Ван дейк антонис «отдых на пути в египет» описание картины, анализ, сочинение

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк (барокко)

Антонис ван Дейк — наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса. Ван Дейк рано сложился как художник. Сын богатого антверпенского коммерсанта, он всегда в своих картинах и портретах подчеркивал аристократизм модели, ее хрупкость и изысканность.

Именно таким баловнем судьбы мы видим его на автопортрете: усталое выражение нарочито придано этому розовощекому лицу фламандца, в натуре подчеркнуты черты женственности.

Тщательно выписаны красивые холеные руки, аристократически небрежен костюм, романтически развились кудри.

В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские. Но главным жанром ван Дейка становится портрет.

В первый, антверпенский период, он пишет богатых бюргеров или своих товарищей по искусству, пишет в строго реалистической манере, с тонким психологизмом.

Но по приезде в Италию этот тип портрета уступает место другому. Ван Дейку заказывают множество парадных портретов генуэзской знати.

Вернувшись в Антверпен, ван Дейк создает целую галерею портретов английской придворной аристократии. Свои модели он представляет в богатых интерьерах или на лоне природы, чаще всего в рост, в эффектной позе, в роскошной богатой одежде.

Хотя ван Дейк был очень близким учеником Рубенса, в своем творчестве он был далек от своего учителя.

Отдых на пути в Египет (1630)

Ван Дейк Антонис После того, как царю Ироду волхвами было предсказано о рождении в Вифлееме младенца, который станет новым правителем, он принимает решение убить всех детей в возрасте до трех лет. Той же ночью ангел явился во сне Иосифу и приказал всему семейству бежать в Египет и ждать там, пока он снова не явится. Иосиф вместе с Марией собрли нужные вещи и с ребенком удалились из города. Преодолев длинный переход, они прибыли в селение Матариэ и стали искать место для отдыха. Они расположились под деревом, которое наклонило свои ветви, чтобы дать путникам прохладу. Неподалеку от дерева из земли вдруг пробился ручей с чистой водой, где утоляли жажду беглецы. Художник изобразил момент, когда семья отдыхает под деревом, а к ним спустились ангелы и развлекают маленького Христа. Кругом роскошная природа, с дерева свисают фрукты, летают птицы. Картина, благодаря разнообразию красок, не выглядит тревожной, наоборот, она создает радостное, оптимистическое настроение.

Портрет Марии Лотарингской, герцогини Орлеанской (1634)

Ван Дейк Антонис Величественный и одновременно утонченный портрет изображенной женщины. Белая, словно фарфоровая кожа Маргариты оттенена темным платьем, а ее красивые по форме голова, шея и руки с длинными пальцами, перебирающими бархатную ткань, смотрятся еще изящнее из-за пышности одеяния. Полотно выдержано в нескольких цветах — белом, черном, светло-коричневом, телесном, этот сдержанный колорит оживляет отодвинутая и приоткрывающая раскинувшийся вдали пейзаж красивая драпировка слева. Розы в руке девушки могут символизировать любовь или же подчеркивают ее молодость и привлекательность, которые особенно видно даже в парадном портрете.

Королева Генриетта Мария и сэр Джеффри Хадсон

Ван Дейк Антонис Генриетта Мария Французская — младшая дочь короля Генриха IV и Марии Медичи. В 16 лет она была выдана замуж за Карла I Стюарта, короля Англии, Шотландии и Ирландии. Была матерью двух английских монархов — Карла I и Якова. После замужества новобрачная обнаружила, что муж ее неделями не хотел видеть. И только позднее Карл потеплел к своей супруге и даже влюбился в нее. Генриетта старалась «облагородить» английский двор, покровительствовала театрам. Но ее набожность и католическая вера отталкивала от нее придворных — англичан. В августе 1642 г. в стране разразилась гражданская война. Мария Генриетта, пытаясь помочь своему супругу, направилась в Нидерланды для сбора средств на ведение войны, поднимала население на защиту короля. Однако, король был казнен, а королева покинула пределы Англии. С тех пор Мария Генриетта больше не вмешивалась в политику, занималась воспитанием детей в католическом духе. Жила в Лувре, потом в Пале-Рояле. В конце концов рассорилась с детьми и удалилась в монастырь Шайо, который сама и основала. После Стюартовской Реставрации в 1660 году приехала в Лондон. последние годы провела во Франции. Художник изобразил королеву вместе со своим карликом Джеффри.

Портрет леди Элизабет Тимблби и Дороти виконтесса Андовер (1637)

Ван Дейк Антонис Художник написал этот портрет во время пребывания в Англии, будучи придворным короля Карла I. Это парадный портрет леди Элизабет Тимблби и Дороти виконтессы Андоверской. Он запечатлел двух сестер — католичек накануне свадьбы Дороти. В руках у невесты корзинка с розами, атрибут ее святости, покровительницы невест. С большим искусством художник передает блеск атласных платьев красавиц, тонко выписывает их искусно завитые волосы и ювелирные украшения, которые оттеняют прелесть их лиц. Но взгляд этих чаровниц не выражает никаких чувств или переживаний — это просто портрет-констатация.

Молодая женщина с ребенком (1618)

Ван Дейк Антонис Перед нами юная мать с ребенком на коленях. Сначала мы видим полное гордости за свое чадо лицо матери и серьезное лицо ребенка. Затем обращаем внимание на роскошные одежды, с восхищением изображенные художником. Тяжелые торжественные драпировки и цветовое великолепие не мешают нам воспринимать трогательное единение матери и ребенка.

Оплакивание Христа

Ван Дейк Антонис Все евангелисты рассказывают, что, когда Иисус Христос умер на кресте, его ученик, богатый человек по имени Иосиф из города Аримафеи отправился к Понтию Пилату, чтобы испросить тело умершего на кресте Христа. Понтий Пилат дал согласие, и Иосиф снимает тело с креста. Он и еще один тайный ученик Иисуса Христа, по имени Никодим, приготовляют все необходимое для погребения по иудейскому обычаю: Иосиф покупает чистую льняную плащаницу (кусок льняной ткани) для того, чтобы спеленать умершего, а Никодим приносит состав из смирны и алоэ, «литр около ста», чтобы умастить его тело. Они спешат: Иисус Христос был распят и умер в пятницу. Следующий день суббота, по иудейскому календарю день покоя, когда что-либо делать воспрещено, поэтому умерший должен быть похоронен в пятницу до появления первой вечерней звезды. Художник изобразил момент, когда распятого Христа сняли с креста и положили на заранее подготовленную плащаницу. Мускулистое мертвое тело Иисуса бессильно лежит на руках у Матери. Она в молении о сыне подняла глаза к небу. А над телом уже склонились ангелы, готовые унести Иисуса Христа в небеса.

Портрет Марии Луизы де Тассис (ок.1629)

Ван Дейк Антонис Семья де Тассис происходила из Бергамо и прославилась изобретением в конце XV столетия первой в Европе почтовой системы.. Мария происходила из антверпенской ветви семьи. Художник изобразил девятнадцатилетнюю девушку, смотрящую прямо на зрителя. Темный фон позволяет сконцентрировать внимание на прекрасной модели. На ней изысканное черно-белое платье с большими буфами по французской моде того времени. Удивительно воздушный белый шелк искусно расшит тонкой золотой тесьмой. Многочисленные, тонко выписанные складки платья создают замечательную игру света и тени, подчеркивающую блеск изысканной ткани. На груди Марии украшение в виде золотого креста с бриллиантами, на шее — нитка крупного жемчуга. В правой руке она держит веер из страусиных перьев, который будто колышется в воздухе, наполняющем пространство картины. Белоснежный высокий воротник из тонкого кружева украшен острыми узорными краями. В слегка смущенной полуулыбке, озаряющей лицо Марии легком румянцем, тронувшем ее щеки, нежности белой кожи художник с виртуозным мастерством передает неповторимое очарование юности. Взгляд больших темных глаз девушки, смотрящих открыто и в то же время задумчиво, придает образу особое очарование.

Портрет Марии Клариссы, супруги Яна Вовериуса, с ребенком

Ван Дейк Антонис На портрете знатная дама с дочкой на руках. Высокое положение женщины подчеркивает высокий гофрированный воротник. У девочки воротник простой, но тоже под самый подбородок. Наряд девочки украшают два красных бантика — на макушке и на груди. Наряды обеих выглядят достаточно строго. Лишь фон в виде красной портьеры и светло-коричневых обоев оживляет портрет. Хочется отметить лицо женщины с тонкими, четко выписанными чертами и слегка поджатыми в полуулыбке губами — что говорит о строгом, сдержанном характере женщины. А дочка явно похожа на мать — с такими же темными глазами, тонкими, поджатыми губами.

Портрет сэра Томаса Уортона

Ван Дейк Антонис Томас Уортон — английский исследователь истории литературы, критик и поэт, профессор поэзии Оксфордского университета. Поэтический лауреат Англии. Стихи начал писать еще в детстве.

  • Портрет сестер Кэри
  • Портрет Вильгельма Оранского с его невестой Марией Стюарт (1641)
  • Самсон и Далила
  • Дети Карла
  • Принц Томмазо Франческо де Савойя-Кариньян
  • Леди Люси Перси
  • Юпитер и Антиопа

Одно из лучших произведений художника. На портрете девочки, причесанные и одетые в нарядные шелковые платья, как придворные дамы, позируют художнику. Но, пытаясь сохранить «взрослую» серьезность, не могут сдержать детской непосредственности, лукавой улыбки на розовых, приветливых личиках, полных жизни, веселья и ликования. Для этого портрета ван Дейк нашел тонкую и нежную гамму красок. Он намеренно выделил светлые фигурки девочек на темном фоне стены, что делает их легкими и яркими, светящимися. На портрете Мария Генриетта Стюарт и Вильгельм Оранский. Они — жених и невеста. Ей — 9 лет, ему — 15. Мария — английская принцесса, Вильгельм — голландский принц. Мария — дочь английского короля Карла I и Генриетты Марии Французской. Она старшая дочь, и ей по старшинству в 1642 году был присвоен титул Первой Королевской принцессы. Это было сделано по просьбе королевы Генриетты Марии, в подражание французскому двору, где старшую дочь короля называли Мадам Роял. Двое из братьев Марии, Карл и Яков, стали королями Англии. Карл I хотел выдать принцессу замуж за сына Филиппа IV, короля Испании, а также ее двоюродный брат, Карл Людвиг, курфюст Палатинский, также добивался ее руки. Оба плана не были осуществлены. В январе 1640 году начались переговоры между Генеральными Штатами (Нидерланды) и Карлом I Английским о возможном браке между принцессой Марией и принцем Вильгельмом Оранским. Английский король дал согласие на брак, но выставил свое условие: его внутреннее положение было в то время уже слабым. Однако, Генеральные Штаты отказались взять на себя такие обязательства, и Карл был вынужден согласиться на этот брак. Свадьба состоялась в Лондоне, в часовне Королевского дворца Уайтхолл в соответствии с англиканским обрядом. Жених был одет в красный бархатный костюм, а его невеста — в традиционное свадебное серебристое платье. Шлейф несли 16 женщин. Вильгельм II Оранский — принц, штатгальтер Нидерландов, был главнокомандующим голландских войск, участвовавших в 30-летней войне. Брак был несколько лет не завершен в связи с возрастом невесты. Говорят, что их брак не был счастливым, но они были между собой дружны. У них был только один ребенок, сын, которого, однако, его отец не увидел — за неделю до рождения сына он умер от оспы. Самсон — герой ветхозаветных преданий, наделенный невиданной физической силой. Всю жизнь он мстит филистимлянам, однако филистимлянка Далила стала его любовницей. Ее подкупили филистимлянские властители, чтобы она выведала источник силы Самсона. Далила трижды пыталась это выведать и трижды Самсон обманывал ее, понимая, чего она добивается. Но в конце концов Далила убедила Самсона довериться ей, убедила в своей любви, и Самсон открыл ей, что сила его покинет, если остричь ему волосы. Ночью филистимляне тайком пришли к ложу Самсона и постригли его волосы. Он проснулся на крик Далилы:»Филистимляне на тебя, Самсон!», — и почувствовал, что силы покинули его. Враги ослепили Самсона, заковали в цепи и заставили вращать мельничные жернова в темнице Газы. Но волосы его постепенно отрастают.Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют забавлять собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву, Самсон вновь обретает силу и сдвигает с места два средних столба храма. А затем с возгласом «Да умрет душа моя вместе с филистимлянами!», он обрушивает все здание храма на собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю свою жизнь. В центре портрета, положив руку на голову огромному мастиффу, стоит принц Карл (будущий король КарлII ). Справа от него принцесса Мария, первая королевская принцесса и принц Яков (будущий король Яков II) Он еще очень мал и по тогдашнему обычаю одет в платье. Младшие принцессы Елизавета и Анна — слева. Несмотря на скованную этикетом строгую осанку, Ван Дейк прекрасно передал очарование нежного возраста принцев и принцесс. Картина создает праздничное настроение благодаря ярким краскам, нарядно одетым, красивым детям. Важное место в картине занимают и красивые ухоженные собаки. Принц Томмазо Франческо де Савойя-Кариньян — сын Эммануила, герцога Савойского. Родоначальник ветви Савойских-Кариньян. Титул князя Кариньянского был дан Карлом Эммануилом своему младшему сыну по названию города Кариньяно во владение Савойских графов. С 1642 г. принц Томмазо был главнокомандующим французской армии в Италии. Женился принц в Париже, не Марии де Бурбон-Конде, графине Суассон, внучке Людовика I Конде. Художник изобразил принца Томмазо на вздыбленном коне, на фоне бурного облачного неба, на фоне колонны, наполовину закрытой драпировкой. Все это указывает на принадлежность к военной профессии, на готовность принца к сражениям… Люси Хэй, урожденная Перси, графиня Карлайл. Придворная дама, известная своей красотой и остроумием. Она принимала участие во многих политических интригах во время английской гражданской войны. При рождении была названа Люси Перси. Она была второй женой Джеймса Сенная, графиней Карлайл. О ней писали такие поэты, как Томас Карью, Уильям Картрайт, Роберт Херрик и другие, а в прозе ее описал сэр Тоби Мэтью. Она была заметной фигурой при дворе короля Карла I. Также она была любовницей Томаса Вентворта и Джона Пима, его парламентского противника. Позже — брошенная любовница Бекингема, ставшая агентом Ришелье из ревности. Очень искусно художник передает живые переливы блестящего атласа платья, праздничное сочетание насыщенных красок. Антиопа, дочь фиванского царя Никтея. Забеременев от Юпитера (Зевса), явившегося к ней в образе сатира, Антиопа в страхе перед гневом отца бежала из Фив в Сикион. (древнегреческий миф)

Читайте также:  Брюллов "последний день помпеи" описание картины, анализ, сочинение

Источник: http://cvetamira.ru/deyk-van-antonis-1599-1641

Фламандский живописец Антонис ван Дейк

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 24.01.2017 17:02 Просмотров: 1748

Ван Дейк Антонис

Антонис ван Дейк известен как мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. 

С данными художественными направлениями своего творчества он определился в ранние годы и практически не отступал от них.Два года (1618-1620) он работал в мастерской Рубенса и был его учеником – самым талантливым из многочисленных учеников мастера. В это время у ван Дейка уже была собственная мастерская, но он продолжал совершенствовать своё мастерство, работая помощником у Рубенса.

Ван Дейк Антонис

Антонис ван Дейк «Питер Пауль Рубенс в Лувре» (1627-1628)

Творчество Антониса ван Дейка (1599-1641), представителя фламандской школы реализма, определило развитие живописи второй половины XVII в. в направлении светскости. Художник исключительного дарования и таланта, он создал образы, характеризующие целую эпоху. Разработанные им типы аристократического и интеллектуального портрета повлияли на дальнейшую европейскую портретную живопись. 

Из ранней биографии Антониса ван Дейка

Будущий художник родился в Антверпене в 1599 г. в семье богатого торговца тканями. С раннего возраста увлекался рисованием и живописью, поэтому в возрасте 10 лет его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.Первыми ранними его произведениями были портреты, в том числе и автопортрет.

Ван Дейк Антонис

Антонис ван Дейк. Автопортрет (ок. 1615). Музей истории искусств (Вена)

В 1618 г. ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки. К ранним его работам относятся «Головы апостолов», в 1618-1620 гг. он создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Лица апостолов выразительны и написаны в свободной живописной манере.В мастерской Рубенса ван Дейк создает произведения на религиозные темы, в том числе «Коронование терновым венцом» и др.

Ван Дейк Антонис

Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом» (1620). Прадо (Мадрид)

Дальнейший жизненный и творческий путь ван Дейка

Недолгий творческий путь (всего немногим более 20 лет) у ван Дейка прошёл в различных странах: он работал при дворе английского короля Якова I (конец 1620-начало 1621 г.), возвращался в Антверпен, затем некоторое время жил и работал в Генуе (Италия), в Германии.

С 1627 г. – снова Антверпен, где он стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 г. – снова Лондон и работа придворным художником Карла I., который посвятил его в рыцари, а затем пожаловал ему статус королевского художника.

В 1639 г. в Англии он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 г. у них родилась дочь Юстиниана. Но в 1641 г. у Антониса ван Дейка резко ухудшилось здоровье, он скончался 9 декабря 1641 г. в возрасте 42 лет.

Художник похоронен в соборе св. Павла в Лондоне.

  • Вскоре после возвращения из Италии ван Дейк написал автопортрет, который является жемчужиной собрания Эрмитажа.
  • Ван Дейк Антонис

Антонис ван Дейк. Автопортрет (около 1622-1623). Холст, масло. 116х93,5 см. Эрмитаж (Петербург)

На портрете явно изображён баловень судьбы (так ван Дейка называли современники). Тонкие черты лица, белые холёные руки – аристократический тип налицо.

Утончённость портрету придаёт и сочетание цветов: коричнево-розового, черного, серо-белого.В расцвете своего творчества Антонис ван Дейк работал при дворе короля Карла I.

Здесь он создал целую галерею портретов английской знати, среди которых и портрет Джеймса Стюарта, герцога Леннокса и Ричмонда.

Ван Дейк Антонис

Антонис ван Дейк «Портрет Джеймса Стюарта» (ок. 1634-1635). Холст, масло. 215,9х127,6 см

Это парадное изображение: серебряная звезда на камзоле свидетельствует о том, что перед нами – кавалер ордена Подвязки (сама подвязка видна на его левой ноге). Запечатленный во весь рост, он стоит в горделивой позе, зрителю приходится смотреть на него чуть снизу.Любимая собака этого аристократа изображена также высокой и долговязой.

  1. Портрет отличается реалистичностью, добродушным юмором, но в то же время обаянием и человечностью.
  2. Ван Дейк Антонис

Антонис ван Дейк «Конный портрет Карла I» (ок. 1637-1638). Холст, масло. 367х292,1 см

В 1625 г. Карл I стал королём Великобритании и Ирландии (преемник своего отца Якова (Джеймса) I). Будучи придворным художником, ван Дейк создал 35 портретов монарха, семь из них – конные.На данном портрете Карл I изображён как король-воин на великолепном коне, в рыцарских доспехах и с командным жезлом в руке. Он облачен в гринвичские доспехи (изготовлявшиеся в XVI в. в Гринвиче в Англии).

Ван Дейк Антонис

Антонис ван Дейк «Автопортрет с сэром Эндимионом Портером» (ок. 1635). Холст, масло. 119×144 см

На полотне художник рядом с собой изобразил Эндимиона Портера, королевского постельничего, с которым был в приятельских отношениях.

Но групповой портрет построен на противопоставлении: простой буржуа, добившийся высокого дворянского титула (Эндимион Портер) изображён как простоватый человек, на лице которого не прослеживаются черты врождённого благородства.

Себя же художник изобразил в непринуждённой изящной позе, в трёхчетвертном повороте, позволяющем увидеть красивую форму головы, тонкие черты лица.

Но ван Дейк отдал должное и приятельским отношениям: их левые руки символически лежат на камне. Но и здесь подчёркнуто благородство художника – на его кисть надета перчатка.

Ван Дейк Антонис

Антонис ван Дейк «Отдых на пути в Египет» (1630). Хост, масло. 134,7х114,8 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Картина написана на сюжет из Евангелия от Матфея.После того, как царю Ироду волхвами было предсказано о рождении в Вифлееме младенца, который станет царём, он принимает решение убить всех детей в возрасте до трёх лет.

Той же ночью ангел явился во сне Иосифу и приказал всему семейству бежать в Египет и ждать там, пока не получит нового сообщения. Иосиф вместе с Марией и младенцем отправились в путь. Преодолев длинный переход, святое семейство остановилось на отдых. Иосиф отправился на поиски приюта, оставив Марию с ребенком под деревом.

Дерево наклонилось, чтобы создать больше тени. Неподалеку пробился из земли ручей, из которого Мария и младенец утоляли жажду.

  • Картина создана во время пребывания художника в Антверпене.

Антонис ван Дейк «Амур и Психея» (1638). Хост, масло. 200,2х192,6 см. Кенсингтонский дворец, Королевская коллекция (Лондон)

Это одна из последних работ художника. Написана в Лондоне.Сюжет для картины взят из «Метаморфоз» Апулея. Психея была третьей дочерью в семье смертных людей. Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены. Этому воспротивилась его мать Венера.

Тогда Амур отправился с Психеей в замок, где появлялся перед ней только ночью и не разрешал на себя смотреть при свете. Сестры подговорили девушку тайно взглянуть на него и она, воспользовавшись свечой, увидела его лицо. Амур проснулся от пролитого на него горячего воска, рассердился и покинул Психею одну в замке.

Психея пришла просить помощи у Венеры, но та решила погубить девушку разными сложными заданиями. Одно из них – принести стеклянную шкатулку из подземного царства. Богиня подземного царства Прозерпина сжалилась над девушкой и отдала ей шкатулку с условием не открывать её.

На обратном пути Психея не выдержала, открыла её – и моментально уснула вечным сном.Амур отправился на поиски девушки. Своим поцелуем он пробуждает её от вечного сна.

Предполагается, что работа Антонису ван Дейку была заказана для украшения Королевского дворца в Гринвиче.

Заключение

Ван Дейк создал около 900 живописных полотен. Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой.

Он работал быстро и легко, кроме того, использовал многочисленных помощников, художников Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки и т.п.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Традиции его портретной живописи до сих пор сохраняются в искусстве уже в течение столетий.

Читайте также:  Левитан "саввинская слобода" описание картины, анализ, сочинение

На своих портретах он изображал людей разных сословий, разного социального уровня, изображаемые им характеры различны по душевному и интеллектуальному складу. Ван Дейка считают одним из создателей официального парадного, в том числе аристократического портрета, а также создателем интеллектуального портрета.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-kontsa-xvi-xviii-vekov/664-flamandskij-zhivopisets-antonis-van-dejk

Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 5

?

Николай Подосокорский (philologist) wrote, 2012-10-27 08:00:00 Николай Подосокорский philologist 2012-10-27 08:00:00 Category: Оригинал взят у bolivar_s в Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 5.

Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 5.Ван Дейк Антонис

Ван Дейк Антонис Ван Дейк Антонис Ван Дейк Антонис Ван Дейк Антонис Ван Дейк Антонис Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)

* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

  • Зал искусства Фландрии 
  • Зал Рубенса. 
  • Зал Рембрандта
  • Шатровый зал
  • Зал русской школы
  • Зал Ван-Дейка
  • Английская живопись

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)В этом зале императорского Нового Эрмитажа были размещены картины русской школы. Ныне экспозиция знакомит с произведениями фламандских художников XVII в. В числе хранящихся в Государственном Эрмитаже десяти работ Якоба Йорданса следует отметить один из лучших вариантов картины «Праздник бобового короля», а также «Аллегорический семейный портрет» и «Портрет старика». В зале также представлены полотна мастеров анималистической живописи и натюрморта: «лавки» Франса Снейдерса, «охоты» Пауля де Воса, натюрморты Яна Фейта.Якоб Йорданс.Автопортрет с родителями, братьями и сестрамиЯкоб Йорданс.Бобовый корольЯкоб Йорданс.Аллегорический семейный портретФранс Снейдерс — Фруктовая лавкаФранс Снейдерс — Овощная лавкаЯн Фейт — Заяц, фрукты и попугайЯн Фейт — Натюрморт с цветами, фруктами и попугаемЭдуард Петрович Гау — Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школыПо проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отдан экспозиции голландской и фламандской живописи. Ныне здесь представлены произведения великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Коллекция его работ, включающая 22 картины и 19 эскизов, охватывает все периоды творчества художника. К шедеврам собрания относятся «Персей и Андромеда», «Вакх», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Среди наиболее известных полотен — «Союз Земли и Воды», «Снятие с креста», «Возчики камней». Рубенс, Питер Пауль — Отцелюбие римлянки.Персей и Андромеда — 1621Вакх — 1638 — 1640Портрет камеристки инфанты ИзабеллыСоюз Земли и ВодыСнятие с крестаВозчики камней.По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отведен французской и фламандской школам живописи. Этим объясняется включение в декоративное убранство свода медальонов с портретами выдающихся художников этих стран. В зале размещена уникальная коллекция полотен Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). В эрмитажном собрании Рембрандта, включающем 23 работы, представлены как ранние, так и поздние произведения мастера. Среди них — «Флора», «Снятие с креста», «Жертвоприношение Авраама», «Даная», «Прощание Давида с Ионафаном», «Святое Семейство», «Портрет старика в красном», «Возвращение блудного сына». Рембрандт Харменс ван Рейн — Портрет Бартье Мартенс Домер.Рембрандт Харменс ван Рейн — Святое Семейство.Рембрандт Харменс ван Рейн — Флора.Рембрандт Харменс ван Рейн — Снятие с крестаРембрандт Харменс ван Рейн — Жертвоприношение АвраамаРембрандт Харменс ван Рейн — ДанаяРембрандт Харменс ван Рейн — Возвращение блудного сынаЭдуард Петрович Гау- Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школШатровый зал, получивший свое название из-за уникального двускатного перекрытия, — один из самых больших в Новом Эрмитаже. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы; скульптурные акротерии венчают фронтоны окон. Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин этих школ, насчитывающей более 1000 полотен. В экспозиции можно видеть работы таких знаменитых художников XVII в., как Якоб Рейсдал, Питер Клас, Виллем Калф и Виллем Хеда, картины бытового жанра Яна Стена, Питера де Хоха, а также два портрета, созданные Франсом Халсом.Johannes Cornelisz. Verspronck — Portrait of a WomanФранс Халс — Портрет молодого человека с перчаткой в руке.Франс Халс — Мужской портрет.Якоб Изакс ван Рейсдал — БолотоЯкоб Изакс ван Рейсдал — Водопад в НорвегииПитер Клас — Завтрак с ветчинойВилем Клас Хеда — Завтрак с крабомЯн Стен — Брачный контрактПитер де Хох — Служанка и солдат.Питер де Хох — Хозяйка и служанкаЛуиджи Премацци.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ 1858″Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Под каменным дождем, под воспаленным прахом,Толпами стар и млад бежит из града вон.»Эти вдохновенные строки А.С. Пушкина посвящены знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи». В 1834 г. картина прибыла в Петербург и была выставлена в Академии художеств, вызвав шумный восторг у публики. В 1851 г. монументальные произведения Брюллова («Последний день Помпеи») и Бруни («Медный змий») поступили в Эрмитаж «для усиления русской галереи». Русскую академическую школу представили в зале также работы Кипренского («Портрет Бертеля Торвальдсена»), Рейтерна («Авраам приносит Исаака в жертву»), А.А. Иванова («Явление Христа Марии Магдалине») и А.И. Иванова («Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.»).Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школыК.Брюллов — Последний день ПомпеиБруни — Медный змийКипренский Орест Адамович (1782-1836) — Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831Рейтерн — Авраам приносит Исаака в жертвуА.А. Иванов — Явление Христа Марии МагдалинеАванзал, или парадная «прихожая», первоначально предназначался для цикла монументальных росписей, посвященных истории Российского государства . Об этом замысле напоминают росписи потолка с изображением двуглавого орла и аллегорических фигур, символизирующих русские города. Затем росписи стен зала решено было посвятить истории русского искусства, что логически связывалось с тематикой Галереи истории древней живописи. Во фризе зала были помещены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. К открытию музея в зале находились картины русских художников XIX в.: «Окрестности Бахчисарая» А.Е. Мартынова , «Крестьянский мальчик, надевающий лапти» А.Г. Венецианова, «Водопад Иматра в Финляндии» Ф.М. Матвеева, «Девятый вал» И.К. Айвазовского, «Вид Большого канала в Венеции» А.Н. Мордвинова, «Внутренний вид церкви на Голгофе» М.Н. Воробьева.Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школыКрестьянский мальчик, надевающий лапти А.Г. ВенециановВодопад Иматра в Финляндии Ф.М. МатвеевДевятый вал — Айвазовский Иван Константинович.Вид Большого канала в Венеции А.Н. МордвиновМ. Воробьев, Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме, 1824Аванзал Нового Эрмитажа ко времени открытия музея был отдан картинам русских художников XIX в. В декор интерьера включены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. Сегодня в экспозиции представлены произведения Антониса Ван Дейка (1599-1641) — знаменитого фламандского художника, коллекция картин которого в Государственном Эрмитаже насчитывает 24 произведения. Собрание включает все типы портрета — жанра, благодаря которому мастер получил мировое признание: камерный, интимный, парадный, заказной. «Мужской портрет», «Автопортрет» входят в число шедевров музея.Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школыАнтонис Ван Дейк — АвтопортретАнтонис Ван Дейк — Портрет сэра Томаса ЧалонераАнтонис Ван Дейк — Семейный портрет.Антонис Ван Дейк — Портрет молодой женщины с ребенкомАнтонис Ван Дейк — Портрет Елизаветы и Филадельфии УортонАнтонис Ван Дейк — Портрет Николаса РококсаАнтонис Ван Дейк — Портрет Уильяма ЛодаАнтонис Ван Дейк — Апостол ПетрВан Дейк, Антонис — Отдых на пути в Египет

Эрмитажная коллекция английской живописи XVI-XIX веков является в своем роде уникальным собранием, в особенности если учитывать то обстоятельство, что произведения британских художников крайне редко встречаются в музеях континентальной Европы. Коллекция небольшая — около 450 картин, но весьма интересная. Подробнее…

    Гейнсборо, Томас — Портрет дамы в голубомНеллер, Годфри — Портрет Гринлинга ГиббонсаНеллер, Годфри — Портрет Джона ЛоккаДобсон, Уильям — Портрет Абрахама ван дер ДортаРомни, Джордж — Портрет миссис Х. Гриер( http://gallerix.ru )» border=»0″>Рейнолдс, Джошуа — Амур развязывает пояс Венеры

    • Французская живопись

    Уэст, Бенджамен — Портрет Георга, принца Уэльского, и принца Фредерика, позднее герцога ЙоркскогоУэст, Бенджамен — Венера утешает Амура, ужаленного пчелойРейнолдс, Джошуа — Воздержанность Сципиoна АфриканскогоЛоуренс, Томас — Портрет С. Р. ВоронцоваВуттон, Джон — Собаки и сорока

    Эрмитаж обладает прекрасным собранием живописи XV — XVIII веков. Оно включает немногочисленные, но характерные произведения XV-XVI веков, среди которых выделяются произведения портретного жанра, в том числе работы Пьера Дюмустье.

    Живопись Франции XVII века раскрывается во всей полноте, позволяя проследить становление и утверждение основных направлений французской школы этого периода. Разнообразные направления в искусстве XVII века представляют произведения ведущих мастеров.

     Подробнее…

      Ватто, Антуан — Савояр с суркомПуссен, Никола — Пейзаж с ПолифемомГрёз, Жан-Батист — ПаралитикФрагонар, Жан Оноре — Поцелуй украдкойШарден, Жан-Батист Симеон — Натюрморт с атрибутами искусствБуальи, Луи Леопольд — БильярдВинтерхальтер, Франсуа Ксавье — Портрет великой княгини Марии НиколаевныВинтерхальтер, Франсуа Ксавье — Портрет императрицы Марии АлександровныГерен, Пьер Нарсис — Морфей и ИридаДавид, Жак Луи — Сафо и ФаонЖан Луи Жером.Бассейн в гареме.

      Жан-Луи Жером.Рынок рабов в Риме.  http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post231265123/

      Источник: https://philologist.livejournal.com/2803945.html

      Антонис ван дейк (22.03.1599-1641) — штрихи к портрету

      cocktail
      at
      понедельник, 26 марта 2012 г.

      Ван Дейк Антонис

      Знаменитый фламандский живописец много лет провел при дворе английского короля Карла Первого, который не только дал ему рыцарское звание сэра, но и платил ему огромное по тому времени жалованье — двести фунтов стерлингов в год! — и даже подарил свою фамильную золотую цепь. В королевской галерее в Лондоне хранится богатейшее собрание портретов работы Ван Дейка. В Лондоне художник и умер — всего сорока двух лет от роду. 

      Ван Дейк Антонис

      Портрет кардинала Бентивольо

      А ГОВОРЯТ, ЧТО РУБЕНС СДАЛ!..

      Ван Дейк начинал учеником у Рубенса. Однажды, когда сам маэстро отправился на свою обычную пятичасовую прогулку верхом, все ученики принялись внимательно разглядывать его новую картину. И кто-то случайно смазал свежую краску локтем. Довольно большой кусок картины оказался испорчен. Ученики перепугались. — Я придумал! — заявил вдруг один. — Пусть Ван Дейк — он самый талантливый из нас — напишет этот кусок заново. Уверен, что учитель ничего не заметит. Известно же, что память у него — стариковская. Ван Дейк весьма сомневался в успехе этой авантюры, но делать было нечего: он переписал кусок картины, стремясь максимально следовать манере учителя.
      На следующее утро Рубенс подошел к своему полотну и принялся пристально вглядываться в ту самую часть картины. Ван Дейк решил, что их обман разоблачен и ему грозит гнев мастера. Но Рубенс вполне благодушно обвел своих учеников отеческим взглядом. — Вот, говорят, Рубене сдал, — объявил он. — А взгляните-ка на этот фрагмент. В молодые годы я ни за что бы так не написал. Для этого нужен опыт и старческая мудрость!

      Читайте также:  Кипренский "донской на куликовом поле" описание картины, анализ, сочинение

      Ван Дейк Антонис

      Отдых на пути в Египет

      НАМ МАЗНИ НЕ НАДО!

      В одном монастыре, куда Ван Дейк попал по пути в Англию, его попросили написать картину с Христом. Художник написал настоящий шедевр — он в точности учел, как будет все выглядеть, когда картину повесят на предназначенное ей место, довольно высоко на стене. Но монахи смотрели с близкого расстояния и остались очень недовольны.
      — Мазня! — заявили они. — Христос похож на носильщика! А остальные фигуры — какие-то карлики. Ван Дейк очень обиделся. Одни монастырские поварята ему посочувствовали. — Ничего, — утешали они. — Холст ведь испорчен не до конца. Из него еще можно сделать хорошую ширму.
      Художник не стал требовать платы за труд, скрутил свой холст и уехал. А через несколько лет монахам наконец объяснили, какой художник побывал у них в гостях. Они устыдились и послали к Ван Дейку заказ сразу на десять картин. — Передайте им, — отвечал он мстительно, — что мазни у них в монастыре достаточно. И скажите им еще, что я пишу для людей, а не для ослов.
        
      Ван Дейк Антонис

      Портрет Генриетты Марии, королевы Англии

      ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РУЧКИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА

      Когда Ван Дейк делал портрет Генриетты Марии, королевы Англии, он очень хорошо выписал руки. Это заметила даже сама королева.
      — Почему вы обратили внимание именно на мои руки, господин Ван Дейк? — Видите ли, моя госпожа, — почтительно отвечал художник, — я меньше остановился на других ваших чертах, потому что мне от них нечего ждать. Именно ваши прелестные руки привлекли мое внимание — ведь ими вы будете отсчитывать деньги за мой скромный труд!

      Портрет Карла Первого, короля Англии

      К СТОЛУ!

      Один друг спросил у Ван Дейка:
      — Почему ты так торопишься заканчивать свои картины? Раньше, помнится, ты работал помедленней! А ведь теперь ты знаменитый живописец, и никто не посмеет упрекнуть тебя за медлительность. 

      — Раньше я работал для своей репутации, а теперь — для своего стола. Разве ты не торопишься за стол, когда он уставлен вкуснейшими яствами?

      Источник: http://cocteil.blogspot.com/2012/03/22031599-1641.html

      Читать онлайн Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа страница 36. Большая и бесплатная библиотека

      Наконец, Крайеру приписан этюд старика.

      Тюльден, Теодор ван

      Вполне достоверным произведением Тюльдена является его подписная картина “Время спасает истину” 1657 года, но здесь так же, как в поздних картинах Йорданса, проглядывает уже иной стиль, нежели тот, который мы называем рубенсовским. Изменились условия жизни, изменились нравы.

      Всего 17 лет отделяют эту картину от кончины Рубенса, но за это время искусство Фландрии успело уже пережить свой блеск и начинало погружаться в тот упадок, из которого оно вышло снова лишь в XIX веке. Еще за десяток лет до завоеваний Людовика XIV французская культура стала мало-помалу теснить национальные элементы.

      Фламандцы стали стыдиться своей грубости и простоты. Живописцы захотели научиться элегантности и идеальным формам. Академизм стал просачиваться и становиться все более и более властным.

      И в вялом колорите, в “очищенных” скучных формах эрмитажной картины Тюльдена, бывшего когда-то таким же здоровяком, как Йорданс, эта тенденция сказывается довольно ясно.

      Ост, Якоб ван Старший

      Какой-то стиль Людовика XIV сказывается и в прекрасной картине ван Оста (1600 — 1661), изображающей двух престарелых супругов, поклоняющихся Мадонне и Младенцу Христу. Ост, вроде Ромбутса, был в первой половине своей деятельности убежденным караваджистом (примером может служить его эрмитажный “Давид” 1643 года — великолепный трезвый этюд).

      Якоб ван Ост Старший. Давид с головой Голиафа. 1648. Холст, масло. 102х81. Инв. 676. Из собр. В. П. Костромитиновой, Санкт-Петербург, 1895

      В “Мадонне” же если еще и видны некоторые следы увлечения Караваджо (в темной эффектной светотени), то весь стиль ее принадлежит к другому времени, к концу 1650-х годов. В нем уже сильно сказываются элементы светской утонченности, чего не найти в прежних фламандских картинах. Да и краски иные: точно копченые, хитро препарированные, положенные с тонким расчетом, с изощренной виртуозностью.

      Дейк, Антонис ван

      Впрочем, задолго до того, чтобы стать общей, метаморфоза самого духа фламандской живописи обозначилась сначала в лучшем из лучших учеников Рубенса, в Антонисе ван Дейке (1599 — 1641).

      Еще Рубенс был в полном блеске и никто не думал о новых веяниях, когда ван Дейк, до тех пор покорный его ученик, уехал в Италию и стал там, в Генуе, писать портреты, в которых неожиданно проявилась черта, дотоле незнакомая Фландрии: самая подлинная “grandezza” — в связи с какой-то нежной меланхолией, пришедшейся по вкусу аристократам, желавшим казаться пресыщенными и усталыми. Рассказывают, что в бытность свою в Риме, Ван Дейк держался в стороне от своих товарищей, грубых весельчаков и кутил-фламандцев, и был за это в насмешку прозван “кавалерчиком живописи”. Это характерно и для всего его искусства. В дальнейшем творчестве он все больше и больше остерегался грубой простоты и сделался, наконец, настоящим précieux.

      Если картины Рубенса на религиозные темы мы предпочли обойти молчанием, то еще основательнее можно так поступить относительно подобных картин ван Дейка, хотя в смысле чистого живописного мастерства некоторые из них, и в том числе наши эрмитажные “Мадонна с куропатками”, “Неверие Фомы” и “Св. Севастиан”, занимают первейшие места в искусстве позднего барокко.

      Антонис ван Дейк. Отдых на пути в Египет (Мадонна с куропатками). 2 Фрагмента. Начало 1630-х. Холст, масло. 215х285,5. Инв. 539. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779

      Ведь тягостно видеть приторную “грёзовскую” сентиментальность этих картин, их позирование на изящество — черты в картинах церковных еще менее выносимые, нежели грубость, пафос и пышность прочих фламандцев. Обратимся поэтому сразу к настоящей области ван Дейка, к портретам, указав попутно на огромное влияние опять-таки венецианцев (особенно Тициана), сказавшееся в “Мадонне”.

      Ван Дейк принадлежит к первым портретистам истории искусства. Портретная живопись сделалась его специальностью именно в силу личного характера художника. Его влекло в общество изящных воспитанных людей, подальше от грязи и безалаберности художественной богемы, от оргиазма прочего фламандского творчества.

      Характерно для него то, что треть жизни он провел вне Фландрии, и то, что он кончил жизнь в качестве придворного английского короля, самого утонченного, но и самого жалкого из государей XVII века. Количество портретов мастера доказывает, что в нем жила настоящая фламандская производительность, удивительная творческая сила.

      Почти равномерное достоинство этой нескончаемой галереи доказывает огромную силу дарования, неослабевавшую энергию, которая изумляет даже рядом с фантастической энергией Рубенса.

      Но одна общая всем портретам ван Дейка черта: сдержанность, недоступность, какой-то взгляд сверху вниз и “благородная” тень грусти обнаруживают в нем болезненную психологию, которая больше всего и нравилась современникам, особенно высшему обществу.

      Лишь в среде своих буржуазных соотечественников ван Дейк покидал на время холодную вежливость и принимался говорить общим всем языком. Вероятно, большое личное влияние оказывал на него в этих случаях и бывший его учитель Рубенс.

      В характере последнего написаны, уже по возвращении ван Дейка из Италии, эрмитажные портреты, удивительно сильный портрет антверпенского “милостынника” Адриана Стевенса и портрет его жены (1629).

      В особенности же хорош семейный портрет (быть может, пейзажиста Вильденса).

      Антонис ван Дейк. Семейный портрет. Холст, масло. 113,5х93,5. Инв. 534. Из собр. Лалив де Жюли, Париж, до 1774

      Более итальянский характер носят другие портреты мастера, писанные во Фландрии (или в первый период его пребывания в Англии), но и они еще дают впечатление простоты и искренности.

      Сюда относится писанный под несомненным влиянием Фети портрет Яна ван дер Воувера, портрет в стиле флорентийцев доктора Маркизюса, портрет великого архитектора Джонса, портрет молодого человека, считавшийся прежде автопортретом ван Дейка, портрет знаменитого коллекционера Жабака и, наконец, написанные под впечатлением работ Тициана портреты парижского мецената Люманя и сэра Томаса Челонера.

      Антонис ван Дейк. Автопортрет (Ранее: портрет молодого человека). 1622/23. Холст, масло. 116,5х93,5. Инв. 548. Из собр. Кроза, Париж, 1772

      Антонис ван Дейк. Мужской портрет (предположительно – портрет лионского банкира Марка Антуана Люманя). Холст, масло. 104,8х85,5. Из собр. Кроза, Париж, 1772

      Антонис ван Дейк. Портрет сэра Томаса Чалонера. Холст, масло. 104х81,5. Инв. 551. Из собр.Уолпола, Хоутон холл, 1779

      Ближайшие к Рубенсу портреты (вроде нашего Вильденса), а также исторические картины ван Дейка первого периода допускают и атрибуцию таких двух рубенсовских шедевров, как портреты Изабеллы Брандт и Сусанны Фоурман, ученику, а не учителю.

      Антонис ван Дейк. Портрет Сусанны Фурмен (Фоурман) с дочерью. Около 1621. Холст, масло. 172,7х117,5. . Продан из Эрмитажа в марте 1930 года Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон. Коллекция Эндрю В. Меллона

      В живописном отношении картины ван Дейка, предшествующие его переселению в Англию, превосходят позднейшие.

      Они спорят по колоритности с Рубенсом и Корнелисом де Вос, по остроте характеристики — с голландцем Халсом.

      Но все же “настоящий ван Дейк”, художник, создавший особый мир, обнаружился лишь в последние десять лет его жизни при нарядном, горделивом и упадочном дворе несчастного внука Марии Стюарт — Карла I.

      Уже при отце Карла Ван Дейк прожил около 2 лет в Лондоне. Итальянская поездка прервала это пребывание и службу.

      Вторично он был приглашен в 1632 году, и с тех пор он почти постоянно оставался при короле (в 1634 году он жил в Антверпене), женился в Англии на благородной девице Рётвен, был возведен в рыцарское достоинство, сделался своим человеком в высшем обществе и переписал почти без исключения всех видных политических деятелей и весь двор Англии. Количество английских портретов ван Дейка баснословно. Короля, королеву, детей их, несчастного друга короля Страффорда, благородного мецената Арёнделя — ван Дейк написал даже по нескольку раз.

      Естественно, что при такой продуктивности техническая сторона исполнения должна была получить нечто ремесленное, тем более что все чаще и чаще сам мастер принужден был ограничиваться наброском с натуры и поручать окончание портрета своим ученикам.

      Последние портреты выдают и большую усталость художника, силы которого были надорваны чрезмерной работой и слишком роскошным образом жизни. Характеристики становятся менее внимательными, посадка поз, жесты рук приобретают однообразие, краски тускнеют, делаются холодными и мертвыми.

      Быть может, проживи ван Дейк еще несколько лет, он дошел бы до полного упадка, до пошлости. Но смерть спасла его от этого и остановила его в тот момент, когда его стиль стал превращаться в шаблон.

      Источник: https://dom-knig.com/read_393047-36

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector