Репин «царевна софья» описание картины, анализ, сочинение

Возьмем, например, картину «Не ждали» и попробуем вспомнить, какую историю она рассказывает. Некий худой изможденный мужчина робко входит в комнату. Присутствующие удивлены — даже поражены его визитом. Женщина в черном на первом плане вскочила с места и не может поверить своим глазам. Она ведь считала мужчину… мертвым!

Репин «Не ждали», 1884–1888 гг.

Итак, Репин рассказывает о возвращении домой человека, которого «не ждали», — каторжника и политического ссыльного, оказавшегося в заключении после террористического нападения на императора Александра II в 1881 году. Несколько лет спустя Александр III объявил об амнистии политзаключенным, и мысль о возможности ссыльному вернуться домой к людям, которые давно его похоронили, очень вдохновила Репина.

Догадаться о том, какое преступление совершил главный герой, позволяют «ключи-подсказки» — картины, развешенные на стенах квартиры.

Справа висит портрет Александра II в гробу: эта посмертная фотография часто хранилась в домах радикально настроенной интеллигенции и была символом витающих в обществе революционных взглядов.

На фронтальной стене портреты, раскрывающие духовную жизнь семьи, — поэтов Шевченко и Некрасова.

А между ними — изображение горы Голгофы, на которой был распят Иисус Христос, символ мученичества и последующего воскрешения.

Репин На фото: император Александр II в гробу

Разгадывать картину «Не ждали» интересно, но еще интереснее увидеть в ней второе дно.

Во-первых, существует другая версия знаменитого шедевра — полностью идентичная по композиции картина, на которой в комнату входит девушка-гимназистка в походной шали.

Во-вторых, известную сегодня версию, где главным героем становится мужчина, Репин писал очень долго. Ему никак не удавалось определиться, какой же он должен быть, этот вернувшийся политический ссыльный и террорист.

Репин Эскиз к картине «Не ждали», 1883 год

На эскизах к картине — уверенный в себе интеллигентный мужчина в очках и распахнутом пальто. Человек передовых взглядов, следующий за идеей, вдохновленный высшими идеалами. В финальной версии, которую мы знаем сегодня, это осунувшийся, исхудавший каторжник, почти что призрак, который даже не уверен, примет ли его собственная семья.

Художник долго «угадывал» выражение лица, позу, общий посыл, с которым герой возвращается домой. Поэтому именно лицо входящего — самая интересная часть картины, которую Репин много раз переписывал.

В нем он пытался уловить собственное отношение к событиям, ставшим историческим и идейным фоном для картины.

Персонаж заключенного — это вопрос: кто такой революционер и в чем смысл совершаемого им переворота? Что дало убийство императора и кто от этого выиграл? Романтизированный нравственный образ революционера сильно менялся в общественном сознании — и в сознании Репина тоже.

Царевна Софья и Третьяков

Другая знаменитая работа Репина с неоднозначной историей — портрет царевны Софьи. Сначала критики оценили очень неоднозначно общепризнанный сегодня шедевр. Основной претензией к репинской Софье была «неточность проработки драматического сюжета». Василий Суриков резко высказался: «Разве могли стрельцы за этой рыхлой бабой пойти?»

Репин «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году», 1879 год

Критики в сторону картины было множество, хотя Репин долго готовился к портрету и старался максимально точно передать историческую обстановку тех времен, внимательно изучал гравюры с картины начала XVIII века.

В качестве моделей позировали несколько женщин, в том числе мать художника Серова.

Несмотря на замечания, самому Репину нравилась его Софья и, в отличие от многих других собственных картин, ее он никогда не переписывал.

Репин Царевна Софья, гравюра XVIII века

Наверное, одним из немногих, кто своевременно и высоко оценил царевну, был товарищ Репина, художник Иван Крамской: «Я очень был тронут Вашей картиной. После „Бурлаков» это наиболее значительное произведение. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории. Браво, спасибо Вам!»

Репин Иван Крамской, автопортрет, 1867 год

Павел Третьяков долгое время не мог решиться приобрести портрет Софьи для своей коллекции. И, если бы не мнение Крамского, которому он очень доверял, возможно, под давлением прочих критиков он бы этого так и не сделал.

«Она многим не по вкусу, — писал Крамской Третьякову, — но это потому, что мы еще не знаем нашей старой жизни. Ведь что тогда было? Какая могла быть Софья? Вот точно такая же, как некоторые наши купчихи, бабы, содержащие постоялые дворы, и т. д.

Это ничего, что она знала языки, переводила, правила государством, она в то же время могла собственноручно отодрать девку за волосы».

Выбор был сделан, и картина добавлена в галерею, где находится и сегодня.

Бурлаки и Достоевский

О картинах Репина говорили не только художники и художественные критики. Когда писатель Федор Достоевский увидел «Бурлаков на Волге», он был поражен: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя.

Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу…

Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины».

Репин «Бурлаки на Волге», 1870–1873 гг.

Правда, далеко не все испытывали такие же светлые чувства от репинских картин.

Во время одной из выставок министр путей сообщения увидел в картине личный укор его работе и пристыдил Репина за излишнее морализаторство: «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?..

Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников».

Репин «Канин в лямке. Волга у деревни Воровской», 1870 год, этюд

Действительно, именно картину «Бурлаки на Волге» часто интерпретируют как социальную, критическую картину, которой Репин хотел подчеркнуть недостатки общественного устройства и униженное положение некоторых слоев русского народа. Но сам Репин всегда утверждал, что меньше всего он хотел кого-либо поучать или упрекать. Его интересовали прежде всего характеры бурлаков, их судьбы, то, чем жили эти люди.

Во время путешествия по Волге он скрупулезно собирал и зарисовывал типажи, общался с людьми, проникался особенностями их уклада и быта. Ему хотелось почувствовать, чем живут эти люди, как они оказались там, где они есть, и меньше всего хотелось в этом кого-то обвинять.

Больше всего занимал Репина бурлак Канин — он идет на картине первым, с повязкой на голове: «И все больше и больше нравится он мне; я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи. Какая же теплота в этом колорите!» В него, по признанию самого художника, он был буквально «влюблен» — так часто случалось и с другими персонажами репинских картин, настолько глубоко его воодушевляли их яркие типажи.

Итого

Все эти истории подтверждают: Репин и его творчество — совсем не так однозначны, как может казаться. И таких историй, которые позволяют по-другому взглянуть на творчество знаменитого художника, много. Достаточно почитать многочисленные мемуары художника и немного погрузиться в историческую канву, обрамляющую его произведения.

Источник: https://vtbrussia.ru/culture/gtg/mify_o_Repine/repin_samiy_ponyatny/

Царевна Софья Алексеевна

Живопись на исторические темы — любимый жанр у многих художников. Одна из картин Ильи Ефимовича Репина до сих пор вызывает споры, как в среде художников, так и историков. В 1878 г. Репин писал своему другу В.В. Стасову: «Я все езжу и хожу пешком по окрестностям Москвы.

Какие места на Москве-реке! Какие древности еще хранятся в монастырях...

» После посещения Ново-Девичьего монастыря и знакомства с рассказами о царевне Софье, старшей сестры Петра Первого, жившей тут в заключении, после осмотра ее кельи с окнами, затянутыми решетками, где она томилась многие годы, Репин загорелся желанием написать об этой женщине.

Картина «Царевна Софья Алексеевна» стала первым произведением художника на историческую тему; полотно было написано в 1879 году. Это, по существу, портрет-картина. Софья интересовала Репина как человек сильного, неукротимого характера. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, культура и вместе с тем грубость.

«Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».

И.Н.Крамской

Репин

Репин И.Е. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879

(Государственная Третьяковская галерея)

Незадолго до того, как Репин начал свою картину, Россия отметила 200-летие со дня рождения Петра Великого. Именно тогда известный русский историк Сергей Соловьев в своих лекциях, прочитанных в Московском дворянском собрании при полном зале, впервые назвал первого российского императора вождем. Лекции получили международное признание и вскоре были напечатаны, а первые наброски, эскизы и этюды репинской «Царевны Софьи» появились в 1878 году, когда еще не затихло эхо тех торжеств, подчеркнувших исключительно ретроградную роль Софьи в истории России.

Репин внимательно прочел исторические исследования об этом бурном времени, провел много времени в Оружейной палате, изучая предметы и обстановку XVII века. После этого началась работа над сюжетом.

Репин

Репин И.Е. Царевна Софья Алексеевна. (фрагмент картины) 1879

Репин изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком мятеже, направленных против Петра I. Петр сам раскрывал все нити заговора, допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее приверженцами, в первую очередь — со стрельцами.

 Русская царевна Софья Алексеевна была правительницей Русского государства в 1682—1689 годах при двух царях, её малолетних братьях Иване V и Петре I. Последний всплеск стрелецких волнений Россия пережила весной 1698 года. Софья ждала этих выступлений и надеялась, что ненавистный Пётр не сможет удержаться у власти.

Однако и это восстание закончилось расправами. Софья тоже не была забыта: перед её кельями царь повелел повесить 195 человек, из которых трём, висевшим перед её окнами, вложены были в руки показания о письмах, которые писала царица, подстрекая к бунту. И целых пять месяцев царица любовалась на истлевающие человеческие тела.

Вскоре царица Софья приняла постриг под именем Сусанна и ее фактически забыли. 

Репин

Репин

Царевна Софья Алексеевна старые гравюры

На картине Софья представлена стоящей у стола, скрестив на груди руки; она еле сдерживает бессильный гнев и негодование. В характеристике образа присутствует и саркастический элемент. Это несоответствие почти царского убранства Софьи и ее непричесанной головы.

Женщина в те времена не могла появиться даже в кругу семьи с непокрытой головой, поэтому появление с распущенными или, как говорили в старину, простыми волосами считалось большим грехом.

Что это фантазия художника? Или же сознательное подчеркивание протеста и той сложной ситуации, в которой оказалась Софья? Но именно в такое положение, хоть и трагическое по существу, и ставит художник бывшую царевну: в непристойном виде, развенчанную в своих властных притязаниях, но одержимую безумным своеволием.

Репин

Блотелинг Гравюра Софья Алексеевна, царевна

(Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1913)

Образ царевны Софьи создан Репиным из сочетания нескольких моделей. Основной моделью для фигуры в целом была некая домашняя портниха. Кроме нее Репин использовал также лица Е. И. Бларамберг-Апрелевой и В. С. Серовой, жены композитора и матери художника.

Репин

Репин И.Е. Серова В.С. (этюд, 1879)

Работая над картинами, И.Репин с величайшей тщательностью относился ко всему, что составляло приметы изображаемого им времени. Это относится и к костюмам персонажей.

По заказу художника из старинной парчи, точно по сохранившимся образцам сшили одежду для царевны. Жена художника украсила телогрею полосой, расшитой жемчугом.

Были изготовлены также головной убор и круглый парчовый воротник, но они в окончательный вариант картины не вошли.

Интересна и дальнейшая история этого наряда. Много лет назад он бесследно исчез из музея И.Репина «Пенаты». Но как-то раз музей посетил Вацлав Фиала, чешский художник, и рассказал, что у него дома хранится… одежда Софьи.

Он ее приобрел у чехословацкого консула в Финляндии, который в свою очередь купил наряд Софьи на аукционе, который устроила дочь Репина после смерти отца… Вацлав Фиала подарил (или скорее вернул) Пенатам расшитую жемчугом телогрею.

А парчовый воротник попал в Пенаты из Третьяковки, которая получила его тоже в дар в 1951 году от шведского-художника любителя В.Леви. В 20-х годах Репин, который дружил с В.Леви, подарил этот воротник ему, когда тот задумал написать картину из русской истории.

Корней Иванович Чуковский писал: «…Сколько материала было изучено Репиным для «Ивана Грозного», для «Царевны Софьи» и прочих картин! Он бы счел себя опозоренным, если бы в его картине оказалось хоть малейшее отклонение от бытовой или исторической правды«. История с костюмом Софьи лишнее тому подтверждение.

Репин

И.Е.Репин за работой

А как же приняли картину современники И.Репина? Зрители разделились на два лагеря: одни превозносили картину до небес, другие резко ее осуждали. Плохо о ней высказались П. М. Третьяков, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский и даже В. В. Стасов. Последний признал Репина вообще неспособным к исторической живописи.

''Для выражения Софьи, – писал Владимир Васильевич, – этой самой талантливой, огненной и страстной женщины древней Руси, для выражения страшной драмы, над нею совершившейся, у Репина не было нужных элементов в художественной его натуре.

Не видя всего этого в действительности, Репин вынужден был ''сочинять'', он ''сочиняет'' позу, выражение, взгляд своих исторических личностей''.

После этого отзыва Репин на полгода прекратил свою переписку с учителем.

Репин

Группа художников, участников ТПХВ. 1888. Справа стоит И.Е.Репин

А вот И. Н. Крамской принял картину и смог представить Царевну Софью Алексеевну такой: ''Какая могла быть Софья? Вот точно такая же, как некоторые наши купчихи, бабы, содержащие постоялые дворы и т.

д. Это ничего, что она знала языки, переводила, правила государством, она в то же время могла собственноручно отодрать девку за волосы и пр. Одно с другим вполне уживалось в нашей старой России''.

И сам художник остался очень доволен полотном. «Должен признаться, – писал он Павлу Петровичу Чистякову, известному педагогу, – что ни одна из моих прежних картин не удовлетворила меня так, как эта.

Эту мне удалось сделать очень близко к тому, как я ее воображал«. Получается, что все акценты в картине, и психологические, и смысловые, расставлены осознанно.

Ну а дальнейшее сделало время — картина вошла в сокровищницу мировой живописи.

Источник: https://romanovs-russia.blogspot.com/2016/10/blog-post.html

Как Третьяков картины Репина переделывал

«Простите, что я вмешиваюсь в чужие дела, что же делать, когда они мне близки!» — писал Павел Третьяков в письме Илье Репину. Так он оправдывался за свои советы, как улучшить тот или иной шедевр великого художника.

Иногда Репин прислушивался к советам мецената, а иногда, к счастью, нет. Предлагаем вам представить себе, как выглядела бы та или иная картина Репина с «правками» Третьякова.

Портрет Тургенева (1874)

Репин Источник фото: Википедия

В начале знакомства Третьякова с Репиным меценат получил в своё собрание от художника написанный им портрет писателя Ивана Тургенева.

На него обрушились все художники и критики, так что Третьяков, прислушиваясь к ним, написал Репину: «Живописью я доволен, но сходство — не нахожу его вполне удовлетворительным, жена моя и брат тоже не находят»… и вскоре передал его из своего музея в галерею Солдатёнкова.

  • «Царевна Софья» (1879)
  • Репин Источник фото: Википедия
  • Илья Репин изобразил опальную царевну в Новодевичьем монастыре, в те дни, когда вокруг казнили и пытали её приближённых — даже в окне виднеется повешенный стрелец.

Художник много времени проводил, изучая древние документы, и постарался исторически верно передать внешний вид Софьи, её одежду и убранство кельи. Третьяков очень хотел помочь улучшить картину.

Он посоветовал в письме царевне «дать в руку ручное зеркало (иных тогда трудно иметь было, в особенности в монастыре), которое могло бы быть судорожно сжато и опущено; другая рука могла бы схватиться за стол или иное что; тогда фигура вышла бы еще выразительнее и энергичнее».

Необходимость зеркала Третьяков объясняет так: «не могла она не посмотреть на себя, похожа ли ещё на царицу?»

  1. А вы, видя за окном труп повешенного, захотите посмотреться в зеркало?
  2. «На меже» (1879)
  3. Репин Источник фото: сайт Государственной Третьяковской галереи

В центре картины, написанной 35-летним Репиным, — его жена Вера Алексеевна. По мнению Третьякова, лучше бы этого холста вообще не было. Он писал художнику: «”На меже” не следовало бы ставить. Очень это ничтожно для вас». Репин поспешно согласился, что писал картину для продажи с благотворительной целью, и пусть её пришлют обратно художнику, раз она такая никчёмная.

«Крестный ход в Курской губернии» (1883)

Репин Источник фото: Википедия

Критики называли это произведение собранием карикатурных типов, но и тут Третьяков поратовал об эстетизме.

Он придумал вписать в центр картины молодую, красивую девушку, которая была бы олицетворением всего «русского»: «На днях я слышал разговор художников, что у Репина в картинах и этюдах все фигуры некрасивые, что у него люди ухудшенные против натуры; в этом, пожалуй, есть доля правды.

В прежнем «Крестном ходе» была одна-единственная фигура — благообразная девушка, и ту Вы уничтожили; мне кажется, было бы очень хорошо на место бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верою и даже с восторгом (не забудьте, что это прежний «ход», а и теперь ещё есть глубоко верующие); вообще избегните всего карикатурного и проникните все фигуры верою, тогда это будет действительно глубоко русская картина!»

  • Однако здесь Репин не послушался советов мецената — напрасно или нет, судите сами.
  • «Не ждали» (1888)
  • Репин Источник фото: Википедия

Главная героиня первого варианта картины «Не ждали» — молодая девушка, вернувшаяся домой. На втором варианте изображён мужчина-революционер, возвратившийся из ссылки.

Репин несколько раз переписывал лицо этого мужчины, и Третьяков советовал ему выбрать, конечно, молодую и симпатичную модель: «Да, лицо в картине “Не ждали” необходимо переписать; нужно более молодое и непременно симпатичное.

Не годится ли Гаршин?» Сходство ссыльного с писателем Всеволодом Гаршиным действительно было в одном из промежуточных вариантов, но в окончательном варианте ссыльный измождён, далеко не юн и не миловиден.

Книга, в которой собраны письма с этими ми, — интереснейшее свидетельство жизни художников-современников Репина, становления и пополнения Третьяковской галереи. Предлагаем прочесть её всем, кто интересуется русской культурой XIX века:

Репин Илья Ефимович (1844–1930). Письма И.Е.Репина ; Переписка с П.М.Третьяковым. 1873–1898. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1946. — 226 с. — (Труды Государственной Третьяковской галереи).

Источник: https://leninka-ru.livejournal.com/282560.html

Сочинение по картине Репина Царевна Софья

Эту картину Репин написал в 1879 году. В основе написания картины лежат реальные исторические события. В 1698 году против Петра 1 был поднят бунт. В ходе судебных разбирательств выяснилось что зачинщицей была его старшая сестра Софья Алексеевна, решившая сместить с престола брата и занять его место.

В наказание Петр 1 отправил ее в Новодевичий монастырь на пожизненное заточение.

Репину удивительно реалистично удалось передать драму сильной личности которую лишили свободы. Это первая картина Репина на историческую тематику.

У Софьи как и у Петра крепкое телосложение. Художник изобразил царевну стоящую во весь свой могучий рост скрестив руки на груди. Этим жестом она дает понять что закрыта для внешнего общения. И действительно Софья не выдала ни одного своего единомышленника последовавших за ней.

Ее могучая фигура облачена в дорогие царские одежды из дорогих тканей расшитых золотыми и серебряными нитями. Стоит она, гордо расправив плечи и скорее похожа на пойманную и лишенную свободы львицу. По всему ее образу мы видим что это сильная и гордая женщина.

Келья в которой заточена Софья поражает богатым убранством, дорогие иконы в серебряных и золотых ризах, богатые скатерти, дорогие ковры, дорогая мебель. Но контраст этой окружающей ее богатой обстановке является виднеющаяся за окном келии фигура стрельца повешенного и держащего в руке челобитную.

Петр приказал казнить 173 стрельца ближайших сподвижников Софьи. Повешенных приказали не снимать с осени до весны.

Большое внимание автор уделяет написанию лица. У Софьи волевые плотно сжатые губы, выпученные глаза, грозно сдвинутые брови. Глаза у царицы не выспанные, сухие и блестящие. Сбоку от нее широкая лавка с плоской подушкой, а за окном виден один из ее повешенных друзейю Видя такое спать не захочется.

Если внимательно вглядетсято мы увидим за фигурой Софьи есть не только иконы , но видна гравюра. Гравюра на которой изображена она когда была самодержицей. Над головой висит образ похожий на Спаса нерукотворного, но он не виден. Ощущение что Бог покинул эту келью, ушел отсюда. Во взгляде виден ропот на Бога и на всех. Ее предали все.

В глаза зрителя бросается контраст между дорогим одеянием Софьи и неухоженостью ее волос. Фигура ее изображена на темном фоне при плохом освещении от одной свечи. Решетки на окне и испуганная  монашк забившаяся в угол.

Оказываетс это послушница, маленькая девочка лет 10. Она изображена маленьким существом в черной одожде, с огромными глазами, смотрящими с ужасом и жалостью нп бывшую государыню.

Все эти детали написаны для того чтобы подчеркнуть монументальность и могущество фигуры Софьи.

Софье на момент заточения в монастыре было 34 года. Она былла регентшей при малолетнем Петре. По гордой осанке царевны  с высоко поднятой головой видно что она не сломлена и не простит обидчикам своего заточения. Видно что это не женщина, а тигрица запертая в дорогой, но клетке.

На этой картине художник показал драму в жизни сильной женщины. Им он начал серию историх портретов. Далее последует портрет «Царевна Софья через год после ее заключния в Новодевичьем монастыре».

Репин Репин — Царевна Софья

Сейчас читают:

  • Сочинение Вологда — мой город
    Вологда – мой родной и любимый город. Сколько бы я не гуляла по нему, всё не могу надышаться этим воздухом. Наверное, произведения древнего зодчества виднее, чем воздушно кружево, так популярное во всём мире. Но всё,
  • Сочинение Доброта (что такое доброта?) 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
    Что такое доброта? На этот вопрос каждый человек даст свой ответ, который будет во всех случаях правильным. В моём понимании доброта – это самое светлое и искреннее чувство, которое только может быть у человека,
  • Проблема ума в комедии Горе от ума сочинение
    Ум и безумия – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга, а значит и данная проблема своей актуальностью соответствует всем временным эпохам.
  • Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 3, 5, 8 класс
    Иван Иванович Шишкин — автор этой картины, один из самых популярных среди русских художников и живописцев 19 века. Родился великий пейзажист в не большом городке под названием Елабуга, воспитывался в купеческой семье.
  • Сочинение Ростов-на-Дону — мой город
    Ростов-на-Дону уютно расположился на берегах Дона. Здесь мирно уживаются люди различных национальностей. Это отличное местечко облюбовали люди ещё в 3 веке до н.э. Дата основания города — 1749 год,
  • Характеристика Бориса в пьесе Гроза сочинение
    Абсолютно всех героев в знаменитой пьесе «Гроза» известного русского писателя можно поделить на представителей так называемого темного царства, и тех кто волей и неволей зависит от них. Такой герой, как Борис относиться ко второму кругу людей.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/carevna-sofya

Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году

  • Репин

Картина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» задумана в Чугуеве в 1877 году, окончена в 1879 году в Москве. Первая историческая картина Репина. История трактуется художником как драма личности. Главная интересующая его задача — раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. В историческом образе Репинстремится передать общечеловеческие чувства в наиболее ярком и монументальном их выражении. Репина увлекает преимущественно экспрессия открытого проявления чувств. С большой силой выразительности изображает он гневное лицо царевны с нахмуренными бровями, широко раскрытыми глазами, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. Судорожно скрещены на груди руки, и вся ее словно застывшая фигура выражает скованную силу и энергию. Облик Софьи внушает страх, что подчеркнуто художником в изображении забившейся в глубину испуганной девочки-послушницы.

Образ царевны Софьи создан РепинымРепин из сочетания нескольких моделей. Основной моделью для фигуры в целом была некая домашняя портниха. Кроме нее Репин использовал также лица Е. И. Бларамберг-Апрелевой и В. С. Серовой, жены композитора и матери художника.

Такое создание образа на основе нескольких моделей мы увидим и в других картинах Репина. Это не противоречит методу выискивания образа на натуре, а является его развитием и расширением.

Ведь и создавая синтезированный образ по нескольким моделям, художник мыслит его не как идеальный, а как жизненно реальный; который можно было бы встретить в жизни. Художник и здесь исходит из изучения жизни и стремится к ее реальному воссозданию.

Сравнивая этюды голов этих моделей с окончательным образом, видим, что Репин сделал Софью старше, некрасивой и менее одухотворенной. За это главным образом и критиковали картину многие современники, такие, как Стасов, Суриков, Третьяков, Мусоргский. Напротив, этот образ одобрял Крамской, считая его исторически и психологически верным.

Образ Софьи в своей богатырской силе, эксперессивности родствен образу «Протодиакона» и подобно ему свидетельствует о демократичности эстетики Репина, стремившегося в трактовке исторической личности избежать всякой идеализации и приукрашенности.

В известной «мужиковатости» образа Софьи сказалась и репинская страсть к изображению телесного, физического, к передаче внутренней жизни путем ее открытого выражения в жесте, позе, мимике. Его поэтому и увлекает внешняя экспрессия, в изображении которой он не знает себе соперников.

В мощности облика Софьи Репина захватывает характерность выражения, цельность натуры и сила простых чувств людей старой Руси.

Композиция картины лаконична. В ней господствует одна фигура царевны, а все остальное — не только обстановка, но и голова повешенного стрельца в окне, и фигурка монашенки — все это лишь играющие подсобную роль, разъясняющие сюжет, либо подчеркивающие переживания Софьи детали.

Они нужны для того, чтобы сделать изображение сюжетной картиной, а не просто своего рода монументальным портретом-типом. Репин несколько сдвигает фигуру Софьи от центра и дает ее в небольшом повороте. Неглубокий интерьер палаты, изображенной с угла, выгодно выделяет фигуру, передает ее крупный масштаб.

Детали интерьера — арка в глубине, в которой видно освещенное свечами пространство церкви, окно с повешенным снаружи за его решеткой стрельцом, — играя существенную повествовательную роль в развитии сюжета, вместе с тем нужны и для того, чтобы в картине оказалось достаточно пространства и «воздуха», что важно при ее психологической напряженности.

Обращает на себя внимание прием подсветки фигуры Софьи скрытым источником света. Репин осветил ее слева, а не из окна справа.

Этой искусственной, то есть зрительно немотивированной подсветкой Репин дополнительно выделяет одетую в белое платье фигуру, стоящую на темном фоне интерьера, акцентирует ее, привлекает прежде всего к ней взгляд зрителя, который уже затем обращается к светлому окну. Сдвинутый в сторону стул на первом плане также играет и сюжетную и композиционную роль, отмечая передний план и таким образом вводя фигуру целиком в пространство интерьера.

Картина написана в той же темпераментной и сочной живописной манере, что и «Протодиакон».

Ее цветовая гамма построена на контрасте и переходах холодных серебристых тонов парчового платья царевны, натюрморта на столе, света в окне и теплых темных стен интерьера, красного ковра на полу, света свечей в арке, в глубине.

Это сочетание двух тональностей должно служить передаче душевного смятения и одиночества царевны. С чисто репинским блестящим живописным мастерством, тонкостью и влюбленностью в материальный мир, его формы, цвет написано белое парчовое платье царевны с тонким золотым узором.

При его изображении Репин вводит отблески жаркого света свечей в зону холодного серебристо-белого цвета. Дневной же свет, размельчаясь, как бы дробится и угасает на раскрытой книге, серебряной чернильнице и подсвечнике на столе.

Любопытная деталь: пятна от восковых свечей на сукне, обтягивающем пол. Этой тонко подмеченной деталью Репин придает бытовую убедительность изображению. В ее передаче сказывается репинская любовь и внимание ко всему в картине, длительное вынашивание ее и стремление к законченности, завершенности.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/repin_il_ya_efimovich_1844/carevna_sof_ya_alekseevna_cherez_god_posle_zaklyucheniya_ee_v_novodevich_em_monastyre_vo_vremya_kazni_strel_cov_i_pytki_vsey_ee_prislugi_v_1698_godu/

Сочинение по картине Репина “Царевна Софья”

Картина «Царевна Софья» – это первое полотно Репина, которое написано на историческую тематику. Работа над картиной была закончена в 1897 году.

Данная картина – это портрет старшей сестры Петра I в том момент, когда она была заточена в Новодевичьем монастыре. Произошло это после того, как был подавлен заговор и стрелецкий мятеж. Репин показывает драму сильной личности, сложное положение царевны, которую свергли, ее ненависть, гнев и бессилие.

На картине Софья изображена в полный рост. У нее на груди скрещены руки. Ее сильная мужиковатая поза показывает ее неукротимую энергию и внутреннюю силу. Эта поза показывает Софью зрителям в образе тигрицы, которая заперта в клетку.

Самое выразительное на полотне – это гневное лицо царевны. У нее выпученные глаза, крепко сжатые губы и угрюмые брови.

Художник играет на контрасте богатого наряда женщины и ее растрепанных волос, которые говорят о внутренних переживаниях царевны. Внешний вид женщины вселяет настоящий страх. Репин специально подчеркивает это, когда изображает монашку, которая испуганно забилась в угол.

Картина имеет достаточно простую композицию. Царевна расположена в центре полотна, а остальные детали написаны, чтобы еще полнее передать характер женщины и ее переживания. Для того чтобы придать картине еще более сильное психологически напряжение, он пишет фигуру Софьи на фоне темного интерьера, который немного освещен светом свечей.

Для остроты и исторической убедительности картины Репин рисует такие детали, как фигурку испуганной послушницы, голову повешенного стрельца за решетчатым окном. Наряд царевны Софьи написан в репинском стиле. Это парчовое платье, которое имеет изящный узор. Среди мелочей, которые написаны в репинском стиле, можно выделить тени на ковре, раскрытую книгу на столе, серебряную чернильницу.

Репину удалось показать одиночество властолюбия, которое не останавливается перед человеческими муками и кровью. Среди таких символов можно заметить багряно-красный ковер под ногами Софьи, который символизирует человеческую кровь. А еще Репину виртуозно удалось написать отражение платья Софьи на ковре. Возникает такое ощущение, что это не мягкий ворс, а плотная жидкость.

Картина Репина «Царевна Софья» не зря входит в фонд мировых произведений искусства. Художнику удалось воссоздать определенную историческую эпоху. К тому же он показал сильную личность, которая находится в состоянии душевного потрясения.

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-repina-quot-carevna-sofya-quot.html

Репин И.Е. «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре»

Зал 29

Картина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре» — это первая работа Ильи Репина на историческую тему. Художник с необыкновенным мастерством передал не только характер и внутренние переживания свергнутой с престола царевны, но убедительно воссоздал историческую эпоху конца XVII века.

В 1698 году московские стрельцы, участвовавшие в Азовских походах, вместо возвращения в столицу, были направлены в Великие Луки, к новому месту службы, что вызвало их резкий протест.

Около двухсот челобитчиков направились в Москву, намереваясь возвратить к власти царевну Софью, заточенную Петром в Новодевичьем монастыре. Но вскоре мятежники были выбиты из столицы и возвратились к месту службы ни с чем.

Воспользовавшись отсутствием в Москве Петра, теперь уже почти четыре тысячи стрелков отправились в столицу с целью возвести на трон Софью Алексеевну. Так недовольство стрелков переросло в восстание.

Но дойти до столицы мятежным стрелкам не удалось. Недалеко от Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря они были разгромлены солдатами Преображенского, Семёновского, Лефортова и Гордонова полков.

Расправы над восставшими начались еще до возвращения царя из-за границы. Приехав в Москву, Петр проводит новое следствие и новые казни. В результате, по приказу царя, было казнено более 1700 мятежников.

Царевну Софью, сестру Петра, насильно постригли в монахини. Перед ее окнами, по приказу царя, были повешены три стрельца с челобитной к ней. В назидание их тела не убирали в течение пяти месяцев. Шесть лет, до самой смерти в 1904 году, она оставалась в Новодевичьем монастыре.

В небольшой келье во весь рост Илья Репин изобразил царевну Софью, одетую в белое парчовое платье. Мы видим сильную, энергичную женщину, взгляд которой полон злобы и ненависти, а в позе – независимость и царское достоинство. Она, словно, львица в клетке, бессильна что-то сделать, а в то же время в ее душе боль и страдание.

Вместе с тем, многие художники считали, что Репин изобразил Софью менее одухотворенной и старше, чем она была в то время, слишком мужиковатой и некрасивой.

На стенах кельи мы видим иконы, на столе – скатерть, на ярко-красном ковре – несколько капель от растаявших свеч. Девочка в монашеской одежде, сидящая в углу, смотрит на царевну с испугом. За окном видна церковь и виселица с повещенным стрельцом.

Картина Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре» передает зрителю не только чувства, которые испытывала отстраненная от власти царевна. Это своеобразная повесть о трагической странице нашей истории, когда шла непримиримая борьба за власть, повлекшая гибель многих людей разных сословий.

Источник: https://www.msk-guide.ru/page_21404.htm

Несколько промахов Ильи Репина в картине "Царевна Софья", и почему картину раскритиковали

Сегодня рассмотрим несколько промахов Репина в картине «Царевна Софья». Точнее сказать причины по которым критики не принимали картину как правдивый образ экс — государыни.

Выдающийся русский живописец Илья Репин прославился как мастер сразу в нескольких жанрах. Его портреты, картины с бытовыми сценами и историческими сюжетами, книжные иллюстрации одинаково прекрасны и талантливы. Критики отмечают, что все работы Репина были удивительно эмоциональны. И «Царевна Софья» — прекрасный тому пример.

Интересно, что когда Репин закончил писать Софью и выставил картину, современники и коллеги по цеху не оценили подхода художника. Тогда он выслушал очень много резких критических замечаний. Многие не поняли его трактовки образа царевны.

Маленькая, тесная и темная келья – кажется, здесь нет места, чтобы вместить всю энергию и силу изображенной женщины. За окном можно увидеть стрельца. Софья не смотрит туда.

Вероятно, по замыслу художника, первые минуты злобы, ненависти и отчаяния уже минули для опальной царевны. В ее глазах нет смирения или покорности, но и огня, который способен уничтожать, тоже уже нет.

Волосы Софьи в беспорядке, она выглядит так, словно не спала уже ночь или две.

За спиной у властительницы Репин изображает маленькую испуганную послушницу в черном. На стенах – иконы, на столе – рукописная книга, вероятно, на библейский сюжет. Зарешеченное окно завершает образ темницы, клетки.

Монахиня. Фрагмент

Красный ковер под ногами Софьи, резкий контраст с черными стенами, бледность лица царевны и серебро ее наряда создают впечатление даже не болезненности и остроты, а драматичности самой ситуации в целом.

Для некоторых этюдов художнику позировала мать В. Серова

Причины почему картина вызвала споры:

✔️Софья у Репина предстает в образе почти былинного богатыря. Сами размеры картины показывают ее фигуру едва ли не в полный рост и натуральную величину.

Зритель видит перед собой мощную, даже массивную фигуру. В ней мало женственности, зато много мужского. Удивительно, но если сравнить лицо Софьи с чертами ее брата, можно обнаружить много сходства.

Особенно притягивают взгляд, конечно, глаза царевны.

Она уже успела какое-то время побыть во главе России, а затем проиграла борьбу за власть своему брату Петру. И Репин показывает один из моментов ее новой жизни в монастыре.

✔️И тут Репин промахнулся. Дело в том, что опираясь на исторические факты, и зная характер царевны, она не стала бы стоять словно восковая фигура посреди комнаты, а стоило бы написать её фигуру метавшуюся из угла в угол. Ведь Софья просто не могла сидеть сложа руки в ситуации, в которой она оказалась.

Царевна Софья

Мне кажется, современники Репина достаточно прохладно встретили эту картину, так как само общество еще не было готово видеть такой тип женщины. Сильной, волевой, могучей. Способной проиграть лишь другому гению, который не уступал ей в силе и величии. Полагаю, художник в некотором смысле опередил свое время. Потому сегодня его работа уже не вызывает нареканий и непониманий.

Когда смотришь на его Софью, она кажется не далеким историческим персонажем, а современником. Кажется, она может сделать шаг из рамы и очутиться прямо в нашем времени. Такое впечатление, безусловно, подчеркивает гений самого Репина. Его талант оказался способен соединить разные эпохи и людей, сделать далекое близким и понятным, даже заглянуть в будущее, опережая само время.

Источник: https://zen.yandex.com/media/1ylya1/neskolko-promahov-ili-repina-v-kartine-carevna-sofia-i-pochemu-kartinu-raskritikovali-5e43b27d0c1c620fd8bd0f3a?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=4154305088.392.1581861580472.44395&integration=publishers_platform_yandex&secdata=CJDp3cmDLiABMAI%3D

Софья Алексеевна 1657 — 1704: биография кратко, годы жизни, деятельность

Русская царевна Софья Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. В июне 1682 года стала правительницей России с титулом «Великая государыня Царевна и Великая Княжна».

Царевна Софья Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Милославской, родилась 27 сентября 1657 года в Москве.

Она получила домашнее образование. Ее учителем был проповедник, писатель и поэт Симеон Полоцкий. Софья хорошо знала латынь, польский язык, писала пьесы для придворного театра, разбиралась в богословских вопросах, увлекалась историей.

Жизнь Софьи Алексеевны совпала с жестокой междоусобицей, которая разгорелась между родственниками ее умершей матери, Милославскими, и мачехи, Нарышкиными. В эти годы, после смерти Алексея Михайловича, наследником престола стал младший родной брат Софьи Федор из Милославских.

В 1682 году, со смертью Федора, царевна Софья начинает принимать участие в политике России, так как не была довольна тем, что на царский престол избрали малолетнего Петра, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Нарышкиной.

После стрелецкого бунта, в мае 1682 года, враждующие группировки достигли компромисса, и на престоле оказались два царя, два сводных брата – Иван V (сын Алексея Михайловича от первого брака) и Петр I.

Софья Алексеевна возглавила правительство при обоих несовершеннолетних царях.

Софья добилась того, что ее имя вошло в официальный царский титул «Великие государи и Великая государыня Царевна и Великая Княжна Софья Алексеевна». Через несколько лет ее изображение чеканилось на монетах, а с 1686 года она уже именовала себя самодержицей и в следующем году оформила этот титул специальным указом.

Политика правления царевны Софьи во многом способствовала обновлению общественной жизни. Заметно стала развиваться промышленность и торговля. В стране начали изготавливать бархат и атлас. Открылась Славяно-греко-латинская академия. Налаживаются международные связи. Софья начала реорганизовывать армию по европейскому образцу.

В эти годы был заключен Вечный мир с Польшей, в результате которого за Россией закрепились Левобережная Украина, Киев и Смоленск. Был заключен Нерчинский договор (1689 год) с Китаем. Началась война с Турцией и Крымским ханством.

В 1689 году отношения между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживающей Петра I, обострились до крайности. В результате партия Петра I одержала окончательную победу, а царская биография Софьи закончилась.

Все сторонники царевны лишились реальной власти, ее имя было исключено из царского титула. Сама Софья Алексеевна отправляется без пострижения в Новодевичий монастырь в Москве, где переписывает церковные книги и много пишет.

Во время стрелецкого восстания 1698 года Софья повторила попытку пройти во власть. В своих письмах стрельцам она просила поддержать ее и выступить против царя. Восстание было жесточайшим образом подавлено. Софья Алексеевна была пострижена в монахини под именем Сусанны и прожила еще семь лет.

Источник: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/sofia-alieksieievna

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector