раннего периода. Широко применяет систему цветных рефлексов, белый цвет соткан из розовых, желтых, светло голубых, серых оттенков.

  • Поздний период (конец 30 — начало 40х).
  • —изобразительные сцены воспитания
  • —заметнее нравственные ноты
  • —сложней сюжетные замыслы
  • —лирическа эмоциональность — главное свойство искусства Шардена.
  • «Молитва перед обедом»«Тродолюбивая мать»«Гувернантка»

Жанровые картины — поэтический рассказ о добрых нравах простых людей, о достоинствах их образа жизни. Реализм Шардена был одним из первых проявлений демократичной мысли века. Просвещение с его верой в достоинство человека, с его идеей равенства людей.

Портретный цикл 70—е годы.

В более ранних портретах Шардена (Изображение сына ювелира Годфруа) черты характера раскрывались через занятия, имеющее настолько большое значение в картине, что она воспринимается скорее как жанровая сцена. Неслучайно портрет сына Годфру, более известн как «МальчЫк с ЮЛОЙ».

В 70е годы, перейдя к технике пастели, Шарден сосредотачивает внимание на самом облике портретируемого. В этих произведения кристализируется человек третьего сословия.

  1. «Портрет Жены художника» черты домовитости и расчетливости, свойственные самому укладу жизни.
  2. «Авторортрет с зеленым козырьком» — в четком объеме фигуры читается твердость осанки в уверенности позы, в повороте головы, в проницательном взгляде вступает строгое достоинство суровго человека
  3. Изображения
  • Трубки и кувшин. Около 1760—63
  • Разносчица. 1739
  • Медный бак. Около 1733
  • Девочка с воланом. 1740
  • Натюрморт с атрибутами искусств. 1766
  • Стакан с водой и кувшин. Около 1760
  • Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой. 1760
  • Натюрморт с бриошью. 1763
  • Прачка. 1730-е гг.
  • Автопортрет с зеленым козырьком. 1775
  • Автопортрет. 1771
  • Трудолюбивая мать. 1740
  • Мыльные пузыри. Около 1739
  • Карточный домик. 1736—37
  • Скат. 1728
  • Буфет. 1728
  • Серебряная супница. Около 1728
  • Маленькая учительница. Около 1736
  • Серебряный кубок. Около 1768
  • Молитва перед обедом. 1744

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_201435_zhan-batist-simeon-sharden-razvitie-bitovogo-zhanra-rol-natbrmorta-v-iskusstve-mastera.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector