Перов василий «савояр» описание картины, анализ, сочинение

Перов Василий

Перов Василий Григорьевич (Perov Vasily) (1833—1882), русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников».

Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).

Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К. Криденера. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок.

Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861).

Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). Василий Перов испытал особое влияние творчества П. А. Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы.

Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862); художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту.

Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва).

Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.

Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе — там же).

Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры — «А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П. Погодин»).

Портрет Ф. М. Достоевского кисти Перова (1872) считается лучшим живописным изображением писателя.

Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма.

Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову.

Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей».

Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).

В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории.

Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят.

Спор о вере», 1880-1881, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь.

Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва).

Перов Василий

Странник. 1859

Перов Василий

Проповедь в селе. 1861

Получил большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» и получил право поездки в качестве пенсионера за границу.

Перов Василий

Крестный ход. 1861

Перов Василий

Дилетант. 1862

Перов Василий

Сватовство. 1862

Перов Василий

Шарманщик. 1863

Перов Василий

Савояр. 1864

Перов Василий

Перов Продавец песенников. 1864

Перов Василий

  • Парижская шарманщица. 1864
  • Парижские тряпичники. 1864
  • Проводы покойника. 1865
  • Очередная у бассейна. 1865
  • Гитарист-бобыль. 1865
  • Мальчик-мастеровой. 1865
  • Приезд гувернантки. 1866
  • Тройка. 1866

За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перову было присуждено звание академика. Картину «Тройка» приобрёл П. М. Третьяков.

  1. Разговор за круглым столом. 1866
  2. Чистый понедельник. 1866
  3. Утопленница. 1867
  4. Учитель рисования. 1867
  5. Сцена у железной дороги. 1868
  6. Получил первую премию на конкурсе МОЛХ за картину «Сцена у железной дороги».
  7. Последний кабак у заставы. 1868
  8. Фомушка-сыч. 1868

Ф. Ф. Резанов. 1868

Е. Э. Перова. 1868

В. В. Безсонов. 1869

Был награждён первой премией МОЛХ за «Портрет В. В. Безсонова»

  • Девочка с кувшином. 1869

А. Ф. Писемский. 1869

По заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского».

  1. Птицелов. 1870
  2. Получил первую премию ОПХ за картину «Птицелов»
  3. Странник. 1870
  4. За картины «Странник» и «Птицелов» удостоен Академией художеств звания профессор.
  5. Накануне девичника. 1870
  6. Приезд институтки… 1870
  7. Автопортрет. 1870
  8. Рыболов

Ф. М. Достоевский. 1872

В. И. Даль. 1872

И. С. Тургенев. 1872

Старики-родители. 1874

На сюжет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» написал картину «Старики-родители на могиле сына».

  • Ботаник. 1874
  • Монастырская трапеза. 1865—1876
  • Христос в Гефсиманском саду. 1878
  • Возвращение крестьян… 1880
  • Плач Ярославны. 1881
  • Старик на скамейке. 1881
  • Вам также будет интересно:
  • Рерих Николай Константинович — русский живописец
  • Диего Веласкес — величайший представитель золотого века испанской живописи
  • Пейзажи русской зимы

Источник: https://obiskusstve.com/318556817425173039/zhizn-i-tvorchestvo-russkogo-zhivopistsa-perova-vasiliya/

Василий Григорьевич Перов, Изображений: 183

Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания, а в 1874 году – «Голубятник».

Не случайно на 1-й Передвижной выставке, по существу программной, он рядом с портретами, в том числе Н. Островского (кстати, страстного рыболова), показал картину «Охотники на привале» (1871 г.).

В 1877 году Василий Григорьевич исполнил полотно «На тяге», а в 1879 – «Охоту на медведя зимою». Повторение «Охотников на привале» было закончено в 1877 году. К 1879 году относятся эскизы: «Рыбная ловля с острогой» и «Рыбаки».

В разное время Перов выполнил также несколько работ с охотничьими сюжетами: «Травля на медведя» (1869 г.), «Охотники на лыжах» (1875 г.), «Охота на медведя в овсах» (1879 г.).  

Перов Василий Охотники на привалеПеров Василий Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866 Холст,…Перов Василий РыболовПеров Василий Плач Ярославны. 1881Перов Василий Путешествие квартального с семейством на богомолье…Перов Василий Проводы покойникаПеров Василий Проповедь в селеПеров Василий Приезд институтки к слепому отцу. 1870 Х. , м. 60…Перов Василий Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 Х. , м. 71. 5…Перов Василий Сватовство чиновника к дочери портного. 1862 ГТГЧаепитие в Мытищах, близ Москвы. Мальчик, готовящийся к дракеПортрет писателя Федора Михайловича Достоевского. …Суд ПугачеваДворник, отдающий квартиру барыне. 1878 ЯрославльУтопленница. 1867 Х. , м. 68х106 ГТГСтранница в поле. 1879 Х. , м. 63х94 Н. НовгородСнятие с креста. Холст, масло. 150. 5×242 ГТГЧистый понедельник. 1866 Д. , м. 22, 8х17, 5 ГТГТающая Снегурочка. Эскиз. Тушь, перо, б. на к. 21.…Портрет писателя Владимира Ивановича ДаляТрапезаХристос в Гефсиманском саду. 1878 Холст, масло. 15…Приезд станового на следствие. 1857 Х. , м. 38х43 …Птицелов. 1870. Холст, масло. 83х126 ГТГМальчик – мастеровой. 1865Спор о вере. 1881. Холст, масло. 336. 5×512 ГТГОхота на кабана. Х. , м. 93. 5×142Дилетант. 1862 Х. , м. 33, 8х28 ГТГПриезд гувернантки в купеческий дом. 1866 Х. , м. …Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. 1872 …Спящие дети. 1870 Х. , м. 53х61 ГТГДети-сироты на кладбище. 1864 Х. , м. 48х34. 8 ГРМ…Перед постригом. Б. на к. , м. 34, 8х19, 7 ГТГРыбная ловляСтарики – родители на могиле сына. 1874 Х. , м. 42…Ботаник. 1874 Х. , м. 65. 5х79 ГТГДевушка.Суд Пугачева. 1875 Х. , м. 150х238 ГИМ, М.Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867 Х. , …Пластуны под Севастополем. 1874 К. на х. , 130х196…Дворник, отдающий квартиру барыне. 1865 Х. , м. 39…Дедушка и внучек. 1871 Х. , м. 78х62 ТашкентПервые христиане в Киеве. 1880 156х243 ГРМПервый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские…Последний кабак у заставы. 1868 Х. , м. 51, 1х65, …Шарманщик. 1863 Д. , м 30, 5х25 ГТГАвтопортрет. 1851 Х. , м. 77х59, 5 КМРИСельский крестный ход на Пасхе. 1862 Ит. к. , акв.…Учитель рисования. 1867 Д. , м. 25×20 ГТГОтпетый. 1873 Х. , м. 87, 5х113 ГИМПортрет А. Н. Островского, 1871 Х. , м. 103, 5х80,…Прием странника. 1874. Холст, масло. 93×78Этюд лежащего мальчика к картине Суд Пугачева. Нач…Возвращение жниц с поля в Рязанской губернии. 1874…Охотники на привале. 1877. Авторск. повторение. Хо…Портрет А. А, Борисовского. 1869 Х. , м. 89х71 ГРМСцена на могиле. 1859 Х. , м. 58х69 ГТГАвтопортрет. 1870 Х. , м. 59, 7х46 ГТГВечер в Великую Субботу. 1873 Б. на к. , м. 20, 2х…Гитарист-бобыль. 1865 Д. , м. 31, 2х22 ГРМОчередные у бассейна. 1865 Х. , м. 49, 5х61 МинскПарижские тряпичники. 1864 Х. , м. 72х55 ГТГГолова киргиза. Этюд для Суд Пугачева. Х. , м. 35.…Блаженный. 1879 Х. , м 153х103 ГТГВозвращение крестьян с похорон зимою. Нач. 1880-х …Голубятник. 1874 Х. , м. 107х80. 7 ГТГНочью в избе. Эскиз для Спящие дети. Б. на к. , м.…Продавец песенников. Эскиз. 1863 Х. , м. 21х16 Каз…Рыбаки. . 1879 Х. , м. 104х179. 5 Н. НовгородЧаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 Х. , м. 43,…Дворник – самоучка. 1868 Х. , м. 30, 4-25, 1 ГТГПарижская шарманщица. 1864 Х. , м. 76, 2х56 ГТГРазговор за круглым столом. 1866 Доска, масло. 18.…Савояр. 1863-64 Х. , м. 40, 5х32, 2 ГТГФомушка-сыч. 1868 Д. , м. 44, 8х36, 8 ГТГНа железной дороге. 1868 Х. , м. 52х66 ГТГПортрет А. И. Криденер, рожд. Ивановой, матери худ…Портрет художника А. К. Саврасова. Х. , м. 71х57 Г…Сплетница. 1875 ГРМДевушка с кувшином. 1869 Х. , м. 72х53 ГРМДевушка, бросающаяся в воду. Эскиз. 1879 Х. , м. 5…К Троице-Сергию. 1870 Д. , м. 25х19, 7 ГТГКрестьянин в поле. 1876 Х. , м. 62. 5х50 РигаМалый лет семнадцати . Этюд. 1869 Х. , м. 58х48, 5…Накануне девичника. Проводы невесты из бани. 1870 …Парижское гулянье. Эскиз. 1863-64 Х. , м. 54. 8×80…Праздник в окрестностях Парижа . 1863-64 Х. , м. …Приезд сельской учительницы. Холст, масло 44, 5х35…Суд Пугачева. Эск. картины 1875 г. из ГИМ. Х. , м.…Тающая Снегурочка. Б. , на к. , м. 21, 2х33 ГТГПластуны под Севастополем. Эск. картины 1874 г. из…Портрет А. Н. Майкова. 1872 Х. , м. 103, 5х80, 8 Г…Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1872…Странник. 1870 Х. , м. 88х54 ГТГГолова Киргиза – каторжника. 1873 Х. , м. 64, 5х58…Портрет Авдотьи Кузнецовой. 1870 Х. , м. 61, 5х54 …Портрет писателя А. Ф. Писемского. 1869Разговор студентов с монахом. 1871 Х. , м. 53, 5х7…Слепой музыкант. Ок. 1864 . Х. , м. 55, 5х48 ГТГСлепой. 1878 Х. , м. 75х57 РязаньУтопленница. 1867 Х. , м. 23, 7х37, 5 ГТГПортрет Сергеевой Анны Ивановны, урожд. Шеиной. 18…Паломница. Х. , м. ТашкентПортрет композитора П. С. Кампиони. 1872 г. Астрах…Портрет Н. Г. Криденера, брата художника. 1856 Х. …Старичок. Фрагм. варианта к. Старики – родители на…Портрет Н. П. Ланина. 1869 Х. , м. 83, 5х68, 8 Риг…Старик на скамейке. 1880-е. Х. , м. 36х29 Ростов-н…Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна. 1870 Х. ,…Портрет купца С. Т. Кузнецова. 1873Портрет Н. А. Касаткина. 1876 Х. , м. 40. 5×31 ГТГПортрет старухи. КраснодарСклоненная женская фигура. Б. на к. , м. 26, 5х18,…Странник. 1869 Х. , м. 48×40 ЛуганскУчитель рисования. Эск. 1863 Х. , м. 25. 5х18 Иван…Голова киргиза. Этюд. 1870-е ИркутскПортрет В. В. Безсонова. 1869 Х. , м. 74х62, 5 ГТГПортрет Е. Э. Перовой. Ок. 1860 Х. , м. 57х46 Минс…Портрет И. М. Прянишникова. Около 1862 Х. , м. 41.…Портрет Ивана Камынина. 1872 Х. , м. 104х84, 3 ГТГПортрет Ф. И. Резановой. 1868 Х. , м. 63х53 Челяби…Продавец песенников. 1863-64 Х. , м. 76, 5х102, 5…Старушка. Фрагм. варианта к. Старики – родители на…Странник. 1859 СаратовТрудовое семейство. Эскиз. Х. , м. 16. 2х21. 1 ГТГКазак. 1873 Х. , м. 57, 5х30 ГТГПортрет историка Михаила Петровича Погодина. 1872 …Портрет Н. Ф. Резанова. 1868 Х. , м. 63х53 Челябин…Портрет неизвестного. 1860-е КазаньПортрет неизвестного. 1870 Х. , м. 75х61 ГТГПортрет Николая Григорьевича Рубинштейна. 1870 Х. …Портрет Петра Ивановича Николаева, председателя Вл…Портрет Ф. Ф. Резанова. 1868 Х. , м. 91х71, 5 ГТГГолова киргиза. Этюд. Х. на к. , м. 32. 5х22. 6 ГТ…Мужской портрет. Х. , м. ПсковПортрет скульптора В. С. Бровского. Х. , м. 61х48 …Христос в Гефсиманском саду. Х. , м. 30, 5х53, 5 У…

Графика, наброски, эскизы

Парижское гулянье. 1863 Б. на к. , акв. 15, 2х23, …Смущенная девушка. Эт. к к. Дворник, отдающий квар…Шарманщики. Б. , к.Делёж наследства в монастыре . Рисунок карандашом.…На тяге. Рисунок карандашом. 1879Наушница. Перед грозой. ЛитографияОчередные у бассейна. Эскиз. 1865 Б. , гр. к. 10. …Парижская шарманщица. Эскиз. 1863 Б. , гр. к. 27х2…Путник. 1873. Б. , гр. к. 15.

4х13. 5. ГТГРадостный отец. 1874 Рис. 21, 8х16, 8 ГРМТолкучий рынок в Москве. 1868 Рис. 29, 8х48, 7 ГТГТройка. Бумага, 15, 7х31. 1865. ГТГГитарист-бобыль. . Рис. карандашом. ГТГПраздник в окрестностях Парижа. Эскиз. 1864 Рис. 3…Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866 Б. , к. …Проповедь в селе. 1861 Рис. 49х39, 4 ГТГСельский крестный ход на Пасхе. Эскиз картины.

186…Спор о вере . Рис. пером и к. 1880 24х33. 5 ГТГЧаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 Рис. 31х37, …Юродивая, окруженная странницами. 1872 Рис. 15. 8х…Gogol wird von den Gestalten seiner Werke zu Grabe…В ссудной кассе. 1867 Х. , м. 43, 2х37, 6 ГТГКазненные пугачевцы. Рис. карандашом и пером. 1878…Мать с больным ребенком. 1878 Рис.

29, 9х22, 6 ГТГПугачевцы конвоируют пленных. 1873-75 Рис. 25, 2х2…С вокзала. 1879 Рис. 28х16. 5 ГТГСовременная идиллия. 1880 Рис. 26х19 ГТГСуд Пугачева. Эск. -вариант. Рис. 25. 5х40. 5 ГТГСуд пугачева. Эскиз картины 1875 г. из ГИМ. Х. , м…Суд Пугачева.Утопленница. Эскиз картины того же названия. Рисун…Федот и Арина. 1873 Рис. 14х12 ГТГХлыстовское радение. Эскиз. 1979 Рис.

15. х22. 4 Г…Ходоки – просители. 1880 Рис. карандашом и пером. …Генерал, требующий лошадей. Эскиз картины Сцена на…Голова Пугачева. Этюд. Рис. 19, 1х17, 9 ГТГДворник – самоучка. Рисунок карандашом и сангиной.…Кража со взломом в Пасхальную ночь. 1861 Рис. 33х4…Мальчик с поднятыми руками, обращающийся к публике…Паломники. На богомолье. 1867 Рис.

31, 6х47, 3 ГРМПечальный отец. 1873-74 Рис. 21, 8х16, 8 ГРМПохороны в бедном квартале Парижа. 1863 Б. , к. 22…Трапеза. 1865 Рис. 15, 3х27, 2 ГТГТрапеза. Эскиз картины того же названия, находящей…Уличные музыканты в Париже. 1863 Б. , гр. к.

, акв…

Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания, а в 1874 году – «Голубятник».

Не случайно на 1-й Передвижной выставке, по существу программной, он рядом с портретами, в том числе Н. Островского (кстати, страстного рыболова), показал картину «Охотники на привале» (1871 г.).

В 1877 году Василий Григорьевич исполнил полотно «На тяге», а в 1879 – «Охоту на медведя зимою». Повторение «Охотников на привале» было закончено в 1877 году. К 1879 году относятся эскизы: «Рыбная ловля с острогой» и «Рыбаки».

В разное время Перов выполнил также несколько работ с охотничьими сюжетами: «Травля на медведя» (1869 г.), «Охотники на лыжах» (1875 г.), «Охота на медведя в овсах» (1879 г.).

Став охотником, В. Г. Перов, правда, не посвятил себя всецело охотничьим сюжетам. Но этому не стоит удивляться. Сколько художников-охотников было в России, которые предпочитали писать обыкновенные пейзажи, портреты или натюрморты (даже без дичи).

Василий Григорьевич одной картиной «Охотники на привале» с лихвой окупил своё «спокойное» отношение к охотничьему жанру.

Вера в красоту, живущую в сердце человека, побудила его написать эту картину, хотя, может быть, она и не столь поэтична, как, скажем, «Птицелов».

Страстный охотник и ученик Перова К. Коровин в своих мемуарах без колебаний называет «Охотников на привале» и «Птицелова» лучшими из всех картин Василия Григорьевича. В одном из своих писем М. П.

Мусоргский в числе произведений, поразивших его совершенством, называл три из «мира Перова»: «Крёстный ход в деревне», «Птицелов» и «Охотники на привале».

«Они живут, так живут, что познакомишься и покажется – вас-то мне и хотелось видеть», – восхищался гениальный композитор.

В творчестве Перова середины 1860-х годов всё сильнее и сильнее стали звучать ноты суровой трагедии. Так, в образе «Гитариста-бобыля» (1865) он передал драму одинокого человека.

Бобыль — то ли письмоводитель, то ли конторщик какого-либо купеческого заведения, приниженный и придавленный «маленький человек» – изображён художником с большой теплотой.

В сгорбленной спине, в упавшей голове, в чертах преждевременно состарившегося лица, во всём облике ушедшего в тяжёлую думу и безрадостные воспоминания бобыля мы читаем его жизнь, полную горя и унижений.

Этот незлобивый, забитый старичок бренчит на гитаре, утешаясь в углу бедного трактира бутылкой вина. Замечательный мастер психологического анализа, Перов свою повесть об этом человеке передал в маленьком полотне, обрисовал его всего двумя-тремя меткими штрихами.

В картине «Учитель рисования» (1867) художник поведал нам о неудачливой, тяжёлой жизни своего собрата по искусству. Рухнули мечты этого человека о художнической творческой работе. Надо искать заработок обучением рисованию глаз и носов, давать частные уроки избалованным барским детям в каком-нибудь богатом доме.

В горестном раздумье, приниженный своим зависимым положением, скромный, добрый, преданный искусству учитель рисования ожидает своего богатого ученика. Жалкая судьба! Её не избежали сотни и тысячи одарённых художественных натур, не нашедших себе места в бесчувственном мире.

Самому Василию Григорьевичу Перову грозила эта участь.

Картина «Утопленница» (1867) раскрывает язвы циничного города с другой стороны.

Тело утопленницы лежит на берегу Москвы-реки, освещённое рассветными лучами туманного утра. Вокруг никого нет. Только квартальный с тупым равнодушием посматривает на мокрый труп. Красивая стройная женщина распласталась на земле, точно убитая птица. Затерялась и погибла в сетях безжалостного общества поруганная и обманутая молодая жизнь.

В своих картинах, рисунках и набросках Перов затронул ещё ряд тем, посвящённых раскрытию социальных отношений и порождённых ими пороков.

В наброске «Делёж наследства в монастыре» изображается страшная сцена грабежа имущества монахами, ворвавшимися в келью своего умирающего «брата»; один взламывает сундук, другой срывает покрывало с полумёртвого тела, третий выпивает оставшееся в бутылке вино.

Значительным произведением 60-х годов была картина «Последний кабак у заставы» (1868). Картина эта особенно поэтична. Уже надвинулись вечерние сумерки, догорает оранжево-лимонный закат.

Две подводы с кутающейся женской фигурой в одной из них ждут не дождутся хозяина, забежавшего в последний кабачок «Расставание». Загорелись тусклые огоньки в окнах. Ветер свищет всё сильнее. Дорога манит в даль, за ворота заставы, домой.

Когда же? Это щемящее чувство ожидания передано с огромной впечатляющей силой.

Перов обнаружил себя здесь тонким мастером психологического пейзажа. Он уже давно научился подчинять пейзаж задаче выражения идейного смысла картины.

Как мастерски он использован в «Проводах покойника» и как самостоятельно он зазвучал в этой работе. Уже неясен силуэт ожидающих в полумраке лошадей.

Белый с отсветами заката снег и глушь темноты создают тревожный контраст, трагическое ощущение. Тишина.

Картина полна глубокой грусти. Она вызывает тягостные размышления о человеческой жизни под этими обелисками с царскими двуглавыми орлами.

Графика, наброски, эскизы

Передвижники

Источник: https://gallerix.ru/album/Perov

«Тройка» Василия Перова: история создания картины . Кто стал главным героем самой эмоциональной работы художника?

Картина «Тройка» входит в пятерку самых известных работ, созданных художником-передвижником Василием Перовым. В ней он рассматривает социально значимую тему, связанную с эксплуатацией детского труда. Перов очень тщательно выбирал героев для своей картины «Тройка», несколько месяцев ему не удавалось отыскать подходящих моделей.

Перов Василий

Картину «Тройка», написанную Перовым, искусствоведы называют одним из наиболее эмоциональных полотен. Сейчас посмотреть на художественный шедевр, о котором много говорили в XIX веке, можно в Третьяковской галерее.

Картина «Тройка» Василия Перова — не первая работа художника-передвижника, рассказывающая о тяжелой судьбе крестьянских ребятишек. Этой теме посвящены «Дети-сироты на кладбище» (1864), «Мальчик-мастеровой» (1865), «Савояр (1864), «Спящие дети» (1870). Они также находятся в экспозициях Третьяковки.

Перов Василий Перов Василий Перов Василий Перов Василий

«Тройка» — лучшая жанровая картина Перова

1860-е годы — наиболее продуктивное время в творчестве художника-передвижника. В это время он написал несколько своих лучших работ, вошедших в историю искусства. Много сделал для развития русской жанровой живописи.

Наиболее узнаваемой стала картина «Тройка». Работать над ней художник закончил в 1866. Она заставляет задуматься о тяжелых детских судьбах крестьянских ребятишек в Российской Империи. Главные герои — трое детей, тянущих на себе тяжелые бочки с водой.

Детские лица смотрят на зрителя. Невозможно остаться равнодушным, настолько эмоционально автор передал чувства главных героев «Тройки»: утомленность, безнадежность. Задача холста — вызвать сострадание, пересмотреть ситуацию с детским трудом, облегчить быт крестьянских ребятишек.

Беспросветность и тьма

Обратите внимание на то, что Перов рассказывает о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться крестьянским детям, всеми доступными ему художественными средствами. Давайте внимательно посмотрим на картину «Тройка».

Перов Василий

Дети вынуждены трудиться в любую погоду. Вместо того, чтобы радоваться простым зимним забавам, им приходится работать, чтобы как-то облегчить жизнь своей семьи, заработать несколько копеек на хлеб. На улице метет вьюга, порывистый ветер сбивает с ног, повозка трещит на морозе.

Мы наблюдаем, как худенькие и голодные детишки, напрягаясь изо всех сил, тянут повозку, стараясь не обращать внимания на завывания холодного ветра, дующего прямо им в лица.

В детских глазах нет радости и озорства, потому что к ним уже пришло понимание, что вряд ли в будущем их ожидает что-то хорошее. В лучшем случае они повторят безысходные судьбы своих родителей, вынужденных тяжело трудиться. Вглядитесь в эти глазенки.

Сколько в них боли, ужаса и тоски. Художник старался отразить страдания всех крестьянских подростков.

Название картины не зря ассоциируется с ветхозаветной Троицей. Мастер показывает обобщенный образ жестокого уклада жизни.

Картина «Тройка»: история знакомства

На эту картину Перов настраивался больше полугода. Делал многочисленные зарисовки, прорабатывал жесты, выражения лиц, позы героев. Очень много времени у художника ушло на поиск натурщиков.

Перов Василий

Работа над картиной уверенно двигалась вперед, а вот главного героя художник так и не встретил. Нужный типаж никак не попадался. Все решил случай. Однажды живописец вышел прогуляться по переулкам, расположенным неподалеку от Тверской заставы.

Он рассматривал встречных мастеровых, которые возвращались в Москву после празднования Пасхи. И случайно встретился глазами с мальчишкой, который потом станет главным героем его знаменитого шедевра. Вместе с матушкой ребенок совершал паломничество из Рязанской губернии в Троице-Сергиеву лавру.

Художник обрадовался, что наконец-то нашел модель для своей жанровой картины. Но для этого необходимо было договориться с его родственниками. Женщина испугалась, она не могла осознать, чего хочет приставший барин. Перов понял, что странникам негде ночевать, предложил остановиться у него в мастерской.

Там он показал неожиданным гостям свое незавершенную работу, попросил разрешение написать портрет мальчика. Деревенская безграмотная женщина запаниковала, она была уверена в том, что рисовать людей — большой грех, за который Бог обязательно накажет неминуемой смертью.

Живописец проявил чудеса дипломатии, пытаясь развеять страхи матери мальчика. Приводил в пример царей и священников, которые соглашались позировать. В результате длительных уговоров удалось добиться ее согласия.

Перов Василий

Пока Василий Григорьевич делал зарисовки, женщина полностью ему доверилась, рассказала о несчастьях, которые ей довелось испытать. Мальчик оказался тезкой художника, его тоже звали Василием. А его мама представилась тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, выжили из всей некогда большой семьи только она и Васятка.

Через несколько дней странники ушли в монастырь. А живописец с увлечением стал работать над своим проникновенным шедевром. Картину приобрел Третьяков.

История получила неожиданное грустное продолжение через четыре года. Однажды на пороге мастерской Перов обнаружил безутешную маму Васи. Утирая слезы, она рассказала, что мальчик заболел оспой и скончался.

Потом художник говорил, что мать не упрекала его в гибели Васеньки. Но он долго винил себя сам. Приехала в Москву мама мальчика с единственной целью — выкупить картину, на которой был изображен ее любимый сынок.

Для этого она работала всю зиму, жила в режиме жесткой экономии. Перов объяснил, что холст продан, но на него можно посмотреть.

Живописец отвел скорбящую мать в Третьяковскую галерею, чтобы она могла увидеть портрет погибшего ребенка, оплакать его.

Василий Григорьевич пообещал безутешной матери написать еще один портрет Васи. Слово свое сдержал, через некоторое время отправил картину в деревню.

Интересные произведения искусства продаются на сайте Very Important Lot. Изучить актуальные предложения можно в каталогах. Пополняйте свои коллекции не выходя из дома!

Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/kak-sozdavalas-kartina-trojka-vasiliya-perova

Василий Григорьевич Перов — живописец, один из родоначальников жанровой картины. — презентация

1 Василий Григорьевич Перов — живописец, один из родоначальников жанровой картины.

2 — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. «Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжелое разочарование не покидало Перова до последнего времени. В этом заключается тайна обаяния, которое имел он…» (Ботин Б.Н.)

3 Появление широкого течения критического реализма в русской живописи было подготовлено в х годах частью российского общества, впитавшего прозу Н.В. Гоголя, поэзию Н.А. Некрасова, эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского.

Изобразительному искусству был необходим толчок, чтобы живописание быта обездоленных соотечественников было реализовано на полотнах. Таким толчком явилось творчество Василия Григорьевича Перова. Крити́ческий реали́зм художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке.

Главная его особенность изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

4 Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. сын барона Г. К. Криденера. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). Василий Перов. Автопортрет Василий Перов. Автопортрет

5 В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика.

Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды: большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858), малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860), большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).

6 В 1861 г. за картину «Проповедь в селе» Перов получает большую золотую медаль и право на зарубежную поездку за казенный счет, в 1862 г. отправляется в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж.

К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Парижская шарманщица», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Парижские тряпичники»).

  • 7 Проповедь в селе Парижские тряпичники
  • 8 К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).
  • 9 Парижские тряпичники Шарманщик
  • 10 Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередная у фонтана», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».

Источник: http://www.myshared.ru/slide/271683/

Реферат: Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

  • Школа № 57
  • Реферат по истории России.
  • Русский художник
  • Василий Григорьевич Перов
  • (1834-1882)
  • Тимофеева Антонина.
  • Ученица 9-го “Г” класса.
  • Красноярск 2000

Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом был губернский прокурор барон Г.К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца – Васильев.

Правда, она ему по каким-то причинам не нравилась, и впоследствии художник утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании.

Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе А.В. Ступина – лучшей провинциальной художественной школе того времени. 18-летним он переехал в Москву и поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

“ Проповедь в селе”– одна из первых картин Перова, за которую он получил в Училище большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.

В картине “Проповедь в селе”, созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви.

Священник одной рукой указывает вверх, а дугой – на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного; сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо како-то холёныё господин. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога.

“ Я хотел изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность и богатство”,– так объяснял художник замысел полотна.

Одновременно с “ Проповедью в селе” Перов пишет картину, принёсшую ему первую известность, –“Сельский крёстный ход на пасхе”. На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы.

С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей. Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек.

“ Сельский крестный ход на пасхе” вызвал протест официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения художеств, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему её Павлу Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков писал: “…слухи носятся, что будто бы Вам от св.

Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике?”

1862-1864 годы художник проводит за границей. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность раннего творчества.

В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как “Савояр”, “Слепой музыкант”, “Парижские тряпичники”. Париж Перова– это народные гулянья, балаганы на Монмартре, бродячие музыканты, нищие и бездомные. Но дальше этюдов работа не двигается.

Большие картины остаются незаконченными.

“Написать картину совершенно невозможно…не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра”, – пишет Перов. И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.

Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Едкий обличитель нравов превращается в “поэта скорби”. Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: “ Проводы покойника”, “Тройка”, “Утопленница”, “Приезд гувернантки в купеческий дом”, “ Последний кабак у заставы”, “ Спящие дети”, “ Странник”. Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе.

Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини “ Проводов покойника”(1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире.

Персонажи картины “ Тройка”(1866 г.), изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.

Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как “ Утопленница”(1867 г.) и “ Последний кабак у заставы”(1868 г.).

Следующее десятилетие, сменившее проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалось поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П.М. Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры.

Многие из портретов – Достоевского, Погодина, Майкова, Даля, Тургенева – были написаны Перовым. Признанный публикой и критикой мэтром жанровой живописи, он неожиданно становится портретистом.

Хотя даже в портрете Перов сохраняет мышление жанриста: по немногим деталям, позе, жесту, костюму мы всегда можем представить, как изображённый им человек разговаривает, ходит, какие у него привычки, кто его окружает.

Большинство его моделей– писатели. Литература занимала центральное место в культуре того времени.

Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, он был “властителем дум”, к нему обращались за разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов.

Именно таким предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное, нервное, “мятое” лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.

Не менее замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля – писателя, этнографа, автора знаменитого “Толкового словаря живого великорусского языка”, созданного им в последний год жизни.

Сидящий в кресле сухой старик, покойно сложив руки, будто созерцает в глубину прожитых лет.

В облике Даля просвечивают образы святых старцев Древней Руси: искусство второй половины ХIХ века искало носителей идеалов духовности и мудрости не столько среди служителей церкви, сколько среди интеллигенции.

В иконостас “лучших людей русских” включаются и портреты крестьян. Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – “Странник”.

В его облике ощущается чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как “Охотники на привале”, “Птицелов”, “Рыболов”, “Голубятник”.

Их герои – чудаки, идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой.

Вторая половина десятилетия окрасилась для Перова одиночеством, болезнью и лихорадочным творчеством. В 1875 году живописец последний раз участвует в экспозиции передвижников, а в 1877-м он, в течение многих лет казначей Товарищества передвижных художественных выставок, отчитавшись до копейки, выйдет из его состава.

Перов много работает в мастерской никому не показывая свои новые картины, не понятый товарищами, списанный с “корабля современности” Крамским и другими критиками. В эти годы рождается Перов – исторический живописец. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору.

Перов задумывает триптих о Емельяне Пугачеве: “Восстание”, “Помещики и крестьяне”, “Суд Пугачева” – замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века, из которого удалось осуществить только последнюю часть. Пишет многофигурную монументальную картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года – “Никита Пустосвят. Спор о вере”(1880-1881 гг.).

Перова привлекают переломные моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. Глубоко личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно эмоциональных работах: “Христос в Гефсиманском саду” и “Снятие с креста”.

“Плач Ярославны”, “Тающая снегурочка”, “Иван-царевич на сером волке” – примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском искусстве.

Существенные изменения претерпевает и живописный язык художника. Если раньше Перов долго и тщательно работал над своими произведениями, то теперь он словно торопится высказаться, мазок становится нервным и подвижным.

Перов мечется от сюжета к сюжету, многие работы начинает, но не заканчивает. Воображение художника рождает все новые грандиозные замыслы, но нет уже сил для их воплощения, и сам он понимает это.

В 1882 году он умирает от чахотки.

Путь Перова в искусстве – это путь постоянного поиска, он не боялся меняться, без сожаления оставлял области, где удалось снискать славу. Во время преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Перова было много учеников, которые впоследствии стали известными русскими художниками: М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, А.С Архипов.

С любовью и уважением вспоминали Перова его ученики. Заканчивая воспоминания о своем учителе, художник М.В. Нестеров писал: “Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце”.

Источник: https://ronl.org/referaty/biografii/58779/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector