08 февраля 2019
Аристарх Лентулов жил и работал в эпоху небывалых революционных сдвигов, огромных исторических событий. Человека широкой и доброй души, мы знаем его по работам, где он писал яркими и чистыми красками. «Рисовать карандашом мне не хотелось. С самых ранних лет и по сей день я воспринимал мир исключительно через цвет и свет».
Аристарх Васильевич был уроженцем маленького села вблизи Пензы. Его отец был сельским священником и, к сожалению, он скончался в 1885 году, в тот год мальчику стукнуло три года. Казалось, его жизнь расписана – сперва он поступил в Пензенское духовное училище, далее перешел в духовную семинарию. Но у Аристарха с детства проявилась любовь к рисованию, а проторенная колея его не прельщала.
Лентулов Аристарх Васильевич. «Василий Блаженный». Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1913
Свой путь человека искусства он начал в Пензе, где в 1898 году проводился первый набор в недавно открывшееся художественное училище. Но здесь учеба у него не сложилась – спустя два года он поддался ученическим революционным настроениям и вышел из училища.
Далее началась череда мест – через четыре года учебы в Киевском художественном училище, он был отчислен за прогулы занятий. Затем на год возвратился в Пензенское училище, но бросил его ради более перспективного места – Академии Художеств, куда так тянуло всех художников, но провалил вступительные испытания.
Вряд ли можно утверждать о систематичности полученных им за эти годы знаний, ведь он слишком метался.
Если считать периодом формирования манеры художника первое десятилетие ХХ века, то необходимо сказать, что поначалу (где-то до 1909 года) этот интерес был весьма широк.
Художник одинаково комфортно чувствовал себя и в кругу голуборозовцев, и в кругу мирискусников, и при общении с Бурлюками, уже зараженными последними тенденциями Парижа.
Юный Лентулов начинал совершенно банально – он, как и многие, любил Репина.
Лентулов Аристарх Васильевич, «Москва», Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1913
Пройдя через интерес к Врубелю, Борисову-Мусатову, Гогену и его последователям, фовистам, он выработал вполне самобытную манеру письма, в которой большую роль играли яркий цвет, декоративное начало, этюдность композиции и колорит, который был построен на доминирующем розовом цвете. Завершило дело «кубистический» удар – и собственно технический арсенал оказался собран.
Следующие четыре года художник посвятил себя «встраиванию» в современный выставочный процесс, поиску единомышленников, самоидентификации. Путь его был довольно извилист, он почти метался, стремительно меняя художественные предпочтения.
Одно время был близок к художникам «Голубой розы» с их меланхолией не без привкуса символизма; «заигрывал» с бывшими мирискусниками, добившись от Александра Бенуа признания собственного дара («Картины его поют и веселят душу…» — писал Бенуа); находил общий язык с самыми левыми авангардистами (с тем же Ларионовым, например).
Со временем его самосознание стало определяться все отчетливее. Пиковым моментом можно считать 1910 год, когда он знакомится с Машковым и Кончаловским. Это трио быстро нашло общий язык, на горизонте замаячила первая выставка «Бубнового валета» — она распахнула свои двери 10 декабря 1910 года.
Эпоха «Бубнового валета» продлилась шесть лет, с 1910 по 1916 года. «Натюрморт в некотором роде является природой бубново-валетной живописи. В них я искал острых сочетаний цвета и взаимоотношений цвета и формы».
Лентулов Аристарх Васильевич. «Звон (Колокольня «Иван Великий»)». Государственная Третьяковская галерея, Москва. 1915
«По приезде в Москву в 1910 году я начал разговор о формировании общества художников, работавших в противовес декадентам и символистам, господ в искусстве того времени. Председателем общества был Кончаловский, я был выбран секретарем». Бубновому Валету суждено было сыграть большую роль в истории нового русского искусства.
В 1908 году художник женился на курсистке Марии Петровне Рукиной, которая впоследствии стала героиней многих его полотен. Будучи жизнерадостным, местами шаловливым, увлекающимся, художник вел легкую и веселую жизнь.
Жизнь вокруг него в буквальном смысле бурлила. Частыми гостями в его доме были А.Толстой, М.Волошин, В.Маяковский, братья Бурлюки, И.Северянин, В.Хлебников, В.Брюсов и многие другие выдающиеся представители художественной жизни столицы.
Лентулов Аристарх Васильевич. «У Иверской». 1916
Осенью 1911 года, чувствуя свое отставание от товарищей, художник с супругой уезжает в Париж, чтобы заниматься в академии Ла Палетт, где молодые живописцы со всего света изучали ультрамодный в то время кубизм.
Проведя какое-то время в Италии, семья возвращается на родину. Четкие принципы кубизма художник разбавил яркой красочностью, не соблазнившись жесткой геометрией разъятых на части форм и монохромной палитрой.
Череда веселья подходила к концу. Участники группировки пересматривали свои позиции. В этом году и Машковский, и Кончаловский приняли решение уйти в возобновленный «Мир искусства», а через год к ним присоединился и Аристарх Лентулов.
Лентулов Аристарх Васильевич. «Тверской бульвар.Страстной монастырь». Государственная Третьяковская галерея, Москва. 1917 год
Натюрморты в некотором смысле были визитной карточкой Бубнового валета. Но сам Лентулов не обладал особой любовью к этому жанру. Но и он создавал яркие натюрморты. «Астры» (1913) – замечательный пример жанра, перед нами манера, которая принесла Лентулову известность.
Мастер смело «раскубливает» предметы, выделяя из них гармонично сочетающиеся цветовые плоскости. Тем самым он в корне убивает привычное впечатление от созерцания цветов, пытаясь гиперболически выявить их прекрасную сущность.
А если сравнить эту работу с более поздней «Перец и капуста» (1932), кажется, словно их писали два разных художника.
Лентулов Аристарх Васильевич. «Портрет актрисы А.С.Хохловой». Государственная Третьяковская галерея, Москва. 1919
Он много занимался портретом в начале своего творческого пути. Потом был перерыв, а всплеск нового интереса датируется концом 1910-х годов, когда наметился очередной перелом в его творчестве. Тут не обошлось без оглядки на классические образы, подтверждением чему служит «Портрет Е.С.Карезиной» (1923).
К концу жизни он создал целую галерею портретов творческой интеллигенции, таких, как «Потрет художницы Т.А.Оранской» (1941).
Во время дискуссии о месте портрета в современной живописи, он подчеркнул, что «Я считаю портрет произведением искусства только в том случае, если художник передал свое переживание от данного объекта».
Эволюция творчества художника явственно присутствует и в портрете, которому он придавал особое значение. Он прошел путь от кубофутуристического портрета до создания реалистических глубоко психологических образов.
Лентулов Аристарх Васильевич. «Автопортрет со скрипкой». 1919
Крым для художника был излюбленным местом, он часто там бывал. Привозил он оттуда в том числе и концептуальные картины – «Катарсисы (Замок в Алупке)» (1916). Не переставал он туда ездить и в советские годы. Более того, в 1926 году здесь был создан один из самых удачных пейзажей того времени – «Ай-Петри» (1926), который написан в традиционной манере.
В конце 1917 года Лентулов пишет картину «Тверской бульвар», где в условной форме пытается передать атмосферу того времени. «Я сам к октябрьской революции подошел с очень большим восторгом и волнением».
Особая страница в творчестве Лентулова – восторженные красочные гимны праздничной причудливой русской архитектуре. «Я писал соборы и церкви не из религиозных чувств. Они все скошенные расчленены, чего это чувство, конечно, не допустило бы, а просто из любви к русской архитектуре и в честности, к кремлевскому стилю и барокко».
Лентулов Аристарх Васильевич. «Нижний Новгород». 1925
В 1918 году на сцене Большого театра в дни октябрьских торжеств на созданном художником фоне был сыгран «Прометей» Александра Николаевича Скрябина. Он отмечал Лентулова как художника ближе всех стоящего к его цветомузыкальной идее. В этот же год он оформляет Театральную площадь к празднованию первой годовщины Октябрьской революции.
После октябрьской революции Летнулов принял активное участие в формировании новой художественной культуры: он был бессменным председателем общества московских художников, преподавал во ВХУТЕМАСе, участвовал в выставках.
Семья художника ощущала недостаток в средствах. В годы гражданской войны художник переехал в Сергиев Посад. 1927-28 годами датируется последний творческий подъем Лентулова, увенчанный созданием ряда великолепных работ.
В это время он попытался избавиться от навязанных идеологических стереотипов и вернуться к себе самому.
Сочтя в 1926 году нужным идти на компромиссы со «временем», Лентулов вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), но уже год спустя понял полную чужеродность среды, в которую попал и покинул АХРР.
Советские годы жизни Лентулова – настойчивая попытка найти себе место в стремительно идеологизируемой живописи. Он много преподавал, работал для театра, воевал с упрощенцами, доказывая ценность станковой картины.
И на глазах сдавал одну эстетическую позицию за другой, пытаясь объяснить себе и всем необходимость возврата к реализму.
В 1933 году состоялась персональная выставка Лентулова, посвященная 25-летию его творческой деятельности.
Лентулов Аристарх Васильевич. «Солнце над крышами. Закат». 1928
В 1931 году, во время пребывания под Москвой художник осознал ограниченность своих тем. Таким образом осознал необходимость командировки, во время которой воочию увидел преображение великой необъятной Руси в города-гиганты и индустриальные центры.
В 1930-х он совершил несколько поездок по крупным стройкам пятилеток, «отчитавшись» после этого перед публикой серией индустриальных видов. За это время художник успел посетить Мариуполь, Донбасс, Тбилиси.
В этих работах выступает тонким колористом и замечательным композитором.
В конце жизни он пытался соответствовать требованиям утвердившегося в советской живописи реализма. «Татарская улица. Ялта» (1932) – один из наиболее удачных опытов в этом роде.
Свою театральную деятельность художник начал в камерном театре. Работа с Алексндром Таировым дала огромный материал в области взаимопонимания режиссера и художника. Под руководством Таирова в опере Моссовета Лентуловым был поставлен «Демон».
Режиссер и художник долго нащупывали тот стиль и форму, кот требовал этот поистине фантастический спектаклю Следующей его постановкой были сказки Гофмана в театре имени Комиссаржевской.
Звезда Лентулова не погасла: в 20-е, 30-е, трудные 40-е годы он писал яркие, сочные, декоративно-праздничные картины.
Жизнь подходила к концу. В октябре 1941 года, когда под Москвой возникла критическая ситуация, он с семьей эвакуируется в Ульяновск. Через год вернулся в столицу, а 15 апреля 1943 года скончался.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Он прожил 60 лет, но и за эти годы, он, обладая редким живописным даром, сумел вписать особую, неповторимую страницу в историю русского предреволюционного и советского искусства.
Аристарх Васильевич Лентулов – Ландшафт, церкви (Новый Иерусалим), 1916
Лентулов прошел любопытную и вместе с тем логичную эволюцию: от реалистического восприятия мира – через то, что он сам называл «академией методов», — к тоске по «новому реализму». При этом все высшие его достижения пришлись на серединный этап этого пути.
Стиль и технику Лентулова вполне можно анализировать.
Но, занимаясь таким анализом, следует всегда не упускать из виду особенностей творческой натуры художника, среди которых едва ли не главное – его «естественность», в некотором роде «бессознательность» и способность увлекаться.
Это у других тематика и «технология» художественных миров диктовались некими идеологическими убеждениями: у Лентулова все наоборот – он сначала писал, а потом более или менее удачно объяснял результаты своего труда.
Искусствовед Фомирякова Анна
этоинтересно, интересныефакты, жизнь и творчество, Фомирякова, врубель, собор, церковь, Лентулов, Василий Блаженный, машков, кончаловский, бубновый валет.
Источник: https://ArtDoArt.com/news/aristarh-lentulov-2
Иосиф Андреевич Павлишак
Лентулов Аристарх Васильевич — [4(16).1.1882, Нижнее Ломово, ныне Пензенской области, — 15.4.1943, Москва], советский живописец. Учился в Пензенском и Киевском художественных училищах (1897-1907), петербургской студии Д. Н. Кардовского (1908-10); в 1911 работал в Париже в студии А. Ле Фоконье. Один из организаторов объединения «Бубновый валет» (1910). Член АХРР (с 1926), общества московских художников (с 1928). Профессор московского Вхутемаса-Вхутеина (с 1919), Московского художественного института (1937-43). Испытывая в 1910-е гг. воздействие кубизма, футуризма и орфизма, Л. вместе с тем стремился придать своим образам отчётливый национальный характер, обращаясь к мотивам допетровского зодчества, осмысляя традиции иконописи и лубка («Василий Блаженный», 1913; «Звон», 1915; «У Иверской», 1916; все — в Третьяковской галерее). С начала 20-х гг. в творчестве Лентулова происходит поворот к непосредственно-реалистическому восприятию мира. В 20-30-е гг. Лентулов создаёт индустриальные пейзажи, портреты, натюрморты. Пронизанные ощущением полноты бытия, они ближе к натуре, жизненным прообразам («Крекинг нефтеперегонного завода», 1931; «Овощи», 1933; оба произведения — в Третьяковской галерее). Лентулов выступал также как театральный художник (оформление спектакля «Испанский священник» Ф. Бомонта и Дж. Флетчера, 1934, МХАТ 2-й, Москва). Кубизм, экспрессионизм, футуризм, даже соцреализм… Работы Аристарха Лентулова –мозаика из всех самых важных направлений начала XX века. Такие разные картины объединяет неуловимое родство колорита, «лентуловская интонация». Виднейший западный специалист по русскому искусству, профессор искусствоведения Джон Боулт уверен: по масштабу Лентулов для российской живописи то же, что Матисс для мировой. «Матисс, пожалуй, более экспериментальный, чем Лентулов, но у Лентулова такое же увлечение краской как таковой, которое мы находим у Матисса», — объясняет он.
Автопортрет 1912г | Автопортрет 1913г | Автопортрет 1915г 104х142см Третьяковская галерея Москва | Битва победы 1914г | Ворота с башней. Новый Иерусалим | Гурзуф 1913г |
Женщина с гитарой 1913г | Закат на Волге 1928г | Звон — Колокольня Ивана Великого 1915г | Москва 1913г 189х179см Третьяковскаягалерея Москва | Небосвод — Декоративная Москва1919г | Нижний Новгород 1925г |
Ночь на Патриарших прудах 1928г | Пейзаж с белым домом и желтыми воротами1922г | Пейзаж с красным домом 1917г | Пейзаж с монастырской стеной 1920г | Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами 1920г | Пейзаж с сухими деревьями.Сергиев Посад |
Портрет жены и дочери художника 1915г | Портрет Н. Сведонской 1915г | Портрет режиссера Александра Таирова 1920г Русский музей вСанкт-Петербурге | Сельский домик. Село Зюзино | Сергиев Посад 1922г | Собор Василия Блаженного 1913г Третьяковскаягалерея Москва |
Тверской бульвар 1917г | Улица в Сергиевом Посаде1922г | Улица. Москва 1910г | Церкви 1916г | Церкви. Новый Иерусалим1917г | Пейзаж Туапсе |
Пристань в Сухуми ночью. 1934г | Река Пахра | Сирень | Солнце над крышами. Закат.1928г | Страстная площадь ночью | Строители Комбината. 1931г |
У Иверской 1916г | У Черниговской 1920г | Церковь в Солнцедаре.1913г |
Источник: http://pavlishak.ru/lantulov_arestarkh.html
Аристарх Лентулов-его живопись это праздник, красочный фейерверк, щедрое излияние любви к жизни. | Волшебная сила искусства
Автопортрет.
В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Васильевич Лентулов . Живопись Лентулова в его молодые годы — это праздник, красочный фейерверк, щедрое излияние любви к жизни.
На его картинах 10-х годов русский фольклор и европейский авангард праздновали блистательную встречу. Лентулов не боялся стилистических парадоксов. Казалось, в этих ярких, веселых, артистичных холстах открываются какие-то новые пути для развития русской национальной живописи.
Москва.
Родился Аристарх Лентулов в Пензенской области в 1882 году.
Обучение художественному искусству Лентулов постигал в нескольких заведениях: Пензенское художественное училище, Киевское художественное училище и петербургская студия Кардовского Д.Н.
В 1910 году художник Лентулов участвует в создании художественного объединения «Бубновый валет».
Василий Блаженный.
Картина «Василий Блаженный», написанная в 1913 году, по праву считается лучшей в ряду его живописных панно на тему древнерусской архитектуры. Художник не уставал восхищаться этим без преувеличения уникальным памятником. Рассказывая о работе над картиной, дочь.
Лентулова вспоминала, что ее отец хотел увидеть собор как бы «сразу отовсюду», со всех сторон.
«Десятки раз ходил он кругом него, запоминал причудливые ракурсы, следил за меняющимся, как в калейдоскопе, во время ходьбы положением отдельных главок, стараясь передать эту сказочность, эту безудержную фантазию формы и цвета на полотне.»
Художник не изображает храм, он воплощает на полотне уникальное произведение мировой архитектуры – ведь замысел и воплощение Покровского собора тоже поистине фантастичны.
В начале ХХ века Лентулов новыми живописными средствами продолжает мысли древнерусских зодчих, объемно-пластическое чудо XVI века претворяется в двухмерном пространстве картины. Вместо объема на холсте невероятное богатство «звучащего» цвета.
В «Василии Блаженном» Лентулов еще решительней, чем в других картинах использует коллаж, золотую фольгу, из которой он вырезает звезды, наклеенные на изображения куполов.
- Лентулов писал об этом: «Материал, который я применил… состоял из цветных золотистых бумаг, сусального золота – то, что так ярко выражает сущность внутреннего уклада, вкуса и любви москвичей к декоративно-мишурно-пышной красоте… Пестрые, как петрушки, купола чередуются с наклеенными блестками цветных бумаг»
- Москва.
Середина 1910-х годов – время расцвета таланта Лентулова, когда он создал ряд композиций, ставших воплощением новых представлений о возможностях живописи. Для этих монументальных живописных панно Лентулов выбрал принцип «цветодинамики».
Образы древнерусской архитектуры были благодатной почвой для этого приема – ведь именно в ней гармонично сочетаются конструктивное и рациональное начало с прихотливостью, яркой красочностью, «дивным узорочьем» форм.
Картина «Москва» открывала ряд знаменитых панно Лентулова, которые условно можно назвать архитектурными пейзажами. Облик Москвы, сохранившей старые храмы и монастыри, соседствующие с современными зданиями, предстает в монументальном полотне как бы увиденным в калейдоскоп.
Энергия, с которой художник строит композицию, дает ощущение движения, непрерывного изменения ракурсов, звона, гула и грохота современного города, где «сорок сороков» церквей соседствуют с многоэтажными доходными домами начала ХХ век
В 1920-х годах Лентулов создал ряд станковых полотен, пейзажи этого периода близки к стилю импрессионизм. Работы, написанные в стиле соцреализма, особого успеха не имели.
Небозвон (Декоративная Москва). 1915.
Это был воистину уникальный художник. В 1909 году, увидев первые картины Лентулова, Александр Бенуа откликнулся горячо: «Картины его поют и веселят ду-шу… Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант». Прошло, однако, каких-нибудь десять лет, и, увы, «ценить и лелеять» талант Лентулова оказалось некому.
Зрелые годы Лентулова, как и многих художников его поколения, прошли печально.
Лентулов, Аристарх Васильевич. Звон (Колокольня Ивана Великого).
Церкви.
Пейзаж с церковью и красными крышами.
Он был сыном священника из Нижнего Ломова под Пензой; отца своего не знал; учился в Пензе — сначала в духовном училище, затем — в художественном, где преподавал известный передвижник К. Савицкий.
Много лет спустя Лентулов вспоминал, что сильнейшим впечатлением детства он был обязан музыкальной шкатулке, завалявшейся среди прочей рухляди в барском имении, в котором служил его дядя.
Мальчиком, в отсутствие господ,
Аристарх заводил чудесный механизм и «каждый раз плакал от восторга… Никогда больше не испытывал я подобного наслаждения от исполнения даже самых лучших музыкантов, какое я получал тогда от этой маленькой шкатулки с наполовину истертым валиком, отчего некоторые ноты проскакивали и не звучали».
Впоследствии в жизни и искусстве Лентулова музыка займет огромное место. По законам музыкальных ассоциаций будут строиться его живописные композиции.
Дерзость в живописи у Лентулова сопровождалась и дерзостью поведения. Однажды во время занятий на пленэре он «подцветил и причесал» этюд преподавателя.
Результатом этого стал Педагогический совет, который «метал громы, молнии и обещания отдать в солдаты», исключение, а следом за этим возвращение в выпускной класс Пензенского художественного училища.
Очень похожая история произошла год спустя на вступительном экзамене в Академию художеств, когда в ответ на вопрос, где он видит на носу модели зеленый цвет, абитуриент ответил преподавателю: «А разве Вы не видите? В таком случае, мне Вас жаль».
Разумеется, после такого разговора о поступлении в Академию пришлось забыть. Этот эпизод привлек внимание Д.Н.Кардовского, работавшего в ту пору помощником в мастерской И.Е.Репина, и пригласившего Лентулова заниматься в свою студию.
Астры. 1913
Аристарх Лентулов. Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года.
Он привыкнет заканчивать картину под музыку, звуком и ритмом как бы проверяя цвет и живописный ритм. Будет много и охотно работать над оформлением оперных спектаклей. Вскоре, после неудавшейся попытки поступить в Академию художеств, отправился в Париж.
О парижском периоде Лентулова известно мало. Да и продолжался он года полтора. Мы знаем, что в Париже Лентулов познакомился с Пикассо, близко сдружился с Р. Делоне.
И знаем, что в 1910 году вернулся из Парижа и навсегда поселился в Москве законченный авангардист из числа наиболее крайних, напористый и задиристый, один из тех, чье имя гремело в связи со скандальными манифестациями футуристов.
Автопортрет.1915г
«Автопортрет» 1915 года занимает достойное место в ряду многочисленных и разнообразных автопортретов «бубнововалетцев». Обыватель, как правило, представлял художника томным, бледным, подчас утонченно-болезненным.
На картине же Лентулова, самим автором названной «Le grand peintre» (Великий художник) представлен совершенно другой персонаж: мужчина богатырского вида стоит, подбоченясь, на фоне разноцветного узорчатого задника с золотыми сияющими звездами. Розовощекий, могучий, воплощение силы и энергии, взирает он свысока на зрителя.
Голова его окружена серебряно-золотым сиянием – то ли этот великан затмевает солнце, то ли это нимб над его головой.
Узорчатый «кафтан» вызывает ассоциации с футуристической желтой кофтой Маяковского. И хотя название картины, трактовка образа полны самоиронии, несомненно, художник вполне уверен в своих силах и именно поэтому может позволить посмеяться над собой.
Он откровенно веселился, можно даже сказать, дурачился; духом старинного балагана, воскрешенным в урбанистический век, веяло от его франтоватых усиков, казавшихся приклеенными, от пародийной осанки ярмарочного зазывалы, от сусальных золотых звезд на декоративном фоне автопортрета.
Этот Великий Художник российского кубо-футуризма не скрывал озорного удовольствия, бросая в лицо ошеломленному обывателю сгусток молодой оптимистической энергии. В этом парижско-московском авангардисте жил и посмеивался балагур-скоморох допетровской Руси.
Веселость и уверенность в себе — вот эмоциональная атмосфера автопортрета, как, впрочем, и других вещей молодого Лентулова. А он и правда был уверен в себе, и были для того немалые основания. Как уверенно и свободно он распоряжался линией, цветом, объемом, как совершенна гармония его кубистических фантазий.
Поистине он работал играючи и радовался работе-игре.
Что бы он ни писал, будь то портреты, крымские пейзажи, виды Москвы или Нового Иерусалима, в резких разломах плоскостей и причудливой геометрии ломаных линий, в интенсивном, порою — лубочном цвете ощущалась не столько аналитическая потребность проникнуть в структуру вещей (как у европейских кубистов), сколько желание сотворить их заново, сделать их лучше и прекраснее.
Битва победы.
Москва. 1913
Позднее, вероятно, уже в 30-х годах, в угрюмой и подозрительной атмосфере сталинщины, понуждавшей людей отрекаться и каяться, Лентулов взялся за воспоминания, отрывки из которых напечатаны в книге его дочери о нем. Там, в частности, он писал о 10-х годах:
«Я поглощен был искусством и в душе питал честные намерения добиться идеала, которому посвятил жизнь.
Но по приезде из-за границы все, что происходило в то время в Москве под знаком Бурлюков, уж очень стало казаться мне легковесным и, конечно, меня как профессионала до глубины души все это коробило и клало не очень приятную тень на группу серьезно работающих Кончаловского, Куприна, меня, Машкова, Фалька, Рождественского и других.
Лентулов, Аристарх Васильевич. Ворота с башней. Новый Иерусалим. 1917
У Иверской. 1916
Написанная годом позже картина «У Иверской» знаменует новый этап творчества художника.
Кубофутуристическая динамика сменяется на этом полотне ритмически безупречным построением почти уравновешенной композиции, движение «замедляется», замыкается внутри поля станковой картины, приближающейся к классической норме.
В живописную поверхность произведения включены кусочки различных по фактуре тканей – женские фигуры буквально «одеты» в фетр, бархат, шелк – и этот коллаж обогащает колористическое решение картины.
Пейзаж с красным домом. 1917
Церкви. Новый Иерусалим. 1917
Нижний Новгород. 1915.
Портрет Марины Петровны Лентуловой.
Портрет М.П.Лентуловой с розами
Пейзаж с лаврой. 1918—1919
Мир,торжество,освобождение.
Теперь остается сказать о картине «Мир, торжество, освобождение», написанной Лентуловым сразу после революции.
На этой картине — риторичной, как большинство «революционных» картин, представлен восставший человек, свергнувший эмблемы монархического рабства. Лучезарные перспективы мира и свободы простираются перед ним.
Разумеется, пафос Лентулова был абсолютно искренним. Он примыкал к тем художникам, которые после Октября поставили на непрочный альянс социальной революции с художественным авангардом.
Теперь видно, что художники-энтузиасты, прошедшие с революцией, понимали ее явно недостаточно. Да и сама революция пока что себя не понимала. Творческий всплеск Лентулова в первые послеоктябрьские годы оказался последним из выпавших ему.
- Закат на Волге 1928год.
Пристань в Сухуми ночью..1934год.
- Во второй половине 1920-х Лентулов обращается к классической пленэрной живописи, в своих пейзажах он сохраняет звучность красок, они наполнены ощущением воздуха и света.
- Таковы работы Лентулова, написанные в Крыму, например, «Ай-Петри», таковы московские пейзажи, увиденные из окна мастерской художника, среди которых выделяются поистине поэтические вещи, такие, как «Ночь на Патриарших прудах» или «Солнце над крышами».
- Ай -Петри.
Солнце над крышами. Закат.1928год
Ночь на Патриарших прудах 1928год В 1933 году состоялась единственная прижизненная персональная выставка Лентулова на которой, наряду с картинами, написанными в советское время были представлены все его знаменитые произведения середины 1910-х годов, выставлявшиеся на выставках «Бубнового валета».
Последний период творчества Лентулова связан с многочисленными поездками по стране, из которых художник привозил материал для картин, посвященных индустриализации, циклом произведений о строительстве московского метро, продолжением работы в театре, как в Москве, так и в эвакуации в Ульяновске. Осенью 1942 года Лентуловы вернулись в Москву. Аристарх Васильевич был уже болен, перенес тяжелую операцию, но, несмотря на временное улучшение, он скончался 18 апреля 1943 года.
1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's выставлена на продажу картина из советского времени «Образы поколения» Аристарха Лентулова (1882-1943).Картина из частной коллекции. Эстимейт составляет $ 1,4–1,6 млн.
Режиссер А. Таиров, с которым много и плодотворно работал и дружил А. Лентулов, писал о нем: «Он работал, как жил, и жил, как работал… Я помню Аристарха молодым, красивым,- красивым он был до конца,- буйным, непримиримым, горячим, бунтующим, каким, по существу, он оставался всю жизнь. Он верил, что миром правит красота, искусство, что искусство учит человека познавать природу».
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/1796605
Лентулов: картины, биография
Обычно мы говорим о «ярком таланте» художника в метафорическом смысле, но в применении к Лентулову это определение приобретает свой подлинный, буквальный смысл. «Русский Ярило» — так называл художника критик Л. Варшавский. Александра Бенуа пленял в нем «прекрасный красочный дар».
Лентулов воспринимал окружающую действительность через цвет, тон, насыщенный свет. Этот восторг перед красками мира художник с особой яркостью воплотил в своих полотнах, посвященных Москве.
Но круг его тем не был замкнут, столь же увлеченно он писал и среднерусскую природу, и юг, и индустриальные пейзажи, которые были характерны для советской живописи 1930-х годов; его натюрморты всегда отмечены большой композиционной и цветовой выразительностью, не раз обращался Лентулов и к портрету. Аристарх Васильевич Лентулов родился в семье сельского священника в одном из сел Пензенской губернии. Специальное художественное образование он получил сначала в Пензенском, а затем в Киевском художественном училище (1897—1907). В течение следующих двух лет он занимался в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге, потом в студии Ле Фоконье в Париже.
В 1910 году художник обосновался в Москве. Десятые годы в творчестве Лентулова связаны с «Бубновым валетом». Он был одним из организаторов этого художественного общества, участником всех его выставок.
Этот период в творчестве Лентулова отмечен прежде всего увлечением большими декоративными панно, где художник дает полную свободу своей любви к открытому цвету и буйной фантазии. В.
Маяковский писал о Лентулове и его единомышленниках: «Плеяда молодых русских художников уже начала воскрешать настоящую русскую живопись, простую красоту дуг, вывесок, древнюю русскую иконопись безвестных художников».
Лентулова в эти годы влекло и к московской архитектуре, образ которой он воплощал с помощью причудливо-сложных цветовых и фактурных построений («Василий Блаженный», 1914; «Звон», 1915; «У Иверской», 1916). «Василий Блаженный» — это живописное воплощение удивительного восхищения художника перед «каменным нагромождением предков».
Художнику хотелось, по свидетельству М. А. Лентуловой, воплотить собор «как бы сразу отовсюду, со всех сторон». Он улавливал в русских храмах и колокольнях какие-то особые черты — чудесную сказочность, стремление русских зодчих воплотить в камне и дереве неземную, дивную красоту.
Ведь и возводились эти храмы когда-то «на удивление», «на диво». Лентуловская энергия «смотрения» в чем-то сближалась со зрительным гиперболизмом Маяковского. На смену открыто фольклорным устремлениям в творчестве художника первой половины десятых годов приходит тяготение к сфере театральной.
Лентулов оформляет постановку «Виндзорских проказниц» в Камерном театре (1915), делает макет постановки «Демона» Рубинштейна в Экспериментальном театре (режиссер А. Таиров, 1918). И не случайно уже после Октябрьской социалистической революции, когда действительность позвала живопись на улицу, увлекла идеалом всенародного зрелища, среди первых, кто откликнулся на этот зов, был Лентулов, создавший праздничное оформление Театральной площади и Большого театра к первой годовщине Октября.
Лентулов развивался вместе со временем. Он искренне и ото всей души хотел быть художником, отражающим современность. В 1926 году Лентулов становится членом АХРР, а затем, в 1928 году, вместе с И. Грабарем, А. Осмеркиным, С. Герасимовым и другими организует Общество московских художников (ОМХ). Живописный язык Лентулова в эти годы меняется, становится более ясным и простым.
Он много работает в области пейзажа. В 20-е годы им были написаны известные полотна «Ай-Петри» (1926), «Закат на Волге» (1928). С начала 30-х годов Лентулов интенсивно работает в области индустриального пейзажа. Темперамент художника, острое вйдение позволяют ему создать интересные монументальные пейзажные образы («Крекинг нефтеперегонного завода», 1931).
В портретных произведениях Лентулова психологическая характеристика стала преобладать над чисто живописной, свойственной его ранним работам в этом жанре (портреты Е. С. Карензиной, 1923; В. Г. Дуловой, 1940). В течение всего творческого пути Лентулов оставался выдающимся мастером натюрморта.
Его работы «Перец и капуста» (1933), «В эвакуации» (1942) отмечены волшебным даром живописного перевоплощения простых вещей в удивительные и невиданные. Вся творческая жизнь Лентулова связана с работой в театре. В 1923 году им была создана цветовая партитура к исполнению «Прометея» Скрябина в Большом театре.
Музыкально-цветовое единство в декоративных решениях театральных постановок «Испанского священника» Флетчера, «Сказок Гофмана» Оффенбаха принесли Лентулову заслуженную известность.
Много сил отдано было Лентуловым педагогической работе. Он преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, а с 1937 года и до конца жизни был профессором Московского художественного института.
Картины Лентулова
Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/3291-lentulov.html
Описание картины "Березовая роща" Левитана: анализ, материалы для сочинения
«Березовая роща». И. Левитан |
Исаак Левитан — выдающийся русский художник-пейзажист, автор множества гениальных картин. В этой статье представлено описание картины «Березовая роща» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.
Смотрите: Описание других картин Картина «Берёзовая роща» писалась Левитаном в период с 1885 по 1889 гг. Картина размером 28,5 × 50 см выполнена маслом на бумаге на холсте. На данный момент полотно хранится в Третьяковской Галерее.
Описание картины «Березовая роща» — из статьи Б. В. Йогансона:
«…шедевр живописи — «Березовая роща». Когда я увидел «Березовую рощу» Левитана, я был буквально ошеломлен. Мне показалось это каким-то чудом. В этом небольшом полотне как будто сконцентрировались все те мои ощущения, которые остались у меня от детства, когда я выезжал под Новый Иерусалим и собирал подберезовики в великолепной березовой роще на берегу Истры. Это было так разительно точно, что мне даже казалось, будто бы я начинаю ощущать аромат трав, слушать негромкий шум листвы берез, перебираемых ласковым летним ветром, что я вижу этот зайчик, этот солнечный свет, пронизывающий всю листву и падающий на сочную траву, он сейчас захватит и мою руку, и я буду ловить этот солнечный зайчик. У меня было такое ощущение, что я сейчас вхожу в этот лес и буду идти долго и вдыхать в себя весь этот лесной аромат, этот солнечный свет, который искрится, дрожит, прячется и вновь возникает, как будто играя в прятки, этот удивительный зеленый солнечный свет, который создает в душе какое-то необыкновенное веселье, радость, и эти ослепительные в белом солнечном свете белые нарядные стволы берез, скрывающиеся в зелени и снова возникающие и манящие уйти вглубь и вглубь, как можно дальше в этот лес. Надо сказать, что поразительное ощущение какого-то непосредственного общения с природой было так остро, так живо в этом произведении, что я с необыкновенным изумлением вдруг прочитал, что эта маленькая картина — жемчужина русского искусства — создавалась с 1885 по 1889 год. Самый факт возможности работы над пейзажем, таким небольшим, в течение нескольких лет, с перерывами, снова возвращениями к этой теме и сохранением при такой длительной работе непосредственности ощущения и такой пленительной свежести самой живописи меня просто поверг в изумление, и до сих пор я не перестаю изумляться этому совершенству, этому бриллианту даже в творчестве Левитана. На первый взгляд картина «Березовая роща» не пленяет нас какой-то особенной композицией, каким-то изыском композиционного порядка, но если мы всмотримся глубже и внимательнее, то увидим, что композиция необыкновенна, необычна.
Все представляется случайно увиденным, но на самом деле это очень продуманная, блестяще организованная и очень сложная композиция: Левитан от опушки леса ведет наш взгляд вглубь. Нет, здесь все очень продумано, очень организовано и, с точки зрения художника, взято совсем не случайно, хотя стволы берез, стоящих на переднем плане, как бы случайно срезаны краем полотна.
Здесь мы встречаемся с поразительным мастерством Левитана, художника огромной жизненной правды и художника такой страстной влюбленности и такого непосредственного отношения к природе, что тут эти компоненты уже становятся незаметными. В искусстве очень часто сами средства изобразительные так акцентируются художником, что мы сразу их замечаем; сразу обращаем внимание, что композиция необычна, что очень эффектно декоративное решение, изысканно графическое решение. Смотря на «Березовую рощу», мы меньше всего думаем о тех художественных частях, которые сложили это удивительное целое. Нам кажется, что это просто: увидел художник — так и спел. И очень трудно здесь говорить о каком-то профессиональном анализе: настолько это маленькое произведение является слитком смысла, содержания, сути ликующего солнечного летнего дня, ослепительного, играющего в березовой роще. Надо сказать, что и сама поверхность холста, плотность, эмалевость этой живописи, ее какая-то необыкновенная насыщенность, когда она светится изнутри, достигается не путем грубых, резких контрастов. Вся освещенная часть картины — и белые стволы и листва — объединена каким-то общим светом так, как мы действительно видим в березовой роще. Взглянешь — и даже видишь, как солнечный луч проходит сквозь листву и освещает нижние ветви и зелень травы сверху, словно прожектором, в котором мы видим отдельные, как будто туманные лучи, и этот свет рассеивается и все объединяет. То же самое мы видим в картине Левитана. Эта способность Левитана, несмотря на очень длительную работу, на буквально ювелирную отделку этой вещи, несмотря на тончайшую выписанность поверхности, необыкновенно тонкого, точного анализа, самых тончайших градаций, близких по цвету отношений зеленого, светло-зеленого, густо-зеленого, коричневато-золотистого, то есть очень близких, но очень разных, умение вскрыть в одной зеленой гамме такое невероятное цветовое разнообразие и богатство — все это и делает это произведение Левитана неповторимым шедевром в истории русского искусства. Левитан умеет непосредственное ощущение своего эмоционального состояния донести через очень длительный процесс работы, не засушить. Он умеет не утерять за деталями целое, а оставить и воплотить все образы целостно свежо и непосредственно, как будто это написано с лету, с одного взгляда. На самом деле художник-профессионал знает, какая это невероятно сложная задача, потому что при тончайшем колористическом решении здесь еще надо быть великолепным, непревзойденным рисовальщиком. Без точного рисунка всех переплетений ветвей, без точного графического образа, который лежит в основе этого произведения, такой великолепной правды всех этих кружев легких берез, освещенных солнцем, никогда художник не мог бы добиться.» (статья Б. В. Йогансона из книги И. А. Куратовой «И. И. Левитан», 1970 г.)
Описание картины «Березовая роща» — из книги В. Петрова «Исаак Левитан»:
«В Бабкине был начат и такой шедевр Левитана, как картина «Березовая роща» (1885-1889), завершенная спустя несколько лет в Плесе на Волге. В этом изображении благодатного уголка молодого березового леса все сияет, излучая чувство бодрости, причастности светлой энергии живой жизни. Умело используя выразительные возможности фактуры, художник передает игру солнечных лучей на белых стволах, переливы и модуляции зеленого цвета листвы березок и сочной травы, среди которой виднеются синие искорки цветов. Интересно сравнить «Березовую рощу» Левитана с аналогичной картиной Куинджи, пользовавшейся тогда широким успехом у русской публики («Березовая роща», 1879 г.) Если Куинджи воспринимает свет солнца как величественное, непостижимое, влекущее к себе человека физическое явление, то Левитан смотрит на мир, имея в основе отношения к природе некий психологический «модуль человечности». Березки являются в его картине не сгустками света и цвета, зажженными потоком солнечных лучей, а самыми веселыми и светолюбивыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу и живущим, как и все вокруг них, своей жизнью, душевно близкой художнику. Эта удивительная по свежести, лучезарности и непосредственности переданного художником переживания работа относится к тем произведениям Левитана… Художник замечательно передает игру солнечных лучей на белых стволах, ярко-зеленых кудрях березок и сочной траве, среди которой виднеются синие искорки цветов. Об этой картине в искуствоведческой литературе нередко говорят как об образце «русского импрессионизма». Действительно, она живо перекликается с передачей радости жизни «здесь и сейчас» в искусстве лиричнейших из французских импрессионистов — Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, о которых в пору создания «Березовой рощи» художник мог знать только понаслышке. С ними Левитана роднят стремление к фиксации трепета пронизанного светом воздуха, фактурное богатство, фрагментарность композиции. Но для французов… характерно купание глаза в световоздушной среде, переданной потоком разноцветных «атомов», создающих зыбкую мерцающую ткань живописи, отсутствие психологической протяженности… Для Левитана же, как и для других русских художников его поколения, например, Валентина Серова… предметом изображения является не «впечатление» как таковое, но переживание красоты существующего вне нас прекрасного мира природы.» (В. Петров, «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)
Это было описание картины «Березовая роща» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.
Смотрите: Описание других картин
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/08/opisanie-berezovaja-roshha-levitan.html