Алексей Кондратьевич Саврасов, «Озеро в горах Швейцарии», 1866
Художник Алексей Саврасов – великий русский мастер пейзажа, старался не изменять своему таланту под влиянием житейских обстоятельств, выпавших на его долю. Современники с восхищением и искренней печалью писали об этом живописце, чьи личные достоинства с годами переплетались с ужасающей судьбой спивающегося человека.
Настоящие признание и успех пришли к Саврасову очень рано. И все же на его пути было много испытаний, которые чуткая и ранимая душа живописца не всегда могла преодолеть.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Весна. Грачи прилетели», 1872
Если внимательно всматриваться в детали пейзажей Саврасова, проявляется то, что стало духовным источником его творений.
В каждой картине есть тот луч, радужный блеск, светлый, жемчужный акцент, дающий всему пространству, всей природе особое позитивное звучание.
И это не контраст, а именно просвет, пожелание счастья, солнечных дней и тепла на фоне серой, мрачной, темной или неказистой реальности.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Вид в Швейцарских Альпах. Гора Малый Рухен», 1862
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру», 1852
Особая интуиция требуется, чтобы поймать этот промелькнувший отсвет, нежный перелив, проблеск, отражение. И редчайшее мастерство, чтобы это отобразить, зафиксировать, показать зрителю радость среди печали, скорби, мнимой беспросветности.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», 1851
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Село Болгары. Лето», 1872
Много лет спустя такое же поэтическое настроение отразится в стихах Александра Блока. Этот светлый ярко-голубой клочок, который открывается глубоко в небе, несет в себе надежду на лучшее, что так ценится и так редко встречается.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Волга близ Городца»
Странно, но почему-то существует миф о том, что Саврасов – «творец одной картины», а именно «Грачи прилетели». Возможно потому, что Александр Бенуа в книге «История русской живописи» слишком резко и довольно несправедливо высказался о нем.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Пейзаж с радугой», 1881
Нелепо звучат слова о том, что только это полотно «феноменальный, необъяснимый случай» на фоне предшествующего «банального» творчества и «пустоты» после написания одного значительного полотна. Жесткое мнение Бенуа прямо противоречит его же рассуждениям о «священном даре» Саврасова внимать никем ранее не слышимым таинственным голосам природы.
Или о том, что картина была путеводной звездой для новых поколений. Несомненно, признание Саврасова как талантливого живописца произошло задолго до 1871-го, когда были написаны «Грачи». Профессионалом он стал в двадцать лет, окончив Московское училище живописи и ваяния.
«Вид на Кремль от Крымского моста» (1851) оценивался современниками как тонко схваченный живописцем момент перед ливнем, ненастье, переданное с достоверностью и яркостью.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Летний день. Куры на задворках», 1874
В 1854 году в Москве Саврасова называли первым среди пейзажистов. Его творчество оценили в Императорской академии художеств. П.М.Третьяков приобрел его «Вид в окрестностях Ораниенбаума» в 1858-м.
Очевидно, что Бенуа слишком субъективно оценивал Саврасова. Поскольку созданный уже после «Грачей» «Проселок» (1873) — тоже признанный шедевр. Недооценивать работы, как «до», так и «после» — большой просчет.
Обаяние, искренность и художественное мастерство – далеко не все эпитеты, которых заслуживают сотни полотен мастера. Совершенство колорита летнего пейзажа с мельницами (1859) создает почти ощутимый эффект восходящего солнца. Как трогательны «Дворик.
Зима» (1870) и «Домик в провинции» (1878), необычен «Закат над болотом», завораживают волжские этюды.
Алексей Кондратьевич Саврасов,»Оттепель. Ярославль», 1874
Нет, Саврасов, даже при критическом подходе к его трудам, никак не «автор одной картины», зря потративший все остальное время. Это прекрасно знали И.Левитан, К.Коровин, М.Нестеров — его ученики. В Московском училище мастер преподавал двадцать пять лет, начиная с 1857 г.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Лосиный остров в Сокольниках», 1869
Надо вспомнить, что Алексей Кондратьевич был сыном купца (Кондратий Соврасов – так звали его отца). И мальчику приходилось отстаивать свои занятия рисованием, ведь поприще ему готовили другое. Он смог убедить ближних, что его тяга к прекрасному, к искусству – не блажь, а настоящее призвание, которому он посвятит всю жизнь. В сущности, ведь так и получилось.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Камень в лесу у Разлива. Вид в имении И. Д. Лужина близ станции Влахернская», 1850
Рассказы о Саврасове в последние пятнадцать лет его жизни очень печальны. Но даже в эти годы знакомые отзывались о нем, как об очень хорошем, милейшем человеке. Грустно читать о том, как Гиляровский познакомился с художником в тяжелые дни, когда весь облик и поведение свидетельствовали о запоях, случайных заработках и жизни, продолжавшейся благодаря поддержке любивших его людей.
Только вытянуть Саврасова их этой колеи уже никому не удалось. Застенчивый и чуткий человек не устоял перед пагубной привычкой, ставшей «второй натурой».
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Кутузовская изба в Филях», 1860
Семейная жизнь принесла живописцу не только радость, но и много горя. Из пятерых детей от первого брака трое умерли в младенчестве. Супруга, Софья Герц, была родом из семьи, хорошо известной в обществе: один из братьев преподавал историю искусств в Московском университете, другой — был товарищем Саврасова по училищу.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами», 1850
Оказалось, что жениться по любви – еще не достаточно, чтобы быть счастливым. Жена оставила его после двадцати пяти лет супружества. Их союз и преподавательская деятельность художника полностью совпадают по времени.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Гибель корабля в море», 1862
Есть важный факт, говорящий о многом. У его второй жены, с которой не было официального бракосочетания, родилось двое детей. Алексей Моргунов, внебрачный сын, стал известным художником. В последние, тяжелые годы Саврасов продолжал искать свой «просвет», были люди, не отрекавшиеся от него и продолжавшие любить и поддерживать.
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Зимний пейзаж», 1880—1890
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Зимний пейзаж. Москва», 1873
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Пейзаж с рекой и рыбаком», 1859
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Летний пейзаж с дубами», середина 1850-х
Алексей Кондратьевич Саврасов, «Хоровод в селе», 1873—1874
Источник
Источник: https://nnart.site/kartina-velikich-russkich-chudoznikov/kartiny-hudozhnika-alekseya-savrasova-logicheskaya-igra
Маслом на холсте: культовые картины Алексея Саврасова
24 мая 1830 года родился русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели» Саврасов Алексей Кондратьевич. В день рождения знаменитого русского художника представляем вам его самые знаменитые работы вкупе с интересными фактами из биографии.
Сам Алексей Кондратьевич. 1870-е годы
Способности к живописи у будущего художника обнаружились в ранней юности. Отец мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», но маленький Алексей в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И.
Рабуса. Во время обучения, в 1849 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции.
В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.
Камень в лесу у Разлива — Алексей Кондратьевич Саврасов. 1849. Холст, масло.
Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».
Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду
Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена Третьяковым в 1858 году.
Вид в окрестностях Ораниенбаума
Морской берег в окрестностях Ораниенбаума
Вместе с русским живописцем Пукиревым Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 — «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 — «Домик в провинции».
Сельский вид
Лосиный остров в Сокольниках
Домик в провинции
В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках.
В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье.
В этот период появилась его самая знаменитая — «Грачи прилетели», а также «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» и другие.
Грачи прилетели
- Печёрский монастырь близ Нижнего Новгорода
- Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.
- В конце 1870-х годов Саврасов начал страдать алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы, и в 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.
- Село Волынское
«В последние годы, когда Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает русский писатель Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 — картина «Весна. Огороды».
Умер Алексей Кондратьевич Саврасов 8 октября 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке.
Источник: https://diletant.media/articles/29024022/
Художник Саврасов А. К
Алексей Кондратьевич Саврасов родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках — К. И. Рабуса.
Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.
В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — “Камень в лесу у “Разлива”
и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами”
(оба 1850 год). Более зрелой и мастерски исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” (1851 год).
Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым.
Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году“Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”. И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид.
В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы.
Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е годы), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857)
Исполнены они с исключительным графическим мастерством, хотя и различны по приемам, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач.
В целом раннее творчество Саврасова (“Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду”, 1851; “Вид в окрестностях Ораниенбаума”, 1854)
пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким “кулисным” контрастам переднего и заднего планов.
Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859).
Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”, 1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870).
Изначально свойственная Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.
В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы “Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”,
датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.
В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И.
Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу.
С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.
Написанный в это время “Пейзаж с рекой и рыбаком” (1859)
наглядно демонстрирует его достижения. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.
В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения. Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году — “Вид на Москву от Мазилова”, “Пейзаж с мельницей” и “Вечерний пейзаж”.
Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.
Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России.
Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства.
“Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем.
Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.
Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки.
После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами.
Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.
Природа для живописи там “в высшей степени интересна”, так отзывался о красоте местной природы Саврасов, и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну
“Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена” (1862).
Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. И это в какой-то степени предопределило тот взлет в творчестве художника конца шестидесятых и семидесятых годов. Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял своеобразие и обаяние родной природы. К этому периоду относятся — “Сельский вид” (1867), “Плоты” (1868),
“Зимняя ночь” (1869).
Найденный Саврасовым тип полужанрового пейзажа явился, по существу, лишь первым этапом его сложных творческих поисков. Главной темой по-прежнему остается природа, близкая и созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства.
Уже в семидесятые годы русский реалистический пейзаж становится явлением исключительным среди пейзажной живописи других европейских школ и качественно отличается от художников барбизонской школы, создававших во Франции свободный от академических традиций национальный пейзаж.
В структуре русского пейзажа яснее, чем у барбизонцев, выступят черты , обобщающие и типизирующие натурный материал, и более сложно проявится связь с эстетикой и нравственными идеалами.
Более широким и емким у русских пейзажистов окажется круг и разнообразие никем не использованных мотивов.
С подобными явлениями чаще всего приходится встречаться в многообразии и новизне саврасовских картин — “Вечер. Перелет птиц” (1874),
“Вечер. Поле с воронами” (1880-ые годы).
Нарастание сложных чувств и переживаний, частично связанных и с обстоятельствами личной жизни, заметно уже в картине 1869 года “Лосиный остров в Сокольниках”, и еще более явно в картине “Лунная ночь. Болото” (1870), в которых все располагает к лирической настроенности, к готовности вслушиваться и всматриваться.
В 1870 — 1875 гг. художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Среди работ, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: “Волга близ городца” (1870), “На Волге” (1870-ые годы) и первая повествовательно раскрытая картина “Печерский монастырь под Нижним Новгородом” (1871).
К этому же времени относится и начало работы над картиной
“Волга под Юрьевцем” (1871).
- Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.
- Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине
- “Грачи прилетели” (1871).
Этюдная работа над “Грачами” шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церковка на фоне стылых дальних лугов, — все это слилось в образе удивительно проникновенном и лирическом.
Именно тут “настроение” — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А.
Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: “все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”.
К сожалению, эта картина, выставленная на первой передвижной выставке, не была в полной мере оценена современниками.
Только в девяностых годах эстетическая концепция, вносящая в пейзажную живопись лирическое переживание природы, будет в полной мере представлена в работах учеников Саврасова.
Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах.
Незримо-зримая “душа”, особое символико-поэтическое настроение оживляет и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (“Дворик”, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (“Сухарева башня”, 1872; “Вид на Московский Кремль. Весна”, 1873). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина
“Проселок”, (1873).
Искусство Саврасова семидесятых годов представляет собой самый зрелый и яркий период творчества художника. Это сказывается не только на выборе тем, раскрывающих значительные явления жизни природы и смены ее состояний, но и на его непрестанных поисках их живописного выражения, поражающего внутренней правдой и глубоким знанием жизни.
- Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.
- Последующие работы позволяют судить насколько был велик творческий потенциал художника, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы, по-прежнему продолжающей его вдохновлять. Сюда следует отнести — “Ивы у пруда” (1872),
- “Весенний день” (1873).
Нарастают черты символизма в искусстве Саврасова, придавая натуре свойства ностальгического видения (“Могила на Волге”, 1874; многие из поздних весенних и зимних пейзажей).
Получает свое продолжение волжская тема, прочно вошедшая в творчество Саврасова. Сюда следует отнести такие произведения: “Оттепель. Ярославль”, “Оттепель”, уже упоминавшаяся
“Могила на Волге. Окрестности Ярославля” (все 1874 года),
“Волга. Дали” (1870-ые годы), “На Волге” (1875).
Отдельно следует упомянуть такие работы:
“Радуга”,
- “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы),
- “Вечер. Перелет птиц” (1874)
и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж “Закат”.
Этим произведением как бы завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого размаха и многоплановости в его творчестве.
Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: “Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер. Поле с воронами”, “Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-ые годы), “Сосны на берегу озера” (1880-ые — 1890-ые годы) и
“Оттепель” (1887 год),
исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе “Грачей”.
Умер Саврасов в Москве 26 сентября 1897.
Источник: https://subscribe.ru/group/rodstvennyie-dushi/860233/
Алексей Саврасов: биография и творчество художника
???? Приветствую любителей живописи! В статье «Алексей Саврасов: биография и творчество» — о жизни и картинах знаменитого российского пейзажиста. В конце статьи вы можете посмотреть картины художника (видео).
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) входит в число знаменитых пейзажистов России и основателей направления передвижников. Своим творчеством он проложил начало новому этапу в русской живописи. Наиболее известной из всех его произведений стало полотно «Грачи прилетели».
Саврасов: биография
Будущий живописец родился в Москве. Талант к рисованию у него обнаружился еще в детстве, и в 1844 г., против воли отца, он начинает учебу в училище живописи в Москве. Первую известность ему принесло произведение «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду».
«Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Молодому человеку на момент написания этой картины исполнился всего 21 год. Он уже обладал прекрасной техникой и был способен разглядеть романтику в убогих деревенских селениях, распознать тайну прекрасного.
Он продолжает писать. В 1854 г. за полотна «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег…», созданные близ Санкт-Петербурга, заслуживает почетное звание академика.
Уже в тот период творчества Саврасова можно увидеть насколько новаторским был его стиль для живописи. Постоянно экспериментируя с цветом, он использует широкую, контрастную палитру оттенков.
Добавляя к этому детализированность, способность передавать атмосферу через мельчайшие подробности, ему удаётся создавать необычайно реалистичные картины.
Примерно с шестидесятых по восьмидесятые годы, Алексей Саврасов активно творит и участвует в общественной жизни. Преподаёт, участвует в создании пособия по живописи, а также различных выставках, в том числе заграничных. Получает несколько наград и становится одним из основателей «Товарищества передвижников».
«Грачи прилетели» 1871, Государственная Третьяковская галерея, Москва
В этот наиболее благополучный период его жизни он создает свою знаменитую картину, которая увидела свет на первой выставке художников-передвижников: «Грачи прилетели».
Саврасов очень точно смог изобразить этот тонкий, едва заметный момент перехода зимы к весне. Снег ещё лежит, но уже виднеются проталины и первые лужицы. Разнообразие серых тонов картины очень точно отображают момент, когда природа только просыпается.
Однако прилёт грачей из дальних стран и понемногу теплеющее небо знаменуют скорое обновление и начало новой жизни в природе.
Последние годы жизни
Ближе к восьмидесятым годам заметен спад творчества художника в связи с развившимся алкоголизмом на почве семейной трагедии. В 1871 году погибает горячо любимая дочь, а через пять лет распадается брак. Жена, лишает его возможности видеться с детьми.
«Пейзаж. Село Волынское», 1887
Саврасов пишет все реже и в более мрачных тонах, его картины пользуются, куда меньшим спросом. В 1887 он создает картину «Пейзаж. Село Волынское»
Из-за алкоголизма, он лишился работы и положения в обществе. Он потерял многих друзей и, главное, семью. Погибает он в полном одиночестве и бедности в 1897 году.
Творчество Саврасова
Всё свое творчество Саврасов посвятил любви к России, её природе. Он видел прекрасное в обыденности русских сёл и деревень. Сквозь их простоту и где-то убогость, он сумел разглядеть своеобразную красоту — «Весенний день» (1873).
Пейзажи с изображением русской природы, всегда вызывали душевный отклик у художника. Им посвящено всё его творчество «Дорога в лесу» (1871).
В каждой картине им изображается бескрайний простор и могущество родной природы. Его пейзажи дарят чувство причастности к некому таинству жизни. Ощущается уединённость этих мест, которая будто возвращает к вечной истине («Рожь» 1881).
Исследователи творчества Алексея Саврасова отмечают особое отношение художника к родине. Действительно, его картины это не просто любовь к красоте, но особое отношение к России. Саврасов искренне любил свою родину и восхвалял своим творчеством простор и таинство, свойственное прекрасной русской природе.
Такие же теплые чувства он испытывал к сёлам и деревням, полным простоты и где-то неблагополучия, но всё же приятные взгляду. В его творчестве чувствуется определенный трагизм, свойственный русскому народу, и ему же присущие духовные силы и простор.
Видео
В этом видео дополнительная информация Алексей Саврасов: биография и картины художника
Дорогие читатели, оставляйте комментарии к статье «Алексей Саврасов: биография и творчество». Поделитесь этой информацией в социальных сетях. ???? Заходите, впереди много интересных историй!
МирТесен
Источник: https://damy-gospoda.ru/aleksej-savrasov-biografiya-i-tvorchestvo/
САВРАСОВ, АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ
САВРАСОВ, АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ (1830–1897), художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского «пейзажа настроения» в русской живописи. Родился в Москве 12 (24) мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу.
В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, окончил его в 1854. В 1862 и 1867 побывал во Франции, посетил ряд других западноевропейских стран; особое впечатления на него произвели горные виды Швейцарии. В 1870–1875 совершал ежегодные творческие поездки на Волгу.
Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870). Жил в Москве.
Раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851; Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким «кулисным» контрастам переднего и заднего планов.
Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859, Латвийский художественный музей, Рига).
Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (Лосиный остров в Сокольниках, 1869, там же; Лунная ночь. Болото, 1870, Историко-художественный музей, Серпухов).
Изначально свойственная Саврасову «виньеточная» манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.
На Волге в 1871 мастер создает этюды к ряду лучших своих работ (Печерский монастырь под Нижним Новгородом, Художественный музей, Нижний Новгород), в том числе к знаменитой картине Грачи прилетели (Третьяковская галерея), ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.
Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церквушка на фоне стылых дальних лугов, – все это сплавилось в образе удивительно проникновенном и лирическом.
Именно тут «настроение» – как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, – окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И.Н.Крамской, заметив (в письме Ф.А.
Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах»».
Незримо-зримая «душа», особое символико-поэтическое настроение животворит и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (Дворик, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (Сухарева башня, 1872, Исторический музей, Москва; Вид на Московский Кремль. Весна, 1873, Русский музей, Петербург). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина Проселок (1873, Третьяковская галерея).
Помимо картин авторитету Саврасова способствует и его плодотворная педагогическая детельность: в 1857 он вел пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; среди его учеников были К.А.Коровин и И.И.Левитан.
Черты символизма в искусстве Саврасова быстро нарастают, придавая натуре свойства ностальгического видения (Могила на Волге, 1874, Алтайский краевой музей, Барнаул; многие из поздних весенних и зимних пейзажей). Однако в поздний период мастер уходит с большой художественной сцены: страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе Грачей.
Умер Саврасов в Москве 26 сентября (8 октября) 1897.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/SAVRASOV_ALEKSE__KONDRATEVICH.html
Алексей Кондратьевич Саврасов 1830-1897. Хронология жизни 1830, 12 (24) мая — родился в семье московского мещанина Кондратия Артемьевича Саврасова (до. — презентация
1 Алексей Кондратьевич Саврасов
2 Хронология жизни 1830, 12 (24) мая — родился в семье московского мещанина Кондратия Артемьевича Саврасова (до середины 1850-х годов подписывал свои картины как А. Соврасовъ) А. Саврасов поступает в московское Училище живописи и ваяния, вновь учится в Московском училище живописи и ваяния (МУЖВ) по классу пейзажной живописи у К.И.
Рабуса удостоен звания неклассного художника за «Вид Московского Кремля при луне».
Пишет картину «Камень в лесу у разлива» «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» пишет картины на основе впечатлений от поездок на юг России: «Степь днем», «Рассвет в степи» женитьба на Софье Карловне Герц руководит пейзажным классом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Пейзажи «Вид в окрестностях Ораниенбаума», «Пейзаж с рекой и рыбаком» принимает участие в первой выставке, организованной Московским обществом любителей художеств поездка в Петербург по поручению МОЛХа для доставки в Москву картины Александра Иванова «Явление Христа народу» поездка на Всемирную выставку в Лондон. Посещает Францию, Швейцарию и Германию. Пишет картину «Вид в швейцарских Альпах близ Интерлакена» По заказу графа А.С. Уварова, председателя Общества любителей художеств, исполняет шесть декоративных панно с видами Греции, Кавказа, Крыма, Малороссии и Великороссии для новогоднего праздника в здании Благородного собрания Получает звание надворного советника. Посещает Швейцарию поездка во Францию на Всемирную выставку в Париже. Катина «Сельский вид» Награжден орденом Святой Анны 3-й степени Картина «Лосиный остров в Сокольниках». Участвует в создании Товарищества передвижных художественных выставок Картины «Домик в провинции. Весна», «Зимний пейзаж. Иней», «Дворик. Зима» Пишет картину «Грачи прилетели». Участие на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок Картины: «Волга под Юрьевцем», «Печерский монастырь под Нижним Новгородом», «Разлив Волги под Ярославлем», «Бурлаки на Волге», «Проселок»,»Могила на Волге», «Окрестности Ярославля» На 4-ой выставке картин Товарищества передвижных художественных выставок представлены полотна Саврасова «Вечер. Перелет птиц» и «Жатва». Картины получили негативные отзывы, после чего художник отказывается от выставления своих работ в Петербурге Картины «Радуга»,»Рожь», «Пейзаж с радугой» Уволен из Московского училища живописи, ваяния и зодчества Разрыв семейных отношений. Саврасов ведет скитальческую жизнь, терпя нищету и болезни Саврасов выполняет рисунки для журналов «Радуга» и «Эпоха» Картина «Весна. Огороды». 1897, 26 сентября (8 октября) — умер в Москве, во 2-й городской больнице, в отделении для бедных.
3 Карл Иванович Рабус ( ) « Самое важное для пейзажиста – уметь « видеть» природу. К.И Рабус. В то время пейзаж так и назывался — «видописание».
4 Камень в лесу у «Разлива» (1850)
5 Вид на Кремль в ненастную погоду (1851)
6 «Грачи прилетели». «Земля ведь рай, и жизнь на ней — тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник — тот же поэт». Саврасов А.К.
7 Весна.Грачи прилетели. (1872)
8 Грачи прилетели (1880). Повеяло весной(1890).
9 Грачи прилетели.(1879)
10 Ранняя весна ( ).
11 Грачи прилетели (1894). Весенний пейзаж(1890).
12
13 Вид на Московский Кремль. (1873). Сухарева башня(1872).
14 Вид Москвы с Воробьиных гор (1850).
15 Новодевичий монастырь(1890).
16 Графика «Манер живописи много, а хороших картин мало. А дело не в манере, а в умении видеть красоту, болеть ею, страдать ею и стремиться выразить невыразимое. Надо быть влюбленным в природу и творчество, тогда только можно писать. Только любя и боготворя природу, учась у нее, можно найти себя в искусстве.» Саврасов А.К.
- 17 Село Волынское(1887).
- 18 Берег моря. Сумерки(1854)
- 19 Сасский затон на Волге (1853).
- 20 Пейзаж с мельницей (1861).
21 Сосны у болота (1882). Лунная ночь над рекой(1885).
22 Сосна(1854). Деревья у озера (1868).
- 23 Пейзаж с церковью и руинами (1861).
- 24 Ранняя весна (1873).
- 25 Гроза (1856).
- 26 Пни (1854).
27 Фотографии Саврасова А.К. Алексей Саврасов жил и работал в то романтичное время, когда каждая фотография была редким явлением и самостоятельным произведением искусства. Сохранилось не много фотографий художника
28
29
30 Выставки и экспозиции. В годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвует в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в в академических выставках. Его картины также появляются на всемирных выставках венской 1873 года и парижской 1878 года, а также на всероссийской выставке в Москве в 1882.
31 Художник и его картины. В СССР существовали марка с известной картиной А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и его портретом.
32 К столетию со дня смерти художника. В 1997 году, к 100- летию со дня смерти А.К Саврасова Центральным банком России была выпущена памятная монета из серебра номиналом в 2 рубля, на которой был изображён портрет художника и фрагмент его картины «Грачи прилетели».
Источник: http://www.myshared.ru/slide/389113