Алексеев «вид на биржу и адмиралтейство от петропавловской крепости» описание картины, анализ, сочинение

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Алексеев Федор Яковлевич, русский живописец. Родился около 1755 года в Петербурге в семье сторожа Академии наук. В 1766–1773 годах учился в петербургской Академии художеств.

Алексеев

Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге, около 1800, Русский музей

Алексеев

Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса, 1810-е годы

Алексеев

Вид Петропавловской крепости и дворцовой набережной, 1799, Русский музей

Алексеев

Соборная площадь в Московском Кремле, Третьяковская галерея

В 1773–1777 годах молодой живописец проживал за границей, он совершенствовался в Венеции как театральный художник. Однако по возвращении на родину стал писать архитектурные пейзажи-ведуты. Федор Яковлевич Алексеев является первым в русской живописи мастером городского пейзажа.

В своих полотнах он запечатлел облик Санкт-Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), Москвы («Красная площадь с собором Василия Блаженного», 1800–1802, Музей Института русской литературы РАН), Николаева («Вид города Николаева», 1799, Третьяковская галерея), Венеции («Набережная Скьявони в Венеции», 1775, Художественный музей Белоруссии, Минск) и виды других городов.

За картины с видами Петербурга в 1794 году мастер получил звание академика. С 1803 года Федор Алексеев преподавал в петербургской Академии художеств. Скончался Алексеев Федор Яковлевич в 1824 году в своем родном городе.

Алексеев Алексеев

Красная площадь в Москве, 1801, Третьяковская галерея

Алексеев

Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве, 1811 год

Алексеев

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея

Алексеев Алексеев

Вид города Николаева, 1799, Третьяковская галерея

Вид Казанского собора в Петербурге, Русский музей

Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/alekseev.html

РЕСТАВРАЦИЯ

Алексеев Федор Яковлевич (1753(1754(?), Санкт-Петербург – 11.11.1824, там же).

Живописец; основоположник жанра городского пейзажа в русском искусстве. Педагог.

Краткая творческая биография.

1766-1773 – обучение в ИАХ

1773 – в качестве пенсионера ИАХ Алексеев прибыл в Венецию, где был определен к Дж.Моретти, перспективисту и декоратору.

Самовольно перешел к живописцу – П.Гаспари. Решил уехать из Венеции, но был остановлен. Самостоятельно обратился к работе в жанре ведуты; копировал картины А.Каналя (Каналетто). В ИАХ Алексеева считали самым неудавшимся из всех пенсионеров.

1776 – «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. Копия с картины Каналетто «Архитектурная фантазия» (1765). За нее в 1794 году Алексеев получил звания назначенного.

Лето 1777 – возвращение в Петербург.

1779 – 1786 – работа в Дирекции императорских театров, в мастерской Ф.Градицци-сына.

1779-1797 – по заказу Екатерины II выполнил 12 копий с сохранившихся в ИЭ картин итальянских мастеров.

1794 – первый  городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». Новаторство Алексеева заключалось в том, что изображен не документально снятый вид местности, а художественное преображенная реальность – «архитектура в пейзаже».

1794 – «Вид дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца».

1795-1797 – путешествие по югу России и Крыму. В результате привез множество акварелей. На их основе были написаны пейзажи «Вид города Бахчисарая», парные одноименные «Вид города Николаева» и др.

В произведениях южного цикла происходит движение от перспективизма ранних работ к классицистической организации пространства. Живописная фактура сглаживается.

Появляется стаффаж, в дальнейшем обязательный для картин Алексеева.

1793, 1799 – «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»

1800 – парные «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки» и «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». Написаны по заказу Павла I.

1800 – командирован в Москву по приказу Сената с помощниками А.Кунавиным и Л.Мошковым «для снятия разных видов».

1802 – возвращение в Петербург с акварелями. Написание с них картин маслом.

  • Не ранее 1800 – «Площадь в Московском Кремле».
  • Между 1800 и 1810 – «Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста».
  • 1815 – «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки».
  • 1800-е – «Соборная площадь в Московском Кремле»

1801 – «Красная площадь в Москве». Допущены масштабные просчёты и искажения.

1810 – 1811 – командировка в южные города России Орёл, Воронеж.

1810-е – начало второго петербургского периода. «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (два варианта), «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости».

В петербургских пейзажах Алексеев ищет новое, более сложное решение пространства; горизонты раздвигаются, возникает ощущение реальных масштабов города. Изысканнее становится колорит, построенный на тончайших нюансах золотисто-коричневых, красновато-розовых, жемчужно-серых, зеленовато-голубоватых тонов.

Главные работы:

Алексеев

«Внутренный вид двора с садом. Лоджия в Венеции» (копия с картины Каналетто «Архитектурная фантазия» (1765), 1776, ГРМ)

Алексеев

«Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, ГТГ; вариант-повторение, после 1794 – ГРМ)

Алексеев

«Вид города Бахчисарая» (между1794 и 1800, ГРМ)

Алексеев

«Вид города Николаева» (между 1797 и 1800, ГРМ; парная одноименной картине, 1799. ГТГ)

Алексеев

«Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793, Музей-усадьба «Архангельское»; вариант-повторение, 1794 – ГРМ)

Алексеев

«Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», (парная картине «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге», 1800, ГРМ)

Алексеев

«Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге» (парная картине «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», 1800, ГРМ)

Алексеев

«Площадь в Московском Кремле» (не ранее 1800, ГРМ)

Алексеев

«Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле» (не ранее 1800, ГРМ)

Алексеев

  1. «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (1811, ГТГ)
  2. «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса»(1800-е, ГРМ)
  3. «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова» (1800-е, ГРМ)
  4. «Красная площадь в Москве» (ГТГ).

Литература: Русские живописцы. XVIII-XIX века: Биографический словарь. – СПб.: Азбука-классика, 2008.

Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/razvitie_pejzazha_f_ja_alekseev/14-1-0-98

Фёдор Алексеев: жизнь и творчество художника

Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 11 (23) ноября 1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейший мастер русской ведуты.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография художника
  • Творчество
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Федора Алексеева
  • Библиография

Сын сторожа Академии наук. В 1764 году принят по прошению отца в обучение в Императорскую Академию художеств, до этого же учился в гарнизонной школе.

В 1767 в числе учеников класса орнаментной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, далее в «живописном классе» у Генриха Фондерминта и А. Перезинотти.

В 1773—1777 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775, Художественный музей БССР, Минск).

В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), за которые в 1794 получил звание академика.

В 1802 году Алексеев становится главой класса перспективной живописи в Академии Художеств. Среди его учеников были Сильвестр Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев.

Для «снятия видов» ездил в Херсон, Николаев, Бахчисарай (1795), Полтаву, Воронеж, Орёл и по акварельным этюдам с натуры затем писал картины («Площадь в г. Николаеве», Русский музей, Санкт-Петербург).

Образ сказочного, святого русского города поразил людей. Московские работы привлекли к Алексееву огромное количество заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.

В 1800 году по просьбе императора Павла I,  Алексеев пишет виды Москвы. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры.

Художник увлеченно изучает старинную русскую архитектуру.

Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград, и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей.

В 1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей («Вид Английской набережной», Русский музей).

Алексеев

Постепенно публика начинает забывать стареющего художника. Он умер в бедности, в Петербурге, 11 ноября 1824 года, оставив большое семейство без средств.

ТВОРЧЕСТВО

Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа.

В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. Его привлекал пейзаж, в котором огромную роль играла архитектура. Он много путешествовал и уже в начале XIX века написал виды провинциальных городов России.

Алексеев

Творчество Алексеева явилось важным этапом в сложении традиций национальной школы живописного пейзажа. Его произведения, привлекательные для современников и потомков возвышенностью и художественным совершенством образов, сохранили облик русских городов рубежа XVIII – XIX столетий, став ценнейшими историческими документами эпохи.

В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Сложностью и динамичностью построения отличается вид на Биржу, венчающую стрелку Васильевского острова.

Алексеев

Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости

Алексеев

Вид Казанского собора в Петербурге

Алексеев

Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса

Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». Она позволила запечатлеть в едином пространстве великолепные здания, олицетворявшие мощь и процветание молодого города.

Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой.

Алексеев

В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Композиция организована четко и логически ясно.

И еще одна характерная особенность южных картин  —  появление стаффажа. Все детали  изображены весьма  живо, образуя занимательные жанровые сценки.

Они выполняют  функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев.

Интересные факты из жизни художника

За картину «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца» в 1794 году Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина II. Путешествие длилось 2 года, и художник создал множество акварелей, по которым уже в Петербурге написал картины маслом.

Он был великолепным художником, упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия выдала деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Собко Н. Словарь русских художников с древнейших времён до наших дней (XI—XIX вв). В 3-з т. СПб., 1893
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Фёдор Яковлевич Алексеев. — М.: Искусство, 1955. — (Живопись. Скульптура. Графика). — 30 000 экз
  • Андросова М. И. Фёдор Алексеев, 1753—1824. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 56 с. — (Массовая библиотечка по искусству). — 30 000 экз

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru, files.school-collection.edu.

ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Фёдор Алексеев: картины художника

Фёдор Алексеев — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Фёдор Алексеев: жизнь и творчество художника

5 (100%) 4 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/alekseev-fjodor.html

Искусство, каким вы его еще не видели

Федор Яковлевич Алексеев известен как один из основоположников русского городского пейзажа и крупнейший мастер русской ведуты. И не зря по отношению к нему употребляют именно слово «ведута», что в переводе с итальянского означает «вид».

Этот термин обычно используется искусствоведами для обозначения определенного типа европейских городских пейзажей, преимущественно венецианских. Дело в том, что обучение Федор Алексеев проходил именно в Венеции.

После окончания Академии художеств в Петербурге в 1773 году, он получил возможность продолжать свое обучение за границей в качестве пенсионера Академии. В Венеции Федор Алексеев писал пейзажи, а также был театральным художником.

 

Алексеев вернулся в Россию в 1777 году и с 1779 года продолжил работать декоратором Императорских театров. Однако не это увлекало художника, его страстью оставались пейзажи.

C 1787 года художник по заказу Екатерины II копировал произведения итальянских мастеров ведуты, хранящихся в Эрмитаже: Джованни Антонио Каналетто, Бернардо Беллотто, Клод Жозеф Верне. Благодаря этим работам Федор Алексеев прославился и смог оставить свою работу в театре. Первый выполненный художником в Петербурге городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794) имел огромный успех. С этого времени Алексееву стали заказывать пейзажи с видами городов. 

Так, в 1790-х годах он писал виды Петербурга, в середине 1790 годов он посетил юг России для «снятия видов местности» (создания акварельных набросков, по которым позже художник написал полноценные пейзажные картины). В 1800 году по заказу Павла I художник писал городские пейзажи в Москве. 

Картина «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», написанная в 1810-е годы, относится к так называемому «второму петербургскому периоду» в творчестве художника. Здесь он выступает как опытный мастер городского пейзажа, показывая свое мастерство и применяя все полученные навыки художника-пейзажиста.

Так могли бы написать Петербург венецианские авторы: это читается в выборе ракурса, построении перспективы, цветовых сочетаниях, которые использует художник. Зритель видит архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова как бы с воды. С этой точки зрения открывается вид на здание биржи и обрамляющие его ростральные колонны.

Сейчас этот вид стал одной из «визитных карточек» Петербурга, но тогда этот архитектурный ансамбль, законченный французским архитектором Тома-де-Томоном в 1810 году, был для петербуржцев в новинку. По Неве плывут лодки и парусники, и этим Северная столица очень напоминает Венецию.

В отдаленной перспективе виднеется флигель адмиралтейства с флагом, за ним — шпиль адмиралтейства. 

Федор Алексеевич оставил заметный след в русской живописи. Вслед за ним в 1820–1830 годах многие художники обратились к жанру городского пейзажа, таким образом оставив для потомков исторические виды городов.

Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/vid-na-birzhu-i-admiralteystvo

Описание картины Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости – Федор Алексеев

Санкт-Петербург, его великолепные панорамы и дворцы главная тема творчества Ф. Я. Алексеева. Здание Биржи, возведенное в год написания этой картины, завершило формирование центрального архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга. Эта часть города была любимым местом прогулок петербуржцев.

Алексеев при построении композиции использует классицистический принцип, сопоставляя первый план, отмеченный коричневым левым углом и темным облаком справа, и зеленовато-голубое открытое пространство в глубине.

Здание Биржи представлено несколько справа, так что в центре композиции оказывается эффектная панорама Невы. На заднем плане Зимний дворец и Адмиралтейство образуют единый ансамбль с небом и рекой, как бы утверждая важнейшую для эпохи Просвещения идею гармонии разума и природы.

Художник показывает Санкт-Петербург таким, каким его видели современники, как идеальную столицу просвещенного государства. Поэт К. Н. Батюшков писал: “Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее!

Посмотрите на Васильевский остров, […] украшенный биржею, ростральными колоннами и гранитною набережною […]. Как величественна и красива эта часть города! […] Теперь от биржи с каким удовольствием взор мой следует вдоль берегов и теряется в отдалении между двух набережных, единственных в мире!”

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://art.goldsoch.info/vid-na-birzhu-i-admiraltejstvo-ot-petropavlovskoj-kreposti-fedor-alekseev/

Вид На Биржу И Адмиралтейство От Петропавловской Крепости

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Федора Алексеева.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Федора Алексеева на натуральном  холсте.

Федор Яковлевич Алексеев первым в русской живописи стал мастером городского пейзажа.

С 16 лет учась в Академии Художеств в 1773 году получил золотую медаль за программный пейзаж и был отправлен в Венецию для занятий живописью театральных декораций.

Это не соответствовало его склонностям, и он в Венеции увлекся видовыми и фантастическими гравюрами римского художника Пиранези, работами знаменитых итальянских пейзажистов Канале, Гварди, что вызвало недовольство начальства Академии и повлекло за собой принудительную работу декоратором при театральном училище по возвращении на родину, ему было отказано в программе на получение какого-либо академического звания.

Долгожданную возможность писать оригинальные пейзажи он получил только в 1786 году. К этому времени он обрел славу «российского Каналетто», копируя пейзажи Канале, Робера, Берне из собрания Эрмитажа.

Работая самостоятельно, ему удалось создать образ величественного Петербурга.

За картины «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной», написанной в 1793 году, и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» — в 1794 году художник получает звание академика перспективной живописи и его посылают в Новороссию и Крым для создания пейзажей южных городов. Так в творчестве Алексеева появляются виды городов Николаева, Херсона, Бахчисарая.

В 1800 году он получает задание от императора Павла I написать виды Москвы. Московские работы с видами улиц, монастырей, предместий, разнообразными изображениями Кремля привлекли многих заказчиков из числа знатных вельмож и членов императорской семьи, отличаясь своей документальностью.

В 1800 годах Алексеев возглавил класс перспективной живописи в Академии Художеств, и с 1802 года возвращается к своей любимой теме Петербурга, теперь весь передний план его полотен занимают люди на фоне прекрасных дворцов и неповторимой Невы.

Своим многолетним и упорным трудом Алексеев доказал свое право быть пейзажистом. Умер он, однако, постепенно забытый публикой, в большой бедности. Академия была вынуждена выделить денежные средства на его похороны и пособие вдове художника и его малым детям.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Федора Алексеева не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/alekseev-fedor/vid-na-birzhu-i-admiralteystvo-ot-petropavlovskoy-kreposti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector