#1
Винсент Ван Гог
Красные виноградники в Арле
#2
#11
Винсент Ван Гог переехал в город Арль на юге Франции в феврале 1888 года, устав от Парижа и решив поправить здоровье, и находился там до мая 1889-го. В Арле за год с небольшим он написал более 200 картин. Ван Гог любил это место и связывал с ним свое будущее: он мечтал, что Арль станет центром творческого содружества художников, где они будут вместе работать, развиваться и вдохновлять друг друга. В итоге к нему приехал только Поль Гоген — и то ненадолго: художники очень быстро поссорились. В Арле здоровье Ван Гога стремительно ухудшалось; именно там он отрезал себе мочку уха, после чего был помещен в психиатрический госпиталь.
Долгое время считалось, что «Виноградники в Арле» — единственная картина, которую Ван Гог продал при жизни: после выставки в Брюсселе в 1890 году ее за 400 франков (значительные деньги для художника) купила художница-импрессионистка Анна Бох. Сейчас известно, что на самом деле при жизни Ван Гога были проданы несколько работ.
#3
#12
Считается, что Ван Гог видел красный виноградник во время прогулки с Полем Гогеном 4 ноября 1888 года. Вскоре он написал об этом брату Тео:
#13
«Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — желтые отблески заката».
#15
«Я также кончил холст с виноградником, совершенно красным и желтым с небольшими синими и фиолетовыми фигурками и желтым солнцем».
#4
#16
По тому, как Ван Гог изображает солнце, хорошо видно, чем он отличается от современников-импрессионистов. Его не интересуют эффекты света, он пишет солнце таким, каким его в реальной жизни не видит человеческий глаз: с четким диском и концентрическими лучами.
Красный, багровый, малиновый мазки напоминают всполохи пламени. Ван Гог не отображает природные зрительные эффекты, а передает эмоции.
Если принять драматическую метафору эмоционального горения, заданную солнцем и обилием красного и оранжевого цветов, то синий и фиолетовый внизу картины могут быть считаны как пепел.
#5
#17
Фигуры арлезианок на сборе винограда — символ труда как библейского служения. Любимым художником молодого Ван Гога был Жан Франсуа Милле, говоривший о себе: «Я крестьянин — и ничего больше». Ван Гог называл его «папаша Милле», много копировал и подражал ему, что чувствуется и в «Сеятеле», и в «Едоках картофеля», и в «Красных виноградниках в Арле».
#6
#18
Женщина — это, скорее всего, мадам Жину. Мари Жину и ее супруг Жозеф были владельцами кафе Café de la Gare, у них Ван Гог снимал жилье в 1888 году.
После прибытия Гогена в Арль супруги Жину подружились с художниками — и оба они написали портреты мадам Жину и интерьеры кафе; вангоговская серия из шести картин получила название «Арлезианки».
На этих картинах мадам Жину изображена в белом платке — так же, как и на «Красных виноградниках».
#7
#19
Фигура женщины с зонтиком может иметь японское происхождение: Ван Гог увлекался японской гравюрой, а на них часто можно видеть зонтики от солнца. В письме брату Тео он, подчеркивая влияние японского искусства на импрессионистов, говорил, что едет в Арль, так как Юг Франции является своеобразным солнечным эквивалентом Японии.
#8
#20
Высокая линия горизонта — характерная черта позднего Ван Гога; иногда ее связывают с влиянием японского искусства. Собственно, это видно не только в «Красных виноградниках», но и в «Море в Сен-Мари» и в «Пейзаже в Овере».
#25
Винсент Ван Гог. Море в Сен-Мари. 1888 год ГМИИ им. А.С. Пушкина
#26
Винсент Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя. 1890 год
ГМИИ им. А.С. Пушкина
#9
#21
Свою картину с красным виноградником в Арле создал и Поль Гоген. Ван Гог писал про друга:
#22
«Сейчас он пишет женщин на винограднике — целиком по памяти; если он не испортит или не оставит вещь незаконченной, получится очень красиво и оригинально».
#23
И действительно, Гоген, завершив работу, счел ее второй лучшей в своем творчестве. Художник интерпретировал эту сцену философски, через идею о тщете и страдании: «Сбор урожая в Арле» Гогена имеет второе заглавие — «Несчастье человеческое». Впоследствии фигура сидящей согбенной женщины, обозначающей горе, появится и на других работах художника.
#10
#24
В отличие от Гогена, Ван Гог вообще писал свои пейзажи довольно быстро, поэтому они имеют этюдный характер. Это, кстати, была одна из причин его ссоры с Гогеном, которому нужно было обстоятельно сесть, поставить мольберт, прогрунтовать холст и тщательно работать.
Ван Гог же иногда даже работал пальцами, набирая ими краску прямо из тюбиков; отсюда же — области чистого холста, не покрытые краской.
У него не было идеи «соблюсти технологию» и закрыть краской всю плоскость картины — он просто изображал все, что хотел, а если после этого на холсте оставались пустые, незакрашенные места, то художника это не сильно беспокоило.
Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/krasnye-vinogradniki-v-arle
Знаменитые картины Винсента Ван Гога
Нидерландский художник-постимпрессионист Винсент Виллем Ван Гог завоевал мировую популярность благодаря гениальным работам и не менее знаменитому безумству.
За короткую жизнь, десять лет которой было посвящено творчеству, он написал около 2100 картин, в том числе 860 масляными красками, и стал основоположником экспрессионизма. Художник известен полотнами, изобилующими философскими сюжетами, воплощенными в разнообразных жанрах изобразительного искусства: автопортретах, пейзажах, портретах, натюрмортах.
Но за свой дар Ван Гогу пришлось заплатить высокую цену. «Печаль будет длиться вечно», — сказал художник перед смертью брату Тео. Поистине вся жизнь Винсента была полна трудностей, лишений и несбыточных надежд. Ему всегда было трудно ладить с людьми.
До 1880 года он работал в торговой фирме и занимался миссионерской деятельностью. Но не это было его призванием. Ван Гог выбрал живопись, хоть это и стоило ему потери рассудка. Он не получил признание при жизни, что отравляло и угнетало его душу, поэтому он часто пребывал в одиночестве, занимаясь самобичеванием.
27 июля 1890 года Ван Гог больше не мог выносить такого существования и решил покончить жизнь самоубийством. Пуля прошла ниже сердца, и он умер от потери крови через 29 часов. Представляем вам самые знаменитые и известные картины Ван Гога с фото, названиями, описаниями.
Звездная ночь
«Звездная ночь» признана одной из самых удачных работ художника. Она создана в 1889 году, когда Винсент находился в лечебнице для душевнобольных. Шедевр размером 73,7 см x 92,1 см написан в стиле постимпрессионизма на холсте маслом.
Волшебный вид ночного неба над выдуманным городом лучше рассматривать на расстоянии. Художник часто писал картины в технике импасто, создавая крупные мазки, которые вблизи не складываются в цельное изображение.
На переднем плане расположены кипарисы, но главный элемент на картине — прекрасное звездное небо, кажущееся таким бескрайним по сравнению с маленьким городком.
Картина является частью нью-йоркской коллекции Музея современного искусства.
Подсолнухи
Художник создал эту известную картину в 1889 году. Она наполнена светом и эмоциями. Однако слишком яркие желтые цвета критики считают проявлением психического заболевания, которым уже тогда страдал гений.
Небрежно поставленные в вазу подсолнухи нарисованы жизненно, их хочется поправить в вазе. Они вызывают сильные чувства, словно пытаясь увести зрителя в иррациональный мир воспаленного воображения. Винсент говорил, что некоторые сюжеты подсказывает ему голос, звучащий изнутри, и ему приходится рисовать, чтобы заглушить эти звуки.
Картина написана на холсте маслом с использованием толстых мазков, создающих объемное изображение.
Произведение хранится в собрании филадельфийского Музея изобразительных искусств.
Ирисы
На замечательной картине Ван Гога, написанной в 1889 году в клинике для душевнобольных, изображен фрагмент поля с цветами, на котором ирисы являются основой композиции.
Стилистика произведения отличается от других его работ, мрачных и пессимистичных. Она жизнерадостная и легкая, похожая на технику японских гравюр тонкими контурами, оригинальным ракурсом и нереалистично прорисованными областями, заполненными одним цветом.
Объекты на картине статичны, но взгляд бессознательно устремляется в левую верхнюю часть. Особенностью картины является ее симметричная композиция, в которой ирисы расположены по средней линии, а цветы в левом верхнем углу сочетаются с землей.
Это гениальное произведение можно увидеть в Музее Гетти, находящемся в Калифорнии.
Ночное кафе
На картине, написанной в 1888 году, изображен интерьер кафе рядом с вокзалом города Арля.
Гениальная задумка заключается в том, что эмоциональное состояние, связанное с этим местом, передано с помощью цветовых акцентов. В будущем такой стиль назовут экспрессионизмом. Как пояснил Ван Гог, он хотел передать атмосферу нравственного падения пьяниц и безысходного одиночества с помощью зеленого цвета.
Красный цвет стен символизирует ужас и смятение, а желтый отражает спертую, удушливую, пропитанную сигаретным дымом обстановку.
Нечеткие силуэты и небрежные очертания предметов создают ощущение, будто на все происходящее в кафе зритель смотрит глазами одного из подвыпивших посетителей.
Цветущие ветки миндаля
В год своей кончины Ван Гог создал прекрасное произведение, отличающееся мягкостью и умиротворенностью. Эту картину художник посвятил своему новорожденному племяннику. Цветы миндаля олицетворяют начало новой жизни, так как распускаются одними из первых.
В отличие от других полотен автора на этой картине отсутствуют яркие цвета, в том числе оттенки желтого. Лазурное небо и нежные цветы, занимающие практически всю площадь картины, являются воплощением счастья и радости.
Композиция картины и характерные четкие контуры навеяны японскими мотивами. Винсент как-то признался брату, что считает эту работу самым главным своим шедевром.
Едоки картофеля
Грустная реалистичность этого произведения надолго оставляет ощущение отчаянной тоски и обреченности. Полотно написано в 1885 году и относится к начальному периоду творчества Ван Гога. На картине художник изобразил крестьянскую семью де Гроотов, с которыми часто общался.
Отражая суровую сельскую жизнь, Ван Гог использует мрачные цвета в зеленовато-коричневых тонах. Он пишет тяжелыми агрессивными мазками, изображая мозолистые рабочие руки и морщинистые задумчивые лица.
Картина наполнена глубоким символизмом. Тусклый свет лампы олицетворяет угасающую надежду, а решетки на окнах показывают, что из этого нищенского существования нет выхода. Задумкой Ван Гога было передать, что, несмотря на сложный быт, это честные и достойные люди.
Звездная ночь над Роной
Вид на набережную реки Роны отображен на полотне в многообразии оттенков синего, перекликаясь с ярко-желтыми огнями города и бледно-желтыми звездами. Работа над картиной заняла у Ван Гога год и завершилась в 1888 году.
На синем ночном небе горит Большая Медведица и Полярная звезда, вдали лежит светящийся город, а на переднем плане вдоль реки неспешно прогуливается немолодая пара.
Ночные сюжеты всегда завораживали художника, восхищая красотой и таинственностью. Он использовал свою любимую технику, рисуя масляными красками на холсте большими объемными мазками.
Сейчас этот бесценный шедевр радует любителей живописи в Музее д’Орсе, расположенном в Париже.
Пшеничное поле с воронами
Картина считается последней работой гения, созданной за две недели перед самоубийством. Ван Гог передал беспокойство и попытки поиска верного пути. Атмосфера картины угрюмая и давящая.
Темное небо нависает над светлым желтым полем, на котором изображено распутье. Так художник выражал тревогу и нерешительность, рассуждая какую дорогу из трех предпочесть. А в небе грозно приближаются черные птицы, олицетворяя надвигающееся несчастье. Грубые беспорядочные мазки масляными красками формируют динамичное изображение, отражающее волнение и душевное смятение.
Оригинал произведения хранится в Музее Винсента Ван Гога, расположенном в Амстердаме.
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой
Повздорив очередной раз с Гогеном, художник отрезал часть своего уха, затем был отправлен в лечебницу, где и был написан автопортрет. Эта сравнительно небольшая картина размером 51 x 45 см была создана в целях самоанализа.
Яркие цвета дисгармонируют друг с другом, а вид самого Ван Гога выражает осознание вины, усталость и муки от бессилия противостоять своему состоянию. Больше всего приковывает внимание взгляд Ван Гога, наполненный безумством и отрешенностью, устремленный в пустоту.
Картина представлена в Частной коллекции Ниархоса в Чикаго.
Дорога с кипарисом и звездой
Задумка написать картину с видом ночной природы и кипарисами возникла у Винсента в 1888 году в Арле, но осуществил он ее только через два года, незадолго до смерти.
Кипарисы очаровывали художника совершенством линий и формой. Предчувствие приближающейся кончины воплощено в метафоре, проецирующей человеческую жизнь в масштабы вселенной.
Справа на небе виден растущий месяц, слева — угасающая бледная звезда, практически исчезнувшая с полотна, а посередине растет кипарис, разделяющий их как грань между началом и концом существования.
Дерево такое высокое, что верхушка уходит за пределы холста, будто пытаясь дотянуться до бесконечности.
Красные виноградники в Арле
Выразительная природа юга Франции подарила Винсенту Ван Гогу великолепный сюжет. Сельские жители собирали виноград на фоне предзакатного солнца, в лучах которого виноградные листья отливали красным цветом, а небо казалось золотым.
Это яркое зрелище воодушевило гения своей красочностью и символизмом. Он рассматривал процесс сбора урожая как олицетворение цикличности природы и жизненной силы, проявляющейся в тяжелой работе.
Ван Гог использует чистые цвета, нанося их на холст контрастными мазками.
Желающие увидеть эту картину могут сходить в московский Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Ночная терраса кафе
Ван Гог демонстрирует мастерство цветопередачи в этой запоминающейся картине, созданной в 1888 году в Арле. В этот период художник часто отдавал предпочтение желтому цвету в своих работах.
Оживленное кафе вызывает радостные и светлые чувства. Теплой летней ночью в нем кипит жизнь. Ван Гог гениально изобразил ночь без применения черной краски.
Он передал темное время суток, используя синие оттенки, варьирующиеся от светло-голубого тона здания над кафе до темно-синих домов на заднем плане. Ярко-желтая терраса контрастирует с темным фоном, создавая эффект освещенности.
Полотно находится в нидерландском Музее Креллер-Мюллер.
Башмаки
Необычный сюжет для картины Ван Гог воплотил летом 1886 года, находясь в Париже. Он долго искал пару башмаков, подходящих для изображения на картине. Наконец Винсент нашел их на блошином рынке. Почищенные и отремонтированные для продажи, они принадлежали какому-то рабочему.
Но художник не бросился сразу рисовать с них картину. Надев их в дождливую погоду, он долго ходил по грязи и лужам. По возвращении домой Ван Гог запечатлел их на холсте в таком виде.
Гениальный живописец увидел в них не просто старую рухлядь, а воплощение тяжелого удела рабочих, сохраняющих благородство и достоинство. Позже эта картина стала предметом различных аналогий, в том числе применительно к жизни самого художника.
Церковь в Овере
Ван Гог весной 1890 года обосновался в деревне близ Парижа под названием Овер-сюр-Уазе, прожив там последние месяцы жизни.
Написанная на холсте маслом, церковь в готическом стиле занимает на картине главное место и отличается высокой детализацией всех элементов здания. На картине изображена женщина, идущая в сторону церкви. Она прорисована поверхностно, так как играет второстепенную роль.
Самая эффектная и противоречивая особенность — диссонанс между яркой солнечной поляной, покрытой травой, и темным ночным небом, что вызывает разногласия касательно времени суток, изображенных на картине.
Когда художник умер, картина была передана его другу Полю Гаше, затем хранилась в Лувре. Сейчас на нее можно полюбоваться в музее Орсе.
Вид на море у Схевенингена
Картина является одной из ранних работ художника, написанных красками. На ней Винсент запечатлел бурю, бушующую на море. Работа над произведением протекала в тяжелых погодных условиях: из-за сильного ветра постоянно поднимался от земли песок. Сделав набросок, Ван Гог завершил ее уже в помещении. Но мелкие частицы песка прилипли к картине, и их пришлось отчищать.
На холсте передано состояние природы во время бури: хмурые тучи, нависшие над морем, сквозь которые пробиваются маленькие лучики солнца, освещая волны. Силуэты людей и лодок кажутся размытыми из-за слабого освещения. Серо-зеленое небо и море почти сливаются, и лишь слегка выделяется желтоватый берег.
Картина входит в коллекцию амстердамского Музея Винсента Ван Гога.
- Фильмы про Ван Гога
- Лучшие картины Ивана Айвазовского
Источник: https://TopSpiski.com/znamenitye-kartiny-vinsenta-van-goga/
Красные виноградники в Арле Ван Гога — описание, история создания и судьба картины
Статистика утверждает, что при ответе на вопрос о самом знаменитом художнике большинство произносит три имени: Леонардо, Пикассо и Ван Гог. Далее выясняется, что Леонардо да Винчи – универсальный гений Возрождения, Пикассо – выдумщик, добившийся славы и богатства, и лишь Винсент Ван Гог – истинный гений живописи, чьей безумной рукой водил Бог.
Одна из немногих, проданных при жизни
Жизнь выдающихся людей полна загадок и мифов. Винсент Ван Гог (1853-1890) прожил жизнь сроком в классические для гениев 37 лет, активно занимался живописью около 10, но успел пройти путь от начинающего самоучки до мастера, перевернувшего мир живописи.
Это вызывает удивление и вопросы у всех, кто интересуется искусством, и не дает покоя любителям сенсаций и конспирологических теорий. Есть мнение, что голландский мастер творил свои полотна под влиянием психической болезни, которая и свела его в могилу.
Другие представляют его расчетливым дельцом, искавшим вместе с братом Тео – удачливым арт-дилером – способ покорить рынок невиданным стилем живописи и заработать состояние.
Этот шедевр можно посмотреть теперь в коллекции Музея изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке. Это случилось благодаря знаменитому коллекционеру Сергею Ивановичу Щукину, который высоко ценил искусство современных ему художников.
История написания
В 1888 году Ван Гог переезжает из Парижа в Прованс, на юг Франции. В городке Арль он снимает под студию небольшой дом. Его вдохновляла идея об организации коммуны из художников, с которыми он познакомился в столице.
В частности, он пригласил Поля Гогена (1848-1903) который провел в Арле около двух месяцев, что кончилось бурным конфликтом и непонятным эксцессом, в результате которого Ван Гог лишился части уха.
Вокруг этой истории построено много мутных теорий и догадок, она стала первым ярким проявлением психической болезни, победившей Ван Гога в конце концов.
Но главным стало то, что период, проведенный мастером среди ярких южных красок, среди пейзажей Прованса, покоривших художника, стал для Ван Гога одним из самых плодотворных.
Портреты, пейзажи, знаменитые «Подсолнухи», «Ночное кафе», «Звездная ночь над Роной» — всё это написано в Арле и его окрестностях. «Красные виноградники в Арле» стали итогом одной прогулки, описанной художником в письме брату Тео.
Заходящее солнце обагрило прибрежный виноградник, создав на некоторое время мир невиданных цветовых сочетаний, который суждено видеть и запечатлеть только настоящему живописцу.
Описание
Там, где на переднем плане не осталось костров из огненной лозы, появились участки голой земли. Она похожа или на остывающий металл, или на гаснущие дрова, когда вспыхивающие огненные языки сменяются дрожащими чешуйками пепла на бугристых поверхностях древесного угля и золы.
Кое-где видны последние искры солнечного света, но не слепящие, а погашенные – розовые, лиловые, персиковые.
Они сглаживают те цветовые сочетания, которые были бы жутким диссонансом, если бы их выдернули из общего полотна картины и показали отдельными пятнами на нейтральном фоне.
Но это сглаживание не гасит энергии отдельных мазков и штрихов, разнообразных по форме и размеру. «Красные виноградники в Арле» — бурлящий котел цвета и энергии, гением мастера спаянный в единую гармонию.
Новый этап
Те, кто побывал в музее Ван Гога в Амстердаме, где находится крупнейшее собрание полотен мастера, говорят, что смотреть на его картины в течение долгого времени трудно физически. Особенно это касается всего, что создано после парижского этапа жизни и творчества. Земляной, сдержанный колорит времени «Едоков картофеля» сменили звенящие, чистые цвета.
Таковы и «Красные виноградники в Арле». Винсент Ван Гог использует здесь найденные на юге Франции, в «Подсолнухах» и «Желтом доме» особые вибрации желтого цвета, который охватывает жаркое пламя оранжевого и красного.
Но важно знать и другое — творчество Ван Гога основано на высоком интеллекте. История о безумном самоучке, совершающем бессмысленные неконтролируемые движения кисти, наносящей произвольные штрихи и пятна – это не о нем.
Каждая картина голландца – мудрая притча о мире и человеке, о смысле и красоте жизни. Не зря литературное творчество Ван Гога в виде писем к брату Теодору, содержащих рассуждения о творческих поисках и находках, имеет огромную ценность.
В них он – начитанный, образованнейший человек, владеющий знаниями и теоретической базой.
Каждый находит своё
По-настоящему великие произведения искусства многослойны, каждый зритель находит в них своё, обусловленное подготовкой ума и души. Картина Ван Гога «Красные виноградники в Арле» — полное энергии и эмоций повествование о единстве человека и природы, о смысле и разумности бытия, о нескончаемости потока времени.
Источник: https://autogear.ru/article/193951/krasnyie-vinogradniki-v-arle-van-goga—opisanie-istoriya-sozdaniya-i-sudba-kartinyi/
Винсент Ван Гог, «Красные виноградники в Арле» :
Винсент Ван Гог – прославленный гений, который творил в стиле постимпрессионизма. Каждая его картина многослойна, полна тайн и несбывшихся надежд. Яркость красок живописной работы «Красные виноградники в Арле» навеяны пребыванием Ван Гога на юге Прованса, где прошел самый активный период его творчества.
О художнике
Жизнь талантливого художника полна мистических тайн. Срок его в этом мире был ограничен типичным для гениев временем – тридцатью семью годами, из которых творил Ван Гог всего десять.
Существует гипотеза, что писал голландский живописец под влиянием безумия. Да и как иначе можно объяснить, что за ничтожно малый срок из дилетанта он превратился в необычайно плодотворного художника, который творил шедевры.
Его работа «Красные виноградники в Арле» произвела настоящий фурор в мире живописи.
Жизнь гения оборвалась в конце июля 1890 года. Воспользовавшись револьвером, Винсент Ван Гог покончил с собой.
История творения
Обосновавшись с февраля 1888 года в небольшом городке Арле на юго-востоке Франции, Ван Гог грезил об основании поселения художников. Идея, вдохновившая его на переезд, закончилась бурной размолвкой с французом Полем Гогеном. В итоге загадочного конфликта он потерял мочку уха.
Возможно, это произошло в результате психического расстройства Ван Гога. Два месяца, проведенные живописцем среди южных пейзажей, вдохновили мастера на создание картины «Красные виноградники в Арле».
Описание эмоций, навеянных прогулкой, предшествующей работе над этим полотном, встречается в письмах Винсента своему брату Тео.
Описание
Гармония сочных красок искусно передана художником в гениальной картине «Красные виноградники в Арле». Яркое солнце, отражаясь слепящей полосой в небольшой реке, клонится к горизонту.
Закат окрашивает листву на переднем плане багровым заревом. Фигуры женщин, собирающих виноград, написаны сложными лазурными оттенками.
Характерные для работ художника четкие контуры деревьев и людей мерцают в звенящем воздухе.
Голая земля похожа на остывающий огонь, когда дрожащие всполохи пламени угасают на поверхности. Меркнут последние лучи солнечного света нежных персиковых полутонов. Симфония теплых и холодных красок удивительным образом смягчает отдельные резкие мазки. Общее впечатление от созерцания – энергия нескончаемого потока времени, единство бытия, истинная гармония.
Полотно «Красные виноградники в Арле» стало первой картиной художника, проданной при его жизни за существенное вознаграждение. Благодаря ценителю живописи Ивану Морозову это гениальное произведение можно увидеть в Государственном музее имени А. С. Пушкина.
Источник: https://www.syl.ru/article/301159/vinsent-van-gog-krasnyie-vinogradniki-v-arle
Сочинение по картине Красные виноградники в Арле — Винсент Ван Гог
Известное полотно «Красные виноградники» Винсент ван Гог написал на юге Франции в городке Арль, именно там великолепная средиземноморская природа вдохновляла его на создание шедевров. Увидев октябрьским днем как местные жители собирают поспевший виноград глубокого красного цвета, художник настолько впечатлился буйством осенних красок и символичностью действия, что одну из известнейших своих картин написал всего за один месяц.
Сбор урожая является символом цикличности жизни, бытия, а солнце для художника всегда означало жизнь и ее расцвет. В этот цикл жизни ван Гог вписывает еще и человека в труде и движении.
Художник разделил композицию картины на два дополняющих друг друга плана: на переднем люди собирают виноград, на заднем видна фигура человека на телеге и деревья.
Хоть и осеннее, но все равно жаркое солнце, словно плавит все, что изображено на картине: людей, деревья. Этот эффект достигается благодаря применению особой техники наложения мазков, которой ван Гог овладел в совершенстве. Применение особых цветов создает просто невероятную цветовую гамму, которая наполняет плотно внутренним светом и жизнью.
Ван Гог не использует смешение красок, наносит контрастные мазки и в основном использует теплые тона, оставляя холодные для прорисовки теней.
В общем и целом картина оставляет впечатление раннего Винсента ван Гога с его стремлением к импрессионизму. Полотно «Красные виноградники» несколько раз меняло своих хозяев до тех пор, пока Советская власть не национализировала ее, и не передала Музею новой западной живописи, а затем Государственному музею имени Пушкина, где она находится и сейчас.
(1
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/van-gog-vinsent/krasnye-vinogradniki-v-arle-vinsent-van-gog/
Сочинение по картине Ван Гога «Красные виноградники в Арле»
Картина «Красные виноградники в Арле» была написана Ван Гогом на юге Франции в небольшом городке Арле. Это был период вдохновения, период планов и творческого подъема. К Ван Гогу приезжает Поль Гоген и они мечтают создать в Арле поселение художников, так они были поражены красотой местных пейзажей.
На картине изображен сбор винограда в аббатстве Монмажур. Этот пейзаж приобрел у автора характер притчи. Сельская местность, насыщенно красные виноградники и фигуры людей в контрастирующих цветах одежды. Справа изображена река с игрой бликов на воде.
На заднем плане телега с лошадью, на которой сидит человек, а за ними простирается желтая нива. Картина как бы разделена на две неравные части линией горизонта.
Фигуры сборщиц винограда распределены таким образом, что они образуют круг и являются центром полотна.
Но главное в картине, конечно же, цвет. Преобладают три ярких насыщенных цвета – красный, желтый и синий. Эти цвета передают эмоциональное состояние автора и имеют символическое значение.
Желтый цвет – символ тепла, радости жизни и доброты. Синий цвет, который у Ван Гога доходит почти до черного – символ отчаяния, тоски и безысходности.
Красный цвет усиливает и подчеркивает тревогу, нарастающее отчаяние, предчувствие в скором времени чего-то плохого.
Полотно выполнено в пастозной манере неровными мазками разных размеров, в присущей художнику изломанной и выразительной манере.
Эта манера и цветовой выбор превращает обычную будничную сельскую сцену в жесткую схватку человека и природы. Люди и солнце – символ жизни у художника.
Только солнце – источник жизни, постоянно присутствующий в работах автора. А жизнь людей на этой картине – тяжкий ежедневный труд.
Картина Ван Гога вызвала бурную хвалебную волну критиков. Они называли ее большой удачей художника и писали отзывы, в которых говорили о силе эмоционального напряжения в картине, об ощущении, что присутствуешь при возникновении мироздания.
Эта картина была приобретена русским коллекционером Сергеем Щукиным у бельгийской художницы Анны Бош, которая приобрела эту работу на Брюссельской выставке еще при жизни автора за четыреста франков.
После национализации частных русских коллекций эта картина сначала была выставлена в Музее нового западного искусства.
Сейчас «Красные виноградники в Арле» Ван Гога выставлена в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-van-goga-krasnye-vinogradniki-v-arle.html
Описание и анализ картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»
Сравнительный анализ картин Поля Гогена “Сбор плодов” 1899 г. и Винсента Ван Гога “Красные виноградники в Арле” 1888 г. (ГМИИ)
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………. . 3
Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле»…………. . . 4
Поль Гоген «Сбор плодов»……………………………………………….. …..8
Заключение………………………………………………………..15
Список источников и литературы……………………………….16
Введение
«Постимпрессионизм» – именно такой термин сформулировал в 1910 году Роджер Фрай, пытаясь подобрать подходящее для выставки название, которое охватило бы все разнообразие французской живописи конца XIX века.
[1] Сейчас это слово, родившееся в долгих и мучительных поисках, кажется идеально подходящим для определения сложившейся в тот период ситуации.Можно даже сказать, что никакое другое понятие не представляется возможным, так как все творившие в тот период художники настолько индивидуальны и самобытны, что единственная общая для них черта – это факт того, что все они создавали свои произведения после импрессионизма и находились под значительным влиянием этого течения.
Разумеется, наиболее талантливые из художников сумели преодолеть привязанность к импрессионизму и создали свои собственные художественные миры, наполненные неповторимыми образами и идеями.
Среди тех, кому это бесспорно удалось, находятся Поль Гоген и Винсент Ван Гог. Этих художников можно назвать ярчайшими представителями постимпрессионизма; их творчество особенно сильно повлияло на развитие искусства XX века .
Об их произведениях и пойдет речь в данной работе.
Рассмотрение и сопоставление «Красных виноградников» Ван Гога со «Сбором плодов» Гогена позволит выявить основные черты, характерные для творчества каждого из художников, а также понять, каким образом они проявляются в формальном и смысловом отношении.
Кроме того, анализ произведений данных авторов интересен, поскольку они не только были знакомы, но и находились в дружеских отношениях, и, соответственно, оказывали определенное влияние друг на друга, что, впрочем, не помешало каждому из них остаться самим собой.
Данная работа – это попытка узнать, что представляют собой два столь близких и, в то же время, очень далеких мира – мир Винсента Ван Гога и мир Поля Гогена.
Описание и анализ картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»
Картина «Красные виноградники в Арле», как становится ясно уже из названия, была написана Винсентом Ван Гогом во время арльского периода, который стал для художника наиболее важным и плодотворным.
Ван Гог прожил в Арле чуть более года, и за это недолгое время он окончательно вышел из-под влияния импрессионистов, а его неповторимый индивидуальный стиль укрепился и расцвел во всей своей силе. К этому периоду относятся 190 картин и 108 сохранившихся рисунков. В это время тяга Ван Гога к творчеству была поистине непреодолимой.
В письме к своему брату Тео он говорил: «В жизни, да и в живописи я могу обойтись без Бога, но я, как человек, который страдает, не могу обойтись без чего-то большего, без того, что составляет мою жизнь, — возможности творить».[2]
Живя в Арле, Ван Гог работал без устали, создавая порой по нескольку картин за день, причем каждая из них наполнена необычайной энергией художника, каждая отражает его глубокую и напряженную внутреннюю жизнь.
В ноябре 1888 года, когда и были написаны «Виноградники», Винсент испытывал состояние душевного подъема: он был очарован арльской природой, ставшей неиссякающим источником для его полотен; надежды Ван Гога на создание мастерской художников подкрепились недавним приездом Гогена.
Раздоры еще не омрачали их жизнь, и до трагедии было далеко. В таких условиях была создана эта картина – единственная проданная при жизни работа Ван Гога.
Смотря на эту картину, мы видим совершенно обыденный сюжет: крестьяне собирают виноград в солнечный день.
Однако буйство красок и не поддающийся логическому описанию мазок — живой, подвижный, готовый вырваться за пределы холста; а также ярчайшее солнце, лучи которого растворяются в небе и освещают все пространство картины, не дают нам усомниться в истинной глубине и нетривиальности этого произведения.
Картина была создана быстро, очень быстро. Создается впечатление, что, только лишь начав писать, художник сразу же впадал в состояние неистовой экзальтации и своеобразной истерии, пытаясь писать так же быстро, как видел.
[3] Тогда ничто уже не могло завладеть его вниманием, потревожить или помешать творить. Подобное состояние он, наверное, сохранял до тех пор, пока картина не была закончена.Об этом свидетельствует разнонаправленность мазка и неоднородность его фактуры: на большей части полотна он практически рельефен, но, в то же время, в некоторых местах проглядывает холст.
Однако скорость не подразумевает необдуманности выполнения. Как известно из писем Ван Гога, он много времени проводил, гуляя по Арлю в поисках новых сюжетов, обращая внимания на те мотивы, в которых он находил что-то, что могло его затронуть, в чем, по его мнению, крылась внутренняя поэзия и жизнь.
«Я целиком отдаюсь сложным раздумьям, результатом которых является ряд полотен, выполненных быстро, но обдуманных заблаговременно»[4], — писал он Тео. Интересно отметить, что его «никогда не влекли знаменитые античные руины Арля и красивые церкви – места, посещаемые всеми туристами.
Он предпочитал писать вещи, знакомые ему, или простые сюжеты, красоты которых не замечали большинство туристов».[5]
Ван Гог был поистине близок к природе. Он писал: «Лично я люблю все настоящее, все подлинно возможное.
… В моих работах звучит подлинно сельская нота, и они пахнут землей» и «…Меня так интересует действительное, реально существующее, что у меня слишком мало желания и смелости, чтобы искать идеал, являющийся результатом моих абстрактных исследований. … Я безостановочно поглощаю натуру.
Я преувеличиваю, иногда изменяю мотив, но все-таки не выдумываю всю картину целиком; напротив, я нахожу ее уже готовой в самой природе».[6] Так и сюжет «Виноградников» был найден Ван Гогом в окрестностях Арля.
Рождение данной картины можно проследить по письмам Винсента к брату.
Вначале он восхищался «Если бы ты видел здешние виноградники!»[7], затем писал уже более конкретизировано: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник – красный, как красное вино.
Издали он казался желтым, над ним зеленое небо, вокруг – фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней – желтые отблески заката».[8] Два письма спустя он уже сообщает Тео о том, что завершил полотно, изображающее виноградник.[9]
Точно таким, каким описал его брату Ван Гог, видим красный арльский виноградник и мы. Пространство картины уходит вглубь по линии, образованной деревьями, окаймляющими виноградник. Эта линия постепенно переходит в линию горизонта, где изображена пара домиков, одинокое дерево и смутные очертания города. Изгиб дороги повторяет линию деревьев, уравновешивая, таким образом, композицию картины.
Условно пространство полотна можно разделить на две части: ближнюю и дальнюю. В ближней части зритель, прежде всего, видит мокрую после дождя землю, изображенную преимущественно фиолетовым цветом с вкраплениями красного, черного, грязно-зеленого, оранжевого.
Важно отметить, что художник использовал преимущественно чистые краски, не смешивая цвета заранее, – разные краски начинали взаимодействовать друг с другом уже на холсте. Исключением является лишь создание некоторых тонов при помощи белил.
Цвет был чрезвычайно важен для Ван Гога. Он писал Гогену, что хочет внушать поэтические идеи с помощью цвета.[10] Помимо этого, Винсент использовал цвет и для построения композиции.
Изменение цвета, а именно переход от красного к оранжевому в изображении виноградника, в первую очередь, отделяет передний план от заднего.
Очевидно, что во многих местах Ван Гог просто выдавливал краску на холст из тюбиков, а участие кисти было минимальным. Так, например, выполнена большая часть самого виноградника, который представляет собой неделимое взаимодействие пурпурного, винно-красного, оранжевого, коричневого, бордового, бежевого и черного цветов.
На первом плане картины, там, где еще нет виноградника, а есть лишь влажная земля, художник оставил достаточно много свободного, не заполненного фигурами пространства.
Благодаря этому, зритель, наблюдающий за происходящим на картине чуть сверху, легко может воспринять своеобразный призыв Ван Гога – приглашение проникнуть в изображенный им мир, оказаться внутри картины, почувствовать зной южного солнца и непосредственно приблизиться к крестьянам, выполняющим свою рутинную работу.
Крестьяне за работой – одна из любимых тем Ван Гога. Его сочувствие к низшим слоям общества было вызвано не жалостью, а глубокой симпатией к качествам, которые видел Винсент в простом народе.
Среди этих качеств он отмечал силу духа, искренность, любовь к труду, естественность, и, конечно, глубокую связь с землей и природой.
Вообще, «как художник, он акцентировал внимание на различных категориях тружеников, и его выбор был обоснован стремлением изображать людей в движении».[11]
И на данной картине мы видим фигуры работающих крестьян, выполненные с вниманием и интересом: ни одна поза не повторяет другую. Более того, приглядевшись, мы обнаружим, что шестеро из них образуют композиционный круг.
Он берет свое начало от крестьянки, расположенной ближе всего к зрителю, движется вглубь виноградника и затем поворачивает, причем каждый следующий крестьянин еще сильнее сгибается к земле, чем предыдущий. Круг завершается, возвращаясь туда же, где начался; и движение возобновляется, не прерываясь.
Такова цикличность тяжелого крестьянского труда, который состоит из бесконечного повторения одних и тех же движений; таково и все однообразие человеческой жизни.
Началом второй, дальней части картины можно считать то место, где виноградник становится скорее желтым, чем красным, фигурки крестьян превращаются в черные силуэты, и начинается окаймляющая линия деревьев.
На этой же прямой находится человек, едущий на повозке, и путник, идущий по дороге. Здесь колорит становится более однотонным, манера исполнения более уравновешенной, мазок – менее бурлящим и динамичным.
Спокойствие дальнего плана контрастирует с волнением ближнего.
Вся ярко-желтая часть поля однородна, направление мазков кисти – горизонтальное. Очертания деревьев с красно-коричневыми стволами и сине-зелеными кронами сформированы с помощью мазков соответствующего направления. Это типично для Ван Гога, отказавшегося от предварительного рисунка во имя большей выразительности красок и фактуры.
Дорога связывает передний и задний планы картины, но и начало, и конец ее нам неведомы — они находятся за пределами полотна. Дорога – отражение неба — написана короткими горизонтальными штрихами голубого и желтого цвета; так обычно изображают художники поверхность воды.
Ван Гог передает таким образом ощущение земли, пропитанной влагой; и поэтому дорога даже может показаться рекой. Однако идущий человек доказывает обратное.
Этот путник идет по дороге, направляясь к горизонту, где все становится менее четким и стихает, туда, где уже нет места тяжелому и кажущемуся бессмысленным труду и где Ван Гог мог видеть возможность умиротворения.
Там же находится и солнце, которое на этой картине играет значительную роль. Оно — большое, добела раскаленное, хоть и приближающееся к закату, распространяет свои яркие оранжевые лучи повсеместно.
Они растворяются в желто-зеленом, латунном небе, отражаются от мокрой земли, освещают виноградник; их отблески видны и на листве деревьев.
Благодаря этому всепоглощающему свету, картина становится теплой, несмотря на явное присутствие холодных тонов.
В целом, первоначальное смятение, которое вызывает картина, затем значительно смягчается. «Странное сочетание уравновешенности и напряженности»[12] — отличительная черта как жизни и характера, так и живописи Винсента Ван Гога, которая проявляется и на этом конкретном полотне.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s11535t8.html
Винсент Ван Гог — Красные виноградники в Арле. Монмажор: Описание произведения
Долгое время считалось, что картина «Красные виноградники в Арле», которую Ван Гог написал осенью 1888 года, была единственной работой художника, проданной при его жизни.
Однако за последние несколько лет было обнаружено несколько документальных свидетельств того, что Винсент не был таким уж неудачливым и непризнанным, каким его принято изображать.
Согласно информации с официального сайта Музея Ван Гога в Амстердаме, первым покупателем Винсента был его дядя Кор, который заказал племяннику 19 работ с видами Гааги, чтобы поспособствовать его карьере.
Вряд ли это можно назвать удачными сделками, но Ван Гогу нередко удавалось обменивать свои картины и рисунки на еду и краски. Кроме того, художник продал несколько работ Папаше Танги – владельцу художественной лавки в Париже и большому ценителю искусства. А позже Тео продал одну картину (предположительно, автопортрет) Винсента в лондонскую галерею.
Но вернемся к «Красным виноградникам». На момент создания этой картины Ван Гог уже жил в Арле не один – к нему присоединился Поль Гоген. И в этой работе, как и во многих других, написанных в тот же период, заметно влияние художественных методов «старшего товарища» Винсента.
Художник выразил на полотне все свое восхищение осенними природными красками, когда яркая зелень сменяется более мягкими рыжими, красными и желтыми тонами, и поймал отражение клонящегося к закату солнца в речной воде.
Гоген, к слову, написал свою версию «Сбора винограда», поместив на передний план девушку, отдыхающую от работы, и нарядив сборщиц в традиционные бретонские костюмы.
В 1890 году «Красные виноградники в Арле» представили публике на выставке «Двадцатки» в Брюсселе.
Здесь работы Винсента, занявшие место рядом с картинами Сезанна, Ренуара, Тулуз-Лотрека и Синьяка, лишили дара речи консервативных критиков и привели в восторг авангардистов.
Надо сказать, что на тот момент имя Ван Гога уже было у всех на устах в Париже благодаря статье художественного критика Альбера Орье в газете «Меркюр де Франс», полной восторгов и дифирамбов.
«Красные виноградники в Арле» купила на выставке «Двадцатки» за 400 франков бельгийская импрессионистка и коллекционер Анна Бош. Винсент был дружен с ее братом Эженом, с которым познакомился в Арле летом 1888 года и написал его портрет.
В 1906 году Анна Бош продала полотно за 10000 франков, и в том же году его приобрел московский коллекционер И.А. Морозов.
После революции коллекция была национализирована, а в 1948-м году — разделена между Эрмитажем и ГМИИ, и «Красные виноградники» оказались в московском музее.
Евгения Сидельникова.
Источник: https://artchive.ru/vincentvangogh/works/331095~Krasnye_vinogradniki_v_Arle_Monmazhor
Красные виноградники в Арле
- Винсент ван Гог — Красные виноградники в Арле,
- Год создания: 1888
- Холст, масло.
- Оригинальный размер: 75×93 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
«Красные виноградники в Арле» (нидерл. De rode wijngaard) — картина голландского живописца Винсента Ван Гога. Долгое время необоснованно считалась единственной проданной при жизни художника его живописной работой. Картина написана во время пребывания Ван Гога в городке Арль на юге Франции.
Небольшой период жизни там (с февраля 1888 по май 1889) считается самым продуктивным в жизни художника. К нему приехал Гоген, и Винсент мечтал о создании поселения художников, возглавить которое должен был его друг. Ван Гог вдохновлялся окружающими пейзажами, видами городской и сельской местности.
В ноябре 1888 года он писал своему брату Тео: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — жёлтые отблески заката».
В этом же месяце были написаны «Красные виноградники в Арле», изображающие сбор винограда в окрестностях аббатства Монмажур. У Ван Гога этот пейзаж приобретает характер притчи. Люди, собирающие урожай, становятся символом жизни, представленной художником как тяжёлый ежедневный труд.
Впоследствии эта работа была выставлена на восьмой выставке «Группы двадцати» в Брюсселе и куплена за четыреста франков бельгийской художницей Анной Бош. Вместе со знаменитым «Ночным кафе» картина была приобретена русским коллекционером Иваном Морозовым. После национализации его собрания экспонировалась в Музее нового западного искусства, ныне в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Описание картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»
Знаменитый художник Ван Гог всю свою недолгую жизнь прожил практически в нищете, часто сталкиваясь с пренебрежительным отношением к себе, как к полной бездарности. Единственная проданная при жизни картина «Красные виноградники в Арле» принесла ему сумму 400 франков. Сегодня же стоимость этого полотна может составить более 90 миллионов долларов.
Из 37 прожитых им лет как художник он творил примерно 7 последних в жизни, но при этом успел написать примерно тысячу гениальных полотен и такое же количество рисунков. Несмотря на все неудачи, художник писал новые и новые картины (иногда две-три в неделю), искренне надеясь, что когда-нибудь его работы принесут ему славу и почет.
Рисовать Ван Гог старался с натуры, считая, что невозможно передать феерию красок и оттенков увиденного по памяти. Ведь мельчайшие детали увиденного, прочувственного, игра света и тени, богатство красок может со временем поблекнуть.
Одним из вечеров 1888 года художник возвращался домой после зарисовок на природе, и вид одного из виноградников, освещенного лучами солнца на закате поразил его в самое сердце. Листья винограда словно купались в красном пламени заката, угасающие лучи солнца окрасили небо в желтый цвет.
Люди, животные, окружающая земля казались синими и фиолетовыми штрихами.
Такова история рождения шедевра «Красные виноградники в Арле». Художественная богема и многие критики высмеивали неестественные с их точки зрения цвета и оттенки и презрительно отзывались о чересчур буйной фантазией автора произведения.
Мы видим на картине, как лучи заходящего за горизонт солнца желто-зелеными линиями превращают виноградные листья в переливающееся багровыми оттенками пламя. Почти фиолетовая в игре закатных красок земля перемежается штрихами синего цвета. Таким увидел тот вечер и окружающий пейзаж на закате дня гениальный художник.
Многие уверены, что при жизни Винсент Ван Гог продал всего одну свою картину, «Красные виноградники в Арле» — которая сейчас находится в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
По-своему приятно считать Ван Гога гениальным безумцем-отшельником, обретшим славу лишь спустя годы после смерти в нищете и скитаниях. Тем не менее, это сильно грешит против истины.
На самом деле его полотна — чаще всего при деловом посредничестве брата Тео — продавались ничуть не хуже работ современников, например, Сера или Гогена.
Что касается конкретно этой картины, то она примечательна, но вовсе не так, как принято утверждать о ней: проданная на брюссельской выставке 1890 г. за 400 франков, для этого художника она стала шагом в мир серьезных цен.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Krasnyie_vinogradniki_v_Arle/
Билет №15
Живопись «постимпрессионизма» (Винсент Ван Гог «Подсолнухи», «Автопортрет», «Красные виноградники»).
Ответ:
Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века.
Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации.
К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн,Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш.
Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и приходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира.
Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.
«Подсолнухи» (фр. Tournesols) — название двух циклов картин голландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.
Что роднит Ван Гога с его великим предшественником, голландским художником Рембрандтом Ван Рейном? Правильно — оба они написали огромное количество автопортретов, более чем кто-либо из других великих художников. Подобно Рембрандту, Ван Гог пристально изучал самого себя, и это было для него дорогой к познанию Вселенной.
«Красные виноградники в Арле» (нидерл. De rode wijngaard) — картина голландского живописца Винсента Ван Гога. Долгое время необоснованно считалась единственной проданной при жизни художника живописной работой. [1]
Картина написана во время пребывания Ван Гога в городке Арль на юге Франции. Небольшой период жизни там (с февраля 1888 по май 1889) считается самым продуктивным в жизни художника. К нему приехал Гоген, и Винсент мечтал о создании поселения художников, возглавить которое должен был его друг.
Ван Гог вдохновлялся окружающими пейзажами, видами городской и сельской местности. В ноябре 1888 года он писал своему брату Тео: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино.
Издали он казался жёлтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — жёлтые отблески заката». В этом же месяце были написаны «Красные виноградники в Арле», изображающие сбор винограда в окрестностях аббатства Монмажур. У ван Гога этот пейзаж приобретает характер притчи.
Люди, собирающие урожай, становятся символом жизни, представленной художником как тяжёлый ежедневный труд[2].
Впоследствии эта работа была выставлена на восьмой выставке «Группы двадцати» в Брюсселе, и куплена за четыреста франков[3] бельгийской художницей Анной Бош.
Вместе со знаменитым «Ночным кафе» картина была приобретена русским коллекционером Сергеем Щукиным. После национализации его собрания экспонировалась в Музее современного западного искусства, ныне в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Пожалуй, ни один другой художник не находился под столь сильным воздействием архетипа желтого цвета, как Винсент Ван Гог. Желтый цвет живет в его картинах в свете солнца, в изобилии желтых подсолнухов, в желтизне колосьев, в желтом цвете всего ландшафта во время сбора урожая.
Желтый цвет жатвы приобретает для него символическое значение итога жизни и смерти. Он пишет сам об одной из своих больших картин, изображающей сбор урожая в 1889 г.: “Это образ смерти, как нам открывает ее великая книга природы”.
Смерть для Ван Гога (психически больного человека, гениального художника) подобна золоту урожая, в ней нет черного цвета. Сам художник в расцвете своих творческих сил, создавая свой богатейший “урожай” картин, искал и нашел смерть.
В картинах Ван Гога есть и пугающие сверхсветлые, обжигающие оттенки желтого цвета. Наиболее наглядно это проявилось в его знаменитом автопортрете в яркой серно-желтой соломенной шляпе.
Трагедия художника была и в том, что страстное рисование под ярким южным солнцем спровоцировало и ускорило у Ван Гога развитие височной эпилепсии. Таким образом, солнце одновременно творчески вдохновляло и разрушало художника.
Начиная с пребывания в Арле, желтый цвет приобретает все большее значение в картинах художника. С одной стороны, он был задан ей самой природой юга Франции, с другой, он задавался эксцентричностью возбужденного художника.
Ван Гог широко использовал желтый цвет и для создания фона своих портретов. Например, в портрете госпожи Жину (“Арлезианка”, ноябрь 1888 г.) преобладают черно-синие тона в сочетании с острыми чертами лица. Светлый лимонно-желтый фон картины создает резкий контраст, что дает основание некоторым критикам называть эту картину “символом судьбы”.
В Арле Ван Гог снял небольшой дом, который он хотел и в реальной действительности покрасить в желтый цвет. “Под серно-желтым солнцем … вся земля желтая…”, а дом “должен был быть снаружи покрашен желтым, побелен изнутри белым, везде солнечно…
Снаружи желтый цвет, внутри белый, много солнца, наконец‑то, я увижу свои картины в действительно светлом помещении; пол из красного кирпича.
” Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что художник Анри Матисс тоже создал для себя желтую комнату, для которой он даже заказал желтую посуду.
Для украшения этого желтого дома Ван Гог создал композицию подсолнухов — несколько картин желто-оранжевых цветов на сине-голубом фоне, которые сам Ван Гог называл “симфонией синего и желтого цвета”. В четвертой картине из этой серии он изобразил букет из четырнадцати желтых цветов уже на желтом фоне.
В последний год своей жизни, в июне — сентябре 1889 года, Ван Гог пишет картину “Жнец”.
“В этом жнеце мне представляется некая неясная фигура, — писал Ван Гог, — наподобие дьявола, борющаяся в раскаленной жаре за то, чтобы закончить свою работу.
В нем я вижу образ смерти в том смысле, что — человечество — колос, который должен быть сжат… Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом.”
Ван Гог любил также изображать контраст фиолетового и желтого цвета в картинах ночи. Ван Гог писал: “Заход солнца. Восход луны. Во всяком случае летнее солнце. Фиолетовый город, желтая звезда, синий цвет неба, зеленый цвет.
Колосья всех оттенков, древнее золото, медь, зеленое или красное золото, золотой желтый цвет, желтый цвет бронзы.” В картинах художника желтый цвет присутствует в свете вечерних огней, в свете желтой лампы, освещающей террасу.
Многие картины художника проникнуты напряжением и возбуждением, которые выражает желтый цвет. Это напряжение полярности земли и неба, напряжение его погружающегося в безумие духа.
Обобщая, можно сказать, что в картинах Ван Гога желтый цвет служит выражением жаркого лета, жатвы и урожая, подсолнухов, зрелых колосьев.
В то же время это символ зенита и жатвы жизни, жнеца, который изображен все же в желто-золотом цвете. Желтый цвет выражает для Ван Гога энергию света, которая в то же время означает для него творческую энергию.
И, наконец, желтый цвет связан с его безумием, болезнью, слабостью и близостью смерти.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/8_35356_bilet-.html