Вермеер ян «девушка с жемчужной сережкой» описание картины, анализ, сочинение

Полотна Яна Вермеера высоко оценили спустя многие годы после смерти мастера. В этом посте вы найдёте все известные картины художника. Большинство из них можно посмотреть и скачать в высоком разрешении.

При жизни Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) снискал славу живописца и эксперта по искусству в родном Делфте и Гааге. Но умер он в 1675 году в долгах. Жене пришлось отказаться от наследства, чтобы расплатиться с кредиторами, и вскоре о художнике забыли. Но прошли годы, и Вермеер стал в один ряд с самыми знаменитыми мастерами голландской живописи – Рембрандтом и Ван Гогом.

Долгое время искусствоведы искали неизвестные работы Вермеера, владельцы которых не подозревали об их ценности.

К примеру, знаменитейшую картину «Девушка с жемчужной серёжкой» в 1881 году приобрели на аукционе в Гааге всего за несколько гульденов.

История создания этого притягательного полотна, известного также как «голландская Мона Лиза», легла в основу романа Трейси Шевалье, по которому в 2003 году режиссёр Питер Веббер снял одноимённый фильм.

Для картин Вермеера характерны умиротворённые бытовые сцены, чаще всего он изображал женщин среднего класса и их служанок за работой и на досуге.

Большинство голландских художников оставили сотни картин на рынке, – пишет Метрополитен-музей. – Вермеер же произвёл, пожалуй, около сорока пяти полотен, из которых сегодня известны тридцать шесть.

Много интересной информации о композиции, технике, истории и влиянии этих тридцати шести картин можно найти на англоязычном сайте Essential Vermeer 2.0. Мы же предлагаем насладиться просмотром всех известных шедевров Вермеера, собранных с разных ресурсов. Большинство изображений можно рассмотреть и скачать в высоком разрешении по ссылкам, указанным рядом с названиями картин.

  • Вермеер Ян «Девушка с жемчужной серёжкой» (Викисклад)
  • Вермеер Ян «Маленькая улица» (Рейксмюсеум)
  • Вермеер Ян «Молочница» (Рейксмюсеум)
  • Вермеер Ян «Женщина, читающая письмо» (Рейксмюсеум)
  • Вермеер Ян «Любовное письмо» (Рейксмюсеум)
  • Вермеер Ян «Спящая девушка» (Метроплитен-музей)
  • Вермеер Ян «Молодая женщина с кувшином воды» (Метроплитен-музей)
  • Вермеер Ян «Женщина с лютней» (Метроплитен-музей)
  • Вермеер Ян «Портрет молодой девушки» (Метроплитен-музей)
  • Вермеер Ян «Аллегория веры» (Метроплитен-музей)
  • «Женщина в красной шляпе» (Национальная галерея искусства)
  • «Девушка с флейтой» (Национальная галерея искусства)
  • «Дама, пишущая письмо» (Национальная галерея искусства)
  • «Женщина, держащая весы» (Национальная галерея искусства)

Источник: https://cameralabs.org/11420-ves-vermeer-36-kartin-znamenitogo-niderlandskogo-zhivopistsa

Секрет знаменитой картины «Девушка с жемчужной сережкой» и почему голландцев нужно смотреть с лупой

За последнее время я посетила  несколько выставок, о которых не успевала вам рассказывать. Но не могу,  хотя и постфактум, не сделать репортаж о выставке «Девушка с жемчужной сережкой. От Вермеера до Рембрандта», по которой целый год сходила с ума вся Италия. Ажиотаж был нешуточный: огромная пиар-компания, сотни тысяч  проданных онлайн билетов, посетители со всех уголков Европы.

Мне уже приходилось наблюдать, когда смотрители  строго регламентируют время пребывания в залах, но я впервые видела, чтобы к каждой группе был ещё и прикреплен отдельно выделенный надзиратель с рацией… Всеобщее помешательство было связано прежде всего с тем, что  выставка в Болонье стала последней точкой мирового турне и единственной возможностью увидеть в Европе картину Вермера «Девушка с жемчужной сережкой», которая  наравне с «Моной Лизой» Леонардо и «Криком» Мунка считается одним из самых  обожаемых и тиражируемых произведений в мире.Вермеер Ян                                                                 Ян Вермер «Девушка с жемчужной сережкой», 1665, Маурицхейс, ГаагаРасскажу о самых любопытных явлениях этой выставки и о том, почему голландцев надо смотреть с лупой. А в заключении про вегатерианско-веганский  ужин в Болонье. Не буду тянуть и сразу  начну с того, почему картину «Девушка с жемчужной сережкой»  считают шедевром в общем, и шедевром иллюзионистики в частности. Прежде всего,  это полотно невероятно эмоционально. Поза девушки запечатлена в движении, она поворачивается к нам и смотрит столь проникновенно. Непрорисованные ресницы и брови ещё сильнее акцентируют внимание на магнетическом, тягучем и немного томном взгляде. У неё полуоткрыт рот, и создается впечатление, что она с нами разговаривает. Эту картину часто называют голландской Моной Лизой или северной Джокондой. Но Джоконда более холодная и отстраненная, а девушка с жемчужной сережкой общается со зрителем. Видеть это полотно  вживую  это ни с чем несравнимое ощущение осязаемой жизни. Мне казалось, что я действительно заглянула в глаза живой девушке из XVII века. И как будто физически пообщалась с ней. Несмотря на то, что общению не особо способствовал огромный стеклянный пуленепробиваемый колпак на всю стену и плотная шушукающая толпа, которую время от времени разгоняли смотрители. Девушка определенно околдовывает, от неё исходит свет, о ней  хочется узнать больше. Видимо поэтому  она неоднократно вдохновляла писателей на литературные произведения, и режиссеров впоследствии на фильм, что перевело её в разряд pop-star планетарного масштаба.

И потом важно упомянуть  саму сережку, которая является шедевром иллюзионистики. Сережка есть, и мы её видим. Но художник её на самом деле не изображал… Мы видим каплю, которая не нарисована, крючок (ювелиры сказали бы «швензу»), который не нарисован, дырку в ухе, которая не нарисована. Наш мозг видит сережку, потому что мы видим отблеск воротника у шеи. Мы сами достраиваем часть серьги, которую Вермер не нарисовал. Это абсолютно естественный процесс. На самом деле серьга состоит из двух мазков кисти у шеи. Это особенно заметно, если взглянуть на репродукцию в большом формате. Например, это было отчетливо видно на огромных афишах, расклеенных по всему городу Болонья. Но только после того, когда тебе об этом расскажут… Поскольку мозг совершенно не фокусируется на этом, а наоборот склонен к достраиванию картинки. Блестящий пример виртуозности техники Вермера.

И, наконец, огромная опаловая жемчужина на самом деле ненастоящая. Жемчуг такого размера очень  редкий и вряд ли смог бы так отражать белый воротник.  Сережка была изготовлена либо из серебра, либо из стекла.  Эксперты приходят к мнению, что речь идёт об имитации из муранского стекла.

Вермеер Ян                                                                         Адриен Курте «Пять абрикосов», 1704, Маурицхейс, ГаагаТеперь о том, почему я отправилась на выставку с лупой…  Дело в том, что голландцы невероятно реалистично прорисовывали каждую деталь и мастерски умели передавать фактуру: волосистую часть кожуры персиков, влажную мякоть пористого  лимона или маслянистый блеск жирной селедки. Безусловно, вживую это заметно и невооруженным глазом. Но если навести лупу, то тактильное чувствование пробирает до мурашек. Склонность голландцев к прорисовыванию деталей объяснима. Они считали, что художник – это не призвание, а профессия, которой можно научиться. На 100 жителей обязательно приходился как минимум один художник. Соответственно, нужно было делить сферы влияния и специализироваться, скрупулезно оттачивая технику. Среди голландцев  были художники, которые всю жизнь изображали исключительно портреты или пейзажи, фрукты или цветы, лодки или коров.Вермеер Ян                                                                   Питер Клас «Натюрморт со свечой», 1627, Маурицхейс, ГаагаЗдесь мы видим идеальное отражение свечи в стеклянном бокале и даже готовы пальцами вытащить из картины ножницы, настолько они реалистичны.  Эта картина относится к любопытному  жанру «ванитас», для которого характерно изображение черепа, увядшей розы, песочных или механических часов, догорающей или потухшей свечи. Подобные символы призваны напоминать о скоротечности жизни и неизбежности смерти.  Нередко на таких картинах присутствуют также кубки, игральные карты, курительные трубки, кошельки с  монетами или шкатулки с драгоценностями в качестве знаков ошибочной жизненной цели. Кстати, некоторые относят к этому жанру даже портреты старцев. В наше время  ванитас вновь стал обретать популярность в связи с экономическим кризисом. Изначально же ванитас зародился в Европе в XVII веке после долгожданного окончания череды беспощадных эпидемий чумы, и  именно голландцы особенно широко применяли этот жанр.

На удивление натюрморты ванитас меня совсем не удручают.

Я их расцениваю исключительно как предупреждение от  тщеславия (итальянцы бы сказали моё любимое непереводимое слово umilta`) и напоминание о бренности таких понятий, как богатство, наслаждение, успех.

Что-то подобное я бы даже разместила у себя в доме. Необязательно в качестве картины, можно и виде другого предмета интерьера. Тема черепов вообще хорошо обыграна у дизайнеров, и они мне очень даже симпатичны.

Вермеер Ян                                                                           Ян Стен «Больная и врач», 1660, Маурицхейс, ГаагаИ ещё из любопытного. Вы знали о существовании болезни «furor uterinus» или «бешенство матки»? Именно, речь пойдёт о нимфомании. Этот вид расстройства поведения женщин известен издревне. Симптомами являются похотливость, набухание половых органов, истерия, конвульсии, меланхолия  или мания. В качестве терапии врачи прописывали холодные ванны, клизмы, опиум и прежде всего…скоропостижное замужество. Нередко девушки симулировали дурную болезнь, как в сценке на этой картине. Термином «furor uterinus» любил оперировать небезызвестный Казанова, считая себя чуть ли не свыше посланным знахарем и укротителем женских сексуальных нужд.  В заключении хочу сказать, что выставка полностью оправдала мои ожидания. Меня немного настораживал растапливаемый ажиотаж, но теперь я с чистой совестью могу сказать, что он был вполне обоснованным, а не искусственным. Прекрасная подборка произведений и невероятный свет.Вермеер Ян После выставки я отправилась со своей университетской подругой Эльвирой в вегатерианско-веганский ресторан. Эля, увлекающаяся трансцендентальной медитацией, в другие не ходит, поэтому выбора не было. Но такой симбиотический ужин очень даже вписывался в болонскую культурную программу. На первое по её рекомендации я взяла совершенно волшебное клубничное ризотто, до сих пор вспоминаю его вкус.Вермеер Ян На второе подруга порекомендовала мне взять ассорти из вегетарианских специалитетов и с большим энтузиазмом  помогала разобраться в дебрях неизвестных мне ингредиентов. «Белая паста – это крем из тофу, желтая паста – крем из нута, это шашлык из сои, а это колбаса сейтан». Хорошо хоть, что про кускус не пришлось мне объяснять. Вегетарианское «мясо» сейтан оказалось странным пористо-рыхлым  продуктом со вкусом хлеба, не представляю, как можно это есть на постоянной основе. Похоже, что вегетарианец из меня не получится.Вермеер Ян На десерт был веганский пирог ничем не отличающийся от обычного, на мой взгляд. Эля рассказывала мне о своих успехах в медитации и персональном развитии, я за неё радовалась и внимательно слушала. Она сыпала  специализированной терминологией на двух языках, я старалась не запутаться и разграничивать понятия «астральная матрица» и «эфирное тело». Мы прекрасно провели время, и место было очень приятное. За воду в дизайнерских бутылках от Pininfarina я простила им слишком кучно расположенные столики.

Читайте также:  Пикассо "наука и милосердие" описание картины, анализ, сочинение

В этот деть я заночевала у Эльвиры в Болонье. Она встала рано на утреннюю медитацию, я же продолжала спать ещё целых полтора часа,  почти мучаясь совестью. Я так и не прочитала подаренную Элей книгу La Psicologia dello Yoga, а она меня уже два раза спрашивала.

На завтрак хозяйка подавала травяной чай и биологический хлеб  с био-пастой из артишоков. Прекрасный утренний бонус к здоровой культурной программе предыдущего дня.

После завтрака я отправилась в Верону продолжать употреблять пищу с низкой вибрацией, Эля же через две недели отправлялась просветляться в Тибет.

Источник: https://nastya-casato.livejournal.com/12207.html

Ян Вермеер и его «Девушка с жемчужной сережкой»

В мировой истории нередко встречаются произведения искусства, которые, спустя десятки и сотни лет, становятся гораздо известнее своих создателей.

Одна из таких картин — «Девушка с жемчужной сережкой», написанная в 1665 году рукой голландского мастера Яна Вермеера.

Эта картину также часто называют  голландской Моной Лизой, или Моной Лизой Севера — и действительно, по количеству витающих вокруг нее домыслов и споров, ее  можно сравнить разве что с «Джокондой» Леонардо да Винчи.

Известнейшие критики со всего мира продолжают пытаться раскрыть загадку этого произведения, и главный вопрос, волнующий их – кто же все-таки изображен на холсте.

Вермеер Ян Ян Вермеер. «Девушка с жемчужной сережкой». Фрагмент.

«Девушка с жемчужной сережкой» написана в жанре Tronie, который считался одним из самых популярных в Голландии XVII века. Этот жанр — не что иное, как разновидность портрета, на котором изображались анонимные модели с необычным для портретной живописи выражением лица или в необычном наряде.

Вермеер виртуозно сумел передать на холсте как — будто случайным образом пойманный момент движения – глядя на этот портрет, складывается ощущение, что девушка лишь на секунду обернулась через плечо, чтобы взглянуть на живописца. И все-таки, кто же она?

Вермеер Ян Ян Вермеер. «Девушка с жемчужной сережкой». Фрагмент.

Одно из главных предположений — моделью для этой картины могла быть дочь Вермеера, Мария.

Однако в достоверности этого утверждения заставляет усомниться возраст девушки, ведь на тот момент ей было всего 12 лет.

Также существует предположение, что для Вермеера позировала дочь его покровителя, мецената Рейвена. Однако ей на тот момент тоже было около 12 лет, а изображенная на холсте девушка выглядит явно старше.

Вторая догадка — на картине изображена жена Вермеера, Катарина Болнес.

И эта гипотеза вполне могла бы стать правдой, ведь Катарина нередко позировала мужу для его работ, например, именно она изображена на другой картине мастера «Девушка, читающая письмо у открытого окна».

 Но эта гипотеза также не нашла прямого подтверждения, поскольку на момент написания «Девушки с жемчужной сережкой» Катарина уже не была столь юна, как героиня портрета.

Вермеер Ян Ян Вермеер. «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Фрагмент.

Самая популярная на сегодняшний день версия заключается в том, что на картине изображена девушка по имени Гриет, которая была служанкой в доме Вермеера. Это предположение стало достаточно популярным, благодаря нашумевшему роману и фильму, снятому по его мотивам. Однако правдивой ее едва ли можно назвать.

Во-первых, в XVII веке сословное деление было достаточно жестко регламентировано, и простая девушка не могла оказаться так близко к хозяину. И самое главное – по многочисленным свидетельствам, брак Вермеера был очень счастливым.

Его жена была поистине красивой женщиной, и она подарила мужу 15 детей, а это уже говорит о многом.

Вермеер Ян Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой» (2003 год)

Кто бы ни был изображен на картине, об одном можно сказать с абсолютной уверенностью — «Девушка с жемчужной сережкой» навсегда останется одним из самых культовых произведений голландской и мировой живописи.

Вермеер Ян Ян Вермеер. «Девушка с жемчужной сережкой»

Источник: https://Artmaze.ru/iskusstvo/zhivopis/yan-vermeer-i-ego-devushka-s-zhemchuzhnoj-serezhkoj

15+ секретов полотен Яна Вермеера — загадочного мастера света и тени

Вермеер Ян

Нидерландский живописец Ян Вермеер создал не более 45 полотен и был забыт на 2 столетия после своей смерти. Сейчас его картины — одни из самых дорогих в мире, они выставляются по всему миру и пользуются бешеным успехом. В чем его уникальность? Почему от работ Вермеера невозможно оторвать взгляд даже спустя 4 века?

AdMe.ru углубился в творчество этого голландского художника и попробует на примерах объяснить, в чем заключаются его талант и мастерство.

О жизни Вермеера известно очень мало, поэтому его иногда называют «делфтским сфинксом»

Ян Вермеер родился в 1632 году, женился и прожил большую часть жизни в городе Делфт. У художника было 15 детей, и даже для тех времен это было много.

Вермеер писал каждую картину в среднем по 2 года, хотя размеры большинства полотен невелики — примерно 50×50 см.

Художник работал в типичном для того времени бытовом жанре и изображал людей среднего класса или служанок за работой и на досуге.

Живопись была для него не единственным источником дохода: Вермеер торговал предметами искусства и хорошо на этом зарабатывал.

Самая известная картина художника — «Девушка с жемчужной сережкой»

Вермеер Ян

© commons.wikimedia.org  

«Девушка с жемчужной сережкой», галерея «Маурицхёйс», Гаага, Нидерланды

Эта картина когда-то была куплена всего лишь за 2,5 гульдена (около 100 рублей). По одной из версий, на полотне изображена дочь Вермеера, но достоверной информации на этот счет нет.

Недавно проведенное исследование картины показало, что жемчуг может быть фальшивым: он слишком крупный, чтобы быть натуральным.

К тому же ученые не нашли петли или крючка, при помощи которой «жемчужина» крепится к уху.

Вермеер прожил всего 43 года, оставив семью без средств к существованию. Его супруге пришлось от всего отказаться, чтобы хоть как-то рассчитаться с долгами. Она оставила себе лишь одну, самую любимую картину художника — «Искусство живописи».

После смерти имя художника было забыто на долгие годы. Лишь в 1860-х годах картины Вермеера попали в поле зрения искусствоведов, а вскоре их стали покупать богатые коллекционеры и государственные музеи.

За всю свою жизнь Ян Вермеер написал не более 40–45 полотен, но этого стало достаточно, чтобы в XX веке его признали великим художником и поставили в один ряд с Рембрандтом и Ван Гогом.

И к концу этой статьи вы поймете почему.

Внимательно взгляните на эти картины. Как вы думаете, что их объединяет?

Вермеер Ян

© wikimedia.org  

«Хозяйка и служанка», коллекция Фрика, Нью-Йорк, США

Вермеер Ян

© wikimedia.org  

«Географ», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, Германия

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/15-sekretov-poloten-yana-vermeera-zagadochnogo-mastera-sveta-i-teni-2229715/

«Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера | Капля света

  • Главная » История одной картины » «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера
  • Рубрика «История одной картины»
  • Холст, масло. 44,5 на 39 см
  • Вермеер Ян
  • Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

Фильм этот снят по роману Трейси Шевалье, в котором писательница предлагает довольно вольную трактовку создания картины. И, конечно, многие, кто видел фильм, уверены, что это правдивая версия…

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея.

Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie (от нидер. слова «голова», «лицо»). Этот жанр — разновидность портрета — популярный в Голландии в 17 веке.

Модели изображались анонимно, с необычным выражением на лице или в необычном наряде.

Так и модель картины Вермеера достоверно неизвестна. Существует несколько гипотез. Во-первых, считается, что моделью могла быть дочь Вермеера, Мария. В 1665 году ей как раз было около 12-13 лет. По второй гипотезе, позировала дочь покровителя Вермеера мецената Рюйвена, ровесница Марии.

По третьей версии (роман Трейси Шевалье) на картине изображена служанка-любовница Грид, имя которой якобы означает жемчужина, отсюда и отождествление девушки и жемчужины. Однако полное название «Девушка с жемчужиной серёжкой» картина получила только в двадцатом веке, а ранее называлась «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка».

Поэтому такая версия, положенная в основу фильма, лишь красивая история, ничуть не претендующая на правду. Кроме этого, по свидетельствам, брак Яна Вермеера был счастливым. Его жена, в отличие от той, какая была показана в романе и фильме, была красива, выступала моделью для многих картин мужа.

У них было 15 детей, что для Голландии XVII века, когда уже знали о контрацепции, было большим числом.

О самой картине.

Поза девушки запечатлена в движении, со спины. Мы смотрим на неё сбоку, она поворачивается к нам, и смотрит так, словно хочет отвести взгляд. Но её рот слегка приоткрыт: в голландской живописи такой жест часто служит знаком обращения.

Элементы картины:

Тюрбан.

Использовать экзотические элементы «врагов христиан» (турков) в Европе стали с XV века. В своих работах Вермеер нередко использует такие декоративные элементы. И тюрбан на голове модели не редкость. Однако у Вермеера форма тюрбана весьма интересна.

Он состоит из двух частей: первый кусок ткани яркого ультрамаринового цвета плотно облегает голову девушки, подчёркивая форму черепа.

Вторая часть, лимонного цвета спадает, как фата, практически вертикально, что служит неким визуальным якорем поворота девушки.

Вермеер Ян

Платье и белый воротничок.

Одета девушка в грубое жёлтое (можно сказать, землистого цвета) платье (желтый цвет символичен для многих картин Вермеера). На этом фоне сильно контрастирует белоснежный воротник девушки. Он выполнен дерзко, чистой краской.

Однако, сейчас цвет воротничка не похож на первоначальный. Свинцовые белила со временем изменили свой цвет.

Жемчуг.

На картине внимание привлекает жемчужная серьга. Она большая, каплевидной формы, отливающая перламутром. Этот блеск повторяется и в глазах, и на губах девушки.

Вермеер Ян

Настоящий ли в серьге жемчуг? Достоверное неизвестно. Но размер жемчужины представляется слишком большим. Она могла быть увеличена фантазией автора, либо изначально быть искусственной.

  1. Между прочим, такая же серьга изображена ещё на восьми картинах Вермеера («Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина с лютней», «Госпожа и служанка», и др.)
  2. Вермеер Ян
  3. Тёмный фон.

Сейчас на картине фон кажется практически чёрным. Изначально же он был выполнен глубоким зеленоватым цветом.

Этого Вермеер добился тем, что сначала прописал фон чёрной краской, а сверху смесью красок индиго и резедовой жёлтой. Обе краски очень прозрачны и прекрасно подходят для лессировки.

Читайте также:  Веласкес диего "завтрак" описание картины, анализ, сочинение

Но со временем индиго почти полностью потемнел, и сейчас уже мы не может видеть того эффекта, какой придавал картине зеленоватый оттенок.

Автору удалось прекрасно передать некую связь между моделью и художником. Она передаётся в движении девушки при повороте головы, тогда как всё её тело направлено в другую сторону. Так создаётся напряжение, но у Вермеера это напряжение тягуче и спокойно.

С двух сторон негативные пространства (треугольник справа и прямоугольник слева) различны, и задают этим интересный, своеобразный ритм.

С момента написания картины прошло много лет, проведены исследования, но вопросы так и остаются: кто эта загадочная модель, почему она одета в тюрбан и платье, не свойственное тогдашней моде, что символизирует жемчужина в форме слезы, и на что так смотрит девушка, с какими чувствами? Эти вопросы, разумеется, так и останутся. Ответы на них может дать лишь сама картина, для каждого свои.

Официальный сайт музея Маурицхёйс, где с помощью небольшого флеш-приложения можно посмотреть в увеличенном виде разные участки картины.

Статья про фильм «Девушка с жемчужной серёжкой», блог «Про искусство».

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».



  • Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания по данной статье можете оставить здесь:

Источник: http://kaplyasveta.ru/istoriya-odnoj-kartiny/devushka-s-zhemchuzhnoj-seryozhkoj.html

Шедевр мировой живописи — полотно "Девушка с жемчужной сережкой" Яна Вермеера

29 октября 2019

Вермеер Ян

  • Ян Вермеер
  • «Девушка с жемчужной сережкой»
  • Холст, масло
  • 44.5 х 39 см
  • Маурицхёйс, Гаага
  • Около 1665

«Девушка с жемчужной сережкой» — одна из немногих (всего он написал не более 50) картин голландского художника золотого века Яна Вермеера, датированная 1665 годом. Холст подписан «IVMeer». Остается неизвестным, было ли это полотно заказано и если да, то кем.

Картина представляет собой tronie: одну из разновидностей портрета, которая получила широкое распространение в Голландии в XVII веке. Трони — изображение головы человека, а не полноценный портрет. Композиция «Девушки с жемчужной сережкой» восхитительно проста.

В отличие от большинства других картин дельфтского мастера, предметом здесь является лишь голова девушки, смотрящей через плечо на зрителя. Несмотря на ощущение непосредственности, которое создает Вермеер, идеализированный образ молодой девушки передает ощущение вневременной красоты.

Вермеер работал как классик, очищая свои образы, чтобы выразить вечные, а не преходящие качества жизни.

В 2014 году голландский астрофизик Винсент Икке высказал сомнения по поводу материала серьги и утверждал, что она больше похожа на полированное олово, чем на жемчуг на основании зеркального отражения, необычной грушевидной формы и большого размера серьги.

Виктор де Стюр, много лет боровшийся за сохранение на родине Вермеера большей части его полотен, посоветовал А.А.

дес Томбе приобрести полотно, находившееся в плачевном состоянии, на аукционе в Гааге в 1881 году за цену в два гульдена и тридцать центов.

У дес Томбе не было наследников, и принял решение подарить «Девушку с жемчужной сережкой» и несколько других картин Маурицхёйсу в начале ХХ века.

Во время реставрации было обнаружено, что темный фон, сегодня несколько пятнистый, изначально был задуман художником как глубокий эмалевый зеленый. Потемнение фона лишь усилило ощущение мимолетной позы незнакомки.

Можно ли точно сказать кто эта юная девушка? Возможно, это дочь художника Мария.  Возможно, на полотне запечатлена дочь покровителя-мецената Вермеера Рюйвена.

Есть версия, что с холста на нас взирает служанка художника. Наконец, есть предположение, что это собирательный образ.

В любом случае, на сегодняшний день, ни один исследователь творчества Вермеера не может точно ответить на вопрос кто эта прекрасная незнакомка.  

Она одета в простое, лишенное украшений, коричневато-желтое платье, а на его фоне выделяется, словно излучающий свет, белый воротник. Другой контраст – голубой тюрбан с ниспадающей ей на плечи лимонно-желтой полосой, напоминающей вуаль. Головной убор девушки выглядит диковинным для Голландии XVII века.

Это полотно получило широкую известность после выхода романа английской писательницы Трейси Шевалье, а также последующей экранизации романа. В 2003 году на экраны вышел фильм режиссёра Питера Веберра со Скарлет Йоханссон в главной роли. Два произведения в значительной степени вымышлены, либо основаны на предположениях о биографии художника и истории создания произведения.  

Жемчуг встречается на 21 полотне Вермеера («Женщина с жемчужным ожерельем», 1662-1665; «Девушка с флейтой», 1665-1670, «Женщина в красной шляпе», 1665-1666, «Женщина с лютней», 1662-1663), но нигде он не акцентирован так сильно, как в «Девушке с жемчужной сережкой».

искусство, Портрет, Ян Вермеер, живопись XVII века, женский портрет, шедевр мировой живописи, голландская живопись.

Источник: https://ArtDoArt.com/news/sedevr-mirovoj-zivopisi-polotno-devuska-s-zemcuznoj-serezkoj-ana-vermeera

Картина «Девушка с жемчужной сережкой»

 Ян Вермеер (1632–1675).
Дата создания: примерно 1665 год.
Тип: масло, холст.
Жанр: портретное искусство.

Месторасположение: Маурицхейс (Гаага).

Девушка с жемчужной сережкой

Называемая «Джокондой Севера», эта картина — один из самых известных барочных портретов. Работа доказывает, что помимо мастерских полотен в жанре голландского реализма, Ян Вермеер также был мастером портретной живописи.

Помимо этого, его умение в работе с женщинами проявляется в картинах Молочница (1685), Леди пишет письмо (1665) и Женщина в красной шляпе (1666), но именно эта работазанимает место среди лучших произведений Голландии, наряду с творчеством Рембрандта и Ван Дейка.

Девушка с жемчужной сережкой восхитительно проста, в отличие от большинства других работ этого мастера. Единственным объектом картины является девушка, глядящая на зрителя через плечо.

Нет никаких намеков и подсказок, описывающих место действия, лишь затемненный фон изображен позади героини, что также необычно для зрелого Вермеера. Значительную близость подразумевает слегка приоткрытый рот и необычно прямой взгляд героини.

Девушка одета в простое коричнево-желтое платье, сильно контрастирующее с ярким белым воротничком.

Большая контрастность создается благодаря сине-желтому тюрбану, придающему экзотический эффект изображению, хотя повязки были относительно распространенным аксессуаром в Европе 15-го века, что доказывает Человек в красном тюрбане (1433), Яна ван Эйка.

Портрет человека в красном тюрбане

Смысл девушки с жемчужной сережкой

Наконец, самой знаменитой особенностью картины являются каплеобразные жемчужные серьги героини. Они, возможно, вместе с тюрбаном могут раскрыть тайный смысл полотна.

Вероятно, послание картины проистекает из идеи, высказанной святым Франциско Сальским (1567–1622) в своем труде Введение в благочестивую жизнь (1608), изданном в Голландии в 1616.

Сальский писал, что женщины и девушки должны защищать свои уши от «нечистых» слов, и стараться услышать лишь нравственно чистые высказывания. Тюрбан и серьги, в работе Вермеера, вероятно и представляют надлежащее целомудрие.

Камера-обскура

Рентген данного полотна пролил свет на некоторые методы живописи Вермеера.

В большинстве случаев под слоями красок скрываются первоначальные наброски карандашом, однако, под красками этой работы их обнаружено не было, что является необычным, так как без использования предварительных рисунков добиться подобного совершенства фигуры крайне тяжело, что и наводит многих художественных критиков на мысли об использовании Вермеером камеры-обскура (устройство, помогающее получить оптическое изображение предметов).

Принцип действия камеры-обскура

Картина «Девушка с жемчужной сережкой» обновлено: Сентябрь 14, 2017 автором: Глеб

Портреты

Источник: https://artrue.ru/style/barocco/kartina-devushka-s-zhemchuzhnoj-serezhkoj.html

Сочинение по картине Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой»

Смотрит вполоборота, и глаза блестят, и влажные губы полуоткрыты. Готовое сорваться слово? Почти родившаяся улыбка? Сияет в маленьком ухе громадная жемчужина, давшая название картине, свет горит и плывёт в перламутре, как в воде. «Голландская Джоконда», «Джоконда Севера»… Что ж, пожалуй.

В этом лице – не меньше тайн, чем в лице той, другой. Но если у «южной» лицо и вся поза выражает полный покой, то «северная» остановлена в порывистом движении, выражение её лица мимолётно и готово измениться, она – не надменная вечность, а пойманное мгновение.

И ещё: «южная» – опытна, «северная» – совсем юна.

А вот кто она – никто не знает толком. Так же, как и о южной.

Писал ли Вермеер свою Девушку на заказ, и кто был заказчиком? Писал ли он собственную юную дочь? Писал ли её подружку и ровесницу, юную дочь мецената Рюйвена, друга и покровителя Вермеера, ценителя его работ? Версий множество; поэты и фантазёры снова и снова пытаются поймать этот быстрый взгляд тёмных глаз, угадать, что за слова замерли на полуоткрытых губах, дать Девушке имя. В романе Трейси Шевалье Девушка – и вовсе служанка и возлюбленная Вермеера. Очевидный вымысел, романтическая сказка?

Современники Вермеера называли такие портреты «tronie» – головка, не полный портрет, модный жанр, вернее, поджанр в семнадцатом веке. Под такими портретами обычно не подписывали имён; костюмы моделей были необычны, как и выражения лиц.

Костюм и необычен. На очаровательной головке – тюрбан, модное украшение. Сине-жёлтый: то самое любимое сочетание лазури и солнца. Синяя ткань изысканно оттеняет нежность свежего девичьего лица. На спускающейся до плеч полосе жёлтой ткани – мягкие блики света.

Ушко со знаменитой серёжкой – в глубокой тени, но случайный отсвет играет на драгоценной жемчужине, льётся: ослепительно-белый, сероватый, серебристый, ртутный – и белый воротничок подчёркивает это изысканное мерцание.

Жёлто-коричневая, цвета тёмного мёда, кофта из грубой ткани, придаёт картине тёплый уют. Фон когда-то был тёмно-зелёным, но почернел от времени – и Девушка смотрит из тьмы времён, солнечная и перламутровая, вечная юность.

Великолепная жемчужина, короне впору; искусствоведы-педанты любят отмечать, что она слишком велика, целое состояние в девичьем ушке.

Подделка? В Венеции тогда делали «французский жемчуг» – стеклянные шарики, наполненные перламутровым экстрактом… Или Вермеер, увлекаясь жемчужными переливами света, слегка преувеличил истинную натуру? Наверное, всё это неверно – ведь мы видим ту же жемчужину и на других портретах Вермеера.

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-vermeera-devushka-s-zhemchuzhnoj-seryozhkoj.html

Ян Вермеер — Девушка с жемчужной серёжкой: Описание произведения

«Девушка с жемчужной серёжкой» – самая знаменитая картина Яна Вермеера, которую часто именуют «северной (или голландской) Моной Лизой». Сам живописец, как и его коллеги-современники, не давал названий своим произведениям. Обычно это делали стряпчие, составляя реестр имущества клиентов.

Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «два трони в турецком стиле» (трони – портреты-фантазии). Одним из них, скорее всего, была эта работа. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки».

В 1881 году картину купил на аукционе всего за 2,3 гульдена (примерно 27 долларов США на сегодняшний день) некий коллекционер, после смерти которого она попала в Маурицхёйс. В 1995 году, перед подготовкой к ретроспективе Вермеера в Вашингтоне, полотну и дали название Meisje met de parel (Girl with Perl Earring).

Читайте также:  Кало фрида "раненый олень" описание картины, анализ, сочинение

Четыре года спустя писательница Трейси Шевалье закрепила его в одноимённом романе, который лёг в основу фильма с Колином Фёртом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях. Вермеер создал картину приблизительно в 1665 – 1667 годах.

Как уже упоминалось, это «трони», то есть не заказной портрет конкретной личности, а студийная фантазия, изображающая анонимную модель с необычным выражением лица или, как в данном случае, в странном костюме. Так что мы не знаем, кто позировал художнику.

Есть предположение, что это его старшая дочь Мария, которой на тот момент исполнилось 12 – 14 лет. Ян Вермеер был мастером света. Здесь он проявил свой талант, виртуозно изобразив мягкое сияние кожи девушки и блики на её влажных губах.

Художник использовал уникальное сочетание кремовых тонов и пигментов, поэтому лицо модели так эффектно контрастирует с тёмным фоном, где в качестве грунтовки применялся зелёный охристый. Но главное, что привлекает внимание зрителя – это, конечно же, крупная серьга.

Вокруг этого украшения развернулись нешуточные споры. Некоторые исследователи указывают на его маловероятные размеры и странный блеск, словно оно сделано из металла или окрашено металлической краской.

Так, в ноябре 2014 года голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике написал в журнале New Scientist: «…главные сомнения вызывает отражение белого воротника в нижней части бусины.

Если это жемчужина, то она состоит из тонких слоёв кальцита, которые рассеивают и преломляют свет разной длины. Это создаёт знаменитый мягкий белый — жемчужный — блеск. Вместо этого мы видим яркий блик в левой верхней части украшения и отражение фрагмента одежды внизу…».

Профессор Ике полагает, что серьга изготовлена из «серебра или, возможно, полированного олова».

В ответ галерея Маурицхёйс опубликовала следующее: «Статья Винсента Ике подтверждает то, что мы писали о «Девушке с жемчужной серёжкой» Вермеера некоторое время назад… В музейном описании картины также упоминаются нереальные размеры жемчуга. Винсент Ике приходит к тому же выводу, но через иное понимание и изучение. Маурицхёйс с большим интересом воспринял его результаты. Это иллюстрирует то, почему голландские картины XVII века так интересны: на них всё не то, чем кажется».

Кураторы Маурицхёйса Квентин Бувело и Ариана ван Шухтелен ранее отмечали: «Жемчужина в ухе девушки удивительно велика.

[…] В XVII веке крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты. Но были довольно широко распространены более дешёвые стеклянные перлы, обычно из Венеции.

Их делали из стекла, которому придавали матовость. Вполне возможно, что у девушки такая жемчужина ручной работы».

Отвечая на аргументы Винсента Ике, Ариана ван Шухтелен указывает: картина — скорее, игра воображения, нежели портрет. Крупное украшение могло быть просто художественным преувеличением.

«Ике определённо прав, если считать, что здесь один в один изображена реальность», — говорит искусствовед.

Но эта работа, по её словам, отчасти выдумка: «Я уверена, что Вермеер намеревался передать в красках иллюзию жемчужины».

Голландке вторит её коллега, куратор Национальной галереи искусств в Вашингтоне Артур Уилок. Он считает, что Вермеер больше интересовался впечатлением от работы, чем «точностью передачи», а потому жемчужина такая крупная и блестящая.

В конце концов, это главный элемент картины, и если бы художник дотошно изобразил перламутровую поверхность, это выглядело бы «немного скучно».

«Я не уверен, что вы захотели бы получить крупный нечёткий объект прямо в центре, — говорит Уилок.

— Мы должны помнить, что он художник, а не фотограф или эксперт по жемчугу. Это не его занятие».

Влад Маслов

Источник: https://artchive.ru/johannesvermeer/works/11620~Devushka_s_zhemchuzhnoj_serezhkoj

Картина «Девушка с жемчужной сережкой». Художник Ян Вермеер

Девушка с жемчужной сережкой — Ян Вермеер. Холст, масло. 44.5 x 39 см    На портрете прекрасная и загадочная девушка, нарисованная не менее загадочным нидерландским живописцем Яном Вермеером. Биографы и искусствоведы до сих пор ведут исследования, дискуссии и споры о жизни и творчестве этого таинственного и талантливого голландца.

   А популярность его «Девушки с жемчужной сережкой» вполне можно сравнить со славой знаменитой Джоконды Леонардо да Винчи.

Кто это юное, чистое создание, почему уже более трех веков оно приковывает к себе взгляды, замирающие на полотне, на этих бездонных глазах, нежном овале, необычном головном уборе и, конечно же, на знаменитой сережке?

   Но, увы, никто не узнает уже этой тайны, только у кинематографистов и писателей есть простор для творчества и фантазии при создании произведений на эту тему.

Основные интересные моменты, связанные с данным портретом

  •    1. Его относят к так называемому, портрету-трони. Это жанровая живопись, в которой художник рисует своих моделей по плечи или по пояс, обычно это делается в мастерской и модели чаще всего анонимные, да и картины идут без названия.    Так, например, при переписи имущества Вермеера, этот портрет назывался и «Девушка в тюрбане» и просто «Лицо девушки». Также трони-портреты должны обязательно иметь какую-то особенность – необычную одежду (в нашем случае экзотический тюрбан), необычный предмет (например, птица или, как в работе Вермеера – жемчужная серьга).
  •    2. Кто изображен на портрете? Исследователи жизни Вермеера выдвигают несколько версий – дочь, жена, служанка, любовница. Пожалуй, мы не будем гадать, ведь это все равно так и останется загадкой. Главное, что изображение одухотворено любовью автора, и зритель это очень хорошо чувствует.
  •    3. Необычный, контрастный черный фон. Когда проводили исследования оказалось, что первоначально голову девушки окружал зеленый цвет – глубокий и глянцевый. Представьте как прелестно смотрелось лицо юной красавицы на таком шикарном фоне, подчеркивающим особенную нежность, теплоту и бархатистость кожи.
  •    4. Жемчужная сережка. Вокруг этого украшения до сих пор нет-нет, да и возникают серьезные обсуждения. Спорят о том, что это вовсе и не жемчуг, ведь такого огромного натурального жемчуга в природе не существует, и он скорее похож на металлический шарик, так как видны блики-отражения в верхней и нижней части серьги. Возможно, что это, например, серебряное украшение или дешевое итальянское стекло с покрытием.

Вероятнее всего автор специально изображал украшение преувеличенно крупным, для создания художественного эффекта.

   Но дело также и в том, что, как говорилось выше, изначально картина и не называлась «Девушка с жемчужной сережкой». У портрета не было названия вообще, не считая тех, которые присваивали условно при инвентаризациях имущества.    К концу 20-го века, когда картина была восстановлена после реставрации, выяснилось, что Вермеер воздушными розовыми мазками кисти сделал легкий блик в уголке рта, в результате чего, ему удалось так реалистично передать сочный блеск губ юной модели.    Неповторимы глаза девушки. С какой точки вы бы не смотрели на портрет, всегда ее гипнотизирующий, чувственный, и в то же время открытый и добрый взгляд будет направлен на вас.    Эта работа не совсем типична для стиля живописи художника, и в подборе красок и в выборе самой модели, а также нет основного отличия Вермеера – изображения предметов интерьера, которые он всегда тщательно вырисовывал.    Также, есть предположение, что мастер писал портрет с помощью технического приспособления – камеры-обскуры. Благодаря ей, можно получать оптическое изображение, хотя и немного размытое. Но даже если художник и пользовался им, это нисколько не умаляет его гениальности, а лишь добавляет этакую вермееровскую «изюминку» в рисунок и он становится узнаваемым.    Эта работа Яна Вермеера является олицетворением, и можно сказать даже, гимном молодости, юности, только начинающей расцвет, такой робкой и не осознающей в полной мере своей будущей красоты и силы. Девушка с жемчужной серёжкой уже давно отделилась от ее создателя и живет своей жизнью.

   Можно бесконечно долго смотреть на картину, придумывать и додумывать ее жизненную историю, строить всевозможные догадки и все равно отойти от нее с каким-то особенным настроением, с чувством неразгаданности ее тайны.

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_gollandia/2818-kartina-devushka-s-zhemchuzhnoj-serezhkoj-hudozhnik-jan-vermeer.html

Описание картины "Девушка с жемчужной сережкой". Ян Вермеер

Картина гениального портретиста Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» без лишних сомнений — самая известная картина голландского живописца и один из самых изысканных шедевров живописи эпохи барокко. Главная привлекательность этого уникального полотна, написанного маслом, в ее чарующей загадочности, лаконичной простоте и непринужденной естественности поворота лица этой милой красавицы.

На полотне кисть художника запечатлела миловидную девушку приблизительно четырнадцатилетнего возраста. Она одета в невероятно скоромную коричневато-желтую верхнюю одежду с ослепительно белым воротничком, на хрупкой голове — экзотический восточный тюрбан турецкого стиля, а чуть выше воротника огромного размера жемчужина каплевидной формы, давшая название этому полотну.

Темный, практически черный фон ранее был экзотического темно-зеленого цвета, которого Вермеер добился при помощи смешения красок индиго и резедовой жёлтой, нанесенных на изначальный черный.

Одновременно живописец разделил второй план на неравные по размерам треугольники, и этот геометрический рисунок задает определенный ритм всему полотну, особым образом выделяя светлое пятно лица и загадочное выражение девушки с приоткрытым чувственным ртом.

Безымянная красавица запечатлена в тот естественный и неуловимый момент, когда непринужденно поворачивается и смотрит на художника, словно собираясь рассказать о чем-то.

Ее губы приоткрыты и слова замерли, еще не сказанными. Взгляд ищет глаза собеседника и желает поведать какую-то тайну.

Мерцающий манящий цвет жемчужины повторяется в белизне воротничка, белках глаз девушки и на ее пухлой нижней губе.

Необычен для голландских портретов головной убор красавицы, состоящий из двух частей разных цветов. Синяя ткань плотно облегает голову, повторяя естественные хрупкие формы и нежный овал юной девушки.

Желтая ткань тюрбана, сочетающаяся по цвету с одеждой, спадает с макушки свободными волнами, создавая ощущение свободы и непринужденности изображенного момента.

Самым ярким и притягательным элементом шедевра является жемчужина, которая служит своеобразным смысловым пятном. Жемчуг таких размеров должен был стоить огромного состояния, но скромная одежда и противоречит роскоши украшения, а  детско-наивное выражения лица подчеркивает сравнение девушки с драгоценным камнем.

Время было немилосердно к картине — чудесный оттенок не сохранился, а многочисленные трещины покрыли все полотно. Тем не менее изящное изображение юной красавицы Севера, именуемой голландской Моной Лизой, продолжает пленять сердца, умы и воображение ценителей изобразительного искусства и многочисленных посетителей музея Маурицхёйс.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/opisanie-kartiny-devushka-s-zhemchuzhnoj-serezhkoj-yan-vermeer.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector