Айвазовский «пушкин на берегу черного моря» описание картины, анализ, сочинение

Bo4kaMeda Айвазовский Фрагмент картины Айвазовского «Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал». Что значил Пушкин для Айвазовского, как повлиял на его творчество и при чем здесь Репин? Ищем глубинные связи между двумя гениями и Пушкина на картинах Айвазовского — иногда для этого требуется увеличительное стекло.

✂…»>

  • Айвазовский
  • Айвазовский
  • Айвазовский

кликабельно Иван Константинович Айвазовский Пушкин на берегу Черного моря 1887 212×314 см кликабельно Иван Константинович Айвазовский А. С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе XIX 16×22 см кликабельно Иван Константинович Айвазовский А. С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа 1886, 80×104 см Айвазовский Иван Константинович Айвазовский А. С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал 1880 198×156 см Айвазовский был знаком с Пушкиным? Да. И это знакомство очень похоже на то, как на лицейском экзамене в 1815-м году Державин, на пороге смерти, благословил юного Пушкина. В сентябре 1836-го на выставку в Академию художество заглянул Пушкин, где ему представили 19-летнего Айвазовского — как одного из талантливейших академистов. А уже в феврале 1837-го Пушкина не станет. Эта встреча запала Айвазовскому в душу. Через 60 лет, в 1896-м в письме он вспоминал ее в подробностях: — В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остаётся из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта, что мне всё хоте-лось написать несколько слов из своих воспоминаний о нём. Вот они: в 1836 году, до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин. Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею. Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с ораниенбаумского берега моря» и другая — «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна. На красавице супруге поэта было платье чёрного бархата, корсаж с переплетёнными чёрными тесёмками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы, все ученики проводили дорогих гостей до подъезда. С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём… А еще причина этой любви, конечно, в том, что Пушкин бывал в Крыму, зарифмовал в его честь несколько строк, а 16 августа 1820 года заглянул даже в Феодосию — родной город Айвазовского. Айвазовский кликабельно Иван Константинович Айвазовский А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца 1899 135×250 см Айвазовский носил бакенбарды, чтобы быть похожим на Пушкина? Нет. Во всяком случае, сам художник в этом никогда не признавался, да и мода такая была. Но современники находили, что Айвазовский похож на Пушкина! Вяземский писал Погодину перед визитом Айвазовского в Москву: «Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет ещё одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А. С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант и за сходство…»

Айвазовский Айвазовский

Слева: Степан Рымаренко. Портрет И. Айвазовского, 1846 Справа: Орест Кипренский. Портрет А. Пушкина, 1827 Выходит, Айвазовский писал Пушкина по памяти? Да. Великий поэт никогда не позировал великому маринисту. Картины с Пушкиным Айвазовский создает в последней четверти XIX столетия, через полвека после смерти своего кумира. Но вот стихи Пушкина позировали Айвазовскому все время. Исследователи отмечают, что художник любил изображать Феодосию на фоне закатного неба — такой ее увидел и описал в своей элегии Пушкин, когда в 1820-м отплывал из Федосии в Гурзуф: Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдалённый, Земли полуденной волшебные края. С волненьем и тоской туда стремлюся я, Воспоминаньем упоённый… Айвазовский кликабельно Иван Константинович Айвазовский Восход луны в Феодоси 1892 200 × 327 см

  1. Айвазовский

кликабельно Иван Константинович Айвазовский Лунная ночь. Купальня в Феодосии 1853 94 × 143 см кликабельно Иван Константинович Айвазовский Феодосия. Лунная ночь 1852 29 × 36 см кликабельно Иван Константинович Айвазовский Феодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море и город 1880 44 × 64 см Влияние Пушкина находят и в одесских ночных пейзажах Айвазовского. Но поздно. Тихо спит Одесса. И бездыханна и тепла Немая ночь. Луна взошла. Прозрачно-лёгкая завеса Объемлет небо. Всё молчит;

Лишь море Чёрное шумит…

«Отрывки из путешествия Онегина» кликабельно Иван Константинович Айвазовский Вид Одессы в лунную ночь 1846, 122×190 см. Пушкин вдохновлял Айвазовского даже тогда, когда нужно было изобразить другую жизнь и берег дальний. В 1844 году художник Антон Иванов навестил Айвазовского в его петербургской мастерской, а после восторженно рассказывал в письме о небольшой картине, которую называл «Испанская ночь» (местонахождение неизвестно): — Боже мой, какая ночь! Как сам говорил Ив. Константинович, данным для ней были стихи Пушкина. Они, кажется в таком роде: Вот взошла луна златая, Тише, чу, гитары звон, А испанка молодая Оперлася на балкон. Ночной зефир струит эфир, Шумит, бежит Гвадалквивир, Скинь мантилью, ангел милый, И явись как ясный день, Сквозь чугунные перилы

Ножку дивную продень и т. д.

фрагмент стихотворения Пушкина «Ночной зефир» Все произведения этого великого артиста почти без исключения удивляют меня своим достоинством, а испанская ночь умиляет, переносит в тот благодатный климат. Я там, я восхищаюсь прозрачностью небесного свода, слышу голос певца и боюсь быть замеченным молодою испанкою, чтоб не прервать ее заветных дум, чтобы не помешать ее счастью. Если Пушкин видит за гробом, то верно уже давно послал Айвазовскому свое спасибо за испанскую ночь. Один умел рассказать, а другой могучею кистью переносит человека из Петербурга в Испанию и доставляет ему удовольствие посмотреть лично на тамошнюю ночь. Кому из них отдать первенство?.. кликабельно Иван Константинович Айвазовский Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным) 1877 Всех Пушкиных на картинах Айвазовского написал Репин? Нет. Только на одной. Айвазовский изобразил, как сошлись волна и камень, а Репин — самого поэта. В свойственной ему уничижительной манере о своем участии в создании картины «Прощание Пушкина с морем» Репин отзывался так: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Инициатива написать картину в четыре руки принадлежала Айвазовскому. Айвазовский выбрал в напарники Репина, потому что у того были удачные портреты Пушкина? Нет. Просто художники относились друг к другу с симпатий, а у Репина была слава талантливейшего портретиста. Что же до отношений Репина с Пушкиным — тут все сложно. Своего собственного Пушкина Репин возьмется писать уже в ХХ веке, после смерти Айвазовского. Картина «Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» станет одним из репинских хитов (см. историю ее создания). Но много ли в ней самого поэта? Это отнюдь не портрет, а эдакое снятое одним планом кино — о том, как все заскучали на экзамене, но один кудрявый юноша так зажег, что экзаменаторы и почетные гости проснулись, «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил» — и все озарилось. Илья Ефимович Репин А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года 1911, 123×195 см А вот собственно портрет Пушкина Репину не дался. Вот что рассказывает об этом в своих воспоминаниях Корней Чуковский (кстати, Чуковский помогал Репину, позируя ему для картины «Пушкин в Лицее»): — …Необходимо напомнить, что я познакомился с ним (Репиным — ред.) лишь за двадцать пять лет до его смерти, когда талант его был на ущербе. Но воля к творчеству осталась в нем та же. Едва только познакомившись с ним, я увидел у него на мольберте картину «Пушкин над Невою в 1835 году», над которой он работал уже несколько лет. И когда я был у него незадолго до его смерти, уже в советское время, все та же картина стояла на том же мольберте. Двадцать лет он мучился над ней, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней, то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной. Теперь, перебирая его письма ко мне, я часто нахожу в них строки, относящиеся к этой картине. «Сам я очень огорчен своим „Пушкиным“, — писал он 27 февраля 1911 года.- После выставки возьму доводить его до следуемого». 14 апреля того же года: «Ради бога, будем как авгуры: говорите чистую правду (хвалам моему „Пушкину“ я не верю: так хочется приняться за него еще раз)». И в 1917 году Леониду Андрееву: «…прошло 20 лет, и до сих пор злополучный холст, уже объерзанный в краях, уже наслоенный красками, местами вроде барельефа, все еще не заброшен мною в темный угол… Напротив, как некий маньяк, я не без страсти часто схватываю саженный подрамок, привязываю его к чему попало, чтобы осветить, вооружаюсь длинными кистями, по одной в каждой руке, а палитра уже лежит у ног моего идола. И, несмотря на то, что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу… я подскакиваю, со всем запасом моих застарелых углей и дерзаю, дерзаю, дерзаю… до полной потери старческих сил». А сам Айвазовский совсем не умел писать людей? Умел. И не только крошечных человечков на фоне грандиозных неба и моря, но и самые настоящие портреты. Правда, портреты эти блестящими не назовешь. И даже самые большие поклонники художника осторожно говорят, что портреты кисти Айвазовского имеют «мемориальную ценность». Иван Константинович Айвазовский Автопортрет 1881 61×48 см Иван Константинович Айвазовский Портрет брата художника Габриэла Айвазяна 1883 93×73 см Иван Константинович Айвазовский Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И. К. Айвазовского 1882 73×62 см Иван Константинович Айвазовский Портрет бабушки художника Ашхен 1858 Холст, масло 92 x 73 Феодосийская картинная галерея им И. К. Айвазовского

Но чаще всего люди на картинах Айвазовского — всего лишь крошечное дополнение к пейзажу. Так было с Пушкиным, так было с Байроном. Представьте себе, картина ниже называется «Байрон в Венеции».

Читайте также:  Блейк "красный дракон и женщина, одетая в солнце" описание картины, анализ, сочинение

Иван Константинович Айвазовский Байрон в Венеции XIX, 107 × 82 см

А имеется еще «Наполеон на острове Святой Елены». Прокомментировать такое композиционное решение полотна можно только пушкинским: «Он был, о море, твой певец».

кликабельно Иван Константинович Айвазовский Наполеон на острове св. Елены 1897 214×327 см Но однажды Айвазовский все-таки изобразил Пушкина в полный рост. И нельзя отделаться от мысли, что писал его он с себя. Слева: Иван Айвазовский. А. С. Пушкин на берегу Черного моря, 1897, Одесский художественный музей Справа: Иван Айвазвоский. Автопортрет, 1892, Феодосийская картинная галерея КРУПНЕЕ: кликабельно Иван Айвазовский. А. С. Пушкин на берегу Черного моря, 1897 Одесский художественный музей кликабельно Иван Айвазвоский. Автопортрет, 1892 Феодосийская картинная галерея

Источник: https://lera-komor.livejournal.com/1640350.html

Айвазовский — " моря пламенный поэт"

Cлайд 1

Айвазовский Ай Работа выполнена Маркеловой И.И. МОУ-СОШ с. Колено Екатериновского района

Cлайд 2

Айвазовский Литература и искусство XIX века. Романтизм Пушкин – «питомец чистых муз» А.С. Пушкин и И.К. Айвазовский. «Моря пламенный поэт» Наследие великого мариниста

Cлайд 3

Айвазовский (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках. Романтизм сменяет эпоху Просвещения. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Cлайд 4

Айвазовский А. Тыранов. Портрет И.Айвазовского 1841 г. Третьяковская галерея В. Тропинин. Портрет А.С.Пушкина 1827 г. Государственный музей Пушкина, Санкт-Петербург

Cлайд 5

Айвазовский Пушкин на Прощание Пушкина с берегу Чёрного моря Черным морем Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед, рассказов о нем», — вспоминал художник. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже, в 1880-е годы целый цикл картин . В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Прощание Пушкина с Черным морем 1887

Cлайд 6

Айвазовский Вместе с И. Репиным в 1877 году Айвазовский создает известное полотно «Прощание Пушкина с морем. Ровно через десять лет, в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина, в 1887 году Айвазовский пишет картину «Пушкин на берегу Черного моря». И третье обращение к теме «Пушкин и море» происходит у Айвазовского тоже ровно через десять лет (за три года до смерти) в 1897 году. Картину он называет так же — «Пушкин на берегу Черного моря». Есть у нее и второе название — «Прощай, свободная стихия…». Четверостишье Пушкина написано прямо на холсте. Не символично ли за три года до смерти писать «Прощай» свободной стихии. Художник, как бы, сам прощался с морем! В облике поэта на картине Айвазовский, несомненно, рисует и свои молодые черты.

Cлайд 7

Айвазовский Властелин моря   Портрет И.К. Айвазовского работы С.А. Рымаренко (1846)   Есть мнение, что поэт и художник были чем-то похожи. Айвазовским написано около 6 тыс. картин, рисунков и этюдов. Среди них наиболее известны: “Девятый вал” (1850), “Черное море” (1881) — воссоздающие величие и мощь морской стихии, изображение морских сражений — “Наварринский бой”, “Чесменский бой” (обе — 1848), серия картин “Оборона Севастополя” (1859).

Cлайд 8

Айвазовский МАРИНИЗМ. (Итал. marina, от лат. marinus — морской) — произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Художники, изображающие море, называются МАРИНИСТАМИ

Cлайд 9

«Моря пламенный поэт» «Море — это моя жизнь»,- говорил Айвазовский. Его творчество — своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия: и штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы, — здесь можно увидеть ее, эту стихию, в любую пору суток — от светозарных восходов до колдовских лунных ночей — и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны, — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты.

Cлайд 10

Айвазовский Неповторимы ночные марины Айвазовского. «Лунная ночь на море», «Восход луны» — эта тема проходит через все творчество Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью. Образы ночной природы Айвазовского — одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.

Cлайд 11

                               Парусник у берегов Крыма в лунную ночь. 1858

Cлайд 12

Буря на море 1880

Cлайд 13

                                                                 Путешествие Посейдона по морю. 1894.                                                                                                                                                                

Cлайд 14

                                                                                                    Черное море 1881.                    К числу его лучших творений принадлежит картина «Черное море», написанная в 1881 году. О ней писал И. Н. Крамской: «На картине ничего нет, кроме неба и воды, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».                                                                                                           

Cлайд 15

Девятый вал 1850. «Девятый вал» представляет собой типичное романтическое противопоставление «Человека» и «Стихии». Последняя страшна своей неразумной силой, но вместе с тем прекрасна.

Cлайд 16

Темы моря занимали  живописцев XIX века. Изображая сокровенную жизнь человеческого сердца, его мятежные чувства и страстные порывы, романтики и в природе искали грандиозных образов, в которых могла бы найти отклик напряженная эмоциональность романтического героя. Бурное море стало излюбленным мотивом пейзажа романтиков. Айвазовский является бесспорно центральной фигурой и крупнейшим мастером морского пейзажа в русском искусстве XIX века.

Источник: https://bigslide.ru/literatura/7232-ayvazovskiy-morya-plamenniy-poet.html

Пушкин в творчестве Айвазовского: два гения в вопросах и ответах

Что значил Пушкин для Айвазовского, как повлиял на его творчество и при чем здесь Репин? Ищем глубинные связи между двумя гениями и Пушкина на картинах Айвазовского — иногда для этого требуется увеличительное стекло.
Айвазовский

Да. И это знакомство очень похоже на то, как на лицейском экзамене в 1815-м году Державин, на пороге смерти, благословил юного Пушкина.

В сентябре 1836-го на выставку в Академию художество заглянул Пушкин, где ему представили 19-летнего Айвазовского — как одного из талантливейших академистов. А уже в феврале 1837-го Пушкина не станет.

Эта встреча запала Айвазовскому в душу. Через 60 лет, в 1896-м в письме он вспоминал ее в подробностях:

— В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остаётся из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта, что мне всё хоте-лось написать несколько слов из своих воспоминаний о нём.

Вот они: в 1836 году, до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин. Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его.

Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.

Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины.

Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с ораниенбаумского берега моря» и другая — «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере.

Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна.

На красавице супруге поэта было платье чёрного бархата, корсаж с переплетёнными чёрными тесёмками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы, все ученики проводили дорогих гостей до подъезда.

С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём…

А еще причина этой любви, конечно, в том, что Пушкин бывал в Крыму, зарифмовал в его честь несколько строк, а 16 августа 1820 года заглянул даже в Феодосию — родной город Айвазовского.
Нет. Во всяком случае, сам художник в этом никогда не признавался, да и мода такая была.

Но современники находили, что Айвазовский похож на Пушкина! Вяземский писал Погодину перед визитом Айвазовского в Москву: «Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет ещё одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А. С. Пушкина.

Угостите его в Москве и за талант и за сходство…»
Айвазовский
Айвазовский

  • Степан Рымаренко. И. Айвазовского, 1846
  • Орест Кипренский. А. Пушкина, 1827

Да. Великий поэт никогда не позировал великому маринисту. Картины с Пушкиным Айвазовский создает в последней четверти XIX столетия, через полвека после смерти своего кумира.

Но вот стихи Пушкина позировали Айвазовскому все время. Исследователи отмечают, что художник любил изображать Феодосию на фоне закатного неба — такой ее увидел и описал в своей элегии Пушкин, когда в 1820-м отплывал из Федосии в Гурзуф:

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.Шуми, шуми, послушное ветрило,Волнуйся подо мной, угрюмый океан.Я вижу берег отдалённый,Земли полуденной волшебные края.С волненьем и тоской туда стремлюся я,Воспоминаньем упоённый…Влияние Пушкина находят и в одесских ночных пейзажах Айвазовского.

Но поздно. Тихо спит Одесса.

И бездыханна и теплаНемая ночь. Луна взошла.Прозрачно-лёгкая завесаОбъемлет небо. Всё молчит;Лишь море Чёрное шумит… («Отрывки из путешествии Онегина» — ред.

)Пушкин вдохновлял Айвазовского даже тогда, когда нужно было изобразить другую жизнь и берег дальний.

В 1844 году художник Антон Иванов навестил Айвазовского в его петербургской мастерской, а после восторженно рассказывал в письме о небольшой картине, которую называл «Испанская ночь» (местонахождение неизвестно):

— Боже мой, какая ночь! Как сам говорил Ив. Константинович, данным для ней были стихи Пушкина. Они, кажется в таком роде:

Вот взошла луна златая,

Тише, чу, гитары звон, А испанка молодая Оперлася на балкон. Ночной зефир струит эфир, Шумит, бежит Гвадалквивир, Скинь мантилью, ангел милый, И явись как ясный день, Сквозь чугунные перилы Ножку дивную продень и т.

д.(фрагмент стихотворения Пушкина «Ночной зефир» — ред.)

Все произведения этого великого артиста почти без исключения удивляют меня своим достоинством, а испанская ночь умиляет, переносит в тот благодатный климат.

Я там, я восхищаюсь прозрачностью небесного свода, слышу голос певца и боюсь быть замеченным молодою испанкою, чтоб не прервать ее заветных дум, чтобы не помешать ее счастью.

Если Пушкин видит за гробом, то верно уже давно послал Айвазовскому свое спасибо за испанскую ночь.

Один умел рассказать, а другой могучею кистью переносит человека из Петербурга в Испанию и доставляет ему удовольствие посмотреть лично на тамошнюю ночь. Кому из них отдать первенство?..

Нет. Только на одной. Айвазовский изобразил, как сошлись волна и камень, а Репин — самого поэта. В свойственной ему уничижительной манере о своем участии в создании картины «Прощание Пушкина с морем» Репин отзывался так: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Инициатива написать картину в четыре руки принадлежала Айвазовскому.
Нет. Просто художники относились друг к другу с симпатий, а у Репина была слава талантливейшего портретиста. Что же до отношений Репина с Пушкиным — тут все сложно.

Своего собственного Пушкина Репин возьмется писать уже в ХХ веке, после смерти Айвазовского. Картина «Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» станет одним из репинских хитов (см. историю ее создания).

Но много ли в ней самого поэта? Это отнюдь не портрет, а эдакое снятое одним планом кино — о том, как все заскучали на экзамене, но один кудрявый юноша так зажег, что экзаменаторы и почетные гости проснулись, «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил» — и все озарилось.

Читайте также:  Куинджи "север" описание картины, анализ, сочинение

А вот собственно Пушкина Репину не дался. Вот что рассказывает об этом в своих воспоминаниях Корней Чуковский (кстати, Чуковский помогал Репину, позируя ему для картины «Пушкин в Лицее»):

— …Необходимо напомнить, что я познакомился с ним (Репиным — ред.) лишь за двадцать пять лет до его смерти, когда талант его был на ущербе. Но воля к творчеству осталась в нем та же.

Едва только познакомившись с ним, я увидел у него на мольберте картину «Пушкин над Невою в 1835 году», над которой он работал уже несколько лет. И когда я был у него незадолго до его смерти, уже в советское время, все та же картина стояла на том же мольберте.

Двадцать лет он мучился над ней, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней, то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной.

Теперь, перебирая его письма ко мне, я часто нахожу в них строки, относящиеся к этой картине.

«Сам я очень огорчен своим „Пушкиным“, — писал он 27 февраля 1911 года.- После выставки возьму доводить его до следуемого».

  • 14 апреля того же года:
  • «Ради бога, будем как авгуры: говорите чистую правду (хвалам моему „Пушкину“ я не верю: так хочется приняться за него еще раз)».
  • И в 1917 году Леониду Андрееву:

«…прошло 20 лет, и до сих пор злополучный холст, уже объерзанный в краях, уже наслоенный красками, местами вроде барельефа, все еще не заброшен мною в темный угол… Напротив, как некий маньяк, я не без страсти часто схватываю саженный подрамок, привязываю его к чему попало, чтобы осветить, вооружаюсь длинными кистями, по одной в каждой руке, а палитра уже лежит у ног моего идола. И, несмотря на то, что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу… я подскакиваю, со всем запасом моих застарелых углей и дерзаю, дерзаю, дерзаю… до полной потери старческих сил».

Умел. И не только крошечных человечков на фоне грандиозных неба и моря, но и самые настоящие портреты. Правда, портреты эти блестящими не назовешь. И даже самые большие поклонники художника осторожно говорят, что портреты кисти Айвазовского имеют «мемориальную ценность».
Айвазовский

Но чаще всего люди на картинах Айвазовского — всего лишь крошечное дополнение к пейзажу. Так было с Пушкиным, так было с Байроном. Представьте себе, картина слева называется «Байрон в Венеции».

А имеется еще «Наполеон на острове Святой Елены». Прокомментировать такое композиционное решение полотна можно только пушкинским: «Он был, о море, твой певец».

Но однажды Айвазовский все-таки изобразил Пушкина в полный рост. И нельзя отделаться от мысли, что писал его он с себя.
Айвазовский
Айвазовский

  • Иван Айвазовский. А.С. Пушкин на берегу Черного моря, 1897, Одесский художественный музей
  • Иван Айвазвоский. , 1892, Феодосийская картинная галерея

Наталья Кандаурова

Источник: https://artchive.ru/publications/1885~Pushkin_v_tvorchestve_Ajvazovskogo_dva_genija_v_voprosakh_i_otvetakh

Анализ стихотворения Пушкина "К морю" | Инфошкола

  • СТИХОТВОРЕНИЕ «К МОРЮ» (1824)
  • Жанр: элегия с элементами послания.
  • КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Стихотворение основано на реальных переживаниях: прощание поэта с Чёрным морем (его высылали в Михайловское). «К морю» поэт
написал в 1824 г., в переломный для себя период.

В это время поэзия Пушкина претерпевала изменения и переходила от романтизма к реализму. Можно сказать, что это произведение завершило романтический период в творчестве поэта. Пушкин вспоминает о Наполеоне и Байроне, которые умерли за свои идеалы, и уходит от романтических образов в реальные:

В леса, в пустыни молчаливы…

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Темы: взаимодействие личности и общества, свобода и угнетение человека, взаимоотношения индивида и власти.
⦁ Идея: везде, где есть цивилизация, преследуется независимость, поэтому по-настоящему свободны лишь волны. Истинную независимость человека можно сохранить только внутри против неё бессильны правители всех стран.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: гордою красой, пустыни молчаливы, путь беспечный, своенравные порывы.
⦁ Славянизмы: брег, глас, рыбарей.

  1. ⦁ Лексика высокого стиля: благо, властитель, венец, тиран.
  2. Кольцевая композиция: в начал и в конце лирический герой прощается с морем:

Прощай, свободная стихия!
Прощай же, море!

В заключение предлагаем рассмотреть две картины Айвазовского: «Пушкин на берегу Чёрного моря» (1897) и «Прощание Пушкина с морем».

Айвазовский

Пушкин на берегу черного моря

Айвазовский

Прощание Пушкина с морем

Какой из этих картин вы бы проиллюстрировали стихотворение Пушкина «К морю»? Обоснуйте.

Учащиеся единодушно выбирают картину «Прощание Пушкина с морем». Она создана двумя художниками: Айвазовским, который писал море, и Репиным, вписавшим в пейзаж фигуру поэта.

Что постарался подчеркнуть каждый художник?

Школьникам нравится гармония: море и поэт будто дополняют друг друга. Каждый художник постарался подчеркнуть в своём объекте свободу. Она чувствуется и в кипении своенравных волн, и в быстро бегущих тучах, и в крылатке Пушкина, которую развевает ветер, и в его буйных кудрях, и во всём его вдохновенном облике.

Он прощается с морем, он прощается со свободой, но мечта о ней никогда не оставит сердца поэта. «И долго буду тем любезен я народу … что в мой жестокий век восславил я свободу»

Источник: https://info-shkola.ru/stixotvoreniye-pushkina-k-moryu/

Описание картины Айвазовского Пушкин на берегу Черного Моря

статьи:

  1. 1. История создания
  2. 2. Стиль написания
  3. 3. Сюжет

Пушкин на берегу Черного Моря – одна из последних картин под авторством Ивана Айвазовского, написанная в 1887 году.

Работа была написана для личной коллекции художника, однако, после его фактической смерти для того, чтобы покрыть часть долгов, коллекция была распродана. Картины отправились за границу, где находились в Париже. До второй мировой войны, и после нее.

Но в начале существовании Российской Федерации, картина была куплена владельцами Николаевского художественного музея имени Верещагина.

История создания

Картина была написана уже в преклонном возрасте, когда Айвазовский не мог позволить себе длительные поездки. Вся работа велась в мастерской, где художник старался снова вдохнуть на холст редкие проблески жизни. Картина имеет практическую копию, которую автор писал вместе с Репиным.

Однако, та работа принадлежала им двоим, и Айвазовский не мог распоряжаться ей по своему усмотрению. Политика Российской Империи полностью заставила его пересмотреть собственные взгляды. Мужчина отгородился от социальной жизни, доверив в руки мыслителей судьбу своей страны.

Сам он больше не мог участвовать в жизни общества, и стал обычным затворником для того времени.

Стиль написания

Айвазовский

Картина представляет собой сложное нагромождение фигур, которые Айвазовский разделил на несколько этапов. Писалась работа два года, и за это время, образ Пушкина не раз изменялся по ходу рисования. При этом, сам художник в раннем возрасте уже встречался с мастером пера, и работа писалась именно на пятьдесят лет после его смерти. Первым этапом стали горы, нарисованные по правую сторону холста. На них можно увидеть маленькую фигуру Пушкина, но акцент здесь, как и в истинном романтизме, делается на саму природу. Айвазовский как бы показывает зрителю, что нет фактической разницы, между человеком, и другим человеком тоже. Стихия все равно переживает их всех, и так будет всегда.

Второй этап – это море и небо. Вся работа выполнена мутно, словно наступил вечер. Выбирается техника двойного наложения масла. Перед тем, как сушить картину, и лакировать ее, работа несколько раз обрабатывается акрилом. Только после этого наносится легкий слой лака, с минимальным добавлением спирта.

Источник: https://wpainting.ru/ajvazovskij/opisanie-kartiny-pushkin-na-beregu-chernogo-morya.html

>Образ А.С.Пушкина в творчестве И.К.Айвазовского

Айвазовский

Образ А.С.Пушкина в творчестве И.К.Айвазовского

Клыкастый месяц вылез на востоке
Меж соснами и костяками скал.
Здесь он стоял, здесь рвался плащ широкий,
Здесь Байрона он нараспев читал.
Здесь в дымном, голубином оперенье
И ночь, и море стлалось перед ним…

(Эдуард Багрицкий)

Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника — художник пера и художник кисти.

«С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.

Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый  цикл картин.

Пушкин на берегу моря. И.К.Айвазовский

Пушкин на берегу моря. И.К.Айвазовский

А.С.Пушкин и Раевская в Гурзуфе. И.К.Айвазовский

Пушкин на берегу Черного моря.И.К.Айвазовский

Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца.И.К.Айвазовский

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.И.К.Айвазовский

Пушкин с дочерьми генерала Н.Н.Раевского на берегу моря у Кучук-Ламбата.И.К.Айвазовский

Прощание Пушкина с морем.И.К.Айвазовский

В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Картина «Пушкин на берегу Черного моря» была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. В тот же год была написана и другая — одна из лучших картин на пушкинскую тему – «Прощание А.С.Пушкина с Черным морем», над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И.Е.Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский — пейзажный фон).

Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину «Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал».

У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы.

«Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…»

Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно. На формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А.С.

Пушкина, поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено.

Создавая свои произведения, он опирался только на свою, действительно необыкновенную, зрительную память и поэтическое воображение.

Из череды великих мастеров кисти явился мастер, который всецело посвятил свое дарование «свободной стихии», как окрестил море Пушкин, и стал ее преданным певцом. Этим мастером был Иван Айвазовский.

 Из рассказа И.B. Долгополова

Когда будущему художнику исполнилось десять лет, нужда заставила семью Гайвазовских отдать маленького Ованеса (Ивана) «в люди» — работать в кофейне у грека Александра.

Источник: http://www.nizrp.narod.ru/s2014/12_4.html

Пушкин и Айвазовский

Василий Тропинин Портрет А.С.Пушкина 1827 г. Государственный музей Пушкина, Санкт-Петербург.

Алексей Тыранов Портрет И.Айвазовского 1841 г. Третьяковская галерея

Практически все художники 19 века воплощали образ Пушкина на полотне. Не стал исключением так же известный маринист своего времени И. Айвазовский ( 1817-1900), который с самого детства был влюблен в творчество русского поэта.

Когда художник был еще десятилетним мальчишкой, то подрабатывал в феодосийской кофейне. И вот однажды кто-то из посетителей начал читать стихи Пушкина. Дым и чад кухни, гомон порта и посетителей прорвали строки о смерти лорда Байрона в Греции. Мальчик Ованес помимо воли перенесся в один из тихих вечеров на берегу моря, где встретился с курчавым молодым человеком, глаза которого искрились жизнью. В тот день Феодосию посетила семья героя войны 1812 года Раевского, а фамилия юноши с горящими глазами была Пушкин. Пушкин в лицее.В 1812 году Александр Пушкин таким и был.

На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге в 1836 встретились два художника — художник пера Александр Сергеевич Пушкин и художник кисти Иван Константинович Айвазовский. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского.

«С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал художник.Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже в 1880-х годах целый цикл картин.

Читайте также:  Васнецов "гамаюн, птица вещая" описание картины, анализ, сочинение

В них он соединил поэзию моря с образом поэта.

Прощание Пушкина с морем. 1877

Айвазовский знал свою слабость в портрете, и пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку». Картина хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге.

Ровно через десять лет, в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина, в 1887 году Айвазовский пишет картину «Пушкин на берегу Черного моря». Картина находится в художественном музее Николаева.

«Пушкин на берегу Черного моря». 1887

И третье обращение к теме «Пушкин и море» происходит у Айвазовского тоже ровно через десять лет (за три года до смерти) в 1897 году. Картину он называет так же — «Пушкин на берегу Черного моря».

А.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897

Есть у нее и второе название — «Прощай, свободная стихия…». Четверостишье Пушкина написано прямо на холсте. Не символично ли за три года до смерти писать «Прощай» свободной стихии. Художник, как бы, сам прощался с морем!

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой….….Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыИ долго, долго слышать будуТвой гул в вечерние часы.В леса, в пустыни молчаливыПеренесу, тобою полн,Твои скалы, твои заливы,И блеск, и тень, и говор волн. Александр Сергеевич Пушкин. К морю 1824

Прощание с морем связано с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку — в Михайловское.

В облике поэта на картине Айвазовский, несомненно, рисует и свои молодые черты.

А вот и сам портрет И.К.Айвазовского работы С.А.Рымаренко (1846 г.)

Строки Багрицкого, которые подходят ко всем трем картинам на тему «Пушкин и море»

«Клыкастый месяц вылез на востоке

Меж соснами и костяками скал.Здесь он стоял, здесь рвался плащ широкий,Здесь Байрона он нараспев читал.Здесь в дымном, голубином опереньеИ ночь, и море стлалось перед ним…»

Ещё несколько картин Айвазовского.

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880

А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе.

А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43982192097/Pushkin-i-Ayvazovskiy

«Пушкин на берегу Черного моря». 1887г. — Айвазовский И.К

    Картина «Пушкин на берегу Черного моря» была написана И. К Айвазовским                                             в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина.

«…Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…» —                                                                                                                                                         

Что видит Гений, слышит что?..

Они шумят… О! В двадцать лет и в шуме пенно-белогривых Найти нетрудно тон – в «Аи» – хмельно- игривый, Но – он изгнанник… Волны ж катят – не назад! И – он в них тонет весь…

И пишется картина

К полустолетью без него и той дуэли,- Рукою мастера другого… Оба пели, Как соловьи в саду с названием «Марина», И – оба живы: и художник, и поэт! И море плещется и мчатся воды к брегу, Где не «француз» младой с мольбой внимает бегу Их – непокорных, но держащих всё ответ Со «время оно» перед каждой взятой нотой Горы вершиной – уж с подножия; скалой, Отполированной до гладкости; луной – Как всяк талантом наделенный – одинокой. Задумчив вьюноша. Иль мыслей ход – назад? – К последней ночи пред отъездом, у гусаров…

Тих Петербург с утра. Нева не своенравна.

С семьей прощанье было тягостным. …Глаза… Глаза Аришки покрасневшие, и – тихих Привычных слез из глаз родных тех, не унять. Он лишь ее тогда и обнял: «Прощай, мать»… И росы смахивала няня и крестила, Благословляя Александра… Маслом – холст. То ль кисть податлива, пред будущим ли трепет, Но – волн лишь гребни ветерок, вихрами, треплет, Что не дотянутся никак всё до него, – Меж двух стихий…. И – созерцает человече…. Неповторимый уголок! – в букетов смесь Цветов и запахов, и чувств. Он счастлив здесь; И – в нем рождается поэзия, что вечна! – На полуострове, исхоженном в веках И печенегом, и хазаром, и сарматом…. И – мысли выльются в тома и ароматов, И слов, им поднятых с жемчужинного дна, Во «Песнь», пророческих, в Крыму. И в них – он с нами! И он был с Крымом – до февра…. …Но – август прян!…. Над ним луна – в полуоткрытые уста, Вода – у ног, он – на скале под небесами. И три холма – за ним, тремя богатырями. И – русским духом пахнет от холста, Как от той «северной березы», ему там Случайно встретившейся, машущей кудрями… И – «сердце сжалось…. И уж начал тосковать Еще в Тавриде, по Тавриды ласке южной И доброте Южнобережия», столь нужной Душе его… Любви же – исполать!И он нырял в неё, тонул и вновь нырял, Всё оживая – для пера и! – окрыленный. И он забыл, что он на время удаленный… И он влюблялся как нигде и никогда, Часами вслушиваясь, всматриваясь в воды, В неповторимые закаты и восходы. И где-то брезжила Онегина заря – С сей виноградовой гурзуфской колыбели. И зажигалась в небе новая Звезда; И – Айвазовский ее пишет.

Дни летели;

Не убегая никуда, текла вода, Меняя вид, характер волн, с луной на пару, — Что «ясным месяцем блестит всё под косой»…. И – Пушкин был как, всё такой же молодой! О речка Черная…. – …мотив какой-то старый… ………………………………………………… ………………………………………………… *** В Юрзуф тянуло пред кончиной… В чем стоял, В том и унесся к морю Черному, — всей раной, Хотя б и мысленно, припасть к тому фонтану, Что вспоминал всё чаще-чаще у огня Своей он памяти. Застывшая Нева. И хладен Град, не той лозы вином вспоённый… …………………………………………….. …………………………………………….. Поэт устало, хоть на миг, да жаждой всей Приник к бумаге, и – забил родник сильней: «Пастух, рыбак ли, или странник утомленный,              Кто б ни был ты, приди и пей»*. _______________________________________

*«Сей белокаменный фонтан» — 1836г. При жизни Пушкина напечатано не было.

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1750668/

Слева — не Пушкин: какой великий художник был похож на великого поэта

А Сергей Безруков похож на обоих — даже без грима:)

Справа — актёр Сергей Безруков.

В 2006 году Сергей Безруков сыграл Александра Сергеевич Пушкина в фильме «Пушкин: последняя дуэль».

Сергей Безруков в роли Пушкина.

Если когда-нибудь будут снимать фильм об Иване Константиновиче Айвазовском — на главную роль снова можно звать Безрукова. Да, на картинке слева — потрет художника Айвазовского.

Слева: Степан Рымаренко. Портрет Ивана Константиновича Айвазовского, 1846. Справа: Орест Кипренский. Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827

Сходство между Пушкиным и Айвазовским находили и современники двух гениев. Вот что Вяземский писал Погодину перед визитом Айвазовского в Москву:

Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет ещё одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А. С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант и за сходство…Василий Тропинин написал и портрет Пушкина (слева, 1827), и портрет Айвазовского (1853).

Пушкин (его годы жизни: 1799 — 1837) и Айвазовский (1817 — 1900) были знакомы не только с творчеством друг друга, но и лично.

Осенью 1836-го года на выставку в Академию художество пришёл Пушкин. И там ему в качестве одного из талантливейших студентов представили Айвазовского, которому было всего 19 лет.

Пушкин бывал в Крыму, а потому у Айвазовского появилась возможность писать картины с Пушкиным, демонстрируя при этом своё главное умение — изображать воду: Иван Айвазовский. А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа. 1886. Пушкин, конечно, для этой картины не позировал — она написана через несколько десятилетий после смерти поэта.

Айвазовский прожил долгую, насыщенную событиями и встречами жизнь, но студенческое знакомство с поэтом с гордостью и подробностями вспоминал и 60 лет спустя, в письме:

В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остаётся из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта, что мне всё хоте-лось написать несколько слов из своих воспоминаний о нём. Вот они: в 1836 году, до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин. Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль(я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с ораниенбаумского берега моря» и другая — «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна.На красавице супруге поэта было платье чёрного бархата, корсаж с переплетёнными чёрными тесёмками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы, все ученики проводили дорогих гостей до подъезда.С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём… Слева: эту картину с Пушкиным Айвазовский написал сам (А.С. Пушкин на берегу Черного моря, 1897). Справа: а эту — вместе с Репиным; Айвазовский написал море и скалы, а Репин — Пушкина (Прощание Пушкина с морем, 1877).

Как реально выглядел Пушкин: самый правдивый прижизненный портрет поэтаКакого роста был Пушкин

Источник: https://zen.yandex.com/media/pictures/sleva-ne-pushkin-kakoi-velikii-hudojnik-byl-pohoj-na-velikogo-poeta-5d3d97f997b5d400af685384?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=2861969361.439.1582000663333.46100&integration=publishers_platform_yandex&secdata=CLzDvc3DLSABMAI%3D

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector