Энгр “портрет наполеона” описание картины, анализ, сочинение

28.01.2016 11:13

Энгр

Двадцать девятого августа в 1780 году на свет появился будущий французский художник Жан Огюст Доминик Энгр, отец которого был скульптором и живописцем, поэтому с ранних лет приучил мальчишку к рисованию.

Также Жан обучался игре на скрипке, пению и вообще был достаточно музыкальным и талантливым ребенком, на которого семья возлагала большие надежды.

Уже в возрасте девяти лет Жан Огюст рисовал потрясающие картины. Свое обучение будущий художник получил в Тулузе, где он был учеником академии изящных искусств. Необходимо отметить, что семья Жана переживала не самые лучшие времена, поэтому ему кроме обучения приходилось работать. Он играл в оркестре театра под названием «Капитолий».

В возрасте семнадцати лет Огюст отправляется в Париж, где становится учеником известного на то время художника Жака-Луи Давида. Жак-Луи был истинным приверженцем классицизма и один из его лидеров, поэтому его взгляды повлияли на мировоззрение и творчество Огюста.

Необходимо отметить, что Энгр быстро отошел от традиционных канонов классицистов и придал этому направлению нового «дыхания». Он расширил и углубил систему классической манеры рисования, и подстроил ее под требования современности. Каждый год один из парижских художников получал Большую римскую премию, которая позволяла четыре года бесплатно обучаться во Французской академии Рима.

Энгр, как и многие другие талантливые художники, мечтал об этой премии, но по настоянию своего наставника Давида ее получил другой мастер кисти. После этой ситуации Жан поссорился с наставником и покинул его мастерскую. Настойчивость, огромный талант и упорный труд помогли Огюсту уже через год получить премию за картины под названием «Послы Агамемнона у Ахилла».

Из-за материальных проблем Жан не смог уехать в Италию и четыре года обучаться в знаменитой академии Рима. Несмотря на это, молодой художник посещает многочисленные парижские выставки картин, знакомится с другими художниками и продолжает писать потрясающие полотна.

Чтобы сэкономить на натурщиках Жан вынужден посещать частные школы, а попытки заработать на иллюстрациях к книгам не увенчались успехом. Даже это не помешало Огюсту найти способ хорошего заработка – он начинает писать портреты.

Через пять лет Жану удается отправиться в Италию, где он прожил четырнадцать лет. В возрасте пятидесяти пяти лет художник становится директором Римской Французской академии и снова оказывается в Риме.

Умер художник в Париже в 1867 году.

Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839:

Энгр

Портрет Инесс Муатесье, 1856:

Энгр

Портрет графа Н. Д. Гурьева, 1821:

Энгр

Мадонна перед чашей с причастием, 1841:

Энгр

Юпитер и Фетида, 1811:

Энгр

Портрет Наполеона I, 1806:

Портрет принцессы де Брольи, 1851-1853:

Источник: https://rus-artist.ru/franczuzskie-xudozhniki/154-biografiya-i-kartiny-zhana-ogyusta-dominika-engra.html

«Наполеон на Аркольском мосту» Гро — История одного шедевра

Сюжет

Середина ноября 1796 года. В критической ситуации, когда французская армия не могла взять Аркольский мост, Наполеон взял знамя и сам повел солдат в атаку. Гро изобразил воодушевленного Бонапарта так, что, кажется, скорая победа его войск — дело решенное.

Энгр Вариант картины в собрании Эрмитажа. Источник: hermitagemuseum.org

Мундир генерала республиканской армии, главнокомандующего, который носил Бонапарт, изображен чрезвычайно точно.

Кстати, пояс, который имел два цвета (красный — цвет дивизионного генерала, белый — знак главнокомандующего) впоследствии на открытках и репринтах изображался трехцветным с добавлением синего, что было ошибкой.

За счет этих деталей и слабо прорисованного пейзажа, в котором слышны отголоски предыдущих сражений кампании, Гро в классической манере романтизма создает образ Наполеона-воина.

Энгр Вариант картины в собрании Версаля. Источник: wikipedia.org

Контекст

Французская армия должна была взять Арколе, чтобы выйти в тылы к австрийцам. В первый день атаки мост никак не поддавался. И тогда Наполеон, понимавший, что атаку надо провести быстро, взял знамя и лично возглавил ее. Увы, это не возымело нужного эффекта.

Солдаты, которые уже было поднялись, чтобы идти за главнокомандующим, увидели, что передовой отряд с Наполеоном обстрелян австрийцами. Бонапарт чуть не погиб — от пули его закрыл своим телом адъютант Мюирон, погибший на месте. Ряды смешались и отступили.

Наполеон был сброшен с моста и чуть не попал в плен. Атака провалилась. Через два дня, когда Арколе все же был взят, его пришлось оставить. К тому времени австрийская армия изменила свои позиции, и первоначальный план о выходе к ее тылам потерял всякий смысл.

Наполеон оставляет Арколе.

Энгр Портрет Бонапарта, 1802. Источник: wikipedia.org

Судьба художника

Антуан-Жан Гро родился в Париже в семье художников. С 6 лет он начал учиться рисовать. А уже в 14 лет отправился к ведущему французскому художнику того времени Жак-Луи Давиду в ученики. Когда через несколько лет отец Гро скончался, юноша, которому едва минуло 20 лет, оказался предоставлен сам себе.

Первые попытки найти заказчиков во Франции были не очень успешны. Тогда Гро решил отправиться в Италию учиться. Там он познакомился не только с работами старых мастеров, но также встретился с Жозефиной Богарне. Ей понравился и молодой человек, и его рисунки. Поэтому когда юноша попросил о встрече с Наполеоном, Жозефина организовала все в лучшем виде.

Энгр «Наполеон возле больных чумой в Яффе» (1804). Источник: wikipedia.org

Знакомство с Бонапартом перевернуло жизнь Гро. Мало того, что художник, получив разрешение писать портрет Наполеона, последовал за ним на поле боя (в чине лейтенанта). Гро был первым, кто вообще стал прославлять полководца в живописи. С его портрета началась «наполениада».

После нескольких лет службы при Наполеоне в качестве официального портретиста художник вернулся в 1799 году в Париж, где начал брать заказы военных и аристократии. На салоне 1808 года Наполеон лично наградил Гро Орденом Почетного легиона.

Энгр «Наполеон в Египетском походе, 1798» (1810). Источник: wikipedia.org

В годы реставрации Бурбонов живописец получил титул барона, возглавил мастерскую изгнанного Жак-Луи Давида и хотел уже было занять место гения и в искусстве. Он старался писать масштабные полотна, однако получалось это не особенно удачно.

Сцены массовых побоищ, где перемешаны люди и кони, были похожи скорее на взятие снежного городка, нежели на эпичные битвы. Еще недавно хваливший художника Жак-Луи Давид теперь не сдерживал сарказма и немилосердно критиковал Гро.

Последний, довольно меланхоличный от природы, не вынес и утопился на середине седьмого десятка.

  • Источники:
  • Encyclopedia Britannica The National Gallery of Art Waterloo200 L’histoire par l’image
  • Фото для анонса на главной странице и лида: hermitagemuseum.org

Источник: https://diletant.media/articles/40026976/

Жан Огюст Доминик Энгр

?

Categories: Автор – Томаовсянка. Это цитата этого сообщенияЖан Огюст Доминик Энгр Энгр Жак-Луи Давид. Портрет художника Энгра    Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года на юге Франции в старинном городе Монтобане. Отец – Жозеф Энгр, занимался живописью, гравюрой, музыкой. Причем, по мнению благодарного сына, уже обретшего к тому времени признание, если бы Энгр-старший имел те возможности, которые он предоставил своему отпрыску, то стал бы величайшим художником современности. Одно из самых ярких воспоминаний Доминика Энгра о собственном детстве — красный мелок, которым он учился рисовать под руководством отца. А на плечи матери, урожденной Анны Муле, легли все остальные заботы о троих детях. Отец решил опробовать все доступные варианты и обучал сына одновременно рисованию, пению и игре на скрипке. Быстро выяснилось, что лучше всего мальчика слушаются карандаш и кисть. Хотя любовь к музыке Доминик Энгр сохранил на всю жизнь, выражение «скрипка Энгра» стало нарицательным. Так говорили о маленькой слабости большого человека. Энгр дружил со многими музыкантами и композиторами, Лист характеризовал его игру как «миленькую» — это увлечение явно не было его сильной стороной. Энгр

Ференц Лист

С 11 до 16 лет юный Энгр обучался основам живописи в Школе изящных искусств в Тулузе. Там впервые проявился и его интерес к античности. К прославленному Давиду на курс в парижскую Академию Изящных искусств Энгр поступил в 17 лет и сразу стал одним из сильнейших учеников. Он не отличался общительностью, зато отличался упорством. На курсе ему дали прозвище «отшельник». Давид заметил трудолюбие и немалый талант юноши, и выдвинул студента на Большую Римскую премию, главная награда в которой — четырехлетняя оплаченная стажировка в Риме. Со второй попытки, в 1801 году Энгр за картину Послы Агамемнона у Ахилла получил эту премию. Увы, казна в наполеоновских войнах поиздержалась, и правительство не могло себе позволить такие расходы. В качестве компенсации художник получил в свое пользование мастерскую, в которой продолжил работать над копиями великих и завоевывал признание публики своими портретами.

С 1802 Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают Портрет Бонапарта — Первого консула (1804), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне.

“Наполеон на императорском троне”

Портрет мадам Devaucay, 1807     

   Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.

   Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий “Большая купальщица” (Купальщица Вальпинсона); исполненная элегантной грации и царственности Большая одалиска.

“Купальщица Вальпинсона”. 1808

    Известна легенда о том, как в 1837 выдержка и спокойствие духа Энгра  во время вспышки эпидемии холеры спасли его студентов. Один из студентов заболел и умер, остальные запаниковали, бросились паковать вещи, чтобы бежать, — словно в то время были способы сбежать от такой напасти. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи.

В течение нескольких недель студенты и преподаватели не выходили из здания, упорно занимались, по вечерам устраивали музыкальные выступления, а иногда Энгр читал вслух Плутарха… Так эпидемия обошла Академию стороной.

  • «Вергилий, читающий Энеиду»  
  • “Счастлив, кто мог познать причины вещей и поверг под ноги все страхи, и неумолимую судьбу, и шум волн жадного Ахеронта”. Вергилий
  • “Паоло и Франческа”
  • Энгр был честолюбив, всегда мечтал о признании и очень болезненно переживал критику: через много лет мог воспроизвести ругательный отзыв в свой адрес и ответно уколоть оппонента.
  • «Природная впечатлительность и безграничное желание славы не дают мне покоя», — признавался он сам. 

Впоследствии искусствоведы сошлись во мнении, что Энгр-портретист — одна из сильнейших сторон его таланта. Сам же он считал портреты халтурой, ремесленным способом зарабатывать деньги. Всерьез Энгр относился к своим работам на античную и историческую тематику.

Энгр

“Композитор Керубини с музой лирической поэзии”. 1842

Талантливый ученик Давида, Энгр довольно быстро отошел от его принципов. На вершине личного Олимпа Энгра нашлось место лишь для главного кумира — Рафаэля.

Он вообще был убежден, что Рафаэль — лучшее, что случилось во всей мировой живописи, а после него история искусств свернула «куда-то не туда». Свою задачу Энгр видел в том, чтобы вернуться к Рафаэлю и от него пойти в правильном направлении, продолжая и развивая его традиции.

А Рубенса Энгр терпеть не мог, заявляя, что его живопись ему «противна и враждебна, как лучу света мрачная темнота». 

“Портрет мадам Муатессье”. 1856

   Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Противостояние этих титанов – противостояние классицизма и романтизма создавало напряженность, в которой развивалась французская живопись тех лет. Античные мотивы и сюжеты, обращение к фрескам возрождения, поклонение Рафаэлю, тончайший рисунок, приверженность классицизму Энгра противостояли страстности, изощренному владению цветом и романтической доктрине Делакруа. Уравновешивалось соперничество, пожалуй, их равновеликим по силе талантом. 

   Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. Потому что импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. А все

они эти академизм не почитали. Так что Энгр — это гораздо больше, чем классическая традиция.

  1. Автопортрет в возрасте 79 лет – Жан Огюст Доминик Энгр
  2. Умер Доминик Энгр в Париже 14 января 1867 года.
  3. Ещё: Жан Огюст Доминик Энгр (1780 – 1867)
  4. Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/15184696.html

Энгр: картины, биография художника

Энгр

1804. Автопортрет  (Шантильи, музей Конде)

«Меня упрекали и, быть может, справедливо, что я слишком часто повторяю свои композиции, вместо того чтобы создавать новые. …Примером для меня служит великий Пуссен, часто повторявший одни и те же сюжеты». Так писал в 1859 году один из старейших художников Франции, пронесший через все бури 19 столетия верность высокому идеалу, — Жан-Огюст-Доминик Энгр.

Читайте также:  Брюллов "вирсавия" описание картины, анализ, сочинение

На протяжении уже полутора сотен лет произведения Энгра считаются примером академического искусства. История сохранила легендарный образ художника — хранителя классической традиции, непримиримого борца против романтизма, прославленного директора Французской академии в Риме, исполнителя официальных заказов на исторические сюжеты.

Но этот образ, инспирированный самим художником, создает ложное представление об искусстве Энгра. За свою семидесятилетнюю творческую жизнь Энгр написал лишь несколько картин, которые можно было бы назвать академической живописью. Среди них — одна из первых работ молодого художника, за которую он был удостоен Большой римской премии 1801 года.

Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: «Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за вос­певанием подвигов героев» (1801, Париж, Школа изящных искусств).

Построенная по аналогии с античным барельефом, сцена из IX песни гомеровской «Илиады» производит впечатление мастерски написанной штудии по мотивам Пуссена.

Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму.

Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции «Ромул, победитель Акрона» для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте «Вергилия, читающего «Энеиду» (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) — на столько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции; будь то развернутая просветительская программа «Апофеоза Гомера» (1827, Париж, Лувр) или изобра­зительная метафора гармонии во фреске «Золотой век» (1843—47, Франция, замок Дампьер) — везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Однако лучшими и бесспорными достижениями художника оказались другие произведения — те, где формула выведена не из априорных «законов стиля», а из свойств самого предмета изображения.

Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Отец его был художником-декоратором, членом Тулузской академии живописи, скульптуры и архитектуры. В своем раннем «Автопортрете» (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином — невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержан­ной энергии.

К тому времени годы учения были уже позади. Получив первые уроки рисунка и живописи у своего отца, ко­торый обучал его также пению и игре на скрипке, Энгр в возрасте 11 лет был отправлен в Тулузу.

В 1797 году он приехал в Париж, чтобы поступить в мастерскую великого Жака-Луи Давида, первого художника Франции, создателя стиля ре­волюционного классицизма.

Энгр посещал мастерскую Давида до 1801 года, когда он по­лучил право на поездку в Италию и четырехлетнее пребыва­ние во Французской академии в Риме. Но по финансовым при­чинам поездка была отложена на пять лет, и тогда молодой Энгр начал заниматься самостоятельным творчеством.

В этот парижский период художник написал несколько портретов, поражающих оригинальностью концепции. Много лет спустя Энгр как-то сказал: «На закате моей жизни я такой же, каким был и в начале ее».

Действительно, у него не было произведений, которые можно было бы назвать ученическими, — Энгр начал с шедевров.

С ранней юности будущий художник вынужден был зара­батывать на жизнь; еще учеником Тулузской академии он иг­рал в оркестре. В Париже он стал брать заказы на живопис­ные портреты. Этот жанр Энгр всегда воспринимал как обузу, как досадную помеху, отвлекающую его от основного при­звания — исторической картины.

Именно в жанре историче­ской картины, границы которого он существенно расширил, Энгр хотел создать «самое прекрасное и самое главное произ­ведение всей жизни».

Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать «Обет Людовика XIII», 1824; «Апофеоз Гомера», 1827; «Му­чение святого Симфориона», 1834, или позднюю композицию «Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе», 1854).

Но на исходе своего пути, составляя список лучших работ для показа на Всемирной выставке 1865 года, Энгр вклю­чил в него многие портреты, завоевавшие признание совре­менников. Так, об «Автопортрете» Энгра 1804 года, также во­шедшем в этот список, Теофиль Готье писал: «Это один из тех волнующих портретов, с которыми человек не бывает в ком­нате один, — словно некто следит за ним из глубины своих темных зрачков».

В 1805 году Энгр создал три портрета членов семейства Ривьер, находящиеся сейчас в Лувре. Виртуозный по форме, но суховатый по характеристике портрет главы семейства Фи- либера Ривьера, крупного чиновника наполеоновской Импе­рии, уступает женским образам этой эффектной группы.

Гос­пожа Ривьер с ее скульптурной полнотой и белоснежной ат­ласной кожей небрежно откинулась на спинку дивана в обрам­лении причудливого узора разнообразных по фактуре и цвету драпировок. Роскошный каскад складок обладает автоном­ной, почти абстрактной красотой.

«Восхитительная мадемуа­зель Ривьер», как называл сам Энгр ее пятнадцатилетнюю дочь, стоит на балконе на фоне отдаленного пейзажа. Схема портрета напоминает построение изображений в живописи раннего итальянского Возрождения.

Заостренная характер­ность угловатой полудетской фигуры и слишком крупных черт круглого лица превращена художником в чеканную фор­мулу вечной юности. (Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери.

) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждаю­щейся жизни и одновременно — хрупкости ее. Двойствен­ность портретной концепции вызывает тревожное чувство, же­лание разгадать загадку «французской Джоконды», как на­зывают портрет мадемуазель Ривьер.

Энгр мучительно ощущал трудность той двойной задачи, которую он ставил перед собой: сквозь черты изображаемых лиц прозреть идеальный прообраз, сохранив сходство и пере­дав индивидуальность. «Женский портрет! Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо», — жаловался художник.

И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные жен­ские портреты: «Прекрасная Зели» (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза д'Оссонвиль (1845), баронесса Рот­шильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристо­кратических и буржуазных салонов увековечены кистью по­следнего олимпийца 19 века.

Написанный в Риме «Портрет госпожи Девбсэ» (1807, Шантильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет выдает его постоянное стремле­ние к идеалу. Прекрасная возлюбленная французского послан­ника при папском дворе изображена в простом и благород­ном черном платье.

Как драгоценное изваяние» выделяется на фоне глубоких золотисто-коричневых и красноватых тонов голова на точеной шее. Формат картины прямоугольный, но плавно завершенный силуэт и круглящиеся линии придают ей вид тондо.

Портрет заставляет вспомнить лучшие создания Рафаэля — не внешним сходством, но чувством гармонии и любви к идеалу.

Однако» будучи сыном своего века Энгр едва заметно нарушает гармонию, даже допускает анатомическую неправильность: чересчур длинная шея, отсутствие видимых суставных сочленений, кажущаяся бескостность модели вы­дают диктат высшего закона, которому подчинил свое твор­чество Энгр.

Художника часто обвиняли в погрешностях против анато­мии. Большинство произведений, где присутствовала обна­женная натура, подвергались строгому разбору со стороны критиков.

«Купальщица Вальпенсон» (1808» Париж» Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом «Юпитер и Фети­да» (1811, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая «Большая одалис­ка» (1814» Париж» Лувр)» у которой насчитывали на три по­звонка больше анатомической нормы» — все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Завершением этого направления поисков абстракт­ной гармонии стало одно из последних значительных произ­ведений Энгра — «Турецкая баня» (1862» Париж» Лувр). В сравнительно небольшом пространстве двадцать пять об­наженных женских тел, прихотливо изгибаясь» образуют безу­пречную «симфонию линий».

Внешние события жизни Энгра складывались в биографию благополучного и преуспевающего художника. Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполео­на — Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее — Карла X» Луи-Филиппа» Наполеона III.

Двадцать четыре го­да художник провел в Италии: с 1806 по 1820 год в Риме, до 1824 года во Флоренции, с 1835 по 1841 год вновь в Риме на посту директора Французской академии. Получивший в 1825 году звание академика и орден Почетного Легиона из рук самого Карла X, Энгр постоянно удостаивался почестей и на­град.

В 1858 году галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет для коллекции портретов знаменитых ху­дожников всех школ и эпох.

Сам Энгр хотел видеть себя «хранителем добрых доктрин, а не новатором ». Постоянным объектом художественной по­лемики служили для Энгра произведения его главного со­перника — великого художника-романтика Эжена Делакруа. Противоположность их характеров выразилась в июльские дни революции 1830 года, когда оба художника охраняли со­кровища Лувра во время уличных боев в Париже.

Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр — у полотен сво­его кумира Рафаэля. Но и Энгр испытал воздействие роман­тизма. Проницательный современник назвал Энгра «китай­ским художником, заблудившимся в развалинах Афин» (Теофиль Сильвестр).

Метафора оказалась удивительно точной: причудливые извилистые линии, отсутствие теней, пряный колорит придают даже самым классическим сюжетам худож­ника экзотический привкус Востока. Сочетание чувственности и холодной отстраненности в искусстве Энгра вносит тот не­классический диссонанс, который выдает его безусловную принадлежность 19 столетию.

Неудивительно, что искусством Энгра восхищались будущие импрессионисты Эдгар Дега и Огюст Ренуар; его творчество высоко ценили и крупнейшие мастера 20 века — Пабло Пикассо и Анри Матисс.

Е.ГОРДОН

Галерея картин Энгра

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2668-engr.html

Образ Наполеона в романе «Война и мир»

Исторические личности всегда представляли особый интерес в русской литературе. Некоторым посвящены отдельные произведения, другие являются ключевыми образами в сюжетах романов.

Таковым можно считать и образ Наполеона в романе «Война и мир» Толстого.

С именем французского императора Наполеона Бонапарте (Толстой писал именно Бонапарте, да и многие герои называли его только Буонопарте) мы встречаемся уже на первых страницах романа, а расстаемся лишь в эпилоге.

В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…».

Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону. Кто-то его не понимал, кто-то им восхищался.

В «Войне и мире» Толстой Наполеона показал с разных сторон. Мы видим его как полководца-стратега, как императора, как человека.

В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя».

На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть».

Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.

Читайте также:  Грабарь "мартовский снег" описание картины, анализ, сочинение

Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.

Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».

Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»

Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».

Неоднозначная характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» представляется читателю. С одной стороны он – великий полководец, властелин, с другой – «ничтожный французишка», «холопский император». Внешние черты опускают Наполеона на землю, он не так высок, не так красив, он толст и неприятен, как нам хотелось бы его видеть.

Это была «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Описание Наполеона присутствует в разных частях романа.

Вот он перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика».

Кстати, этот день для него был особенно торжественен, так как это был день годовщины его коронования.

А вот мы видим его при встрече с генералом Балашевым, приехавшего с письмом от государя Александра: «…твердые, решительные шаги», «круглый живот…жирные ляжки коротких ног…Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… выражение милостивого и величественного императорского приветствия». Интересна и сцена награждения Наполеоном самого храброго русского солдата орденом. Что хотел показать Наполеон? Свое величие, унижение русской армии и самого императора, или преклонение перед храбростью и стойкостью солдат?

Бонапарт очень ценил себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Эти слова были произнесены им во время коронации в Милане. Наполеон в «Войне и мире» выступает для кого кумиром, для кого врагом. «Дрожание моей левой икры есть великий признак», – говорил Наполеон о себе.

Он гордился собой, он любил себя, он восславлял свое величие над всем миром. Россия стояла на его пути. Победив Россию, ему не стоило уже труда подмять под себя всю Европу. Наполеон вел себя надменно.

В сцене разговора с русским генералом Балашевым Бонапарт позволил себе дернуть его за ухо, сказав при этом, что это великая честь – быть вздернутым за ухо императором.

Описание Наполеона содержит много слов, содержащих негативную окраску, особенно ярко Толстой характеризует речь императора: «снисходительно», «насмешливо», «злобно», «гневно», «сухо» и т.д. Дерзко высказывается Бонапарт и о русском императоре Александре: «Война – мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?»

Раскрытый в этом сочинении образ Наполеона в «Войне и мире» позволяет нам сделать вывод: ошибка Бонапарта в переоценке своих возможностей и излишней самоуверенности. Желая стать властелином мира, Наполеон не смог победить Россию. Это поражение сломило его дух и уверенность в своей силе.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/obraz-napoleona-v-romane.html

Наполеон на перевале Сен-Бернар

Дата создания: 1801–1805 годы.
Тип: холст, масло.
Габариты: 261*221 см.

Местонахождение: музей Мальмезон (Франция).

Синопсис

«Наполеон на перевале Сен-Бернар» (также известная как «Наполеон переходит через Альпы») — это название серии из пяти версий конных портретов Бонапарта, принадлежащих кисти французского мастера Жака-Луи Давида. Первоначальная композиция, созданная по заказу короля Испании, демонстрирует сильно идеализированное представление о переходе Наполеона и его армии через Альпы.

История работы

Переход через перевал был одним из стратегических маневров, который помог полководцу одержать победу в битве при Маренго (1800). Для сближения с итальянцами, во время переговоров Наполеона и Карла IV состоялся традиционный обмен подарками.

От Бонапарта поступили версальские пистолеты, платья лучших парижских портных, драгоценности и другие вещи. В свою очередь победителю предложили шестнадцать испанских лошадей, а также портрет, который должен был создать Жак-Луи Давид.

Несмотря на то, что мастер был горячим революционером, он все-таки взялся за работу. Наполеон поручил Давиду создать еще три варианта полотна для замка Сен-Клу, библиотеки Дома инвалидов и дворца Республики в Милане.

Пятая версия, созданная Давидом, оставалась в его мастерских вплоть до смерти художника.

Перед созданием первой версии работы, посол Испании уточнил у Наполеона, что тот хочет видеть на картине. Изначально Бонапарт просил изобразить панораму войск, но в конце концов остановился на сюжете перехода через Альпы.

В действительности, переход через горы проходил в хорошую погоду, а Бонапарту помогали местные гиды.

Тем не менее, изначально картина задумывалась как пропагандистская и заказчик просил выделить его спокойствие в экстремальных ситуациях.

Существует мнение, что именно он предложил также включить в работу имена двух других великих генералов, руководивших переходом через Альпы: Ганнибала и Карла Великого.

Производство

Во время создания работы Давид столкнулся с массой трудностей. Наполеон, позировав несколько часов, наотрез отказался продолжать, не дав художнику достаточно времени, чтобы изобразить все детали.

Бонапарт считал, что полотно должно отражать его характер, а не демонстрировать внешность. Он предполагал, что великие люди древности не позировали для скульптур и портретов, было достаточно лишь того, что их гений живет в произведениях.

Поэтому это полотно стало одной из первых картин, изображавшей идеал и идеи, а не физическое сходство.

Незаконченный портрет Наполеона.

Провальная попытка убедить Наполеона позировать вынудила Давида использовать в качестве модели своего сына, который позировал на лестнице: в этом случае художник смог сделать наброски фигуры французского императора и общей композиции. В качестве модели «огненного скакуна» для разных версий были задействованы две лошади.

Первый портрет был написан в течение четырех месяцев, с октября 1800 года по январь 1801. В работе над остальными версиями Давиду помогали двое его учеников: Мартин Ланглуа и Джордж Руже.

Первая версальская версия

Методика

В работе над этой серией Давид использовал два или три слоя краски.

После изображения основных набросков легкими штрихами производилось уточнение некоторых деталей, после чего мастер сосредотачивался на работе со светом и тенью.

Кроме того, на втором слое Давид убирал все возникшие дефекты и неточности. Заключительный слой представлял отделку штрихов, смещение тонов и сглаживание поверхности. Зачастую эта задача доставалась помощникам и ученикам.

Вторая версальская версия

Детали

Все пять версий имеют схожие размеры (2.6*2.2 м). Бонапарт на них предстает в мундире главнокомандующего генерала и вооружен саблей. Складки его большого плаща развеваются на ветру.

Голова Наполеона повернута к зрителю. Жестом правой руки он указывает на вершину горы. Лошадь вздымается, ее грива и хвост растрепаны ветром. На заднем плане солдаты с артиллерийскими установками совершают восхождение.

Над этим действом нависли темные облака.

Фрагмент второй версальской версии

Различия

В оригинальной версии полотна плащ Бонапарта имеет оранжевый цвет. Лицо Наполеона выглядит более молодым именно в первой работе. Также в разных версиях меняется окрас лошади. Так, в картине из Шарлоттенбурга она рыжая, пятнистая и серая в первом Версальском полотне и черно-белая во втором. Кроме того, меняются и места подписи автора.

Номер версии Местонахождение
Первая музей Мальмезон
Вторая музей Шарлоттенбург
Третья Версальский дворец
Четвертая музей Бельведер
Пятая Версальский дворец

Подписи

Жак-Луи Давид использует надписи и подписи: чтобы усилить символику своих работ. В Смерти Марата, например, революционер держит листок с именем своего убийцы. Надписи присутствуют также в картинах «Леонид при Фермопилах», «Велизарий просит милостыню», «Сафо и Фаон» и других. В этой работе подписи сделаны на камнях, связывая переход через Альпы Ганнибала и Карла с маневром Наполеона.

Наполеон на перевале Сен-Бернар обновлено: Сентябрь 15, 2017 автором: Глеб

Источник: https://artrue.ru/style/neoclassicism/jacques-louis-david/napoleon-na-perevale-sen-bernar.html

Штрихи к портрету Наполеона бонапарта. Описание картины «Наполеон Бонапарт в рабочем кабинете в Тюильри»

Наполеон Бонапарт коротко. Наполеон Бонапарт биография краткая

Наполеон I Бонапарт — император французов в 1804—1815 годах, великийполководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

Наполеон родился 15 августа 1769 в Аяччо на острове Корсика, который долгое время находился под управлением Генуэзской республики.

Наполеоне Буонапарте (так его имя произносилось на Корсике) свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции, достигнув чина бригадного генерала (после взятия Тулона 18 декабря 1793 года).

При Директории добился чина дивизионного генерала и должности командующего военными силами тыла (после разгрома мятежа 13 вандемьера 1795 года), а затем должности командующего Итальянской армией (назначен 2 марта 1796 года). В 1798—1799 годах возглавлял военную экспедицию в Египет.

В ноябре 1799 года совершил государственный переворот (18 брюмера), в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив тем самым в своих руках всю полноту власти. Установил диктаторский режим. Провёл ряд реформ (основание Французского банка (1800), принятие гражданского кодекса (1804) и другие).

18 мая 1804 года был провозглашён императором. Победоносные наполеоновские войны, особенно австрийская кампания 1805 года, прусская и польская кампании 1806—1807 годов, австрийская кампания 1809 года способствовали превращению Франции в главную державу на континенте.

Однако неудачное соперничество Наполеона с «владычицей морей» Великобританией не позволяло этому статусу полностью закрепиться.Поражение Великой армии в войне 1812 года против России положило начало крушению империи Наполеона I.

После «битвы народов» под Лейпцигом Наполеон уже не мог противостоять объединенной армии антифранцузской коалиции. Вступление в 1814 году войск коалиции в Париж вынудило Наполеона I отречься от престола (6 апреля). Он был сослан на остров Эльба.

Вновь занял французский престол в марте 1815 года (Сто дней). После поражения при Ватерлоо вторично отрёкся от престола (22 июня 1815).

Читайте также:  Иванов александр "семь мальчиков в цветных одеждах" описание картины, анализ, сочинение

Цели Наполеона бонапарта. Цель войны Наполеона против России

На Европейском континенте в конце XVIII века шла непрерывная череда разорительных войн. Начало им было положено после свершения во Франции Великой Французской революции и борьбы французского народа за отстаивание своей территориальной целостности.

В кровопролитном противостоянии с европейскими державами республиканская Франция отстояла свое право на определение формы государственного устройства.Старая Европа терпела одно поражение, за другим от революционных французских сил, отстоявших свободу и теперь стремящихся принести на своих штыках революцию на весь континент.

Постепенно освободительные походы превратились в грабительские завоевательные набеги на соседние государства с целью поддержать экономику Франции, задыхающуюся в революционном кризисе.С приходом к власти в стране воинственного генерала Н.

Бонапарта, в 1804 году провозгласившего себя императором, походы за добычей перерастают в завоевательные войны против европейских монархий, имеющие своей целью экспорт революционных идей другим народам и, как следствие, завоевания мирового господства.Мировое господство – заветная цель многих воителей в человеческой истории и от того опасная для всего человечества.

На алтарь этой идеи приносятся громадные человеческие жертвы, устилающие дорогу к цели. Рушатся вековые государственные устои, уничтожаются экономики, культурное наследие народов, узаконивается насилие и грубое попрание их прав и воли.В пожаре войны сгорали целые армии государств, уступая гению Наполеона. Угроза захвата всей Европы нависла над старым Миром.

В этой обстановке Россия постепенно втягивалась в общеевропейский конфликт. Александр I пошел на союз с Англией и Австрией в 1805 году и в этом же году их союзные армии наголову были разбиты французской под Аустерлицем.Россия создает новую коалицию в союзе с Пруссией, Англией, Швецией, Саксонией.

Главные военные силы были у Пруссии и России, но несогласованные действия привели к новому поражению от наполеоновской армии в 1806-07 годах под Фридландом. Александр был вынужден пойти на невыгодный для страны мирный договор с Бонапартом, подписанный в Восточной Пруссии (Тильзит).

Наполеон был близок к мировой гегемонии, как никогда – все крупные противники разбиты и подчинены его воли, а контролируемая Францией территория составляла почти всю континентальную Европу. Правда оставались еще островная Англия и слабо контролируемая Россия. Согласно тильзитскому мирному договору Россия обязывалась подчиниться политике Наполеона и участвовать в блокаде Англии.

Этого он требовал от всех европейских правительств, дабы нанести невосполнимый ущерб экономике Британии.Присоединение к блокаде наносило ощутимый вред и Российской империи, т.к. Англия была ее крупнейшим торговым партнером. К тому же из союзников, они превращались в противников, а это не устраивало ни одну сторону. Демарш Швеции в 1808 г.

заставил Наполеона вынудить Царя объявить ей войну, в результате которой, русская армия захватила Финляндию спустя год.В нутрии империи назревало недовольство купечества, понесшего большие убытки от заморозки торговли хлебом, в казну перестали поступать налоги с продаж. Александр I почувствовал угрозу государственного переворота и стал искать пути выхода из сложной ситуации.

Торговля стала осуществляться в обход французского договора на американских судах. В результате напряжение в отношениях двух держав стало резко обостряться, приведя к таможенной войне Франции против России.Император Александр I тяготился унизительной ролью проводника воли Наполеона и постоянно искал пути разорвать вынужденные отношения.

Наполеон же, видя непокорность русского «союзника» понимал, что решение вопроса о мировом господстве без подчинения русского медведя невозможно.Парижские стратеги разработали план окончательного покорения России, с последующим расчленением ее территории на несколько государств-сателлитов, покорных воли французского императора. Покоренная Россия позволяла подготовить плацдарм на ее южной территории для завоевательного похода к «жемчужине» английской короны – Индии.Отношения начали стремительно ухудшаться, т.к. стороны понимали, что без военного столкновения дело не может обойтись. Франция, стремясь распылить русские силы на два фронта, сумела подтолкнуть Турцию к войне против России. В результате часть сил русской армии во главе с командующим М.И. Кутузовым в 1811 году вели активные боевые действия против турок.

На западе же, используя польскую территория, как плацдарм, Наполеон наращивал военную мощь на российских границах, готовясь к стремительному удару.

Создавались склады с вооружением и амуницией, фуражом и продовольствием, увеличивалась живая сила наполеоновской великой армии, доведенная к началу войны до 600 тысяч человек.

Все было готово к достижению главной цели войны Наполеона против России – мировому господству.

Источник: https://interesnyefakty.com/stati/shtrihi-k-portretu-napoleona-bonaparta-opisanie-kartiny-napoleon-bonapart-v-rabochem-kabinete

Личность Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Личность Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением “Война и мир”. Основной темой произведения являются войны 1805 и 1812 годов и военные деятели, которые приняли участие в противостоянии двух великих держав – России и Франции.

    Исход войны 1812 года был определён, с точки зрения Толстого, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а “дубиной народной войны”, действовавшей с “простотой” и “целесообразностью”.
    Лев Николаевич Толстой как и любой миролюбивый человек отрицал вооруженные конфликты, горячо спорил с теми, кто находил “красоту ужаса” в военных действиях.

При описании событий 1805 года автор выступает как писатель – пацифист , но, повествуя о войне 1812 года, он уже переходит на позиции патриотизма .

    В романе предлагается взгляд Толстого на Первую Отечественную войну и ее исторических участников: Александра I, Наполеона и его маршалов, Кутузова, Багратиона, Бенигсена, Растопчина, а также на другие события той эпохи – реформы Сперанского, деятельность масонов и политических тайных обществ. Взгляд на войну принципиально полемичен с подходами официальных историков.

В основе толстовского понимания заключен своеобразный фатализм, т. е. роль отдельных личностей в истории ничтожна, невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль» и выражается как движение огромных человеческих масс.
    В романа показаны два идейных центра: Кутузов и Наполеон.

Эти два великих полководца противопоставляются друг другу, как представители двух сверхдержав. Мысль о развенчании легенды о Наполеоне возникла у Толстого в связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой со стороны русских. Именно на личности Наполеона я и хочу остановиться поподробнее.

    Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции “мысли народной”. Например, С. П. Бычков писал: ” В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие”.

    Обратившись к строкам романа, на которых Наполеон описывается неоднозначно, я соглашусь с этой характеристикой, данной французскому императору.
    Уже с первого появления императора в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера.

Толстой тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого. “Круглый живот”, “жирные ляжки коротких ног”, “белая пухлая шея”, “потолстевшая короткая фигура” с широкими, “толстыми плечами” – вот характерные черты внешности Наполеона.

При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: “Толстая спина”, “обросшая жирная грудь”, “выхоленное тело”, “опухшее и жёлтое” лицо – все эти детали рисуют человека, далёкого от трудовой жизни, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистом, самовлюблённым человеком, считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса.
    Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство.

Император всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле. Наполеон подошёл к картине, чувствуя , “что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история” .

“Сын его в бильбоке играл земным шаром” – в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать “самую простую отеческую нежность”. Разумеется, это было чистое актерство, император не выражал здесь искренних чувств “отеческой нежности”, а именно позировал для истории, лицедействовал.

Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с завоеванием Москвы будет покорена вся Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.     Как игрока и актёра, писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородинской битвы Наполеон произносит : “Шахматы поставлены, игра начнётся завтра”.

В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: “Игра началась”. Далее Толстой показывает, что эта “игра” стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир. Война – не “игра”, а жестокая необходимость, думает князь Андрей.

И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах , когда над родиной нависла угроза порабощения.
    Наполеон — французский император, реальное историческое лицо, выведенное в романе, герой, с изображением которого связана историко-философская концепция Л. Н.

Толстого. В начале произведения Наполеон — кумир Андрея Болконского, человек, перед величием которого преклоняется Пьер Безухов, политик, чьи действия и личность обсуждаются в великосветском салоне А.П.Шерер. Как действующее лицо романа французский император появляется в Аустерлицком сражении, после которого раненый князь Андрей видит «сияние самодовольства и счастья» на лице Наполеона, любующегося видом поля битвы.
    Еще до приказа о переходе границ России воображению императора не дает покоя Москва, а во время войны он не предвидит ее общего хода. Давая Бородинское сражение, Наполеон поступает «непроизвольно и бессмысленно», не имея возможности хоть как-то влиять на его ход, хотя не делает ничего вредного для дела. Впервые во время Бородинского сражения он испытывает недоумение и колебания, а после битвы вид убитых и раненых «победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». По мысли автора, Наполеону была уготована нечеловеческая роль, ум и совесть его были помрачены, а поступки были «слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого».

    В итоге следует сказать, что Толстой на протяжении всего романа доказывал, что Наполеон – игрушка в руках истории, и притом не простая, а злая игрушка.

У Наполеона были как и заступники, которые пытались показать его в лучшем свете, так и те, кто относились к императору отрицательно.

Бесспорно, Наполеон был крупной исторической личностью и великим полководцем, но все равно во всех его действиях проявляется лишь самолюбие, эгоизм и виденье себя правителем мира.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Личность Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00075801184864203152

Ссылка на основную публикацию